Преследование колдовства в Западной Европе

Консервативная классика 
0
1778
Время на чтение 11 минут

 


 

Ниже мы впервые переиздаем фрагменты одного из сочинений филолога, историка, этнографа, фольклориста профессора Николая Федоровича Сумцова (1854-1922).

Окончив гимназию с серебряной медалью в 1871 г., Николай Сумцов поступил на историко-филологический факультет Императорского Харьковского университета. Здесь он зарекомендовал себя трудолюбивым студентом с широким кругом интересов.

За работу «Исторический очерк христианской демонологии», признанную рецензентом, проф. А.С. Лебедевым, «весьма удовлетворительной, выдающеюся», Николай Сумцов получил золотую медаль историко-филологического факуль­тета.

По окончании университета он приготовил эту работу к печати, сделав исправления и дополнив главу о русской демонологии. Но пока решался вопрос с цензурным разрешением на публикацию, рукопись затерялась. По оставшимся черновикам автору впоследствии удалось написать заново и опубликовать в 1878 г. раздел этой работы под названием «Очерк истории колдовства в Западной Европе». Это была одна из первых печатных работ Н. Ф. Сумцова.

Публикацию (в сокращении, приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по единственному изданию: Сумцов Н.Ф. Очерк истории колдовства в Западной Европе: Отрывок из студ. соч.: «Очерк истории христианской демонологии. 1874». - Х.: Унив. тип., 1878. - [2], 34 с.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски заменены концевыми. Название - составителя.

+ + +

Очерк истории колдовства в Западной Европе

При изучении периода судебного преследования ведьм не следует выпускать из виду крайне бедственного положения низших слоев народа в течение длинного ряда веков со времени установления в Европе феодальных порядков вплоть до великой французской революции, т. е. почти десяти столетий. По мере того, как умножались привилегии духовенства и мещанства, крестьянскому сословию приходилось жить все хуже и хуже, потому что все эти привилегии по большей части состояли в узаконениях безсовестной эксплуатации крестьянского труда. Один писатель XVI века говорит: «Этот трудолюбивый народ крестьян, угольщиков, пастухов страшно занят работой, и всякий обременяет их поборами, барщинною работой, податями, пошлинами, процентами, оброками»[i].

На человеческие чувства крестьянина смотрели с презрением. Достаточно указать на пресловутое право первой ночи (jusprimaenostis). Высшие классы общества, дворянство и духовенство, не только обирали низшие, но презирали и ненавидели их. Один рыцарь любил подписываться - «ненавистник мужиков»[ii]. Знаменитый в истории реформации Экк писал герцогу баварскому: «Мне противна братская любовь, о которой толкует мужичье». Аббаты для закрепления свободных людей фабриковали ложные грамматы Карла Великого или прибегала к прямому насилию. Монастырские крестьяне, умирая, должны были отдавать аббату половину своего наследства; у сирот отнималось имущество[iii]. Солдатские постои крайне обременяли поселян, так как от них страдало не только имущество поселян; но также честь и супружеская верность женщин. «Они дьявола слуги, и сатана командир их» - говорили втихомолку оскорбленные крестьяне. Настоящим бичем низшего сословия была война. Рыцари мстили друг другу тем, что разоряли убогие хижины поселян. Особенно страшны были религиозные войны. В тридцатилетнюю войну, например, шайки вооруженных людей насиловали женщин, привязав предварительно к спине изувеченного отца или мужа, разрезывали живот беременных женщин, запоивали нечистою водой и т. д. За тридцатилетнюю войну в Германии количество населения с 17 милл. уменьшилось до 4 милл.

Голод и заразительные болезни в средние века неоднократно производили страшные опустошения. В 1028 - 1030 г. был голод в Греции, Италии, Франции и Англии; в пищу употребляли человеческое мясо и трупы покойников. В 1043 г., в Богемии, по свидетельству Козьмы Пражского, вымерла от голода третья часть населения. Великими голодными годами для Европы были 1095, 1225 и 1285, когда трупы «velutfoenuminagrumducebantur». В 1348 году свирепствовала великая моровая язва, известная в русской истории под именем черной смерти.

Социальные недуги, кровавые исторические события и физические бедствия возбуждали в человеке мысль о собственном ничтожестве и веру в могущественное и злое начало, господствующее в мире. Нельзя ли его как-нибудь задобрить и таким образом выбиться из-под гнетущих условий жизни? Народная масса усматривала в колдовстве средство, с помощью которого можно войти в полюбовную сделку с злою силою, царящею в мире, и этим таинственным путем приобрести известные выгоды и удобства жизни.

