itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Воскресение Христово

0
283
Время на чтение 16 минут

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ С ВЕЛИКИМ И СВЕТЛЫМ ПРАЗДНИКОМ ВОСКРЕСЕНИЕМ ХРИСТОВЫМ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасха, - по словам свт. Григория Богослова, - есть «праздников Праздник и Торжество торжеств». Воскресение Христово, являясь венцом христианских праздников и основой веры христианской, есть величайшая истина, которую проповедовал св. Апостол Петр вместе с одиннадцатью Апостолами после сошествия Святого Духа, говоря: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его... чему мы все свидетели» (Деян. 2: 24, 32).

Как отмечает блж. Феофилакт: «Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему» (1: 112, 113).

* * *

В результате первородного греха человек сам отошёл от благодатного общения с Богом. Иначе говоря, сам перерезал «духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатью Духа Святого» (архим. Иоанн (Крестьянкин) (2: 8). Из-за утраты благодати Божьей силы души человека (сердце, ум и воля) повредились и в нём произошло искажение образа Божьего. Это искажение было столь сильным, что жизнь первых рождённых на земле людей уже была связана с одним из самых тяжких, по христианским понятиям, грехов - убийством. Ибо «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8).

По мнению свт. Игнатия (Брянчанинова): «падение человека так глубоко повредило его, что он, отвергши жизнь плача на земле, избрал на ней жизнь наслаждений и вещественного преуспеяния, как бы торжествуя и празднуя самое падение свое. К этой жизни плотского наслаждения и преуспеяния, убивающей жизнь для Бога, уже начали склоняться некоторые из детей Адама, мало внимая повести о рае и о духовном состоянии человека, находя в стране изгнания полную пищу и удовлетворение в скотских и зверских страстях своих» (3:175). Преп. Иоанн Дамаскин так описывает греховное состояние падшего человека: «Владычественное место ума заступила неразумная похоть, которая стала управлять разумной душою. Отягченное греховною праотчею печалью, сердце человеческое стало беспрестанно обуреваться нестерпимой душетленной бурей страстей, превратившихся в целое неистово волнующееся море. Вообще вся душа человека сделалась омраченной, а тело его, воемое законом греховным во удах своих, стало легко склоняться ко греху» (цит. по 4: 90). Религиозный философ В. Н. Лосский говорит, что, если раньше в человеке дух должен был жить Богом, душа - духом, тело - душой, то после первородного греха «дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными... Душа, в свою очередь, становится паразитом тела - поднимаются страсти. И наконец тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть» (5: 253).

Таким образом, возможность греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в склонность или уклонение к греху. «Зло приразилось к естеству, как ржавчина - к меди и грязнота - к телу» - говорит Антоний Великий (цит. по 6: 251). Преп. Макарий Великий пишет: «После того, как человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, и тонкая и глубокая, вошедши внутрь, овладел пажитями души до глубочайших ее тайников... обратился в привычку и предубеждение, с младенчества в каждом возрастает, воспитывается и учит его худому» (цит. по 7: 156). Приверженность к греху настолько укоренилась в человеке, что свт. Григорий Богослов даже говорит о практической невозможности человека не совершать грехов вообще (8: 490, 505), что можно понимать, как невозможность собственными силами, без помощи Божьей, преодолеть греховные влечения.

Священное Писание прямо указывает на всеобщность человеческого греха, например: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6: 12); «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8: 46); «Нет правдивых между людьми» (Мих. 7: 2); «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3: 19); «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Такое нравственное состояние мира св. Иоанн Предтеча характеризует, как грех мира (Ин. 1: 29).

Однако Бог не оставил человека после его падения и «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Плач. 3: 22). И «когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель» (свт. Игнатий (Брянчанинов) (3: 183). Как сказано в Новом Завете: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16); «Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 10); «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5: 19); «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2 Кор. 5: 21).

Таким образом, вина человека не устранила его возможности к обόжению. Обόжение является, - по словам В. Н. Лосского, - «единственной истинной целью», средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (5: 281). Ибо «Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них - всей вселенной» (5: 280). Предназначение первого Адама выполнено вторым Адамом - Христом: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом».

