itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Застигнутые ночью»

Отрывок

Новости Москвы 
0
397
Время на чтение 32 минут

От редакции. Как ранее сообщала РНЛ, в издательстве «Русский Остров» вышла в свет новая книга петербургских писателей Николая Коняева и Александра Образцова «Застигнутые ночью. Россия и мир глазами русских писателей. Сборник прозы». Сегодня мы публикуем отрывок из этой книги.

ПЕРЕВОРОТ

Преображение Господне.

Как это у Бориса Пастернака?

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Преображение Господне...

У нас с утра дождь, и мы не пошли в лес за брусникой.

Я ремонтировал проводку в коридоре, когда пришла племянница Маша и рассказала, что в Москве переворот.

Мы не поверили, но включили радиоприёмник, и стало не по себе - в Москве и в самом деле происходило что-то непонятное...

Вечером ходили к тетушке.

Марина позвонила матери в город, но говорили они, разумеется, не о перевороте, а о том, что наш кактус, который расцветает на праздники, собирается расцвести.

- А я думала, что 20 августа - твой день ангела... - сказала тёща и Марина долго объясняла, что именины у нее в марте.

Я не стал слушать этот разговор, пошел смотреть программу «Время».

Там вместо опостылевшего всем М.С. Горбачева - Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП).

В ГКЧП вошли О.Д. Бакланов - первый заместитель председателя Совета обороны СССР; В.А. Крючков - председатель КГБ СССР; В.С. Павлов - премьер-министр СССР; Б.К. Пуго - министр внутренних дел СССР; В.А. Стародубцев - председатель Крестьянского союза СССР; А.И. Тизяков - президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР; Д.Т. Язов - министр обороны СССР.

Двое из них - В.А. Стародубцев и А.И. Тизяков - подписывали «Слово к народу», в котором было сказано, что «среди россиян есть го­сударственные мужи, готовые повести страну в неунизитель­ное суверенное будущее. Есть знатоки экономики, способные восстановить производство. Есть мыслители, творцы духа, прозревающие общенародный идеал».

Ну и вот, они воочию перед нами эти самые россияне, в которых, должно быть, есть и мощь, и отвага, и любовь к Отечеству, что двигала наши­ми дедами и отцами, сложившими «из мо­литв, тягот и откровений» дер­жаву...

Лица славянские, спокойные, но в глазах страх...

И речи тоже, хотя и правильные по смыслу - «Растоптаны результаты общенационального референдума... Кризис власти катастрофически сказался на экономике... Хаотическое, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма»... - но какие-то отдельные от тех, кто произносит их, не наполнены они энергией и силой власти.

И как-то смутно, неправдоподобно и очень страшно от этих слов...

19 августа 1991 года

Вознесенье

20 АВГУСТА. БОЛОТО.

Вот и дождались...

Ельцин объявил Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП) вне закона, и часть войск перешла на его сторону.

Но это - в Москве.

А здесь, в Вознесенье, никто не строит баррикад, даже и говорят о происшествии без интереса.

Одобряют - что турнули Горбачева, тревожатся - кто-то пустил слух! - что не будут отоваривать августовские талоны на водку.

Остальное - никого не волнует.

И спать вечером легли рано. В десять часов все окна в домах на нашей улице погасли...

Ну, а я, как и положено человеку, взросшему на радиоголосах, с маниакальным упорством крутил до трёх часов ночи настройку старенького приёмника.

Утром встали в шесть часов утра и отправились на болото за брусникой.

На болото я захватил и приёмник.

Приёмник уже давно живёт у меня в Вознесенье и характер у него совсем вознесенский стал.

Целый день ловил только русские народные песни и хорошую музыку.

Под песни и собирал я бруснику.

Почти полную корзинку собрал...

20 августа 1991 года.

Вознесенье

«СВОБОДА» В ДОМЕ СОВЕТОВ

Ну и характер у моего приёмника...

Вернулись с болота, и он одумался, начал ловить не только русские народные песни, но и радиостанцию «Свобода»...

Мы перебирали с Мариной бруснику и слушали задыхающиеся от восторга голоса американских комментаторов, разместивших свой корреспондентский пункт прямо в Белом доме.

Я прямо-таки зримо представил себе, как брызгая слюной, бегают «свободчики» по Белому дому и на бегу творят новую российскую легенду.

А творили они её мастерски.

Нагнетание страха: «Танки! К Белому дому идут колонны танков!» - рассвечивалось слабыми поначалу проблесками надежды: «Нам передали - колонна танков остановлена на Садовом кольце!» - но тут же, сразу же: «Танки! Танки!! Танки!!!». И даже как будто и грохот гусениц, словно уже в коридор Белого дома ворвалась гэкачеписткая бронетехника.

Такое ощущение порою возникало, что прямо в мрамор врастают названия московских улиц, и позолотой истории, как в октябрьскую ночь Смольного, покрываются пикеты вокруг Белого дома...

А напряжение нарастало. Мастерски используя драматургический арсенал, репорте­ры выдержали его всю ночь.

У меня только, кажется, к двум часам ночи и начало возникать ощущение, что я слушаю постановку заранее отрепетированной пьесы[1].

Ночь. 21 августа 1991 года

Вознесенье

СПОХВАТИЛИСЬ

Сегодня опять заходили к тётушке.

Её долго не было - ходила за билетами на автобус в Ленинград...

- Будут вам билеты... - сказала, вернувшись. - Люди с ночи в очереди стоят.

- Это из-за московских событий, наверно, - предположил я. - Из-за ГКЧП.

- Какое ещё ЧП? - удивилась тетушка.

- Да ты что, тётушка? Ты что, программу «Время» не смотришь?

- А врут всё к лешему! Дитям в школу идти надо, вот и везут их в город. Никогда в эту пору билетов не было, а наши, как ГКЧП, спохватились!

И верно, как раз передали по радио, что маршал Язов отдал приказ о выводе войск из Москвы, а в Форосе, у Горбачева, снова «включили» средства связи...

21 августа 1991 года

Вознесенье

РАЗВЯЗКА

«Россия, единствен­ная, ненаглядная! - она взы­вает о помощи».

Слово к народу.

Всё кончилось...

Нагловато-загоревший вернулся из Фороса М.С. Горбачев. Он спустился в спортивной курточке по трапу самолета и объявил: «Самое главное: всё, что мы сделали после 1985 года, уже дало реальные плоды».

