Ниже мы впервые переиздаем фрагменты одного из сочинений филолога, историка, этнографа, фольклориста профессора Николая Федоровича Сумцова (1854-1922).
Окончив гимназию с серебряной медалью в 1871 г., Николай Сумцов поступил на историко-филологический факультет Императорского Харьковского университета. Здесь он зарекомендовал себя трудолюбивым студентом с широким кругом интересов.
За работу «Исторический очерк христианской демонологии», признанную рецензентом, проф. А.С. Лебедевым, «весьма удовлетворительной, выдающеюся», Николай Сумцов получил золотую медаль историко-филологического факультета.
По окончании университета он приготовил эту работу к печати, сделав исправления и дополнив главу о русской демонологии. Но пока решался вопрос с цензурным разрешением на публикацию, рукопись затерялась. По оставшимся черновикам автору впоследствии удалось написать заново и опубликовать в 1878 г. раздел этой работы под названием «Очерк истории колдовства в Западной Европе». Это была одна из первых печатных работ Н. Ф. Сумцова.
Публикацию (в сокращении, приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по единственному изданию: Сумцов Н.Ф. Очерк истории колдовства в Западной Европе: Отрывок из студ. соч.: «Очерк истории христианской демонологии. 1874». - Х.: Унив. тип., 1878. - [2], 34 с.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски заменены концевыми. Название - составителя.
+ + +
Очерк истории колдовства в Западной Европе
При изучении периода судебного преследования ведьм не следует выпускать из виду крайне бедственного положения низших слоев народа в течение длинного ряда веков со времени установления в Европе феодальных порядков вплоть до великой французской революции, т. е. почти десяти столетий. По мере того, как умножались привилегии духовенства и мещанства, крестьянскому сословию приходилось жить все хуже и хуже, потому что все эти привилегии по большей части состояли в узаконениях безсовестной эксплуатации крестьянского труда. Один писатель XVI века говорит: «Этот трудолюбивый народ крестьян, угольщиков, пастухов страшно занят работой, и всякий обременяет их поборами, барщинною работой, податями, пошлинами, процентами, оброками»[i].
На человеческие чувства крестьянина смотрели с презрением. Достаточно указать на пресловутое право первой ночи (jusprimaenostis). Высшие классы общества, дворянство и духовенство, не только обирали низшие, но презирали и ненавидели их. Один рыцарь любил подписываться - «ненавистник мужиков»[ii]. Знаменитый в истории реформации Экк писал герцогу баварскому: «Мне противна братская любовь, о которой толкует мужичье». Аббаты для закрепления свободных людей фабриковали ложные грамматы Карла Великого или прибегала к прямому насилию. Монастырские крестьяне, умирая, должны были отдавать аббату половину своего наследства; у сирот отнималось имущество[iii]. Солдатские постои крайне обременяли поселян, так как от них страдало не только имущество поселян; но также честь и супружеская верность женщин. «Они дьявола слуги, и сатана командир их» - говорили втихомолку оскорбленные крестьяне. Настоящим бичем низшего сословия была война. Рыцари мстили друг другу тем, что разоряли убогие хижины поселян. Особенно страшны были религиозные войны. В тридцатилетнюю войну, например, шайки вооруженных людей насиловали женщин, привязав предварительно к спине изувеченного отца или мужа, разрезывали живот беременных женщин, запоивали нечистою водой и т. д. За тридцатилетнюю войну в Германии количество населения с 17 милл. уменьшилось до 4 милл.
Голод и заразительные болезни в средние века неоднократно производили страшные опустошения. В 1028 - 1030 г. был голод в Греции, Италии, Франции и Англии; в пищу употребляли человеческое мясо и трупы покойников. В 1043 г., в Богемии, по свидетельству Козьмы Пражского, вымерла от голода третья часть населения. Великими голодными годами для Европы были 1095, 1225 и 1285, когда трупы «velutfoenuminagrumducebantur». В 1348 году свирепствовала великая моровая язва, известная в русской истории под именем черной смерти.
Социальные недуги, кровавые исторические события и физические бедствия возбуждали в человеке мысль о собственном ничтожестве и веру в могущественное и злое начало, господствующее в мире. Нельзя ли его как-нибудь задобрить и таким образом выбиться из-под гнетущих условий жизни? Народная масса усматривала в колдовстве средство, с помощью которого можно войти в полюбовную сделку с злою силою, царящею в мире, и этим таинственным путем приобрести известные выгоды и удобства жизни.
