Николай Николаевич Жеденов

Монархист-педагог (ок. 1861 - 1933)

0
638
Время на чтение 8 минут

В советские времена было принято считать, что мыслящий человек в своих политических взглядах мог совершать эволюцию только в одном направлении - от либерализма к революционности. Но это неправда - были в те времена примеры и другого рода. Так, например, один из самых активных членов боевой организации эсеров Лев Александрович Тихомиров по кличке «Тигрыч» не только отошел от революционной деятельности, но стал убежденным монархистом. И не просто монархистом, но написал фундаментальный труд, посвященный исследованию монархической государственности с одноименным названием, непревзойденный по своей уникальности и поныне.

Похожую эволюцию в своих политических взглядах совершил и другой бывший революционер - Николай Николаевич Жеденов.

Сын отставного полковника, Николай Николаевич Жеденов принадлежал к старинному дворянскому роду. В молодости он участвовал в революционном (народническом) движении. В апреле 1881 года за участие в студенческих беспорядках, он был на год исключен из Московского университета. В августе 1881 года он поступил в Казанский университет. Осенью 1881 года у него был произведен обыск, и были изъяты письма, обличающие его и его друга Н. К. Цветаева в политической неблагонадежности.

Николай Николаевич был арестован в конце ноября 1881 года и привлечен к дознанию при Московском жандармском управлении по «делу» Н. К. Цветаева. По Высочайшему повелению Жеденов был подвергнут к тюремному заключению на шесть месяцев с последующим подчинением гласному надзору на три года.

По сведениям Казанского жандармского управления от июля 1882 года Жеденов продолжал знакомства с политически неблагонадежными лицами.

В марте 1884 года по Высочайшему повелению Жеденов был освобожден от гласного надзора, а в мае того же года переехал на постоянное жительство, где был подчинен уже негласному надзору.

Однако к концу 1880 - годов Жеденов, как и Тихомиров, полностью порвал со своим революционным прошлым и стал убежденным монархистом - черносотенцем.

Он был членом Русского Собрания и считался там специалистом по крестьянскому вопросу.

Жеденов был одним из учредителей Союза Русского Народа, а в 1908 году возглавил его издательский комитет и активно сотрудничал в крупнейшей черносотенной газете «Русское знамя».

В 1909 году он стал членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». В 1910 гг. Жеденов получил широкую известность, как редактор - издатель крайне правой монархической газеты «Гроза». С его приходом вместо умершего первого редактора газеты Большакова, газета стала более едкой и беспощадной в критике политических противников.

Известно, что талантливый человек талантлив во многом. Так и у Николая Николаевича проявилась еще одна его уникальная черта - недюжинные педагогические способности. Задолго до Макаренко он разработал и внедрил систему детских домов, находящихся на самоокупаемости - «приютов самопомощи». Он считал, что «найти способ к возможно дешевому содержанию детей составляет нравственную обязанность каждого гражданина». Данный замысел, по его мнению, можно было осуществить путем «повсеместного учреждения сельскохозяйственно - кустарных приютов без малейшей на текущее содержание их траты со стороны государства и населения», причем «нуждающиеся в призрении дети будут все избавлены от нищеты и пороков».

Даже самое поверхностное знакомство с педагогическими идеями Николая Николаевича полностью опровергает миф о «человеконенавистнической» сущности черносотенцев, об их «отсталости», «грубости» и «мракобесии». Напротив, Николай Николаевич вводил самые передовые по тому времени идеи и далеко не всегда получал одобрение властей.

Именно Н. Н. Жеденов разработал основные принципы деятельности детских приютов:

1) сельское начало;

2) крестьянская простота жизни;

3) усовершенствованная техника.

В приютах должны были строго соблюдаться правила:

1) приюты должны существовать независимо от рынка, потребляя только то, что производится ими самостоятельно;

2) обработка продуктов, произведенных приютами, должна производиться только их собственными силами.

Грамотность и знание ремесел, по мнению Н. Н. Жеденова, должны являться лишь дополнением к основному занятию - сельскому хозяйству. Приюты должны быть образцовыми фермами и являться примерами для крестьян в ведении сельского хозяйства.

