О мифах и рифах заграничной жизни

Главы из книги "Хочу жить на Западе!" Часть седьмая...

0
1703
Время на чтение 19 минут

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая

Часть шестая

Западное школьное образование - самое высококлассное

Пояснение мифа: Западное школьное образование одно из самых высококлассных в мире, оно охватывает все аспекты психологического и умственного развития ребенка. Дети, оканчивая западную школу, поступают в лучшие учебные заведения с мировыми именами.

Германия. Для начала мы бы хотели внести ясность и подробно остановиться на структуре школы в Германии. Эта структура сформировалась около двух столетий назад и с тех пор практически не видоизменялась. Она значительно отличается от нашего представления о том, какой должна быть школа, и в этом кроется, пожалуй, основная трудность понимания вопроса.

В возрасте 6-7 лет все немецкие дети поступают в начальную школу и учатся там четыре года. По окончании сдается экзамен, который и определяет дальнейшую судьбу десятилетнего ребенка: в какую из школ он пойдет учиться дальше. Результаты экзамена складываются из двух составляющих - количества баллов и характеристики классного руководителя. Он, впрочем, и выносит окончательное решение. Причем, при желании получения впоследствии высшего образования, ребенку важно попасть именно в гимназию, так как только при наличии аттестата гимназии (Abitur) у него появляется реальный шанс поступить в высшее учебное заведение (см. схему). Со сдачей экзамена тоже не все так просто. Уровень подготовки в начальной школе не дотягивает до гимназических требований. У ребенка остается два варианта - заниматься дополнительно частным образом либо дома с родителями, в противном случае придется навсегда забыть о высшем образовании, а в дальнейшем об интересной, высокооплачиваемой работе. Теперь давайте представим себе семью, где папа ребенка - слесарь, а мама - домохозяйка без профессии. Что ждет его в жизни? Вот как описывает сложившуюся ситуацию один из корреспондентов немецкой газеты «Время» («Die Zeit») Стефан Леберт:

«До третьего класса баварской начальной школы все ее учащиеся имеют равные возможности. И даже в четвертом ситуация похожа. Но потом все меняется. Временами очень трудно сказать, почему жизнь складывается так или иначе. Но иногда этому есть вполне четкое объяснение. Так, например, случилось с моими школьными товарищами Юргеном и Максом, дальнейшая судьба которых окончательно определилась в тот жаркий июльский день, 15 лет назад. Оба были моими лучшими школьными друзьями - настоящими друзьями. В ту пятницу мы последний раз стояли все втроем на школьном дворе где-то на юге Мюнхена, потом шли все вместе домой, получив свои табели с оценками, и никто из нас тогда не мог даже подумать, что мы никогда больше не увидимся. Этот день ничем не отличался от предыдущих дней накануне летних каникул. Три самых обычных ученика, со средней успеваемостью, бежали из школы домой с чувством радости об окончании еще одного учебного года - в этот раз четвертого класса.

Юрген и Макс оказались, как говорится, в похожей ситуации. Наш классный руководитель решил, что чем учиться в гимназии, лучше им пойти в среднюю школу (Hauptschule). Несмотря на то, что оценки наши были одинаковыми, классный руководитель вынес вердикт, по которому оба они были малообучаемы и по зрелости очень отставали от одноклассников. Возмущенная мама Юргена тут же отправилась к учителю со словами, что ее сын обязательно должен пойти в гимназию. «Раз вы так этого хотите». - Был его положительный ответ. Отец Макса, по профессии фермер, тоже пришел поговорить с учителем. Он был согласен с решением о средней школе, в которой его сын мог приобрести настоящее ремесло и позже помогать ему работать в поле.

Итак, наши пути разошлись. Уже в зрелом возрасте я однажды встретил Макса. Он получил аттестат об окончании школы, но должен был оставить профессию столяра, которую получил в этой самой школе, из-за несчастного случая, лишившего его нескольких пальцев на руке. Позже он работал продавцом и маляром. Но, несмотря ни на что, он был таким же милым и жизнерадостным, каким я знал его и раньше. Неудача не заставила его свернуть с намеченного жизненного пути. Через некоторое время наш разговор перестал быть напряженным, и Макс спросил меня о моей жизни: неоконченное высшее образование, школа журналистов. Внезапно он поменялся в лице и добавил: «Да, твоя жизнь должна была сложиться иначе». Он не забыл спросить и о Юргене. Неоконченное высшее образование, затем другая специальность и опять неоконченное образование, школа актера, и вот уже долгое время, как он живет в Париже. Я чувствовал себя ужасно, когда заканчивал рассказ о Юргене совершенно неподходящими словами: «Ему так и не удалось по-настоящему найти себя».

