МИФ: ПОВСЕМЕСТНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА ЗАПАДЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОКРЫТИЕ ВЫНУЖДЕННЫХ РАСХОДОВ ЗА СЧЕТ СТРАХОВОК
Пояснение мифа: развитая система страховых услуг позволяет не бояться за завтрашний день. Что бы с Вами ни случилось - болезнь, автомобильная авария, судебный процесс - Ваше благосостояние не пошатнется, бремя непосильных расходов страховая компания возьмет на себя.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АВТОРОВ:
Австрия. «В Европе не только очень популярна, но и совершенно необходима так называемая правовая или юридическая страховка. Она нужна, чтобы оплатить услуги адвоката, расходы на судебные издержки (пошлины, гонорары экспертов, расходы свидетелей и переводчиков), если эти расходы не несёт противоположная сторона; расходы на адвоката противоположной стороны, в случае проигрыша судебного процесса; и залог до 50.000,00 евро. Заключается договор со страховой компанией, выплачивается ежемесячный, отнюдь не малый, взнос (если в страховку включить все возможные составные, то её стоимость превысит 500 евро в год), и вы можете спать совершенно спокойно. Так или не так? Не совсем так.
Эта страховка начинает действовать через 3-12 месяцев (в зависимости от необходимых составных) с момента заключения страхового договора. То есть если вы четыре месяца честно выплачиваете взносы, а на пятый вам срочно нужна правовая защита, то как тогда? Печальные обстоятельства произошли слишком рано?
Но я, собственно, даже не об этом. Согласно договору, юридическая страховка покрывает стоимость консультаций адвоката с частотой 6-12 раз в году, то есть, раз в 1-2 месяца, в зависимости от договора. Оказывается, если вам посчастливится оказаться, с одной стороны, человеком, недостаточно знающим законы, а с другой стороны, человеком, которого периодически обманывают, обворовывают, притесняют и прочее, то вас ожидает большой сюрприз.
Приведу личный пример: на протяжении пяти лет мы с мужем честно платили взносы правовой страховки. За это время нас притеснял бывший хозяин квартиры; два раза торговые фирмы забрасывали нас счетами об оплате по несуществующим договорам; у нас обнулились существенные вклады в облигации, так как компания оказалась финансовой пирамидой; нам не выплатили, согласно договору, причитающиеся деньги, и, наконец, моему мужу, пианисту по профессии, размозжил пальцы на руке какой-то агрессивный парень. Мы честно ходили на юридические консультации. За пять лет около восьми раз. До судебных разбирательств дело ни разу не дошло. Большинство юристов понимающе качали головами, слушая наш рассказ, и говорили примерно одну и ту же фразу: «Вы правы и с человеческой, и даже с юридической точки зрения. Мы совершенно с вами согласны, но в этом случае, к сожалению, ничем не можем помочь!» Потом они дружелюбно прощались и требовали у страховой фирмы уплаты за юридическую консультацию. В один прекрасный день нам сообщили, что расходы на нас слишком высоки и страховка хочет со своей стороны расторгнуть контракт. Оказывается, в 31-листном договоре мелким шрифтом в статье 15, пункт 3.2. прописано, что страховая компания имеет право сама расторгнуть контракт в течение одного месяца, если расходы превышают определённые границы (какие границы, не конкретизировано). Какие расходы? От восьмикратной консультации юриста в течение пяти лет? Без судебных разбирательств? А как же прописанные выше расходы, которые, согласно контракту, должна перенимать страховка? Интересно вычислить, во сколько нам обошлись взносы за пять лет и вычесть из них сумму расходов на консультации адвоката. Как там в песне: «Кто-то теряет, а кто-то находит...
Если страховая фирма сама расторгла контракт с вами, это невероятно усложняет возможность заключения нового страхового контракта. Расторжение ложится чёрным, неотмывающимся пятном на страхуемого. Он становится кем-то вроде изгоя в «дружелюбной среде застрахованного мира.
Наша компания сообщила, что если мы не хотим быть «выброшенными', то обязаны согласиться на «выравнивание стоимости «ежемесячных взносов. Хороший термин. Выравнивание в нашем случае составило чуть больше 100% от исходной величины взноса. Не выровняешь - пошёл вон! Как говорят на Украине: «Бачили очi, що купували, ïште, хочь повилазьте!»
Но страховые сферы бывают разными, равно как и возможности страхования. Рассмотрим другие примеры.
США. День 11 Сентября 2001 года стал для многих в США трагедией, но кое для кого появился повод поправить свои дела. Приведем здесь с сокращениями статью Кристофера Браухли, юриста из города Болдер, штат Колорадо. Статья опубликована 19 мая 2005:
«Как страховые компании эксплуатировали 11 Сентября.
Одним из последствий 9/11 стало ограничение свободы людей в Соединенных Штатах в виде новых запретов, законов и санкций, эти же события развязали руки Конгрессу для совершения таких дел, которые никто в здравом уме и не подумал бы разрешить до этого бесславного дня. Одним из знаков этой новой свободы стало Постановление о Страховании Террористического Риска (Terrorism Risk Insurance Act) 2002 года.
9/11 стоило страховым компаниям более $40 миллиардов, история еще не знала единовременных убытков такого масштаба. Такие потери страховщикам не понравились, и, из личного интереса, они решили, что правительство должно что-то сделать, что бы это никогда не повторилось.
