В любом пути полезно остановиться и оглянуться... Вот я и остановлюсь в своём движении по старой Кирилловской дороге и оглянусь на 200 с лишним лет назад, когда по дороге из Вологды в Кириллов проехал внимательный путешественник, оставивший свои записки об этом пути. Всегда ведь интересно сравнить - как было тогда, как - сейчас, всегда интересно узнать, как здесь, на этой же земле, раньше люди жили.
Петр Челищев
Из книги «Путешествие по Северу России в 1791 году»
Об авторе: Петр Иванович Челищев (1745-1811). Дворянин. Обучался в Пажеском корпусе, четыре года провел в Лейпцигском университете вместе с А. Радищевым. Путевые записки П. Челищева о совершенном им в 1791 г. путешествии по северным областям России были изданы лишь в 1886 году.
... В Вологодском уезде в жительстве имеется крестьян мужеска пола: дворцовых - 401; экономических - 5596; отписных на гошпиталь - 260; ямшиков - 446; приписных к бумажной фабрике - 282; помещичьих - 23564; итого - 30549, да женска - 31872, а обоего мужеска и женска пола - 62421 душа. Оные крестьяне пропитание и главный денежный доход имеют от хлебопашества и скотоводства. Земля у них влажная и к хлебопашеству всякого хлеба, кроме гречи, весьма способная, почему урожаем Вологодский многие уезды превосходит; ибо в таковые урожайные годы, каков там был нынечи, от одного посеянного четверика (четверик - единица хлебной меры, составляющая 1/8 четверти) вымолачивают хлеба, а именно: ржи две четверти10 (четверть - хлебная мера), а и в неурожайные годы больше четверти; овса тринадцать четвериков, а и в неурожайные годы не менее четверти; пшеницы до трех, а и в неурожайные годы до двух четвертей; пеньки с полчетверика, конопляного семя наминают на продажу от трех до шести пуд; со льну, выросшего из четверика семя, вытыкают на продажу холста рублей на пятьдесят, льном же продают немного.
Оный помянутый хлеб, кроме пшеницы, во всем уезде так родится; пшеница ж в некоторых деревнях хуже родится, а в других и совсем ее по урожаю не пашут; ячмень хоть и против овса родится, но за умалением земли пашут только на свои домашние потребы, а не на продажу. По таковому изобильному урожаю жительствующие в Вологодском уезде крестьяне от одного хлеба без всякого другого промысла могли б быть достаточны, и хлеб бы в Вологде гораздо был дешев; но как за множеством болотных, топких и лесистых мест, а за частостью деревень удобной к хлебопашеству земли мало, то все вообще того уезда крестьяне, на целый год имея собственный свой, а не покупной в изобильном количестве всякий хлеб, в деньгах же не имеючи необходимой нужды, во ожидании перед весною хорошей хлебу цены и приезжающих к ним один перед другим в домы купцов, ничего не продают. Для оплаты же государственных податей, оброка и домашние потребы деньги получают от купцов за пеньку и холст, сговорясь о цене прежде товару. К тому же еще нанимаясь, ездят зимою в извоз в Санкт-Петербург, Москву, Ярославль, Архангельск и прочие города, за что и получают хорошую плату. Достаточные крестьяне в извоз не ездят, а с купцами хлебом, пенькой и холстом имеют торг, что они закупают сходною ценою на свои деньги у других крестьян в разные времена по малому количеству, а им уже продают огулом дорогою. Скота всякого для себя и на продажу держат довольно, живут посредственно, строение имеют порядочное. Из крестьян имеются мастеровые: кузнецы, портные, сапожники, столяры, плотники, бондари и горшечники. Некоторые из крестьян, по исправлении домашних работ, в ближних своих лесах стреляют медведей, волков, лисиц, куниц, белок и зайцев и времянем набегающих рысей и выдр, тако ж и ядобных птиц, глухих и полевых тетеревей, уток, рябчиков, куропаток и времянем налетающих гусей и лебедей, но таковых охотников очень мало. В своем городе в ярмоночные повсенедельные дни в рынке продают сено, дрова, тес, доски, брусья, строевой лес и родящиеся в их лесах всякие ягоды и грибы.
В городе Вологде и в деревнях родются огородные овощи: капуста, огурцы, морковь, мак, редька, репа, лук, чеснок и картофель в изобильном количестве; и отвозят всех оных овощей и родящиеся в их садах яблоки целыми каюками (каюк - речное судно, распространенное на Севере России) немало в лежащие по водяной коммуникации города Тотьму, Великий Устюг, Красноборск, Холмогоры и Архангельск, а капустою питают даже все поморье....