Это утверждение с глубоким смыслом, - по словам прот. Ливерия Воронова, - впервые появляется у св. Иринея Лионского: «Господь наш по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он» (Против ересей. Кн. 5. Предисл.) (9: 92, 93). В дальнейшем оно встречается у свт. Афанасия Великого: «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились» (Слово о воплощении Слова, гл. 54) (цит. по 10: 444. Книга 1), свт. Григория Богослова: «Богом был ты (Христе) от века, человеком же явился нам напоследок, чтобы после того, как Сам Ты стал человеком, меня сделать богом» (Ст. ο самом себе), «Бог вочеловечился и человек обожился» (К Кледонию. 1 посл.) (цит. по 10: 444. Книга 1), других свв. отцов.

Свт. Григорий Богослов также говорит: «Нам надо было, чтобы Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить» (цит. по 5: 280). Аналогичную мысль высказывает и свт. Афанасий Великий: «Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть» (цит. по 5: 280). Умереть, чтобы оживить нас. Дать нам возможность избавления от рабства греха и смерти.

«Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва за грехи мира, составляет основную истину христианства...» - говорит прот. Н. Малиновский (10: 448. Кн. 1). «Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе...» - пишет митр. Филарет (11: 41). «В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь «очистив» его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8) и «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 10)» - отмечает прот. Л. Воронов (9: 71).

Крестной смертью Иисуса Христа осуществлено примирение Бога и человека. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5: 19). Человеку в полной мере стала доступна благодать Божья. Иначе говоря, каждый получил возможность исцеления и жизни, поскольку отсутствие благодати Божьей означает болезнь души и духовную смерть. Открылись врата Царства Небесного, которые были закрыты после падения Адама для всех душ. «Ибо глава падших ангелов - сатана вместе с ордами подчиненных ему духов стал на пути от земли к раю, и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной человеческой души, разлучившейся с телом. И праведники, и грешники нисходили во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов) (цит. по 12: 79).

Иначе говоря, «ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до Воскресения и Вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное» (13: 139, 140). Господь вернул к жизни души ветхозаветных праведников, так как «сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось во гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного» (14. Ч. 1).

Этим была завершена полнота победы над адом - местом духовной смерти, где «нельзя найти утех» (Сир. 14: 17), - и завершена полнота действий, обеспечивающих пребывание в Царстве Небесном всех праведных душ. Господь наш и Спаситель Своей смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2: 14). Таким образом, человеку была дарована возможность Вечной Жизни - жизни с Богом, жизни в Боге, жизни в Царстве Небесном. Ведь, как известно, истинная жизнь человека - это когда душа соединена с Богом, а не когда душа соединена только с телом.

Также отметим слова, сказанные Иисусом Христом Нафанаилу: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 51). Эти слова означают, что «с момента прихода Христа в мир, происходит коренное изменение в мироздании. Грехопадение человека привело к тому, что небо стало закрыто для нас, между миром горним и миром дольним - пропасть. В видении Иакова (Быт. 28: 12) эта пропасть перекрывается таинственной лестницей, по которой могут восходить и нисходить ангелы, но это - во сне, а наяву никакой лестницы нет, и явление ангелов в этом мире - событие исключительное... Здесь же Господь Иисус говорит, что эта лестница стала реальностью, небо отверзается, и явление Божией воли и силы в земном мире становится нормой. Эта «лестница», «мост», соединяющий Бога и Его творение, - это Сам Христос, Богочеловек. Он - Сын Божий, сошедший с небес, Он же - Сын Человеческий, восходящий к Отцу, и когда Его восхождение (Вознесение) совершится, двустороннее движение между Небом и Землей будет открыто, и Дух Святой сойдет в Пятидесятницу на апостолов в этот мир, как в свою вотчину. Видение отверстого неба, действительно, даруется людям; его видят Иоанн Креститель во время Крещения Господня, трое апостолов во время Преображения, перводиакон Стефан перед казнью, апостол Павел во время молитвы, апостол Иоанн Богослов в Откровении и многие другие святые; возможно оно и для нас...» (15).

Возможно, потому что обращение к Иисусу Христу, - Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), - и изменение своей жизни под воздействием Святого Духа, преобразует грешного человека в сына Божьего. Ибо, - как говорит св. апостол Павел, - «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8: 14), «а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4: 7).

