Связь предпринимательства и религии

0
954
Время на чтение 12 минут

Публикуется в сокращении

 

Говоря об исцелении души от порабощенности страстям, христиане в первую очередь памятуют об очищении своих мыслей. И в отличие от Ветхозаветного закона, Евангельские заповеди направлены именно на это. Новый завет уже требует от человека не просто социально верных поступков, соблюдения правил, но требует очищения самих его мыслей (то, что было только в зачаточном состоянии в Ветхом Завете, см. 10-ю заповедь - «Не возжелай»). Сами мысли человека должны очищаться от порочных желаний, которые мешают ему гармонично существовать в обществе других людей и в окружающей природе. Очевидно, что мысль порождает действие.

В этой связи ценность Христианства состоит в развитии в человеке такого свойства характера, как аутентичность (подлинность). Это свойство, выраженное искренностью мыслей и поступков человека, принятием им самого себя и окружающих, способностью к сопереживанию, открытостью его характера. Это состояние ума, которое должно быть свойственно христианину. При этом непрерывное стремление к этому состоянию - к естеству - становится жизненным ориентиром для каждого человека, кто решается идти этим путем. Очевидно, что за внешней простотой это качество развить в себе очень непросто. Интересным моментом, подмеченным на практике, является то, что русский характер в наибольшей степени отзывчив именно на это качество. (Отвлекаясь от темы, скажу, что это же свойство характера, вероятно, во многом послужило широкому принятию христианства на территории Руси, что стало, в итоге, основой русского этоса).

Естественность поведения располагает к установлению доверительного контакта наибольшим образом, это характерно именно для русской культуры. Это читается между строк и в произведениях классической русской литературы и в народных сказаниях. Мы как бы инстинктивно стремимся нащупать искренность в поведении и при общении друг с другом. Для нас это моменты истины, так как нам важна духовная близость. Если находим, то такой человек нам становится близок и понятен, даже если для многих он негодяй, хотя такую характеристику мы можем дать только в зависимости от ситуации. Искренность в поведении человека характеризует целостность его натуры. Человек, обладающий цельной натурой, близок, понятен и предсказуем. Ему начинают доверять, в том числе, как лидеру. Его даже могут пытаться оправдать, как мы говорим - «в человеческом плане». Человек, неумолимо стремящейся к цели (особенно, если цель сверхличная), который порою даже наступает на закон, скорее получит у нас всенародное понимание, чем тихий и законопослушный гражданин, стремящийся нажить состояние, и постоянно занятый этим. Так исторически сложилось в русской традиции и видимо такой он - психологический портрет русского человека.   

И напротив хуже всего мы, как представители своей культуры, переносим двуличность, лицемерие, непоследовательность (inconsistence). Для нас это признаки ненадежности и слабости. Мы ко всему формируем личное отношение, пропускаем сквозь себя, нам трудно оставаться нейтральными. Мы имеем тенденцию открывать свою душу, как двери храма, и не можем выносить, когда кто-то там ведет себя неподобающим образом. В этом плане нашему характеру присущ здоровый консерватизм - мы не подвергаем сомнению сложившуюся веками этику в поведении.

В Христианстве предполагается, что развивая в себе качество искренности, мы начинаем естественно, как дети, воспринимать окружающий мир. Мы проще мыслим, естественнее ведем себя, открываемся и как бы обретаем назад свою Богом заданную природу. В таком состоянии человек приобретает качества индивидуальной творческой личности, т.е. творца в малом, уподобленного Творцу всего сущего. Хотя в настоящем мире такое состояние во всей полноте идеала и недостижимо,  все же человек, стремясь к этому - способен максимально приблизиться к нему. Он способен стать живой и необходимой частью огромного мира, осознать его совершенство и свою собственную роль в нем. Вероятно, это и есть состояние просветления - обретение Царствия Божия в себе самом.

К аутентичности, как к особому состоянию духа, необходимо идти путем совершения маленьких незначительных шагов личного подвижничества, личного творчества. Для этого, прежде всего, нужно выбрать свое личное призвание. Призвание - это тот индивидуальный вид профессионального пути, к которому у каждого из нас лежит душа, или есть внутренняя тяга. Профессия отличается от ремесла в первую очередь тем, что в профессии есть возможность что-то улучшать или добавлять от себя, есть возможность приносить дополнительную пользу. Т.е. профессия - это социально значимое ремесло, которым человек занимается в идеале всю свою жизнь. Ему он учился, им он и занимается. Кроме этого профессия - это не всегда ручной труд, как в ремесле.

