Кто дискредитирует Российский институт стратегических исследований?

Фирдус Девбаш - ученый или фальсификатор истории и «шаман тенгрианства»?

0
624
Время на чтение 17 минут


Некоторое время назад сайт Российского института стратегических исследований (РИСИ) перепечатал с сайта национал-сепаратистского «Татарского общественного центра» (http://tatar-centr.blogspot.ru) заметку за авторством доцента кафедры религиоведения Казанского университета Валерия Королёва под названием «Расследование». Правда, на сайте РИСИ эта статья почему-то была напечатана без ссылки на первоисточник, и уже под другим названием - «Как «Русская народная линия» дискредитирует РИСИ» (примечание: данная заметка в те же дни без указания первоисточника также была опубликована и в казанской газете либерального толка «Звезда Поволжья»).

Автор заметки выступает в качестве адвоката татарского публициста Фирдуса Нурисламовича Фатклисламова-Девбаша, известного в Татарстане в качестве апологета тюркского язычества (тенгрианства). Несколько месяцев назад Фирдус Фатклисламов был назначен заведующим Казанского филиалом РИСИ. Разбору псевдонаучной деятельности Фатклисламова-Девбаша на ниве фальсификации истории посвящена ранее опубликованная на «Русской народной линии» (РНЛ) статья Сергея Павлова «Почему возглавлять Казанский филиал РИСИ доверили «попавшему под лошадь»?».

Неудивительно, что сайт Татарского общественного центра опубликовал статью Валерия Королёва: ведь в Татарстане Фирдус Девбаш известен также и в качестве активиста данного национал-сепаратистского сообщества (о чём, в частности, говорится и в упоминаемой статье Сергея Павлова).

Опубликованную на РНЛ статью краеведа Павлова доцент Королёв называет «грязной и пошлой».

Честно говоря, я весьма удивлён тем, что публикация Сергея Павлова вызвала такую негативную реакцию у В.В. Королёва. Никакой «грязности» и «пошлости» в публикации казанского краеведа я не увидел. В своей статье Павлов убедительно показывает, что книга Фирдуса Девбаша «Татарские молитвы» (которую вслед за единомышленниками Девбаша из числа татарских националистов Валерий Королёв называет «этнографическим изданием») - это псевдонаучный опус, не имеющий никакого отношения к исторической науке. В своей критике краевед не голословен: он приводит конкретные ссылки на перлы из книги Девбаша, которые не просто идут вразрез с исторической наукой, но и просто противоречат элементарному здравому смыслу. Чего стоят, например, заявления Девбаша о том, что христианство и ислам происходят от тенгрианства (стр.10 данной книги Девбаша), а предки татар «создали первый в мире алфавит и научили землян читать и писать» (та же стр.10). Статья Павлова даже снабжена фотографиями страниц книги Фирдуса Девбаша. Казанский краевед называет Девбаша оккультистом и доказывает это, демонстрируя, что Девбаш в своей книге пропагандирует эзотерические (оккультные) идеи, перемежая исторические фальсификации с неприкрытым неоязыческим мистицизмом.

Признаюсь, что с книгой Фирдуса Девбаша «Татарские молитвы» я знаком с момента её выхода в свет в Казани в 2011 году. Этот бредовый «труд» я приобрел, поскольку интересуюсь деятельностью новых религиозных движений в Поволжье. Помню, что выпуск книги сопровождался шумной рекламной кампанией в местных СМИ. Сразу в нескольких татарских газетах были опубликованы посвящённые книге Девбаша рекламного характера статьи с заголовками типа «Свои татарские молитвы лучше чужих». По информации из тенгрианских интернет-форумов, книга сразу же стала культовой для тенгрианских сект не только в Татарстане, но и в Тюменской области и даже в Крыму. Я уже тогда ознакомился с этим изданием от корки до корки. Прочитав недавно публикацию Сергея Павлова, я изыскал время для того чтобы исследовать книгу Фатклисламова-Девбаша повторно. Лично у меня не вызывает сомнений справедливость всех упрёков и критических замечаний, которые Павлов адресует автору этой «замечательной» книги. Кстати, в своей статье Павлов разобрал лишь малую часть того псевдоисторического и оккультного бреда который присутствует в книге Девбаша.