Самые ранние процессы ведьм встречаются в второй половине XIII столетия во Франции. В 1275 году в Тулузе была сожжена 56-летняя старуха Лабарт по обвинению в сношениях с дьяволом, плодом которых был урод с волчьей головой и змеиным хвостом. Для пропитания чудовища мать воровала по ночам маленьких детей. В начале ХIV столетия погибли храмовники, обвиняемые в колдовстве. Благодетельное влияние на ослабление судебного преследования колдунов и ведьм во Франции имело определение парижского парламента 1390 года, в силу которого право суда над обвиняемыми в колдовстве из духовного ведомства перешло в руки лиц светского звания. Собор Лангреский (1404) называет колдовство обманом корыстолюбивых людей и опровергает мнение, будто человек, однажды предавшись дьяволу, не может избегнуть его когтей раскаянием. Тридцать человек, судившиеся за колдовство в 1406 году перед Тулузским инквизиционным трибуналом, были приговорены к денежному штрафу, путешествию в св. места и т. п. снисходительным наказаниям. Суровый процесс и казнь Жанны д'Арк объясняются ненавистью и политическими соображениями англичан.

 

 

 

В Германии преследование за колдовство началось гораздо позднее, чем в соседней Франции. Немцы приступили к истреблению ведьм и колдунов с чрезвычайным усердием и с свойственною им последовательностью. Доминиканец Нидер обвинял немцев на Базельском соборе в систематическом изучении чародейства, в договорах с дьяволом, в целовании его intergo и т. п. великих преступлениях. Нидер издал «Formicarius» с целью ознакомить немцев с судопроизводством над колдунами и ведьмами. Папа Евгений IV предписал инквизиторам строго следить за колдовством. В 1484 году Бонифаций VIII издал для Германии знаменитую буллу «Summisdesiderantes». В булле папа описал самый способ богопротивного колдовства. Еще до выхода в свет буллы в Германии случались казни за колдовство; так, в Гейдельберге в 1446 г. было сожжено несколько колдуней. Следовательно, не «Summisdesiderantes» положила начало преследования за колдовство. Эта булла имела то важное значение, что санкционировала судебное преследование ведьм и все те обвинения, которые на них возводились.

 

 

 

 

Обложка седьмого издания книги (Кёльн1520 год)

 

На основании этой буллы, два немецких инквизитора, Яков Шпренгер и Генрих Инститор, составили «Молот ведьм» («Malleusmaleficarum»), изданный впервые в Кельне в 1489 г. <...>

Было несколько изданий этой книги, но - ни одного перевода.

<...>

В третьей части излагается порядок судопроизводства над ведьмами и колдунами, при чем «Молот» одобряет самое низкое шпионство.

За буллою Бонифация VIII, 1484 года, к желающим высших благ, последовали другие буллы Александра VI, Юлия II, Льва X и Адриана VI, по содержанию сходные с «Summisdesiderantes», но предназначавшиеся для других стран. Судебное преследование ведьм быстро распространилось и охватило, хотя и не с одинаковою силой, все католические и протестантские страны Европы.

В чем же обвиняли колдунов и ведьм? Чем были мотивированы смертные приговоры, разражавшиеся над их злополучными головами?

Злодеяния чародеев были весьма многочисленны и разнообразны.

<...>

Колдуны и ведьмы обращали людей в животных, чаще всего в осла.

Они наносили вред животным, заезживали лошадей и портили или вовсе отнимали молоко у коров. В последнем случае пострадавшим домохозяевам надлежало сечь испорченное молоко розгами между 11 и 12 часами ночи, призывая св. Троицу. Колдуньи чувствовали удары на собственном теле. Случалось даже слышать, как они кричат в своих домах от боли. Пчел ведьмы и колдуны уничтожали посредством особенной мази.

Чародеи портили и уничтожали жатвы, плодовые деревья, виноградники и луга.

Они наносили вред или по чувству мщения за обиды или из одного ничем не мотивированного желания вредить своим ближним. Все проделки они производили не совокупными силами, а в одиночку.

 

 

 

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в.