На первый взгляд, казалось необычным, что страховые компании просят правительство влезать в свои внутренние дела. Страховые компании - это большой бизнес, а большой бизнес гордится системой свободного рынка, которая работает лучше всего, когда правительство не вмешивается в жизнь людей и корпораций. Однако в этом случае страховщики готовы были сделать исключение, поскольку то, что они просили, влияло на размер их прибыли, а большой бизнес готов поступиться принципами, когда просит правительство сделать что-то для своего обогащения.
Страховые компании заявили, что без помощи Конгресса (значит, налогоплательщиков) они отказываются страховать компании от терроризма. Они рассуждали так, что поскольку в событиях 9/11 нет их вины, то и ничего неэтичного нет в том, чтобы обратиться за помощью к Конгрессу. Так родилось Постановление о Страховании Террористического Риска (Terrorism Risk Insurance Act) 2002.
Постановление предписывает, что в случае новой террористической атаки страховые компании обязаны оплатить только первые $10 миллиардов убытков. Кроме этого, в 2003 году, они ответственны за страховой платеж в размере 7% страховых взносов, полученных за предыдущий год. Размер этого платежа увеличивается до 10% в 2004 году и 15% в 2005 году. За все остальные расходы должны отвечать налогоплательщики, оплачивая 90% убытков, превосходящих $10 миллиардов, до $90 миллиардов включительно. В 2004 году доля участия налогоплательщиков снижается до $87.5 миллиардов а в 2005 - до $85 миллиардов. Важно помнить о том, что действие Постановления кончается в 2005 году. Этого страховая индустрия боится больше, чем новой террористической атаки.
Чтобы смягчить свои опасения, страховые компании внесли $36 миллионов в избирательный фонд обоих кандидатов на последних президентских выборах и теперь надеются, что хорошие люди ответят за добро добром, оставив в силе и усовершенствовав Постановление 2002 года. Действие постановления должно распространиться на страхование жизни, автомобилей и домов, а также бизнесов. Интересно, что, по сведениям Американской Федерации Потребителей (Consumer Federation of America), за первое полугодие 2002 года прибыль индустрии страхования увеличилась на 66.4%, что позволяет говорить о том, что последствия 9/11 были для страховщиков не такими ужасными, как для многих других.
Конечно, страховые дельцы не настолько тупы, чтобы уверять всех, что они нуждаются в защите, потому что им недостаточно увеличения прибыли на 66.4% (это после страховых выплат более чем на $40 миллиардов). Они просто объясняют, что если правительство не заставит налогоплательщиков взять на себя расходы по страхованию убытков от терроризма, то компании будут вообще отказываться страховать от подобной опасности и, в конечном счете, проигравшими окажутся все. Весьма мрачная перспектива для налогоплательщиков, правительства и Конгресса».[1]
И, несмотря на легкое волнение, они, конечно же, получили, что хотели: 26 декабря 2007 года действие Постановления было продлено до 31 декабря 2014.[2]
Да, скажет читатель, терроризм - это ужасно, но меня гораздо больше волнует проза жизни: насморк и зубная боль, детские болезни, дорога на работу и домой, мой автомобиль...
Поговорим об автомобильных страховках. Тема богатая. Есть много хороших страховок. Нет, неправильно! Все страховки очень хороши до тех пор, пока вы ездите аккуратно, не нарушаете правил и не попадаете в аварии. Для страховой компании Вы самый желанный клиент, страховой договор регулярно перезаключается, цена снижается. Однако, когда дорожные неприятности все-таки случаются, то идиллия кончается и сразу становится ясно, кто чего стоит.
ИЗ ПИСЕМ ЭМИГРАНТОВ:
США. «Моя жена много лет аккуратно водила машину. Однажды случилось несчастье, она попала в аварию, причем не по своей вине, второй участник с места происшествия скрылся. К счастью, данное происшествие обошлось без последствий для здоровья, но машина не подлежала восстановлению. Наша страховая компания выплатила стоимость разбитой машины. Размер компенсации был вполне достаточен, чтобы купить новую машину примерно такого же класса. В тот момент я испытывал чувство искренней благодарности к страховому агенту и к компании в целом.
Однако через месяц мы получили уведомление о том, что договор о нашей страховке расторгается. В качестве аргумента было названо отсутствие бизнес выгоды (businessreasons). Тут я искренне недоумевал - за что? После того, что произошло, я был вполне готов к повышению цены страховки. Да, конечно, они сейчас потратились, но это было первое подобное происшествие за много лет. Мы бы продолжали ездить, они бы продолжали получать свои деньги, но нет: «businessreasons»- и точка.
В результате упорных поисков мы нашли новую страховку по двойной цене, жизнь постепенно вошла в нормальную колею».
За каждое нарушение правил в США стоимость автомобильной страховки при перезаключении договора возрастает. Она возрастает даже в том случае, если нарушение не привело к аварии, то есть водитель, превысивший скорость, платит дважды: первый раз - полицейский штраф, второй раз - повышение стоимости страховки. Скоростной режим на дорогах регулируется властями штата, а про нежную дружбу власти и большого бизнеса мы уже слышали.
Во многих штатах ограничение скорости на автострадах настолько низкое, что не нарушать правила просто невозможно, то есть останавливай любую машину и выписывай штраф, превышение скорости всегда будет налицо.