Ещё больше подобного бреда (включая и откровенно русофобские публикации) можно было увидеть на персональном сайте Фирдуса Девбаша devbas.ru, перлы из которого в своей статье также приводит казанский краевед Сергей Павлов. Однако после того, как статья Павлова была опубликована на «Русской народной линии», материалы сайта Фирдуса Девбаша стали недоступны. «Сайт devbas.ru закрыт на реконструкцию» - такие слова теперь встречают посетителей данного интернет-ресурса.

Единственное, в чём можно упрекнуть автора статьи «Почему возглавлять Казанский филиал РИСИ доверили «попавшему под лошадь»?», так это в излишней эмоциональности. Особенностью подхода автора является то, что его обличительные аргументы (на мой субъективный взгляд) излишне эмоционально окрашены и по форме иногда выглядят как уничижение апологета тенгрианства.

Попробую оспорить (разобрать?) некоторые утверждения, изложенные в заметке доцента Валерия Королёва «Расследование».

Королёв защищает Девбаша: «Автор книги пишет о том, как поступают в тех или иных случаях татары, какие у них сохраняются суеверия, какие они используют средства в случае болезней, в том числе заговоры и т.п.». По мнению религиоведа, «это этнографическое издание, знакомящее с традициями, обычаями и обрядами татар». Вслед за самим Девбашем Королёв повторяет, что издание стало «полезным пособием для читателей, интересующихся историей, языком и религией татар» (эта фраза - со второй страницы книги Фатклисламова-Девбаша). После перечислений якобы имеющих место быть (по мнению Королёва) достоинств книги, казанский религиовед задаёт риторический вопрос: «Если автора этнографического труда считать знахарем и оккультистом, то значит автор книги по криминалистике - сам матерый преступник?!»

Я внимательно ознакомился с книгой Девбаша. Действительно, некоторые её фрагменты можно назвать «этнографическими». Например, во второй части книги («Молитвы на разные случаи жизни»). Однако эти фрагменты книги по сути представляют собой студенческого уровня рефераты на этнографическую тему, написанные по материалам чужих трудов, выполненных реальными учёными, которые занимаются проблемами истории и этнографии.

Но эти этнографические вкрапления, несмотря на их обильность, никак не дают право называть книгу Девбаша научным этнографическим трудом. И не только потому, что эти вкрапления представляют собой рефераты по материалам чужих трудов. Фрагменты, в которых представлены материалы учёных-этнографов, присутствуют в книге «Татарские молитвы» наряду с фальсификацией истории в националистическом духе и пропагандой оккультизма и тюркского язычества.

Надо сказать, что сам Девбаш не согласен с тем, что его книга - всего лишь «этнографическое издание», как её называет Королёв. Да, Фирдус Нурисламович позиционирует её в качестве пособия для интересующихся «историей, языком и религией татар» (стр. 2). Однако далее он добавляет, что «разработал соответствующие религиозные ритуалы, приемлемые для современного человека» (стр.2), то есть не скрывает, что является идеологом нового религиозного движения. И неудивительно, что его книга является культовой для адептов тенгрианских сект, которые заслуженно считают Девбаша «реконструктором тенгрианства».

Вот показательный абзац из книги Девбаша (стр. 107-108): «Необходимо также остерегаться порчи. Например, если утром, выходя из своей квартиры, вы увидите перед дверью лужу, будьте осторожны. Не переступайте через лужу и не наступайте на неё. Откуда взялась вода? Может, это порча - смесь мыльной воды и воды, которой обмывали покойника? Вполне возможно. Разве мало на свете завистников? Ничего случайного в нашем мире нет. Война добра и зла продолжается...Вода, которой обмывают покойника, - канал в потусторонний мир, по нему вытягивается энергия живых. Стоит наступить на такую воду, как сразу начинается энергетическое опустошение организма. Финал может быть трагическим...».

