Человек любви и веры

О светлом образе митрополита Никодима (Руснака)

0
394
Время на чтение 5 минут

...Вспоминаю, как я, один из числа членов Всемирного Русского Народного Собора в составе делегации писателей, журналистов, учёных, верующих, в общем, хороших людей оказался в Харькове в начале двухтысячных. Были диспуты, конференции в вузах Харькова, встречи, в том числе и с местными писателями. Но откровенно скажу, что самое большое впечатление на нас оказали встречи с митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом († 15 сентября 2011 года). Они были занимательными, по-своему, поучительными и провидческими. Перед нами предстала поистине исполинская фигура нашей Церкви. Владыка Никодим родом из заповедной Буковинской земли, что отстаивала славянское Православие в Австро-Венгрии и Румынии. В этих сложных обстоятельствах он духовно взращён. В юности подвизался в Иваново-Богословском монастыре, после учился в Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре, затем возглавлял Духовную миссию Русской Православной Церкви в Иерусалиме...

Снова Россия, исток царской династии Романовых - Кострома и древний Галич. И тут совсем редкое в советское время явление - высокий духовный пост в Латинской Америке с центром в Аргентине...

И снова родина - Харьков, цветущая сложность Львова и опять Харьков, где пастырская деятельность святителя Никодима достигла вершин. Там нам и довелось встретиться с этим великим сыном нашей Церкви, выдающимся человеком, мудрым старцем и бодрым духом современником.

Этого человека - пастыря, наставника - сопровождала поистине постоянная Божия благодать. От него исходила радость, уверенность, покой. Я в этом убедился при первых своих встречах в Харькове, тогда, в начале двухтысячных в здании Епархии, с которой и началось наше знакомство.

Первый визит в городе мы нанесли митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму. Слава о его духовном даре и обаянии была известна в наших братских странах.

Как водится, мы стоя приветствовали Владыку. Но, кажется, что в этом был не просто заведенный порядок, церковный этикет, но ещё и память магнетическая, потусторонняя сила почтения и поклонения. После небольшой молитвы средостение между гостями и хозяином растворилось, как бы и не было различий.

Писатели - народ любопытный, несколько дерзостный, стали расспрашивать: как пришёл Владыка к вере, закрепился в ней? «Да, мне и не надо было туда приходить, - сказал он, - я в ней всегда был с родными и близкими, в храмах и монастыре, где апостол Иоанн Богослов стал моим духовником и наставником. А Буковина всегда была землёй православной, отстаивающей свою веру и в Австро-Венгрии, и в Румынии. Это была земля верующих и работящих людей...»

Владыка же, как магнитное поле, был связан с верой.

...Митрополит Никодим рассказывал нам о своей службе в Аргентине. Его встречи и молитвы со своими бывшими земляками многих связали сердцем и молитвой с родной землёй, послужили их духовному укреплению. Да, встречи, молитвы сопровождали его всегда...

Своим рассказом Владыка Никодим научал нас духовному единству.

«Ну, а если Вы такие любопытные, я Вам свои вирши почитаю». - «Свои?» - «Ну да, многое виденное в стихотворную строчку ложится». - И дальше читал необычные, пришедшие издалека строчки. Да, - сначала думал я, - это русские стихотворцы Тредиаковский, Сумароков в XVIII веке так писали, - но виделось большее. - Так писал народный философ и мыслитель, поэт Григорий Сковорода. Такой слог был и у митрополита...

Там, в XVIII веке, русское и украинское слово было очень близко всем на севере и юге державы. Изучая то время в архивах Москвы и Ленинграда, Тамбова и Одессы, Херсона и Николаева, Севастополя и Корфу материалы о святом праведном адмирале Ушакове, близко изучал слово того времени, речь тогдашнюю и эта близость мне была понятна. Когда некие «мудрецы-патриоты» начинают говорить, что украинский язык - неполноценный язык, не имеющий самостоятельности, то я всегда напоминаю им, что украинска мова не «наречие», а полнокровный, близкий, самостоятельный язык. - И это, ведь, не какие-нибудь ярые «самостийники» придумали, а было решение Российской Академии 1903 года. Это соединение с прошлым, старорусским, вот таким корневым, ярким, близким церковно-славянскому, исходящим из древнерусского языка, что и демонстрировал в своих виршах Владыка.

