3. Русская идея как стратегия развитии России
В духовной сокровищнице отечественного наследия наряду со многими выдающимися достижениями, открытиями и прозрениями особое место и все возрастающее значение принадлежит понятию и самому феномену Русской идеи. Без национальной идеи и связанной с ней стратегией развития страны решение большинства общественно значимых проблем становится бесперспективным, тупиковым. И это относится, прежде всего, к молодежи, которая оказалась в зоне повышенного социального риска и своеобразного духовного «подземелья». Постижение национальной идеи России и современного российского общества на нынешнем переломном этапе его развития вызвано не только злобой дня, глубиной, системностью и остротой (длительностью) переживаемого Россией кризиса. Речь идет о самой будущности России, государства, народа, общества и человека. Можно сказать словами А. М. Горчакова, что в русской идее «Россия сосредоточивается». И такое сосредоточивание осуществилось в серебряный век духовной культуры и именно в период царствования Николая II.
Потребность священного, стремление к совершенству, осмысленному, высшему идеалу и его практическому осуществлению у всех народов и у каждого человека получают свое специфическое выражение в религиозном и светском проявлении. Идеал высшего и совершенного не только направляет и освещает, но и освящает жизненный путь человека и судьбу народа. Дух человека, его разум, его совесть взыскуют о высоком и справедливом хозяйственном и социальном устроении. Взыскует сама жизнь. И с самого начала следует определиться в исходных, базовых основаниях - что представляют собой идея и ее субъект как носитель и выразитель.
Глубокая и основательная разработка понятия и феномена идеи восходит к Платону и Аристотелю. В их понимании идея - выражение духовной сущности, смысла, цели, назначения, закона, целостности явлений. И все же мы не должны удовлетвориться этим абстрактным и платоническим представлением. Идея, в ее живом и творческом воплощении, - это не просто идеал, с которым должна сообразоваться действительность, и не некое состояние, которое должно быть установлено. Русская идея в своих сущностно-смысловых и духовных конструктах дана в самой яви, в жизни. Она бытийствует и пульсирует в недрах народной жизни, ведет и направляет народ, находит свое выражение и воплощение в его высших творениях, начиная от выдающихся светочей, гениев (будь-то это наука, культура, искусство, хозяйство, социальное и государственное служение) и кончая простыми людьми, мастерами своего дела. Возраст русской идеи равен возрасту самой России. И не надо ее искусственно создавать. По выражению И. А. Ильина, ее нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русской, национальной. Она выражает русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время она указывает историческую задачу и наш духовный путь.Сегодня в социальном и экономическом развитии страны, общественном сознании, культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа. Определенными общественными силами как внутри страны, так и за ее пределами, России навязывается противоестественный и самоубийственный путь углубления раскола. Общественное и индивидуальное сознание целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости к чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям, ввергается в бездну ценностного плюрализма, аксиологического релятивизма и редукционизма.
Нельзя не согласиться с тезисом В.В.Путина в его первом президентском Послании Федеральному Собранию «о необходимости общественного согласия по вопросу об общих целях развития страны и, что эти цели не только материальные, а и не менее важные - духовные и нравственные цели[1]«. Необходимо подчеркнуть примат духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций, исторической памяти от истоков нашего народа, нашей государственности и до сегодняшнего дня. Разве это дело, когда отсчет нашей государственности ведут от 12 июня 1990 г., от дня «независимости и суверенитета». Спрашивается, независимость чья и от кого? Нам не 95 послеоктябрьских и не 20 последних «демократических» лет. России уже полных 1150 лет исполнится 21 сентября 2012 года Вот подлинный день начала нашей государственности, зафиксированный множеством достоверных исторических источников. Нельзя не согласиться и с тем, что не нужно специально искать «национальную идею». Конечно, нам не надо ее поиск превращать и в род «национальной забавы», по словам В.В.Путина в его апрельском 2007 года Послании Федеральному Собранию. Тем более, искусственно конструировать.
Русская идея укоренена в нас, в нашей истории, культуре и Православии, в хозяйственном укладе жизни и социальном устроении. Она осмыслена и предельно ясно выражена в своей преемственности и полноте выдающимися русскими мыслителями, государственными, общественными и хозяйственными деятелями, учеными и полководцами, лучшими представителями многонационального народа России в сущностных основах ее исторического самостояния. В русской идее запечатлена собственная миссия России, выстраданный и выверенный ее тысячелетней историей духовно-нравственный идеал. Она выражает национальное самосознание народа, его коренные потребности и подлинные интересы, историческое место и свою роль России в изменяющихся геополитических реалиях современного мира.
Для того, чтобы понять глубинный смысл русской идеи - общенациональной по своей форме, общероссийской по своему социальному содержанию, ее православное духовно-ценностное ядро в общегосударственной идеологии, - необходимо исторически верно определиться в понимании субъектности и самоидентификации российского народа как уникальной социально-этнической общности.
Российский народ не есть конгломерат механического соединения различных этносов и национальных групп. По своему существу он представляет собой исторически сложившуюся и развивающуюся суперэтническую, межнациональную общность. Органическая целостность и единство российского народа скрепляются узами территориально-природной жизни, хозяйственно-экономической взаимозависимости, общностью социальной структуры и государственно-гражданских форм самоорганизации. Духовно-нравственные основания общероссийской национальной идеи имеют базовую ценность, выполняют несущую и определяющую роль в самом бытийствовании России. Общность черт социальной психологии и культурно-языковая близость связаны и предопределены единством исторического пути и самой судьбой России.
Современная Россия исторически является наследницей Древней Руси, Московского царства и Российской империи, преемницей Союза ССР. Большинство народов на территории России сложились как этнические общности, коренные и государствообразующие народы при объединяющей и консолидирующей роли русского народа. Объективное положение и роль русского народа в общероссийской межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в качестве естественно-исторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора межнационального согласия и братского сотрудничества народов.
Проблема субъектности и самоидентификации российского народа заключается в понимании своих национально-государственных интересов, объективных потребностей экономического и социокультурного развития. Современная формула русской идеи, ее духовная основа и ценностный фонд, соответствующие исторической традиции, преемственности и нынешним реалиям, отвечает подлинно российской идеологии и политике. В раздираемом противоречиями социальном и национально-государственном теле России спасительную, интегративно-синтезирующую и гармонизирующую роль выполняет общероссийская национальная идея. Ее основополагающие ценности позволяют согласовать (порой несогласуемые) интересы и устремления самых различных, порой диаметрально противоположных социальных и политических сил.