Данный фрагмент - не этнографическое описание суеверий. Здесь мы видим прямую инструкцию от автора, претендующего на роль всезнающего гуру: не наступать на лужу, поскольку это чревато «энергетическим опустошением организма». Фактически это пропаганда суеверия.

При этом Фирдус Девбаш и не считает нужным скрывать, что адепты тенгрианства расценивают его в качестве гуру. Несмотря на то, что его сайт devbas.ru закрыт на реконструкцию, доступной остаётся страница сайта под названием «Письма читателей» (http://www.devbas.ru/upload/pism.pdf). Среди писем, в которых читатели просят «шамана тенгрианства» поделиться более полной информацией о тенгрианских богах, присутствует письмо, автор которого пишет: «Был радостно удивлен, что среди татар есть такие великие люди как Вы!!!!!» А заканчивается это письмо следующими словами: «Я даже скажу больше: такие люди, как Вы, спасут Россию. Спасибо Вам, что Вы есть !!!!!!» (орфография сохранена). Тот факт, что Девбаш посчитал нужным опубликовать эти слова, прямо свидетельствует о том, что он вполне приветствует почитание собственной персоны со стороны неоязычников-тенгрианцев (кстати, я не удивлюсь, если узнаю, что он же сам это письмо и сочинил - это типовое поведение для идеолога нового религиозного движения). И наверно, неслучайно то, что данная страница сайта «по недосмотру» остаётся доступной для посетителей (хотя сайт «закрыт на реконструкцию»).

А вот ещё одно «откровение» Девбаша из его книги «Татарские молитвы»: «Почему сегодня среди татар так много людей трусливых, духовно слабых, малодушных? Татары забыли своих молитв, а чужих не знают, не понимают по причине сложности арабского языка. У многих татар нарушена связь с космосом, они лишены прямой энергии Вселенной и живут лишь за счёт энергии, поступающей с едой. Конечно, и в еде энергия Вселенной, но только опосредованная, идущая через растения и животных. Через молитвы на родном языке поступает чистая энергия космоса» (стр.15-16).

Подобные взгляды о том, что причиной проблем того или иного народа является нарушение «связи с космосом», как и вера в то, что с молитвами поступает «чистая энергия космоса», характерны для движения «Нью-Эйдж», пришедшего к нам в Россию с Запада мистического течения, для которого характерны религиозный синкретизм и пропаганда различных оккультных идей. Это, кстати, как религиовед должен понимать сам Валерий Королев. Присутствие в опусе Девбаша термина «энергетическое опустошение организма» также является следствием влияния движения (точнее - совокупности движений) «Нью-Эйдж» на тенгрианское сообщество Татарстана в 1990-е годы.

Я не поленился и добился встречи с одним известным казанским имамом, которому также показал эти фрагменты книги. Мнение мусульманского религиозного деятеля: подобные взгляды можно охарактеризовать как оккультизм, а также как «ширк» (араб.- «поклонение чему-либо помимо Аллаха», данное слово также переводится как «идолопоклонство» или «язычество»).

Надо сказать, что фундаментом неоязыческого учения Фирдуса Девбаша являются сохранившиеся у татар рудименты языческих верований (в т.ч. и суеверия), разбавленные заимствованиями из идейного багажа тенгрианских сект Якутии и Казахстана и западных течений «Нью-Эйдж». Если говорить по совести, то частично всё-таки можно согласиться с Королёвым в том, что данная книга - это «многолетний труд о духовном наследии татарского народа», если в качестве такового духовного наследия считать сохранившиеся у татар рудименты язычества. Правда, тюркское языческое наследие в книге Девбаша «приправлено» пришедшими с Запада идеями «Нью-Эйдж» и фальсификацией истории в жанре «фолк-хистори».

