Святые отцы древности о единстве и соборности Церкви

Часть 2

0
1837
Время на чтение 10 минут

Часть 1

Мысль о единстве Церкви утверждает в своих письмах священномученик Игнатий Богоносец. В Послании к Ефесянам он пишет: «...ваше знаменитое, достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть в союзе с Богом». [9. С. 68]. Как условие единства Церкви, Игнатий Богоносец представляет общую молитву, а наипаче Евхаристию: «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя Хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой церкви! Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится». [Там же]. «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов». (1)

Но вожделенное единение должно быть основано на истине, а не на равнодушии к ней, о чем святой Игнатий пишет в Послании к Траллийцам: «...прошу вас не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной христианской пищею, а от чуждаго растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть». (2). Итак, отлучающий себя от единства с Церковью находится в опасности вечной погибели. Эта мысль продолжена в Послании к Филадельфийцам: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия, пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места». (3).

В «Послании к Диогнету» одной фразой прекрасно выражен идеал единства Церкви: «что в теле душа, то в мiре христиане».(4). Церковь - это одна душа. Указанную мысль, можно сказать, подхватывает священномученик Ириней Лионский в трактате «Против ересей»: «Приняв это /изложенное выше - св.-к Сергий Карамышев/ учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему мiру... тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мiре языки различны, но сила Предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют Предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мiра. Но как солнце - это творение Божие - во всем мiре одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с этим учением, ибо никто не выше Учителя, ни слабый в слове не умалит Предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое - не умаляет» (5).

Святой Ириней наставляет, что чуждые Церкви не способны приносить Богу жертвы, Ему приятные, и не способны участвовать в небесных Таинствах: «...чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением Его творения. Иудеи же не приносят Ему; ибо их руки полны крови, ибо они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу. И все сонмища еретиков не делают приношения Богу... мы приносим Ему то, что Его; последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей - из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (6).

Далее священномученик Ириней наставляет, как подобает распознавать истинных служителей Божиих от волков: «...надлежит следовать тем пресвитерам Церкви, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т.е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землей, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Рассекающие же и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам». (7).

Священномученик Киприан Карфагенский в «письме к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима» образно представляет грех раскола: «Я крепко опечалился, возлюбленнейшие братья, получив ваше письмо, потому что у меня всегдашняя цель и желание - содержать братство наше невредимым и, как требует того любовь, в целости сохранять стадо. Вы же извещаете о безчинных и коварных замыслах Фелициссима, о том, что он, кроме прежних неправд и грабительств, о которых давно уже многое мне известно, теперь покусился еще отделить от епископа часть народа, то есть отлучить овец от пастыря, детей от отца и расторгнуть члены Церкви Христовой» (8). Логика здесь такова: разрывающий Церковь расторгает члены Христовы, т.е. становится богоубийцей - потому что убивает Бога в душах людей, отпадающих по его злобе от Церкви.

Отстаивая свое мнение о том, что подобает крестить еретиков, не приявших ранее Таинства от Церкви, святой Киприан говорит, что Святой Дух чужд еретическим сборищам, поэтому там не могут совершаться Таинства: «Мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно Крещение, и Господь говорит в Писании: «Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2, 13). И опять Божественное Писание дает следующее наставление: «От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей» (Притч. 9, 8). Итак, вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого... Каким же образом может очистить и освятить воду кто сам нечист, в ком нет Святого Духа и к которому относятся следующие слова Господа: «и всё, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто» (Чис. 19, 22)... Эту истину утверждает и сам вопрос, предлагаемый при Крещении. Когда мы говорим: «Веришь ли в жизнь вечную и в оставление грехов через святую Церковь?» - то разумеем, что отпущение грехов может быть даровано только в Церкви и что грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви... кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершить духовное сам потерявший Духа Святого? Поэтому должен быть крещен и обновлен тот, кто приходит к Церкви неочищенным, чтобы внутри освятиться ему через святых... чтобы ему, впавшему в заблуждение и принявшему погружение на стороне, в истинном и церковном Крещении отложить и тот грех, что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу. Наконец, соглашаться на то, что у еретиков и раскольников есть Крещение, значит одобрять их крещение... Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего, т.к. и Крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь... одна» (9).