 

Из папских булл, «Молота ведьм», многочисленных сочинений по демонологии и еще более многочисленных процессов ведьм видно, что главную роль в колдовстве играли женщины. На них взводили ужасные преступления. Число казненных женщин несравненно более, нежели мужчин. Откуда эта привилегия прекрасного пола на колдовство? Современники судебного преследования за колдовство численное превосходство ведьм объясняли различным образом. <...>

Семейное и общественное положения средневековой женщины были весьма печальны. При господстве силы и кулачного права, положение женщины могло быть только рабское. На её обязанности лежало доставлять удовольствие своему господину, рожать детей и наблюдать за домашним хозяйством. Средневековое служение женщинам было крайне искусственно. За внешним лоском и приторною вежливостью нередко скрывалась грубая чувственность и презрение к слабости. Примером пресловутого Frauendienst может служить Ульрих-фон-Лихтенштейн. Право первой ночи служит красноречивым свидетельством рыцарских понятий о женской чести и человеческом достоинстве. Даже аббаты настолько интересовались этим правом, что не брезгали добиваться его судом [iv].Идолопоклонничать перед какою-нибудь молодою принцессой и тиранить дома жену и детей для любвеобильных рыцарей не заключало в себе ничего предосудительного.

Неосмысленное критически церковное вероучение повергло женщину в бездну презрения. <...>

Строго, положительно определенного, судопроизводства по обвинению в колдовстве не существовало. Если в иных местностях и были начертаны для этого некоторые правила, то никто строго не заботился об их соблюдении. Произвол судей стоял выше законов. Кто попадал в инквизиционный трибунал, был человек пропащий: <...>

 

Судьи всевозможными способами старались вырвать признание. Они запугивали мрачною и таинственною обстановкой судопроизводства, криком и угрозами, поддельными стонами за стеной, будто бы испускаемыми мучимыми на пытке, упрашиваниями и заклинаниями священников. Палач раздевал донага и мыл все тело святою водой, чтобы уничтожить действие адской мази, которою ведьмы намазывались при отправлении на шабаш. Инквизиторы расспрашивали - где и когда предалась дьяволу, какие давала обещания, что ела на свадебном пиршестве, кто участники и т. д. Если обвиненный или обвиненная молчала или не признавала себя виновной, то ее подвергали испытаниям и мучениям пытки; для испытания употреблялись - огонь, холодная вода, взвешивание (большая тяжесть считалась признаком знакомства с дьяволом) и игла. В последнем случае палач отыскивал на теле бородавку и колол ее иглою; если обвиняемая не выказывала признаков боли и не шла кровь, то значит был найден дьявольский знак (stigmadiabolicum). Испытание иглой встречается в Германии, Франции, Бельгии, Англии и Испании. Отсутствие слез при пытке также свидетельствовало виновность. Жан Бодэн (+ 1596 г.) рассказывает, что только правый глаз какой-то ведьмы в мучениях пытки излил три слезы. Употреблялись и другие испытания весьма странного свойства; например - одной несчастной 18-летней девушке разбили нос с тем, чтобы по течению крови судить о её виновности. Мы обходим много возмутительных подробностей пытки ведьм, считая и приведенные довольно красноречивыми. Общеупотребительною формой казни за колдовство было сожжение, что на мягком языке инквизиторов называлось «милосердно, без пролития крови». В некоторых местах Франции, Швейцарии и Шотландии обвиненных в колдовстве топили в прудах и озерах. У казненных конфисковалось имущество, часть которого шла в пользу судей, что еще более располагало их к преследованию колдунов и ведьм.

Через «Молот ведьм», этот «богословско-юридический комментарий па уголовный кодекс - «Summisdesiderantes», колдовство сделалось в глазах народной массы истиной, не требующей доказательств, и преступлением, достойным самых жестоких наказаний. Преследование ведьм было усилено. Германия в этом отношении шла впереди.

