itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Кони головы склонили и на колени пали свои...»

О Николае Искровском, 2 октября - день памяти священномученика

0
950
Время на чтение 8 минут

Крестовоздвиженский храм в селе Искровка (что на стыке границ Кировоградской и Днепропетровской областей, в 45 км от Кривого Рога), где почивают мощи о. Николая, является местом тихого паломничества...

В Царский день 17 июля 2001 года, 15 лет назад, Священный Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II постановил прославить Священнопротоиерея Николая (убиенного 2 октября 1919 года) клирика Кировоградской (Елисаветградской) епархии в лике священномучеников.

Святым о. Николая почитали и при жизни: он «вычитывал» бесноватых, врачевал больных, обладал даром прозорливости: ему была открыта дата собственного убийства. Он её называл - 2 октября. Это запомнили; были и те, кто ждал - исполнится или нет. Он говорил, что его будут хоронить трижды.

Между тем, нам мало что о нём известно. Неведома и его фамилия. Вдова о. Николая дважды её меняла. Сын поменял фамилию ещё раз, вернувшись из лагерей, чтобы - как полагают - обезопасить уже своих детей. Если это так, то можно заключить: фамилия была «на слуху», громкой. Родственно он как-то был связан с Тулой, оттуда приезжали гости.

Документов не сохранилось, но по разрозненным воспоминаниям Крестовоздвиженский храм построен на средства императора Николая II. Рассказывают так (запись с пересказа воспоминаний очевидицы Феоны Головатой, умершей в 1982 году в возрасте 96 лет): «Церковь в Искровке построилась в 1905 году на деньги царя Николая II. К нему поехали два человека просить землю под церковь, потому что пан по имени Виктор не хотел ее дать даром. Тогда царь спросил, за какие деньги будут строить. Они сказали, что будут по людям ходить-просить на строительство храма. Царь спросил, где возле их села есть ближайшая станция, туда, мол, будет приходить кирпич, вы будете перевозить, а вам будут за это платить...»

То есть Государь откликнувшись на просьбу жителей. Он посодействовал решению вопроса с приобретением земельного участка и, как полагают, из личных средств оплатил закупку кирпича, перевозку материалов и работу строителей. Более того, по его просьбе в Петербурге дьякон Исаакиевского собора о. Николай, духовное чадо праведного Иоанна Кронштадтского, был рукоположен во священника и направлен настоятелем в Искровку.

Внучка Николая Искровского Уара, 1942 года рождения: «Мама никогда не говорила о том, что она невестка о.Николая, всё было в тайне. Знали только те люди, которые действительно были верующими и знали дедушку и бабушку. После закрытия храма мы стали часто ездить к могиле дедушки, больше стали расспрашивать о дедушке и бабушке.

9 мая 1955 года вернулся с тюремного заключения наш папа. Этой радости не передать. Иногда он рассказывал о дедушке, бабушке, о себе... Рассказывал, что дедушка был высокий, подтянутый, кудрявый... Всегда ходил с улыбкой, любил пошутить. Ходил всегда в скромном подряснике. Роскошных одеяний не любил. Был простым священником. Служил диаконом в Кронштадте, возле отца Иоанна Кронштадтского, закончил Духовную академию в Санкт-Петербурге. Иоанн Кронштадтский направил дедушку на Украину, в самую глушь - Искровку, построить там церковь, служить Богу и лечить людей».

Молва так же доносит, что Государь с семьёй присутствовал на освящении храма. Есть и явно фантастический слух: «Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду». В любом случае, всё это свидетельствует о глубинном почитании верующими людьми своего монарха-страстотерпца.

И ещё Феона об о. Николае: «У него была послушница Ефросиния... <которая> приходила в храм первой, а уходила последней. Один раз пришла утром и услышала, как о. Николай с кем-то разговаривал, и последние слова были: «Для тебя, Господи, всё готов претерпеть». Когда батюшка вышел из алтаря, она спросила, с кем он разговаривал. Он ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить».