Арестованы председатель КГБ Владимир Крючков, министр обороны Дмитрий Язов, вице-президент Геннадий Янаев, премь­ер-министр Валентин Павлов.

Застрелился - застрелился? - министр внутренних дел СССР Борис Карлович Пуго.

Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис выступают на «митинге победителей» у Белого дома.

Восстановлен исторический российский трехцветный флаг...

Указ о приостанов­лении деятельности Российской Компартии до выяснения су­дебными органами степени ее причастности к ГКЧП...

Публичная «экзекуция» М.С. Горбачева...

Я сидел у Нины и видел по телевизору, каким обиженным было лицо у Михаила Сергеевича, когда на Чрезвычайной сессии Верховного Совета России махал перед ним пальцем Борис Николаевич Ельцин.

Такое выражение на лице бывает у школьника, которого высекли за плохо приготовленный урок, хотя школьник и надеялся, что его не высекут.

22 августа 1991 года

Вознесенье.

СТАУН

Стаун - это, когда идут грибы.

Считается, что есть три стауна. Первый - в конце августа, второй - в середине сентября и третий - когда идет самый крепкий - без червей! - гриб в конце сентября и начале октября.

- Самый гриб и берут тогда... - говорит тётушка. - В прошлом году я волнушки ломала, дак уже лёд в чашечке намерзал... А теперь чего? Теперь сил нет, без грибов, видно, останусь. Покупать-то - Бяше Устинову за корзину надо поллитру дать - немного напокупаешься...

О стаунах я слышал с детства.

Но, честно говоря, ничего не понимал, потому что грибы в лесу были всегда.

Где-то в начале июля появлялись колосовики, а потом с конца августа грибы носили корзинами до поздней осени.

Больше грибов или меньше, зависело от леса, от дождей.

Ну, а нынче ходил в лес, начиная с июля, и понял. Начался, не взирая на то, что происходит в Москве, стаун, и грибы, обгоняя друг дружку, лезут из земли там, где их и не бывало никогда.

Семьями под елками рассыпались розовые волнушки...

И их не берут, не собирают, а ломают...

- Целую корзину волнушек наломала, дак спина-то болит, - говорит забывшая, что у неё не осталось сил, тетушка. - Совсем, Николя, здоровья не стало!

Это и есть стаун.

23 августа 1991 года

Вознесенье

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Сорок два года...

Марина вымыла полы и поменяла на окнах занавески к моему дню рождения.

С утра думал: выпить или не пить. Настроение отвратительное. Противно даже думать, что творится в Москве.

После выволочки на Чрезвычайной сессии Верховного Совета России М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и заявил, что ЦК КПСС должен саморас­пуститься.

Заодно Горбачев распустил и Кабинет министров СССР, передав его функции Комитету «для организации оперативного управления народным хозяйством страны» во главе с И.С. Силаевым...

Горбачев отчаянно трусит, что его тоже проведут по статье, как участника переворота, и сдаёт всё и всех...

Позорное и жалкое поведение.

Украина и Белоруссия провозгласили себя суверенными, независимыми республи­ками...

Вечером всё-таки выпил с Мочаловыми.

Такой пьяный был, что уронил с качели сестру Нину.

25 августа 1991 года

Вознесенье

ССОРА

Перед отъездом в Ленинград заходила попрощаться Галя со своим мужем Васей.

Произошедшие события радуют их, и я как-то гадко поругался с ними по поводу демократии...

- Лучше жить в маленькой стране, но сыто, чем голодать, сознавая величия Родины! - подытоживая спор, сказал Вася.

Можно было спросить, почему нельзя жить сыто в большой стране, но что спрашивать? Я простился с Галей и демонстративно отправился к Вите Мочалову.

Снова напились с ним.

26 августа 1991 года

Вознесенье

ОТЦОВСКАЯ ШКОЛА

За рекой я причаливаю у зареченской школы. Тридцать лет проработал тут отец, и всё здесь какое-то родное.

А когда поднимешься от берега к школе, открывается такая даль, что дух захватывает.

И стоишь, и смотришь на Свирь, растворяющуюся в онежской синеве, и думаешь, что, наверное, и отец тоже смотрел из окон школы в эту даль, и его ученики...

И откры­валась им, не заслоненная никакими строениями, вся даль нашей земли.

В школе на нашем берегу такого было не увидеть...

Только школьный огород с уныло ровными кустами и грядами, да еще школь­ный переулок... Но, что увидишь в переулке?

Своей родной земли мы и не видели.

И может, поэтому и уезжали все выпускники нашей школы в город?

Неважно кем, неважно куда, но обязательно в город!

Может быть, и так...

27 августа 1991 года

Вознесенье

ЖЕРНОВА ИСТОРИИ

Семидесятые и восьмидесятые годы - десятилетия моей взрослой, самостоятельной жизни, справедливо называют годами застоя. Всё застыло на месте, ничего не менялось, даже вроде бы и умирали люди реже...

Зато последние перестроечные годы всё закружилось, движения стало много, пожалуй, слишком много, чтобы оно могло наполниться созидательной силой истории.

Поэтому даже сейчас, когда происходят реальные исторические события, всё равно остается ощущение игры, ощущение, что всё это делается понарошку.

Ну, а отвратительнее всего - стремительное преображение людей, которые изображали из себя гонимых, в гонителей.

Это уже не понарошку.

И какое значение имеет то обстоятельство, что это как бы не настоящая история...

Жернова-то самые настоящие.

28 августа 1991 года

Вознесенье.

ПРЕДУТРЕННИЙ СОН

Борис Устинов, прозванный в поселке Бяшей Усом, принес за несколько бутылок водки 22 килограмма брусники, и дом сразу сделался похожим на заготпункт.

Весь день до боли в шее перебирали ягоду. И, конечно, слушали приёмник.

Сегодня приснилось, будто я рассказываю кому-то, что слышал по радиоголосам: сейчас самое важное, набрать займов, чтобы накормить, наконец, города, которые поддерживают демократов.

- А кто это говорил? - спросил собеседник.

А я фамилию позабыл.

- Ну, этот, - говорю. - Наш новый министр иностранных дел выступал... Он как козыри названия Москвы и Ленинграда выложил...

- Как козыри, говоришь? - спросил собеседник. - Так, наверно, Козырев и выступал?