Последний день школы - серьезный перелом в жизни учащихся. До этого времени все они равны, после их судьбы предопределены. Тысячи Максов и Юргенов оканчивают начальную школу ежегодно по всей стране. И с каждым годом ситуация только ухудшается». [1]

Программы обучения гимназии и обычной школы построены совершенно по-разному. При попадании в обычную школу у ребенка остаётся очень мало возможностей получить образование, формирующее целостную картину мира. В итоге, такое распределение приводит к тому, что дети в десять лет уже поставлены на определенную ступень социальной лестницы и двигаться вверх по этой лестнице практически не представляется возможным. С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» так описывает западную школу:

«Новое, буржуазное общество нуждалось в школе для «фабpикации субъектов", ^TOph^ должны были заполнить, как обезличенная pабочая сила, фабpики и контоpы. В этой школе Бог был заменен наукой, а в ум и даже в оpганизм ученика внедpялось новое, нужное для фабpики пpедставление о вpемени и пpостpанстве, разделённых на маленькие, точные и контpолиpуемые кусочки.

На такие же контpолиpуемые частицы pазделялась масса самих учеников - всем укладом школы, системой оценок и премий, поощряемой конкуренцией. Школа, «фабpикующая субъектов», не давала человеку целостной системы знания, которая учит человека свободно и независимо мыслить. Из школы должен был выйти «добpопоpядочный гражданин, работник и потребитель». Для выполнения этих функций и подбирался запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам». Таким образом, эта школа оторвалась от университета, суть которого именно в целостности системы знания. Возникла «мозаичная культура» (в противовес «университетской»). Возник и ее носитель - «человек массы», наполненный сведениями, нужными для выполнения контpолиpуемых операций. Человек самодовольный, считающий себя образованным, но образованным, именно чтобы быть винтиком - «специалист». И вот, на мой взгляд, важнейшее наблюдение: «ученики этих классов не имеют книг, только тетради. Здесь не изучают математику или литеpатуpу, а только счет, диктанты и словарь...

Отсутствие книги, первейшего инструмента школьной работы, не случайно. В системе полной средней школы исповедуется настоящий культ книги: действительность здесь познается через книгу, со всеми отклонениями, связанными с абстракцией, неминуемой при такой практике. В полной средней школе ничто не считается слишком абстрактным. Напротив, «неполная» отворачивается от книги и от абстрактного мышления ради «изучения вещей».

Но, было бы ошибкой считать, что все буржуазное общество формируется в мозаичной культуре. Господство через манипуляцию сознанием предполагает, что есть часть общества, не подверженная манипуляции или подверженная ей в малой степени. Поэтому буржуазная школа - система сложная. Здесь для подготовки элиты, которая должна управлять массой разделённых индивидов, была создана небольшая по масштабу школа, основанная на совершенно иных принципах. В ней давалось фундаментальное и целостное, «университетское» образование, воспитывались сильные, уважающие себя личности, спаянные коpпоpативным духом. Так возникла раздвоенная, разделенная социально школьная система, направляющая поток детей в два коpидоpа (то, что в коpидоp элиты попадала и некоторая часть детей рабочих, не меняет дела). Это - «школа капиталистического общества», новое явление в цивилизации». [2]

«Уровень математической подготовки даже в развитых странах вызывает тревогу. Академик Владимир Игоревич Арнольд, например, считает, что школьное образование Франции, Англии и Америки просто гибнет в результате непродуманных реформ, проведенных там во второй половине XX века. Умение пользоваться калькулятором привело к неумению мыслить аналитически и логически, понимать суть физических и математических задач».[3]

Ирландия. «От невежества подавляющего большинства западной (и нашей постсоветской) молодежи просто за голову хочется схватиться. Когда видишь, как впустую пропадает человеческий интеллектуальный потенциал, насколько неразвиты здесь от природы весьма неглупые дети, становится просто больно.

