Введение
Для многих людей может показаться довольно странным выражение: «Поеду паломничать в Италию». Гораздо привычнее звучат наименования древних лавр и обителей Руси, либо, если речь о зарубежье, - Иерусалим. А уж если вместо слова Италия прозвучит слово Милан, так и вообще искушённые светские лица начнут подтрунивать в стиле «знаем мы, дескать, твоё паломничество». Зачастую это связано с тем, что для большинства современная Италия вызывает, как правило, ассоциации с модой (шопингом), футболом, кулинарными изысками, вином и пр., но никак не с делами паломничества. Такие ассоциации небезосновательны и не лишены смысла, но...
На самом деле Западная Римская империя (её главная историческая часть в границах современной Италии), значительно более, если можно так выразиться, преуспела в сохранении христианских святынь, нежели Восточная Римская империя, более известная под упрощённым именем - Византия. Здесь хотелось бы отметить несколько важных моментов.
Первое. Запад, начиная с великого переселения народов, подвергался гораздо большему количеству нашествий, чем Восток. Кто только в этом не поучаствовал: готы, гунны, лангобарды, норманны и пр., и пр. Практически каждый из воинственных народов оставил после себя след в истории Западной части Ойкумены, но христианство (пусть зачастую и с еретическими уклонами, и с расколами), как главенствующая религия, как духовная опора, оставалось незыблемым почти на всей территории (наибольшее исключение - Испания). Восточную часть, по существу, практически истребило нашествие турок и сопутствующее магометанство. Если с персами «несчастный» Ираклий справился, то лавину магометанства недооценил. Да, что там, даже св. Иоанн Дамаскин называл мусульманство всего лишь 121 ересью христианства. В конце концов, всё это закончилось плачевно, и в 1453 г. Константинополь окончательно пал. С огромным сожалением надо признать, что со сменой духовной парадигмы народ Византии понёс самую страшную утрату - он лишился почти всех православных святынь (или совсем, или фигурально).
Второе. Преуспеяние Рима выражалось даже в организации целых воинских операций по собиранию святынь. К примеру, специальный морской отряд совершил перенесение мощей Николая Чудотворца в г.Бари (о чём будет рассказано позднее). Смотря правде в глаза, нужно также отметить, что, как минимум, один раз подобное деяние было проведено с вероломной варварской жестокостью. Имеется в виду захват Константинополя крестоносцами в 1204 г., за который папа Римский решился-таки принести свои извинения (пусть и столетия спустя).
Третье. Надо отдать должное, но как бы мы ни спорили с католиками, институт папы Римского выступил при этом довольно мощной опорой сохранения и приумножения христианских святынь на Западе. В то время, как с падением Константинополя, православие на Востоке на долгие годы практически полностью утратило свой статус и значение, а Константинопольский Патриарх и де-юре и де-факто стал пешкой в руках светской власти турок. Решительный и своенравный Патриарх Никон в гневе даже называл одного из них «бродягой» и другими бранными словами. А сегодня, например, величайшая святыня - Собор Святой Софии, - пока ещё сохраняя статус музея, готовится вновь стать мечетью.
Таким образом, волей судеб в результате исторической турбулентности на территории нынешней Италии собрано и сохранено довольно большое количество древнейших общехристианских, т.е. почитаемых и дорогих сердцу православных людей, святынь и реликвий. Это и мощи великих святых, и мощи великих отцов Церкви, и самая большая часть древа Креста Господня, и Туринская Плащаница, и многое другое.
Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по святым местам Италии, которые по милости Божией мне удалось посетить к этому дню.
Часть 1.
Кафедральный собор (Duomo) Рождества Пресвятой Богородицы (г.Милан)
Величественное сооружение Миланского кафедрального Собора, пожалуй, можно отнести к одному из чудес света. Часто его так и называют - «восьмое чудо света». Не знаю, найдётся ли человек, которого оставит равнодушным архитектурная мощь и грациозность Duomo. Любоваться его внешним обликом можно часами, - подавляющая часть туристов так и поступает, либо заняв место в близлежащем кафе, либо примостившись на ступеньках соседнего памятника, либо просто прогуливаясь вокруг и даже на крыше собора.