Сочинители «Молота» в течении пяти лет сожгли 48 ведьм. В Брауншвейге 1590-1600 г. в иные дни сожигали 10-12 ведьм и колдунов. Столбы, обозначавшие место казни, размножились до того, что, по словам современника, походили на темный лес. В Трире казнено за сношения с дьяволом несколько духовных лиц. В одном маленьком немецком городке была сожжена десятилетняя девочка, которая родила от демона двух детей и была уже беременна третьим, когда попала в когти св. инквизиции. В 1666 году в Мюнхене был сожжен 70-летний старик за порчу погоды. Самый крупный процент казненных за колдовство и сношения с дьяволом приходится на Бамберг и Вюрцбург. Здесь главными деятелями были иезуиты, призванные правительством для борьбы с протестантством, которое, по словам Дельрио, наполнило землю колдуньями и чародеями. В актах процесса казненные перечисляются таким образом: «жена канцлера, дочь эйхштедского канцлера, фогт, чужестранная девушка 12 лет, советник, толстейший вюрцбургский бюргер, маленькая 9-летняя девочка, её младшая сестра, мать обеих девочек, бургомистерша, два молодых дворянина, Гёбель Бабеле, красивейшая девушка Вюрцбурга, студент, знавший множество языков, отличный музыкант, начальник госпиталя, весьма ученый человек, два маленьких сына советника, его взрослая дочь и жена, 3 каноника, 14 соборных викариев, слепая девушка, толстая дворянка, доктор теологии» и проч. Шерр число казненных за колдовство в Германии определяет приблизительно в 100.000 человек [v].

Папские буллы XVI века, направленные против колдунов и ведьм, не произвели во Франции особенного впечатления. Преследования колдунов и ведьм, ослабевшие после известного парижского парламентского распоряжения 1390 года, никогда уже не подымались до значительных размеров и той степени напряженности, какую мы видели, например, в Германии. Практический и здравый смысл французского народа предохранил его от тех преувеличений, в которые впали мистические немцы. Французские судьи относились равнодушно к обвинениям в колдовстве. Обвинения поддерживало католическое духовенство, преимущественно иезуиты, которые, с обычною им ловкостью, воспользовались обвинениями в колдовстве как средством реакции против распространения кальвинизма. Луи Беркен, человек умный и пользовавшийся благосклонностью Франциска I, как-то неосторожно высказался об обманах монахов. Он был обвинен в сочувствии еретикам-лютеранам, колдовстве, поклонении дьяволу и, в заключение, не смотря на защиту короля, сожжен на гревской площади с проткновением языка, в 1529 году. В Нанте в 1549 году сожжено было 7 колдунов. В 1573 году сожгли Жиля Гарнье за то, что он в виде волка съел дитя. Отдельные случаи казни за колдовство во Франции встречаем до половины XVIII века.

В Англии обвинения в колдовстве в большинстве случаев имели политический характер. Им подвергались люди, неприятные или опасные правительству. Ричард III казнил за колдовство сторонников Ричмонда. В половине XVII столетия Гопкинс жестокостью преследования колдунов и ведьм раздражил народ и был убит. В 1645 году он сжег за колдовство 220 женщин[vi].

В Шотландии кровавым периодом колдовства было царствование Иакова VI. В 1662 г. обвинялись в колдовстве 150 женщин. В 1664 г. сожжено 9 ведьм.

Католическая Испания также весьма усердно уничтожала колдунов и ведьм. Первая казнь была в 1507 г. В этом году за колдовство было сожжено 30 женщин.

Одновременно инквизиция работала усердно и в различных частях Италии. Папа Адриан VI буллою 1523 г. усилил её деятельность в этом крае. В епархии Комо в течении нескольких лет было до 1000 процессов в год и более ста смертных приговоров <...>

 [i]Иог. Шерр, История цивилизации Германии, стр. 252.

[ii]Циммерманн, История крестьянской войны в Германии. Вып. 1, стр. 127.

[iii]Там же, стр. 10.

[iv]Кольб, История человеческой культуры. Т.II, стр. 48.

[v]Шерр, История цивилизации Германии, стр. 404.

[vi] От Европы заразилась и Америка. Более всего пострадал за колдовство Массачузетс. Крайне суеверное пуританское духовенство этого кантона решило разогнать или уничтожить всех колдунов и ведьм. С этою благочестивою целью оно некоторых лишило имущества, других изгнало, а 27 человек казнило смертью.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 8., Метафора :

ведьмаков хватает

Старец Адриан сказал "заколдованному" парню: чтобы исцелиться, ты должен жить святой жизнью. Может, и так Господь приводит к Себе (нас, сластолюбивых).
Адриан Роум / 28.01.2014, 00:21

8. Ответ на 7., Адриан Роум:

Сейчас повсюду есть такие умелицы. Разве можно так жить?Нужно, конечно, отличать: воцерковленному человеку, участвующему в таинствах это, в принципе, не грозит.