Далее, «по разрушении Иисусом Христом ада последовало Его ВОСКРЕСЕНИЕ из мертвых - воссоединение Его человеческой души с Пречистым Телом, которое лежало во гробе, но восстало прославленным, светоносным и бессмертным» (прот. Н. Малиновский) (10: 478. Кн. 1). Христос воскрес! И «бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя», - говорит В. Н. Лосский (5: 288). Воскресение Христово, являясь прообразом всеобщего воскресения (1 Кор. 15: 20, 47-49, 51, 52), «служит залогом и удостоверением, что оно совершится» (прот. Н. Малиновский) (10: 480. Кн. 1). «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века» - сказано в Символе веры (т. е. Жизни Вечной в воскресших и нетленных телах).

Совокупность последовательно совершившихся и связанных между собой величайших евангельских событий: Воплощения Сына Божьего; Крестных страданий и смерти безгрешного человеческого естества Иисуса Христа; Схождения в ад и выведение оттуда всех праведников; Воскресения - обеспечивает необходимое условие (основание) полноты спасения души человека во все периоды её существования. При этом земная жизнь Спасителя является эталоном и примером благочестия, а его учение - непосредственным и действенным руководством по спасению человека и приобщению его к жизни вечной. Приобщению к - Царству Небесному. Приобщению - к блаженству в соединении с Господом!

Однако хотя Бог и «недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 26-28), и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), и стоит у дверей души нашей, и стучит (Откр. 3: 20), - Он не хочет входить без нашего желания. Ибо, «Бог спасает нас не без нас» (свт. Афанасий Великий) и «не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет» (свт. Иоанн Златоуст) (цит. по 9: 45). Он только ждет, пока Ему отворят дверь, так как чтит великий дар, данный Им человеку - свободу нравственного выбора.

И этот выбор, определяющий, что будет ждать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь - в своей земной жизни. Поэтому время нашей жизни на земле - бесценно. Мы должны успеть не только сделать правильный выбор, но и накопить определённый духовный капитал. Именно он и будет нашим пропуском в Царство, ключ от Которого - у Царя! Ведь, хотя Царство и даётся по великой милости Божьей, однако оно никому не навязывается насильно. И для Его достижения требуется определённая духовная направленность всех сил человека (духовных, душевных, телесных). Требуется преобразование его сердца.

Таким образом, для спасения необходимо деятельное участие и самого человека. Ведь от его воли зависит многое. И даже благодать, «спасительная для всех человеков» (Тит. 2: 11), может оказаться тщетной, если человек не приложит свои силы к соработничеству с Богом. В святом Евангелие об этом сказано так: «От дней Иоанна Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12); «...с сего времени Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16: 16); «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13, 14); «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13: 24).

Иначе говоря, поскольку Божественным Домостроительством созданы необходимые условия для спасения человека, к ним - для создания достаточных условий - еще следует добавить и благочестивую волю человека. Нужна синергия (соработничество, соединение) двух воль - Бога и человека. Ибо, хотя человек и был «сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, но две - в обожении. Одна воля для создания образа, но две - для того, чтобы образ стал подобием» (В. Н. Лосский) (5: 244).

Для возможности перехода от богообразия к богоподобию (или для спасения) милостью Божьей человеку даровано великое право - обменять свои временные земные права на право войти в Царство Небесное, право узнать Истину, право получить вечное блаженство! Иначе говоря, - добровольно, сознательно и свободно передать свою волю в руки Бога. В православных молитвах об этом говорится так: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» (молитва Господня); «Ты Сам, Владыко, всяческих творче, сподоби меня истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (молитва св. Макария Великого); «Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой... Руководи моею волею» (молитва Оптинских старцев).

Отметим, что в мирской жизни обычной ситуацией является сознательное принятие человеком временных трудностей для приобретения в дальнейшем желаемых благ. При этом, чем значительнее ожидаемые блага, тем бóльшие тяготы он готов претерпеть для их достижения. Так что же тогда можно сказать о временных неудобствах в жизни земной, если они необходимы для достижения вечного блаженства в Царстве Небесном? Даже простой здравый смысл говорит, что не может быть для нас ничего более правильного, чем сознательное и смиренное принятие временных земных скорбей для достижения Царства. Ведь Господь наш и Спаситель, Иисус Христос, говоря полюбившемуся Ему юноше: «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10: 21), по сути дела, предлагал ему обменять один вид сокровища - сокровище земное в виде имения и богатства, на другой его вид - сокровище небесное (т. е. предлагал обменять один вид права - право на собственность и роскошь, на другой его вид - право войти в Царство).

Иными словами, предлагал добровольно и сознательно принять временные земные неудобства для возможности в будущем войти в Царство Небесное и получить вечное блаженство в соединение с Христом. При этом, как очевидно, речь здесь идёт не о простом товарном обмене, а о сознательном следовании за Христом, взяв свой крест!

Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3: 20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей. Здесь можно привести следующую аналогию. Человек в своей жизни находится как бы в некоем жизненном море, где вместо морских волн бушуют волны страстей и похотей. И стоит Бог и протягивает руку помощи, руку спасения. И в воле человека, - оказавшись вдали от берега, и не имея возможности добраться до него собственными силами, - взять эту руку, этот спасательный духовный круг (т. е. встретиться с Богом) или оттолкнуть её. Но тогда уже сам человек будет виноват в своей погибели. По мнению преп. Ефрема Сирина: «Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя» (16: 81).

Таким образом, встреча с Богом преобразует нашу жизнь и восстанавливает нас. Просветляет наш ум, умудряет сердце, укрепляет волю и веру. Наполняет сердце любовью к Богу и людям. Открывает дорогу в Царство Небесное!

Поэтому, - для спасения нашего, - с искренним покаянием и великой радостью, с верой, надеждой и любовью, откроем своё сердце воскресшему Иисусу Христу! - Истинному Свету, просвещающему и освящающему весь мир! - Агнцу Божьему, взявшему на Себя грех мира (Ин.1: 29), лежащего во зле (1 Ин. 5: 19), и являющемуся умилостивлением за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2: 2)! - Который стоит у дверей души нашей и стучит! Ибо сказано в Писании: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3: 20).

Или другими словами: каждому христианину нужно найти своё духовное дерево, с которого он, как Закхей, - сможет увидеть Иисуса Христа и услышать: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме... Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 5, 10). «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). По словам свв. апостолов: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тит. 1: 5); «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Ин. 2: 25).

Так воскликнем же вместе со свт. Иоанном Златоустом: «Смерть! где твое жало?! ад! где твоя победа? (Ос. 13: 14; 1 Кор.15: 55 - П.Д.). Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, - первенец из умерших (1 Кор. 15: 20, 22, 23; 1 Кол. 1: 18; Откр. 1: 4, 5; Деян. 26: 23 - П.Д.). Ему слава и держава во веки веков! Аминь» (Огласительное слово на Пасху).

ХРИСТОС ВОКРЕСЕ! И ЕГО ВОСПЕВАЕТ ВСЕ ТВОРЕНИЕ ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ!

* * *

Господи, Иисусе Христе - Сыне Божий!

Ты даешь нам пищу и питие для тел наших.

Напитай, напои, услади Всемилостивый и души наши

словом Твоим, которое есть Истина. Ибо верующий в Тебя

и слушающий слово Твое - прощён будет, не судится

и имеет жизнь вечную. И призывающий имя Твое - спасется. Аминь

(Иоиль. 2: 32; Ин. 3: 18; 5: 24; 3: 14-16; 3: 36; 5: 24; 6: 40; 6: 47; Деян. 10: 43; 2: 21; Рим. 10: 13; 1 Тим. 1: 16).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Новая книга, 1996.

2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. - Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

3. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке // О человеке: сб. - М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2004.

4. Пантелеимон, иер. Антропология по творениям святого Иоанна Дамаскина // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Вып. 1. - Пермь: Панагия, 2002.

5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. - 1991. - (Религиозно-философская серия).

6. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

7. Добротолюбие / пер. с греч. Свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. - Т. 1. - М.: Сретенский монастырь, 2004.

8. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. - М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.

9. Воронов Л., прот., док., проф. Догматическое богословие: учеб. для дух. учебн. завед. - 2-е изд. - Клин: Христианская жизнь, 2002.

10. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. - М.: Православный Свято - Тихоновский богословский ин-т, 2003.

11. Филарет, митр. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. - Варшава: Синодальная Типографиия, 1930.

12. Серафим (Роуз), иер. Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви. - М.: Сретенский мон-рь, 1997.

13. Закон Божий. М.: Сретенский мон-рь. Новая книга. Ковчег, 1998.

14. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.

15. Сайт «Библия-Центр». Мысли вслух на Ин. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bible-center.ru/note/20121110/main, свободный. - Загл. с экрана.

16. Новоселов М. Ф. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. Издательский дом: «Лепта-Пресс» - (Испытание мудростью. Вып. 7), 2003.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 1., М.Яблоков:

Добросельский, прекращайте всякие свои выдумки писать! Никаких "достаточных условий" для спасения не существует. О "достаточных условиях" ни один святой отец нигде не говорил. Отцы наоборот утверждают, что "Благодать же не есть ни долг, ни награда, ни воздаяние» (свт. Иоанн Златоуст).