Определить свое направление - это значит почувствовать, какой вид деятельности тебе наиболее всего подходит, отражает твои врожденные способности наилучшим образом, соответствует твоему характеру, твоим принципам и позволит тебе быть своеобразным и полезным на этом направлении. Индикатором правильности выбора является желание самоотдачи в труде, радость от процесса, удовольствие от потраченного времени, видимость своих результатов, понимание, что можешь это делать лучше других, ощущение внутренней полноты. Например, социальным по натуре людям, проще быть руководителями, так как общение с людьми доставляет им удовольствие и при наличии таких качеств характера, как воля, целеустремленность и активная позиция они вполне могут стать творческими специалистами именно в этом деле - в руководстве. То же касается и предпринимателей. Эта профессия сопряжена с непрерывным поиском здравой конструктивной составляющей в каждой сделке. Это социальная и творческая профессия, основанная на стремлении принести пользу человеку - деловому партнеру. Предприниматель - это всегда продавец (или бизнесмен), который должен уметь совершать такие сделки, результатом которых будет взаимная польза для обеих сторон.

И, наоборот, к примеру, социопат, думающий только о собственной выгоде, презирающий людей, не может стать конструктивным предпринимателем, но будет, скорее всего, представителем дикого капитализма, основанного на попытках неосновательного обогащения. Эта разновидность капитализма, под которым нет никакого религиозного воспитания, и это тот тип капиталистов, которые живут, как правило, аферами, либо разовыми «махинациями» - совершением спекулятивных сделок, что в итоге ослабляет экономику и подрывает потенциально здоровую культуру деловых отношений. (Что и происходит пока что в России, причем практически в любой отрасли).

Быть всегда естественным, искренним, правдивым с собой, в мыслях, словах и поступках - то к чему призывает нас Писание словами Христа и Иоанна Крестителя - не так просто и в реальной жизни не возможно всегда и в любой ситуации. Но это цель в поведении православного христианина, просто верующего человека, и это цель в поведении русского предпринимателя. Это должна быть личная жизненная позиция предпринимателя. Причем предприниматель должен придерживаться этой этики всего лишь в той мере, как и представитель любой другой профессии. Процесс заключения сделок не должен быть основан на попытке обмана - продажа заведомо некачественного или несоответствующего требованиям покупателя товара. Напротив эти процессы должны основываться на качественно ином подходе - предложению к покупке именно того, что покупателю нужно. Чтобы понять, что нужно покупателю - нужно установить с ним доверительные отношения. А для этого нужна та самая естественность, без ощущения которой мы, как представители своей культуры, не склонны кому-то доверять. Мы должны вести себя всегда спокойно и честно. Чистота помыслов - есть содержание христианства в себе самом. Разобравшись в том, что нужно деловому партнеру, выступающему в роли покупателя, у нас есть шанс понять, чем мы можем оказаться полезны. Это наш главный шанс для совместной работы. Так выражается на практике этика профессионального продавца - предпринимателя. Этим же выражается на практике качество его работы. Интеллект и время продавца должны быть направлены на поиск совместной пользы, совместное решение технических задач, которые стоят перед его покупателем. В этих условиях рождается добавленная стоимость, налог с которой мы платим - НДС (VAT), и таким образом осуществляется выход на новые рынки, и создаются условия для зарождения инноваций. Синергия в бизнесе - вот к чему должен стремиться русский предприниматель.  Это должно становится нашей традицией, основанной на собственном духовном, религиозном и культурном опыте.

Немаловажным фактором русской профессиональной этики должна стать и исключительная самоотверженность в работе с партнером и для партнера. Это уже характеризует присутствие воли, целеустремленности и энергии. Данные качества также во многом присущи русскому человеку, так как они формировались в нас исторически. Но в профессиональной сфере их нужно использовать именно в партнерском значении. Эмоция - это сила, живущая в нас. Но каждый из нас должен учиться направлять свои силы в созидательном русле. В профессиональном служении пассионарность требуется нам для выполнения своего профессионального долга - решения стоящих перед нами технических задач наших клиентов.

