Старообрядческий вопрос на пути к Архиерейскому Собору

0
900
Время на чтение 3 минуты

Хотел бы кратко поделиться своими впечатлениями от участия в нескольких собраниях, посвященных обсуждению проектов решений грядущего Архиерейского Собора, главным образом, на тему: «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».

Начну с собрания нашего Москворецкого благочиния, проходившего в церкви прп. Марона Пустынника. Перед отъездом на собрание, я решил пройтись по территории, «размяться» и заодно распутать очередной узел в нашем приходском бытии. Весь во внимании к рассказу собеседника подхожу к углу соседнего с храмом здания НИИ культурологии. Вдруг из-за угла ко мне подскакивает верзила с рассеченной нижней губой и подносит к моему лицу увесистый кулак с сложенными в крестном знамении тремя пальцами-пружинами. «Вы настоятель этого храма? Вот как надо креститься. Старообрядцы - раскольники» и еще что-то в этом роде. Я в ответ с воодушевлением: «Русская Православная Церковь Московского Патриархата!» Пыл у мужика уменьшился, он с надеждой в голосе: «Так вы под Кириллом?» Я грозно: «Что значит под Кириллом?! Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом». Мужик совсем обмяк и вдруг жалобно: «Подайте копеечку на дорогу».

На собрании прошлись по всем пунктам проектов решений Собора, дошли до пункта «О дальнейших мерах...» - и вдруг взгляды всех присутствующих устремились на меня. Главным, что было внесено в протокол собрания - это мое предложение выразить сожаление по поводу кровавых гонений на ревнителей древнего благочестия. Никаких возражений на это предложение не последовало. Председательствующий на собрании настоятель церкви прп. Марона прот. Александр Марченков отметил: «Да, это нужно сделать, т.к. известны факты, когда представители православного духовенства прямо или косвенно в этих гонениях принимали участие». Возможность совершения богослужений по старому обряду воспринималась как нечто само собой разумеющееся. О. Александр даже предложил провести встречу со старообрядцами, признавшись при этом, что он не очень компетентен в этой тематике (а ведь он кандидат богословия, что тогда говорить о священниках только с семинарским багажом).

Упомяну еще об одном собрании, на котором рассматривались эти вопросы. Никаких возражений против того, чтобы принимать старообрядцев разных согласий в лоно Православной Церкви без перекрещивания, а только через миропомазание, чтобы признать монашеский чин и брак переходящих от старообрядцев. Были даже голоса за то, чтобы поднять вопрос о признании старообрядческой иерархии. Возобладала, однако, точка зрения, что этот вопрос требует дополнительного анализа и что вообще необходимо придерживаться принципа постепенности. На обоих собраниях звучали наивные, на мой взгляд, вопрошания: «Как же так, мы сняли клятвы со старых обрядов, разрешается служить в наших храмах по этим обрядам, а старообрядцы не делают ответных шагов?» Рассуждали о содержании чинов присоединения старообрядцев к Православной Церкви. Есть довольно мягкий чин автора «12 статей о единоверии» митрополита Платона (Левшина) и чин, составленный умершим несколько лет назад иерархом Зарубежной Церкви епископом Ирийским Даниилом. Последний чин представляет собой сочетание элементов из чина присоединения и довершения таинства крещения (когда речь идет о безпоповцах разных согласий). Пришли к выводу, что нужна новая редакция чина, учитывающая положительные моменты обоих вариантов (я остался при своем мнении, что всех крещенных мирянским чином нужно полностью довершать, вычитывать все молитвы и совершать все положенные действия кроме самого главного момента - троекратного погружения, если, конечно, они были крещены погружением). Большие разногласия выявились по вопросу о поминовении усопших родственников - старообрядцев. Одни выступали за то, чтобы это поминовение было бы в полном объеме, включая поминовение на проскомидии, а другие предлагали ограничиться пока только поминовением на панихидах. По поводу совершения крещений полным погружением звучали настойчивые голоса, чтобы в проекте постановления по этому вопросу вместо «необходимости обеспечения возможности его совершения на приходах Русской Православной Церкви», было бы слово «обязательность». При обсуждении этого вопроса цитировали тексты распоряжений покойного Патриарха Алексия II и упоминали обращения архиереев - Одесского, Вологодского, Сумского, Луганского и др.