В моём ответе Яблокову, в последнем абзаце, имеется описка: написано - "Поэтому хочу пожелать Яковлеву сублимировать свою энергию критиканства..."; правильно: Поэтому хочу пожелать Яблокову сублимировать свою энергию критиканства..." . Прошу модераторов внести соответствующее изменение.
p.dobr / 06.05.2016 17:14

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

Добросельский, прекращайте всякие свои выдумки писать! Никаких "достаточных условий" для спасения не существует. О "достаточных условиях" ни один святой отец нигде не говорил. Отцы наоборот утверждают, что "Благодать же не есть ни долг, ни награда, ни воздаяние» (свт. Иоанн Златоуст).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЯБЛОКОВА Когда же вы, наконец, прекратите прилюдно демонстрировать своё невежество в православном богословии, а также в способе изложения своих нелепостей и в манере ведения диалога?! Прикрываясь при этом, святоотеческими цитатами без понимания их смысла и смысла православного учения о спасении в целом, и мня себя «защитником» и «апологетом» Православия? Так ранее (см. ст. «Вопросы брака и семьи в христианстве») вы назвали меня и, по сути дела, всех, кто не исповедует мнение о «виновности всех людей в первородном грехе», — еретиками. Вы даже сослались на «Символ Веры», в котором якобы сказано о вине потомков! Но в «Символе Вере» об этом ничего не говорилось и не говорится. И никогда не будет говориться, поскольку Третий Вселенский Собор, созванный в 431 г. в городе Ефесе, запретил менять Символ Веры. А может быть у вас есть свой собственный «символ не православной веры»? Но тогда именно вы и будете являться еретиком! Кроме того, к сведению, в богословии имеются различные мнения по вопросу об отношении потомков Адама и Евы к их грехопадению в раю (первородному греху). А именно: а) все потомки Адама и Евы не виновны в первородном грехе и не виновны в его последствиях в них (т. е. — в наследуемой греховной природе); б) потомки не виновны в первородном грехе, но виновны в его последствиях в них; в) потомки виновны в первородном грехе. Пора бы вам уже знать это. Однако вам и этого показалось мало, и вы там же приписали мне слова, которые я не говорил, причём умудрились сами же на них и ответить! Удивительное «изобретение» имени псевдо-знахаря от православия – Яблокова! Так что вам есть чем «гордиться»! Я всё это говорю потому, что причина ваших критиканских излияний в виде отдельных бессмысленных возгласов, заключается в вашей злобе на мою критику. А ваша неспособность объективно возразить, заключается в вашем дилетантском подходе к православной антропогии (о чём я уже ранее говорил). При этом ваша агрессивность основана на вашей чрезмерной самоуверенности в истинности своих представлений и такой же чрезмерной амбициозности, не позволяющей вам согласиться с очевидным! Теперь о НЕОБХОДИМОСТИ И ДОСТАТОЧНОСТИ. В православной (библейской и святоотеческой) антропологии ясно говорится о НЕОБХОДИМОСТИ синергии (соработничества, сотрудничества) двух воль: Бога и человека. Ибо «Бог спасает нас не без нас» (свт. Афанасий Великий) и «не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет» (свт. Иоанн Златоуст). Бог только стучит в дверь нашей души (Откр. 3: 20) и ждет, пока Ему отворят, так как чтит великий дар, данный Им человеку — свободу нравственного выбора. Это православное положение о спасении является столь известным и очевидным для православных, что, казалось бы, не требует каких-либо пояснений. Но для мнящего себя «защитником православия» — Яблокова – приведу дополнительные разъяснения, особенно учитывая его «познания» в области православной антропологии и его злобность за обоснованную критику его критиканства: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил. 2: 12); «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5: 10); «Для сохранения чистоты нам не довольно только креститься и уверовать, но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (свт. Иоанн Златоуст); «Надобно, чтобы спасение зависело как от нас, так и от Бога ... К преуспеянию моему нужны две доли от великого Бога, именно первая и последняя, также одна доля и от меня. Бог сотворил меня восприимчивым к добру. Бог подает мне и силу, а в средине — я, текущий на поприще» (свт. Григорий Богослов); «Спасение есть не только дело милости Божией, но и действие нравственное, почему в качестве неизбежнейшего условия и закона предполагает, что человек совершает это действие сам, хотя и с помощью Благодати. Благодать действует, все совершает, но непременно совершает внутри свободы и сознания. Смерть Христа Спасителя действительно очищает все и всякие грехи, однако лишь тех грешников, тех людей, которые чувствуют нужду в искуплении своих грехов, веруют в действительность искупительной жертвы Христа Спасителя и своей благочестивой жизнью это доказывают … Объективно Иисус Христос однажды совершил на Голгофе распятие грехов человечества, а субъективно — прощение грехов каждый человек в отдельности получает по вере в спасительную силу креста, по благим делам … Поэтому подвиг человека безусловно необходим» (свт. Афанасий Великий); «Но хотя труден подвиг сей, обаче весьма нужен, тесен сей путь и прискорбен, но един только вводит он в живот вечный. Нет никого в небе, кто бы сим путем не шел. Сим пророцы, сим Апостоли, сим Святителие и священницы, сим светлейшии Мученики, сим преподобные Отцы и пустынники дошли до небеснаго отечества и вечнаго покоя. Могли они подвизаться: можешь и ты; победили они: можешь и ты» (свт. Тихон Задонский); «Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля (божественная — П.Д.) в творении, но две (божественная и человеческая — П.Д) — для того, чтобы образ стал подобием» (религиозный философ В. Н. Лосский) и т.д. и т.п. Таким образом, как следует из Св. Писания и святоотеческого учения, одной воли Бога (а, следовательно, и одной благодати) для спасения человека НЕДОСТАТОЧНО! Ибо «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 118: 20); «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иерем. 17: 10); «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» (Сир. 11: 26, 27); «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16: 27); «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19); «Итак, возлюбленные, ожидая сего (дня Господня — П.Д.), потщитесь (постарайтесь — П.Д.) явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Петр 3: 14). А если одной воли Бога НЕДОСТАТОЧНО для спасения человека (с учётом, дарованной ему свободы воли) и НЕОБХОДИМА синергия его воли с волей Бога, то что же тогда непонятно для Яблокова в столь нелепо «критикуемой» им статье?! Или это опять следствие его нетрадиционной ориентации в православном богословии, в совокупности с нелепой местью мне за обоснованную критику его очень странных воззрений, и его желанием ухватиться хоть за какую-нибудь соломинку для возможности хоть как-то выплеснуть своё невежество и злобу?! Поэтому хочется пожелать Яковлеву сублимировать свою энергию критиканства и злобности — в изучение православной антропологии. Это принесёт пользу, как ему самому, поскольку позволит перейти из стадии невежества в стадию незнания (ибо, как говорил один учёный, невежество начинается до науки, незнание — после неё), так и мне, поскольку не придётся тратить время на опровержение его очередных нелепостей! Помоги вам Господи, ибо очень сложно и трудно победить себя самого! ВСЕМ БЛАГОЧЕСТИВЫМ ЧИТАТЕЛЯМ: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
p.dobr / 06.05.2016 16:52