В конце концов, продавец (деловой человек) - это лишь одна из возможных профессий. В ней существует деловая этика, но как мы видим теперь, она не может быть ограничена формальным соблюдением договорных условий или актами благотворительности, как это принято ассоциировать с русским предпринимательством. Этого недостаточно. Для эффективного развития частной коммерческой компании, нацеленной на извлечение прибыли, ей необходимо повышать свою ценность для рынка - практиковать и углублять партнерские отношения, и таким образом, усиливать свою специализацию и повышать профессионализм. Все это создается практикой и только практикой. Для этого компании нужно работать так, как описано выше, но никак не пытаться завоевывать доверие клиента путем снижения цены на свой продукт и снижения его качества. Как это происходит в реальной жизни, следует рассмотреть отдельно и в другом материале и на примерах.

 

Основной вопрос:

Является ли аутентичное поведение все же полезным  для целей предпринимателя - получения прибыли?

Аутентичность поведения создает условия для возникновения доверия между деловыми партнерами. Доверие позволяет понять, что нужно покупателю. Понимание того, что ему нужно поможет создать для него подходящий товар и начать долговременное и продуктивное сотрудничество, усиливая внутренние партнерские связи с ним и ставя новые задачи. Важно понимать, что в условиях свободного рынка, сделки совершаются на основе добровольного обмена. Никто никому не приказывает. В таких условиях сотрудничество становится продуктивным, если оно основано на доверии. Нарушение доверия сулит соперничество и попытку нажиться друг на друге. Творческий потенциал сделки при этом также нарушается.

Как это работает? Вести себя естественно или аутентично - это означает, прежде всего, говорить то, что думаешь и излагать свои мысли самыми простыми, доступными для понимания и прямыми по смыслу словами, и не допускать двусмысленностей! Многолетняя подобная практика учит предпринимателя просто и ясно мыслить, улавливать суть в любом вопросе, четче видеть и собственную роль в любом процессе, в котором он намерен принять участие. Различные попытки найти себе оправдание, или прилично выглядеть, или произвести впечатление на кого-то - уже содержат в себе лукавство и отвлекают от сути и уводят по ложному пути. Если вы чувствуете, что в ходе делового общения вынуждены, к примеру, подбирать слова, чтобы о вас не подумали как-то не так, как вам бы этого хотелось, или эмоции захлестывают вас, или вы пытаетесь манипулировать - значит, наступило время остановиться и подумать, зачем вы это все делаете. Что вы хотите достичь? Зачем вы «городите огород», почему не можете сказать прямо то, что хотите сказать? Что этому препятствует? Почему считаете, что можете кого-то обидеть своей прямотой? Не Новый ли завет учит нас прямоте наших мыслей? На самом деле, именно в нашей культуре прямота и простота, но при этом отсутствие агрессии, наиболее высоко ценятся в ходе делового общения, хотя это крайне редко встречается в практике. Это одна из причин, почему деловые отношения российских предпринимателей между собой, как правило, далеки от доверительных и потому неконструктивны. Они не связаны с христианством. Причиной этому может быть приобретенная вера в то, что бизнес построен на обмане. Эта идея пришла к нам от не самых толковых бизнесменов - представителей другой культуры. Нам внушил кто-то, что бизнес безлик, бесчеловечен и в нем нет ничего личного.  На самом деле бизнес - это результат сотрудничества, а сотрудничество между людьми всегда имеет оттенок личных отношений. Деловые отношения являются даже более, чем личными! Все основные решения в деловой сфере принимаются на основании личных предпочтений и личной субъективной оценки. Настоящий бизнес начинается только, когда вам, как продавцу, начинают доверять ваши покупатели.

