Русская Церковь «над пропастью во ржи»

О проблеме межконфессиональных (экуменических) отношений

Проблемы церковной жизни 
0
765
Время на чтение 20 минут

««Сегодня все более глубокой становится пропасть, разделяющая традиционные христианские Церкви и те общины западных христиан, которые встали на путь либерализации вероучения, церковного устройства и нравственных норм в угоду современным секулярным стандартам, - говорится в письме руководству Евангелической Церкви в Германии. - Это происходит не по вине православных, которые за годы диалога ни на шаг не отступили назад от своих протестантских братьев и сестер, но, напротив, оставались верными взятым на себя обязательствам». Однако, как считает архиепископ Волоколамский Иларион, по прошествии некоторого времени можно было бы в спокойной обстановке обсудить сложившуюся ситуацию, для чего владыка готов посетить Германию весной 2010 года».[1] - Стремление спасать падающего в пропасть вероотступничества в ситуации, когда пропасть становится шире, чревато собственным падением в нее. Об этом прямо предупреждал святитель Игнатий: «Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его».[2]

Скажут: это поучение относится сугубо к аскетике, к индивидуальной духовной жизни, и не работает в области внешней деятельности Церкви... Но ведь есть и апостольские слова о том же («Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин 1:10-11); «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:10)), и множество канонов уже непосредственно по этой теме. В самом деле, почему так или иная православная Поместная Церковь, осуществляющая самостоятельную политику в области межконфессиональных связей, полагает себя застрахованной от такого развития событий, когда приветствующий упорствующего в духовном блуде рискует если не сам начать погрешать тем же самым, то - потворствовать ему своим «приветствием» и, тем самым, незаметно терять собственные ориентиры? Как показывает время, экуменические сближения христианских конфессий становятся возможными вовсе не в результате того, что инославные (католики после II Ватиканского собора, в частности, или протестанты после тогда же начатого богословского диалога) становятся ближе к православию, но, наоборот, оттого, что последние приближаются к инославию по духу, становятся более толерантными к их искажениям веры и более индифферентными - к чистоте своей. Так, например, существующий в экуменическом контексте единоверческий проект РПЦ в отношении приверженцев старых обрядов, как всякий неканонический компромисс, работает в обе стороны: для кого-то из раскольников действительно оказывается врачебницей, своего рода буферной зоной «оглашения», помогающей мятежному духа постепенно примириться с Церковью; а для кого-то из самих православных такая практика оказывается соблазном, неким порталом, через который вирус раскола как церковного либерализма широко проникает в церковное сознание. Проявляется это в том, что неосознанно рецептирующий либеральный дух раскола начинает нести богословскую околесицу о том, что в расколе «виноваты обе стороны», что Церковь и «во внешнем разделении остается внутренне единой» и т.п.[3] Те меры, которые были приняты Русской Церковью в отношении инославия и раскола по пастырскому снисхождению или в рамках миссионерского эксперимента (как то: отмена клятв Соборов XVII в., вступление во Всемирный совет церквей, различные межконфессиональные диалоги) начинают со временем восприниматься как норма, то есть как правило (канон), а не исключение из него (икономия). В результате происходит незаметная подмена понятий, и вместо прежних строгих церковных законов главенствующим в церковной жизни неосознанно для большинства (включая самих инициаторов подобных проектов) оказываются принципы гуманистического плюрализма и либерального релятивизма.