Неизбежно коснулись вопроса об особом епископе для старообрядных, единоверческих приходов Московского Патриархата. Запомнилось такое оригинальное предложение : вручить таковому список более 600 единоверческих приходов, имевшихся в Российской Империи в дореволюционное время, с указанием тех деревень, которые к этим приходам относились, и пусть он, опираясь на Патриарха, добивается по максимуму их возрождения именно как старообрядных и единоверческих. В заключение должен отметить, что подобного размаха и методики обсуждения таких вопросов в истории Русской Православной Церкви еще не было: во всех епархиях, с привлечением всего духовенства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 1., Cветлана:

Обеим сторонам необходимо много любви, смирения и искреннего рвения по Богу, чтобы завоевать доверие друг ко другу и восстановить братские отношения.

Что это за уравнивание Церкви Христовой с раскольниками?! Вы, похоже, вообще ничего не понимается в православной экклезиологии. Раскольники принимаются по канонам только через покаяние и анафематствование раскола и заблуждений, связанных с ним.
М.Яблоков / 19.10.2013, 05:15

4. Соловецкий патерик:

"Иван Васильевич был рожден и воспитан в расколе. Бежав из Отечества, он большую половину жизни провел за границею в Белоокриницком раскольническом убежище, где был пострижен в монашество с именем Ираклия. Когда он прибыл на Родину для свидания со своими, его арестовали и препроводили в Соловецкий монастырь под строжайший надзор – для увещаний и вразумлений в его заблуждениях. Десять лет он прожил на Соловецком острове, не трогаясь никакими убеждениями и, по-видимому, желая кончить жизнь в нераскаянии. Но всеблагий Бог, не хотящий смерти грешника, взыскал и это заблудшее овча и привел в ограду Святой Церкви. Долго отказываясь от чтения книг, писанных в обличение раскола, он как-то прочитал описание путешествия инока Парфения, обратившегося из раскола, и это чтение возбудило в нем некоторое сомнение в истинности своих убеждений. Он начал молиться Богу о вразумлении его. «В одно утро, – так рассказывал он сам, – после келейной молитвы, в которой со слезами просил Бога: „Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду“, я заснул и увидел во сне, будто нахожусь в каком-то великолепном чертоге и слышу над собою голос: „Иди в Церковь, потому что вне Церкви спастись нельзя“. Я отвечал: „В Церкви находится много плевел и соблазнов“. Голос говорил: „Что тебе до этого? Ты будешь избраннее пшеницы“. Я еще сказал: „Есть в Австрии Церковь с епископом и священством“. Голос отвечал: „Австрийская церковь – не Церковь, потому что она отделилась от Восточной Церкви, и нет в ней спасения“. Этим окончился знаменательный сон, и вот Иван, от самого рождения ни разу не переступавший порога церковного, пришел в храм 5-го января, в навечерие Богоявления Господня. Торжественность Великой вечерни и Литургии святого Василия Великого, величественный обряд освящения воды с велегласным многолетствованием Императора, Синода и всех православных христиан, светлое освещение, множество благоговейных священнослужителей и стройное иноческое пение – все это сильно подействовало на душу заблуждающегося, и тут же он утвердился в мысли, что в Православной Церкви обитает истинная благодать, которой ослепленные напрасно ищут в Белоокриницкой лжеиерархии. С этого времени Иван ежедневно начал ходить в церковь, со слезами раскаиваясь в своих заблуждениях, и 17 апреля 1860 года, с разрешения Святейшего Синода, был присоединен к Православной Церкви и включен в разряд старших послушников с ношением рясы. Но и по присоединении к Церкви он не оставлял еще двоеперстия. Постоянно слыша об этом напоминания от восприемного отца, он с искреннею верою и упованием начал молить Бога, чтобы Он Сам подал ему извещение об истинности и древности употребляемого в Церкви троеперстия, и вот в одну ночь, стоя на молитве, Иван явственно услышал голос: «Верь всему, глаголемому тебе: тебе говорят правду». С неизреченною радостью в то же время он сложил три перста и назнаменовал на себе ими крестное знамение. Теперь он сделался истинным сыном Церкви, и как будто этого ожидала благодать Божия, потому что чрез несколько дней Иван почил с миром, пребыв в числе братства и в чину послушников 38 дней. В последние минуты жизни сидевший у его одра восприемный его отец, опасаясь, чтобы враг не поколебал веры его в Святую Церковь, тихо спросил: «Не смущают ли тебя какие-нибудь помыслы?» и услышал ответ: «Нет, батюшка, я спокоен духом и благодарю Бога». Надобно заметить, что Иван, и в расколе пребывая, проводил жизнь сосредоточенную и девственную и от других раскольников отличался особенною кротостью и снисходительностью ко всем, не соглашавшимся с его мнениями; увещания, предлагаемые ему, он выслушивал с полным вниманием, за что, конечно, удостоился познать свои заблуждения и умереть в недрах Православной Церкви." (Соловецкий патерик. М.,1895.с.204)
М.Яблоков / 19.10.2013, 05:10

