Реабилитация на сельском приходе

Об опыте работы Кемеровской и Новокузнецкой епархии в сфере противодействия наркотизации населения

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
552
Время на чтение 8 минут

Материалы секции ХХ Международных рождественских образовательных чтений «Медицинские, социально-психологические, образовательные и духовные подходы к реализации профилактических программ среди молодёжи»

Сегодня Россия переживает период экономической и социальной нестабильности, разрушение традиционной системы ценностей. Общество, которое отреклось от Бога, поставило целью достижение материального и психологического комфорта и в наслаждениях видит высшую ценность человеческого существования, пытается найти временную иллюзию безопасности, успеха и благополучия, употребляя психоактивные вещества. Наркотики - родное дитя гедонизма, философии современной цивилизации.

Задача моего выступления - показать, что церковной реабилитацией наркозависимых может заниматься любой церковный приход при желании настоятеля и небольшой материальной базе.

Знакомство с наркоманией, как проблемой у меня началось около 6 лет назад с близкой встречи с бывшим наркоманом. Он к тому времени прошел «реабилитацию» в сектантском центре и искал возможности применить полученные там знания для помощи таким же заблудшим братьям и сестрам. Несколько бесед с ним убедили его в необходимости прийти с покаянием в Православие, а меня в необходимости помогать попавшим в беду ребятам. Мы стали изучать разные программы. Задача перед нами стояла одна: найти эффективную методику помощи наркозависимым, которая могла бы обойтись без помощи дополнительных специалистов, т.к. в условиях сельской местности это весьма проблематично. Мы увидели решение данной проблемы именно в контексте двухтысячелетнего опыта Церкви в борьбе с грехом. Более всего для нас оказался приемлемым опыт Санкт-Петербургской епархии, изучив который и получив благословение Владыки Аристарха 6 мая 2007 года мы начали свою работу. В 2008 году состоялась наша первая встреча с руководителем Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму и Епархиального центра «Саперное» - протоиереем Сергием Бельковым, который указал нам на некоторые недочеты в нашей работе. Надо сказать, что наше сотрудничество продолжается по сей день: как по телефону, так, по возможности, и в личных встречах.

Подготовка к реабилитации

Перед тем как попасть на реабилитацию в центр, наркозависимый или его родственники звонят руководителю центра священнику Дионисию Пучнину для получения первичной информации о методах и условиях реабилитации, задают интересующие их вопросы и, при желании, согласовывают время встречи.

Во время встречи, на которую наркозависимые обычно приезжают с родителями, выясняются мотивы, приведшие человека к нам. Его знакомят с программой реабилитации и основными положениями работы Реабилитационного центра. Те, кто согласны на предлагаемые условия совместной работы, пишут заявление на прием в центр «Возвращение», получают и заполняют анкету.

В зависимости от готовности человека определяется время поступления его в центр. В случае если реабилитацию по каким-либо причинам невозможно начать сразу, наркозависимым людям даются рекомендации:

- ежедневно совершать молитвенное правило утром и вечером, пусть даже краткое;

- по совету со священником читать Евангелие и Псалтирь (хотя бы понемногу);

- в субботу и воскресенье ходить в храм, стоять, сколько хватит сил;

- по возможности вместе с родителями посещать акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» или читать его самим;

- обращаться к священнику за духовной поддержкой и советами;

На наш взгляд опыт молитвы и воцерковления - наиболее эффективный метод помощи наркозависимым еще до их отъезда в православный стационарный реабилитационный центр. Чем раньше человек получит подобный опыт, тем раньше у него появится возможность повернуться лицом к Богу, тем легче и естественнее он сможет влиться в жизнь общины в реабилитационном центре.

Родители наркозависимых также должны включиться в реабилитационный процесс. Если у родителей происходит душевное и духовное оздоровление, то это позитивным образом сказывается на состоянии их детей.

Вхождение в программу реабилитации

Этап вхождения в реабилитационный процесс длится приблизительно две-три недели. На протяжении этого срока предоставляется каждому поступившему на стационарную реабилитацию возможность адаптироваться в новых для него условиях. В этот период с ним не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать, как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать.

Правилами проживания в православных обителях исцеления не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Кроме того, в нашей обители действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра. При необходимости выход возможен только со старшими ребятами.