Как видно из истории вопроса, в основании экуменического проекта лежит несовместимая с ортодоксальным вероучением синкретическая доктрина оригеническо-гностического типа с соответствующей экклезиологией. И есть все основания полагать, что, по крайней мере, некоторые элементы этого синкретизма уже достаточно глубоко восприняты современной православной мыслью, нивелируя (православные и инославные) цели межконфессиональных контактов. «Тем, что Он, как грядущее, грядет во плоти, актуализуясь в настоящем времени, Он приносит полноту - в пустоту, наполняя ее грядущим, но при этом не разрушает ее временную форму, а превращает эту пустоту, вместе с ее основанием, грехом,- в прошедшее. И это есть окончательный, хотя и вершащийся как событие, итог нисхождения в «преисподнюю», которая тем самым в некоем смысле (верно угаданном Шеллингом, хотя впоследствии вновь затемненном его спекулятивным методом) превращается в «вечное прошлое». Все, что не поддалось синтезу Христа, что окончательно отброшено, <...> превратилось в некое «больше-никогда», - это и есть подлинное прошлое. <...> То, что таким образом кануло в безвозвратность [прошедшего], уже не может быть избрано Богом; это зло - великая вавилонская блудница, воплощение всего, что в «блуде», - отвратилось от любви Божией и, отвратившись, в принципе не может быть возвращено. И поэтому оно находит свой конец за самым кромешным краем, «во тьме внешней» [прошлого]. <...> Но то, что не погрузилось в безвозвратность, очевидным образом может быть возвращено, хотя на время и ушло: его можно вернуть в вертикальный временной порядок Христа, тогда как в пустом горизонтальном порядке оно кажется невозвратимым. Так, Израилю, когда он обратится, обещано «восставление» в изначальном состоянии (αποκαταστήσω σε Иер 15. 19, Септ.), что имеет в виду и Петр в своей речи к евреям, предсказывая им «времена восставления всех вещей, αποκαταστασεως πάντων» и пришествие Христа, отсроченное до того времени (Откр 3. 21). <...> Лишь с этим восхождением осуществляется единящая интеграция всех частей разбившегося ветхого Адама в новом, всеохватном Адаме. Таким образом, обращение человека как обращение хода его времени <...> и совершающегося в нем суда над нами <...> происходит в русле всеобщего обращения времени, совершаемого по инициативе Бога. <...> Он должен был принять на себя и в себя все совокупное течение времени, устремленное в абсолютное прошлое, и тем добиться обращения целого - начиная от его конца. По этому поводу Отцы Церкви говорили, что Христос появился тогда, когда мировой грех достиг своей полноты. <...> Праведный суд [есть] постоянное исправление всего недостаточного, чтобы направить его на то, что лишено всякого недостатка. Таким образом, имманентному суду, в свою очередь, имманентна благодать, позволяющая нам вновь и вновь оставлять позади себя всё, казалось бы, окончательное...»[4] Иначе говоря, все грехи без исключения, по Бальтазару, раскаянные и нераскаянные, исправленные противоположными добродетелями и самые закоренелые, канут в Лету, будут списаны как государственные долги - после мирового армагеддона. С ортодоксальной точки зрения, это означает, что все греховное, как оно есть, войдет в Царство Небесное, потому что спасение человека осуществляется не механическим «обращением времени», но куда более трудоемким для христианина процессом («ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20); «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21); «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12)). Таким манером под видом святоотеческого учения в церковное сознание и внедряется толерантность к этой «полноте греха», постепенно наполняющей собою христианские формы. Одними из основных резервуаров этого вавилонского смешения и оказываются межконфессиональные проекты. Как в спекулятивном богословии Бальтазара и других представителей «новой теологии» (главных идеологов 2-ого Ватикана), уже издаваемой в России и все более интегрируемой в отечественное богословие, настойчиво создается иллюзия неизбежности преодоления всеобщей греховности в результате Боговоплощения (а не в результате участия в Таинствах Церкви и новой жизни по благодати), аналогичным образом в экуменической экклезиологии создается иллюзия преодоления ереси и раскола в инославных церквях путем незаметного понижения ценза дозволенного, допустимой степени разномыслия, повышения уровня «веротерпимости» и прочих выражений «секулярных стандартов» и «либерализации», о чем православная сторона диалога сокрушается, сталкиваясь с их крайними формами у своих партнеров и упорно отказываясь видеть умеренные формы того же самого у себя. Если все грехи рано или поздно станут «яко не бывшие» без всяких последствий для грешника, то и особо тяжкие грехи ереси и раскола не так страшны и не должны становится непреодолимыми преградами к «единство во Христе», во всепобеждающей любви «нового всеохватного Адама». Такими же сугубо внешними оказываются и механизмы преодоления разделений между церквями (путем унификации дат главных церковных праздников или, наоборот, путем плюралистического разнообразия обрядов и т.п.), лишь бы границы церкви неуклонно расширялись путем последовательного включения внутрь всех и вся (раз целью провозглашено историческая актуализация уже мистически реального единства мира и Бога в Боговоплощении).[5]