Самые ранние процессы ведьм встречаются в второй половине XIII столетия во Франции. В 1275 году в Тулузе была сожжена 56-летняя старуха Лабарт по обвинению в сношениях с дьяволом, плодом которых был урод с волчьей головой и змеиным хвостом. Для пропитания чудовища мать воровала по ночам маленьких детей. В начале ХIV столетия погибли храмовники, обвиняемые в колдовстве. Благодетельное влияние на ослабление судебного преследования колдунов и ведьм во Франции имело определение парижского парламента 1390 года, в силу которого право суда над обвиняемыми в колдовстве из духовного ведомства перешло в руки лиц светского звания. Собор Лангреский (1404) называет колдовство обманом корыстолюбивых людей и опровергает мнение, будто человек, однажды предавшись дьяволу, не может избегнуть его когтей раскаянием. Тридцать человек, судившиеся за колдовство в 1406 году перед Тулузским инквизиционным трибуналом, были приговорены к денежному штрафу, путешествию в св. места и т. п. снисходительным наказаниям. Суровый процесс и казнь Жанны д'Арк объясняются ненавистью и политическими соображениями англичан.
В Германии преследование за колдовство началось гораздо позднее, чем в соседней Франции. Немцы приступили к истреблению ведьм и колдунов с чрезвычайным усердием и с свойственною им последовательностью. Доминиканец Нидер обвинял немцев на Базельском соборе в систематическом изучении чародейства, в договорах с дьяволом, в целовании его intergo и т. п. великих преступлениях. Нидер издал «Formicarius» с целью ознакомить немцев с судопроизводством над колдунами и ведьмами. Папа Евгений IV предписал инквизиторам строго следить за колдовством. В 1484 году Бонифаций VIII издал для Германии знаменитую буллу «Summisdesiderantes». В булле папа описал самый способ богопротивного колдовства. Еще до выхода в свет буллы в Германии случались казни за колдовство; так, в Гейдельберге в 1446 г. было сожжено несколько колдуней. Следовательно, не «Summisdesiderantes» положила начало преследования за колдовство. Эта булла имела то важное значение, что санкционировала судебное преследование ведьм и все те обвинения, которые на них возводились.
Обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год)
На основании этой буллы, два немецких инквизитора, Яков Шпренгер и Генрих Инститор, составили «Молот ведьм» («Malleusmaleficarum»), изданный впервые в Кельне в 1489 г. <...>
Было несколько изданий этой книги, но - ни одного перевода.
<...>
В третьей части излагается порядок судопроизводства над ведьмами и колдунами, при чем «Молот» одобряет самое низкое шпионство.
За буллою Бонифация VIII, 1484 года, к желающим высших благ, последовали другие буллы Александра VI, Юлия II, Льва X и Адриана VI, по содержанию сходные с «Summisdesiderantes», но предназначавшиеся для других стран. Судебное преследование ведьм быстро распространилось и охватило, хотя и не с одинаковою силой, все католические и протестантские страны Европы.
В чем же обвиняли колдунов и ведьм? Чем были мотивированы смертные приговоры, разражавшиеся над их злополучными головами?
Злодеяния чародеев были весьма многочисленны и разнообразны.
<...>
Колдуны и ведьмы обращали людей в животных, чаще всего в осла.
Они наносили вред животным, заезживали лошадей и портили или вовсе отнимали молоко у коров. В последнем случае пострадавшим домохозяевам надлежало сечь испорченное молоко розгами между 11 и 12 часами ночи, призывая св. Троицу. Колдуньи чувствовали удары на собственном теле. Случалось даже слышать, как они кричат в своих домах от боли. Пчел ведьмы и колдуны уничтожали посредством особенной мази.
Чародеи портили и уничтожали жатвы, плодовые деревья, виноградники и луга.
Они наносили вред или по чувству мщения за обиды или из одного ничем не мотивированного желания вредить своим ближним. Все проделки они производили не совокупными силами, а в одиночку.
Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в.