И, когда я увидела, как в Ирландии (Северной) мучают детей, заставляя их «выбирать свое будущее», сдавая экзамены, которые определят, где они будут продолжать образование, уже в 11-летнем (!) возрасте <...>, у меня просто мурашки по коже пошли. И это при том, что первые три года они в начальной школе играют в игрушки и чуть ли не с сосками туда ходят! Оно понятно, конечно: зачем буржуазному государству тратиться на полноценное образование детей каких-то работяг или, тем более, безработных?...» [4]

Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) в 2003 году стала инициатором международной программы оценки образовательных достижений учащихся «PISA». 41 страна принимала участие в этом исследовании, было опрошено около 250 000 школьников по всему миру. Германию представляли 4660 учеников из 216 школ. Результат неутешительный. Математика - 503 балла, чтение - 491 балл, естественные науки - 502 балла. (Прим. - Китай в последние годы достигает максимума - 600 баллов.)

Но самое главное, на что обратила внимание комиссия OECD,- ни в одной из опрошенных стран, кроме Германии, возможность получения образования у ребенка не зависит так сильно от социального статуса родителя: «Школы не делают ничего, чтобы дать ребенку шанс на повышение социального статуса, унаследованного от родителей». [5]

Вспомните, как в советской, да и в нынешней, России заставляли образумиться заядлых двоечников? Их оставляли на второй год. И не было больше стыда, чем стать второгодником. Это было мощнейшим стимулом для всех, кто плохо учился. Вспомните, как стремились и ныне стремятся лодыри, а также нерадивые ученики «подтянуть» к концу года все свои двойки и выучить предмет хотя бы на «троечку». А что происходит в Европе?

Австрия. Оставление на второй год скоро уйдёт в прошлое во всех австрийских школах. Такое обещание дала министр образования Клаудия Шмид в феврале 2011 года. Эта реформа уже оговорена с правящими партиями и вступит в силу в новом учебном году, т. е. с сентября 2011 г. [6]

Смогут ли такого рода нововведения улучшить общий уровень школьного образования? Много ли ещё методов повышения успеваемости ребят в западных школах останется после такой реформы? Пусть читатель сам даст на это ответ!

Что такое функциональная неграмотность? Функционально неграмотным считается человек, который, при прочтении фразы или текста, не понимает прочитанного - например, не понимает простой инструкции по использованию того или иного товара или по употреблению лекарств. Функциональная неграмотность не позволяет человеку нормально жить и трудиться. Теперь приведём небольшие статистические данные:

Голландия. В стране насчитывается 250 000 неграмотных (1,5 % населения!) и 1,3 МИЛЛИОНА функционально неграмотных (7,9 % населения). [7]

Ирландия. 25% взрослых ирландцев, закончивших среднюю школу, функционально неграмотны. Еще 20% ирландцев могут читать и писать только простые тексты. Всего это - 45% населения. [8]

Великобритания. В Британии функционально неграмотен каждый пятый взрослый. Это 7 миллионов человек. [9]

В 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47 % школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в функциональной математике, и 42 % не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускников. [10]

Австрия. По данным Еврокомиссии и Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в 2009 году в Австрии были функционально неграмотными 21,5 % 15-летних подростков, а в 2011 году эта цифра выросла до 27,5%. Исследования показывают, что в начальной школе детскому чтению уделяют слишком мало внимания. В итоге, к концу 4-го класса качество чтения детей скорее ухудшается, по сравнению с первыми классами. [11]

США. В Соединенных Штатах, согласно журналу «Business magazine», в начале десятых годов XXI века приблизительно 15 миллионов функционально неграмотных взрослых трудились на различных рабочих местах. В США 30 миллионов человек (14% населения) не в состоянии решать ежедневные житейские вопросы, требующие функциональной грамотности.