Какой должна быть общенациональная идея России? Сегодня, пожалуй, трудно найти такую партию или общественно значимое движение, в программах, уставах или манифестах которых не прописаны и многократно не воспроизведены основные компоненты русской идеи. При этом, как правило, основные смысловые положения русской и общенациональной идеи России тесно коррелируют. Поэтому не следует разводить эти близкие, и во многом тождественные, смысловые конструкты русской и общероссийской идеи. Еще в петровском «Лексиконе трех язычном» 1704 года писалось: «русский» - зри «российский». При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом. И по своему существу они содержатся в корневой основе русской идеи.
Обществу, народу, человеку нужна системообразующая и возвышающая идея, цель, общественный и личный идеал. Общенародная, общегосударственная, общенациональная идея может быть рассмотрена как социальная стратегия выхода из кризиса на твердь стабилизации и консолидации, на путь интегративного, естественно-исторического и эволюционного развития России.
Рынок сам по себе, как и гражданское общество, правовое государство не могут быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Демократические ценности являются необходимым, но не безусловным основанием в подлинно свободном и достойном самоопределении человека.Только высшие ценности формируют образ должного совершенства в виде идеала, объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой наполненности жизни человека. Ф.М.Достоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание. Он задавался судьбоносным и мучительным вопросом: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданский целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» К его чести и славе он дал на него свой выстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 г. на заседании общества любителей русской словесности.
Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека. Кризис, переживаемый нашим народом, беспрецедентный по своей длительности, системности, глубине и остроте своих проявлений, достигающих пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека, непомерности социальной и человеческой платы за так называемое реформирование - в основе своей духовный. И только поверхностный взгляд на его экономические проявления, социальные нестроения, политические и даже идеологические выражения не замечает принципиально духовную природу кризиса. И он поразил в первую очередь молодежь! - Глобализм, прагматичнеская и индивидуалистическая установка только на успех, культ потребительства, распущенность, вседозволенность, свобода во грехе, духовное обнищание, «дети подземелья» - бич современной русской молодежи.
По Достоевскому, «фантастический и нетерпеливый человек жаждет спасения пока лишь преимущественно от явлений внешних; да так и быть должно: «Правда, дескать, где-то вне его может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твердым историческим строем, с их установившейся общественной и гражданской жизнью». И никогда-то он не поймет, что правда прежде всего внутри его самого...» И Достоевский развернуто дает русское решение вопроса - по народной вере и правде, в формуле русской идеи в ключевых моментах ее всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единения народов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях. Великий писатель и пророк считал Россию избранным народом Божиим, но избранным не для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народом, для осуществления (по Соловьеву В.С.) идеи Всеединства и Богочеловечества. Вместе с тем, вдохновляясь православным идеалом святой Руси, Достоевский остро переживал осознание русским человеком своей греховности и неспособность возводить свое несовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшей жизни, жажда очищения и подвига[2].
И.А.Ильин убедительно доказал, что «формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями. И только тогда они будут ему по силам; только тогда они будут для него целительны... России нужна...ответственная идея на десятилетия, на века». 3].
В разработке такой идеи российской государственности нельзя ограничиваться только формальным признаками, слепо подражая западным демократиям. Русская идея, считал И.А.Ильин, «должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного глаза». Это идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно патриотическая, государственно-религиозная. И только в таком качестве она будет светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость...[4] «Мы должны понимать и помнить, - предупреждает И.А. Ильин, - что всякое давление с Запада, откуда бы они ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей державы и вымогающей организации». Мы Западу не ученики и не учителя: мы ученики у Бога и учителя самим себе.
Качественная специфика идеологии как феномена общественного сознания заключается в том, что она выражает коренные интересы того или иного общественного субъекта, социальной группы, этноса или народа и общества в целом. Идеология формулирует и артикулирует жизненные потребности и ключевые интересы через теоретически обоснованную систему взглядов, на основе определенного социального идеала и духовных ценностей.
У каждого социального слоя, общественной группы или другой социальной общности имеются свои специфические потребности, интересы, которые выражаются, обрамляются соответствующей идеологией, теорией, служат критерием подхода к оценке тех или иных общественных явлений и процессов, выработке определенных ориентиров и программ деятельности. Но они не существуют в отрыве от потребностей и интересов общностей более высокого порядка и уровня: народа, этноса, социума, общества в целом. Вся наука, искусство и, главное, совесть (если таковая присутствует в идеологии) заключается в том, чтобы верно выявить, сформулировать, согласовать (с позиций цельности), порой диаметрально противоположные интересы различных общественных субъектов и выразить их в общесоциальном, общегосударственном, общенародном, общенациональном интересе его в конкретных и общезначимых проектах, а главное - в практических делах.
Идеологию нельзя сводить к диктату (навязыванию своей воли, своего частного, эгоистического интереса) какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом, к навязыванию частных интересов в ущерб общественному интересу. Все рассуждения о деидеологизации сознания и пресловутом «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны. Ибо устраниться от идеологии, образа, идеала никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся. Иное дело - какая это идеология, и в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес. Отсутствие же ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии, внятной стратегии социально-экономического развития обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания, конъюнктурную приспособляемость.
Что касается идеологической платформы, необходимой для возрождения России, то она, конечно, есть. И что особенно важно - ее не надо специально придумывать и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским и уникальным опытом, который народ накопил за время своего исторического самостояния на собственном русском пути.
1150-летний опыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в Православии и нашей культуре, образовании и воспитании, философии и науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа. Все это, по выражению И. А. Ильина, выговаривается одним словом - «русская идея», возраст которой равен возрасту самой России. «Если с дороги сбились, главное - воротиться на дорогу», - писал К. С. Аксаков в статье «Русское воззрение». «Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла». Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси - такова смысловая нить самобытия России в его преемственности и развития. Не просто Русь, а Святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования. В понимании В.С. Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал - и не консервативный, и не либеральный (и не социалистический - авт.), не политический, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный»[5].
Россия, Родина - выше классов, сословий и партий, выше всякого отдельного лица. В годы исторических испытаний народ России всегда спасался духовным самостоянием. «Кто бы я ни был - я служу России, ни маммоне, ни просто начальству, ни карьере, ни просто работодателю, но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее качеству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божиим»[6]- таковой была жизненная позиция и гражданская молитва великого сына России Ивана Александровича Ильина.
