itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К. Н. Леонтьев и либерализм

Ко дню памяти великого русского православного мыслителя

Консервативная классика 
0
710
Время на чтение 7 минут

Ко дню памяти великого русского православного мыслителя, философа, писателя, публициста, дипломата Константина Николаевича Леонтьева (13/26 января 1831 -12/25 ноября 1891) мы публикуем статью выдающегося русского православного мыслителя, литературного, театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1852-1896).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (первое издание: Московские Ведомости. 1891. 18 ноября. N 319. С. 2. Подпись: Vох. Статья вышла без назва­ния в рубрике «Маленькие заметки», которую вел Ю.Н. Говоруха-Отрок. Заглавие дал А. В. Круглов - составитель Библиографического указателя (1896) к сочинениям Ю.Н. Говорухи-Отрока) подготовил профессор А. Д. Каплин.

+ + +

Под свежим впечатлением смерти К. Н. Леонтьева я снова перелистовал столь давно знакомую мне его книгу «Восток, Россия и славянство». Иные статьи, помещен­ные в этой книге, написаны пятнадцать-двадцать лет на­зад, а между тем они не потеряли своей свежести и сейчас: кажется, будто они и писаны вчера, по поводу «текущих событий», как выражаются в газетах...

«Преходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31)... Говорят, будто у нас в России, по крайней мере на поверхности, а не в глубине народной массы, - говорят, будто у нас этот «образ» «пре­ходит» быстрее, чем где-либо. Так мы подвижны, так мы неустойчивы, так склонны подчиняться «веяниям»... Отчасти оно и правда, но как же тогда объяснить современ­ность иных статей К. Н. Леонтьева, написанных давно и по поводу тогдашних «текущих событий»? Значит, хотя многое «преходит», но кое-что остается, меняя лишь фор­мы, а иногда даже и их не меняя. Не потому ли все, что пи­шет К. Н. Леонтьев о нашем либерализме в семидесятых годах, производит впечатление написанного будто вчера?

Без сомнения, наш теперешний либерализм стал неузна­ваем, он во многом изменился, но сущность его осталась та же.

В самом деле, разве следующие слова К. Н. Леонтьева не имеют прямого отношения и к современному либера­лизму нашему? Судите сами.

Либерализм, как идея по преимуществу отрицательная, очень растяжима и широка, - писал К. Н. Леонтьев. - В России либералов теперь такое множество, и личные оттенки их до того мелки и многочисленны, что их невоз­можно подвести под одну категорию, как можно, напри­мер, подвести под таковую нигилистов или коммунаров. У последних все просто, все ясно, все исполнено особого рода преступной логики и свирепой последовательности. У либералов все смутно, все бледно, всего понемногу. Сис­тема либерализма есть, в сущности, отсутствие всякой си­стемы. Она есть отрицание всех крайностей, боязнь всего последовательного и выразительного. Эта-то неопределен­ность, эта растяжимость либеральных понятий и была главной причиной их успеха в нашем поверхностном и впечатлительном обществе. Множество людей либеральны только потому, что они жалостливы и добры; другие пото­му, что это выгодно, что это в моде: никто смеяться не бу­дет! К тому же и думать много не надо для этого теперь. В наше время быть умеренным либералом стало так же легко и выгодно, как было легко и выгодно быть строжай­шим охранителем в тридцатых, сороковых годах.

И, поясняя эту свою мысль, К. Н. Леонтьев замечает:

В то время (то есть в тридцатых, сороковых годах) что­бы быть либералом, действительно нужно было мыслить (правильно или нет - это другой вопрос), ибо среда не благоприятствовала либерализму. Тогда либерализм не был ни дешевым фразерством земского деятеля против губернатора, ни жестокостью мирового судьи к старой помещи­це, выведенной из терпения слугами, ни фразами адвоката и т. д. Тогда либерализм был чувством личным и живым: он был тогда великодушием, во многих случаях - отвагой. Те­перь же либералами у нас (по выражению Щедрина) забо­ры подпирают... так их много, и так мало нужно ума, познаний и энергии, чтобы стать в наше время либералом!

Иллюстрируя свои мысли примерами, К. Н. Леонтьев пишет:

Один, например, либерал - оттого что пишет в газете, защищающей «свободу и равенство». Другой любит «сво­боду» потому, что на службе не угодил начальству; третий потому, напротив, что угодил либеральному сановнику; четвертый - пламенный боец за всевозможные «права» человека, потому что он составил себе имя и состояние при новых, либеральных судах, и т. д.

Стоило напомнить все эти мысли К. Н. Леонтьева, по­тому что, как видим, они в высшей степени современны и своевременны: либерализм наш не изменился в своей сущности, он только принял несколько иные формы, он усложнился. Только и всего.

Выдержки, приведенные мною, взяты из статьи К. Н. Ле­онтьева «Чем и как либерализм наш вреден?» Вреден своею безличностью, своею пошлостью, своею растяжи­мостью, своей способностью приспособляться ко всему. Так отвечает автор.

