«Неверующие верующие»

О книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы

1 Дик 
2478
Время на чтение 5 минут

Книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) стала одной из популярных книг за прошедший год. Рассказы, собранные в этом сборнике, раскрывают перед читателем крупномасштабную карту духовного мира России советского и постсоветского времени.

Отец Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, Великий Наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий, архимандрит Клавдиан (Моденов), семья маршала Г.К. Жукова, режиссёр Сергей Бондарчук, дивеевская матушка Фрося, которая в советское время хранила вещи преподобного Серафима Саровского, духовная дочь священномученика Илариона Любовь Чередова и многие другие стали героями книги архимандрита Тихона. Об их судьбах автор рассказывает ровно с такой теплотой и деликатностью, какая доступна человеку любящему своих героев и своих читателей. Отец Тихон свидетельствует о том, что и в наше время не перевелись подвижники: молитвенники, странники, пустынники, ничем не уступающие в духовных подвигах древним своим предшественникам.

Перед нами в прочитанной книге открывается то, «что происходило в духовном мире», когда мы учились, работали, справляли свадьбы, ходили в турпоходы и отдыхали у моря.

Это не просто литературное произведение. Это - гармоничный сплав сценария, публицистики, воспоминаний, проповеди. Такая разножанровость обнаруживается, к примеру, в рассказе о самозванце-монахе: о том, как ничего не подозревающий доверчивый будущий автор повествования старался ему помочь выправить документы в тогдашнем Советском Союзе, как пытался переправить «страдальца» в Грузию и ради этого даже задумал съёмки фильма, и о том, чем в итоге обернулась эта история.

В каждом из рассказов говорится о людях, которые вопреки господствовавшей в то время советской идеологии отстаивали вековые святыни и извечные понятия христианской морали, как оказалось, отстаивали для нас, своих потомков. Когда в 1960-е годы должностные лица в очередной раз пришли закрывать Псково-Печерский монастырь, Великий Наместник, бывший фронтовик, прошедший дорогами войны от Москвы до Берлина, встретил их такими словами: «У меня половина братии - фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите на монастырь - какая здесь дислокация. Танки не пройдут. Вы можете нас взять только с неба, авиацией. Но едва лишь первый самолёт появится над монастырём, через несколько минут об этом будет рассказано всему миру по «Голосу Америки». Так что думайте сами!». Или мог скомандовать своему келейнику:

- Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!

Не стоит объяснять, что начальство не особо желало связываться с такими «фанатиками», но нередко наместнику приходилось держать ответ перед церковными властями и хлопотать уже не на шутку о сохранении древней обители. Таким образом, удалось отстоять едва ли не единственный в советской России монастырь, который дал «несвятых святых» старцев, подвижников-монахов, духовно окормлял многих простых и знаменитых мирян, а также по промыслу Божьему многие из послушников и паломников здесь начинали свой путь будущих священников и архимандритов.

В каждом из доверительных повествований читатель книги увидит, как совершается Божий промысел о каждом человеке, и, наконец, о духовном пути самого автора.

Будучи выпускником ВГИКа, режиссёром, затем послушником во Псково-Печерском монастыре, а ныне архимандритом Сретенского монастыря, автор говорит из нашего обыденного мира, стоя рядом с духовно слабым, растерянным, сомневающимся человеком. Эти исповедальные рассказы помогают понять, что все мы равны перед Богом и Господь жил среди людей, трудился, учил, мучился, по-человечески умирал, чтобы каждый из нас никогда не чувствовал себя одиноким.

Книга отца Тихона - о том, как близко находится с нами Господь. И случаи, пережитые и описываемые автором книги - тому подтверждение. Епископ Василий (Родзянко), которому посвящён рассказ отца Тихона «Преосвященнейший послушник», будучи из семьи русских эмигрантов, провёл всю жизнь заграницей. В Лондоне вёл церковные передачи на радио Би-Би-Си. В последнее десятилетие своей жизни он много времени проводил в России, помогал Русской Церкви. Однажды Владыка Василий ехал служить в один приход Костромской области. Водитель машины остановился, увидев аварию на дороге: грузовик врезался в мотоцикл. На дороге лежал погибший мужчина. Владыка подошёл к плачущему рядом молодому мотоциклисту, обнял его и предложил совершить необходимые для умершего молитвы.

«- Сделайте, пожалуйста, всё, что надо! Отец был православным. Правда, он никогда не ходил в церковь - все церкви вокруг посносили... Но он всегда говорил, что у него есть духовник!

Из машины уже несли священнические облачения. Владыка не удержался и осторожно спросил молодого человека:

- Как же так получилось, что ваш отец не бывал в церкви, а имел духовника?

- Да так получилось... Отец много лет слушал духовные передачи из Лондона. Их вёл какой-то священник Родзянко. Этого батюшку папа и считал своим духовником. Хотя никогда в жизни его не видел.

Владыка заплакал и опустился на колени перед своим умершим духовным сыном».

