Отец Иосиф

О насельнике Пафнутьева Боровского монастыря

0
1671
Время на чтение 8 минут

 

 

 

 Редактор издательства Пафнутьева Боровского монастыря отец Иосиф занимается не только книгами и монастырской газетой

 

Когда я работал ответственным редактором в издательстве Пафнутьева Боровского монастыря, то с главным редактором издательства отцом Иосифом (Королевым) мы виделись почти каждый день и даже дружили, как может дружить горячий грузинский парень с немногословным тихим монахом, поставленный над ним начальником. Обычно мы встречались в пять утра на братском молебне, а расставались часов в одиннадцать вечера в редакции, куда он приходил писать статьи, редактировать и готовить лекции для студентов семинарии, которые в отличие от нормальных людей он не скачивает из интернета, а добросовестно пишет, иногда до утра.

 

 

 Автор статьи, о. Иосиф и паломницы из Лондона

 Отец Иосиф как мог, терпел мою дружбу, хотя давалось это ему с трудом и не всегда. Как-то раз я купил себе новую куртку. В салоне, когда примерял на футболку, было нормально, а когда надел поверх пуловера, оказалась маленькой. Куртка хорошая, удобная, и теперь ее нужно было срочно кому-нибудь подарить. Но кому? Отец Фотий - большой, ему точно не налезет. Отец Макарий - высокий, будет коротко. И тут в редакции появляется худенький и добрый отец Иосиф. К тому же осенью, зимой и весной в сером длинном драповом пальто из советских старых фильмов про субботники. В руке потертый большой чемодан со священническим облачением и всем необходимым, чтобы пособоровать или причастить какую-нибудь бабушку, на ногах стоптанные всепогодные ботинки, на голове выцветшая скуфеечка, на лице - кроткая улыбка. «Отец Иосиф! У меня для вас подарок!» Он с изумлением смотрит на меня и тихо качает головой: «Что вы, зачем?» «Затем, что куртка мне мала, а выбросить жалко!» «Пожалуйста, не надо!» А я смотрю на его чудное драповое пальто и говорю: «Надо!» Да и наши издательские сотрудницы вступились: «Берите, берите, отец Иосиф! Ахалашвили все равно от вас не отстанет!» Чтобы не спорить, отец Иосиф снимает свое пальто, и за смирение надевает куртку. Она оказалась ему в самый раз, и как он не отнекивался, всей редакцией мы заставили ее взять. Повздыхав, отец Иосиф куда-то уходит. Возвращается с целым ворохом верхней одежды. Собрал все, что у него в келье висело, и принес. «Денис, выберите, что вам подойдет. Это будет вам ответный подарок». И так на меня посмотрел, что я не стал спорить, а сразу стал примерять. Подошла кожаная куртка. Как я ее надел, он сразу заулыбался: «Прямо на вас шита! Носите с Богом!», - одежду в охапку и бегом из редакции, чтобы я не передумал.

Когда я сломал свои единственные очки, отец Иосиф, у которого сильная близорукость, тут же снимает свои и говорит: «Денис, возьмите, это хорошая удобная оправа! Поедете к окулисту, закажите стекла!» И щурится на меня как крот на солнце. В другой раз у меня перетерлась дужка деревянного нательного крестика, он покачал головой и принес крест, вырезанный из дерева с Елеонской горы, который ему подарил один монах из греческого монастыря возле храма Гроба Господня в Иерусалиме. И сейчас этот крест на мне. А его любимая икона святителя Луки Крымского - в ординаторской Московского института травматологии, где мне спасли ногу от ампутации. «Вы к врачам поедете, а у них работа такая, что им без помощи Божьей никак нельзя! Отвезите им икону святителя Луки!»

 

 

Будущий иеромонах со своим любимым духовником схиархимандритом Власием Перегонцевым. 1996 г.

 Мы познакомились с ним много лет назад, когда отец Иосиф был послушником Олегом, келейником у духовника монастыря, схиархимандрита Власия (Перегонцева) и нашего с ним духовного отца, к которому я время от времени приезжал. И каждый раз наблюдал, как маленький худенький послушник стоял посреди волнующейся бурной толпы, желающих попасть к старцу на прием. И сейчас народ в ожидании встречи с батюшкой бывает не сахар, а тогда, в девяностые, чего только не происходило! То какие-то личности с охраной хотят через головы остальных без очереди, то списки этой самой очереди, которые одно время для порядка заводили, украдут, чтобы потом себя первым записать, то просто кому-то плохо станет. Только Господь ведает, что будущему иеромонаху пришлось тогда пережить. До сих пор помню его умоляющие глаза и тонкий срывающийся голос: «Братия, умоляю вас! Не обижайте друг друга, не злословьте, не ссорьтесь, пожалуйста!»