Святой Киприан именует еретиков антихристами и духовными мертвецами. В письме к Римскому епископу Стефану он опровергает мнение последнего, будто не следует крестить никого из обращающихся к Церкви от ереси. То же он делает и в письме к Помпею: «Если же рождение христиан совершается в Крещении, а рождение и освящение Крещения есть у одной только невесты Христовой, которая одна может производить духовно и рождать сынов Богу, то где же, от кого и для кого родился тот, кто не есть сын Церкви, чтобы он мог иметь отцом своим Бога, не имевший прежде матерью своею Церковь? Но если таким образом не только ни одна ересь, но даже и раскол какой-либо не могут иметь у себя освящения спасительного Крещения, то к чему же брат наш Стефан простер свое жестокое упорство до того, что даже и крещению Маркиона, Валентина, Апеллеса и прочих хулителей Бога Отца вздумал присвоить силу рождать чад Богу...? Воздает ли славу Богу тот, кто утверждает, что и от прелюбодейцы и блудницы, вне Церкви, рождаются чада Божии?» (10).

Мы видим, что святым отцам древности, когда Церковь была менее терпима со стороны внешних сил и более гонима, чем сейчас, даже в ум не приходило составлять какие бы то ни было политические союзы с еретиками или раскольниками. Не то сейчас. А.С.Хомяков, бывший непосредственным свидетелем начавшихся процессов объединения религиозных обществ Европы в политические союзы, писал по этому поводу: «Перед ними быстро растет неверие, не то, которым отличался восемнадцатый век, не неверие властей, богачей и ученых, а неверие масс, скептицизм невежества - это законное исчадие рационализма, явного или переодетого, в продолжение стольких веков слывшего в Европейском мiре за веру. Страх, овладевший западными религиозными партиями, наталкивает их не на примирение (оно невозможно), а на переговоры о временных союзах; но этим только обличается слабость, рас​ширяется область сомнения и увеличивается грозящая опасность... Самое стремле​ние к такой сделке уже вредит делу, как верный признак страха, бессилия и отсутствия истинной веры. Хри​стиане первых веков не испрашивали содействия Маркионитов или Савеллиан. Лет сто тому назад, ни папи​сты, ни протестанты, даже не подумали бы приглашать друг друга действовать сообща. Ныне нравственная их энергия надломлена, и отчаяние наталкивает их на путь очевидно ложный; ибо не могут же они не понимать, что если (в чем я не сомневаюсь) одно Христианство всесильно против неверия и заблуждения, то наоборот, в десятке различных Христианств, действующих со​вокупно, человечество, с полным основанием, опознало бы сознанное безсилие и замаскированный скептицизм» (11).

Это было писано всего за полвека до печальных событий, о которых повествует еп. Фотий. Столь мало потребовалось времени, чтобы совратить некоторых представителей православной иерархии к исповеданию идеи единства, чуждого истины, стремящегося лишь к временным, земным «миру и безопасности».

Строительство горнего Иерусалима близко к завершению. Живые души, составляющие торжествующую Церковь первенцев, спаянные между собой любовью в Боге, готовы явиться в нетленной славе. Спешит и устроитель антицеркви, всемiрного Вавилона, во главе которой будет поставлен антихрист. Падший херувим уловляет души, не утвержденные в истине, в тщетной попытке сравнять свое строение с горним Иерусалимом. Ему помогают вольные каменщики, ограждая стенами из человеческих душ сатанинское капище. Но над ним уже произнесен приговор: «пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу...» (Откр. 18, 2). Однако здесь же сказано и другое: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». (Откр. 18, 4). Если «Вавилон» переводится как смешение, ясно, что смешение религий будет иметь в нем первенствующее значение; за ним уже без всякого надрыва последуют смешение национальное и культурное, что принято теперь называть мультикультурализмом. Однообразие серой массы, стада кастрированных, лишенных личностного начала людей, торжество разложения - вот что уготовано Вавилону прежде его окончательного поражения.