Если говорить об эффективной, системной и упреждающей социально-экономической, тем более, образовательной и молодежной политике, то она может быть выстроена только на духовно-нравственной основе. На социальной справедливости, братском соработничестве в деле спасения народа, страны, государства. Думается, что каждому, с незамутненным сиюминутным взглядом и либерально-демократическим чужебесием, внятен живой нерв того, что следует делать - и по направлениям, и поэлементно, и системно; сегодня, здесь и сейчас и в перспективе. Главные опорные звенья этого домостроительства и человекосозидания - семья, дом, работа, образование и наука, здоровье и культура, Православная вера и мать Церковь. И есть выработанные концепции, проекты, программы, а главное - люди, подвижники и энтузиасты, творцы и созидатели. И все они зиждятся на духовном основании. Ведь главное в человеке - это дух, его духовное состояние. Наиболее динамичными гранями духовной зоркости человека выступают вера, совесть и любовь. Именно они множат силу разума и профессионализма в общем деле творчества и созидания.
Духовные и смысловые конструкты Русской идеи Ильин называет «огнями жизни». Поистине, они животворят, духотворят, освещают и освящают бытие русского народа в его национальном своеобразии и историческом призвании. Ключевые и содержательные приоритеты нашей духовной конституции, как незыблемого духовного суверенитета, выверены и четко сформулированы славными сынами России:
- Духовность (Православие) - приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни.
- Самобытность и традиция - верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание;
- Патриотизм, державность и государственность - Путь в человечество начинается с порога Отечества. Всему начало здесь - в краю моем родном. Если человек не любит, не бережет, не служит родному Отечеству, то он не обретет и Небесного Отечества.
- Соборность, коллективизм и социальная справедливость;
- Культура, творчество и свобода - утверждение в положительной свободе, в свободе от греха.
- Созидание(а не простое уравнение и перераспределение) - утверждение в труде. Для молодежи - «не игра в труд», а труд полноценный, с заботой о людях.
- Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры. Истины Православной веры, помноженные на разум науки, и воплощенные в духовно-нравственном миропорядке домостроительства, образования и воспитания.
Русская идея - общенациональная идея, потому что она выражает не узко личностные, эгоистические, местечковые, корпоративные, сословные, односторонне конфессиональные и узко национальные интересы, а всесословный, общесоциальный, общенациональный, общенародный, общегосударственный интерес на основе соборности, братства и справедливости. Чтобы все вместе и каждый в отдельности могли найти в России родное лоно, поприще достойного социального служения и свободного развития. В ней содержатся
отправные начала и основополагающие принципы русского пути. Русская идея служит основой воспитания духовности народа и человека, его образования и воспитания, выхода из общенационального кризиса. Она выступает стратегией социально-экономического и культурного развития России.
Образование и сам строй народной жизни формирует, закрепляет, укрепляет, воспроизводит и манифестирует принципы, ценности, идеалы и смыслы такого понимания русской, по своему существу - общероссийской идеи. Она базируется на мощном этническом базисе Русскости(80% в составе населения России составляют русские), Русского языка и Русской культуры, общности и широте русского мира, насчитывающего более 300 млн. человек, российской цивилизации в целом, духовным ядром которой выступает Православие.
Становление русской идеи в ее духовном, материально-хозяйственном и социальном наполнении исторически шло в России в двух принципиально противоположных направлениях. Первое из них, религиозно-идеалистическое, стремилось материализовать, воплотить сам дух в хозяйственную, социальную и человеческую жизнь в целом. И оно внесло наибольший и самый плодотворный вклад в развитие русской идеи. Начиная с Киевского митрополита Иллариона и завершая митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, выдающиеся русские мыслители были буквально одержимы задачей выявить общую основу и общий смысл человеческого существования не только как материального, социально-хозяйственного процесса, но как религиозно-духовного бытия человека.
Второе направление пыталось не только теоретически, но и практически поставить свое понимание духа (с позиций научности, идеологии, светскости, культуры) на службу социальной материи жизни, общественного и человеческого устройства. Революционно-демократические, народнические идеи и русский социализм вполне закономерно привели к российскому варианту марксизма и социализма. Практическая материализация социалистической идеи, к сожалению, сопровождалась не только забвением, но и отрицанием многих сущностных черт русской идеи. Но Россия никогда не была на обочине или в тупике мировой цивилизации. Неоспоримые достижения научно-технического, культурного, образовательного и социально-экономического плана советского социалистического периода не должны быть утеряны.
Все этапы и вехи в судьбах России должны быть оценены и осмыслены по большому историческому счету. В них откристаллизовались фундаментальные основания и лучшие грани русской идеи. Поиски «золотого века» в 1150-летней истории России не должны сопровождаться унижением или чрезмерным восхвалением любого этапа или периода. Советский период является связующим и базовым звеном в непосредственном определении стратегии дальнейшего развития страны. Все мы пленники и данники своего времени, которое не просто прожито, но и пережито нами. В нем заключены многие исходные и рубежные позиции будущей России.
«Архитекторы» современного мирового экономического порядка выстраивают его по неолиберальной модели и под зловещим знаком глобализма. И России уготовано в ней далеко не самое почетное место. Она сталкивается на периферию зависимых и слаборазвитых стран, ей отводится роль экономического придатка, источника дешевого сырья и обширного рынка сбыта товаров. В этих жестких условиях необходимо создание предпосылок для реализации сравнительных преимуществ российской экономики. А на родном поприще своей социальной и культурной традиции мы неуязвимы. Конечно, «восстановить» или вернуться в какой-либо прожитый период невозможно. Но необходим в стратегическом видении весь тысяча сто пятидесятилетний масштаб как максимально широкое историческое основание, чтобы избежать «черных» дыр и «белых пятен» в оценке самого пути Руси. Необходим творческий и живой синтез «Семи «Русей» - от языческой до современной. Россия, народ в разные эпохи и времена сохраняли свою идентичность, ментальность, православную духовность. А это главный итог и достойная перспектива ее исторического самостояния. Россия воспрянет не с поля чудес, бесчисленных и бессмысленных шоу, игромании и беспробудного пьянства. Страна будет возрождаться с православных храмов, заводских цехов и научных лабораторий, с полей и строек, со школьной парты и студенческой скамьи. И здесь потребуются не постулаты рыночной экономики (максимум прибыли и минимум совести) и не крючкотворство юристов и пустозвонство адвокатов, не только и не столько финансовые и материальные средства, а в первую очередь интеллект, образование, культура, созидание и творчество. Потребуется неиссякаемый и всевозрастающий в своем применении духовно-нравственный ресурс человека. Скажем чеканной формулой Ивана Александровича Ильина, его заветом молодежи: «службу превратить в служение, работу - в творчество, интерес - во вдохновение, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей» - Русской идеей.