3. Ответ на 2., Дмитрий (Москва):

Ничего себе! Как "невозражавшие" представляют себе это?

Не удивляйтесь, просто автор снова ...внутренне воззвал: «Отче Аввакуме, мати Феодосия, аще стяжали благодать у Господа, помогите мне...

http://goo.gl/aXxPm4 Ну вот они автору и помогли, в меру того, что стяжали...
федя / 18.10.2013, 20:37

2. Re: Старообрядческий вопрос на пути к Архиерейскому Собору

<I>Никаких возражений против того, чтобы принимать старообрядцев разных согласий в лоно Православной Церкви без перекрещивания, а только через миропомазание, чтобы признать монашеский чин и брак переходящих от старообрядцев.</I> Ничего себе! Как "невозражавшие" представляют себе это? Что значит "перекрещивание", когда у духовных потомков капитонов и Крещения нет? <I>выразить сожаление по поводу кровавых гонений на ревнителей древнего благочестия</I> "древнему" благочестию (которое включало вставки в Символ Веры, запрещённые Вселенским Собором) существенно меньше лет, чем подлинному Православному благочестию. А "выражение сожаления" Вам ничего не напоминает? Вы не знаете, какая миллиардная институция таким образом начинала (и "успешно" продолжает) свой саморазрушительный путь? Для чего Вы хотите чтобы это было сделано - чтобы раскольники прониклись "уважением", "простили" и таким образом обратились к Церкви? И Вы называете "наивными" вопросы Ваших собеседников?
Дмитрий (Москва) / 18.10.2013, 20:02

1. Помоги нам, Господи.

Я не думаю, что одними церковными административными решениями можно решить разногласия и недоверие, накопившиеся с 17 века. Мне недавно рассказывал один православный священник, настоятель православного прихода Свердловской области, что когда его 10 лет назад назначили служить на то место, то он столкнулся с противостояние организации православного прихода и строительством церкви общиной старообрядцев. Председатель старообрядческой общины с сожалением говорил этому батюшке: "... что если бы на 10 -ть годков раньше Вы к нам приехали, то Вы бы живы уже не были. Сейчас просто мы уже не в "такой силе" и большинство осталось одних стариков" - посетовал он. Обеим сторонам необходимо много любви, смирения и искреннего рвения по Богу, чтобы завоевать доверие друг ко другу и восстановить братские отношения.
Cветлана / 18.10.2013, 18:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.04.2024 09:56
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 09:46
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 00:32
В поисках подковы
Новый комментарий от С. Югов
16.04.2024 23:31
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:20