Точно Козырев...

Проснулся. Радиоприемник работает. Передают выступления Козырева.

Как раз о займах и говорит...

Выключил приемник.

Ну, хорошо, Москву и Ленинград накормят. А как же другие города? А как же вся остальная Россия?

Встал...

Уже утро. Тихое, чистое...

Где-то далеко, уже давно кричат петухи...

30 августа 1991 года

Вознесенье

ОСЕНЬ ПРИШЛА

Такие события в стране, что не раз возникало желание возвратиться в Ленинград или - как его теперь называть будут? - в Санкт-Петербург.

Но выйдешь ночью на мостки, увидишь, как тускловато поблескивают борта лодки в темноте, оглянешься на желтеющие за деревьями окна, и сразу и расхочется уезжать. Даже представить невозможно, как это взять и уехать от своего...

А сегодня ходил в лес и даже испугался, что мог уехать и не увидеть этого.

Уже начинается листопад...

Заденешь за берез­ку и сразу - с ног до головы - осыпает тебя золотом листьев.

А в городе что? Следственные комиссии с контактными телефонами, по которым новые власти ждут доносов от добровольных осведомителей? Истерические крики на сессиях Верховных советов? Кажется, - это совсем в другой, неведомой тебе стране, возвращаться в которую нет никакого желания...

А здесь, в России, дрожит лунный свет на воде, теплым светом желтеют за деревьями окна дома.

Но страх просачивается из радиопередач и сюда.

Вышел ночью во двор, и вдруг - даже вздрогнул от испуга! - торопливые шаги за спиной.

Обернулся, и только тогда и понял, в чем дело. Это неслышный мне ветерок, задев за верхушку березы, осыпал с неё пригоршню листьев.

Звук такой, как будто быстро подошел кто-то, а ты и не разглядел: кто.

31 августа 1991 года

Вознесенье

ПОД ЗВЕЗДНЫМ И ЯСНЫМ НЕБОМ

Когда слушаешь передачу с сессии Верховного совета СССР здесь, на берегу Онежского озера, охватывает чувство нереальности, словно это происходит совсем в другой стране.

В этом гигантском на много часов спектакле свои повороты, свои коллизии, своя динамика отношений с залом - все зрители уже ясно видят, что Горбачев предал своих депутатов и только сами актеры-депутаты еще не догадываются об этом!

Попробовал писать.

Написал на листке: «потом годы спустя, историки будут ломать головы, почему всё случилось так, ведь интересы многих общественных движений, интересы всего народа не совпадали с действиями Ельцина. Зачем же страна поддержала его? И так будут историки прикидывать и этак, а объяснение простое - нет у нас общественных движений, а есть амбиции и самолюбия лидеров» - и бросил.

Ходили с Мариной в кинотеатр.

Возвращались уже в полночь.

Над поселком - звездное и ясное, как на Рождество, небо.

1 сентября 1991 года

Вознесенье

КАПИТАЛИСТ

Тетушка к вечеру как-то очень сильно стареет, становит­ся меньше, словно усыхает за день, и волосы делаются как будто белее.

Семьдесят с лишним лет уже...

И каких лет - блокад­ных...

Вдовьих...

Вот и сегодня тетушка совсем старая стала к вечеру. Сидит грустная, задумчивая.

- Что случилась-то, тетушка?

- Радио, Миколя, слушала. Совсем худо. Не знаю уж, капиталисты-то придут эти, будут мне пенсию платить или нет?

И посмотрела на меня так, словно требовала, чтобы я переубедил ее поскорее. Все-таки всю жизнь проработала тетушка учительницей в младших классах и, хотя и позабыла почти всё, чему учили, а всё равно помнит - ничего страшнее капиталистов нет.

Но я промолчал...

Я тоже слушал сегодня, как Горбачев, подобно матросу Желязняку, прикрывшему Учредительное собрание, закрывает наш парламент. Что я мог сказать?

Вместо меня сказал Лёша - тётушкин внук...

- А я, бабушка, - сказал он, - когда капиталистом стану, тебе помогать буду.

- Сиди уж, капиталист! - сердито проговорила тетушка, но потом вздохнула и погладила внука по голове.

- Как же ты капиталистом, Лёша, собираешься стать? - спросила моя жена.

- А я страховку получу - тыщу рублей... - сказал Лёша. - Гостиницу в Вознесенье построю! Вот и стану капиталистом!

2 сентября 1991 года.

Вознесенье

«ДУРАК»

Утром писал рассказ «Дурак». Торопился закончить его к 14.00, чтобы послушать с начала трансляции Съезда и, кажется, испортил рассказ.

А Съезд, Съезд-то...

К вечеру совсем уже омерзительным стал этот спектакль, устроенный захватившими власть демократами. Все заглушают их визгливые, не скрывающие своего торжества голоса.

Как это говорил г. Афанасьев? Дескать, ну и пусть в этой стране не прижилась парламентская система, обойдемся и без нее...

Такое уже было у нас. Примерно так и рассуждали большевики в 1917 году. Просто страшно, как стремительно превращаются наши демократы в большевиков-ленинцев!

Думаешь об этом и как-то изнутри понимаешь, как начиналось белое движение.

Досадно. Особенно жалко, что ради этого я рассказ скомкал.

Вот уж, действительно, дурак.

Вечер. 2 сентября 1991 года

Вознесенье

НЕСУЕТЛИВЫЕ МЫСЛИ

Ночью проснулся...

Лежал и думал, ну, зачем я нервничаю так, зачем переживаю из-за того, что происходит в Москве?

Во-первых, всё это ещё не гибель России. Ну, а во-вторых, ведь есть Бог и не всё ли равно будет на Страшном суде: кто победил? Гораздо важнее там: кто спасся?

И вообще, зачем злиться? Писать надо. И лучше без злобы.

А главное, лучше и не участвовать ни в чем, что рождает злобу.

Гонят? Ну и пусть... Меня всегда гнали. Всегда я был гонимым, всегда я крайне неудобно ощущал себя среди гонителей...

И незачем суетиться. Надо достойно вести себя. Достойно прожить то, что выпало.

Достойно умереть, когда завершится жизненный срок.