Неоднократное обращение к заветам И.А. Ильина свидетельствует о признании его как выдающегося национального мыслителя России. Иван Александрович Ильин родился в солнечный весенний день 28 марта 1883 года, а самый короткий день 21 декабря 1954 года стал последним днем его жизни. Но время не властно над его богочеловеческими прозрениями, они принадлежат вечности.После трагического прерыва и забвенья творческое наследие выдающегося мыслителя и верного сына России возвращается на Родину. На закате своих дней он писал: «Если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». 3 октября 2005 года произошло торжественное перезахоронение праха И.А.Ильина в Донском монастыре Москвы. Но чтобы такое возвращение состоялось, действительно нужен был промысел Божий и титанические усилия подвижников, энтузиастов, последователей мысли и дела Иван Ильина. И можно много назвать славных и деятельных людей, но, в первую очередь, профессоров Юрия Трофимовича Лисицу, Александра Максимовича Миняйло, Анатолия Петровича Ветошкина, Сергея Захаровича Гончарова, Константина Петровича Стожко, Виталия Ильича Копалова, боевого русского генерала Владимира Викторовича Усманова, сотрудников Уральского института бизнеса и Центра Ивана Ильина. Ставшие традиционными Всероссийские и Международные Ильинские научно-богословские чтения - это не просто дань памяти и уважения к выдающемуся русскому мыслителю, но и верности его пророческому напутствию в следовании пути Руси - Святой Руси. И.А. Ильин всем своим необъятным и разносторонним творчеством и самой жизнью подтвердил верность этому пути, традициям русской культуры и хозяйства, подняв собственное религиозно-философское учение на высочайший уровень духовности. Требование конкретности и предметности, духовной очевидности и душевной достоверности он воплотил в каждой из своих многочисленных работ. Назовем лишь некоторые из них: «Философия Гегеля как учение о конкретности Боги и человека» (1918г.), «О сопротивлении злу силою» (1925г.), «Яд большевизма» (1931г.), «Путь духовного обновления» (1935г.), «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1937г.), «Наши задачи. Статьи 1948-1954», «О монархии и республике». В конце ХХ столетия было завершено издание первого в России собрания сочинений И.А. Ильина в 10 томах и почти в 30 книгах.
Можно сказать, что ни одно его сочинение не обошлось без обращения к проблемам религии и духовности. В самом центре философского, религиозного, социально-хозяйственного и государственно-правоведческого духовного наследия И.А. Ильина находятся русский народ и Россия в их историческом своеобразии и национальном призвании. Россия - вот главный предмет, который по Ильину должен «завладеть тканью нашей души и состояться в ней». Россия - есть имя великой национальной культуры и великой государственности. Поистине, все страны граничат друг с другом, и только Россия - с Богом. Родина, в представлении Ильина, это не только место рождения человек, его творческая мастерская, его смертное ложе, но и его око к Богу. Вместо мертвенной, схоластической и догматической интерпретации внешней, поверхностной и видимой материальной стороны бытия мира и человека идеал-реализм Ивана Ильина выступает как метод духовного постижения жизни в ее внутреннем, глубинном и сокровенном смысле и существе. «Свойства русского национального духа указывают на то, что мы призваны творить в области религиозной философии... Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся» - декларировали авторы «Вех» еще в 1908 году.
Понадобился целый ХХ век трагических и героических испытаний, взлета и упадка, созидательных свершений и социальных катаклизмов, чтобы приблизиться к осознанию этого пророческого напутствия. И, пожалуй, никто из русских мыслителей, как Иван Ильин, с такой глубиной и полнотой не выразил обоснования теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами социальности и быта. Он сформулировал и раскрыл путь духовного обновления как путь к очевидности в «Аксиомах религиозного опыта». И.А.Ильин убедительно обосновал линию духовного возрождения в предметной структуре и содержании творческого акта веры, любви, совести и свободы - в философском созерцании, правосознании, художественном творчестве, политике, образовании и воспитании, культуре, социальном служении и хозяйственно-трудовом поприще. Настоятельно рекомендуем всем сделать «Аксиомы религиозного опыта» своей настольной книгой.
Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата характеризуется определение духа в трудах И.А. Ильина. Она раскрывает дух как то, что значимо в душе, говоря словами Аристотеля - это «энтелехия» души, или «душа души». Ильин описывает «дух как потребность священного и как радость верного ранга, как дар молитвы, как силу поющего сердца и как жилице совести, как месторождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры». В своей сути дух есть - «все это сразу». Для Ильина главное - это проникнуть в религиозный, философский, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа. «Человек, испытывающий свое предстояние Богу, свое достоинство и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству». Потому, заключает Ильин, - «дух можно было бы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире».
Творческое наследие Ивана Ильина можно кратко и емко выразить как православно-философскую формулу Совершенства. Выдающийся русский мыслитель органично соединил в себе духовный огонь православия. Чувство слова А.С. Пушкина. Провидение и совестливое понимание Ф.М. Достоевского. Волевое начало Суворова и государственный ум П.А. Столыпина. Логическую мощь Гегеля. Он соединил их высоту и величие в мелодию «Поющего сердца». Так называется одна из его самых пронзительных работ. В ясное до душевной достоверности и духовной очевидности прозрение, дарующее полноту миропереживания и понимания самых главных для человека жизненных вопросов. Его труды - это настоящая энциклопедия русской духовности и патриотического горения, духовной очевидности и душевной достоверности, зиждительная основа социального единения народа и упрочения государственности, хозяйственного творчества, образования и воспитания молодежи в грядущей России. Ильин, как никто другой, ясно прозревал истоки, причины и характер мирового неблагополучия и квалифицировал его как кризис духовный в его религиозном сосредоточии. И выход из тисков этого затяжного и разрушительного кризиса потребует не столько внешних преобразований, сколько внутреннего, душевно-духовного преображения человека.
В 2005 году накануне возвращения праха И.А. Ильина на родину в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, рассматривая положение в стране и основные направления внутренней и внешней политики государства, В.В.Путин счел необходимым и актуальным обратиться к творческому наследию мыслителя, определить масштаб его личности и установить его научный статус. «Государственная власть, - писал великий русский философ Иван Ильин, - имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая человеку. И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться. Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество. Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный, повседневный быт и без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей». Давайте не будем забывать об этом»[7].
В 2006 году в своем послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, в постановке вопросов развития Вооруженных Сил России и службы в армии, вновь В.В.Путин обратился к творческому наследию И.А. Ильина: «Известный русский мыслитель Иван Ильин, размышляя о базовых принципах, на которых должно прочно стоять Российское государство, отмечал, что солдат есть звание высокое и почетное. И что «он представляет всероссийское народное единство, русскую государственную волю, силу и честь»[8]. В цикле предвыборных статей 2012 года, в частности, в статье «Россия: национальный вопрос», размышляя о России как многонациональном государстве подчеркнут его принципиальный вывод: «Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину... всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство»[9].