Нет личного доверия к партнеру, не будет и информации о своих потребностях, нет этой информации, нет нужного товара, нет и конструктивного сотрудничества. Поэтому нам - российским предпринимателям (представителям нашей русской деловой культуры) необходимо усвоить, что доверие в бизнесе - есть основа всего. Его нужно постепенно завоевывать, развивая в себе естественность, способность адекватно и просто мыслить, говорить, и предсказуемо поступать. Мы должны стараться помочь партнеру в его работе, так как ему от нас другого ничего и не надо: у него свой бизнес и свой круг друзей. Достигнув доверия, мы должны беречь его, как зеницу ока. Любой неосторожный шаг, агрессия, либо попытка спекулятивной (выгодной только для себя) сделки, либо попытка обмана, лукавство - и происходит нарушение контакта, закрадывается сомнение и сотрудничество может начать перерастать в соперничество.  Начнутся попытки выдавить для себя лучшие условия за счет своего партнера, попытки договориться о взятке или попытки продать некачественный товар и т.п. Если же была попытка агрессии, то возникнет попытка сделать наоборот. У нас эти мелкие нюансы отношений могут существенно повлиять на качество сотрудничества, так как у нас другой характер и другая «непротестантская»*) (не денежная) рациональность.

Если у нас нет четкой информации о потребностях клиента, то нам не над чем совместно работать, и остается только продавать. Это положение временное и опасное. Когда все думают только о сиюминутных продажах, тогда наступает «волчий» капитализм, усугубляющий положение.

Православное русское предпринимательство в практическом аспекте должно основываться на тех качествах характера, которые нам  близки по духу - естество, поиск совместной пользы, любовь к ручному труду и тяга к красоте (русское зодчество), целеустремленность, нелицеприятие, не расположенность к лукавству, чистое сознание, самоотверженность, верность. Эти качества оформлены и подпитываются у нас религией и должны проявляться, прежде всего, в самом труде предпринимателя, как и в труде представителя любой другой профессии. Воспитание таких качеств в реальной жизни должно стать нашей основной задачей, можно сказать государственной культурной и политической задачей.

 

Наше общество в общей массе пока еще не дозрело до создания товаров глубокой переработки именно в условиях свободных рыночных отношений. Частная инициатива не так развита, как в более молодых и менее инерционных культурах, например, как в американском обществе.  Сделок у нас совершается меньше, и у них низкое качество (высокая спекулятивность). Развитых традиций профессионального пути и общественного служения пока нет - общепризнанным считается лишь монашеское служение: видимо со времен «мирной» колонизации Руси преп. Сергием Радонежским. Вопросы связи религии и творческого труда не исследованы, соответствующей методики воспитания пока нет. Существует традиционное отношение к профессии, как к чему-то второстепенному в сравнении с религиозными традициями. Это определяет общий характер предпринимательской активности в нашей культуре - бесхарактерность, безликость, невоспитанность, выраженная естественным стремлением к спекулятивным сделкам. Это основная причина, почему в России пока все имеет тенденцию скатываться к воровству, а частные предприятия при этом почти не используют научно-технического и исследовательского ресурса своих поставщиков. О стремлении повышать качество пока больше говорят, чем делают это на самом деле. В нашей стране, например, до сих пор строятся дороги, не соответствующие современным транспортным нагрузкам, так как используются еще советские отраслевые стандарты. Отрасли нефтепереработки не развиты и безнадежно отстали от аналогичных отраслей в США и Западной Европе (причем при благоприятной внутренней конъектуре). Машиностроение в сфере товаров широкого потребления почти незаметно на рынке вообще. Как следствие курс рубля является волатильным и напрямую зависящим от стоимости углеводородных ресурсов на мировом рынке.

Это может быть результатом примитивности понимания, отсутствия того самого религиозно-нравственного воспитания или проработанной религиозно-идеологической основы под предпринимательским или любым другим профессиональным трудом.  Эту основу необходимо обнаруживать и развивать в своем характере. Нам требуется его - характера - эволюция (но не революция !) и становление творческого человека на основе наших культурных особенностей и лучших сторон нашей натуры. Об этом писал еще Иван Ильин.

Многое уже обнаружено и сказано, но необходимо начинать действовать, ибо только действие способно изменить характер. Лишь знание того, как делать правильно - не оказывает воздействия и не изменяет положения вещей и характер. Новая этика формируется только практическим действием. Человек меняется, только когда создает что-то: как сказал Христос - «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека». Очевидно, что то хорошее, что зарождается в каждом человеке и появляется от него на свет, то и меняет его характер в лучшую сторону - развивает его личность. В идеале - это творческий путь длиной в жизнь.