«Страховые компании играют в этой ситуации (необоснованно низких ограничений скорости) огромную роль. Они говорят, что малые скорости сохраняют жизни. Это откровенная ложь. Они поддерживают низкие ограничения скорости потому, что знают: люди все равно не будут их соблюдать и станут получать штрафы за превышение скорости, а страховщики, в свою очередь, будут повышать им расценки. Если допустить, что смысл страховки в том, чтобы покрывать необычные риски, то каждая наценка за превышение скорости - это чистая прибыль, поскольку нет ничего необычного в том, чтобы нарушать необоснованно низкое ограничение скорости. Некоторые страховые компании используют эту прибыль для покупки полицейских радаров и лазерных пушек, потом передают их полиции бесплатно! У полиции всегда не хватает денег, так что они рады таким подаркам, с ними они готовы «наводить порядок на дорогах». За счет повышения страховых расценок стоимость таких подарков окупается менее чем за год. (Цена полицейских радаров составляет около $1200, лазерных пушек - $3800 за штуку). Каждое устройство продолжает служить и приносить чистый доход еще от 3 до 5 лет. Очень недурная прибыль для законного продукта. В каком еще бизнесе можно управлять доходами таким необычным образом?»[3]
Можно порадоваться тому, что иногда на американской земле случаются и победы здравого смысла над продажностью.
15 апреля 2011 года Палата представителей штата Техас приняла закон о повышении разрешенной скорости на новых автострадах штата с 80 до 85 миль в час (со 128 до 136 км/ч). Закон был принят, несмотря на серьезное противодействие представителей страховой индустрии, которые заявили, что увеличение разрешенной скорости приведет к увеличению жертв дорожных происшествий. Между тем Национальное Управление по безопасности движения (National Highway Traffic Safety Administration) объявило, что за прошлый год дорожная смертность в Техасе снизилась на 7%. Теперь новый закон Техаса должен быть одобрен Сенатом и подписан губернатором.[4]
Будем надеяться, что Сенат поддержит и не поддастся давлению большого бизнеса, а водители не дадут повода страховым дельцам позлорадствовать: «Ага! Мы же предупреждали!»
Даже самые крепкие люди иногда нуждаются в помощи врача. Между пациентом и врачом на Западе почти всегда стоит Её Величество Страховка. Именно она превратилась в главное действующее лицо процесса лечения. В угоду Страховке больные порой выбирают из необходимого лечения самое-самое необходимое, а врачи превращаются в обычных бизнесменов в белых халатах.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АВТОРОВ:
Австрия. «Страхование здоровья - в Австрии явление обязательное и повсеместное. Примерно до середины двухтысячных годов большинство населения страны платило ежемесячные взносы - студенты около 20 евро/месяц, а остальные, согласно постановлению от 2006 года (§45/1 ASVG), от 75 до 255 евро/месяц - в территориальную больничную страховую кассу. Эта касса обеспечивала стопроцентное покрытие расходов на посещения врача, больничное лечение и многие лечебные назначения. Примерно с 2005 года в стране началось планомерный вынужденный перевод служащих из ведения территориальной больничной кассы в другие страховые кассы. Это проводилось примерно таким способом: «Хочешь работать на этом месте - переходи в другую страховую кассу. Нет? Тогда не обессудь!...» В других кассах ежемесячные взносы остались примерно такими же, зато к ним прибавилась 20%-ное покрытие всех расходов на лечение у врачей. То есть раз в квартал людям стали приходить по почте счета, где были суммированы 20 процентов от расходов за посещения врачей всеми членами семьи. Если в семье было много человек, да ещё и были дети, которые имеют обыкновение регулярно болеть, то сумма вырастала до внушительных размеров. По всей стране проходили рекламные акции, что пресловутые «другие» кассы гораздо лучше, так как они покрывают значительную часть расходов на зубные пластинки, протезы и костыли, в отличие от территориальной страховой кассы. А если вашей семье, по счастью, не нужны пластинки, протезы и костыли, зато необходима чуть ли не каждый месяц врачебная помощь? Тогда придётся раскошеливаться, ибо услуги новой, навязанной вам страховой кассы покрывают только 80% ваших расходов. Да и то не везде. Оплата за зубные пломбы и зубное лечение вообще полностью ложится на пациента».
НЕМНОГО О ЗУБНОМ ЛЕЧЕНИИ:
«Когда я был ещё студентом в Австрии, со мной случилась как-то пренеприятнейшая история. Я пришёл к стоматологу с сильными болями. Тот сказал, что зубной нерв полностью повреждён и подлежит удалению. Спросил меня, делать ли мне местный наркоз. Я спросил: «А за это нужно платить дополнительно или страховка заплатит?» Доктор назвал недоступную по моим тогдашним меркам цену. Я сказал: «Я студент и у меня нет таких денег. Быть может, можно что-то придумать?‘ Доктор ответил: «Тогда будем делать без наркоза».
Вам когда-нибудь выдирали зубной нерв без наркоза? Мне пришлось это претерпеть. Не знаю, какому русскому врачу придёт такое в голову. Это что - наследие доктора Менгеле? Обычный австрийский стоматолог, каких много. С тех пор я панически боюсь всех без исключения зубных процедур.