Иван Ильин утверждает духовное достояние Отечества как «постигнутый... народом лик Божества». Славное имя великого сына России - Ивана Александровича Ильина, его творческое наследие и продуманные заветы с полным основанием и по праву занимают особое место в нашей духовной сокровищнице. Они единят все нравственно здоровые силы России духовным, социальным и общегражданским согласием в верности исторического пути народа - пути Святой Руси.
4. Императивы совести и справедливости в гармонизации социальных отношенийРазвитие человека - ключевая ценность. Создание условий для реализации его способностей - ради этого, в конечном счете, должно работать государство и его институты, на это должна быть нацелена экономика.Приоритетом экономической политики является ускоренное развитие отраслей, определяющих качество жизни людей, прежде всего - образования и здравоохранения, культуры и науки, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения.Государство обязано создать условия, чтобы права каждого гражданина России были надежно защищены. Чтобы каждый мог обеспечить достойный уровень жизни своей семьи за счет своего труда и предпринимательства. Чтобы каждый человек в максимальной степени мог реализовать свои возможности и свой потенциал. Каждому должен быть обеспечен свободный выбор, при этом свобода должна базироваться на фундаменте социальной справедливости. Только так она будет признана нашим обществом. Социально незащищенным гражданам должны быть предоставлены надежные социальные гарантии, включая достойные пенсии.Человеческое наполнение и социальное измерение хозяйственных, научно-технических, культурно-образовательных и всех других общественно значимых процессов должно быть осознано и принято главным приоритетом и основным критерием функционирования общественной системы на всех ее уровнях: от глобального до первичного хозяйственного и социокультурного звена. Требуется очеловечивание целеполагающих основ, способов, непосредственных условий и форм самой жизнедеятельности людей, прежде всего в сфере хозяйства, производства, труда, обмена, распределения, потребления.
В содержательно-функциональном плане социальный срез жизнедеятельности человека включает в себя институты семьи, образования и воспитания, здравоохранения и социального обеспечения, социальную организацию производства и труда, быта и досуга людей. Важнейшими показателями развития социальной сферы являются образ жизни, ее качество и уровень, удовлетворенность трудом, социальная справедливость и равенство. Конечно, в понимании социального статуса и общественного положения человека следует избегать формальных и вульгарно уравнительных оценок. Необходимо исходить из действительного положения людей, учета таланта, способностей, трудового вклада и творческой активности личности, какую бы нишу и позиции она не занимала в социальной иерархии общества Глубоко и верно замечено, что не место (должность, статус) красит человека, а человек - свое место.
Социальная сфера жизни общества на местном и первичном уровнях своего проявления обладает относительно устойчивой системой взаимосвязей и взаимодействия между различными общностями социума как целого. На любой исторической ступени своего развития общество это не простая и механическая совокупность отдельных разрозненных лиц и групп, не связанных нитями духовной общности, совместными интересами и целями в трудовой, хозяйственно-экономической и социокультурной жизнедеятельности. Общество всегда представляет собой определенный социальный организм. На известных исторических этапах - социально-классовый и социально-этнический организм, функционирующий в системе общественных взаимосвязей и отношений, организационных структур и институтов, складывающихся в различных сферах общественной жизни.
Социальная структура общества вырастает из материального производства, развития производительных сил, общественного разделения труда. Она формируется на основе сложившихся производственных отношений. В общественном производстве и совокупности общественных отношений различные социальные общности занимают свое специфическое и никем не замещаемое место, осваивают определенные общественные позиции, выполняют свою особую роль и конкретные социокультурные функции. Человек включается в социальную жизнь и в разнообразный спектр общественных отношений через исторически определенные и устойчивые социальные образования. Каждого человека следует рассматривать не отвлеченно, не абстрактно, а в своей социокультурной идентичности. Каждый человек в своей конкретности - это человек семьи, человек определенной социально-демографической группы, человек той или иной социально-классовой общности; человек определенного рода-племени, народности-нации; человек определенной эпохи, веры, культуры, страны, человек своей малой и большой Родины. Иначе мы получаем «перекати-поле, «гражданина мира», космополита, человека без единого пятнышка социально-культурной самобытности.
В обществе постоянно воспроизводятся определенные различия между людьми. Это естественные различия: половые, возрастные, расовые, физиологические, эмоционально-психологические и т.д.; социальные различия: в общественном положении, производстве, труде, собственности, доходах, образе жизни, культуре, религии, образовании, местожительстве, по степени активности, самосознания и самоидентификации.
Понимание социальной сферы должно быть предельно широким, охватывающим всю совокупность общественных различий, и в то же время предельно глубоким - с выделением основополагающих социальных различий. Стратификационный подход, связанный с выделением и характеристикой отдельных слоев, позволяет зафиксировать феноменологию социальной жизни и возможности социальной мобильности в обществе. Но стратификационный подход должен быть дополнен анализом классовых различий как наиболее глубоких и определяющих оснований всей социальной стратификации и дифференциации в обществе.
Своеобразную трактовку социальной сферы предлагает известный французский постмодернист Жан Бодрийар в своей работе «В тени молчаливого большинства, или конец социального»[10]. В понимании Ж.Бодрийара позитивный смысл «социального» не только утрачивается, но приобретает негативный и даже разрушительный характер. Неопределенность он усматривает уже в самих терминах «социальное отношение», «социальная связь», «социальное производство» и других соподчиненных понятиях, которыми квалифицируется «социальность». Социальное предстает здесь в качестве некоего «жизненного остатка, не только неисчезающего и неуничтожимого, но и все более растущего и расширяющегося в своем пространстве и времени». В таком понимании «социальное» предстает как вызов конструктивному и продуктивному, противоречит логике рационального в жизни общества и человека. Нарастающее омертвление социальных связей и отношений Ж.Бодрийар иллюстрирует и аргументирует такими убедительными, на его взгляд, примерами. В 1544 году в Париже открывается первый крупный приют для бедных, который берет на себя ответственность за бродяг, сумасшедших, других больных - всех тех, кто не был интегрирован в ту или иную группу и оказался вне общества в качестве так называемого «остатка». По Бодрийару, - это и есть свидетельство рождения «социального». Уже позднее появятся знаки его значительного расширения: органы государственного призрения в девятнадцатом столетии и система социального обеспечения в двадцатом веке. По мере быстрого ускорения и упрочения таким «остатком» становятся целые социальные общности, а стало быть, на следующем витке спирали его масштаб и зона охвата таким «социальным» достигает критической отметки. Когда «остаток» становится соразмерным обществу в целом, мы получаем полную «социализацию». В итоге полностью исключены все, и полностью взяты на иждивение, полностью разобщены и полностью «социализированы» абсолютно все. Как говорится, избави нас Боже, от того что негоже - и от такого «социализированного! остатка» и такой «социализации».
