Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Поэтесса Вероника Тушнова
На символическом языке - языке, на котором говорит Церковь, первый человек-»адам» - это образ, то есть первая икона последнего Адама - Христа (1 Кор.15:45), тогда как райская «жена» (Быт.2:22) - это первая икона Церкви, многократно упоминаемая в Священном Писании, Апокалипсисе и в церковном Предании.
Жена Праотца Адама, ставшая «матерью всех живущих» (Быт. 3:20), по слову Свв. Отцов, прообразовала собой Пресвятую Деву Марию[1], Которая Сама является образом апокалиптической Жены-Церкви, рождающей Богомладенца (Отк.12:4), Которому суждено «стереть главу змиеву» в конце человеческой Истории, в канун брачного пира Невесты и небесного Жениха-Агнца.
Любовь Адама родилась в момент узнавания им своей жены, открытия в ней самого себя, своего божественного образа и подобия, когда Адам радостно изрек: «это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23). В чине акта творения супружеской любви, муж и жена составляют совокупного, целостного «человека», созданного Творцом уже по Своему «образу и подобию» (Быт.1:27).
Бог есть Любовь (1 Ин.4:8), которая обладает как женскими свойствами любви материнской, так и мужскими - любви отеческой: «Кому Церковь не Мать, тому Бог - не Отец». В земной «миниатюре» эта полнота любви осуществляется в семье - в «малой церкви» - образе Первообраза Церкви небесной, которая есть Богочеловеческий организм (1 Кор.12:27), «последний Адам» (1 Кор.15:45). Главой этого Тела является воплотившийся Христос, Который есть образ Отца: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).
Во образ небесного Тела, главой земной человеческой семьи является жена, тогда как глава жены - ее муж (1 Кор.11:3). Подобная иерархия чинов относится и к земной Церкви Христовой, и к большой «семье народов» - к христианскому Царству, власть над которыми от Бога Отца передается Его живой Иконе - Сыну Божию, а через Христа - делегируется земному Помазаннику-Христу[2], что и осуществляется в Таинстве Венчания Царя на Царство.
Законность брака («брак» производное от слова «брать») первых людей установлена Самим Богом-Словом: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:22).
Однако, райская гармония была разрушена в результате заговора - некоего особого магического словесного воздействия, привлекшего внимание жены показавшимся ей дьяволом в образе змия. Это событие - первое в истории применение информационного оружия лжи.
Жена, «прельстившись, впала в преступление» (1 Тим.2:14), по аскетической терминологии - впала в дьявольскую прелесть, в результате чего изменилась сама и изменила своему мужу, вступив в противозаконный и противоестественный союз с дьяволом[3], совершила первое в истории человечества прелюбодеяние - смертный грех, разрушивший брачный союз супругов. Вместо обещанной дьяволом свободы, жена стала пленницей греха и смерти. Смерть вошла в жену, в саму ее плоть, и через жену - в мiр человека (Быт.1:27). Тогда как сам Адам в момент ее грехопадения оставался всё тем же безгрешным, каким и был сотворен изначально: по образу и подобию Бога.
Давайте представим себе ситуацию, в которой оказался наш Праотец. Перед ним стоит согрешившая, изменившаяся, но по-прежнему любимая жена, самый близкий человек: «кость от костей и плоть от плоти». Сила его любви была такова, что несмотря на ее измену, он все равно узнает ее, не отрекается от нее и не делает вид, что ничего не произошло! После грехопадения жены Адам еще не растерял своего боговидения и богообщения, следовательно, он точно знал, что ее состояние уже ничто человеческое исцелить не может: она уже «умерла смертью» (Быт. 2:17), хотя телесно и стояла перед ним живая. Жена согрешила - но любил он только ее, а не какую-то другую - другой и не было! То есть для Адама человека ближе и родней - «одна плоть» (Быт. 2:24) - не существовало.
Что же делать, как спасти любимую, безценную и единственную?
Выход оставался только один - исполнить высшую заповедь любви: пожертвовать собственной жизнью. Ибо весь закон любви «в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14) и «нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13).
