Публикуется в сокращении
Говоря об исцелении души от порабощенности страстям, христиане в первую очередь памятуют об очищении своих мыслей. И в отличие от Ветхозаветного закона, Евангельские заповеди направлены именно на это. Новый завет уже требует от человека не просто социально верных поступков, соблюдения правил, но требует очищения самих его мыслей (то, что было только в зачаточном состоянии в Ветхом Завете, см. 10-ю заповедь - «Не возжелай»). Сами мысли человека должны очищаться от порочных желаний, которые мешают ему гармонично существовать в обществе других людей и в окружающей природе. Очевидно, что мысль порождает действие.
В этой связи ценность Христианства состоит в развитии в человеке такого свойства характера, как аутентичность (подлинность). Это свойство, выраженное искренностью мыслей и поступков человека, принятием им самого себя и окружающих, способностью к сопереживанию, открытостью его характера. Это состояние ума, которое должно быть свойственно христианину. При этом непрерывное стремление к этому состоянию - к естеству - становится жизненным ориентиром для каждого человека, кто решается идти этим путем. Очевидно, что за внешней простотой это качество развить в себе очень непросто. Интересным моментом, подмеченным на практике, является то, что русский характер в наибольшей степени отзывчив именно на это качество. (Отвлекаясь от темы, скажу, что это же свойство характера, вероятно, во многом послужило широкому принятию христианства на территории Руси, что стало, в итоге, основой русского этоса).
Естественность поведения располагает к установлению доверительного контакта наибольшим образом, это характерно именно для русской культуры. Это читается между строк и в произведениях классической русской литературы и в народных сказаниях. Мы как бы инстинктивно стремимся нащупать искренность в поведении и при общении друг с другом. Для нас это моменты истины, так как нам важна духовная близость. Если находим, то такой человек нам становится близок и понятен, даже если для многих он негодяй, хотя такую характеристику мы можем дать только в зависимости от ситуации. Искренность в поведении человека характеризует целостность его натуры. Человек, обладающий цельной натурой, близок, понятен и предсказуем. Ему начинают доверять, в том числе, как лидеру. Его даже могут пытаться оправдать, как мы говорим - «в человеческом плане». Человек, неумолимо стремящейся к цели (особенно, если цель сверхличная), который порою даже наступает на закон, скорее получит у нас всенародное понимание, чем тихий и законопослушный гражданин, стремящийся нажить состояние, и постоянно занятый этим. Так исторически сложилось в русской традиции и видимо такой он - психологический портрет русского человека.
И напротив хуже всего мы, как представители своей культуры, переносим двуличность, лицемерие, непоследовательность (inconsistence). Для нас это признаки ненадежности и слабости. Мы ко всему формируем личное отношение, пропускаем сквозь себя, нам трудно оставаться нейтральными. Мы имеем тенденцию открывать свою душу, как двери храма, и не можем выносить, когда кто-то там ведет себя неподобающим образом. В этом плане нашему характеру присущ здоровый консерватизм - мы не подвергаем сомнению сложившуюся веками этику в поведении.
В Христианстве предполагается, что развивая в себе качество искренности, мы начинаем естественно, как дети, воспринимать окружающий мир. Мы проще мыслим, естественнее ведем себя, открываемся и как бы обретаем назад свою Богом заданную природу. В таком состоянии человек приобретает качества индивидуальной творческой личности, т.е. творца в малом, уподобленного Творцу всего сущего. Хотя в настоящем мире такое состояние во всей полноте идеала и недостижимо, все же человек, стремясь к этому - способен максимально приблизиться к нему. Он способен стать живой и необходимой частью огромного мира, осознать его совершенство и свою собственную роль в нем. Вероятно, это и есть состояние просветления - обретение Царствия Божия в себе самом.
К аутентичности, как к особому состоянию духа, необходимо идти путем совершения маленьких незначительных шагов личного подвижничества, личного творчества. Для этого, прежде всего, нужно выбрать свое личное призвание. Призвание - это тот индивидуальный вид профессионального пути, к которому у каждого из нас лежит душа, или есть внутренняя тяга. Профессия отличается от ремесла в первую очередь тем, что в профессии есть возможность что-то улучшать или добавлять от себя, есть возможность приносить дополнительную пользу. Т.е. профессия - это социально значимое ремесло, которым человек занимается в идеале всю свою жизнь. Ему он учился, им он и занимается. Кроме этого профессия - это не всегда ручной труд, как в ремесле.