Не грозит. Но у этих женщин все в башке уживается - то свечку поставят, то к бабке сходят. Ужасает количество "бабок". Да и ведьмаков хватает. И это не обязательно какие-то грязные старикашки в лохмотьях. Есть и респектабельные научные сотрудники.
Lucia / 27.01.2014, 19:39

7. Ответ на 6., Метафора :

Сейчас повсюду есть такие умелицы. Разве можно так жить?

Нужно, конечно, отличать: воцерковленному человеку, участвующему в таинствах это, в принципе, не грозит.
Адриан Роум / 27.01.2014, 18:43

6. Ответ на 4., Адриан Роум:

Чтобы не говорили о злоупотреблениях инквизиции и ложных обвинениях в колдовстве, в сегодняшней западной "демократии" снова расцвели пышным цветом сотни и тысячи, квази официальных, колдунов и особенно ведьм.Они открыто устраивают свои шабаши, которые траслируются по ТВ. Могут сказать, эта такая игра скучающего западного обывателя. Но странно, что играют все больше во всякую чертовщину.И в России, особенно за Уралом, сохранилась еще магическая традиция.Куприн описывал ее. Определенные женщины умеют готовить приворожительные и другие магические снадобья, которые действительно действуют. О. Адриан в Псково-Печерской обители специализировался на отчитке всякой такой чертовщины. Я сам был свидетелем, как молодой парень обратился к нему с просьбой снять с него заговор. В свое время он поехал за Урал на заработки, и там познакомился с красивой девушкой. Заработав денег и наигравшись с местной красавицей, он хотел ее бросить и вернуться на родину. Но не тут-то было. Собрав чемоданы, он не мог покинуть поселка. Подружка его любовницы выдала ему, что последняя заколдовала его. Он стал бить любовницу и требовать отпустить его. Она сказала: ладно, приходи завтра на прощальный вечер. На этом, по внешности веселом, вечере ему предложили выпить отпускную чарку. И он действительно смог уехать. Но затем началось истинное мучение. Он стал худеть, ослабевать, стали выпадать волосы, а он был удалой красавец. И на груди поселился какой-то невидимый зверь, который перекатывался с одной стороны на другую, и на спину. Когда он рассказывал это о. Адриану, он плакал.

Да что за Уралом! Сейчас повсюду есть такие умелицы. Только и слышно - а ты жениха приворожила?, а ты к ясновидящей сходила? Может, потому мужчины так мало живут теперь и так явно вырождаются, что на каждого из них делается куча заговоров - начиная с детства, кода участковый врач рекомендует заговорить грыжу, потом от заикания, потом, чтоб по ночам не писался... потом поклонницы подключаются... Потом подчиненные. Разве можно так жить?
Lucia / 27.01.2014, 14:24

5. Re: Преследование колдовства в Западной Европе

Вот это и есть плод филиокве. Христианский материализм. Который,конечно же не осознает себя материализмом. И чем хуже условия бытия - тем изощреннее заблуждение.Потому,что усиливает наоборот.Ибо Дух первичен,а материя вторична. Конечно до тех пор,пока запретный плод не был съеден.И тогда дух и чувства стали одним. Но совесть как была ,так и осталась первичной . Однако,в филиокве исповедуется равенство духа и чувств. Значит и совесть должна одобрять противоречие возникающее между ней и словом Евангелия понятому чувством духа. Вот цена этого - тысяча лет мучений Европы. Это же цена учения христианской культуры,которая все-таки достигла высоты Просвещения(правда надо было куда-то вымещать филиокве)состоящее в том,что христианство должно нести миссию (читай экспансию материализма).Тогда мир в Европе обеспечен. Такова цена . То есть Европа таки достигла культуры и цивилизованности.Но для этого - раздвоилась. На собственно культурную Европу,и ее варварство.Деизм. Да ,Просвещение - реальная Культура.Но есть и обратная сторона. Думается,сама Европа не хочет,чтобы ей об этом напоминали. Но и отречься сама от филиокве она не в состоянии,так как это уже исторически вошло в "плоть и кровь" европейской культуры. Но в России никогда филиокве не было.А материализм появился как мобилизация русской Власти народа на борьбу с западной экспансией Просвещения. Хорошо бы Европе пойти на обмен: мы им отменяем филиокве и они соглашаются с первенством чести МП,и при этом сохраняют свою европейскую идентичность. А мы - принимаем от них Культуру христианского Просвещения,то есть всю полноту европейской культуры.И наполняем жизнь православного народа заслуженной Культурной формой государства,аутентичного Культуре христианского Просвещения.Того,что называется Цивилизацией. При этом Православие наполняет собой и Европу и Америку. Разумеется,что в России православие и государство остаются отдельными,но - едиными в Православном духе.Католики становятся вторыми по чести(что исторически не противоречиво),и вопрос филиокве исчезает,испаряется.А у нас исчезает и испаряется материализм.
Бондарев Игорь / 26.01.2014, 19:38

