От редакции. Предлагаем вниманию читателей фрагменты новой повести николаевского писатели Вадима Булычева. Первая книга этого автора, «От ветра головы», повествует о непростом пути молодого рок-н-ролльщика в Церковь. Молодой нонконформист сталкивается с некоторыми, всем нам хорошо знакомыми, искушениями, и отходит от Церкви. Увлекшись книгой Д.Андреева «Роза Мира», этот человек в поисках «людей Розы» попадает в секту «Богородичный центр». В книге Булычева блуждания главного героя по сектам описаны очень живо и правдоподобно.
Вторая книга, «Оглашенные», посвящена уже преодолению, так сказать, внутрицерковных искушений. За основу повествования взяты реальные события, реальные русские православные патриоты, живущие на Украине. Время действия - начало 2000-х годов. Надеемся, что публикация вызовет читательский интерес.
День первый
Люди психотерапевта Казиновского возникли бесшумно и незаметно, словно из-под земли. Несколько разодетых ухоженных дам среднего возраста молча сгрудились в задней части сцены, за занавесом. Рядом с дамами крутился один из сотрудников театра, отвечающий, по-видимому, за подготовку к выступлению всемирно известного мага. Представитель театра выглядел как-то потрепанно и неуверенно, он был похож на стареющего хиппи. Спустя минуту вперед выдвинулась пышная особа с крашеными сиреневыми волосами и фиолетовыми губами. Отодвинув занавес и выйдя на середину сцены, пышная дама настороженно, по-звериному, втянула ноздрями воздух. Она словно бы пыталась учуять произошедшие на сцене театра невидимые изменения. Взгляд ее упал на забрызганный мелкими капельками мокрый пол. Такие же капельки были на стенах, на стуле, стоящем посреди сцены. Дама с отвращением провела пальцем по спинке стула, принюхалась. Вода ничем не пахла, но почему-то была очень неприятна и напоминала что-то смутно знакомое. Еще казалось, что вода немного жжет палец. Даме страшно все это не понравилось. Ее фиолетовый рот исказился в брезгливую гримасу и взвизгнул:
- Что тут произошло?! Почему тут везде сыро?!
- Ну, это, было освящение сцены, - робко ответил сотрудник театра.
- Какое еще освящение?! - лицо дамы медленно наливалось багровой краской.
- Ну, это, были попы, это, православные, все тут сделали как положено, старались.
Стареющий хиппи медленно бледнел. Дама же, напротив, все багровела и багровела:
- Старались! Попы! - Злобно взвизгнула она. - Вы тут все с ума сошли! Кто разрешил?!
- Ну, мы думали, что ничего особенного, что одно другому, так сказать... это, добавить светлой энергетики думали... - Виновато зачастил сотрудник театра.
- Вы, «это, думали»?! - Злобно перебила его пышная особа, - А вы Валентина Гельевича спросили?! А ему это понравится!? А известно вам, что Валентин Гельевич - известный и уважаемый во всем прогрессивном мире человек! А известно вам, что он очень не любит перед своими сеансами всякую самодеятельность. - Дама вскинула вверх кривой указательный палец, потом направила его в сторону сотрудника театра, - и особенно, особенно церковную самодеятельность! - Провизжала она.
- Но мы же, это, думали, как лучше. Одно другому, так сказать... Кто ж знал? - Лепетал в ответ окончательно обесцветившийся сотрудник театра. Но дама его уже не слушала, она впала в бешенство:
- Эти попы! Эти сволочи! Везде лезут! - визжала она, - кто разрешил?! Кто разрешил, я вас спрашиваю?! Я буду жаловаться! Я вам, гадам, устрою! Я вам всем устрою! Вы здесь работать не будете! Я...
В этот момент истеричная дама увидела нас и, на секунду замерев с полуоткрытым ртом, со свистом выдохнула:
- Посторонние! Тут еще и посторонние!
Нас было человек семь, не больше. Священник, освятивший сцену, уже вышел, выходили и мы. И буквально на минутку задержались в дверях, наблюдая, как бесится одна из помощниц великого мага. На реплику дамы о посторонних, не выдержав, ответила одна из певчих, София.
- Мы не посторонние, - гордо заявила она. - Мы представители тех попов, а точнее, священников Православной Церкви, которых Вы тут поносите. И вообще, с чего это вы так разорались? Ваш Казиновский уверяет, что его дар имеет светлую природу. Священник освятил сцену. Все ж просто отлично! Или что-то мешает?
- Так значит это вы, вы и ваши попы болото здесь на сцене развели. Еще и издеваетесь! - Пышная дама в ярости топнула ногой и, выкинув в нашу сторону свой кривой палец провизжала, - вон!
На какие-то мгновения повисла гробовая тишина. И вдруг (я ушам своим не поверил), в этой могильной тишине довольно громко прозвучал голос смиреннейшего, добрейшего и даже немного апатичного брата Родиона:
- Заткнись, дура. И без тебя знаем, что пора идти.
Пышнотелая дама замерла с открытым ртом. А мы спокойно вышли. Краешком глаза я еще успел увидеть, как сотрудник театра в изнеможении опустился на освященный стул.
Едва мы вышли на улицу и присоединились к основной группе наших, как произошел следующий инцидент. Связанный уже с самим магом.
Едва только машина, привезшая Казиновского, остановилась, великий маг пробкой вылетел из нее и стремительно двинулся в сторону нашего Олега. Олег стоял возле парадного входа и раздавал всем идущим на сеанс «провокационные» листовки, на которых была крупным шрифтом отпечатана одна лишь фраза:
«Станет плохо, скажи: «Господи, помилуй».