Определить свое направление - это значит почувствовать, какой вид деятельности тебе наиболее всего подходит, отражает твои врожденные способности наилучшим образом, соответствует твоему характеру, твоим принципам и позволит тебе быть своеобразным и полезным на этом направлении. Индикатором правильности выбора является желание самоотдачи в труде, радость от процесса, удовольствие от потраченного времени, видимость своих результатов, понимание, что можешь это делать лучше других, ощущение внутренней полноты. Например, социальным по натуре людям, проще быть руководителями, так как общение с людьми доставляет им удовольствие и при наличии таких качеств характера, как воля, целеустремленность и активная позиция они вполне могут стать творческими специалистами именно в этом деле - в руководстве. То же касается и предпринимателей. Эта профессия сопряжена с непрерывным поиском здравой конструктивной составляющей в каждой сделке. Это социальная и творческая профессия, основанная на стремлении принести пользу человеку - деловому партнеру. Предприниматель - это всегда продавец (или бизнесмен), который должен уметь совершать такие сделки, результатом которых будет взаимная польза для обеих сторон.
И, наоборот, к примеру, социопат, думающий только о собственной выгоде, презирающий людей, не может стать конструктивным предпринимателем, но будет, скорее всего, представителем дикого капитализма, основанного на попытках неосновательного обогащения. Эта разновидность капитализма, под которым нет никакого религиозного воспитания, и это тот тип капиталистов, которые живут, как правило, аферами, либо разовыми «махинациями» - совершением спекулятивных сделок, что в итоге ослабляет экономику и подрывает потенциально здоровую культуру деловых отношений. (Что и происходит пока что в России, причем практически в любой отрасли).
Быть всегда естественным, искренним, правдивым с собой, в мыслях, словах и поступках - то к чему призывает нас Писание словами Христа и Иоанна Крестителя - не так просто и в реальной жизни не возможно всегда и в любой ситуации. Но это цель в поведении православного христианина, просто верующего человека, и это цель в поведении русского предпринимателя. Это должна быть личная жизненная позиция предпринимателя. Причем предприниматель должен придерживаться этой этики всего лишь в той мере, как и представитель любой другой профессии. Процесс заключения сделок не должен быть основан на попытке обмана - продажа заведомо некачественного или несоответствующего требованиям покупателя товара. Напротив эти процессы должны основываться на качественно ином подходе - предложению к покупке именно того, что покупателю нужно. Чтобы понять, что нужно покупателю - нужно установить с ним доверительные отношения. А для этого нужна та самая естественность, без ощущения которой мы, как представители своей культуры, не склонны кому-то доверять. Мы должны вести себя всегда спокойно и честно. Чистота помыслов - есть содержание христианства в себе самом. Разобравшись в том, что нужно деловому партнеру, выступающему в роли покупателя, у нас есть шанс понять, чем мы можем оказаться полезны. Это наш главный шанс для совместной работы. Так выражается на практике этика профессионального продавца - предпринимателя. Этим же выражается на практике качество его работы. Интеллект и время продавца должны быть направлены на поиск совместной пользы, совместное решение технических задач, которые стоят перед его покупателем. В этих условиях рождается добавленная стоимость, налог с которой мы платим - НДС (VAT), и таким образом осуществляется выход на новые рынки, и создаются условия для зарождения инноваций. Синергия в бизнесе - вот к чему должен стремиться русский предприниматель. Это должно становится нашей традицией, основанной на собственном духовном, религиозном и культурном опыте.
Немаловажным фактором русской профессиональной этики должна стать и исключительная самоотверженность в работе с партнером и для партнера. Это уже характеризует присутствие воли, целеустремленности и энергии. Данные качества также во многом присущи русскому человеку, так как они формировались в нас исторически. Но в профессиональной сфере их нужно использовать именно в партнерском значении. Эмоция - это сила, живущая в нас. Но каждый из нас должен учиться направлять свои силы в созидательном русле. В профессиональном служении пассионарность требуется нам для выполнения своего профессионального долга - решения стоящих перед нами технических задач наших клиентов.