Впервые текстуально социальный характер государства был зафиксирован в Основном законе ФРГ 1949 года. Это означало, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Наша Конституция в ст. 7 провозглашает: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Эта норма обязывает государство: охранять труд и здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.Современные стыдливые или явные критики теории и практики социального государства часто оперируют крайне недоброкачественными аргументами, заявляя о том, что социальное государство «плодит иждивенцев и тунеядцев», что оно крайне «неэффективно», что единственное его достижение - это «дележ природной ренты», что оно понижает конкурентоспособность нации.
Наше государство в соответствии с конституцией декларируется сегодня не только как правовое, демократическое, но и как социальное. То есть оно должно быть социальным, точнее, общесоциальным. А это значит, что социально гарантированный минимум, закрепленный в так называемых государственных социальных стандартах (в сфере труда, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.д.), должен безусловно осуществляться и постоянно возрастать, расширяя возможные и благоприятные условия для всех членов общества одинаково и равно. А остальное, - это усилия самого человека, его труд, его способности, талант, творчество, его собственная социально-профессиональная и трудовая субъектность, инициативность и активность как мера развития человека.
Другая важнейшая составляющая социальной справедливости определяется и формируется способностями, созидательными усилиями, собственным трудам и активностью самого человека в различных сферах общественно-полезной деятельности. И в этом видится социальная направленность государственного регулирования экономики. Своими институтами и инструментами необходимо поддержать и развить созидательную деятельность и творческую инициативу, а с другой стороны блокировать разрушительные тенденции и социально опасные и вредные проявления в хозяйственно-экономической и социальной сфере.
На Ярославском международном форуме (сентябрь 2011 года) наш президент признал, что в России «произошло чрезмерное расслоение граждан по уровню жизни: 10 процентов самых обеспеченных россиян получают доход в 15 раз больше, чем 10 процентов самых бедных. Это так называемый децильный коэффициент.Президент почему-то не стал углубляться в причины этого явления, правда, упомянул, что у нас это произошло «как и в большинстве стран, которые в прошлом веке прошли через масштабные преобразования, через экономические реформы...» На каких континентах находится это большинство, не указано. Но если говорить о странах Восточной Европы, где прошли реформы, там такого расслоения граждан и такой бедности и в помине нет.Дмитрий Медведев, называя децильный коэффициент, пользовался данными Росстата, который годами держит уровень кратности 15-17. Но статданным доверять нельзя. Никто еще не опроверг расчеты академика Дмитрия Львова, который утверждал, что соотношение между доходами самых богатых и бедных у нас достигает разницы в десятки раз.В июньском номере 2011 года журнала «Вопросы статистики» опубликованы данные социологов. Согласно им, в России сегодня практически нет среднего класса, почти 96% россиян являются в сущности бедными и различаются между собой лишь степенью обнищания. Среднеобеспеченными оказались только 3% россиян, которые получают от 32,2 до 50,6 тыс. рублей в месяц, а на долю высоко обеспеченных, с доходами выше 50,6 тыс. рублей, пришелся лишь 1% населения.Зато к разряду наиболее нуждающихся относится почти 20,5% россиян, имеющих доход меньше 4,6 тыс. рублей в месяц. Количество малообеспеченных достигает 53% - это люди с доходами от 4,5 до 13,8 тысяч рублей; в группу «относительно бедных», с доходами от 13,6 до 32 тыс. рублей, попадают 22,5% граждан.Эти данные говорят не о «чрезмерном расслоении» россиян, а о вопиющей бедности в стране. Если применять западные ориентиры минимальных доходов, то Россия попадает в группу бедных стран третьего мира. На фоне ужасающей бедности растут доходы чиновников, работающих во всех властных и управленческих структурах России.Средний уровень годового дохода (2009 г.) членов Совета Федерации составил 38 млн. рублей, депутатов Государственной думы - 22,9 млн. руб., членов правительства - 13 млн. рублей, глав российских регионов - 8,4 млн. руб., администрации президента - 6,3 млн. рублей. Если к этому добавить колоссальные доходы жен и других родственников высокопоставленных лиц, то картина станет весьма впечатляющей. Лидер «Справедливой России» со знанием дела Сергей Миронов приводил такой пример: каждая семья депутатов Госдумы от «Единой России» владеет в среднем земельными участками в размере 49 гектаров!
В духовно-нравственном аспекте должны быть поставлены и разрешены с позиций совести и справедливости вопросы регулирования социально-трудовых отношений. И, конечно, ключевой момент в них - способы и размеры оплаты собственно труда, достойной заработной платы. Сегодня у нас либерализованы все основные факторы производства... кроме труда. Он обесценен, девальвирован. Бытует даже такое расхожее, но весьма поверхностное суждение - «как работаете, так и живете». Скорее и вернее надо сказать с точностью наоборот. Как человек живет - так он и работает. Доля заработной платы в единице вновь произведенной продукции и добавленной стоимости составляет сегодня в среднем до одной трети в разных отраслях производства, а в некоторых из них всего лишь десятую часть. Для сравнения и сопоставления укажем, что в развитых странах она колеблется в пределах 50-60%. В советский период с учетом общественных фондов потребления эта доля была примерно на таком же уровне. Специалисты - экономисты по социологии и экономике труда, сметчики и расчетчики всегда определят необходимую и возможную формулу оплаты труда, размеры, способы и формы дохода. Но эти расчеты закрыты за семью печатями. И понятно, почему так тщательно охраняется так называемая коммерческая тайна. На поверку за этим секретом «полишинеля» скрывается обыкновенный обман, а по-русски - грабеж. Самым блокирующим и дорогостоящим фактором разрешения большинства проблем социально-экономического характера был и остается дефицит совести, коренящийся в духовном мире человека. И это в полной мере относится к острым коллизиям, связанным с разрешением проблемы богатства и бедности, пониманием трудового достатка и социальной справедливости в целом. Предваряющим и базовым условием выступает здесь обеспечение равного доступа к тому, что создано самим Богом и матушкой - природой: к земле, ее недрам и ресурсам. Как разрешить проблему социальной справедливости по существу, сотня семей современных олигархов владеют сегодня 92% доходов от природных богатств страны, а 8% приходится на весь остальной 140-милионный народ России». Надо честно признать, что право, устанавливающее беззаконие, есть бесправие. И ему должен быть положен предел не только мерами прогрессивного налогообложения, но и возвратом природных ресурсов и соответствующей ренты под контроль всего общества и государства. Необходимо не только преодолеть, но и не допускать впредь ничем не оправданных разрывов в оплате труда. Даже в острокризисный период последних лет дивиденды, бонусы и премиальные «эффективных» собственников и топ-мененджеров поражают воображение рядовых работников. И дело здесь не в обычной зависти, а в элементарной совести. Заглядывать в чужой карман всегда на Руси считалось зазорным, но взывать к совести было делом чести.