Ночь. 3 сентября 1991 года

Вознесенье

КОНЕЦ СВЕТА

Слушаю приемник, как запрещают компартии, деполитизируют КГБ, закрывают ядерные полигоны, наперегонки спешат признать независимость Прибалтийских республик, а сам смотрю в окно - там ветка рябины с огненно-красными кистями наклонилась к белому стволу березы. И вот, появляется такая мысль, что если бы не это, если бы не синь реки за окном, и не знать бы, как жить дальше - так тяжело, такое бессилие на душе от глупости наших депутатов...

И как же живут сейчас люди, которые не видят этого, а все равно и приемники слушают, и телевизоры смотрят...

- Да-да! - закивала Нина, когда я рассказал об этом. - Тяжело, да... Конец света, видно, наступает, собак-то весь день воет.

- Телевизор надо было с розетки снять! - сердито сказал Виктор. - Собак, небось, на энтих депутатов и воет!

- Может, и на депутатов, - согласилась Нина.

4 сентября 1991 года

Вознесенье

СТРАШНЫЕ НЕБЕСА

Вчера приехал Валерий Воскобойников, привез из «Мира и культуры» деньги за «Стефана Великопермского» и две сумки с банками, маслом и водкой, которые передала с ним Антонина Станиславовна.

Пока завтракали, пошел дождь.

Думали, что уже не пойдем в лес, но тут небо посветлело, и мы решили ехать за грибами на тот берег.

Вошли в лес сразу за домами. Грибов набрали, но когда - напрямик! - выходили из леса, забрели в болотину и едва выбрались.

Марина упала на кочке, и как-то очень неловко упала.

Кое-как добрались до лодки, а на реке уже поднялся ветер.

Нашу легкую лодчонку швыряло вверх-вниз, едва выгребли против ветра...

Вечером Марину трясло, а сегодня утром температура поднялась до 39,3 градусов. Мы вызвали врача, и Марину с диагнозами: острый холецистит с возможной холецистоэктомией - увезли в больницу.

Вечером проводил Воскобойникова на автобус.

Домой возвращался назад на лодке уже в темноте. Совершенно ничего не видно, кроме редких огней бакенов.

Какие страшные ночные небеса над нашей рекой!

6 сентября 1991 года

Вознесенье

ЭПОС

Какая холодная осень! Топил печку два раза, но в доме всё равно прохладно.

И воздух такой просторный, ясный. Все дома в зареке видны до самой малейшей подробности...

Марина вчера вернулась из больницы.

Ни холецистоэктомии, ни холецистита у нее не нашли, а что было - здешним врачам не ведомо. Советуют в Ленинграде сходить к специалистам.

- А и специалисты не много чего знают... - сказала тетушка, услышав этот совет.

Потом, когда уже пили чай, начала рассказывать, что про войну она узнала в Шустручье. Приказано было всем возвращаться по своим рабочим местам, и тетушка, оставив Галю у бабушки, отправилась в Петергоф, но застряла в Ленинграде - дороги в Петергоф не было.

Уехала из Ленинграда на катере в Ломоносов. Муж уже ушел в армию, жить было негде, но ей дали комнату, в которой она и родила Люсю. Три раза ей казалось, что Люся умерла, три раза носила ее в морг и три раза оживала по дороге девочка. Как тетушка радовалась, когда начала работать баня!

Эвакуировалась из Ломоносова зимой 1942 года.

Вначале - в Кронштадт, из Кронштадта - в Лисий Нос, из Лисьего Носа - в Ленинград, из Ленинграда - по последнему Ладожскому льду - на Большую землю.

В Череповце сбежала с поезда и отправилась в Белозерск, где жили тогда мама и бабушка с детьми.

Тетушка всё рассказывала и рассказывала...

То ли день такой памятный, то ли время, когда всё эпическое вылезает... Эпоха движется, а это как раз и созвучно эпохе.

Вечером написал рассказ «Переворот».

Радио не слушаю.

Противно.

8 сентября 1991 года

Вознесенье

ПОСЛЕДНИЙ ФЛАГ

Зашел сегодня в магазин, долго бродил вдоль полупустых полок, думал, что здесь можно купить.

Наконец, разглядел на витрине флаг СССР.

Купил. Пусть хоть что-нибудь останется на память от страны, в которой жил.

Принес флаг домой.

- А сколько стоит? - разглядывая его, спросила жена.

- Два сорок.

- Два сорок? Тут же ткани рублей на десять! Сходи, купи еще - я пододеяльник сошью!

- Сама покупай...

- Ну и куплю!

Но не купила.

Пошла на следующий день в магазин и попросила:

- Флагов... Десять штук...

- Да что вы? - удивилась продавщица. - Вчера последний флаг ваш муж купил...

Так и не стал наш флаг пододеяльником. Флагом остался[2]...

10 сентября 1991 года

Вознесенье

ФАШИСТЫ

Вчера была грустная дата.

Пятьдесят лет назад немецкие танки ворвались в Урицк, замкнув блокадное кольцо вокруг Ленинграда.

Об этом пятидеся­тилетии говорили давно, но августовские события внесли коррективы в празднества.

Юбилей отмечали, но тускло.

Тетушка - она сама блокадница! - очень недовольна.

Она рассчитывала, что к юбилею блокадникам подкинут чего-нибудь.

Ничего не подкинули, и тетушка не скрывает огор­чения.

Когда я зашел к ней, она сразу поделилась со мною соображениями, насчет того, что власть в стране захватили фашисты.

И хотя я и сам иногда так думаю, но тетушку постарался переубедить.

- Ты все перепутала! - сказал я. - Все наоборот. Демокра­ты, диссиденты бывшие теперь у руля.

- Лембуй знает, как называют... - рассердилась тетушка. - Только всё равно фашисты, как не называй их! Мыслимое ли дело, даже прибавку праздничную у вдовченки украли!

11 сентября 1991 года

Вознесенье

ОСЕНЬ 1991 ГОДА

Так и проходит сентябрь...

Крепкие утренники уже не бодрят, а перехватывают дыхание... Пришла пора возвращаться в город, но, что происходит там, в городе, я не знаю, а то, что слышал по радио - наполняет душу тоской и безысходностью.

Сегодня утром написал в Москву письмо приятелю, а потом взял корзину и поехал на лодке за грибами на другой берег...

В Пожарном переулке, на той стороне реки - финский дзот. Сразу за ним - забор. На штакетнике сохнет бельё.

А на самом железобетонном пригорке - овцы.