Из рук возлюбленной жены, той, которая его только что предала, изменила ему и трусливо обманула, предложив запретный плод, он добровольно, не сомневаясь в правильности своего выбора и не противясь случившемуся, покорно вкусил протянутый ему горький плод смерти.
Грехопадением Адама власть над мiром, в котором и над которым он только что законно царствовал, перешла в руки дьявола. С этого момента эту звериную образину и следует считать князем мiра сего (Ин.12:31; Ин.14:30; Ин.16:11).
Более того, Адам и своих будущих детей принес в жертву этой божественной любви - всю свою Семью - земную «малую церковь», которая на сегодняшний день составляет никак не меньше нескольких миллиардов человек - живых, усопших и еще не родившихся. Но, как это ни жестоко может нам показаться, именно отказ от земного могущества, самоумаление и самопожертвование Адама было единственно верным решением, результатом которого стало спасительное Рождество Второго Адама (1 Кор.15:45) - Христа Бога, во всем такого же Человека, как и сам Адам, как и мы все - «во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Этот поступок первого земного Царя явился залогом и причиной будущего спасения Человечества, причиной победы Жены-Церкви - Евы-Жизни: зло и по сей день в мiре постоянно растет и множится, но не зло в конце времен победит, а Любовь, и только - Любовь окончательно сотрет «главу змиеву»!
Возникает вопрос: можно ли осуждать Адама и называть его в высшей степени поступок актом «отречения» от законного брака, трусостью и проявлением слабоволия, если после этого поступка райская гармония была разрушена, а власть над мiром перешла в руки космократора-человекоубийцы и его подручных - «красных дьяволят», раскрасневшихся то ли от геенского огня, то ли от проливаемой человеческой крови?
Адам не согрешил так, как согрешила его жена, хотя и вкусил вслед за ней запретный плод. Его грехопадение как изменение богоподобной природы человека заключалось в сочетании - нет, не с дьяволом, как это совершила жена, а с самой женой. Он не нарушил таинство райского брака, не нарушил супружескую верность: он только подтвердил их своей готовностью пойти на смерть, пожертвовать собственной жизнью ради спасения жены, ради будущего искупления человечества от греха. Но даже это бракосочетание Адама, как первый земной человеческий брак, а не тот, изначально божественный, райский, мы не можем рассматривать с «бытовой» позиции, к которой нас приучил производственно-технический термин «брака» как чего-то ущербного и непригодного к дальнейшему использованию. Несомненно, что в словах Первоевангелия, в словах Суда Божия для Адама и жены (именно не над ними, а для), заключалась главная цель земной человеческой Истории - открывшийся источник Времени, истекающий из Вечности в вечность, и смысл церковной жизни в Таинстве Брака: обетование о рождении Христа-Спасителя, путеводной «звезды» (Отк.22:16) человечества от земного к Жизни вечной.
Если Бог не творил зла (что несомненно!), может ли Любовь стать причиной и поводом к вечной смерти, привести человека к погибели? Лишить людей права на Воскресение для вечной жизни? Вопрос риторический. В спасительных путях Промысла Божия исторический путь земной Вселенской Церкви называется делом Домостроительства, и никак не связан с актом чьего бы то ни было «отречения». Именно после произнесения Божественных глаголов о будущем Рождестве Искупителя, Адам не «назвал», как перед этим животных и саму жену (Быт.2:23), а впервые «нарек имя» жене - Жизнь (Быт. 3:20). Кстати, это имя жены только единожды встречается в дореволюционных изданиях Библии на церковнославянском языке, во всех остальных случаях дается традиционный греческий перевод «Ева». И если до грехопадения первая чета были равнодушны друг с другом, то есть равны в своих помыслах, желаниях, чаяниях, в конце концов - в правах и обязанностях, то после наречения женщины вся власть над ней предана мужчине, независимо от того, нравится это феминисткам или нет: дать имя - действие сакрального характера, обозначающее источник власти над нарекаемым.
Именно Ева-Жизнь родила от Адама прообраз грядущего Мессии -Авеля; именно Ева родила «сынов божиих» (Быт.6:2,4) - потомков Сифа. Именно она есть образ Девы Марии, родившей Сына Божия, которая Сама есть образ апокалиптической Жены-Церкви, накануне Второго Пришествия силою Святого Духа смертельно поражающей дьявола в его самое уязвимое место - «в голову».