Справедливости ради, следует сказать, что другой зубной врач, к которому я, спустя некоторое время, обратился, выслушав страшную историю, сказал, что не нужно волноваться, что он всегда будет делать мне наркоз, а по желанию - даже и тогда, когда наркоза и не требуется. Мы уже больше 12 лет живём в другом городе, за 150 км от того места, где работает этот врач, но я тем не менее до сих пор езжу со своими зубными проблемами только к нему».
Очевидно, доктор, удаливший нерв без наркоза, был лишен не только врачебной этики, но и элементарного здравого смысла. Мог бы предложить заплатить в рассрочку, а то и вообще сделать анестезию бесплатно. Его частная практика бы от этого не разорилась, а благодарный пациент продолжал бы к нему ходить и давать возможность заработать. Но закон есть закон: что не оплачивает страховка, будьте добры, отсчитайте сами. А потом по принципу: «Утром - деньги, вечером - стулья». Думаете, в других странах Запада дело обстоит иначе?
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АВТОРОВ:
Германия. Примерно то же самое: «У нас с мужем «Тechniker Krankenkassa» - это одна из лучших мед. страховых касс в Германии. Она стоит 14% от заработной платы ежемесячно. Мне нужно было поставить коронку на зуб. Я пошла к врачу. Он посмотрел и выписал счет на 652 евро, из них страховая касса мило согласилась оплатить аж 122 евро. Остальное - самостоятельно. И я решила сделать коронку на Украине.
Но вопрос даже не обо мне. Для нас это, конечно, сумма, но, напрягшись, мы бы ее потянули. А ведь миллионы людей, даже граждан Германии, живут с чистым месячным доходом порядка 1000 евро (это для Германии совсем не много. - прим. Я.С.). И что делать в таком случае им? Да, конечно, можно написать слезное письмо страховке о том, что у меня нет денег, но это все решается по субъективному решению работников. Есть еще выход: поставить темную, металлическую коронку, которая бесплатная, но тогда - улыбаться категорически запрещено».
ИЗ ПИСЕМ ЭМИГРАНТОВ:
Израиль: «...За первые шесть лет, я успел поработать на восьми заводах (поначалу пришлось работать в самых тяжёлых условиях на предприятиях, имеющих дурную славу из-за своего отношения к простым рабочим), пока не попал на предприятие, выпускающее алюминиевый профиль, бывшее когда-то государственным заводом и потому сохранившее ещё какие-то остатки человеческого отношения к рабочим. Там, например, платили шикарную премию, составлявшую около 20% от зарплаты, выдавали рабочую одежду, кофе для ночных смен, денежные подарки на крупные праздники и т. д. Работать бы и работать, но вот случилось несчастье...
В пять пятнадцать утра, идя на утреннюю смену, я поскользнулся на какой-то «банановой корке», упал и поломал ногу. Продолжить свою работу по состоянию здоровья я уже не мог. Травма оказалась серьёзной, и я получил постоянную инвалидность 20%, благодаря усилиям адвоката, удалось выбить ещё 10%, итого - 30% инвалидности. В Израиле каждый человек застрахован в организации, называющейся «Битуах Леуми» (Национальное Страхование). Кроме того, существуют страховки от работодателя в случае травмы непосредственно в цеху, автогражданская ответственность в случае травмы на транспорте, коллективная страховка от потери трудоспособности «Мивтахим», действующая на некоторых предприятиях, и др. В моём случае, я мог претендовать на пенсию от «Национального Страхования» и пенсию по коллективной страховке «Мивтахим». От первой организации я стал получать пенсию почти без задержки, пришлось подождать всего полгода, а вторая страховая компания уже около года всё решает, сколько мне платить и нужно ли вообще это делать.
Каким образом должен существовать инвалид производства на 30 процентов от своей средней зарплаты (именно столько составляет моя пенсия от «Национального Страхования»), похоже, никого не интересует».
Жаль человека, но руководителей «Мивтахим» это действительно не интересует, они скорее могут быть обеспокоены тем, что клиент перестал платить страховые взносы.
В США есть такая организация - Американская Ассоциация за Правосудие (American Association for Justice). Это сообщество профессиональных юристов, ставящее своей целью судебную защиту интересов людей, получивших увечья в результате чужой небрежности. По роду своей работы юристы AAJ часто сталкиваются со страховыми компаниями.
Ассоциация провела масштабное исследование, в результате которого на свет появился список из 10 худших страховых компаний.[5]
Первую тройку в списке AAJ занимают следующие компании:
1. Allstate
2. Unum
3. AIG
Allstateобвиняется в преднамеренном затягивании процесса, в отклонении справедливых страховых исков и преднамеренном занижении страховых выплат. Агентам Allstateбыло приказано врать клиентам, и они получали вознаграждение за снижение страховых выплат.[6]
Некоторые бывшие работники Unum заявили, что они были обязаны отклонять справедливые страховые требования, чтобы сэкономить деньги для компании.[7] Пытливый читатель, пользуясь приведенными ссылками, может самостоятельно ознакомиться с полным списком AAJ и всеми подвигами, которые числятся за этими уважаемыми организациями. Самое главное, что себя они не забывали. Средняя зарплата исполнительных директоров 10 компаний из списка AAJ за 2007 год составила около $9 миллионов.[8]
Как там провозгласила в своём альбоме группа «Ундервуд»? «Бабло побеждает зло». Этот лозунг могли бы с триумфом взять себе на вооружение западные страховые компании (конечно же, если бы они владели русским языком).