Сгрудились в кучу - мерзнут.

На овец, снизу, из переулка, смотрят бородатые козы.

Как будто переворот делать собираются и сейчас на штурм дзота пойдут...

12 сентября 1991 года

Вознесенье

НОВАЯ ТОПОНИМИКА

Сегодня в поселке подошел ко мне мужчина и спрашивает:

- Не подскажете, как к цыгану пройти?

Сам нездешний и явно навеселе.

- Это в Богачёво, - сказал я.

- А где это?

- Вдоль реки идите, через завод... Там дальше деревенька, Богачёво называется.

Такой вот разговор получился.

Мужчина поблагодарил и пошел в Богачёво цыгана разыскивать. Видно, очень уж загорелось выпить.

Это утром было...

А после обеда я получил-таки на лесопилке заказанные брусья. Пог­рузили на машину, повезли.

- Лучше по верхней дороге ехать, - сказал я, когда шофер завернул к реке.

- Дак туда и выедем! - сказал шофер. - Через цыгана проедем.

- Через Богачёво, - машинально поправил я.

- А что?! - засмеялся шофер. - Правильно. Столько денег цыган наспекулировал, что Богачёво и есть...

15 сентября 1991 года.

Вознесенье

СОСЕДСКИЙ ПЕТУХ

Хлеб дорог, крупы нет...

И вот - даже курицы стали нынче другими. Уже не шествуют, как бывало, а все бегают, ищут поживу.

Но сейчас уже поздняя осень. Что тут отыщешь?

Пошел сегодня, перед отъездом, за водой, а в калитке соседский петух стоит. Задрал голову и смотрит на меня круглым глазом, словно прикидывая, нельзя ли ему меня склевать.

Но, похоже, великоват я ему показался.

Опустил петух голову к пустой земле. И такой вид у него разнесчастный, что даже неудобно стало, чего это я такой вымахал...

16 сентября 1991 года.

Вознесенье

АЛЕКСАНДР ОБРАЗЦОВ

«Вольная русская азбука»

(фрагменты)

Священная война: Хлебников и Троцкий

Если вам скажут, что Троцкий значительно одареннее Хлебникова литературно, вы посмотрите на говорящего такое и покрутите пальцем у виска. И забудете об услышанном. Само сопоставление этих имен абсурдно. С одной стороны классический кровопийца, один из крупнейших в истории человечества, с другой - волшебный, священный поэт России, для кого-то тёмный, для кого-то невнятный, но для всего двадцатого века русской поэзии - учитель свободы в языке. Мандельштам, Заболоцкий, Маяковский, Вагинов восхищались работой Хлебникова.

Но пришел Юрий Колкер.

«Душа у человека пуста, сказать ему нечего. Он способен только к словесной игре, притом вялой. О, лебедиво!» - это о Хлебникове.

«Чудесный по языку и картинам очерк, живой человеческий документ, в контексте русской культуры ничуть не устаревший за истекшие десятилетия» - это о дневниковой записи Троцкого.

Казалось бы - что с того? Собака лает, караван идёт. Но всё не так просто. Дело в том, что это цитаты из двух статей Колкера, помещенных в одном номере журнала «На Невском» № 11 за 2005 год. Названия статей не оставляют сомнений в том, что именно автор желает поведать нам, русским читателям журнала, изданного на русском языке в России: «Экс-председатель земного шара» и «Звезда Давидыча». Как говорит старый анекдот: веревки самим принести или местком выдаст?

Мне не хочется здесь повторять колоритную фамилию автора статей, чтобы не создавать ему даже такую рекламу. Не имеет смысла и дальнейшее цитирование из пасквиля в одном случае и панегирика в другом. Хочется понять идеологию данной акции. А в том, что это акция - сомнений нет. Расположение статей и некоторые другие материалы журнала говорят о тщательно выверенной политике. Какой? Далеко идущей политике, многогранной и уже практически не скрываемой.

Журнал «На Невском» - это журнал двойного по отношению к «Огоньку» формата. Половина его сплошная реклама, а половина - обозрение северной столицы. Северная столица этот журнал получает бесплатно в гостиницах, крупнейших магазинах, банках и так далее. Журнал, короче говоря, доставляется непосредственно к адресатам. Не думаю, что реклама здесь настолько прибыльна, что позволяет издавать его на хорошей бумаге с отличной полиграфией и неплохим дизайном. За счет чего же с пугающей регулярностью выходит данный фугас? И для кого он выходит?

Здесь - самое интересное. В рапортах, направляемых в Вашингтон и Лондон, наши ретивые соотечественники давно, видимо, отрапортовали о полном и окончательном разгроме русского государства. И о полной дискредитации национального русского прошлого. О настоящем и речи нет - уровень современной русской культуры известный В. Топоров оценивает как катастрофический. Всё в рапортах замечательно, всё в них победоносно. А вот народ уменьшается слишком медленно. Для того чтобы помочь процессу и выходит журнал «На Невском» со статьями агента К.

Поясняю. Не все - увы - богатые люди в северной столице готовы поменять убеждения и стать уже окончательными русофобами. Да такими, что и национальность брезгливо отбросят. На фиг, скажут, нам такой страна с такой дикий народ. Хочем бить как Колкер.

А вдруг? Ведь какой реванш! За всех Борис Михайлычей и Красногоровых со Швидкими.

Только вот - за что вы нас-то так? За наше к вам участие во второй мировой?..Ведь Троцкий русских нарезал столько, что одно упоминание о нём в ином контексте оскорбляет весь род человеческий. «В контексте русской культуры»... Да полно! Хватит уже!!

Умны ли евреи?

«Я знаю, что я ничего не знаю» - горестно заметил один из великих умов человечества. Видимо, каждый из нас не один раз в жизни повторял про себя (часто) или вслух (много реже) эти справедливые слова.

Вряд ли кто-то возразит мне, если я скажу, что это привилегия исключительно умных людей - способность подобной самооценки. Глупцы не бывают озабочены собственным несовершенством. Глупцы кипучи, деятельны и разрушительны. Глупцы меняют убеждения так же легко, как место жительства. Для них Родина там, где больше платят. Глупцы, наконец, никогда не могут понять, почему на них сваливаются всевозможные бедствия: в несчастьях они винят кого угодно, только не самих себя.