Райские события, о которых мы говорили выше, имеют непосредственное отношение к земной жизни Второго Адама - Христа-Помазанника.
Прообразом Церкви Христа - Нового Израиля, как известно, является Израиль ветхозаветный (1 Кор.10:11)[4], в лице первосвященников, книжников и фарисеев предавший своего земного законного Царя на Крестную смерть. Христос - «Царь иудейский» (Мтф. 2:2, 27:11, Ин.19:21) никогда не отрицал Своего царского достоинства (Ин.18:37), но, в создавшейся ситуации, когда кругом была измена и трусость, обман и предательство даже среди тех, кто клялся в верности до смерти, как, например, Апостол Петр (Мтф. 26:75), Он прямо указал на Первоисточник Своего земного могущества, на его небесный Первообраз: «Царство Мое не от мiра сего; если бы от мiра сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям, но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). Словами «но ныне», то есть теперь, после свершившегося предательства синодалов и ареста, Христос указывает, что Он умаляет Свое земное служение, упраздняясь от него, и по небесной духовной лествице восходит на служение более высокое - на Небесный Престол Любви - на Престол Голгофы.
Но такое же прообразовательное отношение и райские, и голгофские события имеют и к подвигу Святого Царя страстотерпца Николая II.
Он реально мог бы задавить на корню всю революционную демократическую сволочь в ближайшем окружении, в том числе - и в среде предателей-первосвященников. Однако, и Христос мог призвать сонм ангелов на борьбу со Своими земными врагами (Мтф.26:53), мог и Сам возглавить эту войну, и благословить Апостолов на правое дело. Но Он поступил не по человеческим меркам, не по законам властей мiра сего, а по законам божественной Любви, не всегда удобопонятным нам, грешникам, пытающимся нашим скудным умом объяснить, оправдать, а иногда и по-хамски осудить поступок Государя, его «отречение» от Царства, от Церкви, от народа Нового Израиля. Мы даже забываем подчас о Явлении Богоматери 2-го марта, придавая этому событию вселенского масштаба относительно обыденное обретение еще одной чудотворной иконы, забывая, что этот образ совсем не случайно называется образом Богоматери «Державной», написанный и названный так задолго до событий 1917 года, то есть явленный промыслительно!
Сегодня многие, даже и среди некоторых первосвященников, по-саддукейски не верят в грядущее Воскресение России, подменяя его индифферентным термином якобы уже свершившегося «возрождения», в подтверждение указывая перстом на количество открывшихся храмов и золоченых куполов.
Но! Вопрос нашего Воскресения - это даже не «вопрос», это - близ грядущая реальность!
Давайте посмотрим на «украинские» события этого года, начавшиеся на третий - воскресный, кстати - день после празднования иконы Богоматери «Державной», возвращением Крыма в границы сакрального пространства Святой Руси, в день памяти крымского Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Что это как не знамение обетованного и чаемого Воскресения Царской России?
Произошло ли это «само собой», случайно? Но случайностей в Истории не бывает, все устрояется Промыслом Божьим. Однако без человеческого участия, без вежливых людей и Вождя, хладнокровного расчета, трезвого ума, железной воли и веры в высшую Правду, Крым не вернулся бы на свое законное историческое место в России. Другого Лидера в начавшемся процессе Воскресения на сегодняшний день просто нет, и, независимо от того, нравится кому-то личность выбранного Президента России, или не нравится - это не имеет принципиального значения! Важно то, что Владимир Владимирович сделал свой выбор: «На мiру и смерть красна!»
Более подробное и аргументированное обоснование вышеприведенных размышлений, таинственных исторических параллелей, как и утверждения того, что в Раю было положено начало первому в истории человечества мiровому заговору, который не закончился и в наши дни, это - отдельная, достаточно объемная тема, сокращенные главы из которой, вполне вероятно, будут опубликована на «Русской народной линии» в будущем. Но и в этой публикации, хотя бы кратко, но необходимо привести некоторые параллели из жизни Русской Православной Церкви-Царства и Ее Главы - земного Христа.
