Никогда прежде столько не говорилось, не кричалось о правах человека как в наше время. Декларацию о них совместно разработали и приняли самые сильные, самые богатые, самые влиятельные страны. Отныне приоритетом для законодательства государств должны быть «неотъемлемые права и свободы человеческой личности», а надгосударственные международные структуры следят, чтобы государства эти права соблюдали.
Как все хорошо! И как же все повторилось... И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно (Быт. 3:6). «Права человека» - почему такое словосочетание? Права гражданина устанавливает и защищает законодательство государства. Значит, не гражданина, а шире? Говорить о правах человека перед природой бессмысленно. Остается одно - права свободной личности перед Богом. Значит, противостояние Богу. Завуалировано под основание христианской цивилизации была заложена метафизическая бомба.
***
Но быть не в Боге означает быть в смерти. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:3; 1:4). Как только человек захотел быть не в Боге, а как Бог, этим самым и тотчас произошло его отпадение от источника жизни, он умер.
Если бы мы, как Адам, ощущали ужас катастрофы, которая произошла тогда! Когда Дух Жизни был отнят от него, когда из света, свободы и любви он выпал в смерть. Адам и Ева единственные, кто знал чего лишились они, только они видели как мертвел мир вокруг, как преображались те, кому Адам давал имена. На все ложилась неведомая прежде тень, менялся облик, повадки, голоса... И мы, и весь мир сейчас существуем в смерти. Все рождающееся рождается для нее, едва вдохнув, начинает умирать. Наша жизнь и жизнь теперешней Земли - только отзвук и отсвет той, подлинной жизни, только свет вечерний. Но все же это свет, потому что хранится в душе, пронизывает ее страх перед последней, окончательной смертью. Свет, потому что страх этот - память души о том, что с ней произошло. Он - зов Отца.
И все-таки, после отступления от Бога первых людей Он не смахнул изуродованное Свое создание с лица земли. Снова и снова Господь вселяет в тленную оболочку тела бессмертное зерно, чтобы ни единая душа, способная увидеть у Кого жизнь, выбрала ее: Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь. (Втор. 30:19). Ибо Бог есть Любовь.
После грехопадения больному смертью человечеству Господь предложил встать на узкий и жесткий путь, ограниченный заповедями и законами, данными через Моисея и пророков. Чтобы не оступились, не упали в уже вечную смерть. Чтобы дошли, встретили и приняли Спасителя и получили власть быть чадами Божиими. Но трудно всю жизнь быть в напряжении, преодолевать тяготение плоти: вот я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт.25:32). Смертное тело тянет к себе земля, душу, прикованную к нему, сторожит дьявол. Яд своей лжи вливает он в нее, как и прежде, и ложь одна и та же - Еве шептал он: будете, как боги; в наше время - права человека превыше всего.
«Права человека» как феномен нашей эпохи ныне - не юридический инструмент, регулирующий жизнь общества, это не право одного человека перед другим человеком или перед государством, это идол, который современная европейская цивилизация отлила себе взамен Бога Живого. Когда политики и сообщества кричат о правах человека, это всегда стремление утвердить «право» греха на жизнь вопреки тому, что ему уготована только смерть. Как Адаму прежде любящая его земля стала рождать тернии и волчцы, так и из змеиного шепота на ухо, ложь о правах свободной личности превратилась в неистовства непотребных парадов, в извращение телесной природы, в «право» на убийство зачатых детей и больных стариков, в стремление уничтожить семью, в изгнание гармонии и смысла из искусства... Здесь дьявол с Богом борется (Достоевский). Этот идол вырос уже настолько, что двинулся за границы больной Европы, разрушая государства, неся войны и смерть.
Если бы это была борьба безбожников или язычников с христианством, то все было бы проще и понятней. Но эта ложь стала паразитировать на христианстве, на утверждаемом им человеческом достоинстве, на том сокровище, которое человеку даровал Бог. В христианстве человеку дана свобода быть чадами Божиими - религия прав человека объявила свободу встать против Бога в своем грехе. Эта ложь, как проказа - сначала едва незаметным пятнышком появляется на мизинце, и вот уже искажаются черты лица, а тело покрывается гнилостными струпьями. Так и искажения в христианском вероучении, а затем в идеологических основах общества отравляют и омертвляют души. Так ложь о правах свободного человека приводит к искажению его образа, к разложению, к превращению государства в тюрьму, к войнам. Лощеная цивилизация на деле оказывается Исавом, покрытым густым волосом, как шерстью.