Огромным преимуществом приютов, по Жеденову, было то, что они не требовали огромных финансовых затрат на их организацию и деятельность, в отличие от «филантропических» детских учреждений. Публицист отмечал, что в них «призреваемые принимаются за совершенно беспомощных и труд их на пользу тех учреждений, которые содержат их, эксплуатируется в самых ничтожных размерах в виде исполнения в мастерских заказов, дающих сравнительно малый доход».

Для поддержания деятельности таких приютов, соответственно, требуются немалые средства. Жеденов разработал схему деятельности детских приютов, как сказали бы сейчас - на основе самоокупаемости. В приют, по его мнению, должны приниматься дети всех возрастов. Девочки должны заниматься приготовлением пищи, стиркой белья, уборкой помещений, доением коров, уходом за малолетними детьми, телятами, ягнятами, птицей, стрижкой овец, обработкой шерсти и конопли, прядением волокна из кудели и шерсти. Мастерские для этих работ должны быть оборудованы достаточным количеством современных прялок и станков.

Мальчики должны выполнять более тяжелые работы: пилку и колку дров, чистку хлевов, уход за взрослым скотом, изготовление кожи и валяной обуви, шитье полушубков, изготовление посуды из дерева, колес, мелкие плотницкие и столярные работ, починку инвентаря, необходимые кузнечно - слесарные работы, пасти скот.

В работе Жеденова «Детские сельскохозяйственные приюты самопомощи» подробно расписан распорядок дня для воспитанников. Работы распределялись по половому признаку. Дети поднимались летом с рассветом, зимой - «с огнем». Мальчики сразу направлялись на расчистку хлевов, кормление скота, заготовку дров. Девочки кормили кур, доили коров, готовили завтрак. Пища готовилась в зависимости от народности воспитанников. В великорусских приютах готовили великорусские блюда, в малороссийских - малороссийские. Таким образом, по мнению Жеденова, «вся жизнь приюта должна быть проста и приноровлена к обычной земледельческой жизни: в приюте должны быть введены обычные крестьянские кушанья, носиться крестьянское же платье и обувь, и только с поднятием культуры сельского хозяйства приюта последний имеет право улучшить обстановку своей жизни».

Сразу после завтрака воспитанники занимались ремеслами. Около четырех - пяти часов полдничали - закусывали хлебом с молоком, кашей, капустой. После полдника опять задавали скоту корм. Когда девочки заканчивали дойку коров, садились за грамоту. Затем ужинали и с молитвой заканчивали день. Мальчики опять задавали ком скоту и ложились спать, а девушки пряли до первых петухов, напевая песни. По ночам старшие мальчики вставали и осматривали скот. Летом обучение грамоте не производилось - слишком много было работы. Спали девочки и мальчики в разных комнатах. Летом, в поле, спали в палатках, подстилая войлочные полости. Каждую субботу обязательно топилась баня.

Обучение грамоте начиналось осенью, с окончанием полевых работ (с 1 ноября) до их начала (1 марта). Обучение производилось в специальных классных комнатах. Изучение «умственных наук», например, арифметики происходило в приютах за «нешумною работою, тесным кружком». По словам Жеденова, такая система обучения детям нравилась. По праздникам воспитанники по очереди читали по главе из Священной истории. После чего законоучитель задавал им вопросы на закрепление пройденного материала. Кроме того, в минуты отдыха читались светские рассказы, и велась оживленная беседа по их обсуждению.

При приютах в обязательном порядке создавались библиотеки, несмотря на нехватку книг. В распоряжении воспитанников были не только богословские и светские книги, но и литература по агрономии.

Под руководством взрослых - смотрителей воспитанники осуществляли практические работы - ежедневно осуществляли замер температуры воздуха, измеряли давление с помощью барометра, определяли скорость и направление ветра.

По мнению Жеденова, приюты были должны иметь не только образовательное, но и воспитательное назначение. Занятые производительным трудом, избавленные от взрослых пороков, воспитанники приютов станут, по замыслу Жеденова, мощным противовесом разрушительным элементам в обществе.

