itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Беседа о духовном руководстве

0
151
Время на чтение 7 минут

Если обратиться к святым отцам, мы увидим, что у них многократно гово­рится о важности духовного руко­водства. Если важно пользоваться советом опытных людей в житейских делах, тем более в духовной жизни, где много всяких подводных кам­ней, подстерегающих опасностей, сетей. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что те, кто на себя надежду возложил - прельстились, они думают, что не имеют нуж­ды ни в каком путеводителе. Хотя бы эти люди были весьма умны, но, самочинно проходя поприще духовной жизни, они легко претыкаются. Много претыкаются та­кие люди, попадают в ямы и в се­ти лукавого, во многие беды, и не знают они, какой конец их ожидает. Труды тако­вых людей бывают тщетными, особенно монашествующих.

Мы знаем, что подвижники в древно­сти писали в основном для монашествую­щих, отсюда сетования, что так мало у нас наставлений людям семейным. Но мы можем к ним отнести много из того, что говорится монашествующим, только с поправкой, с учетом семейного положе­ния. Но, тем не менее, это общие настав­ления, в том числе о необходимости ду­ховного руководства, духовного настав­ничества. Святитель Игнатий сравнивает святых отцов со звездами единой приро­ды, пусть с разной интенсивностью излу­чения, но единой природы. То есть святые отцы шли узким путем, основанном на по­каянии и смирении, отсюда единство ду­ховного опыта. Были какие-то разногла­сия, частные мнения в каких-то богослов­ских вопросах, но в основном, в догмати­ческом плане и в плане ориентиров для духовной жизни было единение. Поэтому мы можем чер­пать и черпать много из этого безценного источника святоотеческой мудрости для нашей духовной жизни. Мы даже имена многих из подвижников не знаем, такое имя как, например, Марк Подвиж­ник. Более или менее нам знаком препо­добный Дорофей со своими "Душеполез­ными наставлениями", Иоанн Лествичник с "Лествицей". А вот такие имена как Игнатий и Калист неизвестны. Они наставляют: "Все делайте с советом, вопрошайте духовных отцов", и тогда, ес­ли жизнь уподобить равнине, с ямами и кочками, но благодатью Христовой за по­слушание духовным наставникам, за то, что смирив себя, обращаешься к ним за советом, то эта ухабистая местность по­кажется совершенно ровной и глад­кой. А у нас как бывает? До сих пор неко­торые прихожане нашего храма, не один год пробыв в его стенах, сомневаются во всем, в том, как устроить свою жизнь, жениться или монашеский путь избрать, сомневаются в одном наставнике, в дру­гом наставнике, в одном храме, в другом храме. Подобны они растению, не укоре­ненному в почве. «Решимости не хватает современному человеку», - говорил пре­подобный Серафим Саровский. Как было раньше на Руси? Вот между постами, Рож­дественским и Великим, в эти полтора ме­сяца делали рывок, решали личные проблемы. А у нас проходит год за го­дом, все сливается, содержание жизни одинаково и никаких подвижек. Мы привы­каем к такому своему состоянию и не желаем делать какие-то подвижки. Так бывает и в церковной жизни. Допустим, на­шему храму, общине жить в своей скорлу­пе уютно и хорошо, но раз в год необходи­мо напрячься для проведения архиерейской служ­бы на престольный праздник. И мы видим, что это расширение контекста нашего существования, что это моменты собранно­сти, это вехи на пути, когда приезжают гос­ти, архиерей. А так, можно жить в своем мирке, все хорошо и уютно, но это не тот масштаб. Нужны активные дейст­вия, гармоничные, конечно, чтоб все было сбалансировано. Нужно устраивать свою жизнь. Бывает так - начинают допекать ду­ховника в посты, на святках личными вопро­сами. Держишь оборону, призывая подождать, когда окончится пост или святки. И, казалось бы, вот настало логичное время, чтобы этими вопросами заниматься - и затишье... Вывод такой, что мы выбились из ритма жизни в личном плане, в общественном, семейном и так далее, нарушен ритм жизни. Это один, может быть, из главных изъянов на­шей жизни. Смешались в кучу праздники и будни, периоды воздержания и каких-то послаблений. Когда нужно праздновать - мы скорбим и работаем, когда нужно ра­ботать - мы расслабляемся в разных отно­шениях. Важно войти в колею. Поражает глубина церковного ритма, церковный ка­лендарь задает ритм жизни, все сбаланси­ровано, согласовано с физиологическими ритмами человека, согласовано с ритма­ми природными, хозяйственными. Как ва­жно терпение проявить, чтобы из этого ритма не выбиваться, войти в этот ритм. Пост - воздержание, святки - накопление сил, а потом новый период в жизни, в се­мейных отношениях и т.д. Смешение, ко­торое начинается в храме на богослуже­нии, когда случается круговерть, хаос, когда нет единого предстояния, как это предписано цер­ковным уставом, нет скрепы, которое на богослужении выковывается. Поэтому важно не­спешно, но систематически, целеустрем­ленно, шаг за шагом, не топчась на месте, не допуская затхлости болота, проводить свою жизнь. Какие признаки, по словам преподобных Игнатия и Калиста, истинных духовных отношений между духовным на­ставником и чадами: полная вера, доверие к нему, открытость и искренность перед ним в своих словах и делах. Ничего старать­ся не делать по своему желанию и разуме­нию, а всегда стремиться вопрошать, не прекословить и не спорить - это от гордо­сти, от маловерия и неверия. И еще - чистое испо­ведание грехов своих и тайн сердечных, ис­поведание помыслов.