Для представителей Казанской школы религиоведения общеизвестно, что учение Девбаша весьма близко к учению другого «шамана тенгрианства» - Рафаэля Безертинова, автора опуса (в жанре «фолх-хистори») под названием «Татары, тюрки - потрясатели Вселенной». Неудивительно, что в списке использованной литературы в конце книги Девбаша (на стр. 210-211) присутствуют ссылки на интернет-страницы тенгрианских сект, в частности, на сайт «Тенгрианство. народ.ру», специализирующийся на популяризации «трудов» упомянутого Рафаэля Безертинова. На мой субъективный взгляд, и для учения Девбаша, и для учения Безертинова, более оправдано применение термина «неотенгрианство», однако обоснование использования данного термина в религиоведении выходит далеко за рамки данной статьи.

В своей статье «Почему возглавлять Казанский филиал РИСИ доверили «попавшему под лошадь»?» Сергей Павлов пишет: «У многих представителей научной общественности Казани есть подозрение, что назначение Фирдуса Девбаша на должность директора Казанского филиала РИСИ неминуемо отразится и на деятельности головного московского офиса этой серьёзной государственной конторы».

Сообщаю - уже отразилось, ещё до того как была опубликована статья Сергея Павлова. Мы это видим на сайте головного московского офиса РИСИ (riss.ru). На данный сайт 11.01.2014 (то есть за несколько дней до того, как обличительная статья казанского краеведа была опубликована на РНЛ) была помещена статья Фирдуса Девбаша «Язык и дух в национальном вопросе России».

В этой статье Девбаш пишет: «Язык хранит в нас нечто, что можно было бы назвать духовными генами, которые переходят из поколения в поколение. Очень ярко, образно пишет об этом русский ученый В.С. Орлов...». Далее, цитируя слова некоего В.С. Орлова, господин Фатклисламов-Девбаш не считает нужным сослаться на тот источник, откуда эти слова «русского учёного» взяты. Однако через поисковик Google легко устанавливается, откуда эти слова взяты.

Этот источник - оккультный журнал «Аномалия», N 5(137) за 1997 год, в котором и была опубликована статья В.С. Орлова «Экология слова и наследственный код народа».

Данный журнал «Аномалия» в лихие 1990-е издавался «при участии Уфологической ассоциации, Академии энергоинформационных наук и Международной академии информатизации». Суть двух последних учреждений хорошо раскрыта в известной статье академика Эдуарда Круглякова «Учёные с большой дороги». Добавлю, что «Академию энергоинформационных наук» религиовед Игорь Куликов в своей книге «Новые религиозные организации России» (1999) относит к «оккультно-религиозным сообществам». Упомянутая Уфологическая ассоциация известна своими «наблюдениями» НЛО и «изучением полтргейста».

В журнале «Аномалия» статьи о христианстве (которое приравнивается к «эзотерическим учениям») соседствуют со статьями о реинкарнации, гаданиях на картах таро, астрологии, домовых, призраках и НЛО. Вот названия некоторых статей из того номера, в котором опубликована статья В.С.Орлова об «экологии слова»: «Христос в Индию ходил и говорил... о женщинах», «Руны в кругу Зодиака», «Женщина-призрак в белом и черном», «Благословение Шивы», «Читатели "Аномалии" осуществили видеозахват НЛО!».

Просматривая электронные версии эзотерического журнала «Аномалия», и не менее эзотерической газеты «Отражение», мы видим что помимо «экологии слова», публиковавшийся в этих изданиях «учёный» В.Орлов (выведенный из забвения благодаря Фирдусу Девбашу) в 1990-е специализировался на изучении нравов домовых и исследовании явлений «полтргейста». Данная тематика весьма близка господину Девбашу, ведь тема нравов татарских домовых прекрасно раскрыта в его книге «Татарские молитвы» (в частности, в главе «Освящение нового дома»).

Судя по всему, уже несколько лет Фирдус Девбаш является благодарным читателем периодических изданий оккультно-эзотерического содержания. Так, на стр.13 своей книги «Татарские молитвы» он ссылается на одну из публикаций (2005 года) упомянутый выше газеты «Отражение». Эту издающуюся с 1989 года в Казани газету её владельцы позиционируют как издание посвящённое «мистической, эзотерической и философской проблематике, аномальным явлениям, загадкам истории и антропологии, НЛО, медитации, целительству и духовным практикам».

