Быстро летит время. Кажется, совсем недавно звучал на широких просторах нашей Родины уникальный, звонкий, самобытный голос Марии Николаевны Мордасовой - по Всесоюзному радио, по Центральному телевидению. А вот уже сегодня, 14 февраля 2015 года исполнилось 100 лет со дня ее рождения.
Знали и любили ее, наверное, в каждом доме; у всех были пластинки с записями этой превосходной певицы. Особенно популярна она была в деревнях. А вот спроси сегодня у молодежи - кто такая Мордасова - пожалуй, мало кто ответит. После развала СССР нашу эстраду накрыло мутной волной музыкальной продукции сомнительного качества. Даже та ниша, которую в свое время занимала Мордасова, оказалась заполнена псевдонародными поделками, далеко отстоящими от подлинного искусства. За эти два десятка лет выросло целое поколение людей, которое, возможно, даже не представляет, как богата была талантами наша сцена в прежние годы. Хотя таланты есть и сегодня, но в силу многих обстоятельств им трудно выйти на «широкого зрителя».
Мордасова была подлинно народной артисткой. Подтверждением этого было и официальное признание: она носила звание Народной артистки СССР. Большинство деятелей культуры, имеющих это звание, проживали и работали в центральных городах, в основном, в Москве. А Мордасова жила в далеком Воронеже, однако многочисленные гастроли, записи на радио, телевидении, пластинках сделали ее необыкновенно популярной, любимой, и она заслуженно носила это почетное звание.
Вся жизнь и творчество Марии Николаевны связаны с южнорусской песенной традицией. Она родилась в ту эпоху, когда в народной песне и культуре еще не было разделения на «артистов и зрителей». Песня часто носила обрядовый, ритуальный характер. Исполняли ее сами крестьяне, сами же и слушали - на свадьбах, на работе, на похоронах - всюду человека сопровождала песня. Мордасова питалась, дышала этой культурой. Песня сопровождала ее всегда. Как она сама вспоминала, мать ее также была песенницей - никто в селе не знал песен больше ее, и никто не мог лучше спеть. Это был природный талант, который унаследовала и приумножила наша великая певица. Когда этот талант стал очевиден, она закономерно пришла на сцену и стала нести людям то, что сама же почерпнула в народе. Только это народное искусство она довела до совершенства, до образца.
Излюбленным жанром Мордасовой была частушка. Только на первый взгляд кажется, что частушки такие простые - незатейливая мелодия и четверостишие. На самом деле это целый мир, который певица всю жизнь изучала. С бумагой и карандашом она не разлучалась даже ночью. Бывало, просыпалась и записывала какое-то четверостишие, которое только что пришло в голову. На всех гастролях, в поездках Мария Николаевна была самой неутомимой, обходила в деревнях старожилов и записывала частушки, песни. Она разработала «классификацию» частушек. С огромным энтузиазмом и задором перечисляла: прибаутки, рассказки, присказки, прибаски, длиннушки, коротушки, небылицы. Или не менее длинный список вариантов обращения возлюбленных друг к другу: дроля, дусяня, ваталинка, шураня, прияточка и много-много других. Пела она и грустные частушки, и страдания, но с особенным блеском исполняла веселые, задорные, искрометные! Находила в народе и сама сочиняла какие-то необыкновенно красивые рифмы, словосочетания: «А я Яшу подпояшу», «Ваня-Ваня, Ванюрок, Ваня-Ванюратка, привязался ты ко мне, словно лихорадка», «Заиграйте громче гармони, я спою о русском Тимоне», «Топится, топится в огороде баня, женится, женится мой миленок Ваня», «Я с тамбовских полей - не найдете веселей» - перечислять можно бесконечно! Эти мордасовские рифмы запоминаются навсегда. Или вот абсолютный шедевр: «Несла воду из колодца, попросил желанный пить, белы ручки затряслися, не могла заговорить» - здесь и чистота, и красота души, и целомудрие, и скупость выразительных средств, которой позавидовал бы Станиславский!
Были в репертуаре Мордасовой и песни, тоже разнообразные по жанрам, по настроению. Особенно тонко и проникновенно она исполняла свадебные печальные песни, которые поет невеста, или ее подружки акапелла, или с минимальным музыкальным сопровождением - «Проходили, прогуляли», «Проснулась свет-Марьюшка» - также абсолютные шедевры, которые никто уже не сможет исполнить так, как это делала Мордасова.
Мария Николаевна была человеком своего времени. В ее частушках отражались все события исторической, общественной и даже политической жизни. Она была непревзойденным мастером по сочинению таких острых частушек - про БАМ, про «большую химию», про космос. Сегодня некоторые из них воспринимаются нами с удивлением, с улыбкой, а порой и с недоумением. Как-то не вязались с народными ритмами такие слова как «В стране советской мы хорошо живем, дорогой светлою вперед идем», или «Эх, все для нас в стране советской есть, спасибо партии за почет и честь». Однако таково было время. По крайней мере, это были исключения. Основной репертуар Мордасовой - это подлинные народные песни, частушки, высочайшие образцы русской песенной культуры.
В начале статьи мы говорили, что после распада СССР имя Мордасовой было изрядно подзабыто, молодежь его не знает. Однако с широким вхождением в нашу жизнь интернета ситуация изменилась. В поисковых системах, социальных сетях, торрент-трекерах можно разыскать в цифровом виде все записи, которые когда-то были сделаны певицей на пластинки, можно посмотреть ряд фильмов, посвященных ее творчеству, интервью с ней. Даже после смерти Мордасовой о ней продолжали снимать фильмы, а в воронежской квартире, где она жила с мужем, прекрасным баянистом и аккомпаниатором Иваном Михайловичем Руденко, открыт музей. В этом музее дух и вся обстановка сохранены настолько, что посетители думают: хозяева лишь ненадолго вышли и скоро вернутся.
Благодаря этому, незабываемый голос Мордасовой продолжает звучать во многих уголках нашей страны, а возможно и за ее пределами. И сегодня, в преддверии масленицы, зайдя в интернет, с радостью и улыбкой слушаем знаменитые мордасовские частушки: «Как на масляной неделе тройки по снегу летели. Санки с горочки неслись, а у всех блины пеклись. Ой, блины мои блины, блины масляные! Ой, блины мои блины, вы блиночки мои!»
Вадим Сергеевич Грачев, доцент СПбГАУ