Последовательность дальнейших действий - тема след. материала. Очевидно, что начинать надо с раскрытия содержания некоторых существующих религиозных идей, как с закладки фундамента. Ибо человек должен быть воспитан, он должен знать, что есть хорошо, а что есть плохо, потому, как его нельзя всегда контролировать, но он должен иметь внутренний компас и сам определять направление следующего шага. Он сам должен учиться давать оценку тому, что делает.  Для этого ему нужно вложить правильные идеи в его подсознание религиозным воспитанием. Влияние христианства тут трудно переоценить.

 

Примечание:

*) не свойственная западной культуре

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 2., Александр Р.:

Адриан,согласитесь, Автор смог в короткой статье раскрыть суть нескольких общепринятых в мировой практике управленческих концепций: маркетинга, деловых коммуникаций, психологии организационного поведения, деловой этики, с ПРАВОСЛАВНОЙ позиции. И кроме того,сформулировать мировоззренческие проблемы русского православного предпринимательства и дать направление решения. Спасибо ему за это.А решение не в том, что бы использовать протестантские критерии успешности и тем более переходить. А в том, что бы православной церкви раскрыть этот вид человеческой деятельности - предпринимательство - как служение социальнозначимое, тяжелое и достойное христианина и благословлять на это.Это системная работа, но если для нашего земного Отечества это важно, то нужно это делать. Хотелось только добавить к статье, что не только монашеское служение, традиционно рассматривается, как служение Богу и людям, но воинское и государственное, по сути все, где результат не измеряется прибылью. В этом и есть одна из задач показать, что в конечном итоге успех православного предпринимателя измеряется не только прибылью, а комплексом критериев в основе, которого социальная польза.Ждем продолжения темы.

Говоря о служении, Вы меня абсолютно правильно дополнили... Вообще успех в каждой культуре значит что-то свое. Чем глубже проникаешь в это понятие, и вообще, чем оно многограннее, сложнее, тем глубже и сама культура, в которой мыслится этот успех. Я вижу, что у нас успех, это не просто "куча денег". Есть, конечно, среди нас и такие кому ничего больше и не надо.. Но кто сказал, что мы все такие? Почему мы должны считать самое примитивное своей общей характеристикой? Почему должны отказываться от воспитания себя?... Не думаю, что это правильно... Нам надо воспитывать себя, а не ссылаться на грязную сущность капитализма и ничего не менять в себе практикой. Ибо капитализм - это лишь пространство для действий. Все остальное мы совершаем сами, работая в условиях этого капитализма. Можно и капитализм сделать волчьим, и социализм превратить в тоталитаризм. Можно все извартить, если не хватает ума улучшить. Как же это не понятно?... Русскому человеку, например, нужна справедливость, оправданность перед Богом и перед своей совестью, душевная простота. Многим это не нужно, но я говорю об этосе - о том, к чему мы сами стремимся (см. народные сказки). Эти попытки поиска внутренней чистоты должны выражаться не строительством храмов (не столько в этом), но в работе, в каждодневном служении на своем поприще: неважно кто Вы - предприниматель, врач или учитель. Будь собой, сопоставляй то, что говоришь с тем, что хочешь сказать. Хотя бы с этого начать надо... Вот ссылка на одну историю в продолжение темы: http://opora-sozidanie.ru/?p=3353
ПБ / 06.11.2013, 22:37

8. Re: Связь предпринимательства и религии

Капитализм не может быть христианским. (с) В рамочку да на стеночку бы... Эх...
рудовский / 02.11.2013, 13:09

7. Ответ на 5., Адриан Роум:

Он, к сожалению, страсть к наживе зараженных не остановит, но важно всегда говорить правду и разоблачать сегодняшнее протестантское лукавство, стремящееся Христа сделать начальником "бизнеса", "маркетинга", "фирмы", "холдинга" и пр. капиталистической мерзости.