В книге отца Тихона наряду с рассказами о путях воцерковления некоторых людей находятся простые пояснения сложнейших вопросов: о применении священниками отчитки; о важности полноценного совершения таинств, например, чтении древних заклинательных молитв при Таинстве Крещения; о том, что на одном престоле только один раз в течение дня можно служить литургию; о том, как действенно в случае потери какой-то вещи читать 50-й псалом царя Давида и Символ Веры.

В рассказах отца Тихона не даётся вывода-морали, как в баснях И.А. Крылова. Автор оставляет за читателем возможность домыслить и оценить ситуацию, а также сделать самостоятельное заключение.

Книга иллюстрирована фотографиями монахов и священников наряду с мирскими людьми, как знаменитыми, так и совсем неприметными. Неприметными людям, но не Богу. Эти лица договаривают недосказанное или несказанное, дают нам образ простоты и мудрости, говорят о том, что у Бога не иссякает надежда на каждого из нас.

Радует при чтении книги то, что все мы, оказывается, потихоньку совершали свой духовный путь, живя в светском мире. А когда наши соотечественники старшего поколения покоряли космос, перекрывали Енисей, оказывается, рядом с инженерами и космонавтами жили тайные монахи, такие, как философ Алексей Лосев, исполняли свою службу генералы, один из которых говорил: «Главное в жизни - содержать сердце чистым перед Богом!». Это значит, что, если откинуть современные давление, пристрастия, моду, то все мы окажемся «неверующими верующими».

После прочтения книги остаётся ощущение, которое автор переживал, становясь на путь воцерковления: «Открылась другая жизнь, по сравнению с которой всё прожитое мною... не шло ни в какое сравнение....Я искренне любил тот старый мир, жалел его...». Но сердце «принадлежало не старым заветам», а новому «непреодолимому завету человека с Богом».

Восхищаясь книгой «Несвятые святые» одна женщина с нескрываемым умилением выдохнула: «Ой, какая благодать, за два вечера прочла не отрываясь». Нет, подумала я, эту книгу «не отрываясь» прочитать нельзя, это не бунинская «Жизнь Арсеньева». Чтение книги отца Тихона - это серьёзная духовная работа, когда приходится сопоставлять свою жизнь с жизнью реальных героев книги, (да каких ещё героев!); пересматривать свои поступки, вдруг находя им обличения или оправдания; решать для себя, как пройти тем единственным путём, ведущим ко спасению.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Re: «Неверующие верующие»

Читать книгу старалась как можно медленнее,уж очень не хотелось,чтобы она заканчивалась.Любовь,добро,радость,грусть -вот то,что меня сопровождало во время чтения.После прочтения отправилась в Псково-Печерский монастырь,пожила немного монастырской жизнью с проживанием в монастырской гостинице,с послушанием,с питанием в трапезной и,конечно же, с молитвой во время службы.По возвращении сразу же начала перечитывать книгу,и теперь уже совсем по-другому. Спасибо за эту благодать!
gala / 17.01.2012, 12:01

10. и, что самое важное:

удивительные случаи, которые мы знаем, не должны заслонять от нас тысячи простых батюшек, миллионы прихожан того времени, которые жили, молились, ходили в храмы; которых никто не преследовал, не ссылал, не хулил их веру. Не надо забывать, что сами мы были вовсе не чужды знаний о Православии, будучи "верующими-неверующими". Что фильм "Фронт без флангов" очень правдив и намного лучше показывает ситуацию в целом, чем отдельные, пускай и чудесные, случаи. Что, наконец, гонения на Святых были всегда, а преп. Серафим (Саровский) был мучим от людей не меньше, чем архим. Иоанн (Крестьянкин).
Серёжа / 13.01.2012, 18:47

9. Re: «Неверующие верующие»

Cразу уточню - относительно некоего "несоответствия" последнего поста с тем, что я написал к статье "Голос Хозяина". Не хочу никакой оппозиции к Сталинской России. Даже из положения подвижников того времени. Та культура для меня - бриллиант. Светская культура. А искушения религиозно- нравственные сейчас другие. Тогда могли посадить за Веру, но не дать топором по голове в подъезде. Тогда за Веру могли счесть за ненормального, отправть в Сибирь [далеко не все, не всегда и не везде - всё это по-любому исключение из правил]. Сейчас тебе посмеются в лицо или попросят "указать Веру твою из дел твоих". Или - с интересом выслушают. Сейчас искушения преимущественно нравственные, тогда - преимущественно религиозные. Разница.
Серёжа / 13.01.2012, 18:16

8. 5Калужанину."Не играйте своим спасением.Не играйте"(Св.Игнатий Брянчанинов)

Ув.Калужанин. Вот живет человек,в Церкви ни разу не был. Слушает передачи религиозного содержания по радио,понимая их как духовное наставничество. Как в допустимом порядке вещей. Это пол-беды. Беда в том,что сын понимает так же. Еще большая беда-так понимает и священник,который эти передачи вел. "Владыка заплакал и опустился на колени перед своим умершим духовным сыном(!?)". И нам,предлагается отнестись к подобному порядку,как ко вполне допустимому,более того-"серьезной духовной работе...во спасение". Возможно так полагают на BBC,возможно кто-то, так полагает в Калуге. Но Православная Церковь,всегда давала подобному взгляду на духовничество елинственно возможную и верную оценку-"прелесть".
Писарь / 13.01.2012, 18:15