Только 13 % населения являются достаточно грамотными для совершения следующих трёх задач: сравнить точки зрения в двух (напр., газетных) статьях; интерпретировать таблицу с данными кровяного давления, возраста и физической активности человека; вычислить и сравнить стоимость продуктов

за унцию. [12]

По-моему, данные говорят сами за себя.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АВТОРОВ:

Австрия. «Что можно сказать о начальных школах? Дети, приходящие в первый класс, НЕ ДОЛЖНЫ уметь читать, писать или считать, иначе им будет скучно, и они будут чувствовать себя некомфортно. В первом классе австрийские дети изучают алфавит, в то время как в российских школах учебники «Русский язык» начинают свои задания, уже исходя из того, что ребёнок умеет читать. Только благодаря этому происходит разрыв в уровне начального образования в 0,5 - 1 год. То же самое происходит и в математике. Текущие оценки в большинстве начальных школ вообще не ставят. Они отменены согласно современной реформе образования, как элемент, калечащий психику ребёнка. Знания оцениваются только два раза в году, в полугодовом табеле. Так что фактор оценочной ориентации в системе знаний - своих и одноклассников - равно как и здоровая мотивация к учёбе, в данном случае исключаются. Теперь о математике. Говорю со знанием дела, так как уже много лет занимаюсь со старшей дочерью по русской школьной системе параллельно к австрийской школе. В математике первых трёх классов многих австрийских школ вообще нет элементарных азов геометрии, в то время как в русских школах их изучают с первого класса. Задачи и примеры являются зачастую простыми, прямолинейными арифметическими действиями, что-то типа 2+2=4. Задач, требующих подключения логического мышления, догадливости ученика, сочетаемой со знаниями правил, вообще нет. Это, по моему мнению, исключает образное мышление из школьного «рациона» и накладывает соответствующие отпечатки на дальнейшую жизнь и деятельность подрастающего поколения. Неудивительно, что родители жалуются на стресс и неуспеваемость их чадушек, когда те попадают после начальной школы в гимназию, где требования резко повышаются. Оказывается, без логики и математического мышления трудно осваивать большинство предметов. А если предметы трудны и непонятны, то кто же будет грызть гранит науки? Они, в отличие от нас, не учили, что нужно, несмотря ни на что, «учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин!". Вот и подумайте, какой путь выберут для себя ваши дети, находясь в такой образовательной системе?»

Испания. «Многие испанские дети практически сидят на молоке и сухих завтраках. Огромное количество школьников в возрасте 8-11 лет не знает, каковы на вкус помидоры, шпинат или апельсины (при том, что большинство всех овощей и фруктов, продающихся, например, на территории Германии, испанского производства. Прим. - В.В.). В последнее время количество школьников, которые продолжают образование в университетах, резко уменьшилось. Испанская общественность бьет тревогу: треть испанских подростков бросает школу, не справляясь с учебной программой, а подготовка тех, кто все-таки решается поступить в университет, зачастую оставляет желать лучшего. Многие дети начинают курить в возрасте 11 лет. Употребление наркотиков в 15-летнем возрасте также перестало быть редкостью».

Бельгия. «Система школьного образования. Дело в том, что здесь есть три ветки, которые ученики выбирают для себя после 6-го класса. После этого класса образование идет еще 6 лет. Варианты:

- Профессиональное образование - ребенок, фактически, говорит, что учиться ему сложно. Далее он в 12 лет выбирает себе профессию и его учат на нее. Сварщик, повар, секретарь... Никаких наук, никакой литературы - ничего. Эти люди обречены быть вот такими, т.е. фактически их образование остановилось в 6-ом классе, когда из математики они прошли еще только деление в столбик. (Программа математики медленнее чем в России.) Таких людей полно.

- Техническое образование - чему-то учат, но в университет после такого идти тяжело или невозможно. Эти люди, окончив школу, не знают, что такое производная, т.к. элементарно это не прошли, следовательно, на технических факультетах им делать нечего. Можно попробовать на психологию, или философию, или языки в серьезный ВУЗ. Или можно пойти в «высшую школу", там дают диплом бакалавра за 3 года, но не учат практически ничему. Смысл таких высших школ лично мне непонятен, специалистов там не делают. Такие люди потом идут работать операторами в коллинг-центрах (телефонистами - прим.), поэтому: зачем им 3 года учиться - непонятно.

- Общее образование - то, что похоже на российское, плюс-минус несколько уроков, например, религия или этика.

Я считаю, что, если человек хочет быть сварщиком, это прекрасно, но решение надо принимать не в 12 лет, пройти какой-то минимум необходимо, поэтому данную систему я зачисляю в огромный минус».

