Обычно отпуск я
предпочитала проводить в Европе: Франция, Чехия, Германия и т.д. Люблю смотреть
новые места, делать красивые фотографии, совершенствовать английский. На худой
конец - море: Крым или русский юг. В прошлом году, решая, куда поехать, как
обычно, просматривала различные сайты и соответствующие странички в соцсетях.
Среди прочего наткнулась на приглашение в молодежный образовательный лагерь в
Тихвине. Программа обещала: интересные лекции на разные темы - такие как
любовь, семья, сакральность церковнославянского языка; экскурсии по святым
местам - монастырям Антония Дымского и Александра Свирского, скит Сенно, музей
Римского-Корсакова; помощь монастырям. Мне почему-то сразу очень захотелось
поехать именно туда. И, как оказалось, не зря...
Страсти по сигаретам
День отправления в Тихвин был жарким. Доехав до Александро-Невской лавры, мы с сестрой, которую я убедила поехать со мной, стали осматривать других таких же отправляющихся в поездку. Нам показалось, что собравшийся народ сильно от нас отличается. Безусловно, мы тоже носим крестики, ходим в церковь, ставим свечи святым. Но делаем это только по праздникам. А остальные ребята действительно верующие: молятся перед едой, знают все молитвы. И, конечно, не курят. В отличие от нас. «Интересно, нас выгонят из лагеря, если увидят с сигаретой?» - спрашиваю я у сестренки. «Да, причем с позором», - отвечает она ехидно. «Может, бросим? Давно же хотели!». «Давай-давай. Посмотрю я на тебя вечером». Твердо решив больше не возвращаться к своей вредной привычке, я подхожу ближе к моим будущим попутчикам и начинаю с ними знакомиться. Выясняется, что компания подобралась очень интересная: студенты, дизайнеры, переводчики, актеры и даже предприниматели. Ребята собрались со всех уголков России и республик бывшего СНГ: из Санкт-Петербурга, Карелии, Петропавловска-Камчатского, Перми, Екатеринбурга, Белоруссии.
Мы все - независимо от степени воцерковленности очень быстро нашли общий язык, что, кстати, меня очень удивило: я думала, мы будем выглядеть, так как не знаем наизусть ни одной молитвы, кроме «Отче наш». Да-да! Стыдно признаться, но поначалу так и было.
Приехав в лагерь, мы действительно очень хотели курить, но вскоре об этом забыли: сначала ужин, потом знакомство, потом вечерняя молитва, а потом - здоровый сон, первый за несколько лет без привычной сигаретки на ночь.
Утром проснулась рано, без будильника, в прекрасном настроении и пошла... на пробежку. Что-то во мне изменилось - и это всего за один день.
По святым местам
Несколько дней в лагере были полностью посвящены экскурсиям в монастыри Антония Дымского и Александра Свирского, а также в скит Сенно. В монастыре Антония Дымского мы все искупались в святом источнике и набрали святой воды.
В каждом храме нам открывали мощи святых, чтобы мы могли к ним приложиться и вместе помолиться перед ними.
Трудники

После нескольких дней интересных лекций и экскурсий нам определили фронт работ. В наши обязанности входило наведение порядка во Введенском монастыре и прилегающей к нему территории.
Отмечу, что на тот момент святое место было похоже не на монастырь, а скорее на свалку: прилегающая территория была завалена строительным и прочим мусором, внутри монастыря тоже необходимо было наводить порядок и делать капитальный ремонт.
Не подумайте: в таком запущении монастыря виноваты вовсе не монахини - они-то как раз уже на протяжении нескольких лет борются за, чтобы сохранить хоть какие-то его помещения от разрушения. Святыню начали разрушать бизнесмены, перекупившие значительную часть площади монастыря под спортивную школу и... сауну.
Получив задания, мы начали трудиться с удовольствием и даже с какой-то гордостью собой: ведь не каждому дается возможность сделать что-то во благо многовековой святыни.
Ход нашей работы снимала на фотоаппарат девушка-организатор. Увидев ее фото, я очень порадовалась: вот бывает, накрасишься, нарядишься, позируешь, стараешься, а получаешься очень некрасиво: толстая и какая-то неестественная. А тут в рабочих перчатках, выцветшей юбке, без косметики, с гвоздодером в руках, пойманная врасплох - стройная, красивая, одухотворенная.
Конечно, хвастаться нехорошо, но мы успели сделать очень много! Хотя работали лишь по 4 часа в день.
Посиделки у костра
Какой же лагерь без традиционного костра и песен под гитару? Не удивляйтесь, у нас и на это хватало времени. Вечерами мы грели на костре чай, пели песни, играли в игры, делились друг с другом впечатлениями.
Первая исповедь
Стыдно признаться, но до лета прошлого года я ни разу в жизни не исповедовалась. В одной из бесед с организаторами поездки я, смущаясь, призналась им в этом. И они меня поддержали: подсказали, как подготовиться к этому событию, договорились с одним из священников, чтобы он предварительно поговорил со мной и объяснил все нюансы.
Перед исповедью я очень волновалась, ведь необходимо было покаяться во всех своих грехах, рассказать о самом личном, о том, в чем стыдно признаться даже самой себе.
Накануне вечером я очень сильно волновалась. Читала молитвы, пыталась осознать и искренне раскаяться в каждом своем грехе. Другие участники лагеря, видя, как я волнуюсь, поддерживали меня. Рассказывали мне о тех чувствах, которые они испытывали перед своей первой исповедью. В тот момент у меня действительно возникло ощущение, что мы все - одна семья, основа которой - любовь, взаимоуважение и искренность.
После моих первых исповеди и причастия все меня от души поздравляли, а организаторы поездки даже подарили памятный подарок.
Жду-не дождусь
Недавно организаторы лагеря, с которыми мы за 10 дней поездки очень подружились, написали мне, что этим летом они снова повезут молодежь от 18 до 30 лет в молодежный образовательный лагерь в Тихвине: на этот раз будет три смены по 12 дней, которые пройдут с 10 июля по 18 августа. Участники каждой смены, как и прошлым летом, смогут посетить святые места, помочь в восстановлении Введенского монастыря, пообщаться друг с другом. С нетерпением жду новой встречи и, конечно, новых знакомств.
Елена Максимова, участница лагеря «Тихвин-2011. Прикоснись к святыне»
1. Re: Нестандартный отпуск