+++

Село Искровка расположено в местности достаточно своеобразной. Пока едешь к селу, часто видишь в степи высокие грунтовые отвалы - это гигантские карьеры рудников. Железные рудники. Где-то поблизости и урановые. Горные разработки видны нам через гугл и из космоса - никем не лечимые язвы земли. Искровка стоит на реке Ингулец при впадении в неё реки Жёлтая. В запрудах много рыбы, ловят её и сетями (верно, браконьерят) и руками, рыба по виду как бы сонная (связано ли это с урановыми рудниками - никто не говорит, но рыбу ловят все, кому ни лень).

Вблизи реки о. Николай выкопал источник (место было в конце его большого огорода) и сказал: «Нигде вокруг не будет такой воды. А этот источник неиссякаемый!». В теплое время года о. Николай ежедневно проводил молебны возле этого источника, там и «вычитывал». При строительстве дамбы на Искровском водохранилище источник засыпали. Рассказывают: «Через пару лет из Кривого Рога приехал шахтер на костылях - специально к источнику. Узнав, что случилось, он разрыл руками землю там, где раньше был источник, вылил на себя три ведра воды, положил костыли и ушел». Недавно обильный источник был благоустроен в очередной раз. Ключевые струи бьют в двух местах. Над ними установлены кресты из чёрного камня, оборудована купальня, как заведено и в других местах на святой Руси.

+++

Об убийстве священника Николая.

Жительница Кривого Рога Мария Клименко пересказывает то, что слышала от своих родителей: «Ночевал он последнюю ночь у одних людей и сказал: «Сегодня я у вас, наверное, ночую последнюю ночь. Но, кто будет молиться и поминать, того я вымолю из ада и его сродников до 5-го колена». В этот день, 2 октября 1919 года, его убили махновцы. Наехало их очень много. Три махновца пришли в храм, вывели батюшку из храма, издевались над ним, как только хотели, - это видели искряне. Потом привели его к кладбищу. Один из махновцев выстрелил батюшке в грудь, пролилась кровь».

В рассказе Феоны - другие убийцы: «В тот вечер прилетел отряд красных. Батюшка людей отпустил домой, а сам вылез на колокольню. Но староста сказал, где батюшка. Красные его стянули, вывели на кладбище и расстреляли. Шли мимо две женщины с поля и прикопали его, а ночью пришли еще с одним мужчиной и перехоронили на другом месте. Через год приехало много священников, сделали гроб и перехоронили возле храма... тело о.Николая было нетленное, такое, будто его сегодня убили».

Вот и получилось - трижды хоронили.

+++

Кто же убил?

Мария Клименко: «Павел, который убил отца Николая, жил на руднике Фрунзе возле депо; долго болел. Его жена пригласила Евдокию, которая постоянно ходила в Николаевскую церковь и которая была на руднике «Октябрь» в Кривом Роге. Эту Евдокию приглашали к больным. Она помолится, и больной или больная выздоравливают. Евдокия удивилась, что Павел такой высохший, одна шкура да кости. Только и того, что живой. Спрашивает его: «Брат, какой же ты грех сделал, что до сих пор не умер и не выздоравливаешь?» Он рассказал ей о том, как он убивал и как от его руки умер священник Николай Искровский. Говорит Евдокия жене Павла: «Привези священника, чтобы он его причастил, маслособоровал, тогда он умрет или выздоровеет». Жена привезла священника, сделали обряд, вскоре Павел умер».

Много позже об этом рассказал и нынешний настоятель Искровского храма протоиерей Василий: «Когда я только приехал сюда, один дедушка решил покаяться (он много лет болел, просил смерти у Бога, но всё не умирал). Он-то и рассказал...»

Рассказал, помимо прочего, что у большевиков существовал специальный отряд, «в который входило около пятидесяти человек. Набирали туда местных. Их задача была именно убивать священников: большевики «боролись» за умы крестьян».

Тут вопрос к историкам. Но доподлинно известно, что в июне 1919 года В.И. Ленин был извещён о чрезвычайных делах ЧК на Украине и отправил председателю Всеукраинской ЧК М.Я. Лацису записку: «...на Украине Чека принесли тьму зла, будучи созданы слишком рано и впустив в себя массу примазавшихся. Надо построже проверить состав... При удобной оказии сообщите мне подробнее о чистке состава Чека на Украине, об итогах работы».

При этом из истории Красного террора известно, что среди приговоров того времени был такой: «За участие в Союзе русского народа в 1905 году». Революционеры мстили за своё поражение в Первой русской революции.