Без страховки на Западе человеку жить очень плохо, но и со страховкой зачастую не лучше. Придется несколько раз быть обманутым, терять трудовые деньги, тратить нервы и здоровье, разочаровываться и снова надеяться. Почти все люди, приезжающие в новую страну, проходят этот путь. Только после этого, да и то не ко всем, приходит понимание ситуации, спокойствие и способность безошибочно различать обман. Добро пожаловать на Дикий Запад!
МИФ: НА ЗАПАДЕ УМЕЮТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ РАБОТАТЬ, НЕ ТО, ЧТО НАШИ «ЛЕНИВЦЫ»
Пояснение мифа: западный образ жизни является гарантией высокого профессионализма, сознательного отношения к труду и отличного качества выполненной работы.
В те далекие годы, когда никто еще не слышал слова «перестройка», любимым героем советских юмористов был пьяный сантехник, неспособный починить раковину, нерадивый работяга, выпускающий брак, или ленивый работник жилконторы, отвечающий на все просьбы: «Зайдите через недельку». Люди смеялись остроумным шуткам, но иногда вздыхали - эх, вот если бы дело было где-нибудь во Франции, к нам пришел бы сантехник, аккуратно одетый, пахнущий не перегаром, а хорошим одеколоном, быстро устранил бы неисправность, на прощание поцеловал бы руку хозяйке....
«Утечка газа - вещь серьёзная. В нашем жилье отопление и горячая вода - за счёт газа. В одно прекрасное зимнее утро в доме отключились отопление и горячая вода. Мы бегали по этажам, проверяли газовую колонку, распределитель и все приборы. Никаких отклонений. Только на табло мигал значок поломки в системе. В последующие часы мы внимательно изучали инструкцию по эксплуатации всей отопительной системы, расшифровывали смысл значка о поломке. Тем временем температура в доме резко упала, из крана потекла ледяная вода, дети стали замерзать. Я позвонила в аварийную газовую службу. Рассказала, предупредила о возможной утечке газа. В аварийной службе мужчина сонным голосом ответил мне, что сейчас только началась суббота, и нужно позвонить в ремонтную службу в понедельник. Я опешила....
Это, что? Письмо советских трудящихся в журнал «Крокодил»? Нет - 10-е годы XXI века, центр Европы, Австрия.
...У нас поломка в газовой системе, возможна утечка, мы платим ежемесячные взносы и за сервис аварийных газовых служб тоже. В ответ на мои возмущения и просьбы о помощи мужчина невозмутимо сообщил, что он вообще сейчас находится не в городе, а кроме него, нам сегодня никто помочь не сможет. С отчаяньем я положила трубку. По счастью, за это время мой муж сам нашёл и устранил поломку. А если бы не нашёл?»
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АВТОРОВ:
Австрия. «На Западе умеют по-настоящему работать!» Я тоже так думала, когда уезжала. А теперь...
История о том, как мы достраивали наш дом (краткое содержание). Я звоню в строительную фирму и заказываю материалы и работников. Меня вежливо и дружелюбно благодарят за заказ и говорят, что на днях позвонит мастер, чтобы приехать и оценить объём работ. Проходит неделя, никто не появляется. Снова звоню в офис. В ответ: «Ах, извините, мы не успели! Прораб придёт завтра». Назавтра приходит мастер, осматривает, радуется, что заказ большой, говорит, что на днях нам позвонят и приедут работать. Проходит ещё неделя, звоню, спрашиваю. В ответ: «Ах, вы так важны нам как клиент, но у нас произошла накладка! Мастера приедут буквально на днях». Проходит следующая неделя. Звоню, ругаюсь. Спрашиваю, им что, не нужны деньги в период финансового кризиса, когда всеобщие заказы со стороны населения сходят на нет? На следующий день приезжают строители, делают работу. Такая, одинаковая, как под кальку, история у нас была со строителями, сантехниками, кафельщиками, электриками и телефонной службой».
В инженерных кругах тоже не все в порядке с профессионализмом. Великобритания. Как показало исследование консультационной строительной компании МакБайнс Купер (McBains Cooper)[9], уровень профессионализма в британской строительной отрасли неуклонно снижается. Многие специалисты ничего не слышали о введении в стране Еврокодов (Европейских строительных норм). Две трети инженеров слабо разбираются в Еврокодах и продолжают проектировать здания по старым британским стандартам.[10]
А как обстоят дела по другую сторону океана? Картина похожая.
ИЗ ПИСЕМ ЭМИГРАНТОВ:
США. «Мы купили новую мебель в «солидном» мебельном магазине. Домой весь гарнитур был доставлен в разобранном виде, сборка осуществлялась работниками магазина прямо на дому. После их ухода пришлось вымести из комнат кучи мусора, отчищать грязь с коврового покрытия и стен.
Петли и дверные ручки на новой мебели были приделаны криво, некоторые ручки начали отваливаться через неделю. Да, можно было звонить в магазин и чего-то требовать, но я решил, что проще будет переделать самому».
Сделать сам не каждый может, и тогда люди пишут жалобы, в век интернета это очень просто. Позвольте привести несколько выдержек из Сетевой Жалобной Книги. Антон Павлович Чехов получил бы богатый материал для новых рассказов.
«Нортхилл Констракшн Кампани, Майк Пизутто. (Northhill Construction Co Mike Pizutto).
Маунт Вернон, штат Вашингтон.