Народам, живущим идеологией толерантности, кажется, что они устроились наилучшим образом: нет ослепительного Солнца Истины, нет и резких теней, приглушенный рассеянный свет - ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет...
Вот только все более чахлое и скудное потомство дают они. Как бледные ростки картофеля в подвале - ни почвы не знают, чтобы укорениться и набрать силу, ни солнечного света, чтобы зазеленеть стеблями и листьями и зацвести. Не различить в этих сумерках, кто пришел в твой дом, не понять даже, что он уже перестраивается. Сидят такие дети религии гуманизма и прав человека на площадях, пьют пиво и рисуют мелками на мостовой: «Мы рисуем, чтобы показать, что мы за мир. Мы пьем, смеемся и слушаем музыку, потому что погибшим это приятней, чем наша скорбь. Идти воевать с террористами? - Нет, война - это плохая идея». Напрасно думать, что Священная история Ветхого Завета потеряла значение для современности. Как на израильский народ Бог посылал жестоких завоевателей, когда тот переставал помнить Его, жить по Его заповедям - так и сегодня идут волны чуждых народов с Востока в Европу. Комфортные сумерки дома сего не продлятся долго - канет он в историческое небытие.
Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему... (Иер. 6:16).
Только человек, признающий себя созданным по образу Божию, имеет право на первородство и на единственно подлинные свободу и жизнь - во Христе.
20.
Смотря какого человека.
19. Ответ на 12, Сергей:
Не отношений человека с Богом (в духовной жизни категория "право" бессмысленна), и не отношений человека с врагом (надо стремиться, чтобы таких "взаимоотношений" просто не было).
А вот в отношениях человека с человеком - у человека есть права, и это никак не отрицается верой, в т.ч. и юридическими правилами, содержащимися в Св. Писании.
Но нельзя ставить телегу впереди лошади. Это и есть ложь и зло фальшивой западной доктрины "прав человека" Человек начинается с обязанностей. Права без обязанностей имеют только грудные младенцы и люди в беспомощном состояии.-
18. Ответ на 13, Валерий:
17. Ответ на 14, В.Р.:
Согласен. Но наши ведь в свое время отказались, пристроившись в хвост к Западу. Применительно к тому, о чем говорит Андрей: приняли позорную резолюцию от 24 декабря 1989 года, которая открыла возможность возложения вины за Вторую мировую войну на СССР.
16. Ответ на 11, Андрей Карпов:
Уточню - как реакция Запада на нацизм... и коммунизм.
15. Ответ на 10, Андрей Карпов:
Посему не стоит? Еще раз повторю, что до 1917 года без всякой Декларации муллы учили детей мусульман в Казани и других местах. Интересно выслушать мнение А. В. Сошенко по этому поводу.
14. Ответ на 7, Константин В.:
С этим трудно спорить. Но это ж не значит, что в человеческом бессилии достичь большего надо отказываться от прописанного на бумаге меньшего.
13. О свободе, равенстве и братстве (митрополит Иоанн Снычев)
12. Ответ на 1, Агафон:
Не отношений человека с Богом (в духовной жизни категория "право" бессмысленна), и не отношений человека с врагом (надо стремиться, чтобы таких "взаимоотношений" просто не было).
А вот в отношениях человека с человеком - у человека есть права, и это никак не отрицается верой, в т.ч. и юридическими правилами, содержащимися в Св. Писании.
11. Ответ на 7, Константин В.:
Вообще-то мы живем в эпоху, когда о права человека вытерли ноги нацисты. Для борьбы с этим злом ценностей модерна, которые к тому же имеют рудиментарный характер, недостаточно.Вообще-то, Декларация прав человека как раз возникла как реакция на нацизм. Чтобы любые проявления нацизма были заведомо осуждены. Да, нацисты склонны вытирать ноги о права человека. Более того, кто уничижает права человека, тот и есть нацист.