Как уже сообщалось, 15 февраля в
городе Калязин в рамках Калязинских чтений состоялась Конференция «Уроки революционной катастрофы и
современные угрозы».
(См. отчет о конференции).
А 16 февраля в рамках IV Калязинских чтений была организована параллельная работа секций: Круглый стол на тему «Нужен ли закон о российской нации?», секция «Актуальные вопросы национального суверенитета России: образование, здравоохранение, социальная сфера, семейная политика» с участием председателя МОД «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко и сопредседателя ООД «Народный Собор» О.Ю Кассина и встреча с читателями члена Правления Союза писателей России В.В. Дворцова.
Надо заметить, что в вопросах разработки закона «О российской нации» в последнее время произошли некоторые изменения. Как мы сообщали, вместо закона о единой российской нации планируется разработка закона «Об основах государственной национальной политики». Думается, что такие изменения стали возможными, в том числе, и усилиями Русского Собрания.
Мы опросили некоторых участников Круглого стола 16.02.17. в Калязине. По их мнению, законом с измененным названием может быть лишь снята некоторая острота проблемы, но не сама суть. И в другом законе, с другим названием, либеральные разработчики всё равно будут стремиться внести те же порочные нормы.
***
Тема Круглого стола «Нужен ли закон о российской нации?» вызвана серьезными обстоятельствами, на которые обыватель, пожалуй, не склонен обращать внимание, но на которые пристальное внимание обратили в патриотически настроенных кругах страны, активисты общественных движений.
Дело в том, что в последние годы, если не сказать десятилетия, ненавязчиво, как само собой разумеющееся, происходили процессы замены слова «русский» на «российский». Казалось бы, что такого? Слова в достаточной степени синонимы, на протяжении нескольких веков употребляемые параллельно, сообразно смыслу часто заменяя или дополняя друг друга в одном и том же тексте.
Однако сегодня второе слово вытесняет первое и из бытовой речи, и из публичных выступлений, и из юридических документов.
В связи с этим напрашиваются вопросы. В чём причина или причины ухода из свободного употребления слова «русский»? Является ли этот короткий лексический сдвиг (а что такое 25 лет для существующего века русского языка?) стихийным явлением? Если не стихийное, то кем запущен процесс? Каковы цели вытеснения слова «русский»?
Напомним, что новый виток дискуссии «русский-российский» вызван уже фактами в правовом поле. Приняты документы «Стратегия государственной национальной политики» (декабрь 2012 г.) и программа «Укрепления единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 - 2020 годы» (август 2013 г.). В них уже предусмотрено понятие «российская нация» и обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов и прав национальных меньшинств, места же для слов и мероприятий по закреплению роли и значения русского народа для государства не нашлось. А сейчас еще предложена идея разработки закона о российской нации. И всё бы ничего. Если б не вся предыдущая борьба против понятий «русский народ», «русское государство», если бы не стратегия и программа, в которых слово «русский» оказалось лишним.
Начало дискуссии вступительным и емким словом придал руководитель МОО «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов.
Он напомнил, что последним событием, обострившим дискуссию по этой теме, стало прошедшее 31 октября 2016 года заседание Совета при Президенте России по межнациональным отношениям в Астрахани. Именно там член Совета в прошлом специалист по истории КПСС, а ныне заведующий кафедрой национальных, федеративных и международных отношений РАНХиГС Вячеслав Михайлов, вышел с инициативой о разработке «закона о российской нации». Со схожей идеей выступил на заседании и директор Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков. Далее А.Д. Степанов коротко описал историю обсуждения национального вопроса в русской консервативной мысли.
Россия всегда была и только может существовать как Империя, а самое короткое определение Империи - это «единство во многообразии». И чтобы это единство не разрушилось, нужна общая идея, общие цели, гражданская общность. Но достигается ли гражданская общность приравниванием «нации» к «гражданству»? Значение именно русской культуры и русского народа также имеет определяющее значение для государства. Политизация этничности главенствующего народа, русского, всегда вела к распаду империи. Ведь в 1961 году на XXII Съезде КПСС Н.Хрущев объявил о появлении новой общности - советского народа. Сегодняшние разговоры о российском народе наводят на некоторые аналогии с этой общностью. В постсоветское время слово «русский» стремились сделать вовсе запретным, для чего и потребовался синоним. Причиной происходящего в языке являлась жажда неких сил вовсе уничтожить дух патриотизма в России.