Израиль. «В выпускных школах Израиля ученики сдают два обязательных экзамена по истории: первый - часть «алеф». Он полностью посвящен еврейской истории и истории антисемитизма. Гораздо более интересен второй экзамен - часть «бет». Он посвящен так называемой «всеобщей истории» Таким значимым государствам как, например, СССР, Польше, Франции, США, посвящено всего четыре вопроса. Два вопроса на общую тему и два на тему, так или иначе связанную с евреями. Например, что должен знать ваш ребенок о США как одной из самых крупных держав XX столетия: «Оправдались ли ожидания еврейских иммигрантов в США, касающиеся будущего их детей?»

А если речь заходит о Германии или странах Северной Африки? Тогда «мировая история», которую дети изучают в израильских школах, почти полностью игнорирует эти государства. Вся история Германии и стран Магриба исчерпывается собственно еврейскими бедами и несправедливостью по отношению к евреям. Помимо еврейского контекста, Марокко, разумеется, не имеет никакой истории. Германии в принципе не существует вне истории Холокоста. История государства Израиль присутствует в пяти экзаменационных вопросах из двадцати одного.

Из вышеперечисленного и так уже понятно, о чем идет речь. Согласно курсу истории, утвержденному Министерством образования, евреи - единственный народ в мире, который ненавидят и преследуют. Серьёзные исторические события, не имеющие отношения к евреям, не упоминаются вообще. Или рассматриваются только через еврейскую призму, которая почти всегда является призмой жертвы.

Один комедийный актер, Джеки Мэйсон сформулировал в свое время содержание всех еврейских праздников: «Нас пытались уничтожить. Мы выжили. А теперь давайте покушаем». Уроки истории в школах Израиля выглядят точно также. Но без еды» [14].

Как видим, проблемы во многих странах похожи, несмотря на уровень их экономического развития и количества денежных средств, ежегодно выделяемых на образование.

США. Ситуация, которая складывается в США, еще более неутешительная. И это в XXI веке, в стране, которая считает себя передовой по уровню развития техники и технологий. Давайте рассмотрим её подробнее.

Очень показательно авторское интервью Игоря Панарина на радио «ГОЛОС РОССИИ» от 13 мая 2011 года о плачевном состоянии дел в американской школе (на русском и английском языках). Называлось оно «Малограмотная реформа»:

«В американском Детройте зафиксирован рекордно низкий уровень грамотности - каждый второй не умеет читать и писать или делает это с большим трудом.

По расчетам Национального института грамотности почти у 50 процентов взрослых жителей Детройта возникают проблемы с чтением, письменной и разговорной речью, а также простейшими арифметическими вычислениями. Местный центр по вопросам трудовых ресурсов Detroit Regional Work force обнаружил, что половина «функционально безграмотных» имеет диплом о среднем образовании. Эксперты считают, что это еще раз подтверждает: Америке необходима реформа образования. Но при этом успокаивают: такая шокирующая цифра - традиционное явление для Соединенных Штатов. Попытки исправить ситуацию предпринимались еще в 90-годы прошлого века, но положительных результатов не дали, отметил в интервью «Голосу России» декан Дипломатической академии МИД России Игорь Панарин:

«В 1999 году, то есть 12 лет назад, президент Клинтон, выступая с ежегодным посланием в конгрессе, поставил задачу, чтобы каждый выпускник американской школы смог прочитать диплом, который ему выдали. Можете себе представить, это задача, которую ставил президент. И, насколько мне известно, это задача не выполнена. Это не только данные Детройта. Я бывал во многих американских штатах - и состояние дел в американской школе действительно очень плохое. И тот факт, что выпускники школ не умеют ни читать, ни писать какие-то элементарные вещи, это, в общем-то, традиция в США. В целом, в школах в разных американских штатах, если речь идет не об элитных частных школах, а об общественных, около трети выпускников по сути безграмотные».

Специалисты говорят, что нынешнее положение дел в американском образовании - следствие ошибок, допущенных в середине XX века. В 1965 году в два-три раза были снижены требования к ученикам школ. Чиновники попытались таким образом уравновесить разрыв в успеваемости между «белыми» американцами и представителями национальных меньшинств.