Распространение сведений об исключительных умственных способностях евреев целиком и полностью производится не самыми умными представителями евреев же и запуганными таким способом обывателями разных стран. Если мы вдумаемся в эту ситуацию и попробуем оценить ее хотя бы с точки зрения выгоды, то мы с недоумением и смехом убедимся в том, что пузырь - из мыла.

В самом деле, поведение евреев в чужих странах (я не говорю о государстве Израиль, где поведение евреев обычно для любого вновь организованного государства - то есть предельно эмоционально и местами нелепо по отношению к соседям и здравому смыслу) практически одинаково.

Вначале, после изгнания и в связи с необходимостью нового внедрения, евреи приторно вежливы и услужливы. Они охотно допускают в отношении себя любые насмешки и даже презрение. Ради благополучного внедрения в чужую среду они готовы к материальным издержкам, что как будто говорит об их дальновидности и уме, если бы не одно обстоятельство: местному человеку не нужно никуда внедряться и у него инстинкт самосохранения просто притупляется.

Кстати, и цыгане, и армяне, и айсоры также талантливы в деле вживания в чужую жизнь. А сегодня, когда мощные иммиграционные потоки из третьего мира захлестнули Европу и Америку, разве не вправе мы говорить о необыкновенной способности кубинцев, китайцев, турок, индусов, ямайцев - всех иммигрантов без исключения - к вживанию в чужую жизнь? Почему в этом смысле мы не вспомним русскую знать, работавшую в Париже вначале простыми таксистами, или русских таксистов в Нью-Йорке? Почему мы не вспомним деревенских людей, приезжавших в столицы и становившимися маршалом Жуковым, генсеками Хрущевым, Горбачевым, писателем Чеховым?

Не надо наделять мистической и мифической силой людей, несколько более дисциплинированных и ответственных, чем мы сами. Не надо искать примеры гениальности за границами собственного кругозора: рядом с такими же лентяями, как мы, жили и Сократ, и Вавилов. Они работали всю жизнь головой, а не отключали ее, боясь перегрева. Голова, к счастью, не утюг. Она от работы только усиливается.

Почему никому не приходит в голову завидовать Мусоргскому, бояться Алёхина или Анны Ахматовой и ее семьи? А некий Изя Бронштейн, к примеру, ввергает в трепет половину Выборгского района. Хотя поведение Изи настолько предсказуемо и самоубийственно по отношению к нему самому, что приходят мысли о психиатрии.

В самом деле, фанаберия евреев всегда на грани мордобоя. Я убежден, что люди в массе своей - самые терпеливые из живых существ. А русские - самые терпеливые из людей. Потому что те мелкие унижения и провокации, которые допускают по отношению к хозяевам гости возможно адекватно оценить только на некотором расстоянии. И растеряться от собственной глупости и ненаходчивости.

И нашествие чем-то смертельно оскорбленных кавказцев, и нежелание их в отношениях с русскими придерживаться хотя бы норм простой вежливости и торговой чести больше ошеломляет, чем возмущает.

Я глубоко убежден в том, что нынешнее неумение русских постоять за себя связано прежде всего с отсутствием навыка. Мелкие народы умеют за себя постоять. Они всю жизнь занимаются только этим.

Великие большие народы (вспомним тех же китайцев, индусов, немцев 19 - 20 веков) ведут себя в ситуациях унижения примерно одинаково: вначале ошеломление и растерянность (так что Эстония или Тайвань или Кашмир безмерно наглеют, думая, что гигант на последнем издыхании), затем оправдания в не существовавших преступлениях, самобичевание из-за собственного ничтожества (вот, оказывается, я какой! я думал, что я великий, а я слабый, тупой и вырождающийся!) и, наконец, наступает период ярости великого народа.

Тогда-то и выясняется истинный умственный уровень евреев или латышей. Они сами разожгли этот костер и подливали туда ГСМ. Они, мудрые многотысячелетние народы, вели себя как шкодливые подростки, которых старшие послали завязать драку.

Кто же старшие? Кому выгодно и забавно евреев считать мудрейшими и хитрейшими?

Тот, кто за славой не гонится, понимая что слава и власть - вещи несовместные. Это - те страны, которые каждого своего солдата-еврея-торговца-дипломата защищают силой своих пушек и авианосцев. Которые не задумываясь ввязываются в любую драку, если имеют в ней кратное преимущество.

И которые смертельно трусят, когда им отвечают достойно. И никогда не забывают своего ужаса, и мстят за него любыми низкими средствами. Вы знаете, кого я имею в виду: большие и трусливые туши бывшей Британии, США и мелких (сегодня) вчерашних гигантов колониализма - Италию, Испанию, и - увы - измельчавшую Францию.

В последние год-два, когда волны русофобии захлестнули уже и спортивные издания, лично я как-то пробудился для борьбы. Раньше мне было странно даже думать о том, что русские должны кому-то доказывать свою неповторимость и масштаб. Это так очевидно.

Ведь дело не в том, кто и что придумал о жизни, бывшей 500-1000-5000 лет назад.

Дело в том, кто бил Наполеона, брал Берлин и был первым в космосе. Всё. Больше сегодня не бывает. Никакие американские гамбургеры не перевесят гагаринского «Поехали!». Ясно вам, или повторить на языке предков?

Всю жизнь я жил рядом с евреями, у меня записная книжка на две трети заполнена ими - но я никогда не относился к ним как к избранным и сверхталантливым людям. Были и среди них хорошие писатели, композиторы, художники. Но русские всё же были крупнее, оригинальнее.

Зато была масса евреев около искусства. Это в основном режиссеры (которых я никогда не считал людьми искусства, как и дирижеров, и музейщиков, и музыкантов, и актёров, и танцоров - это всё ремесленники, иногда очень высокого уровня. Искусство предполагает создание сверхматериального из пустоты, из ничего. Например, работы Бетховена, Тютчева, Боттичелли. Очень часто за искусство принимают изготовленные по образцам, по шаблонам поделки. Конечно, эти люди, изготовители поделок значительно ниже ремесленников, они - шлак искусства, даже не дрова). Так вот евреи никогда и не смогли бы конкурировать с местными в нормальных условиях конкуренции потому хотя бы, что у них никогда не было чувства Родины.

Это страшная трагедия еврейства. Ведь Тора, в сущности - вопль отчаяния народа, который не желает исчезать в пучине времен.