Методология мiрового заговора, которым начинаются все революционные перевороты, за тысячелетия не изменилась. Это - широко озвученная ложь, клевета, обещание материальных благ и призрачной свободы для обезумевшего человеческого сообщества, которое после этих магический воздействий превращается в обезумевшую безликую и истеричную толпу - массу, являющую, в конце концов, чужое, нечеловеческое, звериное рыло[5] (наглядный пример - киевский майдан).
В Российской Империи этот заговор совершался и совершенствовался не одно столетие. Один из витков этой перманентной мiровой революции замкнулся в феврале-октябре 1917 года и завершился Царской Голгофой.
Акт предательского прелюбодеяния, совершенного земной «церковью»[6] в лице ее иерархов-первосвященников, и Российским «царством» в лице высших государственных чинов - сановников, генералитета и даже представителей Царской Фамилии - факт неопровержимый: Христова Царская Церковь и Самодержавное Царство Государя оказались не от мiра сего. А вот имел ли место факт так называемого «отречения», который подложно приписывается Царю, а подчас вменяется Ему в вину как первопричина всех кровавых событий, последовавших за государственным переворотом? Мог ли Помазанник «отречься» от боговенчанной Жены? Предал ли он Ее и Свое служение Богу? Изменил ли кому-либо из тех, кто реально изменил земному Христу?
Его непротивление революционным событиям и вменяемое в вину «малодушие и бездействия» - это внешнее действие отрешения от земных дел. Царь удалился от беззакония изменников, трусов и обманщиков, чтобы не стать соучастником этих беззаконий. По завету Царя Давида Он не пошел на совет нечестивых, не отправился в Петроград «разруливать ситуацию» с псевдопатриотами, не предпринял жестких и жестоких мер по отношению к откровенным предателям. В противном случае Ему пришлось бы договариваться с трусами и обманщиками, принять участие в их управляемом хаосе, то есть стать соучастником заговора!
По-хамски ложно и трусливо обвинять полковника, получившего звание генерала, в том, что, в связи с новым чином, он самоустранился от своего служения, покинул пост Главнокомандующего!
И никакого «свержения Самодержавия» в Феврале 17-го не было! Но было: отвержение предателей, трусов и обезумевшего народа БОЖИЯ от законного Самодержавного Царства и от Христовой Кафолической - Вселенской - Церкви. Русское Царство на многие десятилетия стало ареной разрушительных антихристианских экспериментов; Церковь из Вселенской стала «поместной».
В наше время информационных технологий и глобальных информационных войн, в непрекращающейся войне символов и смыслов, СЛОВО истины является самым важным, самым главным и действенным оружием. Слово - это обоюдоострое оружие: словом можно убить, но можно и воскресить. Поэтому так важно обращать наше внимание на термины, искусно и искусственно навязываемые нам в этой войне. Прежде всего это относится к пропитанному ядом термину «отречение Царя».
Возможно ли оно вообще? Мог ли Государь отречься от богослужения - Своего земного служения Богу? Мог ли Он по Своей или по чужой воле и желанию перестать быть Помазанником, боговенчанным Царем, став рядовым «гражданином Романовым»?
Можно с детства желать стать первосвященником и добиться этого. Но можно ли таким же образом стать Царем? Никогда! Потому что Царь - это особая харизма, и свое помазанничество земной Христос получает еще «от чрева матери», что принимается Церковью и зримо утверждается в сугубом обряде помазания Царя на Царство.
Священник, освобожденный от служения по причинам слабого здоровья или в связи с преклонным возрастом, отправляется «на покой» или «за штат», но все равно остается священником. Предатель, изменник присяге, запрещенный в служении, в случае искреннего раскаяния, принимается в лоно Церкви «в сущем чине», без каких-либо оговорок и повторных рукоположений. Отец Федор, чтобы осуществить свою давнюю мечту о свечном заводике ринувшийся на поиски наследства, спрятанного в одном из двенадцати стульев, все равно «отец», то есть священник, хотя и опустившийся ниже всякого плинтуса. Вчерашние немногие неудачники-предприниматели, пришедшие в Церковь Божию ради выгоды и наживы, но рукоположенные и подписавшие священническую Присягу, несмотря на их маловерие, а иногда и неверие, будут отвечать за свои проступки перед Богом как священники, а не как «успешные менеджеры» при Церкви!