Эта правда очень не понравится либерал-власовцам. Их исповедание "истинно православной" веры на том и держится, что "безбожный" социализм оттолкнул "естественный и богоугодный" капитализм, но "Бог поругаем не бывает", и "сатанинский" СССР рухнул. Собственно, "успехи строительства капитализма" и служат у либерал-власовцем оконончательным и обжалованию на подлежащим приговором социализму - при капитализме "народное счастье", а при социализме - "карточная система" и ГУЛАГ. Попробуй поспорь. Сразу получишь козло-сталиниста. Или что-нибудь высокомерно-"дворянское" - слабаки вы, социалисты. Без социал-дарвинизма и мальтузианства наш кондовый либерал-власовец уже не либерал-власовец. Пикантная деталь - это заявление Метафора сделала как раз тогда, когда Америка доклёвывала Ливийскую социалистическую Джамахирию. Можно сказать - свершалось торжество капиталистической "правды" на радость Метафоре. Вот и здесь она осторожно намекнула насчёт "торговли" - капитализм же, а вы, товарищи, думаете без него прожить. Наша любимая духовная наставница. Когда нет о.Николая Савченко.

6. Ответ на 4., Метафора:

Давайте отменим торговлю. Натуральный обмен значительно честнее.

Не путайте понятия торговли и бизнеса. Торговля есть обмен товара на деньги. При наличии специализированного труда без денег обойтись сложно. Ты меняешь свой товар на деньги, на которые вымениваешь другой, потребный тебе товар. Либо сейчас, либо в будущем (функция денег как средства накопления). Весь вопрос в том - ради чего ты торгуешь своим товаром. Если ради описанного потребления (прямого или отложенного), то это - нормально. Так человечество жило с древнейших времен.Но если не ради потребления, а ради прибыли, то тут и возникает капитализм. Понятно, что потреблять необходимо. Без этого помрёшь Понятно также, что слишком большое потребление, или слишком много отложенного для будущего потребления - это уже проявление человеческого греха. И такие богачи осуждались. И народом (фольклором) и Писанием. Но в случае с прибылью ситуация оказывается замутненной. Прибыль отлагается не для потребления, а для "инвестирования". Для увеличения "дела". Богатство копится, но, вроде, при деле. Поэтому капиталист чувствует себя нравственно более неуязвимым. Поэтому капитализм представляет собой большую духовную опасность... И Ваш пост должен быть направлен не против торговли, а против торговли ради прибыли... Но, к сожалению, в капитализм можно войти, но как выйти из него, не очень понятно... Именно в силу повреждения, которое он наносит душе человека.
Андрей Карпов / 02.11.2013, 09:04

5. Re: Связь предпринимательства и религии

Автор идет по пути скользких понятий.

Спасибо, ув. Андрей Карпов, за глубокий и правдивый пост. Он, к сожалению, страсть к наживе зараженных не остановит, но важно всегда говорить правду и разоблачать сегодняшнее протестантское лукавство, стремящееся Христа сделать начальником "бизнеса", "маркетинга", "фирмы", "холдинга" и пр. капиталистической мерзости.
Адриан Роум / 01.11.2013, 17:10

4. Re: Связь предпринимательства и религии

Давайте отменим торговлю. Натуральный обмен значительно честнее.
Lucia / 01.11.2013, 13:21