Архиепископ Аверкий (Таушев), основываясь на учении древних отцов, пишет по этому поводу: «Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество - ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с мiром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу... Члены этой неверной Христу церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей, «преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных мiра сего... будут проповедовать исключительно мечом и золотом». (12).

Нынешний Запад весьма основательно приблизился к «идеалу» всемiрного Вавилона, поэтому общение в особенности с его религиозными обществами не может принести ничего, кроме зла и растления. Единство, основанное на чисто политических интересах, не может распространиться на Небо - оно умрет на земле. Демократическое смешение ересей будет в разы дальше от истины, чем любая, отдельно взятая, ересь.

Поэтому А.С.Хомяков так продолжает свою мысль: «Как члены Церкви, мы - носители ее величия и достоинства, мы - единственные, в целом мiре заблуждений, хранители Христовой истины. От​малчиваясь, когда мы обязаны возглашать глагол Божий, мы принимаем на себя осуждение, как трусливые и неключимые рабы Того, Кто потерпел поношение и смерть, служа всему человечеству; но мы были бы хуже чем трусы, мы стали бы изменниками, если бы вздумали при​зывать заблуждение на помощь себе в проповеди истины, и, потеряв веру в божественную силу Церкви, мы стали искать содействия немощи и лжи. Как бы вы​соко не стоял человек на общественной лестнице, будь он нашим начальником или государем, если он не от Церкви: то, в области веры, он может быть толь​ко учеником нашим, но отнюдь не равным нам и не сотрудником нашим в деле проповеди. Он может в этом случае сослужить нам только одну службу - обра​титься». [22. С. 88].

Учение древних отцов Церкви и даже последние слова, направленные на ограждение истины от ее смешения с ложью, обычно воспринимаются людьми, не принадлежащими к Церкви, как гордость и превозношение. Но именно в этом обвиняли в свое время Христа. Так что не стоит удивляться, когда верным Христу достается подобная участь. Вспомним слова царя и пророка Соломона, обличающие помышления врагов Божиих: «Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных, и тщеславно называет Отцом Своим Бога. Увидим, истинны ли слова Его, и испытаем, какой будет исход Его; ибо если этот Праведник есть Сын Божий, то Бог защитит Его и избавит Его от руки врагов. Испытаем Его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение Его и видеть незлобие Его; осудим Его на безчестную смерть, ибо, по словам Его, о Нем попечение будет. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих...» (Прем. 2, 16-22). Так поступят устроители всемiрного Вавилона, когда их власть достаточно укрепится. Непокорных объявят гордецами и человеконенавистниками, губителями всеобщих прав и свобод. Будут требовать, как древние язычники от первых христиан воскурять фимиам перед идолами современности, а несогласных - гнать и убивать.

(Продолжение следует)

Примечания

1. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание е Ефесянам. // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 256 с. - С. 72.

2. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Траллийцам. // Там же. - С. 84.

3. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Филадельфийцам. // Там же. - С. 94.

4. Послание к Диогнету. // Там же. - С. 247.

5. Ириней Лионский, священномученик. Против ересей. С.-Пб: Издательство Олега Бабышко, 2010. 639 с. - С. 54.

6. Там же. - С. 371.

7. Там же. - С. 395.

8. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима. // Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви. М: Издательство Сретенского монастыря, 2008. 365 с. - С. 128.

9. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Януарию и прочим епископам Нумидийским о крещении еретиков. // Там же. - С. 270-272.

10. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. // Там же. - С. 306-307.

11. Хомяков А.С. Несколько слов Православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу брошюры господина Лоранси. 1853. // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1886. В двух томах. - Т. 2. - С. 86-87.

12. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2004. 842 с. - С. 805.

13. Хомяков А.С. Ук. соч. - С. 88.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Святитель Григорий Богослов:

"Да не подумают, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавой закваски и прилагаться к зараженным. Всего страшней – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины". "Лучше прения о благочестии, чем ущербное единство." (свт.Григорий Богослов).
М.Яблоков / 15.06.2013, 05:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44