Только христианство охватывает всю полноту жизни человека. Никакая партия, никакая система, никакая инструкция не охватит огромный внутренний мир чело­века, только христианство говорит о важ­ности всех нюансов, оттенков, помыслов и т.д. И это через отношения с духовником, через исповедь.

Теперь о важности искреннего, полного раскрытия своих грехов на исповеди. Стра­сти отступают от того, кто беспощадно ис­поведует свои грехи (Святитель Игнатий Брянчанинов). Скрывающий свои помыслы бывает неисцелен (преподобный Варсанофий Иоанн). Враг боится обличения при све­те. Его козни и хитросплетения, будучи об­личены при свете, заставляют его посты­женным убегать. А тот, кто самочинно проводит жизнь, у того накапливается пласт неочищенной греховности, и потом удивля­ются люди и даже духовники, почему такой человек совершает опрометчивые поступ­ки и даже самоубийство. А это потому, что накапливается духовная чернота, неочи­щенная и нераскрытая. Отвергнув стыд, не­обходимо раскрывать смущение от помы­слов, что происходит в сердце. Змей отвра­тительный убегает, выставленный напоказ через мужество исповеди. А если помысел не раскрыт - у прп. Иоанна Лествичника есть такое сравнение: когда птица на яйцах сидит, согревая их своим теплом, яйца пре­вращаются в птенцов, так и у человека, ко­гда помыслы греховные только в зачаточ­ном состоянии, как яйца еще, если он не отсекает греховные помыслы, не очищается, тогда мысли пере­ходят в дела, как яйца превращаются в птенцов. Таковы наставления святых отцов о важности чистосердечной исповеди.

Преподобный Дорофей говорит: "...не было скорбей у меня, когда я стар­цам открывал помыслы, блаженное со­стояние души я испытывал при этом, а ес­ли помысел приходил, то я брал дощечку и писал то, что пришло мне на ум с тем, чтобы старцу рассказать. И как только я это начинал делать, так уже чувствовал пользу и облегчение". А как люди страдают, когда их распирает внутри на мысленном уровне. Они варятся в этом вареве, видимо, все самоубийцы проходят это. Они варились в собственном соку, не имели возможности как-то укорениться, стабилизи­ровать свое положение, и все это мысленное варево приводило к тому, что на­ступала хроника. А ведь враг очень часто внушает вся­кие пакости, всякие студодеяния. Мы даже ужасаемся, когда такие мысли приходят к нам в голову.

Таковы реалии духовной брани. Самая страшная брань - духовная, в сравнении с ней крупнейшее военное сражение - как детская забава. Она происходит во внут­реннем мире человека - это внутренняя мысленная брань.