С тех пор прошло много лет, а отношения своего к людям он не поменял. Допустим, надо нам ехать в администрацию Боровска, чтобы передать беженцам из Украины деньги и подарки, собранные в монастыре, а машины нет, все с утра разъехались по делам. Отец Иосиф, не раздумывая, мешок с подарками на плечо, и на дорогу. Я замечаю ему, что идти несколько километров, он удивленно смотрит из-под очков: «Нас с вами на трассе обязательно кто-нибудь подберет! Увидят монаха в рясе с тяжелыми мешками и сразу остановятся!» И вот мы шагаем по жаркой обочине, смотрим на проезжающие машины, водители которых не обращают на нас никакого внимания, отец Иосиф на мой недовольный взгляд качает головой и искренне удивляется: «Как странно, обычно останавливаются. Это, наверное, потому, что сегодня понедельник, все на работу опаздывают!»

В мире детей и чистосердечных монахов люди живут по законам ангелов, и если порой и поступают плохо, то не от жестокосердия, а по недоразумению. При виде чьих-то неблаговидных поступков отец Иосиф краснеет как ребенок и готов высказать самые страшные припасенные специально для этого случая слова: «Как вам не стыдно?!» Других ругательств за все время, что его знаю, от него не слышал.

Если кому-то плохо, он о своей застенчивости мигом забывает, и поступает решительно и быстро. Вот идет отец Иосиф после вечерней и встречает соседских мальчишек, грязных, неумытых, скучающих. Чего такие грустные, носы повесили, почему в храм не ходите? Мальчишки переглядываются, плечами пожимают: «А чему радоваться-то, дядя?»

И уже в воскресенье он устраивает для всех местных мальчишек из неблагополучных (и благополучных) семей поход на реку. И не просто так, бабочек половить и благочестивые беседы разговаривать, а с рыбалкой, купаньем, настоящим пейнтболом, ухой, веселыми озорными играми и песнями по гитару у костра. Смотришь, глаза у мальчишек уже другие, не пустые и грустные, а радостные и счастливые. В самый разгар праздника отец Иосиф тихонько уходит от костра и незаметно уезжает в монастырь по делам.

 

 

 В походе для детей из неблагополучных семей

 Однажды приходит в редакцию чернее тучи. Что случилось? - спрашиваю. Был в Доме старчества в Ермолино. Бабушку отпевал. Со стариками разговаривал. Плохо им, одиноко. Некоторых вполне благополучные дети привезли и забыли. Нянечки говорят, чтобы кто-то вспомнил, приехал, такого почти не бывает. Надо с этим что-то делать. Поедемте завтра молебен к ним служить, я договорился с начальством, проведем обряд освящения.

И вот мы в Доме старчества. Пока устанавливаем в фойе стол, ставим иконы и свечи, появляются старики. Кто-то приходит сам, кого-то ведут сестры-хозяйки, кого-то везут на каталке. Смотрите, это батюшка! Он приехал! А можно будет с ним поговорить? Конечно! А можно будет его попросить? Можно! Вскоре собираются все, кто может ходить. Сестры-хозяйки и повара тоже здесь. Старики внимательно смотрят на приготовления и тихо перешептываются. Они стоят плечом к плечу, боясь пошевелиться и сделать что-нибудь не так. Когда отец Иосиф читает молитвы, тишина стоит такая, что слышно, как где-то капает из крана вода. Только когда он начинает кропить всех святой водой, все оживают. Батюшка, на меня брызни, на меня! Женщина на каталке протягивает руки и вздрагивает, когда капли падают ей на лицо. Она улыбается и целует свой нательный крестик. Отец Иосиф решительно идет по палатам - кропит все помещения и комнаты в здании. А после молебна записывает имена всех, чтобы поминать их за литургией.

- Если будет хотя бы несколько человек, кто захочет причаститься - вот мой сотовый. Звоните, я приеду и причащу. Смотрит в молчаливые лица вокруг и добавляет: Хотя бы двое. Вздыхает и, опустив глаза:

- Будет хоть один желающий причаститься - я приеду.

