Какие времена, такие и песни

0
1119
Время на чтение 5 минут

Мы деградируем в музыке и деградируем уже давно. Кто сомневается, может увериться, проанализировав тексты популярных песен разных лет. Я стал обращать внимание на содержание текстов, а не только, так сказать, на музыкальное оформление, должно быть, лет с десяти, то есть, с середины 1960-х. Конечно, на моё восприятие влияло и мнение близких мне взрослых людей, их музыкальные и литературные пристрастия. Другим мощным фактором стало моё обучение музыки. На этой стезе из-за отсутствия таланта и собственной лени я не стяжал никаких лавров, но смею думать, что благодаря музыкальной школе сформировался мой музыкальный вкус. В то время телевизоров было мало. У нас в семье, например, его не было вовсе. Вместо телевидения имелось радио, которое у многих вообще не умолкало. В нашей огромной коммуналке с утра до вечера никого не было, поскольку все работали и, когда я приходил из школы, мне было неуютно и страшновато одному. И тогда я включал радио. Оно создавало иллюзию чьего-то присутствия. Мне уже не было так одиноко, и я его практически не выключал, даже готовя уроки. Вот почему я знаю весь советский песенно-эстрадный репертуар наизусть. Но ведь в то время передавали и народную музыку (сейчас только Бабкину, которую «народницей» можно назвать лишь с натяжкой), а также и классику во всём её разнообразии. Надо сказать, что «пионерские» песни я напрочь игнорировал. Все эти «взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры - дети рабочих», «Будь готов всегда во всём. Будь готов ты и ночью и днём...» А к чему готов? «Заложить» кого-нибудь? Хотя в музыкальном отношении они были составлены вполне профессионально, да и тексты их осмысленные, агитационные. Именно это подсознательно мне не нравилось, возможно, потому, что я из семьи «контриков».

Те же прохладные чувства вызывали во мне, когда я подрос, и песни комсомола («комсомольцы-добровольцы»). А вот многие песни военных лет не только нравились, но и вызывали восхищение. До сих пор я считаю песню «Соловьи» шедевром. Впоследствии я понял, что страшное потрясение и вызванные им патриотические чувства и вдохновение породили эти искренние и проникновенные звуки. Опять-таки, нравилось не всё. Например, кумиры военных лет Шульженко и Утёсов. Последнего я вообще не переношу, а у Шульженко мне нравится совершенно не военная песня «Голубка», хотя, конечно, эта певица талант и звезда в своём роде. Наш сосед по выходным крутил до бесконечности одну и ту же пластинку с записью «Тёмная ночь» в исполнении М.Бернеса. С тех пор эту песню я слышать не могу. А вот «Шаланды полные кефали» люблю. Уж больно эта песня не «советская»! От неё веет самобытностью, независимостью. И только в таком городе, как Одесса, этом своего рода советском Гонконге она и могла родиться. На этой же соседской пластинке помещались и песни более позднего времени: «И опять во дворе», «А ты, улетающий вдаль самолёт». И все их я одинаково не переношу, потому, что слышал раз тыщу, и теперь эти звуки напоминают мне нашего вечно пьяного соседа, который по субботам порол двух своих малолетних сыновей, а по воскресеньям колотил несчастную жену.

В конце 1960-х - начале 70-х моё поколение подрастало, и песни начали меняться. Девчонки в нашем классе с азартом распевали: «Хмуриться не надо Лада, для меня твой смех награда...Лада», а потом и Ободзинского «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег». Тут уже не было никакой агитации. И, если первая, что называется, псевдёжь, то вторая отвечала нашему молодому настроению и пробуждающимся чувствам. Но и песни 70-х не избежали, на мой взгляд, скудоумия, пошлости текстов и однообразия ритмов. «В белом платье с пояском я запомнил образ твой», «Осень она не спросит». А потом появились ВИА. И вот тут маразм расцвёл: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди, надейся и жди» или: «Наши руки не для скуки, для любви сердца, у которой нет конца». Вот это да, «шедевр», нарочно не придумаешь ! И этот самый ансабль «Пламя» дул всё в унисон, в один голос. Некоторые говорят, что никакого «застоя» в период правления Л.И. Брежнева не было. Да был он, был! Достаточно послушать песни тех лет. Эти слова ни в коем случае не относятся к такому ансамблю, как «Песняры». Вот у них, что ни песня, то хит, настоящее событие. Это попытка связать новое и старое, влить новое вино в старые мехи. Как ни удивительно, иногда неплохо получалось. Нельзя также проигнорировать вошедшую в те времена в моду т.н. «бардовскую» песню. Я не являюсь поклонником этого стиля. Скажу только, что признанный ас направления В. Высоцкий, по-моему, интересен как «протестующий» поэт, но не как музыкант и, тем более, исполнитель.