4. Re: Преследование колдовства в Западной Европе

Чтобы не говорили о злоупотреблениях инквизиции и ложных обвинениях в колдовстве, в сегодняшней западной "демократии" снова расцвели пышным цветом сотни и тысячи, квази официальных, колдунов и особенно ведьм. Они открыто устраивают свои шабаши, которые траслируются по ТВ. Могут сказать, эта такая игра скучающего западного обывателя. Но странно, что играют все больше во всякую чертовщину. И в России, особенно за Уралом, сохранилась еще магическая традиция. Куприн описывал ее. Определенные женщины умеют готовить приворожительные и другие магические снадобья, которые действительно действуют. О. Адриан в Псково-Печерской обители специализировался на отчитке всякой такой чертовщины. Я сам был свидетелем, как молодой парень обратился к нему с просьбой снять с него заговор. В свое время он поехал за Урал на заработки, и там познакомился с красивой девушкой. Заработав денег и наигравшись с местной красавицей, он хотел ее бросить и вернуться на родину. Но не тут-то было. Собрав чемоданы, он не мог покинуть поселка. Подружка его любовницы выдала ему, что последняя заколдовала его. Он стал бить любовницу и требовать отпустить его. Она сказала: ладно, приходи завтра на прощальный вечер. На этом, по внешности веселом, вечере ему предложили выпить отпускную чарку. И он действительно смог уехать. Но затем началось истинное мучение. Он стал худеть, ослабевать, стали выпадать волосы, а он был удалой красавец. И на груди поселился какой-то невидимый зверь, который перекатывался с одной стороны на другую, и на спину. Когда он рассказывал это о. Адриану, он плакал.
Адриан Роум / 26.01.2014, 19:32

3. 2. Дмитриев :

"Есть основания считать, что если бы не инквизиция, то наука создала бы оружие массового уничтожения существенно раньше того момента когда правительства научились бы его контролировать." Контроль ОМП,это,так сказать, инстинкт самосохранения, который существовал всегда. А фразы,типа "правительства ,научились,контролировать" и т.д. - от малоумия,неспособности выйти из "детского возраста" даже до старости.
электрик / 26.01.2014, 07:27

2. Re: Преследование колдовства в Западной Европе

Есть основания считать, что если бы не инквизиция, то наука создала бы оружие массового уничтожения существенно раньше того момента когда правительства научились бы его контролировать.
Дмитриев / 25.01.2014, 19:22

1. Re: Преследование колдовства в Западной Европе

В основном колдуньи и колдуны привлекались за детоубийство и отравления, что практиковали довольно часто. Детоубийство происходило как на черных мессах, так и посредством абортов, чем занимались колдуньи. Понятно, что это вызывает негодование современного общества, которое считает аборт полезной гигиенической процедурой, а сатанистов иногда вообще признают нездоровыми, что освобождает их от ответственности. Вопли на тему охоты на ведь - чисто протестантская штучка. Хотя эти последние не разменивались на штучные приговоры и сжигали людей прямо пачками. Никаких улик при этом не искали. Например, небезызвестный Салемский процесс. Это протестантское деяние, если кто не понял. И это все, что знает о Средневековье современный дикарь с телефоном в кармашке и лапками на руле автомобиля.
Lucia / 24.01.2014, 17:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Федорович Сумцов
Григорианский календарь как орудие польско-иезуитской интриги
О попытках католиков насильственно ввести в южную и западную Россию григорианский календарь. Часть 2
26.11.2013
Григорианский календарь как орудие польско-иезуитской интриги
О попытках католиков насильственно ввести в южную и западную Россию григорианский календарь. Часть 1
24.11.2013
Все статьи Николай Федорович Сумцов
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 10:18
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 09:50
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
23.11.2024 09:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 09:20