Каким образом православная сторона экуменического диалога становится заложницей этого скрытого гностицизма, или каков механизм постепенной интеграции именно православия в квазихристианский либерализм и гуманизм инославия, а не наоборот, в результате этого диалога, можно проследить на конкретном примере православно-лютеранского партнерства.

После того, как главой Евангелическо-лютеранской церкви Германии, объединяющей более 20 лютеранских и реформаторских церквей, в 2009 г. была избрана Марго Кесманн, РПЦ тотчас заявила о готовности прекратить диалог с этой религиозной организацией. «"На конец ноября - начало декабря намечено празднование 50-летия диалога с Лютеранской церковью Германии. Пятидесятилетие этого диалога одновременно станет и концом этого диалога", - заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион». Даже российские лютеране тогда «поддержали заявление представителя Московского Патриархата, согласившись с тем, что женский епископат является признаком кризиса в западном обществе. "У нас нет женского священства, так как введение этого института - небиблейское действие", - считает главный секретарь Евангельской лютеранской церкви Ингрии (России) священник Александр Прилуцкий».[6] Однако спустя всего неделю позиция РПЦ была скорректирована, и весьма значительно. «Русская Православная Церковь намерена продолжить диалог с Евангелической лютеранской церковью Германии, несмотря на то, что главой немецкой религиозной организации не так давно стала женщина. Об этом РИА Новости заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Филипп (Рябых). "В Русской Церкви очень дорожат добрыми отношениями с Евангелической лютеранской церковью Германии, которые сложились за последние десятилетия. Было бы неправильно и неразумно перечеркнуть все хорошее, что существует на уровне контактов епархий, приходов и межцерковных отношений", - отметил отец Филипп. Информация о том, что Русская Православная Церковь собирается прервать пятидесятилетний диалог с немецкими лютеранами из-за того, что во главе Евангелической церкви Германии встала женщина, 51-летняя Марго Кессман, появилась около недели назад. О намерении Русской Церкви разорвать отношения с немецкой религиозной организацией объявил архиепископ Волоколамский Иларион, глава отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Он отметил, что в Русской Церкви считают решение о назначении женщины епископом противоречащим евангельским принципам. Представители Русской Православной Церкви выразили беспокойство по поводу назначения Марго Кессман главой Евангелической церкви Германии, поскольку оно стало свидетельством оказанного на религиозную организацию "влияния политической конъюнктуры". "Эта либерализация выражается в допущении женского священства и епископата, в рукоположении открытых гомосексуалистов, терпимом отношении к однополым союзам, абортам, эвтаназии", - пояснил иеромонах Филипп. <...> При этом представитель Московского Патриархата подчеркнул, что в Русской Церкви не идет речи о разрыве отношений с немецкими лютеранами. По словам иеромонаха Филиппа, Церковь "только выражала свое беспокойство относительно тех процессов, которые привели госпожу Кессман на пост главы союза немецких протестантских церквей". Священнослужитель также отметил, что возникшее между двумя религиозными организациями разногласие Русская Православная Церковь рассматривает как "повод еще раз разъяснить свою позицию"«.[7] «...председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что после этого официальный богословский диалог с ЕЦГ в той форме, в которой он велся в течение последних 50 лет, стал невозможным, поскольку воспринимался бы "как имплицитное признание женского священства и женского епископата". Русская Православная Церковь не признает женского священства, как и многие другие "либеральные тенденции" современного западного Христианства. По словам владыки Илариона, Русская Церковь не прервала диалога с ЕЦГ, но выразила намерение "искать новые формы взаимоотношений" <...> "Несмотря на все эти обстоятельства, наша позиция остается прежней. Мы остаемся открытыми к диалогу, к разговору с Евангелической церковью Германии о наших будущих отношениях и сотрудничестве", - заключил отец Филипп...»[8] То есть, несмотря на то, что, «по словам митрополита Илариона, избрание М.Кессман "было в каком-то смысле лишь верхушкой айсберга"«[9] этой либерализации.