В конце концов, продавец (деловой человек) - это лишь одна из возможных профессий. В ней существует деловая этика, но как мы видим теперь, она не может быть ограничена формальным соблюдением договорных условий или актами благотворительности, как это принято ассоциировать с русским предпринимательством. Этого недостаточно. Для эффективного развития частной коммерческой компании, нацеленной на извлечение прибыли, ей необходимо повышать свою ценность для рынка - практиковать и углублять партнерские отношения, и таким образом, усиливать свою специализацию и повышать профессионализм. Все это создается практикой и только практикой. Для этого компании нужно работать так, как описано выше, но никак не пытаться завоевывать доверие клиента путем снижения цены на свой продукт и снижения его качества. Как это происходит в реальной жизни, следует рассмотреть отдельно и в другом материале и на примерах.
Основной вопрос:
Является ли аутентичное поведение все же полезным для целей предпринимателя - получения прибыли?
Аутентичность поведения создает условия для возникновения доверия между деловыми партнерами. Доверие позволяет понять, что нужно покупателю. Понимание того, что ему нужно поможет создать для него подходящий товар и начать долговременное и продуктивное сотрудничество, усиливая внутренние партнерские связи с ним и ставя новые задачи. Важно понимать, что в условиях свободного рынка, сделки совершаются на основе добровольного обмена. Никто никому не приказывает. В таких условиях сотрудничество становится продуктивным, если оно основано на доверии. Нарушение доверия сулит соперничество и попытку нажиться друг на друге. Творческий потенциал сделки при этом также нарушается.
Как это работает? Вести себя естественно или аутентично - это означает, прежде всего, говорить то, что думаешь и излагать свои мысли самыми простыми, доступными для понимания и прямыми по смыслу словами, и не допускать двусмысленностей! Многолетняя подобная практика учит предпринимателя просто и ясно мыслить, улавливать суть в любом вопросе, четче видеть и собственную роль в любом процессе, в котором он намерен принять участие. Различные попытки найти себе оправдание, или прилично выглядеть, или произвести впечатление на кого-то - уже содержат в себе лукавство и отвлекают от сути и уводят по ложному пути. Если вы чувствуете, что в ходе делового общения вынуждены, к примеру, подбирать слова, чтобы о вас не подумали как-то не так, как вам бы этого хотелось, или эмоции захлестывают вас, или вы пытаетесь манипулировать - значит, наступило время остановиться и подумать, зачем вы это все делаете. Что вы хотите достичь? Зачем вы «городите огород», почему не можете сказать прямо то, что хотите сказать? Что этому препятствует? Почему считаете, что можете кого-то обидеть своей прямотой? Не Новый ли завет учит нас прямоте наших мыслей? На самом деле, именно в нашей культуре прямота и простота, но при этом отсутствие агрессии, наиболее высоко ценятся в ходе делового общения, хотя это крайне редко встречается в практике. Это одна из причин, почему деловые отношения российских предпринимателей между собой, как правило, далеки от доверительных и потому неконструктивны. Они не связаны с христианством. Причиной этому может быть приобретенная вера в то, что бизнес построен на обмане. Эта идея пришла к нам от не самых толковых бизнесменов - представителей другой культуры. Нам внушил кто-то, что бизнес безлик, бесчеловечен и в нем нет ничего личного. На самом деле бизнес - это результат сотрудничества, а сотрудничество между людьми всегда имеет оттенок личных отношений. Деловые отношения являются даже более, чем личными! Все основные решения в деловой сфере принимаются на основании личных предпочтений и личной субъективной оценки. Настоящий бизнес начинается только, когда вам, как продавцу, начинают доверять ваши покупатели.
Нет личного доверия к партнеру, не будет и информации о своих потребностях, нет этой информации, нет нужного товара, нет и конструктивного сотрудничества. Поэтому нам - российским предпринимателям (представителям нашей русской деловой культуры) необходимо усвоить, что доверие в бизнесе - есть основа всего. Его нужно постепенно завоевывать, развивая в себе естественность, способность адекватно и просто мыслить, говорить, и предсказуемо поступать. Мы должны стараться помочь партнеру в его работе, так как ему от нас другого ничего и не надо: у него свой бизнес и свой круг друзей. Достигнув доверия, мы должны беречь его, как зеницу ока. Любой неосторожный шаг, агрессия, либо попытка спекулятивной (выгодной только для себя) сделки, либо попытка обмана, лукавство - и происходит нарушение контакта, закрадывается сомнение и сотрудничество может начать перерастать в соперничество. Начнутся попытки выдавить для себя лучшие условия за счет своего партнера, попытки договориться о взятке или попытки продать некачественный товар и т.п. Если же была попытка агрессии, то возникнет попытка сделать наоборот. У нас эти мелкие нюансы отношений могут существенно повлиять на качество сотрудничества, так как у нас другой характер и другая «непротестантская»*) (не денежная) рациональность.