Преп. Дорофей усомнился: как же так, ведь сказано, многими скорбями по­добает в Царствие Божие внити. Поделил­ся со старцем, а тот сказал - не скорби, те­бе не о чем беспокоиться, кто находится в послушании отцов, тот наслаждается без­заботностью и покоем. Все естественно в данном случае. Но бывают и неопытные наставники, об этом еще сетовал св. Игна­тий Брянчанинов в XIX веке. Сетовал, что оскудение духовное, что не видит он вокруг себя на­ставников глубоких, несомнительных, поэ­тому рекомендовал обращаться только к книгам. Не все с ним соглашались, все-таки были какие-то подвижники и в наше время есть. Избирай не блещущего талантами духовника, красноречивого, эффектного, а выбирай неприметного, молитвенного, кроткого. Такое послушание духовнику не лишает свободы человека. Истинная сво­бода в Боге. Это ложная свобода, когда мы мним о себе, что мы свободны и можем что угодно делать и откликаться на любые наши желания. Мы считаем иногда, что это естественное, природное, ничем себя сте­снять не хотим, а это ложное устроение, это враг внушает ложную свободу. Истин­ная свобода только в Боге, свобода следо­вать воле Божией, согласовывать волю че­ловеческую с волей Божией.

Благодатный старец - это уже высший уровень духовничества. Особенно ода­ренные благодатью старцы являются про­водниками воли Божией, а лжестарцы за­слоняют собой Бога. Как бывает тягостно быть рядом с таким наставником, кото­рый явно заслоняет собой Христа. Получается поклонение, культ, окру­жающие замыкаются на его личных каче­ствах. А как же с проводничеством ко Христу у такого духовника? Он заслоняет собой Христа, и какою бы яркой не была его ли­чность, это все-таки в сравнении с сияю­щим ликом Христа - жалкая тень. Кто от­резвляется с помощью Божией, тот отхо­дит от такого духовника. Некоторые, ко­нечно, в ослеплении продолжают быть в орбите его сияния. Отходит, тот, кто ощути­л какую-то исчерпанность, голод и жаж­ду, потому что не может напитать такой духовник, потому что только принцип про­водничества является долговременным, все остальное себя исчерпывает. Когда человек познает сладость уединенной мо­литвы, когда он ощутит прикосновение благодати, тогда он старается избегать лишних контактов с людьми, потому что это рассеивает и отвлекает от самого до­рогого, что есть в жизни - общения с Бо­гом. А святые вообще говорили, что если человек не скажет себе, что в мире я один, я и Бог, то он покоя себе не найдет. Он будет постоянно уязвляться замечаниями, тем как к нему относятся ближние. Мни­тельность будет буйствовать в таком че­ловеке, опоры не будет, потому что ни в чем земном стабильности нет. Это волну­ющееся житейское море; только в Боге будучи укорененными обретем вожде­ленный покой и радость.

И чтобы обрести такое состояние - дай Бог нам обрести истинного духовника.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Беседа о духовном руководстве

Статья понравилась. Душеполезная.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В России много хороших людей
Беседа с прихожанами
18.03.2023
«За веру и Царство Православное подвизающихся»
Из политических объединений святой Иоанн Кронштадтский поддерживал только Союз Русского народа
11.03.2023
Человек-учреждение
К 50-летию К.А. Фролова
21.02.2023
Связующая нить между нашими народами
На презентации новой книги Ранко Гойковича
14.02.2023
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Эти две великие тени довлеют над ним»
Новый комментарий от Русский Иван
26.03.2023 13:18
Мировое правительство зашло в тупик. Что дальше?
Новый комментарий от Русский Иван
26.03.2023 13:15
Сталин «сдох», а Петр Первый — «сомнительный персонаж»
Новый комментарий от Константин В.
26.03.2023 13:12
Оптимальный проект будущего Русского мира
Новый комментарий от Русский Иван
26.03.2023 13:03
«Украина – это Россия»
Новый комментарий от Русский Иван
26.03.2023 13:00
Зачем нам Евангелие?
Новый комментарий от С. Югов
26.03.2023 11:39
Почему «Сила Сибири-2» встречает сопротивление
Новый комментарий от Игорь Ал
26.03.2023 09:26