1980-е - эпоха новых веяний в эстраде. Пугачёва, Ротару. Талантливые исполнители. Хорошо начинали. У Аллы была ныне совсем забытая песня из кинофильма «Такая короткая долгая жизнь»: «От всех других, украдкою, стирая слёзы с глаз, читаю строки повести, написанной про нас...». Действительно слёзы наворачивались, когда она это пела. Вторая прославилась вначале на народных молдавских и украинских песнях. Затем обе погрязли в «попсе», из которой так и не выбрались. Появился В. Токарев. Когда я услышал в автобусе «Не надо грустить господа офицеры», то ясно почувствовал: коммунистам конец. Затем был Игорь Тальков и, кажется, одновременно с ним появился отец Роман. Я не знаток теории музыки. Я не знаю, к какому направлению можно отнести творчество этих двух истинно популярных исполнителей. Факт, что здесь текст совершенно осмысленный, без бесконечных повторений одних и тех же слов и фраз, что меня так возмущает в нашей эстраде, а исполнение профессионально и имеет свой индивидуальный почерк, содержание же глубоко патриотично и взывает к лучшим чувствам слушателя. Если и дальше русская песня будет развиваться в этом направлении, то всё в порядке. Если же нет, то первые слова этой заметки продолжают оставаться актуальными. Я имею ввиду именно русскую песню и русскую эстраду, потому, что всё, что нам передают, всю эту жалкую попсу, подражательную (конечно же, Западу), бездарную, пошлую, скучную, пишут и исполняют люди не русские (по крайней мере, не русские душой). А ведь ни один народ в мире, кроме, пожалуй, итальянцев, не может похвастаться таким богатым и превосходным музыкальным наследием, как русские! У кого ещё столько замечательных композиторов? Может быть, не все знают, что П. И. Чайковский самый исполняемый композитор в мире? В мире, а на родине? Часто ли мы его слышим в эфире? Попробуйте включить радио. Всюду англоязычная эстрада, немного разбавленная отечественными «достижениями» в два притопа, в два аккорда. Русская песня полностью исключена из репертуара наших современных СМИ, как и всё прочее, поднимающее русский дух, думаю, вполне осознанно. Вот какой-нибудь дебильный рэп, это, пожалуйста! Рэп представляется мне крайним выражением музыкального и смыслового упадка. Он, без сомнения, войдёт в историю как «современник» ЕГ, как средство отупления масс. В результате развивается болезнь под названием гельмантоз с катастрофическими последствиями, когда инфицированный не может отличить белого от чёрного, добра от зла. Между тем, звучи русские песни в эфире, даже без всяких комментариев, души наших людей не смогли бы не откликнуться: «Эх, донцы молодцы», «Когда я на почте служил ямщиком», «Липа вековая», Варяг», «Что затуманилась зоренька ясная» и несть им числа. Только о тройке русские люди сочинили десятки прекрасных песен. Вкус надо воспитывать с детского сада, а то наши дети и внуки впитают себя такие «шедевры» :

«Мы с приятелем на пару

Забивали косяки.

Неужели нас посадют

За такие пустяки?»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. 3 рудовский

«И великая "Темная ночь" не мила автору, и "Не надо печалиться..." не угодила. И пионер у автора всегда готов не к труду (учебе, обороне, заботе о близких, поиску смысла жизни), а к стукачеству…»

. Вот именно. Советская песня – это сублимация молитвы. Не я сказала, но согласна.
_Ольга_ / 17.08.2016, 14:13

4. Re: Какие времена, такие и песни

Николаев, а что народной песне делать на эстраде? Она не для этого, это совершенно разные вещи.
Анна де Бейль / 17.08.2016, 09:30

3. Re: Какие времена, такие и песни

Русский рэп, конечно, на 99% дрянь, но эта статья... Это нечто! Какой замечательный образец русо- и советофобии. И великая "Темная ночь" не мила автору, и "Не надо печалиться..." не угодила. И пионер у автора всегда готов не к труду (учебе, обороне, заботе о близких, поиску смысла жизни), а к стукачеству. Действительно "контра"... А ведь ни один народ в мире, кроме, пожалуй, итальянцев, не может похвастаться таким богатым и превосходным музыкальным наследием, как русские! (с) Немцы: Пахельбель, Бах, Гендель, Бетховен, Шуман, Вагнер, Брамс и так далее.
рудовский / 17.08.2016, 07:49

2. Это - не упрёк, это - глубокое недоверие

Повеяло самобытностью, независимостью ... просоветским либерализмом в пацриотической кпаковке. Интересно, что такие масс-любители отечественно-советского так и не вышли защищать СССР, так и повелись на ельцинские разводки по борьбе с привилегиями. И не в жажде ли "отнять и присвоить" себе была привлекательноять "антипривилейной" борьбы. А теперь - самобытностью, независимостью.....
Лебядкин / 17.08.2016, 06:20

1. Re: Какие времена, такие и песни

"...А ведь ни один народ в мире, кроме, пожалуй, итальянцев, не может похвастаться таким богатым и превосходным музыкальным наследием, как русские!" Хочу выразить батюшке свою благодарность за безусловно точное и единственно правильное восприятие и ощущение песни, как жанра всенародного и самого демократического. Исто- рическое перечисление названий и жанров, их эстетическая оценка полностью совпадает и с моей, а это значит что и выводы наши совпада-ют: время, которое и не время вовсе, а без-временье. сответстввует и полному отсутст- ствия какого-либо смысла в нынешней массовой "песне", будь это "рокк" или "рэп", или какая другая не русская пошлая поделка. Однако верю, что наша родная русская народная песня ещё вернётся на массовую эстраду и ещё раз докажет своё богатейшее смысловое и интона-ционное богатство. Всё же случайное, прехо-дящее уйдёт навсегда. Жаль только ребят, не имеющих возможностей в школе и дома услышать наши, по-настоящему прекрасные родные песни, но однажды и в них проснётся генная память и непременно они разобьют нынешнюю назойливо-унылую пластинку...
Николаев. / 16.08.2016, 11:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Савва Михалевич
Путь в монастырь
Рассказ
22.03.2021
Профи
Рассказ
15.03.2021
Переезд
Рассказ
11.03.2021
Приходские заботы
Рассказ священника
24.02.2021
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Все статьи Протоиерей Савва Михалевич
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45