Нужно искать способы решения статуса русского народа в Российском государстве. Сомнительно, что закон о российской нации будет этому содействовать. Есть опасность, считает Анатолий Дмитриевич, что эта проблема будет решена в кулуарах антропологами и этнологами печально известной «школы Тишкова», что угрожает бедами как русскому народу, так и национальным меньшинствам России. Поэтому нужна определенная позиция патриотической общественности.
Писатель Андрей Юрьевич Хвалин говорил о том, что в идеале он не против закона о российской нации. Ничего предосудительного нет в том, чтобы называть нацию «российской». Однако вызывают опасения реальное наполнение данного понятия. Существуют непреодолимые препятствия к тому, чтобы общество, до сего дня не повинившееся в разрушении государства в 1917 году, смогло воспользоваться всем положительным опытом, который был в Российской Империи. Для носителей христианского мировоззрения ближний - это любой, а для носителей любого иного мировоззрения - ближний это только свой (единоверец, единоплеменник, земляк). Именно поэтому мы искренне не понимаем, почему, как только появляется более одного «иноземца» - они тут же объединяются в свой, обособленный от нашего, мирок.
Нынешние либералы могут размыть понятия «гражданин», «нация», «народ», разработчики внесут в него только то, что нужно им. И если в скрытой форме обсуждаемый закон будет преследовать подобные цели, необходимо возражать таким попыткам, считает А.Ю. Хвалин.
Член ЦС МОО «Русское Собрание» Андрей Витальевич Сошенко отметил, что многие современные русские мыслители и публицисты совершенно верно соотносят понятия «русский» и «российский», как очень близкие, почти синонимы. «Рус» - исторически русское название. Это уже при большевиках слово «русский» стало обозначать именно этнос, а в качестве общего понятия использовали слово «советский». «Рос» - тоже исторически русское понятие, но греческой транскрипции. Но, какое понимание «россиянству» придается в ельцинское время?! Понимание «плавильного котла». Именно такое «россиянство» имеют в виду и сегодняшние либералы, инициаторы разработки закона о «российской нации».
Русский, государствообразующий народ на протяжении последнего века всё время растворяют в «плавильных котлах», «политических гражданских нациях». Будь то «советский народ», будь то, сейчас, «российская нация». Между тем именно в русскости, а не в российскости - перспектива государственного единения.
На настоящем историческом отрезке - понятие «российский» не несет в себе русскости. Когда в стране на всех центральных уровнях будет осуществляться настоящая национально ответственная власть, тогда можно будет поставить знак равенства между «рус» и «рос», но не на данном историческом участке. И ничего не изменит, а только ухудшит положение вещей, если, как предлагают некоторые, будет закон о «российской нации», а внутри него будет «прописано» значение русского народа. В этом случае законодательно будет закреплена порочная юридическая подчиненность русскости «россиянству».
Чем быстрее прекратятся все спекуляции по термину «российская нация», тем лучше для России и всех её народов. Статус и значение русского народа необходимо отразить поправками к Конституции РФ, отдельным законом «О русском народе (русской нации)» и документом о национальной идее России. А.В. Сошенко предложил выразить однозначное отрицательное отношение к закону «о российской нации».
Глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин отметил, что в духе, душе человека надо искать принадлежности к тому или иному народу. Чем можно определить принадлежность духа? Конечно, - мыслью... Кто, на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски»,- говорил В.И. Даль. Как немцы не называют себя германцами, так и кабардинцы, татары, чеченцы никогда не откажутся от своего народа. А всю нашу огромную страну со всеми народами за границей всегда воспринимали и сегодня воспринимают как русских. По предполагаемому же закону как мы будем называть русскую литературу? Как будем называть русскую культуру? Попытка принять закон о «российской нации» - входит в планы глобалистов лишить русский народ его имени, поскольку только обезличенным его можно будет подчинить «мировому правительству». Конституция России 1993 года была написана для покоренного народа, поэтому требует исправления. Необходимо помнить о той роли, которую на протяжении веков играл русский народ в сохранении и развитии культуры народов и народностей нашей страны. Россия, русский народ не раз защищали от порабощения многие другие страны и народы.
Сегодня у нас множество проблем, которым мы пытаемся противостоять единым фронтом. Закон о ювенальной юстиции не прошел, но его отдельные положения пытаются продвигать в Государственную Думу частями. Во многих вопросах все время мы сталкиваемся с назойливыми попытками продолжения разрушительных процессов. Предлагаемый закон «О российской нации» направлен против интересов русского народа. «Необходимо высказаться против его принятия», - заключил К.Г. Ильин.