И вот в марте 2015 года эта история получила своего рода продолжение, когда общая неопределенность и непоследовательность православной позиции в этом вопросе была спекулятивно использована именно как «имплицитное признание». «В смятении пребывает в эти дни Автономная Финляндская Православная Церковь. По информации греческого агентства «Romfea» причиной скандала стало участие женщины-епископа Лютеранской Церкви Финляндии Ирья Каарина Аскола в православной Литургии, совершенной в воскресенье, 1 марта, в Успенском соборе в Хельсинки. Указывается, что женщина-епископ была официально приглашена на богослужение православным митрополитом Гелсингфорсским Хельсинки Амвросием. Глава Православной Церкви Финляндии Архиепископ Лев, услышав эту новость, сразу же заявил свой решительный протест по поводу происшедшего. Архиепископ Лев признал тот факт, что митрополит Амвросий совместно с женщиной-епископом молился во время рукоположения, совершенного в кафедральном соборе столицы Финляндии. Глава Финляндской Православной Церкви по этому поводу заявил, что Литургия должна совершаться в соответствии с учением Православной Церкви. Со своей стороны, митрополит Амвросий согласился с той оценкой, которую дал его поступку Архиепископ Лев, но, тем не менее, подчеркнул, что он не сделал чего-либо, что бросает вызов Церкви. Митрополит Хельсинкский при этом сослался на тот факт, что во время недавнего визита Папы Римского Франциска на Фанар в кафедральном Георгиевском соборе Константинопольской Православной Церкви также совершалась диаконская хиротония в то время, как понтифик молился в православном храме. Митрополит Амвросий также сказал в свое оправдание, что он пригласил лютеранского епископа в видах сотрудничества, договор о котором заключен между православными и лютеранами Финляндии. «Мы хотим загнать Церковь гетто и сделать ее маргинальной, или мы хотим, чтобы Церковь была открыта для диалога и экуменического общения», - риторически вопрошает митрополит Амвросий. Митрополит Амвросий также пояснил, что женщина-епископ Лютеранской Церкви не принимала непосредственного участия в православной Литургии, которую он возглавлял».[10] - И возразить ему нечего, потому что эти же самые аргументы не раз приходилось слышать и со стороны других православных представителей в обосновании своей активной внешне-церковной деятельности.[11] Более того, как выясняется, сам же глава Финской Церкви архиепископ Лев в свое время вручал отцу Амвросию «митру и посох в присутствии... лютеран и римо-католиков Финляндии».[12] - Так чего же теперь протестовать? - Как говорится, пожинайте плоды «новых форм взаимообщения», дорогой владыка. При этом архиепископ Амвросий сам является обращенным протестантом, то есть, по замыслу, должен быть наглядной агитацией... Но результат получился обратный: он стал проводником протестантского либерализма в Финскую Православную Церковь.