В городе Вологде пробыли с 13-го по 20-е число ноября ж месяца.
20-го ноября в четверток по взятии от вологодского господина губернатора Петра Федоровича Мезенцева на четырех почтовых лошадей подорожной и по выезде в вечеру совсем из квартиры, для отслужения храмам и в путь шествующим молебна остановились возле Кирилловской церкви, в которой есть храм трем святителям Петру, Алексею, Ионы митрополитом Московским; а от оной, при морозной с ветром погоде, поехали в восемь часов пополудни.
В пяти верстах от города Вологды есть пустое поросшее не очень большим, но густым лесом место, простирающееся вперед на десять верст, которое тамошними жителями называется Аникиев лес. Обыватели сказывают, что в сем пустом месте в старинные времена жил какой-то Аника-разбойник и грабил по оной дороге прохожих и проезжих, и будто он столь был силен и хитр, что не однажды крестьяне, собравшись многолюдством, не могли его ни живого взять, ни заколоть и не застрелить, а яко бы уже он умерщвлен пришедшею к нему в виде старой женщины смертью; тело же его зарыто в землю в том лесу неподалеку от большой дороги, и на могилу его поныне все прохожие и проезжие, а больше тамошние обыватели бросают что-нибудь из лесу. Обросшая ж землею пещера, в коей он жил, и поднесь, сказывают, видна.
Отъехавши от города Вологды сперва малогористым, потом ровным местом шестнадцать верст, для перемены лошадей остановились в деревне и яму господина Михаила Ивановича Волынского Пятинной, где в доме крестьянина Якова Миронова поужинавши, поколь собрали лошадей, в кибитке пробыли часа три, потом при морозной с холодным ветром погоде поехали в ту же ночь.
От Пятинного до Кубинского села и яму проезжали два погоста: 1) Троицкий; в нем каменная церковь; в ней настоящий храм Живоначальной Троицы, придельные - Николаю Чудотворцу и трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту; 2) Воскресенский; в нем двуэтажная каменная церковь, вверху - во имя Воскресения Христова, внизу - великомученице Параскевы.
Отъехавши от Пятинного яму десять верст, для перемены лошадей остановились в селе и яму графа Федора Григорьевича Орлова Кубинском (так называется по начинающемуся при нем Кубинскому озеру, над которым оно стоит). Во оном селе каменная двуэтажная церковь, вверху во имя Живоначальной Троицы, внизу - Илии Пророку. Жительствующие во оном селе на оброке крестьяне, сверх довольного хлебопашества, имеют хорошую в озере рыбную ловлю; рыбу ж продают в Вологде и проезжающим. Из оного села, перепрегши лошадей, не выходя из кибитки, поехали безостановочно. В пяти от Кубинского села верстах погост на-Песках; в нем каменная церковь Рождеству Пресвятыя Богородицы и Николаю Чудотворцу. От Кубинского села и яму отъехавши до экономической прежде бывшей Каменского монастыря, яму и деревни Федотовой двенадцать верст и перепрегши в ней, не выходя из кибитки, лошадей, при морозной же с холодными ветром погоде поехали. Против оной деревни верстах в семи на озере Кубинском показанный Каменский, в окружности с версту, остров; он весь усыпан мелким камнем, по чему и называется Каменским. На нем-то был помянутый изпраздненный Каменский мужеский монастырь. В нем все строение от пожару выгорало, а остались одни только пустые каменные церкви. От оного Федотова яму в двух, а от большой дороги в версте, при текущей в Кубинское озеро речке Пучке погост Пучкенский; в нем каменная двуэтажная церковь, вверху Покрову Пресвятыя Богородицы, а внизу - Ее Рождеству. От Пучкенского в четырех верстах, а от дороги в полу-версте погост Никулинский; в нем каменная церковь о трех престолах: настоящий - Покрову Пречистая Богородицы, придельные - Николаю Чудотворцу и преподобному Кириллы Белоезерскому. От Федотовой деревни и яму отъехавши пятнадцать верст, в деревне и яму господина Петра Алексеевича Татищева Новленской перепрягали лошадей.