Майк обещал начать работу сразу после получения 50% аванса. Как только мы заплатили, он исчез на две недели, сказал, что у него был запланирован отпуск. Через некоторое время пришли какие-то люди и разобрали нашу старую веранду и потоптали сад. Когда они стали делать новую веранду, выяснилось, что она меньше, чем мы договаривались, и не из тех материалов».[11]
«Компания Partsgateway.co.uk.
Я заказал у них крышку для радиатора автомобиля, они мне прислали совершенно не ту, что нужно. Позвонил по телефону, номер оказался неработающим, на электронные письма тоже никто не отвечает».[12]
Иногда жалобы поступают и на большие известные компании. Вот, например, авиакомпания Дельта опозорилась.
«Я летел из Оклахома-Сити через Атланту в Нью-Йорк. В Оклахоме мы заплатили $50 за два чемодана, сданных в багаж. У стойки регистрации нам объявили, что вылет из Атланты в Нью-Йорк задерживается на 5 часов. Обидно, но что делать, мы сдали чемоданы и ушли. После прилета в Атланту нам удалось попасть на более ранний рейс в Нью-Йорк. Нашего багажа в Нью-Йорке еще не было, я думал, что он прилетит вместе с задержанным рейсом, но ошибался. Багаж остался в Атланте, оказалось, что девочка у стойки регистрации в Оклахоме вообще не оформила отправку в Нью-Йорк. Началась долгая история по вызволению багажа из Атланты. Деньги за перевозку багажа нам так и не вернули».[13]
Что делать недовольному пассажиру? Гордо заявить: «Не буду я больше летать вашей Дельтой»? Вот напугал! Давно прошли те времена, когда хозяин бизнеса беспокоился о каждом недовольном клиенте. Нерадивую девочку из Дельты могут уволить, но та, что придет на ее место, будет не лучше. Майк Пизутто найдет других людей, за чей счет можно хорошо отдохнуть. Почему так происходит в «самой передовой экономической системе»? Над этим и другими вопросами размышляет Андрей Ваджра - киевский политолог и философ, в своей книге «Путь Зла. Запад: матрица глобальной гегемонии»:
«Производитель капиталистической эпохи безразличен к плодам своего труда, психологически он отстранен от них и стремится отдать им как можно меньше своих сил и времени. Его экономический успех определяется способностью быстро избавиться от созданного продукта путем продажи. Для современной экономики западного типа значение имеет только прибыль. На данный момент качество товара и услуг вторично. Аналитические структуры промышленных корпораций и «мозговые тресты» тратят огромные средства на разработку эффективных методик проведения рекламных кампаний (все больше напоминающих по своей сути и форме психические атаки), способных вынудить потребителя приобретать товар не только не нужный ему, но и заведомо низкого качества, который нередко несет угрозу здоровью и даже жизни людей».[14]
Этот труд стоит того, чтобы ознакомиться с ним полностью. Предлагаем любознательным читателям воспользоваться ссылкой в конце страницы.
А может, хотя бы люди благородных профессий показывают пример отношения к делу? Отнюдь...
«В июне 2000 года в Медицинский Центр Университета штата Вашингтон (г.Сиэттл) был доставлен 49-летний Дональд Чёрч, у которого была обнаружена опухоль в брюшной полости. Когда он выписался из госпиталя, опухоли не стало, но ее место занял металлический ретрактор (хирургический крючок). Доктора признались, что по ошибке забыли 13-дюймовый (около 33 см) крючок в животе пациента. Это был не первый подобный случай в медицинском центре, четыре похожих происшествия были зафиксированы в госпитале в период с 1997 по 2000 годы».[15]
«В Госпитале штата Род Айленд 82-летней женщине потребовалось операция по остановке внутричерепного кровотечения. Нейрохирург начал с просверливания отверстия на правой стороне головы пациентки, хотя рентген ясно показывал, что кровотечение происходит слева. К счастью, он вовремя увидел свою ошибку, заделал первое отверстие и начал сверлить второе, на этот раз на левой стороне. Пациентка после операции чувствовала себя удовлетворительно».[16]
Слесарь не ту гайку открутил, врач не в том месте голову просверлил - ничего, все люди могут ошибиться. Без ошибок работает только бухгалтерия, когда рассылает клиентам счета за услуги.
«С началом капиталистической эпохи и постепенным формированием тоталитарной экономической системы, целиком подчинившей целям своего существования современное общество, трудовая деятельность человека теряет свою естественную самодостаточность, индивид становится системным элементом, функционирующим по законам глобальной производственной мегаструктуры. В данных условиях смысл и цель его труда определяются не им самим, а неведомыми ему факторами, труд становится следствием внешнего принуждения, что приводит к его отчуждению».[17]
Говоря попросту, люди-винтики не видят в своей работе иного смысла, кроме получения зарплаты. И, честное слово, трудно бросить камень в чей-то огород, всем надо семью кормить, мы и сами такие.
Наиболее понятно описал этот процесс Карл Маркс в своих ранних работах -«Экономическо-философских рукописях 1844 года»: «В чем же заключается отчуждение труда? Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это - принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут как от чумы. Внешний труд - труд, в процессе которого человек себя отчуждает, - есть принесение себя в жертву, самоистязание. И наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому».[18]
Наш старый знакомый Пьяный Сантехник оказался глобальным видом, живущим во многих странах и говорящим на многих языках. Он может появиться в образе электрика в робе, агента по недвижимости в щегольском костюме или врача в белом халате. Кем бы этот тип ни прикинулся, он всегда будет просить денег вперед и найдет массу уважительных причин, почему не может вам помочь. Если встретите его - гоните прочь!