Из папских булл, «Молота ведьм», многочисленных сочинений по демонологии и еще более многочисленных процессов ведьм видно, что главную роль в колдовстве играли женщины. На них взводили ужасные преступления. Число казненных женщин несравненно более, нежели мужчин. Откуда эта привилегия прекрасного пола на колдовство? Современники судебного преследования за колдовство численное превосходство ведьм объясняли различным образом. <...>
Семейное и общественное положения средневековой женщины были весьма печальны. При господстве силы и кулачного права, положение женщины могло быть только рабское. На её обязанности лежало доставлять удовольствие своему господину, рожать детей и наблюдать за домашним хозяйством. Средневековое служение женщинам было крайне искусственно. За внешним лоском и приторною вежливостью нередко скрывалась грубая чувственность и презрение к слабости. Примером пресловутого Frauendienst может служить Ульрих-фон-Лихтенштейн. Право первой ночи служит красноречивым свидетельством рыцарских понятий о женской чести и человеческом достоинстве. Даже аббаты настолько интересовались этим правом, что не брезгали добиваться его судом [iv].Идолопоклонничать перед какою-нибудь молодою принцессой и тиранить дома жену и детей для любвеобильных рыцарей не заключало в себе ничего предосудительного.
Неосмысленное критически церковное вероучение повергло женщину в бездну презрения. <...>
Строго, положительно определенного, судопроизводства по обвинению в колдовстве не существовало. Если в иных местностях и были начертаны для этого некоторые правила, то никто строго не заботился об их соблюдении. Произвол судей стоял выше законов. Кто попадал в инквизиционный трибунал, был человек пропащий: <...>
Судьи всевозможными способами старались вырвать признание. Они запугивали мрачною и таинственною обстановкой судопроизводства, криком и угрозами, поддельными стонами за стеной, будто бы испускаемыми мучимыми на пытке, упрашиваниями и заклинаниями священников. Палач раздевал донага и мыл все тело святою водой, чтобы уничтожить действие адской мази, которою ведьмы намазывались при отправлении на шабаш. Инквизиторы расспрашивали - где и когда предалась дьяволу, какие давала обещания, что ела на свадебном пиршестве, кто участники и т. д. Если обвиненный или обвиненная молчала или не признавала себя виновной, то ее подвергали испытаниям и мучениям пытки; для испытания употреблялись - огонь, холодная вода, взвешивание (большая тяжесть считалась признаком знакомства с дьяволом) и игла. В последнем случае палач отыскивал на теле бородавку и колол ее иглою; если обвиняемая не выказывала признаков боли и не шла кровь, то значит был найден дьявольский знак (stigmadiabolicum). Испытание иглой встречается в Германии, Франции, Бельгии, Англии и Испании. Отсутствие слез при пытке также свидетельствовало виновность. Жан Бодэн (+ 1596 г.) рассказывает, что только правый глаз какой-то ведьмы в мучениях пытки излил три слезы. Употреблялись и другие испытания весьма странного свойства; например - одной несчастной 18-летней девушке разбили нос с тем, чтобы по течению крови судить о её виновности. Мы обходим много возмутительных подробностей пытки ведьм, считая и приведенные довольно красноречивыми. Общеупотребительною формой казни за колдовство было сожжение, что на мягком языке инквизиторов называлось «милосердно, без пролития крови». В некоторых местах Франции, Швейцарии и Шотландии обвиненных в колдовстве топили в прудах и озерах. У казненных конфисковалось имущество, часть которого шла в пользу судей, что еще более располагало их к преследованию колдунов и ведьм.
Через «Молот ведьм», этот «богословско-юридический комментарий па уголовный кодекс - «Summisdesiderantes», колдовство сделалось в глазах народной массы истиной, не требующей доказательств, и преступлением, достойным самых жестоких наказаний. Преследование ведьм было усилено. Германия в этом отношении шла впереди.