«Что же тут особенно вредного, - скажут иные. - По­шлость, мещанство, умственная ограниченность, всегда были и будут». Да, правда, - но не всегда они давали тон об­ществу. Либерализм своею «общедоступностью» дает возможность этим пошлости, ограниченности, мещанству за­являть претензию на руководящую роль. Он все низводит до уровня этой пошлости: науку, искусство, литературу. Он устанавливает особую, чрезвычайно удобную для пре­тенциозной пошлости и ограниченности, точку зрения. В произведениях науки, искусства, литературы рассмат­ривают не их достоинства, а либеральны они или не либе­ральны. Это главный вопрос, от которого зависит оцен­ка, - вопрос, который может быть, тем не менее, решен всяким глупцом. И вот почему, с этой точки зрения, всякий глупец считает себя вправе и находит для себя возмож­ность судить о чем угодно - до самых сложных вопросов о жизни и духе, до самых сложных вопросов обществен­ных и государственных, до совершенно недоступных его безвкусию вопросов эстетических. В этом, в «общедоступ­ности», полагается теперь высшее достоинство, в этом видят высшую похвалу. Так и пишут в журналах и газетах: «Лектор такой-то прочел лекцию о сущности мирового процесса столь "общедоступно", что всякий дурак понял; публицист такой-то разъяснил этот сложнейший вопрос столь "общедоступно", что всякий дурак понял; актер такой-то исполнил роль Гамлета столь "общедоступно", что "даже совершенно несообразительные люди всё поняли"« и т. д. И никому в голову не приходит, что, наконец, нет ничего особенно лестного написать книгу, прочесть лекцию, сыграть Гамлета так, чтобы удовлетворить всех глуп­цов: и ведь пишут об «общедоступности» не в насмешку, а именно в похвалу.

Посредством этой-то «общедоступности» принижают уровень науки, литературы, искусства, театра - и в этом, конечно, огромный вред. Прежде смотрели так, что лите­ратура, театр должны поднимать публику до своего уров­ня, - либерализм ввел в жизнь иной взгляд на это дело, ввел принцип «общедоступности», настаивая лишь на том, чтобы эта общедоступность была либеральная...

Современный либерализм, как я уже заметил, услож­нился. И прежде в нем было «все смутно, все спутано, все бледно, всего понемногу», теперь он все более и более принимает такой характер. Он стал менее выдержан, ме­нее последователен, он охотнее идет на компромиссы, на временные и случайные союзы. В шестидесятых, в семи­десятых годах либерализм прямо отверг бы такое учение, как учение гр. Л. Н. Толстого, теперь он им пользуется, насколько возможно пользоваться нашему либерализму учением, отрицающим самые его основы, то есть веру в единую, всеспасительную европейскую цивилизацию, веру в так называемую «научную науку». Вряд ли кто у нас сильнее, ярче, убедительнее говорил против всех этих безсмысленных суеверий, чем граф Толстой, вряд ли кто с большим пренебрежением относился ко всему этому, чем он, но, тем не менее, наш либерализм, пользуясь уди­вительными противоречиями и постоянною непоследо­вательностью графа Толстого, приспособляется и к его учению или, лучше сказать, хочет приспособить это уче­ние к себе.

Точно так же в шестидесятых, в семидесятых годах ли­берализм прямо отверг бы Вл. С. Соловьева, вся пропаган­да которого заключается в том, что он смешивает Филаретовский катехизис[i] с либеральным, - но современный либерализм, до поры до времени, пользуется его пропа­гандой, заставляя и его работать на себя во имя принципа либеральной «общедоступности». Таков современный либерализм. Он осложнился. Он еще более все спутал и опошлил, он сделался еще растяжимее, еще эластичнее, еще пошлее. Он забирается во все углы, во все щели, он старается все принизить, все опошлить, все уравнять, все подогнать «под одну щетину». Он избегает чего бы то ни было ясного, чтобы угодить, по возможности, всем. Он чутко относится ко всем общественным «веяниям» - будь то «веяния» религиозные, художественные и т. д. - и ста­рается тотчас же повернуть их в свою пользу, то есть за­ключить их в рамки либерализма, принизить, опошлить... Таков современный либерализм, таковы его приемы, так они приспосабливаются к теперешним изменившимся об­стоятельствам.



[i] Сочинение митрополита (тогда еще - архиепископа) Фила­рета (Дроздова) называлось: «Христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Греко-Российския Церкви, рассматриваемый и одобренный Святейшим Правительству­ющим Синодом и изданный для преподавания в училищах по Высочайшему Его Императорского Величества Повелению» (1823). С 1828 г. - «Пространный христианский катихизис...». С 29-го издания (СПб., 1839) в названии нет слова «Греко-российския», но добавлено вы­ражение «и для употребления всех православных христиан».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Говоруха-Отрок
Все статьи Юрий Говоруха-Отрок
Консервативная классика
Слово о русской философии
«Иван Ильин – Сопротивление злу силой»
29.02.2024
Слово о русской философии
«Иван Ильин. Судьба и творчество»
21.02.2024
Слово о русской философии
«Смысл истории»
15.02.2024
Слово о русской философии
«Н.А. Бердяев. Свобода и творчество»
12.02.2024
Слово о русской философии
«Е.Н. Трубецкой – Очерки об иконе»
09.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от kuzanez
02.03.2024 16:16
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от С. Югов
02.03.2024 12:01
Почему Владимир Путин так неубедительно говорил на религиозные темы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 11:46
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 11:29
«Речь идёт о бессудном похищении человека за его убеждения»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.03.2024 09:30