Таким образом, нетрудно проследить механизм произошедшей легализации антиканонической практики в качестве принципа конвергенции христианских и либеральных стандартов во всех подобных случаях: решительный протест православной Церкви - смягчение позиции до «выражения беспокойства» и готовности продолжить диалога в «новых формах» - нахождение этой формы в готовности «рассматривать разногласия как повод еще раз разъяснить свою позицию» - фактическое признание на местах. Этим же принципом компромисса с секулярными стандартами обусловлено принятие и уже некоторых доктринальных решений РПЦ последнего времени, как то: «нахождение возможным совершение» конфессионально смешанных браков; оставление на усмотрение «христианских супругов» применение неабортивной контрацепции, по принципу меньшего из зол («Основы социальной концепции РПЦ», пп. X,2; XII,3); допущение к Причастию находящихся в греховном сожительстве («Об участии верных в Евхаристии», п.V). Хотя перечисленные меры и сопровождаются формулировками «исходя из соображений пастырской икономии» и «по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях» и имеют ряд оговорок, устанавливающих границы, или пределы этих исключений из правил (то есть устанавливающих границы выхождения за границы, или попросту расширяющих их, потому что сам факт икономии указывает на неканонический характер принимаемой меры), фактически это выглядит как руководствование одновременно двумя нормативами: церковными канонами и статусом кво светского общества (в котором эти практики стали нормой). Поэтому, повторим, эффект от таких решений может быть двояким: для кого-то (именно что «в исключительных случаях») официальное разрешение на запретное «по акции» и допущение к Таинствам «экстерном» может действительно стать счастливым билетом в Царство Божие, то есть явиться стимулом для подлинного воцерковления; а для кого-то (скорее всего, в большинстве случаев, причем даже не тех категорий лиц, которых это непосредственно касается, а вообще, в качестве общего резонанса), наоборот, обернется лишением этого стимула, лишь очередным звеном в общем девальвировании духовной жизни, в апокалипсическом потоке неотвратимой либерализации как освобождения от власти Бога. Понятно, что чаще всего подобные меры являются вынужденными, потому что ни считаться с реалиями времени (адаптируя церковную жизнь к прогрессирующей «немощи человеческой») невозможно. Однако в таком случае неуместными оказываются повышенный оптимизм и подача таких нововведений как каких-то «завоеваний», которыми принятие таких решений часто сопровождаются.

Как можно догадаться, тем же самым манером (только ускоренными темпами) происходит оползание христианского сознания в «развершуюся вдали бездну» и внутри инославных конфессий как в авангарде этого процесса, его главной движущей силе, где прежние, более строгие позиции сдаются тоже не сразу, но с «прениями», то есть в ходе внешнего диалога с той же «политической конъюнктурой» и усвоения ее стандартов. Так, в частности, «Пресвитерианская церковь Шотландии разрешила рукополагать в священный сан лиц, состоящих в однополых "браках", сообщает во вторник шотландская газета "Скотсмэн". Как отмечается, после напряженного шестичасового обсуждения было принято решение позволить рукоположение священников-гомосексуалистов, не скрывающих своей ориентации, в тех общинах, которые изъявят такое желание. Соответствующие поправки были приняты, несмотря на то, что ранее генеральная ассамблея Церкви еще раз утвердила существующую доктрину, согласно которой геи не могут становиться священниками. Дискуссии на эту тему вспыхнули в Шотландии в 2009 году. Тогда Церковь Шотландии разрешила гомосексуалисту Скотту Ренни в порядке исключения принять священный сан, несмотря на протесты традиционалистов».[13] - Как мы видим, здесь тот же самый алгоритм: доктринальный запрет генеральной ассамблеи - прения (то есть диалог) - разрешение в качестве единичного исключения - более широкое доктринальное разрешение (уже на усмотрение общин). А по сути: вчера греховное - сегодня церковно легитимное.