Евреи (как и всякий другой народ) обладают своим единственным неповторимым для любого другого народа свойством, именно тем и ценным в палитре человечества, если считать эту палитру полной смысла и гармонии - евреи обладают жаждой славы.

Я не знаю другого такого народа, который ради такой пустяковой мечты (с русской точки зрения) готов на всё, готов терпеть унижения, насмешки, готов терять миллионы соплеменников в глупом желании выставиться, готов зарабатывать деньги, обманывая и зная о собственном обмане, превозмогая стыд - ради одного: чтобы о них кричали на каждом углу.

Что я и произвел сейчас, как по заказу.

Наука статистики

Статистика была широко распространена в мире и СССР. Мы знали, сколько «чугуна и стали на душу населения в стране» и многие другие цифры. В частности, сколько нас всего, сколько рождается и умирает.

Но с некоторых пор статистики не стало. То есть, сквозь зубы и скороговоркой говорится о том, что русские вымирают, что пьянство и наркомания, что капиталы потоком льются на границу в виде контрибуции, что...

И прочее остальное. В общем, неинтересно знать простому населению, смотрите лучше сериалы и слушайте рэп. Вот так, под рэп, и сдохнем.

Я приведу всего несколько чисел, очень показательных. На сто квадратных километров территории России приходится 83 человека, из которых только 1 (один) еврей. А 60 процентов всех богатств страны и 70 процентов власти в финансах, управлении и культуре также принадлежит этому 1 (одному) еврею.

Остальные люди этой страны (82 человека) пока еще владеют МВД и обороной. Пока еще, товарищи папуасы! соотечественники Толстого и Чайковского, Королева и Суворова!

А известно ли вам, что в стране Бурунди несколько лет назад были страшная резня из-за того только, что 10 процентов народа тутси владело 90 процентами богатств страны, а 90 процентов народа хуту - 10 процентами?

Так это же 10 процентов тутси! Не 0,01 процент еврея!

Потому у нас и порядка нет! Разве это непонятно?!

Я, русский драматург, изгнан из русского театра! И каждый специалист может сказать такое! В любой важной отрасли знания и управления.

Что скажете на это? Какой Кашпировский сидит над нашей державой и не дает раскрыть глаза?

Евреи на кв.км.

На 17 млн кв км приходится 230 тысяч евреев. То есть, на 74 кв км - один.

Это много, если учесть, что Макошь настолько болезненно реагирует на присутствие нового моего соседа в Синево, что тут же присылает дождевую тучу.

Может быть, и климат в Петербурге так уныл и беспросветен из-за их концентрации. В ста километрах, в Финляндии, где им запретили когда-то находиться после захода солнца, солнечных дней в несколько раз больше. Это официальная статистика, объяснения которой ни я, как географ по образованию, ни кафедра климатологии ЛГУ дать не можем.

Что происходит, если в двух словах?

Всякое сообщество людей, обреченных жить вместе, как бы оно не называлось - семья, поселение, область, страна, Земля - притираются для совместной жизни и в нормальном состоянии напоминают механизм со смазкой. Маховик жизни крутится, люди пекут хлеб, пишут стихи. Иногда поднимается пыль, механик останавливает машину, чистит, заливает смазку, жизнь продолжается. Даже очень неприятные ситуации вроде кавказских войн все-таки не смертельны, они идут где-то локально на периферии.

Но когда в механизм целенаправленно сыплется песочек, а те, кто сыплет, еще и приговаривают, какой механизм нехороший и вредный для человечества вообще, машина долго не протянет и пойдет в разнос.

А так как в ней содержатся атомные арсеналы, то после этого «в разноса» наша Земля вполне может превратиться в подобие Фаэтона, мелкими кусками летающего вокруг Солнца.

Чего больше от евреев - пользы или вреда?

Казалось бы, ответ очевиден: конечно, вреда.

Евреи в России появились нежданно и нежеланно. Мало того, что они прибрали к рукам русские деньги, они очень способствовали свержению царя, присвоили нагло власть, а потом еще и убили несколько миллионов казаков и крестьян вместе с женщинами, детьми и стариками. Тем самым развязав в 20 веке руки остальным преступникам и получив в ответ, уже в другом месте, так называемый Холокост.

А сегодня они обвиняют во всем, что сами сотворили - русских. Понимая, что русских лучше не злить. Всё равно - злят, кусают, вывозят деньги из страны. Еще и язык мечтают отнять, чтобы пользоваться единолично.

Разве можно здесь разглядеть хотя бы крошечную пользу? Здесь только безжалостный террор в ответ на гостеприимство, только меч в руке и факел в другой. И ожидание ответного озверения.

Не происходит.

Почему? Русские нисколько не терпимее немцев. В быту они всё перечисленное давно знают. Отношение их к евреям предельно негативное и не может быть иным уже во веки веков. Санкций мирового сообщества русские не боятся, они, можно сказать честно, плевать хотели на мировое сообщество, что доказывали неоднократно.

Так почему евреи позволяют себе в русском доме вести себя нагло, не получая в ответ ничего, кроме звонков на «Эхо Москвы» и аплодисментов на концертах? В разговоры о трусости русских не верит в мире никто.

Смею предложить ясновельможному панству свое объяснение.

Россия в значительно большей степени, чем Англия или Япония, мыслящий организм. Он не управляется царями, генсеками и тем более патриархами. Он управляется мозгом нации.

Что такое мозг? Физиолог скажет вам, что это серое вещество в черепной коробке. Может быть, для физиолога и вообще 20 века такое определение достаточно. Мне недостаточным кажется и определение «ноосфера». Мне кажется, что силовые линии, составляющие поля мысли, пронизывают не только землю и небо - они живут и умирают в громадных количествах еще и за пределами наших чувств. И туда, за пределы попадают в общем (не частном) потоке только мысли России, как единого организма. Можете галдеть в этом месте, я пережду.

Так вот - о мозге. Мозг (разум) России требует очень долгой и тщательной настройки.

Давно известно, чем проще механизм, тем проще настройка. Настройка лопаты, например, состоит в сочленении черенка и штыка. Таковы, в принципе, все искусственно и сравнительно недавно выведенные нации, в том числе евреи.

Сложные механизмы и настраиваются сложно. Христианство ударило кувалдой своего мракобесия по ведической Расее - и той пришлось не менее 500 лет выправляться.