Сочинители «Молота» в течении пяти лет сожгли 48 ведьм. В Брауншвейге 1590-1600 г. в иные дни сожигали 10-12 ведьм и колдунов. Столбы, обозначавшие место казни, размножились до того, что, по словам современника, походили на темный лес. В Трире казнено за сношения с дьяволом несколько духовных лиц. В одном маленьком немецком городке была сожжена десятилетняя девочка, которая родила от демона двух детей и была уже беременна третьим, когда попала в когти св. инквизиции. В 1666 году в Мюнхене был сожжен 70-летний старик за порчу погоды. Самый крупный процент казненных за колдовство и сношения с дьяволом приходится на Бамберг и Вюрцбург. Здесь главными деятелями были иезуиты, призванные правительством для борьбы с протестантством, которое, по словам Дельрио, наполнило землю колдуньями и чародеями. В актах процесса казненные перечисляются таким образом: «жена канцлера, дочь эйхштедского канцлера, фогт, чужестранная девушка 12 лет, советник, толстейший вюрцбургский бюргер, маленькая 9-летняя девочка, её младшая сестра, мать обеих девочек, бургомистерша, два молодых дворянина, Гёбель Бабеле, красивейшая девушка Вюрцбурга, студент, знавший множество языков, отличный музыкант, начальник госпиталя, весьма ученый человек, два маленьких сына советника, его взрослая дочь и жена, 3 каноника, 14 соборных викариев, слепая девушка, толстая дворянка, доктор теологии» и проч. Шерр число казненных за колдовство в Германии определяет приблизительно в 100.000 человек [v].
Папские буллы XVI века, направленные против колдунов и ведьм, не произвели во Франции особенного впечатления. Преследования колдунов и ведьм, ослабевшие после известного парижского парламентского распоряжения 1390 года, никогда уже не подымались до значительных размеров и той степени напряженности, какую мы видели, например, в Германии. Практический и здравый смысл французского народа предохранил его от тех преувеличений, в которые впали мистические немцы. Французские судьи относились равнодушно к обвинениям в колдовстве. Обвинения поддерживало католическое духовенство, преимущественно иезуиты, которые, с обычною им ловкостью, воспользовались обвинениями в колдовстве как средством реакции против распространения кальвинизма. Луи Беркен, человек умный и пользовавшийся благосклонностью Франциска I, как-то неосторожно высказался об обманах монахов. Он был обвинен в сочувствии еретикам-лютеранам, колдовстве, поклонении дьяволу и, в заключение, не смотря на защиту короля, сожжен на гревской площади с проткновением языка, в 1529 году. В Нанте в 1549 году сожжено было 7 колдунов. В 1573 году сожгли Жиля Гарнье за то, что он в виде волка съел дитя. Отдельные случаи казни за колдовство во Франции встречаем до половины XVIII века.
В Англии обвинения в колдовстве в большинстве случаев имели политический характер. Им подвергались люди, неприятные или опасные правительству. Ричард III казнил за колдовство сторонников Ричмонда. В половине XVII столетия Гопкинс жестокостью преследования колдунов и ведьм раздражил народ и был убит. В 1645 году он сжег за колдовство 220 женщин[vi].
В Шотландии кровавым периодом колдовства было царствование Иакова VI. В 1662 г. обвинялись в колдовстве 150 женщин. В 1664 г. сожжено 9 ведьм.
Католическая Испания также весьма усердно уничтожала колдунов и ведьм. Первая казнь была в 1507 г. В этом году за колдовство было сожжено 30 женщин.
Одновременно инквизиция работала усердно и в различных частях Италии. Папа Адриан VI буллою 1523 г. усилил её деятельность в этом крае. В епархии Комо в течении нескольких лет было до 1000 процессов в год и более ста смертных приговоров <...>
[i]Иог. Шерр, История цивилизации Германии, стр. 252.
[ii]Циммерманн, История крестьянской войны в Германии. Вып. 1, стр. 127.
[iii]Там же, стр. 10.
[iv]Кольб, История человеческой культуры. Т.II, стр. 48.
[v]Шерр, История цивилизации Германии, стр. 404.
[vi] От Европы заразилась и Америка. Более всего пострадал за колдовство Массачузетс. Крайне суеверное пуританское духовенство этого кантона решило разогнать или уничтожить всех колдунов и ведьм. С этою благочестивою целью оно некоторых лишило имущества, других изгнало, а 27 человек казнило смертью.
9. Ответ на 8., Метафора :
8. Ответ на 7., Адриан Роум:
7. Ответ на 6., Метафора :
6. Ответ на 4., Адриан Роум:
5. Re: Преследование колдовства в Западной Европе
4. Re: Преследование колдовства в Западной Европе
3. 2. Дмитриев :
2. Re: Преследование колдовства в Западной Европе
1. Re: Преследование колдовства в Западной Европе