И если до этой реформы США были на 18-м месте по уровню грамотности населения, то после ее проведения опустились на 49-е. Сильно отразился на американской системе образования и мировой финансовый кризис, считает Игорь Панарин: «При Клинтоне в 1999 году целая образовательная программа была разработана. Президент Буш, когда пришел на второй срок, уделял внимание необходимости улучшения образования. Но во время мирового финансового кризиса в Калифорнии, например, были уволены десятки тысяч учителей. Из-за кризиса там не могли платить им зарплату. И в классах, где было 20-25 человек, теперь 30-40. И, естественно, качество обучения понизилось. Не случайно, что хуже всего дела обстоят в Детройте. Там уровень безработицы - около 30 процентов, это наивысший показатель для США».

Добавим, что нынешний президент США Барак Обама уже не раз говорил о необходимости реформировать образование. В 2009 году по его инициативе стартовала программа «Гонка к вершине" (Race to the Top). Это был конкурс на лучший проект реформы, в нем участвовали представители 48 штатов и нескольких образовательных округов. Победители и финалисты получили денежные призы в размере от 75 до 700 миллионов долларов, а все стоящие идеи были взяты на вооружение Министерством образования.

Летом 2010 года администрация президента должна была представить итоговый проект реформы. Её цель - к 2020 году выйти на 1 место в мире по количеству студентов и в три раза повысить уровень среднего образования. А между тем в апреле (2010 года - прим.) в разных городах Америки стали закрывать школы с недобором учеников и низким уровнем успеваемости. Это вызывает недовольство в обществе. Эксперты прогнозируют, что обсуждение новой реформы будет громким и скандальным». [15]

Капитализм как явление нацелен на получение сверхприбылей от предприятий, а вовсе не на воспитание образованного и интеллектуально развитого населения. Люди как винтики в большой машине. Их задача - выполнять четко определенную функцию и приносить, в конечном итоге, прибыль, а не задумываться о проблемах общества, несостоятельном правительстве или развитии будущего. Западная система образования наилучшим образом выполняет поставленную задачу. Взрослый западный человек до конца жизни так и остается ребенком, который смотрит на мир только через узкую призму своего сознания, недопонимая, что же происходит на самом деле. Вы хотите, чтобы ваши дети получили западное школьное образование? Вы всё ещё считаете его лучшим? Решение остаётся за вами.

В оформлении использованы репродукции картины Федора Решетникова «Опять двойка» (1952) и Дмитрия Жукова «Провалился» (1885).

Примечания:

[1] M. Perlmann-Balme и соавторы. Немецкий как иностранный. Уровень В1 (E M neu: Bruckenkurs: Deutschals Fremdsprache Niveaustufe B1). Heuber Verlag, Ismaning D., 2008. 128 S. // http://books.google.com/books?id=NKiu3EpeLbsC&pg=PA51&lpg=PA51&dq=Klassenkampf+Lebert+Niveaustufe+B1&source=bl&ots=mucgHmZ6Wp&sig=nKLAPKSKNe6JkYrptXavqdiFZ-4&hl=ru&ei=kb7WTd6oCMWM-wbG2JC9Bw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBoQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false(Перевод - В.В.)

[2] Сергей Георгиевич Кара-Мурза «Манипуляция сознанием». изд. Эксмо, М., 2009. 864 стр. ISBN978-5-699-10826-8

[3] Пятое правило арифметики. НАУКА - это ЖИЗНЬ! // http://nauka.relis.ru/05/0412/05412020.htm

[4] Ирина Маленко. «Совьетика» Часть 1. CommissarBooks, GreatBritain. 2009. Стр. 215. // интернет версия - http://www.sovetika.ru/malenko/index.htm

[5] Выдержки из статьи. Юрген Альбрехт (JurgenAlbrecht). Увядающая система образования в Германии (DeutschlandsmarodesBildungssystem). 08.11.2007 // http://www.storyal.de/story2004/bildung.htmПеревод с немецкого - В.В.

Подробности результатов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) см. здесь: // http://de.wikipedia.org/wiki/PISA-Studien#cite_ref-5

[6] Прощай, оставление на второй год (Sitzenbleibenade). Газета «KleineZeitung». 18.02.2011 // http://www.kleinezeitung.at/nachrichten/politik/2677138/schmied-sieht-konsens-oevp-gegen-sitzenbleiben.storyПеревод с немецкого - Я.С.