Казалось бы, здесь уже дно, более «небиблейского действия» нельзя совершить. Однако «на достигнутом» в таких вещах трудно, если вообще возможно остановиться. «В ряде церквей Англиканского содружества в следующем году будет проведена реформа рукоположения священников. Реформа, призванная упростить процедуру рукоположения священства, откроет возможность для получения сана священнослужителя человеку не только любого пола или сексуальной ориентации, но и любого вероисповедания, как ни парадоксально это звучит. "Реалии современной жизни требуют от нас пересмотра ряда канонов и правил. Мы разрешили женское священство и рукоположение открытых гомосексуалистов, однако нам не следует останавливаться на достигнутом", - заявил в интервью газете "Monday Telegraph" епископ Херефорда Энтони Приддис. Три года назад он получил известность, выступив в поддержку женщины-священника, которая в свое время сделала операцию по смене пола. По словам Э.Приддиса, со следующего года англиканскими священнослужителями смогут стать не только христиане... "При приеме на работу, причем особенно на работу в государственной религиозной организации Великобритании, нельзя дискриминировать человека на основании его вероисповедания. Англиканская церковь своим примером должна бороться с атавизмами ксенофобии в нашем мультикультурном, толерантном обществе и предоставлять равные возможности всем людям, вне зависимости от того, верят ли они в Бога, богов или какую-либо другую силу", - заявил епископ, позиционирующий себя христианином. При этом Э.Приддис не исключил, что в будущем в Англиканской церкви войдет в практику и рукоположение атеистов, сообщает издание».[14]

Скажут: это крайние случаи, из которых рано делать выводы общего характера; тем более - нельзя автоматически переносить специфическую ситуацию в Финской Церкви (Константинопольский Патриархат) на Православие вообще, прямолинейно продолжать аналогию, потому что проблема межконфессионального сосуществования в современном мире более «сложная и противоречивая», чем может показаться на неискушенный взгляд... И тем не менее основная тенденция и главные закономерности этого процесса, как представляется, обозначена нами верно. Очень хочется надеяться, что здравый смысл и инстинкт самосохранения окажутся сильнее «упоения на краю» неуклонно расширяющейся экуменической «бездны», и Русская Церковь, стоя над этой «пропастью во ржи», не ринется в нее, искушая Бога, вслед за Константинополем (в свою очередь прыгающим туда вслед за инославием), благо, что есть примеры и проявленной принципиальности.[15] Поэтому закончить хочется словами другого святителя - Феофана Затворника, отнюдь не переставшими быть актуальными: «во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?.. И будет, наконец, то же и у нас, что, напр., у французов и других... А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!»[16]



[1] Архиепископ Волоколамский Иларион: «Все более глубокой становится пропасть, разделяющая традиционные церкви и общины западных христиан, которые встали на путь либерализации вероучения, церковного устройства и нравственных норм» / http://www.pravoslavie.ru/news/33120.htm

[2] свт. Игнатий (Брянчанинов)/ Отечник. Заключение / Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.,»Паломник», 2004. Т.6. С.445.

[3] Ср.: «21октября (2013 г.) Папа Римский Франциск призвал католиков и лютеран к «честной переоценке Реформации и ее последствий», сообщило агентство KIPA. Выступая в Ватикане перед делегацией Всемирной лютеранской федерации, понтифик отметил, что "обе стороны должны попросить прощения друг у друга за совершенные перед Богом грехи". Франциск подчеркнул, что "католики и лютеране должны продолжить диалог, если даже он проходит иногда с некоторыми трудностями". Он одобрил работу двусторонней комиссии по подготовке итогового документа "От конфликта - к сообществу. Совместное лютеранско-католическое празднование Реформации в 2017 г."» (Папа Франциск призвал лютеран и католиков к переоценке Реформации / http://www.sedmitza.ru/text/4168040.html)

[4] Бальтазар фон Г.У. Целое во фрагменте. М., Истина и жизнь, 2001. С.50-56.

[5] Ср.: «Итак, Слово - это коллективный Человек, рассматриваемый в его божественном синтезе, до его распада. Это Небесный Адам до его грехопадения; до того, как это Вселенское Существо модализировалось, перейдя от Единства к Числу; от Абсолютного к Относительному; от Коллективности к Индивидуализму; от Бесконечности к Пространству и от Вечности ко Времени. <...> Никогда не забывай о том, что Вселенский Адам - это однородное Целое, живое Существо, органическими атомами и составными элементами которого мы являемся. Все мы живем в других и посредством других; и если бы мы даже индивидуально спаслись (если воспользоваться христианским языком), то мы не перестали бы страдать и бороться за то, чтобы однажды все наши собратья были спасены, подобно нам! Таким образом, <...> всеобщее братство -  это не иллюзия, а фактическая реальность» (Гуайта де С. Инициатическая речь для приема в масонскую Мартинистскую Ложу (III степень) / http://martinist.ru/iniciat.php).  