И последнее: что, собственно, значит это утверждение - на Западе умеют по-настоящему работать? Как можно это оценить со стороны? Скорее всего, по результатам работы, скажете вы. И будете правы. Но какой ценой достигаются такие результаты? Что скрывается за красивой внешностью дорогих автомобилей и домов, за яркими упаковками и гладкими дорогами? Всегда ли условия работы в западных странах хорошие, честные, человечные или мы здесь тоже чего-то не знаем? Безусловно, есть достаточное количество иммигрантов, работающих в чистеньких офисах с кондиционерами и искренне верящих, что у остальных людей на Западе такие же условия работы. Давайте рассмотрим несколько примеров, когда это бывает не так.
ИЗ ПИСЕМ ЭМИГРАНТОВ:
Израиль. «С работой беда. Рабочие работают в разнос. Такие вещи, как гигиена труда, право на отдых, техника безопасности и др., находятся на зачаточном уровне. Работник бесправен. Хорошие профессионалы с местным образованием получают неплохие социальные условия, но часто рабочий день составляет 12 часов...
Поначалу пришлось работать в самых тяжёлых условиях, на предприятиях, имеющих дурную славу из-за своего отношения к простым рабочим. Первым моим заводом был Цаг (www.zag.co.il), выпускающий инструменты и оборудование из пластмассы. Работа - посменная, в три смены, выходной - раз в три недели, рабочий день - 8 часов, 6 дней в неделю, в субботу - 12 часов. Если рабочий хочет сделать себе выходной, кроме запланированного при пересмене, ему дают такую возможность, но для этого каждый раз нужно просить начальство. Никакого социального пакета не предусмотрено, так как это работа от агентства по найму временной рабочей силы. Время от времени приходилось наблюдать откровенное издевательство, когда начальник удваивал или утраивал обычный объём работы в единицу времени, включая дополнительные станки и вменяя в обязанность рабочему бегать от одной литьевой машины к другой, как метеор... »
Вот пример, опубликованный на сайте «Израильское право»:
«Правомерны ли действия администрации?
Вопрос: У нас на предприятии ввели «маскорет глобали»[19], при этом требуют работать неограниченное количество часов, по 12-16 за один рабочий день. Правомерны ли действия администрации и как с ними бороться?
Ответ: Действия администрации незаконны. Через суд Вы можете требовать выплаты соответствующего эквивалента, включая сверхурочные часы.
Адвокат-нотариус Илья Вайсберг»[20]
Я представляю себе этого иммигранта из бывшего СССР, требующего у работодателя в Израиле выплаты эквивалента, включая сверхурочные. Нелегко ему придётся. Особенно при торжестве западного права (об этом подробнее в мифе № 19).
ИЗ ПИСЕМ ЭМИГРАНТОВ:
Австрия. «Друг работает в австрийском филиале одной из самых крупных в мире автомобилестроительных компаний «Магна Штаер» (MagnaSteyr). Там следующие порядки: подписываешь рабочий контракт на 8 часов, работаешь по 10 часов в сутки. Положенный перерыв на обед - 30 минут, а позволяют отойти только на 15. В итоге рабочие сидят, извините, за подробность, на унитазе с бутербродом в руке. Если возмущаешься, уволят за милую душу. Конечно же, не за жалобы, а по сокращению кадров. Там регулярное перемещение рабочих из одного цеха в другой. Цех закрыли - трудящихся расформировали. Кому не нашли места - уволили. «Финансовый кризис, елки-палки. Уж извините! Конечно же, нам важно ваше мнение! Говорите на здоровье, у нас демократия! Только вот работы для вас, увы, пока что нет». В этой компании есть ещё такое удобное правило. Берут человека на работу. Первый год - пробный. То есть в любой момент могут уволить за оплошность. И увольняют регулярно работников до истечения первых девяти месяцев, поскольку после девятого месяца положено выдавать пособие по увольнению. По прошествии времени вполне могут взять того же, кого уволили, якобы из-за недостатка кадров. Дёшево и сердито...»
Ирландия. «В офисе моего нового работодателя царил полный хаос. Я перешла в эту фирму не столько потому, что они платили на 1000 фунтов в год больше, сколько потому, что они обещали сделать из нас, лингвистов, специалистов по технической поддержке (technical support). Но какое там... Люди приходили на рабочие места и уходили с них с такой скоростью, что им позавидовал бы сам Абебе Бикила[21]. Из-за такой текучки у фирмы не было времени как следует готовить новых работников к работе на телефоне - ознакомить их, как подобает, с продуктами, и пр. Вместо этого их бросали на телефон, как на амбразуру дзота. Мало тех, чья психика выдержит такую изощренную психическую атаку: когда по 8 часов в день 5 дней в неделю совершенно незнакомые тебе люди гневно обвиняют тебя по телефону в полной некомпетенции, а ты даже не имеешь права им рассказать, что происходит на самом деле! И народ - как раз именно поэтому! - бежал... Бежал в другие фирмы, иногда - массово, чуть ли не целыми отделами! Получался, своего рода, замкнутый круг: фирма была снова вынуждена набрать новичков, у которых не было даже и тех небольших навыков, которые с грехом пополам собственными усилиями успели приобрести убежавшие. И все повторялось по новой!