И дарит старикам иконы Пресвятой Богородицы. Сестры-хозяйки долго не решаются отдать список имен - они встревожены и все время шепчутся. Затем одна собирается с духом: Простите, пожалуйста, у нас больше нет - и протягивает отцу Иосифу мятые пятьсот рублей. Увидев деньги, тот не на шутку рассердился. Зачем вы, немедленно прекратите! А затем уходит к окну с мужчиной, у которого несколько дней назад умер отец. Мужчина просит, чтобы батюшка отслужил молебен за упокой. Обязательно отслужу! И вы, пожалуйста, тоже о нем помолитесь! Ваша молитва ему очень важна! Что-то долго шепчет ему на ухо и гладит по плечу.

А на следующее воскресенье к старикам в Ермолино отец Иосиф приехал с учениками из воскресной школы с Высокого, дети пели для стариков песни, читали стишки и играли с ними в разные веселые игры. И может быть, впервые в этих стенах звучал громкий детский смех, и все кругом радовались и смеялись. Конечно, маленькие артисты захотели приезжать к старикам постоянно. И приезжают. Они же дети. Православные дети, и знают, что о стариках надо заботиться.

Послушаний у отца Иосифа много, и только Бог ведает, когда он все успевает. В Пафнутьевом Боровском монастыре он руководит издательством, работает экспертом в Издательском Совете Русской Православной Церкви и преподает в Калужской Духовной семинарии.

 


 

 Но главное его послушание - служить настоятелем на монастырском подворье в храме Покрова на Высоком, жемчужине деревянного русского зодчества, старшего знаменитых Кижей на сто лет. Здесь преподобный Пафнутий подвизался 33 года, и здесь покоятся его благочестивые родители Иоанн и Фотиния. Сегодня их часовню украшают мозаичные фрески работы одной из ведущих российских мастерских, а Царские врата в храме - точная копия тех, что хранятся в Государственном Калужском музее.

Приезжаешь на Высокое - и попадаешь в мир, словно сошедший со страниц древней монастырской рукописи: деревянный храм Покрова на погосте за резными воротами в окружении кленов, цветов и туй. И воскресная школа, и трапезная, и бювет на святом источнике преподобного Пафнутия - все выполнено по старинным чертежам и древним строительным канонам из чистого светлого дерева. Смотришь - и сердце радуется. Только на изготовление крыши чайного домика были вручную изготовлены около 30-ти тысяч чешуек из осины, которые делали больше года.

Сейчас сюда приезжают первые лица Российского государства, известные общественные и церковные деятели, а когда отца Иосифа только поставили настоятелем, здесь стояла полуразрушенная церковь, и кругом бурьян и крапива выше человеческого роста. Для ребят из окрестных Детских домов на источнике преподобного Пафнутия регулярно устраивают такие концерты, что послушать приезжают гости из Москвы и Калуги, а на церковные праздники собирается весь Боровск.

Как-то раз спрашиваю у отца Иосифа, почему мол, на сайте вашего храма ни слова о новом здании строящейся воскресной школы, куриной ферме, и других начинаниях, а все о семейных праздниках, походах да концертах? А вот писали бы о своих добрых делах, глядишь, кто-нибудь бы и помог! Отец Иосиф улыбнулся и отвечает: «Да, наверное, вы правы. Что-то надо бы написать. Только когда заранее афишируем, сложно все идет. Мы больше привыкли молиться....»

 

 

С беженцами из Луганска

 

 

С главным редактором Русской народной линии Анатолием Степановым

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Дионисий Ахалашвили
Чем запомнился схиархим. Власий (Перегонцев).
Как отличить настоящего от лжедуховника?
04.07.2025
Он ушёл на Казанскую…
На день рождения схиархимандрита Власия (Перегонцева)
09.02.2022
Все статьи Диакон Дионисий Ахалашвили
Последние комментарии
Почему в России до сих пор не запретили никаб?
Новый комментарий от Виктор Себелев
07.08.2025 16:23
Пришло время
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
07.08.2025 16:10
Что ждать от встречи Путина и Трампа?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
07.08.2025 13:28
Сталин и антисистемы. Репрессии 1936-38 гг.
Новый комментарий от Константин В.
07.08.2025 12:57
«Приоритетом должно быть сохранение семьи»
Новый комментарий от Русский человек
07.08.2025 10:05