Настала пора вернуть в законодательное поле прогрессивную шкалу налогообложения. Надуманными являются опасения, что она загонит в «тень» крупных налогоплательщиков. Пока же с точностью наоборот. Плоская шкала налогообложения успешно и значительно занижает доходы бюджета и соответственно зарплату работникам бюджетной сферы. Опасения, что прогрессивная шкала приведет к увеличению так называемых «налоговых уклонистов» и «оптимизаторов» серых схем выплаты заработков, могут и должны быть нейтрализованы соответствующими структурами всей вертикали власти. Сотня долларовых миллиардеров, более двухсот тысяч долларовых миллионеров, и даже полтора миллиона человек с относительно высокими доходами до трех миллионов рублей. А это, по примерным подсчетам, увеличит доходную часть бюджета на добрую четверть. Сошлемся при этом на показательный опыт других стран. Так, в ФРГ всего 4% экономически состоятельного и наиболее успешного населения дают 40% государственного бюджета страны.
Профсоюзы, работодатели и правительство России в конце 2010 г. подписали новое (уже второе) Генеральное соглашение сроком на три года. В соответствие с ним достигнута договоренность по общим принципам регулирования социально-трудовых отношений. При этом анонсирован рост заработной платы на 6,5%, определена многомиллиардная поддержка рынку труда и установлена зависимость размера пенсий от объема страховых взносов. Минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. После повышения с 1 июня 2011 г. он составил 4611 руб., т.е. вырос на 281 руб. Динамика роста размера МРОТ за три года выглядит так: 2300 руб. в 2009г., 4330 руб. в 2010 г. и 4611 руб. в настоящее время.
Экономистами и криминалистами выведена в страшной своей наготе формула: увеличение на 1% безработицы дает 5% рост преступности. Финансово-экономический кризис начался с криминала, финансовых авантюр, всевозможных обманных пирамид. Обманутым вкладчикам и дольщикам, обворованным потребителям несть числа! У не с неба свалившегося кризиса есть свои организаторы и настоящие авторы, «крестные» отцы и пока не посаженные дельцы. Нобелевская премия по экономике за 2010 год присуждена за разработку программы по социально-экономической нейтрализации безработицы. В США безработица буквально застыла на уровне 10 млн. человек. И все это надо рассчитать в необходимых объемах финансовых ресурсов, субсидий и пособий, выстроить и встроить в систему социально-экономических отношений, социально обеспечить приемлемый жизненный уровень. В США, имеющих вековой опыт борьбы с безработицей, на эти цели направляются консолидировано огромные средства. А у нас?
Цена того или иного товара или услуги в рыночной экономике определяется соотношением платежеспособного спроса и предложения, с учетом покрытия общественно-необходимых затрат и издержек производства и получения дохода. Механизм ценообразования сегодня надежно закрыт от народного контроля, упрятан за так называемый «независимый» аудит. А если провести не подставной, а объективный, государственно-общественный и достоверный финансовый контроль и аудит? Необходима полная и объективная инвентаризация всей ресурсной базы для осуществления реальной модернизации. Кто сегодня «диктует» цены на продукты питания, на самые социальные из них, хлеб в первую очередь? Как тут не прислушаться к слову Д.Н.Мамина-Сибиряка, который 115 лет назад написал известный роман «Хлеб» на материалах города Шадринска(который назван в его романе Запольем): «Хлеб - все, а в России у нас в особенности. Цена хлеба «строит цены» на все остальное, и от нее зависит вся промышленность и торговля. Собственно в России и тот процесс, каким хлеб доходит от производителя до потребителя, трудно проследить». Стоит уточнить только, что к хлебу сегодня добавляются энергоносители, колебания мировых валют, многослойное посредничество и т.д.
Сейчас поубавились разговоры о пресловутом среднем классе, о стремлении всех сделать собственниками. Даже если и сформируется такой средний слой, то пахать землю и собирать урожай в непогоду, лить металл у обжигающей печи, идти в опасный забой, вести тяжеловесный состав или возводить жилье - будет не класс собственников и чиновников. Сегодня из 25-миллионного отряда работников, занятого в материальном производстве, работающих на земле насчитывается чуть более двух миллионов человек, квалифицированных рабочих - менее трех миллионов. Зато в банковском, финансовом, офисном «планктоне» структур недвижимости, торговли и посредничества в «поте лица» работает более 15 млн. человек.
Главной целью экономического динамического равновесия и гармонического социального развития является сам человек. Три четверти создаваемого продукта обеспечивает сегодня человеческий фактор. Действительно, решающим фактором в целостной системе общественного воспроизводства, особенно в его постиндустриальном развитии, становится сам человек, его социокультурный личностный потенциал. В.В.Путин в своем выступлении на экономическом форуме 2009 года в Давосе особо подчеркнул: «Считаю, что экономика ХХI века - это экономика людей, а не заводов. История дает России уникальный шанс. Развитие событий настоятельно требует от нас переустроить собственную экономику и модернизировать социальную сферу. И этот шанс упускать мы не намерены». Весьма показательным стало выступление президента Франции Николя Саркози на Давосе 2010 года, в котором он прямо сказал не только о несовершенстве, но и несостоятельности современного капиталистического общественно-экономического строя жизни человека. Финансово-банковский спекулятивный тромб, принцип, по которому «деньги делают деньги», углубляющийся разрыв между виртуальной и реальной экономикой - вот подлинная причина непрекращающегося кризиса. Справедливость, совесть, нравственность должны стать главными регуляторами экономики. Такими словами он заключил свою речь в Давосе!
Главное в социальном потенциале человеческого ресурса - это уже не мускульные и физические усилия, не индустрия «заводских труб», а производство интеллектуальной и наукоемкой продукции, наращивание и воплощение в хозяйстве духовно-нравственных сил. По своей созидательной сути и в сравнении с другими ресурсами (сырье, энергия, материальные и вещественные факторы) они безграничны. А в своем использовании только возрастают по мере их формирования и проявления через культурно-образовательный, интеллектуально-научный и созидательно-инновационный потенциал личностного развития. Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры», «золотых рук» и «чистой совести» с гимном и хвалой честному созидательному труду. Так писал русский православный мыслитель Иван Александрович Ильин в далеком 1935 году задолго до наших современных мыслителей, идеологов и государственных мужей.