Если у нас нет четкой информации о потребностях клиента, то нам не над чем совместно работать, и остается только продавать. Это положение временное и опасное. Когда все думают только о сиюминутных продажах, тогда наступает «волчий» капитализм, усугубляющий положение.
Православное русское предпринимательство в практическом аспекте должно основываться на тех качествах характера, которые нам близки по духу - естество, поиск совместной пользы, любовь к ручному труду и тяга к красоте (русское зодчество), целеустремленность, нелицеприятие, не расположенность к лукавству, чистое сознание, самоотверженность, верность. Эти качества оформлены и подпитываются у нас религией и должны проявляться, прежде всего, в самом труде предпринимателя, как и в труде представителя любой другой профессии. Воспитание таких качеств в реальной жизни должно стать нашей основной задачей, можно сказать государственной культурной и политической задачей.
Наше общество в общей массе пока еще не дозрело до создания товаров глубокой переработки именно в условиях свободных рыночных отношений. Частная инициатива не так развита, как в более молодых и менее инерционных культурах, например, как в американском обществе. Сделок у нас совершается меньше, и у них низкое качество (высокая спекулятивность). Развитых традиций профессионального пути и общественного служения пока нет - общепризнанным считается лишь монашеское служение: видимо со времен «мирной» колонизации Руси преп. Сергием Радонежским. Вопросы связи религии и творческого труда не исследованы, соответствующей методики воспитания пока нет. Существует традиционное отношение к профессии, как к чему-то второстепенному в сравнении с религиозными традициями. Это определяет общий характер предпринимательской активности в нашей культуре - бесхарактерность, безликость, невоспитанность, выраженная естественным стремлением к спекулятивным сделкам. Это основная причина, почему в России пока все имеет тенденцию скатываться к воровству, а частные предприятия при этом почти не используют научно-технического и исследовательского ресурса своих поставщиков. О стремлении повышать качество пока больше говорят, чем делают это на самом деле. В нашей стране, например, до сих пор строятся дороги, не соответствующие современным транспортным нагрузкам, так как используются еще советские отраслевые стандарты. Отрасли нефтепереработки не развиты и безнадежно отстали от аналогичных отраслей в США и Западной Европе (причем при благоприятной внутренней конъектуре). Машиностроение в сфере товаров широкого потребления почти незаметно на рынке вообще. Как следствие курс рубля является волатильным и напрямую зависящим от стоимости углеводородных ресурсов на мировом рынке.
Это может быть результатом примитивности понимания, отсутствия того самого религиозно-нравственного воспитания или проработанной религиозно-идеологической основы под предпринимательским или любым другим профессиональным трудом. Эту основу необходимо обнаруживать и развивать в своем характере. Нам требуется его - характера - эволюция (но не революция !) и становление творческого человека на основе наших культурных особенностей и лучших сторон нашей натуры. Об этом писал еще Иван Ильин.
Многое уже обнаружено и сказано, но необходимо начинать действовать, ибо только действие способно изменить характер. Лишь знание того, как делать правильно - не оказывает воздействия и не изменяет положения вещей и характер. Новая этика формируется только практическим действием. Человек меняется, только когда создает что-то: как сказал Христос - «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека». Очевидно, что то хорошее, что зарождается в каждом человеке и появляется от него на свет, то и меняет его характер в лучшую сторону - развивает его личность. В идеале - это творческий путь длиной в жизнь.
Последовательность дальнейших действий - тема след. материала. Очевидно, что начинать надо с раскрытия содержания некоторых существующих религиозных идей, как с закладки фундамента. Ибо человек должен быть воспитан, он должен знать, что есть хорошо, а что есть плохо, потому, как его нельзя всегда контролировать, но он должен иметь внутренний компас и сам определять направление следующего шага. Он сам должен учиться давать оценку тому, что делает. Для этого ему нужно вложить правильные идеи в его подсознание религиозным воспитанием. Влияние христианства тут трудно переоценить.
Примечание:
*) не свойственная западной культуре
9. Ответ на 2., Александр Р.:
8. Re: Связь предпринимательства и религии
7. Ответ на 5., Адриан Роум:
6. Ответ на 4., Метафора:
5. Re: Связь предпринимательства и религии
4. Re: Связь предпринимательства и религии
3. Re: Связь предпринимательства и религии
2. Ответ на 1., Адриан Роум:
1. Re: Связь предпринимательства и религии