Теория Николая Николаевича была успешно претворена в жизнь: были созданы и успешно действовали детские сельскохозяйственные приюты в Камышинском уезде Саратовской губернии - Тарасовский, Красноярский, Лопуховский и Бурлукский, причем их деятельность была встречена в обществе с большим одобрением, они были даже премированы. Жеденов надеялся, что, после всеобщего признания, «Россия быстро покроется десятками тысяч подобных школ - приютов, и беспризорные дети, сотнями тысяч голосов по необъятной нашей родине тщетно взывающие теперь к общественной помощи, найдут, наконец, себе убежище, а дело народного сельскохозяйственного образования приютов сделает громадный шаг вперед».

Главное внимание в своих книгах и брошюрах Жеденов уделял финансовой независимости приютов. По его мнению, приюты должны существовать самостоятельно, без субсидирования со стороны: «приют должен вести свою жизнь по возможности без посторонней помощи».

Не менее главным принципом деятельности приютов была семейная форма воспитания. Жизнь приютов протекала в религиозно - нравственном духе. По праздникам воспитанники посещали церковь, при этом хорошо поющих детей ставили на левый клирос. Смотрители (воспитатели) относились к воспитанникам «по - отечески»; дети именовали друг друга братьями и сестрами. Каждая девушка старше десяти лет выбирала себе подопечного из младших, и воспитывала их на женской половине. Кухней и кладовой заведовали девушки, рассчитывая количество необходимых для приготовления пищи продуктов. Мелкое воровство, неизбежное в начале, постепенно сходило на нет, так как воспитанники понимали, что крадется у них самих. Главными наказаниями были - постановка в угол младших и перевод с главной работы на второстепенную для старших. Какие либо телесные наказания строжайше запрещались. Воспитанники не только работали вместе, но и вместе отдыхали. Они занимались рыбной ловлей и охотой, ходили к родственникам в соседние села, пели песни, водили хороводы и пляски, организовывали оркестры из балалаек, свирелей, бубнов, скрипок.

Через два - три года прошли первые выпуски. В шестнадцать лет девушки становились потенциальными невестами, парни в семнадцать лет - женихами. Вскоре состоялись первые свадьбы, которые становились всеобщими праздниками. Юноши - выпускники почти не употребляли спиртных напитков, в отличие от своих деревенских сверстников. На свадьбах неизменно провозглашалась «Многая лета» Государю Императору и Императрице.

В смотрители назначались люди умные, добрые, честные, достаточно грамотные. Невысокое жалованье компенсировалось готовым содержанием.

Вскоре, как и ожидал Жеденов, произошел значительный прорыв организации приютов по всей России, но сама их идея вызвала ожесточенную критику либеральной интеллигенции, которая считала этот проект утопическим. Аргументация либералов была следующей: «Бегают же собаки по улицам и кормятся; почему же так же не кормиться и сиротам? Если дети подчас и голодают, а девушки пропадают в различных притонах, то это вполне естественно на то они и сироты». Недовольными приютами оказались и местные кулаки, которые лишались дешевой детской рабочей силы.

Разработки Жеденова по организации приютов актуальны и сегодня. Даже при достаточном финансировании детских домов сейчас присутствует острая проблема приобщения воспитанников к труду. Дети в детских домах должны получать полезные трудовые навыки, иначе при выходе из детдомов они могут пополнить ряды преступников, алкоголиков и прочих антисоциальных элементов, что повсеместно и случается. Это, кстати, понимал хорошо известный А. С. Макаренко, который взял у Жеденова и развил его идею трудового воспитания, хотя духовные и идеологические основы их трудов были принципиально различными.

К сожалению, труды Н.Н. Жеденова по воспитанию молодежи на принципах трудолюбия и нравственности надежно забыты, невостребованы нашими высокими педагогическими начальниками. А очень жаль - ценности, на которых воспитывал молодежь Николай Николаевич Жеденов - любовь к Богу, трудолюбие, нравственность - непреходящи, вечны.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Геннадьевич Солнцев
Все статьи Александр Геннадьевич Солнцев
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22