3. Re: Связь предпринимательства и религии

Автор идет по пути скользких понятий. Это камешки на дороге, пок оторым можно зайти совсем не туда. Аутентичность... Понятие из словаря европейского гуманизма. Вроде бы обозначает подлинность. Но не совсем, более правильно - соответствие подлинному. Аутентичный человек - совпадающий с самим собой. Критерием подлинности внутри концепта аутентичности является сам человек. Между тем в статье аутентичность оказывается на месте другого концепта, то есть подменяет его. Подмена на первый взгляд незаметна. Но если о ней знать, то, спрашивается, какое понятие должно стоять на месте аутентичности? Божья правда. Стремиться жить по Божьей правде, а не по лжи естественно для православного человека. А вот стремиться к аутентичности - нет. Критерием подлинности для нас является Бог, а не мы сами. От аутентичности следует шажок к следующему понятию. Призвание... В современной культуре призвание оценивается исключительно положительно. Однако мы должны рассматривать призвание с точки зрения нашей веры. Призывает Бог. Есть люди, которых Бог призывает послужить Ему особенным образом. Но это особые люди. А вообще то, что мы должны делать известно - стремиться к спасению, а пока ещё не пршли свой земной путь до конца - добывать свой хлеб в поте лица. Нам дан физический труд (тяжесть труда), чтобы мы не забывали о своей отлученности от Бога. А духовные усилия наши должны быть направлены на стяжание спасения. В этих координатах именно спасение имеет значение, а не тот труд, котрым добывается хлеб. Апостол Павел делал палатки, но никто не может сказать, что таковым было его призвание. Призвание - это такая же подмена, как и аутентичность. Вместо центрирования вокруг спасения человека призывают центрироваться вокруг какой-то профессиональной деятельности. Следующий шажок приводит к неправильной оценке соственного выбора. Он оценивается не исходя из угодности Богу, полезности для людей или возможности обеспечить себя пропитанием, не впадая в противоречиес верой, а совсем другими критериями. Вот они (цитирую автора): "желание самоотдачи в труде, радость от процесса, удовольствие от потраченного времени, видимость своих результатов, понимание, что можешь это делать лучше других, ощущение внутренней полноты". Мы видим здесь замыкание на себя, удовольствие, гордыню, самодовольство. С христианским мироощущением это не пересекается. Следующий шаг приводит нас к желанию власти и приобретению власти по собственному произволу. Если я так хорош, как сам же себя оцениваю, то стало быть, именно я и должен руководить другими. Ответственность за людей подменяется поиском конструктива. Автор говорит о мотивации предпринимателя принести пользу другому человеку - деловому партнеру. Это опять подмена. Кто такой этот деловой партнер? Что за польза? Польза описана в Евангелии - голодного накорми, раздетого одень и т.д. Отдай всё нуждающимся. Вот подлинная польза. А о какой пользе тут речь? Почему пользу надо приносить именно деловому партнеру, он что - самый нуждающийся? Бизнес (принесение пользы именно деловому партнеру) - собственно принесением пользы не является. Не надо выдавать одно за другое. Тем более, если под партнером имеется в виду контрагент по сделке. Подлинной пользой было бы отдать то, что у тебя есть тому, кому это нужно... Но этого не происходит. Потому как в действительности бизнес, предпринимательство мотивировано совсем другим, а именно извлечением прибыли. Что есть прибыль - получение большего, нежели ты потратил. Если представить экономику некой суммой благ, то прибыль это есть перераспределение части этих благ в свою пользу. При этом смешно говорить, что желание получить прибыль как д\либо нравственно оправдывается. Например тем, что ты перераспределяешь в свою пользу лишь немного, а не гонишься за спекулятивной сверхприбылью. Границы между прибылью и сверхприбылью нет. Её каждый может провести сам, но объективных критериев тут быть не может, поскольку мотивация тут одна и та же. Капитализм не может быть христианским.
Андрей Карпов / 01.11.2013, 11:43

2. Ответ на 1., Адриан Роум:

Адриан,согласитесь, Автор смог в короткой статье раскрыть суть нескольких общепринятых в мировой практике управленческих концепций: маркетинга, деловых коммуникаций, психологии организационного поведения, деловой этики, с ПРАВОСЛАВНОЙ позиции. И кроме того,сформулировать мировоззренческие проблемы русского православного предпринимательства и дать направление решения. Спасибо ему за это. А решение не в том, что бы использовать протестантские критерии успешности и тем более переходить. А в том, что бы православной церкви раскрыть этот вид человеческой деятельности - предпринимательство - как служение социальнозначимое, тяжелое и достойное христианина и благословлять на это. Это системная работа, но если для нашего земного Отечества это важно, то нужно это делать. Хотелось только добавить к статье, что не только монашеское служение, традиционно рассматривается, как служение Богу и людям, но воинское и государственное, по сути все, где результат не измеряется прибылью. В этом и есть одна из задач показать, что в конечном итоге успех православного предпринимателя измеряется не только прибылью, а комплексом критериев в основе, которого социальная польза. Ждем продолжения темы.
Александр Р. / 01.11.2013, 08:58

1. Re: Связь предпринимательства и религии

Наши купцы не случайно церкви строили, чтоб "задобрить" Небесные силы. Они, будучи русскими, чувствовали сердцем, что дело их не совсем чистое, потому что с торговлей и прибылью связано. А в этом деле практически невозможно оставаться честным. Вот автору и приходится "на уши становиться", чтобы торговлю, бизнес и религию (связь с Богом) связать между собою. Проблема решается просто: переходи в протестантство.
Адриан Роум / 31.10.2013, 23:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Валерьевич Базунов
Все статьи Петр Валерьевич Базунов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33