[6] Русская Православная Церковь готова прекратить диалог с лютеранами Германии / http://www.sedmitza.ru/text/856909.html

 

[7] Женщина-епископ не помешает Русской Православной Церкви продолжать диалог с немецкими лютеранами / http://www.sedmitza.ru/text/861628.html.

[8] Русская Православная Церковь остается открытой к диалогу с Евангелической церковью Германии /

http://www.sedmitza.ru/text/994686.html.

[9] В Московском Патриархате готовы вести переговоры о возобновлении диалога с немецкими лютеранами после избрания их нового лидера / http://www.sedmitza.ru/text/1013897.html.

[10] В Хельсинки женщина-епископ Лютеранской Церкви приняла участие в православной Литургии /

http://www.sedmitza.ru/text/5450697.html.

[11] Ср.: «Зампредседателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин считает подобные взгляды глубоким заблуждением. "Изоляция - это всегда слабость, отказ от профессионального диалога - это всегда поражение и смерть. Если ты отступил и уходишь в изоляцию, ты станешь легкой добычей для тех, от кого ты пытаешься спрятаться", - сказал священник» (В Московском Патриархате считают опасным предложение прекратить диалог Русской Церкви с внешним миром / http://www.sedmica.orthodoxy.ru/346-19-06-08.php#18).

[12] В Хельсинки женщина-епископ Лютеранской Церкви приняла участие в православной Литургии /  http://www.sedmitza.ru/text/5450697.html.   

[13] Шотландские пресвитериане разрешили рукополагать открытых гомосексуалистов / http://www.sedmitza.ru/text/3712477.html.

[14] В следующем году священниками Англиканской церкви смогут стать не только христиане / http://www.sedmitza.ru/text/384771.html 

[15] «Русская православная церковь (РПЦ) решила прекратить официальные контакты с Церковью Шотландии и Объединенной протестантской церковью Франции из-за их решений по гомосексуалам, сообщается на сайте Отдела внешних церковных связей РПЦ. Решения протестантских церквей в РПЦ восприняли "с глубоким разочарованием", посчитав, их "недопустимыми" и "попирающими принципы традиционной христианской морали". Генеральная ассамблея национальной пресвитерианской Церкви Шотландии решила допускать к ординации гомосексуалов 16 мая, на следующий день Синод Объединенной протестантской церкви Франции разрешил благословлять браки представителей одного пола. Подчеркивается, что РПЦ внимательно следила за дискуссией в этих церквях относительно гомосексуалов. В 2013 году председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион писал в шотландскую церковь о том, что РПЦ разочарована возможностью принятия такого решения. В Отделе внешних церковных связей РПЦ добавили, что в 2003 году по схожим причинам были приостановлены контакты с Епископальной церковью США, где открытый гомосексуал стал епископом, а также с Церковью Швеции, разрешившей в 2005 году благословение однополых браков» (Русская Православная Церковь поссорилась с европейскими протестантами из-за геев /

http://www.forumdaily.com/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-possorilas-s-evropejskimi-protestantami-iz-za-geev/)/

[16] свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 160.  М., Правило веры, 1995. С.369.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Вячеславович Буздалов
«Наш ответ Чемберлену»
Наиболее адекватным ответом Кремля на удары американскими ракетами стало бы широкомасштабное использование северокорейских войск в зоне СВО, в чем до сих пор Москва была недостаточно решительна
21.11.2024
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Все статьи Александр Вячеславович Буздалов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59