Как известно, св. Иоанн Кронштадтский, чьим духовным чадом был о. Николай, приветствовал создание СРН, оклеветанный позже всеми врагами исторической Руси. Праведный Иоанн вступил в СРН, написав в заявлении: «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, - прошу зачислить меня как единомышленника».

«Дедушка», о котором говорит о. Василий, на исповеди признал себя убийцей «искровского попа». «По его словам, - продолжает о. Василий, - Николай был девятый, кого они убили, и далеко не последний. Но это убийство долго не давало покоя всем в отряде: когда отец Николай умер, лошади встали на колени...»

Любопытно, что в Акафисте эпизод с конями включён в иной контекст: «...богоотступники затоптали могилу твою хотяще, лошадей привели, память о тебе попрати желая, но кони головы склонили и на колени пали свои, святость твою пред Богом проявляяй...»

Богоотступники - «активисты» режима - конями хотели затоптать могилу, но кони встали перед ней на колени. В Акафисте, вероятно, поётся о третьей могиле о. Николая, о той, в которой он был похоронен в 1920 году за алтарём царской церкви.

+++

Мощи о. Николая обретены 17 сентября 2001 года. Из документа «Обретение мощей священномученика Николая Искровского»:

«04.20. Докопались до крышки гроба. Гроб обит материей розового цвета и золотой бахромой. Крышка гроба частично провалилась (в ногах)...

04.35. При снятии крышки гроба видно: голова покрыта покровцом (видны зубы нижней челюсти). В правой руке Крест. Под левой рукой Евангелие. Кадило находится с правой стороны от мощей.

04.40. Сняли покровец. Большая часть сохранилась, и началось благоухание. На задней части головы сохранились волосы с телом. Волосы черные. Ризы зеленого цвета. Передняя часть лица и верхняя челюсть сильно раздроблены. От черепа идет благоухание. Приподняли левую руку с Евангелия, на Евангелии много мира. Миро не благоухает...

05.25. Обнесли мощи вокруг храма один раз с пением «Святый Боже».

05.30. Занесли в храм для облачения...

Проходит осмотр повреждений.

Повреждение мощей:

Раздроблена передняя часть лица, лба и верхней части головы (от сильных и частых ударов). Сломана нижняя челюсть, нет нескольких задних зубов. Остальные зубы в хорошем состоянии. Третье ребро снизу (справа) - сломано. Сломан тазобедренный сустав справа. На мощах в области сердца обнаружены два круглых отверстия. Нет чашечки на левой ноге...»

Над ним люто издевались, словно бы действительно мстили...

Настоятель храма о. Василий говорит, что временами мощи, ныне находящиеся в храме, в раке, изготовленной в Одессе, начинают благоухать, причём это не зависит от того, открыта стеклянная крышка или закрыта.

По молитвам к Николаю Искровскому происходят исцеления, поражающие врачей...

+++

Наличие свидетельств, иногда противоречащих друг другу в деталях, как известно, подтверждает истинность события и создаёт многомерное видение. Между тем, полноценное Житие свщм. Николая Искровского ещё не написано. В будущем, вероятно, что-то могут прибавить и дополнительные изыскания в архивах Петербурга, как и другие изыскания и свидетельства...

По открытым источникам, Олег Мономах

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Олег Мономах
Фишки Порошенко
С чем президент «незалежной» идет на выборы?
12.02.2019
«Меня кинули как лоха»
На пресс-конференции Виктор Янукович говорил не о своей вине...
07.02.2019
Пророчества Александра Солженицына
К 100-летию со дня рождения писателя
12.12.2018
Всюду беззаконие...
Читая документы Константинопольского патриархата
24.10.2018
Все статьи Олег Мономах
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Vladislav
08.02.2023 23:46
Нерусские русские
Новый комментарий от Vladislav
08.02.2023 23:40
Из Украины готовят «мерзость запустения»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
08.02.2023 22:50
Гендерно-нейтральные термины для обозначения Бога
Новый комментарий от Адриан Послушник
08.02.2023 22:02
В России нет своих компьютеров
Новый комментарий от Адриан Послушник
08.02.2023 21:03
Я долго ждал этого!
Новый комментарий от Адриан Послушник
08.02.2023 19:54
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от ликбез
08.02.2023 19:09