Это говорит о том, что «отречение» священника от сана по своей ли воле, или по решению церковных властей - нонсенс. Тем более это касается Помазанника, Боговенчанного Главы Церкви-Царства, «епископа внешних дел». Думать, что проходящий служение Своего великого Звания под особым водительством Святаго Духа[7], по просьбе предателей и заговорщиков мог подписать некий «акт отречения», изменивший ход человеческой Истории, судьбу России - опасная ошибка! Да и можно ли несколько телеграфных бланков с текстом, подписанным простым карандашом, считать государственным документом, «Высочайшим Манифестом»[8], как его назвали либеральные СМИ того времени?
Нам не следует принимать за истину и повторять навязанные нам термины, слова и понятия. Иначе мы никогда не выйдем за границы заговора, очерченные невидимыми мiроправителями, не сможем разрушить магические заклятия, наложенные на сознание Русского народа - Нового и единственного Израиля.
Поэтому предлагаю в публикациях, там, где это не является цитатой оригинального текста, отказаться от словосочетания «отречение Государя от Престола», в связи с отсутствием оригинального текста документа и в связи с отсутствием собственно состава преступления в действиях Государя 2/14 марта 1917 года. Ведь именно ссылаясь на вышеупомянутый «документ», некоторым силам выгодно представить «отречение» от Престола как церковно-каноническое преступление, якобы совершенное Помазанником и Главой Православной Церкви.
Так же предлагаю отказаться в выступлениях и публикациях от навязываемого словосочетания «казнь Императора», «казнь Царской Семьи». Мы понимаем, что было совершено не просто зверское убийство (под «зверями» я имею ввиду того, о ком прямо говорится в Священном Писании и о его «семени»), но некоей изуверной сектой было совершено ритуальное преступление, носящее явный антихристианский характер, цареубийство, обезглавившее Русское Государство и Русскую Церковь.
Думаю, что на дальних полках чекистских спецхранов и архивов должен быть некий документ за подписью Государя, поставленной Им 2/14 марта 1917 года, который мог бы пролить свет истины на события того дня. Однако его поиски, так же, как и необходимость расследования всех обстоятельств государственного переворота и собственно цареубийства, необходимо проводить только на высоком государственном уровне, с привлечением специалистов из всех необходимых для этого расследования областей. Это, несомненно, будет сделано, даже не смотря на то, что следственное «Дело» за многозначительным номером «18/123666-93» закрыто.
Не сомневаюсь, что временно! Ибо «не зло победит зло, но - любовь».
«Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь...»
Завещание Св. Царя Николая Александровича. Записано рукой Великой Княжны Св. Ольги в 1918 году
Ссылки и примечания:
[1] «Как Ева получила жизнь свою прямо от рук Божиих, так и Пресвятая Дева дарована Самим Богом ея родителям; Ева (правильнее - жена (Быт. 2:22), - А.В.) по сотворении введена была в рай, Пресвятая Дева введена была в храм Господень». «Искреннее раскаяние, омытое слезами, сделало праматерь Еву Святой. Непослушание Евы было уравновешено послушанием Святой Девы Марии - Богородицы. Спаситель - Сын Божий, родившийся от человека, Своей крестной смертью и последующим воскресением искупил грех Евы, даровав человечеству надежду на спасение - вечную жизнь». Источник: «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы».
[2] Христос - Божий Помазанник по-гречески, по-еврейски - Мессия. Как об этом говорит Апостол, из всех Имен Бога, открытых человечеству, Его Имя «Христос», есть «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф.1:21). Это имя послужило для Синода ветхозаветной Церкви единственным поводом к богоубийству: «скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ... повинен смерти!» (Мтф.26:63-66).