21-го числа ноября в пятницу, в праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы и в торжество о выздоровлении Ее Императорского Величества от оспы, отъехавши от Новленского яму десять верст, для отслушания всенощной и литургии, в восьмом часу по полуночи остановились в Сямской пустыньке. Сия пустынька построена для явленного Рождества Пресвятыя Богородицы небольшого образа, чему в проезд мой минуло больше ста лет. Во всем она зависела от Каменского бывшего на острову Кубинского озера монастыря; по упразднении ж, в открытие штата того и оная уничтожена. А для наблюдения, чтоб в церкви отправлялось подлежащее богослужение, отдана она и с отмежеванною пашенною и сенокосною землею в ведомство Димитриева Прилуцкого монастыря, из коего в нее присылается по одному иеромонаху, да за штраф на смирение белые священники, диаконы, дьячки и пономари на срочное время, и живут в нем на собственном своем содержании, не получая монастырского даже и хлеба. Присылаемые ж в строители иеромонахи, нанемными на монастырские сборные за разные службы, за продажный хлеб, сено и скот деньги, работниками обрабатывают пахотную и сенокосную землю; остающийся за годовым продовольствием хлеб, сено и за лишний скот продают, чем и справляют церковные потребы и довольствуются сами, не получая из Прилуцкого монастыря своего штатного жалованья. Во оной Сямской пустынке старинного строения каменная двуэтажная церковь; вверху один храм Рождеству Пресвятыя Богородицы; внизу настоящий - Благовещению Пресвятыя Богородицы; придельные - Рождеству Иоанна Предтечи и первоверховным апостолом Петру и Павлу. (Во оные четыре храмовых праздника повсягодно бывают в сей пустыньке ярмонки, на которые с разными немецкими и московскими товарами приезжают вологодские, кирилловские и белоезерские купцы, и тех же уездов собираются крестьяне с домашними своими рукоделиями и продуктами). Одна каменная небольшая связь келей, в которых жил в мой проезд строитель иеромонах Анатолий. Деревянная кругом монастыря с лавками ограда и скотный с двумя черными избами двор.
Мы после всенощной, водного освящения, литургии и молебна, в кельях помянутого строителя, вместе с ним и белыми служившими литургию подначальными священником и диаконом, отобедавши, и потом, отслуживши храмам и в путь шествующим молебен, прямо от церкви, на тех же что из Новленского яму лошадях, в шестом часу по полудни поехали при морозной с ветром погоде.
Отъехавши от Сямской пустыньки пятнадцать, а от Новленского яму двадцать пять верст, остановились для перемены лошадей в сельце госпожи вдовы Акулины Степановны Леонидовой Нефедове и, перепрегши, не выходя из кибитки, лошадей, при морозной же погоде и видной от месяца ночи поехали из него безостановочно. От сельца и яму Нефедова в девяти, а от города Вологды в восьмидесяти семи верстах, в деревне Вагриной, по текущей в Кубинское озеро речке Рубежнице Вологодский уезд и наместничество кончилось, а началось Новгородское наместничество, Кирилловская округа. От пограничной межи в пяти верстах Кубинское озеро (около которого ехали от Кубинского села) при Никольском погосте кончилось. Отъехавши от Нефедова яму двадцать-пять верст, для перемены лошадей в половине одиннадцатого часа по полудни остановились в погосте и яму волок Славянский (так называется по имеющемуся от него не в дальнем расстоянии озеру и реки того ж названия). Во оном погосте каменная двуэтажная не вдавне от подаяния прихожан крестьян построенная церковь; вверху храм Николаю Чудотворцу, внизу - великомученику Димитрию Селунскому. А другую, каменную ж двуэтажную, от мирского же подаяния строят преподобным Зосиму и Савватию Соловецким и Кириллы Белоезерскому. Здесь, в ямщицкой избе порядочно обогревшись, напились чаю и поужинали; потом, при морозной же погоде поехали в час по полуночи. Проехавши от яму Славянского волока двадцать-три, Кирилловским уездом тридцать-девять, а от губернского города Вологды 126 верст, часа за два до рассвету приехавши в город Кириллов, покуда отворили в Кирилловом монастыре ворота, остановились, чтоб обогреться, в доме мещанской жены Прасковьи Ивановой Тетериной. У нее есть портрет старицы Пелагеи Федоровны, а у брата ее санкт-петербургского 1-й гильдии купца, который родился в Кириллове, а ныне откупщик в Калязине Ивана Ивановича Костромина, имеются много портретов славных российских мужей.
22-го числа в субботу, по утру, напившись чаю, с позволeния Кириллова монастыря архимандрита Иоакинфа Карпинского, переехавши до ранних обеден в монастырь, стали квартерою в кельях казначее иеромонаха Платона...
Таким был Кирилловский тракт 200 с лишним лет назад. А мы продолжаем наш путь по нынешней старой Кирилловской дороге...
(Продолжение следует)