Священник Сергий Карамышев заметил, что попытка отменить деление на народы - ничто иное, как богоборчество. Замена понятия «русский народ» на «российский народ», при том, что всё множество народов России сохранит свою идентичность, возможна только за счет русского народа. Между тем сейчас требуется ровно обратное. Сегодня русских притесняют не только в России, но и на Украине, в Беларуси, иных бывших республиках СССР. Для сохранения России необходимо устранить дискриминацию русского народа - он единственный в современной России не имеет своего отдельного субъекта, не имеет своего парламента, конституции, которые есть у других народов.
«Возможно принятие совсем другого закона - «о российских нациях (народах)», но не закона «о российской нации»», - считает отец Сергий.
Руководитель Нижегородского отделения «Русского Собрания» Сергей Васильевич Скатов обратил внимание участников Круглого стола, что не смотря на отсутствие оппонентов, в каждом выступлении звучали доводы в защиту слов «русский», «русский народ».
В Нижегородской области русских 96 процентов. Проводятся в области дни татарской культуры, а также дни еврейской, португальской, японской, любой иной культур. А дней русской культуры нет. Китайцев в Китае - менее 80 процентов, японцев в Японии - менее 80-ти. Но там никто не пытается писать законы о нации с другим названием. А в России русских более 80 процентов! В Конституцию России необходимо внести понятие державообразующего народа. Никто из здравомыслящих представителей других народов в России не будет против этого, потому что русские сохранили верования и уникальные культуры народов России.
«Мы - русские! Это есть данность. В Конституции есть только «русский язык» как государственный, но нет понятия «русский народ». Юридически нас нет. Но фактически - есть», - подытожил С.В. Скатов.
Соучредитель МОО «Русское Собрание», публицист из Тулы Константин Геннадьевич Новиков напомнил о 90-х годах, когда либералы приучали не употреблять слово и понятие «русский», не только в официальных документах, но и в дискуссиях и разговорах, да и от употребления слова «Россия» пытались максимально уходить, потому что Россия ассоциируется с русским народом. Например, в партии «Демократическая Россия» на полном серьезе велась дискуссия по вопросу: как уйти от упоминания «России» в названии партии.
«Русские живут не только по законам, но и по исторической своей памяти. В сознании мы всё равно русские. Закон не нужен. Но даже в случае принятия - он окажется бесполезным», - считает К.Г. Новиков.
Представитель Русского Собрания в Ярославской области, руководитель Хуторского казачьего общества «Русское» в городе Ярославле Сергей Иванович Халин поделился своим опытом организации русской общины, воспитания детей в русских традициях. Рассказал, как сначала его семья приобрела небольшой домик в частном секторе в центре Ярославля, как завели маленькое подсобное хозяйство. А воспитанный, таким образом, один из его сыновей буквально заставил своими настойчивыми просьбами купить корову в их личное хозяйство. Сначала одну, потом вторую. В это же время появились друзья, тоже многодетные семьи, вместе с другими единомышленниками создали православную казачью общину. В настоящее время постоянных членов казачьего братства - 20 мужчин с семьями. Есть и переменный состав - люди, которые по каким-либо причинам не могут быть постоянными членами общества и принимают участие по мере возможности.
Переходя к выводам, он напомнил, что ни в Российской Империи, ни в СССР главенство русского народа никем не оспаривалось. В этом залог крепости государства.
В настоящее время, из-за вопиющей несправедливости и унижения русского народа градус напряженности в обществе растет. Готовящийся закон о «российской нации» - это новый удар по государствообразующему народу, а значит - и по Отечеству. «У каждого народа нашей страны есть имя собственное и историческая территория проживания, и лишь русскому народу уготовано рассеяться и раствориться в стране «российской нации». Да не бывать этому!» - вывод С.И. Халина.
Член Совета Тверского регионального «Русского Собрания» Олег Владимирович Кудряшов также выразил настороженность попыткам принятия закона «о российской нации». Люди сегодня уезжают в крупные города, отрываются от земли, от корней, в мегаполисах утрачивается русская национальная культура. Для сохранения русского народа важно развивать малые города и сёла, обращать внимание на другие важные вопросы государственного развития, а не на разработку сомнительных законов.
В прениях выступили также другие участники Круглого стола из Калязина и Твери, которые выразили неприятие разработке закона о российской нации. По результатам круглого стола решено составить резолюцию, в которой выразить отрицательное отношение «Русского Собрания» и участников Калязинских чтений по вопросу разработки закона «о российской нации».
Вербина Мария, г. Калязин