Поражённые сочным, образным, ярким словом, мы переглянулись и поняли, что перед нами, как говорит один наш православный друг, «не касаясь священного сана», поэт. - Почему не касаясь? - Именно соединил духовную мысль и поэтическое умение поэт, властитель мысли и сердца людей.

Не сговариваясь, а скорее восхищаясь, мы приняли его в члены Союза писателей. Его стихи часто печатались в журнале Сергея Котькало «Новая книга России». Сергей же всегда был с нами, когда мы были у митрополита. Запомнилась встреча перед тем, как мы приложились в Благовещенском соборе к мощам Патриарха Цареградского Афанасия Сидящего, в далеком семнадцатом веке прибывшего за помощью к русскому царю и скончавшегося по пути обратно в Преображенском Мгарском монастыре.

Владыка рассказал нам о перипетиях в сложной церковной жизни XVII века, о гонениях на находящихся под игом Турции греков, о том, как мощи Патриарха Афанасия в период гонения на русскую Православную Церковь в ХХ веке были перенесены в Харьков.

Для нас он был настоящей энциклопедией жизни, одним из высших авторитетов среди иерархов Церкви, которая после знаменитого Церковного Собора в 1992 году сохранила свои устои, избрав блаженным владыкой Украины митрополита Владимира.

Ясно, что путь был непрост. Волны политики разного толка накатывались на Украину, как и на Россию. Затуманивалась великая созидающая суть наших народов, создавших светоносную восточнославянскую православную цивилизацию, которая вместе с англо-саксонской и романо-германской создала великую европейскую цивилизацию. Украина, Россия и Белоруссия с далёких веков были Европой, и им отнюдь не надо было стремиться, проситься в Европу - они всегда там были.

Харьковский Архиерейский собор Украинской Церкви сохранил верность каноническому, вековому православию на Украине, хотя и с потерями. Православный народ Украины показал это во время исторического Крестного хода с востока и запада страны за мир и спокойствие на Украине, за глубину веры и сияние любви. И в отблесках этого чувства верности Господу были явными лучи света от владыки Никодима, посланные им через годы славянскому народу.

В живой, мудрой беседе, где мы чувствовали себя, хоть и учениками, но и радостными собеседниками. На стол не раз ложились светские и церковные книги, вставали разные вопросы бытия, веры, окружающей жизни.

Встреча, как начиналась, так и заканчивалась молитвой. Вставали, конечно, все, но с лёгкостью вставал и Владыка. Потом, чуть улыбаясь, сказал мне: «Давай руку!» - С его стороны стола, снизу, были выдолблены четыре ямки для пальцев. Он вставлял их туда и вставал. Тихо и как-то по-детски доверительно говорил, улыбаясь: «Вот, видишь, легко вставать». Конечно, вставать в его возрасте было нелегко, а он вставал и вставал обязательно, исполняя благодарную молитву о последних своих делах.

В один из ярких осенних дней в Харьков доставили мощи святого равноапостольного великого князя Владимира. Светоизлучающе прищурившись, Владыка сказал: «К нам прибывают мощи, пойдём и мы приложимся к ним».

Мы вышли во двор епархии. Владыка приложился к святым мощам, а потом разрешил и нам склониться перед мощами. Как бы новый свет встал перед нами, невидимая нить связывала время от тех данных лет к нашим дням.

Как мы были благодарны Владыке за радость прикосновения к великому прошлому Святой Руси.

Как благодарны мы Владыке за эти мгновения встреч.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Ганичев
Все статьи Валерий Ганичев
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06