Кто это там у нас в годы перестройки вопил об «эффективности частных компаний?...»»[22]
«Ничем не сдерживаемое стремление к обладанию, однозначный выбор между «иметь или быть» в пользу «иметь», привели к тому, что индивидуальная жизнь современного западного обывателя оказалась в жестких рамках трудовой деятельности, поглотившей практически без остатка все его свободное время.
Если современный индивид отчужден от того, что он называет «работа», выказывая интерес к ее результатам лишь в рамках рыночных отношений (где качество труда зависит сугубо от возможности его выгодной продажи), то его предки производили, как писал В. Зомбарт, «еще не меновые ценности (определенные чисто количественно), но исключительно потребительные блага, т.е. качественно различаемые вещи.»»[23]
Вот на такой «оптимистической» ноте можно закончить эту главу. Мы постарались быть честными, показав теневые стороны названной сферы, а мнение составлять будете вы.
(Продолжение следует)
Сноски:
1 - Кристофер Браухли (ChristopherBrauchli). Как страховые компании эксплуатировали 11 Сентября (How insurance companies exploited 9/11) // «America's Best Political Newsletter» Counterpunch. 19.05.2005. // http://www.counterpunch.org/brauchli05202005.html. Перевод с английского здесь и далее по главе - Г.И.
2 - Википедия. Постановление о Страховании Террористического Риска (TerrorismRiskInsuranceAct) // http://en.wikipedia.org/wiki/Terrorism_Risk_Insurance_Act
3 - Боб Морроу (BobMorrow) Обнаружители радаров (RadarDetectors) // Ibiblio. Public Library and Digital Archive // http://www.ibiblio.org/rdu/insurans.html
4 - ФоксНьюс. Страховыегруппыпротивувеличенияразрешеннойскорости(Insurance Groups Against Speed Limit Increases) // Fox News. Houston, Texas. 15.04.2011 // http://www.myfoxhouston.com/dpp/business/110415-speed-limit-insurance
5 - 10 ХудшихстраховыхкомпанийАмерики(Ten Worst Insurance Companies in America) // American Association for Justice. 2008 // http://www.justice.org/docs/TenWorstInsuranceCompanies.pdf
6 - Бесплатный совет (Free Advise). Юридический портал. // http://law.freeadvice.com/insurance_law/insurers_bad_faith/ten-worst-insurance-companies.htm
7 - Там же. // http://law.freeadvice.com/insurance_law/insurers_bad_faith/allstate.htm
8 - Там же. // http://law.freeadvice.com/insurance_law/insurers_bad_faith/unum.htm
9 - МакБайнс Купер (McBains Cooper) Консультации по строительству и недвижимости // http://www.mcbainscooper.com/Перевод с английского здесь и далее по главе - Г.И.
10 - Недостаток профессионализма в строительной отрасли (Professionalism is «falling short» in construction industry). HVP Heating ventilating & plumbing 01.11.2010 // http://www.hvpmag.co.uk/MemberPages/article.aspx?id=397&typeid=1
11 - Жалобная книга (Complains Board). 06.12.2010
// http://www.complaintsboard.com/complaints/northhill-construction-co-mike-pizzuto-c397488.html
12 - Там же. 17.05.2011 // http://www.complaintsboard.com/complaints/partsgatewaycouk-c455530.html
13 - Там же. 17.05.2011 // http://www.complaintsboard.com/complaints/delta-airline-c455514.html
14 - А. Ваджра. Путь Зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. - Киев: 1999-2003. Издательства: АСТ, Астрель, 2007 г. // http://www.ruska-pravda.com/index.php/view-details/geopolitika/59-andrej-vadzhra.-put-zla.-zapad-matritsa-global-noj-gegemonii.html
15 - 10 невероятных медицинских ошибок (10 UnbelievableMedicalMistakes). Bizarre Medical Stories by Gracy Murano. 16.02.2009 // http://www.oddee.com/item_96576.aspx
16 - Там же.
17 - А. Ваджра. Путь Зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. - Киев: 1999-2003. Издательства: АСТ, Астрель, 2007 г.
18 - Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, - М.: Государственное изд-во политической лит-ры, 1955. Т. 42. С. 90-91.
19 - Маскорет глобали - это фиксированная зарплата (оклад), начисляемая независимо от проработанных часов. Иногда, работодатель заговаривает о переводе на «маскорет глобали», чтобы попросту не доплачивать работнику, работающему по 14-16 часов в день.
20 - Израильское право. 22.08.2003 http://pravo.israelinfo.ru/answers/oplata/6145
21 - Абебе Бикила - знаменитый эфиопский бегун, чемпион Олимпиады в Риме (1960).
22 - Ирина Маленко. «Совьетика» Часть 1. Commissar Books, Great Britain. 2009. стр. 94. // интернет версия - http://www.sovetika.ru/malenko/index.htm
23 - А. Ваджра. Путь Зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. - Киев: 1999-2003. Издательства: АСТ, Астрель, 2007 г.
Впервые опубликовано: http://rugraz.net/index.php/ru/bibliotheka/957-hochu-zhit-na-zapade-o-mifah-i-rifah-zapadnoj-zhizni
2. Re: О мифах и рифах заграничной жизни
1. Re: О мифах и рифах заграничной жизни