Как показывает в своей статье Сергей Павлов, татарский «учёный» Фирдус Девбаш и сам публиковался в оккультно-эзотерическом журнале «Апокриф», который выпускает оккультное общество «Телема в Калининграде». Как видим, Девбаш не гнушается и того, чтобы ссылаться на подобный оккультный журнал в своей «научной» книге «Татарские молитвы», как и в своём «научном» труде, опубликованном на сайте РИСИ.

Кстати, размещенная на сайте РИСИ статья Девбаша «Язык и дух в национальном вопросе России» включает в себя абзацы, заимствованные из практически одноимённой статьи Фирдуса Нурисламовича под названием «Язык и дух народа», опубликованной ещё в 2008 году на сайте тенгрианской секты (некоторые абзацы перепечатаны без изменений) http://www.tengrianctvo.narod.ru/stat/iazik_i_dux_naroda.htm Любопытно, что на сайте тенгрианской общины в качестве рецензента статьи Девбаща от 2008 года указан всё тот же господин В.В. Королёв, ныне защищающий «шамана тенгрианства» на странице «Татарского общественного центра».

Мы видим, что назначение Фирдуса Девбаша в штат РИСИ на деятельности этого серьёзного научного учреждения отразилось следующим образом: теперь на сайте этого института появились материалы, в которых присутствуют ссылки на труды «исследователей» из псевдонаучных оккультно-эзотерических журналов, и допускаются перепечатки с сайта неоязыческой секты. Печально это наблюдать.

Видимо, в скором времени в журнале РИСИ «Проблемы национальной стратегии», который считается одним из серьезных периодических научных изданий в России, может появиться статья Девбаша о повадках татарских домовых в контексте проблем шаманизма в Татарстане, со ссылками на «Апокриф», «Аномалию», «Отражение» и другие эзотерические издания, а также со ссылками на интернет-сайты неоязыческих сект.

Так кто же дискредитирует РИСИ на самом деле? «Русская народная линия», которая опубликовала статью обличающая «шамана тенгрианства», занимающегося фальсификацией истории в антирусском националистическом духе? Или те чиновники из «татарстанского лобби» в Московском Кремле, «благодаря» которым (как справедливо указывает в своей статье Сергей Павлов) в штат РИСИ был принят исследователь татарских домовых Фирдус Девбаш?

Обвинение «Русской народной линии» в дискредитации РИСИ, мягко говоря, неконструктивно. Удивительно, что админы сайта РИСИ для защиты Девбаша не погнушались даже перепечатать статью, опубликованную на ресурсе сепаратистского «Татарского общественного центра» (причём - без ссылки на первоисточник).

Но радует следующий факт. Буквально через 2 дня после того, как статья Павлова была опубликована на «Русской народной линии», материалы сайта Фирдуса Девбаша (перлы из которых в своей статье приводит казанский краевед) стали недоступны. На мой взгляд, сразу после закрытия сайта devbas.ru под предлогом «реконструкции» - редакции РНЛ стоило бы отразить эту маленькую победу, опубликовав короткую заметку типа «По следам наших публикаций». Но наверно, не стоит сожалеть, что этого не было сделано. Благодаря опубликованной на РНЛ статье Сергея Павлова одним русофобским и псевдонаучным сайтом стало меньше - и это можно только приветствовать.

Однако, я хочу задать вопрос доценту КФУ Валерию Королёву, защищающему Фатклисламова-Девбаша в своей статье «Расследование». Согласен ли религиовед Валерий Королёв с утверждением Фирдуса Девбаша, о том, что христианство и ислам произошли (по мнению последнего) от тенгрианства? Этот же вопрос я хочу адресовать руководству РИСИ - согласны ли они с этим утверждением господина Девбаша? Будем ждать ответа.

Марат Зарипов, г.Казань

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Кто дискредитирует Российский институт стратегических исследований?

Директор и дискредитирует. Решетников,как любой идейный антисталинист,не может быть целостной личностью. РИСИ не работает на созидание,сколько бы не лилось воды...
электрик / 27.03.2014, 19:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11