[3] Результатом этого союза стало рождение первенца жены - Каина, первого человекоубийцы, образа дьявола и прообраза антихриста. Как «технически» состоялось это зачатие и рождение - вопрос, ответ на который выходит за рамки данного выступления, но от первенца Каина стали рождаться «дети дьявола» (Ин.8:44), которые во времена земной жизни Христа захватили руководящие места в ветхозаветной Церкви. Господь хотя и пользовался притчами и иносказаниями, но никогда, даже в своих обличениях, не использовал оскорбительные метафоры, свойственные человеческому блудливому языку. Поэтому, «дети дьявола» - это вовсе не уничижительное прозвище, а прямое указание родословия врагов Церкви (которое, кстати, не распространялось на простой народ Израиля, соблазненный книжниками, фарисеями и саддукеями), которые есть и будут присутствовать в самой тесной близости с Церковью Христа, как ветхозаветной, так и новой - «жалить ее в пяту», пока не получат смертельный удар «в голову».
[4] «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор.10:11).
[5] В некоторых, даже весьма авторитетных описаниях этой богомерзкой личины апокалиптического зверя, который «сядет в Церкви Божией яко Бог», есть важная для нашего внутреннего внимания очевидная терминологическая и событийная подмена. С некоторых пор почему-то общепринято представление, что воцарение антихриста совершиться в «третьем иерусалимском храме», который будет восстановлен в Израиле перед Вторым Пришествием. То есть славное Пришествие Христа «подвязывается» к беззаконному возведению некоего псевдоцерковного «храма» в столице современного Израиля. Не отрицая такую возможность, все-таки хотел бы обратить внимание на очевидные вещи.
Не слишком ли все просто получается: в Иерусалиме возводится симулякр храма Соломона и жидовский мешах помазывается в качестве мiрового владыки на апокалиптические «полчаса» - на три с половиной года? То есть, пока этого лицедейства не произошло, все христиане могут спокойно жить, молится, реставрировать церкви и золотить купола, заниматься делами благотворительности, но когда «в три дня» будет возведен этот «третий храм», (что на сегодняшний день вряд ли технически возможно, даже если псевдоиудеи со всего мiра соберутся в Израиле и в честь этого сугубого шабаша-субботника превратятся в прорабов перестройки и вольных каменщиков), вот тогда-то для всех христиан, как верных, так и инославных, это событие станет последней «отмашкой»: пора! Думаю, что это очередная, хотя и достаточно старая, информационная «деза». Нельзя наивно верить, что все тексты Святых Отцов никогда не подвергались подчистке и смысловым заменам с определенной целью. Как известно, сегодня даже в переводе «Посланий» Апостолов с церковнославянского языка имеются терминологические перевертыши, например, о том, что «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). А как же власть антихриста и его сподвижников? Церковнославянский оригинал текста по смыслу отличается прямо противоположно. Понятно, что этот «перевод» сделан задолго до «кочетковцев».
[6] Слово «церковь» имеет достаточно широкое значение. Церковью называются: «общество людей, веровавших и верующих во Христа, когда бы и где бы они ни находились. В этом смысле церковью именуется общество святых (Евр.12:22-23), ветхозаветные верующие (Деян.7:38) и все православные христиане, живущие по вселенной (1 Кор.12:27), и даже общество людей нечестивых: «возненавидех церковь лукавнующих», говорит Царепророк Давид (Пс.25:5). Во всех указанных случаях, в греческом тексте стоит слово «ecclhsàia» - собрание, общество». Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М. 1993. С. 802.
[7] Одиннадцатая анафематизма из «Последования в Неделю Торжества Православия», не читаемого в Русской Церкви с февраля 1917 года, несмотря на все открывшиеся с началом революции «свободы» и «отделение Церкви от Государства», то есть Главы от Тела, иными словами - расчленения России.
[8] Кстати, «телеграфный» текст «отречения» был отпечатан массовым тиражом и продавался (!) по цене 8 копеек - что совсем не так дешево для того времени за клочок бумажки, которого хватило бы только на несколько самокруток. Поистине, либеральная ложь, наглость и предприимчивость не знает границ!
2. 17 июля – День памяти Царственных мучеников Покаянная молитва Царственным мученикам
1. с праздником которого нет