Существует и еще одно немаловажное условие, о котором вновь напоминается всем прибывающим в наш реабилитационный центр: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но также и для людей, остающихся в общине.

Общие положения по реабилитации

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменении мировоззрения, переосмыслении прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Принципы, применяемые при душепопечении в нашем реабилитационном центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Продолжительность реабилитации - в среднем один год.

Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей.

Компоненты реабилитационной программы

Коррекционно-педагогический компонент

В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия и духовности, а также навыков зрелого общения, сопереживания, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности. Коррекционно-педагогический компонент программы реализуется для наших воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и священником. Взаимодействуя со средой (социальной и природной), реабилитируемые молодые люди проходят «терапию средой», которая осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха.

Образовательный компонент

Все реабилитируемые являются читателями приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе - два раза в неделю по Закону Божию и ежедневно по Новому Завету. На уроках наших образовательных программ учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.

Социально-терапевтический компонент

Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, чтобы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, они должны усвоить все необходимые навыки самообслуживания.

Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

Духовно-психологический компонент

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами, наши воспитанники понемногу начинают осознавать высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме многими из них переживается своя первая личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

Ключевым словом ,лежащим в основе духовной реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре.

Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем два - три раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию и чаще. Впрочем, исповедь у реабилитантов по необходимости, может приниматься еще чаще.

Существенную помощь в преодолении недуга наркомании оказывают проповеди, молебные пения и акафисты, а также таинство елеоосвящения (соборование), которое осуществляется над реабилитантами во все посты. Во время проскомидии каждую литургию, а также на сугубой ектинье, непременно поминаются имена всех воспитанников когда-либо проходивших реабилитацию и проходящих в настоящее время.

Традицией нашего храма, в которой ребята принимают активное участие, является проведения в канун престольного праздника 40-километрового Крестного хода с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с молитвой о людях, страдающих алкогольной, наркотической и другими зависимостями.

Постреабилитационная поддержка

По окончании реабилитационной программы выпускникам реабилитационного центра предоставляется возможность продолжить общение со священником и братией, участвовать в богослужении. Главные задачи на этом этапе - максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество. Выпускникам нашего реабилитационного центра и их родственникам предоставляется возможность обрести общего для семьи священника, который поможет укрепиться и возрасти в духовном развитии.

При желании Реабилитант может остаться в центре для оказания помощи руководителю в работе с новыми ребятами.

Как было ранее отмечено, важной составляющей нашей работы является работа с окружением зависимого - родителями и женами. В психологии есть такой термин «созависимость». И опыт показывает, что изменение отношения к своему состоянию, коррекция созависимых отношений в семье составляют важную составляющую процесса реабилитации и социализации наркомана. Поэтому для родных проводятся занятия для исправления искажений мышления и ложных суждений.

Наш реабилитационный центр развивается и следующим шагом станет создание в скором времени (открытие намечено на февраль 2012г.) в г.Юрга мотивационного и адаптационного центров.

Наша работа заключается не только в третичной профилактике наркозависимости (т.е. реабилитации). Мы также работаем на профилактику употребления наркотиков среди молодежи. По приглашению директоров и завучей школ, лицеев, ПТУ, институтов мы встречаемся с учащимися этих учебных заведений. Везде встречаем живой интерес среди учащихся (хотя и не всех) и учителей.

Несмотря на кажущуюся легкость, церковная реабилитация - это ежедневный тяжелый кропотливый труд. Но когда видишь плоды своих трудов: ребят, ставших нормальными членами общества, восстановленные или созданные семьи, слезы благодарности, а не отчаяния, в глазах родителей, понимаешь, что твой труд не напрасен.

Протоиерей Дионисий Пучнин - руководитель православного реабилитационного центра «Возвращение» святого праведного Иоанна Кронштадтского, д. Зеледеево, Кемеровская и Новокузнецкая епархия.

Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», №3, с. 70-72

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Дионисий Пучнин
Биопсихосоциодуховная модель: общий обзор. Программа «12 шагов»
Основные модели оказания реабилитационной помощи лицам с химической зависимостью на территории Российской Федерации, реализуемые социально ориентированными некоммерческими и конфессиональными организациями. Сообщение 1
04.09.2017
Все статьи Протоиерей Дионисий Пучнин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45