Кафедральный собор (Duomo) Рождества Пресвятой Богородицы (г.Милан, Италия). Фото автора.
У Кафедрального Собора всегда многолюдно. Фото автора.
Мы, безусловно, не пренебрегли эстетическим наслаждением, но главные цели нашего визита простирались значительно дальше и самое главное, о чём пойдёт речь, конечно же, находится внутри Миланского Собора. Однако, прежде чем перейти к повествованию о святынях и реликвиях, расскажем немного об истории и устройстве Duomo.
Из Летописи строительной фабрики Собора следует, что фактическое его строительство было начато в 1386 г. При этом официально признана другая дата - 1388 г. До выхода Медиоланского (т.е. Миланского) эдикта 313 г. св.Константина Великого на этом месте была резиденция епископа и баптистерий св.Стефана. Далее в IV веке была освящена церковь Святой первомученицы Феклы (окончательно будет разрушена в XIX веке). Затем церковь перестраивается и в 836 г. на этом месте епископом Анжильберто II освящается храм Пресвятой Богородицы (Святой Марии Маджоре). В 1353 г. внезапно разрушается колокольня Адзоне Висконти и наносит непоправимый ущерб всему строению храма. В связи с этим и принимается решение о строительстве Собора, который стоит и поныне.
Это величественное строение возводилось 600 (!) лет. Официальной датой окончания строительства считается 1986 г. 19 октября 1986 г. кардинал Карло Мария Мартини отслужил по этому поводу торжественную мессу, а Папа Джованни Паоло II разрешил провести процедуру полного отпущения грехов (без комментариев). За время строительства в объятиях Duomo побывало множество исторических личностей. К примеру, именно в нём в 1805 г. короновался император Наполеон Бонапарт.
Сегодня Миланский Собор по существу стал «меккой» для многочисленных иностранных туристов, посещающих Милан. Как уже было сказано выше, в основном его рассматривают, как значительную и едва ли не самую главную достопримечательность. Немаловажную роль в этом играет и то, что довольно просторная крыша Собора служит смотровой площадкой, откуда открываются потрясающие виды на город. Поэтому бродят, глазеют, фотографируют, цокают языками. На крышу можно попасть посредством платного лифта, предварительно пройдя довольно усиленный кордон карабинеров. И летом эти грозные ребята несут свою службу в полной амуниции, обливаясь потом от жары и высокой влажности.
Фасад Собора украшен многочисленными резными скульптурами. Лифт везёт не до самого верха, поэтому
по пути на нескольких верандах и проходах можно полюбоваться и фасадом, и видом на город. Фото автора.
Миланский Собор построен из прочного мрамора «solido marmo instaurari coepit», вплоть до мельчайшей детали. При ближайшем рассмотрении видна филигранная и просто титаническая работа создателей. Каждая скульптура, каждый элемент украшения фасада вырезан из мрамора. В последнем лестничном пролете, ведущем на крышу, ажурная стенка, отделяющая от внешнего пространства (венец главного фасада), до того тонкая, что поневоле испытываешь страх, но любопытство пересиливает. И помолившись, мы оказываемся на крыше Собора.
Ручная работа. Вид с одного из переходов. Фото автора.
Она представляет собой довольно ровную просторную площадку, с которой виден весь Милан. Однако это не самое высокое место Duomo. Венчает Собор высокий шпиль, который был построен в 1769 г. На нём находится статуя Приснодевы Марии, весом в 1 тонну и высотой 4 метра, с позолоченным крестом в руках.
Каждый барельеф Миланского Собора несёт смысловую нагрузку и лишь немногие являются просто украшением. В основном это Евангельские сюжеты, фигуры Апостолов, Святых, христианские символы.
Боковой фасад Миланского Собора. Фото автора.
Смею вас заверить, что всё изложенное выше было обследовано после достижения, прежде всего, именно паломнических целей. Дойдя от гостиницы пешком до Миланского Собора, сделав по дороге несколько снимков, мы столкнулись с уже упомянутыми грозными карабинерами у главного входа Собора. Предъявив содержимое сумок и вывернув карманы, пройдя визуальный контроль, мы вошли внутрь и замерли. Дух перехватило от предвкушения соприкосновения с величайшими святынями и от внутренней атмосферы.
Продолжение следует...