7. Re: «Неверующие верующие»

КАТЕГОРИЧЕСКИ не соглашаясь с уважаемым Писарем (и со свт. Игнатием, разумеется) по поводу критики оды "Бог", в целом согласен с его критикой данной книги и ей подобных. В чем проблема? Неактуальность. Незачем мне читать тех Святых Отцов, которые обращаются не ко мне. Незачем во время борения блудным бесом читать про Милосердие Божие и про опасность брать на себя подвиги выше сил; незачем после греха, будучи боримым бесом отчаяния, читать про аидские муки. И.т.д. Духовное, применяемое не к месту, становятся плотским мудрованием, как хорошее лекарство, данное плохим врачом, становится ядом. - это общий закон. То время: другая культура, другие искушения, другой тип отношений между людьми, всё - другое. Применять сей духовный опыт к современной жизни означает обольщать самого себя. Может съехать крыша. А читать просто как светскую книгу - вполне можно. Как и "Судьба разведчика" В. Карпова, например. Последняя, правда, более актуальна и, соответственно, полезна. Важно помнить: СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЖЕЛАЮТ НЕ ТОГО, ЧТОБЫ МЫ МЫСЛИЛИ ИХ СЛОВАМИ, НО ТОГО, ЧТОБЫ МЫ ИСПОЛНЯЛИ СКАЗАННОЕ ИМИ НАМ. ИМЕННО НАМ. НЕ ДРУГИМ. Как узнать - что они НАМ сказали - это есть самое тяжёлое. На это есть совесть, Заповеди и духовники.
Серёжа / 13.01.2012, 17:49

6. Ответ на 3., Георгий:

Полезна для всех, кроме отъявленных циников.

Извините, что занимаю "площади". Господь к больным приходил, не ко здоровым.

5. Ответ на 3., Георгий:

Полезна для всех, кроме отъявленных циников.

Соблаговолите уточнить - полезна или душеполeзна?

4. Re: «Неверующие верующие»

"автор оставляет за читателем возможность домыслить,оценить ситуацию,а так же сделать самостоятельное заключение". Возможно,но не факт,что автор преследовал,хотя-бы отчасти, именно такую цель. Это первый домысел. Ко второму, пожалуй, следует отнести "феномен" тайного монашества в миру. В лице известного философа Лосева,державшегося "ереси имябожников". К третьему,"феномен" "дистанционного духовничества"- по радио из Лондона. Из этих "феноменов",точнее домыслов и возникает, "гармоничный сплав сценария,публицистики,воспоминаний проповеди"-"сумма домыслов",пропитанных едва различимым духом диссиденства. Где "диссиданс"-раздвоение души,призван вызвать у читателя умиление. И в умилении проглотить,как само собой разумеющееся главный,финальный домысел... "...если отринуть современные давления,пристрастия моду,то все мы окажемся "неверующими верующими" и это,надо понимать- хорошо. Быть людьми,живущими с "фигой в кармане" к Богу и ближнему своему. А хорошо-ли так жить? Еще Св.Игнатий Брянчанинов,при разборе Державинской Оды "Бог", указывал на крайнюю опасность,которая подстерегает всякого пищущего человека,прибегающего к эклектике. Прибегающего,в стремленни выразить возвышенное к смешению приемов и понятий,употребимых либо в духовных,либо в душевных(светских) произведениях. Остается добавить-читающего. Домысливающего. Делающего САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ оценку,с позиции "верующего неверущего"... "Чтение книги о.Тихона-это серьезная духовная работа"... уничтожая тем самым разницу между душевным и духовным,между трудом душевным и духовным. Это болезнь,впрочем,не сего дня и достаточно распостраненная. Смертельно опасная,между прочим. Это не мои слова-арх.Аверкия(Таушева). Верно как для отдельного человека,так и целого общества. От которой, любой ценой, необходимо избавляться,всякому человеку и обществу, в целом. В одном убежден глубоко-о.Тихон никак не преследовал своей целью ввести кого-либо в соблазн поиска духовных глубин,там где их нет(их за него домысливают другие),написав вполне хорошую светскую книжку. Книгу воспоминаний. Душевную,прежде всего. Именно так и следует,полагаю, к этой книге относиться и не выкапывать,в ней,в этой книге, что-то такое,чего в ней нет и быть не может. Себе и другим к погибели.
Писарь / 13.01.2012, 11:57

3. Замечательная книга

Сам прочитал - дай прочитать другому. Полезна для всех, кроме отъявленных циников.
Георгий / 13.01.2012, 07:50

2. Не очень

"Это не просто литературное произведение. Это - гармоничный сплав сценария, публицистики, воспоминаний, проповеди. Такая разножанровость обнаруживается" - оно возможно и хорощо, но настораживат. Название - Несвятые святые - воспринисается (мною) как - Святые - не сятоши. Хотя ожида(лось) нечто более масштабное (глубокое) от (со)автора Византийских уроков. Жене - нравится, мне - не очень. Впрочем, жена выстояла к пояску...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Владимировна Ушакова
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22