1. Re: Воскресение Христово

Добросельский, прекращайте всякие свои выдумки писать! Никаких "достаточных условий" для спасения не существует. О "достаточных условиях" ни один святой отец нигде не говорил. Отцы наоборот утверждают, что "Благодать же не есть ни долг, ни награда, ни воздаяние» (свт. Иоанн Златоуст).
М.Яблоков / 05.05.2016 04:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Петр Добросельский
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 3
07.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 2
01.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 1
24.03.2020
Борьба со злом
О различном отношении к врагам
11.02.2020
Виновны ли потомки Адама и Евы в их грехопадении в раю и его последствиях
Об отношении рода человеческого к первородному греху в христианском богословии
24.01.2020
Все статьи Петр Добросельский
Последние комментарии
Быть или казаться
Новый комментарий от Сергей
16.08.2022 12:29
«Он бил по щекам свою мать – Россию»
Новый комментарий от E.O.
16.08.2022 12:21
Приговор «Модному приговору» и «Давай поженимся»
Новый комментарий от С. Югов
16.08.2022 11:42
Мы не враги современной музыки
Новый комментарий от Валерий
16.08.2022 11:40
Новый Майский вальс! Держись, Донбасс!
Новый комментарий от Сант
16.08.2022 11:30
Русская Персия Сергея Есенина
Новый комментарий от Советский недобиток
16.08.2022 11:09