Многие экономические теории, концепции и принимаемые на их основе решения нежизнеспособны, когда в центр их внимания ставится не сам человек. Экономика, которая строится вне мира самого человека, вопреки его жизненным потребностям и интересам, приобретает уродливый характер. Она закладывает мины замедленного действия под свой собственный экономический фундамент. Чисто экономические, прагматические и рационалистические соображения достижения выгоды, рентабельности, прибыльности и экономической целесообразности в отрыве и противопоставлении их социальной и духовно-нравственной составляющей могут оказаться весьма эфемерными и, в конечном счете, разрушительными для общества и человека.
Властным императивом современной социально-экономической теории и практики выступает необходимость и потребность социально-гуманитарного, системного подхода к экономике. Как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов - предприятий, фирм, корпораций, так и на макроуровне функционирования социально-экономической системы в целом. На первое место выступает проблема капитализации вложений и инвестиций в самого человека, гуманизации сферы производства, очеловечивания всей инфраструктуры социального воспроизводства личности.
В развитии экономической мысли и самой практике хозяйствования на протяжении столетий оформились два основных подхода. Первый из них, который доминирует и поныне, - это организационно-экономический подход. В его основе лежит приоритетность хозяйственных, технико-технологических, производственных проблем. Второе направление -социально-хозяйственное, нравственно-этическое в своей основе. Оно становится все более определяющим в meinstreume экономических поисков. Человек, его личность, его жизнь, запросы и интересы, признаются не только в качестве высшей нравственной ценности, но и важнейшим вектором развития экономической науки и практики. Его кредо можно выразить так: экономично все то, что нравственно и человечно, а в перспективе, в своем идеале и полноте - Богочеловечно.
Социализация личности в условиях рыночных отношений и под влиянием чисто рыночных ценностей приобретает противоречивый, однобокий, порой уродливый характер. Экономический либерализм и финансовый рационализм, индивидуализм и соперничество, с одной стороны, пробуждают энергию, инициативность, активность, самостоятельность. И тем самым они расширяют возможности для развития способностей и творчества, способствуют становлению субъектности человека в сфере хозяйственно-экономических отношений. С другой стороны - в обществе нарастают явления социальной атомизации, дезинтеграции и хаотизации, происходит утрата общности, потеря социально значимых ценностей и ориентиров. И это чревато нарастанием общего взаимоотчуждения и социально-психологической напряженности. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и рекомендациях Всемирных русских народных Соборов сформулированы духовно-нравственные императивы гармонизации социально-трудовых отношений. Это своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений. Не являясь нормативно-правовым документом он, тем не менее, может стать общественным морально-этическим ориентиром хозяйствования и труда. Его идеи и установки будут с необходимостью и со временем не только востребованы, но и восприняты, положены в основу организации производства, предпринимательства, торговли, деловой практики - в сердцевину отношений между работниками и работодателем. И не только широкими слоями бизнес-сообщества, но и государственными служащими всех уровней власти и управления, а главное - самими людьми труда, дела, созидания и творчества.
Социально ориентированная экономика предполагает формирование самого передового современного и нового технико-технологического уклада, достижение высокого уровня производительности труда, образования и воспитания нового типа работника; специалиста - профессионала - интеллектуала с прочным запасом духовности. Современная структура производительных сил с гигантскими возможностями технико-технологических прорывов обеспечивается сегодня финансово - промышленными корпорациями. Они являются организационно - экономическими структурами, способными на деле обеспечить интеграцию финансового капитала, производительного и научно-технического потенциала, а также торгово-сбытовых сетей. В их рамках происходит зримый процесс возрастания степени обобществления капитала, труда, естественных и интеллектуальных факторов производства, усиления общественного характера их использования и социальной направленности развития экономики.
Дж. К. Гэлбрейт давно отметил, что развитие научно-технической революции блокирует многие функции рыночной экономики. Он считает, что не социалисты - враги рынка, а передовая наука и техника, которые требуют общего, коллективного использования результатов фундаментальной науки и прорывных наукоемких технологий. Вряд ли экономически и социально эффективно будет производство и потребление, допустим, электроэнергии на атомных, тепловых или гидростанциях, или нефти и газа с их последующей транспортировкой и переработкой на предприятиях малой мощности и отсталой технической оснащенности. То же самое можно сказать в отношении многих современных наукоемких и высокотехнологических отраслей, производств. Вырастают производительные силы такого масштаба производства и технико-технологического уровня, которые по самому своему существу требуют социальной целостности, комплексности, концентрации, плановости и управляемости в масштабах всего общества. НТР на первых своих этапах стала своеобразной «кислородной подушкой» для частнособственнической экономики.В своем логическом развертывании она может найти и получить адекватную социально-экономическую форму только в условиях общественного характера производства, социально направленного и очеловеченного, духовно-нравственного развития экономики.
Теория и практика социально - экономической жизни раскрывают и подтверждают, что социализм является универсальным общественным строем. Он способен адаптировать, интегрировать и синтезировать в хозяйственном развитии товарно-денежные, рыночные отношения и план, сочетать во взаимодействии и взаимодополнительности противоположные типы и разнообразные формы собственности, широко использовать аренду и кооперацию, государственное регулирование и частную инициативу. Главным критерием социалистичности выступает утверждение справедливости во всех сферах общественных отношений, в деятельности социальных и политических институтов, преодоление социального отчуждения личности, наращивание возможностей свободного и гармоничного развития человека. Без выхода на высшие рубежи экономики, науки и техники, производительности труда и эффективности производства принципы и идеалы социальной справедливости утопичны и нежизненны.
Анатолий Петрович Ветошкин, директор духовно-просветительского центра И.А.Ильина, профессор, доктор философских наук, действительный член Академии социальных наук
[1] См.: Государство и Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). - М., 2000. С.14
[2] См.: Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Соч. В 2-х т. М., 1988. Т. 2. С. 304.
[3] Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Собр. соч. В 10 т. Т. 7. С. 454.
[4] Там же. С. 492-495.
[5] Соловьев В.С. Соч. В 2-х т. М., 1988. Т.2. С.679
[6] Ильин И.А. За национальную Россию.// Слово, 1991. № 6. С. 84.
[7] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). - М.: 2005. - С. 25.
[8] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). - М.: 2006. - С. 56.
[9] Путин Владимир. «Россия: национальный вопрос» // Независимая газета. - 2012. - 23 января.
[10] Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 101 с.