Так и с евреями. Молодой народ, немцы, вспылил, наломал дров. В результате получил страшную психологическую травму. Россия более всего опасается быть разрегулированной. Только потому она так терпелива к постороннему влиянию и терпима к лишениям. Не надо никому объяснять, как вспыльчивы русские, как они вздорны и крикливы. И как молчаливо смиряются с временными неудобствами. То - разум народа.

И в этом рассуждении - не всё ли равно, пользу или вред приносят евреи русским? Евреи есть и с ними работают. Материал не простой. Однако задача будет решена.

Берл Лазар

Берл Лазар, представитель любавичского ребе в Москве, похоже, на деле является давним агентом ГРУ. В наше время документ перестал быть доказательством чего бы то ни было. Напротив, документ как раз настораживает: если он появился на свет, значит в этом кто-то крайне заинтересован. Потому сегодня «пакт» Молотова-Риббентропа может вызвать только саркастическую улыбку: если он возник из недр архивов ЦК в самый неподходящий для СССР момент, то он мог возникнуть там только по мере надобности. Не случайно подобный, но более ранний пакт стран Прибалтики с Германией, направленный против СССР, совершенно достоверный и давно известный, интересует в лучшем случае только краеведов.

Потому сегодня более достоверен иной способ познания: метод клубка, когда держась за край нити, весь клубок распутывается единственно по самой нити.

Итак, Берл Лазар.

Юрий Карабчиевский, один из наиболее одаренных литературоведов современности, автор «Воскресения Маяковского», сам по национальности беспримесный еврей, перед смертью сказал о том, что дни русского еврейства сочтены и мы увидим великий исход евреев из России. Казалось бы, жизнь противоречит словам Карабчиевского: происходит тотальное еврейское проникновение в финансы, в СМИ, в политику. Однако не всё так, как кажется. Радио «Эхо Москвы» нервно грозит слушателям уголовными преследованиями за оскорбительные звонки и СМС. Л. Радзиховский меланхолично жалуется на то, что 99% СМС на его мобильнике того же рода. Русские марши в ноябре каждого года как бы не назывались антиузбекскими на самом деле ориентированы юго-западнее Ташкента и они всё молодеют.

Налицо открытое недовольство русских той ролью, которую разыгрывает сегодня еврейская верхушка: ролью провокаторов внутреннего взрыва. На что рассчитывают эти люди? На традиционную терпимость русских, называемую также провокационно «рабской покорностью»? Но разве не убедила всех Россия методом подчинения полумира в 20 веке в своей неукротимой силе? Разве молчание в ответ на оскорбления не страшнее, чем ответная ругань?

И на первый взгляд действия Берл Лазара, как духовного лидера диаспоры, направлены в сторону исхода евреев из России и полностью совпадают с целями и задачами ГРУ.

Но!

В «Известиях» от 4 февраля 2009 года Берл Лазар, отвечая на вопрос: «С вашей точки зрения, евреи это нация или религиозная группа?» отвечает недвусмысленно и сенсационно: «ЭТО ТОЧНО - РЕЛИГИЯ». Чуть ниже он поясняет: «Я бы сказал, что у еврея в диаспоре есть одна (!) Родина, где он родился, где живет, чувствует себя частью общества».

То есть, Берл Лазар признает, что существование евреев в диаспоре должно быть направлено в сторону ассимиляции. Берл Лазар на глазах «переложил рули» своей политики. Нет никаких сомнений в том, что это его заявление попытаются дезавуировать те значительные силы еврейства, которые никогда не согласятся быть белорусами, румынами, русскими. Мы помним феномен пензенских крестьян, принявших иудаизм. Не считать же теперь этих земледельцев частью народа Израиля? Разумеется, нет.

Возникла коллизия, каких еще не было в истории. Без всякого внешнего принуждения, непринужденно и недвусмысленно евреям в России их главным раввином было указано массово примкнуть к титульной нации. Что на это ответит население с той и другой стороны?..

И что на этот раз задумало ГРУ?

* * *

Сборник прозы Н.М.Коняева и А.А.Образцова «Застигнутые ночью. Россия и мир глазами современных русских писателей», изданный петербургским издательством «РУССКИЙ ОСТРОВ» можно приобрести в розницу в книжных магазинах города («Дом книги», «Лавка писателей» на Невском пр., лавка «Всех скорбящих радость» на 17 линии В.О., книжной ярмарке ДК Крупской - павильон №10 и т.д. и оптом в издательстве по адресу os@rusk.ru, тел. +7-904-335-96-90



[1] Потом мне приходилось разговаривать с разными людьми, которых события, связанные с путчем, тоже застали, как и меня, в глубине России. Ощущение разыгрываемого спектакля, впечатление карикатурности августовских событий было общим. Но удивительнее другое... Как можно судить по воспоминаниям наших демократов, нагло и бесстыдно деливших в те дни должности и собственность, они тоже воспринимали нас и всю Россию, как карикатуру.

[2] Интересно, что следующий день, 11 сентября, вошел в историю России, как апофеоз предательства. Именно в этот день объявили о выводе советских войск с Кубы, а новый глава КГБ СССР Вадим Бакатин передал послу США схемы установки подслушивающих устройств в американском посольстве.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Николай Михайлович Коняев: "Христианство ударило кувалдой своего МРАКОБЕСИЯ по..."

Как-то немножно грустно стало от этих слов. Кстати или не кстати (на правах ДОГАДКИ): Календарная дата для празднования Дня независимости России (12 июня) выбрана неслучайно. В этот день родился святой благоверный великий князь Александр Невский. Кажется, теперь уже не так грустно...
Александр Бутов / 09.06.2012, 17:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Николай Коняев
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Нобелевка оскандалилась
Скандалы в Шведской академии в области литературы еще раз продемонстрировали ангажированность этой премии
13.04.2018
Театральные постановки не имеют никакого отношения к классике
Писатель Николай Коняев предлагает способ повышения интереса школьников к классической литературе
23.03.2018
Все статьи Николай Коняев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от р.Б.Алексий
08.02.2023 19:11
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от ликбез
08.02.2023 19:09
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
08.02.2023 19:06
Что там делать с этим океаном человеческого горя
Новый комментарий от Виктор
08.02.2023 18:38
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.02.2023 17:46
Шок от Православия в Эфиопии
Новый комментарий от Человек
08.02.2023 17:45