[7] Википедия // http://nl.wikipedia.org/wiki/Analfabetisme

[8] Глизон Закман (GleasonSackmann). Ирландия: 25% взрослых функционально неграмотны (Ireland: 25% ofadultsarefunctionallyilliterate) // http://scout.wisc.edu/Projects/PastProjects/NH/00-06/00-06-15/0027.htmlПеревод с английского здесь и далее по главе - Я.С., Ирина Маленко

[9] Один из пяти взрослых Великобритании функционально неграмотен (OneinfiveUKadults «illiterate»). BBC News // http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/811832.stm

[10] Википедия // http://en.wikipedia.org/wiki/Functional_illiteracy

[11] Печально: наши дети больше не умеют читать (Traurig: Unsere Kinder konnennichtmehrlesen). Газета DerGrazer. 05.06.2011. Стр. 12.

[12] Функциональная неграмотность (FunctionalIlliteracy). Википедия // http://en.wikipedia.org/wiki/Functional_illiteracy

[14] Примерный пересказ статьи: «Что учат израильские школьники на уроках истории?» Офер Шеллах. «Маарив». Интернет-портал Курсоринфо. 22.05.2010 // http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2010/05/22/hist/

[15] Малограмотная реформа. 13.05.2011. Портал Панарин.шш // http://www.panarin.com/comment/16137/

Впервые опубликовано: http://rugraz.net/index.php/ru/bibliotheka/957-hochu-zhit-na-zapade-o-mifah-i-rifah-zapadnoj-zhizni

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: О мифах и рифах заграничной жизни

То, что в царских/советских/современных школах у нас было/есть много чего хорошего, = факт. Более того, мне не доводилось слышать в бытовых разговорах фразы а-ля "в германии пятиклашки умнее". Авторы говорят о каком-то мифическом мифе. Как раз напротив у нас существует довольно устойчивое стереотипное мнение о том, что наша с-ма образования - лучшая. Давайте разберем несколько моментов из текста. 1.А если речь заходит о Германии или странах Северной Африки? Тогда «мировая история», которую дети изучают в израильских школах, почти полностью игнорирует эти государства. (с) А у нас не так? Кто может назвать имя создателя Священной римской империи? А хотя бы еще одного фараона, при котором возводили пирамиды (кроме хеопса и хефрена)? Да меня недавно здесь назойливые форумчане уверяли, что наши дети ничего не знают ни из мировой художественной культуры, ни из истории, ни географии. Я категорически с ними не соглашался, впрочем. 2.Огромное количество школьников в возрасте 8-11 лет не знает, каковы на вкус помидоры, шпинат или апельсины (с) Это откровенная ложь. Как раз в Испании рацион школьников включает много овощей и фруктов. Более того, меню школьных столовых постоянно совершенствуют. В частности, газета Эль Мундо не так давно поддержала инициативу испанского министерства по добавлению в рацион мяса (хамон - традиционная испанская нямка). А вот что написано в обзоре школьных завтраков, составленном корреспондентами BBC: Lunches are the main meal in Spain and for kids it tends to consist of two courses including vegetables and a fish, or meat dish with pasta, rice or potatoes, followed by fruit or yoghurt. - если кто не знает инглиш, то сообщаю, что в меню входят овощи, рыба, рис, фруктовые смеси. http://www.youtube.com/watch?v=CagzrIfERho - а вот это видеоролик о готовке еды. Лук, помидоры, лимоны, морепродукты в кадре - цинги не будет, а йод будет. 3.Эти люди обречены быть вот такими, т.е. фактически их образование остановилось в 6-ом классе. Что им мешает самостоятельно читать? Кстати, автор этой фразы вообще общался когда-нибудь с российскими гопниками, которые составляют абсолютное большинство населения в целых микрорайонах или населенных пунктах? Там даже не 6 класс... ___ Можно и дальше разбирать эти страшилки, но жалко тратить время.
рудовский / 14.03.2012, 16:24

2. Re: О мифах и рифах заграничной жизни

Опять, то ли полуправда (которая хуже зачастую хуже лжи), то ли неосведомленность авторов и анекдоты - «истории» из жизни. Все для того, чтобы подогнать задачку под заранее заготовленный ответ про «ужас капитализма». Да, в Германии после начальной школы дальнейшее школьное обучение разветвляется на 3 потока. Да, учитель начальной школы дает рекомендацию своим выпускникам, на какой из трех потоков идти. Но РЕШЕНИЕ принимают родители ученика. И решение вовсе не является окончательным приговором. Позже ученик может, если захочет, изменить решение. Эта система разумна. Нет никакого смысла заставлять учить логарифмы, и тригонометрию или типы химических связей тех школьников, кто собирается быть шоферами, бетонщиками, продавцами и т. п. Тем более, что такие ученики не хотят это все учить и, как правило, не способны это выучить. Подобное разумное разделение учеников на 2-3 потока в старших классах существует, как я знаю, в большинстве западных стран. При этом в университет там есть школы для взрослых (дневные и вечерние) для тех, кто передумал, и решил все-таки получить высшее образование. В чем же смысл истории про трех немецких друзей-школьников? Существует ли, или может ли существовать общество, где все люди будут учиться в университетах? И все люди там будут учеными, поэтами, писателями, артистами, инженерами, банкирами, министрами, топ-менеджерами и т.п.? По моим наблюдениям западные люди лучше умеют критически мыслить, нежели советские/российские. Школа и университетское образование являются отличным социальным лифтом на Западе. Достаточно взглянуть на биографии западных гослидеров, политиков, ученых, бизнесменов.
Субъект / 14.03.2012, 15:49

1. Re: О мифах и рифах заграничной жизни

Ну что тут скажешь? Советская школа с того времени, как стала полностью, вплоть до выпускного 10-го класса бесплатной, конечно, была главным социальным лифтом СССР, любой ребёнок из любой семьи при хорошей успеваемости мог после окончания этой школы поступить в вуз. Я училась позже, но считаю, что послевоенное раздельное обучение мальчиков-девочек по дореволюционному образцу было правильным, уже в наше время В.Ф. Базарный http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/ доказал преимущества такого обучения как врач и педагог. К сожалению, классов по системе Базарного совсем немного. А при существующей у нас системе дети в школе массово теряют здоровье (в том числе и зрение). По Базарному необходимо раздельное обучение, ребёнок за партой сидит один, на второй половине стоит конторка, как в Пушкинском лицее, и ребёнок на уроке сам выбирает стоять ему или сидеть. Физпаузы во время урока посвящены не только разминке мыщц, но и упражнениям для глаз, для чего на потолке специальные геометрические фигуры, а на стене картины должны быть. Вот и все 3 основные премудрости: раздельное обучение, выбор стоять-сидеть, упражнения для глаз - внедрение которых позволило бы сохранить детям здоровье даже при существующей классно-урочной системе. Но нынешнему минобразу внедрять их ни к чему, другие планы, Базарный и его система - это реликт русской и советской школы. Одна из его последних статей называется "Будущее за теми, для кого дети значат больше, чем деньги". Трудно не согласиться.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Григорий Иванов
О мифах и рифах заграничной жизни
Миф: на Западе хорошая поддержка материнства и детства
28.06.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
Образцы для подражания?
20.06.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
Узкая специализация западных работников - гарантия высокого профессионализма и качества работы
11.06.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
На Западе - экологически чистые продукты питания
09.05.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
Главы из книги «Хочу жить на Западе!»
24.04.2012
Все статьи Григорий Иванов
Валерия Волковая
О мифах и рифах заграничной жизни
Миф: на Западе хорошая поддержка материнства и детства
28.06.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
Образцы для подражания?
20.06.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
Узкая специализация западных работников - гарантия высокого профессионализма и качества работы
11.06.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
На Западе - экологически чистые продукты питания
09.05.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
Главы из книги «Хочу жить на Западе!»
24.04.2012
Все статьи Валерия Волковая
Яна Сиденко
Образ России как врага
Краткий очерк актуальной ситуации по материалам западных СМИ
30.03.2014
Враг на пороге
Технология уничтожения семьи: «перезагрузка»
30.01.2013
Каждый за всех и все за одного
О попытке совмещения православного мировоззрения с элементами мировоззрения коммунистического
22.01.2013
В жертву Молоху
Технологии уничтожения семьи
16.12.2012
О мифах и рифах заграничной жизни
Миф: на Западе хорошая поддержка материнства и детства
28.06.2012
Все статьи Яна Сиденко
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40