Великий маг в буквальном смысле сгреб в охапку, словно ребенка, Олега вместе со всеми листовками и потащил его к боковой служебной двери.
- Сейчас мы с тобой разберемся, сейчас ты ответишь за свои листики, - злобно шипел маг.
Со стороны все смотрелось несколько необычно. Казиновский и Олег были почти одинакового роста (маг чуть ниже) и почти что одинакового плотного телосложения. И, тем не менее, маг с некоторой даже легкостью, именно как ребенка волок бедного Олега в театр «на разборки». Вся эта сцена произошла довольно стремительно, никто ничего не понял. На всех нас словно оцепенение какое-то нашло. Однако, и у мага произошла заминка, уже у самой служебной двери. Олег уразумел, что дело его плохо, и мертвой хваткой вцепился в дверной проем. Несколько долгих мгновений маг и «жертва» барахтались у входа в театр. Неизвестно, чем бы все окончилось, если бы не вышедшие из непонятного оцепенения несколько женщин. Подбежав к служебному входу, они стали широкими взмахами крестить спину бушующего психотерапевта.
И сработало!
Железная хватка мага на мгновение ослабла, сам он согнулся и, бросив Олега, скрылся в чреве театра.
Вскоре возле театра появились журналисты. Вид у прессы был скучающий. Заметив молитвословы и небольшие иконки в наших руках, и узнав, что мы православные и что мы против колдовских сеансов, журналисты сразу оживились:
- Нам интересны мнения и «за» и «против», - бойко сказала нам юная девушка журналист. На девушке была темно-синяя футболка, с двумя зелеными листочками конопли на груди и спине. В руке она держала микрофон. Массивный микрофон в хрупкой девичьей руке напоминал противотанковую гранату. - Так что, если желаете, пару слов для телеканала СТБ, - энергично предложила журналистка.
- И что, можно подумать, что вы покажете интервью с нами? - Иронично спросил один из наших, по имени Андрей. И уперся гневным взглядом в лист конопли на футболке у журналистки.
- Покажем, - так же бойко пообещала Андрею девушка.
- Ничего вы не покажете, вам начальство ваше показывать нас запретит! - Человек с пышной копной волос на голове и коротко стриженной рыжеватой бородкой сделал шаг вперед.
Это был Михаил.
- А вот давайте на вас проверим: покажем или нет!? - Девушка выбросила руку с микрофоном в сторону Михаила.- Хотите дать короткое интервью телеканалу СТБ?
- Ладно, - согласился Михаил, - вырежете ведь все равно.
Девушка кивнула головой патлатому мрачному юноше с камерой на плече. Тот навел камеру на Михаила.
- Объясните, пожалуйста, почему вы против сеансов, которые, кстати, проводит всемирно известный психотерапевт? - Радостно протараторила юная журналистка. - Вы считаете Казиновского черным магом?
Михаил принял величественную позу, огладил рукой бородку и как можно более бесстрастным и, в то же время, несколько назидательным тоном начал втолковывать журналистке смысл нашего присутствия в этом месте. Мол, мы здесь находимся не потому, что мы конкретно против Казиновского, хотя он и виновен в оккультном оболванивании миллионов людей и крайне нам не нравится. Но у нас не политический пикет. У нас духовное противостояние. И боремся мы не со всемирно известным, а с духами злобы поднебесной. А всемирно известный, как вы выразились, только игрушка в руках темных сил. (В доказательство этого, Михаил прокомментировал безобразную сцену возле служебного входа). Еще мы здесь затем, чтобы напомнить бегущим на сеанс несчастным, что они на православной земле живут, и что посещение таких сеансов грозит потерей души...
Все интервью заняло минут шесть-семь. Михаил еще успел рассказать, как через личности психотерапевтов происходит подключение душ к адским сущностям. Короче, опасное дело эти психосеансы. На этой ноте Михаил закончил.
Журналистка поблагодарила Михаила за интервью. Андрей хотел дополнить Михаила, но журналистка уже отвернулась, а мрачный юноша выключил камеру.
Едва только представители СМИ отошли от нас, как тут же попали в кольцо возбужденных женщин. Все они наперебой хвалили великого психотерапевта.
- Не слушайте их, - закричал в сторону журналистов Михаил, - это подсадные утки!
Женщины злобно зашипели на Михаила. И с удвоенным усилием принялись хвалить Казиновского. Журналисты слушали «подсадных уток» с интересом. До того момента, пока одна из эмоциональных дам не поведала городу и миру о том, что у нее после сеансов Казиновского выпали волосы на ногах и восстановились в другом, более интимном месте. Далее шло подробное описание миграции волосяного покрова с ног на интимное место.
Камера на плече юноши ходила ходуном. Мрачный юноша смеялся! И девушка смеялась. Само собой, никакого интервью уже не было. Журналисты медленно ретировались в свой микроавтобус. После чего уехали монтировать отснятый материал. На сеансы великого мага, как я понял, местных СМИ не пустили.
С отъездом прессы кликуши колдуна разбрелись. Перед театром воцарилась зловещая тишина. Внутри здания вовсю уже шел колдовской сеанс.
***
По окончании первого сеанса - приятная для нас новость: люди, бывшие на сеансе, не очень довольны знаменитым психотерапевтом. Исцелений, говорят, не было. А сам Казиновский страшно нервничал, что-то у него не совсем получалось.
«Слава Тебе, Господи! Не зря освящали сцену. Люди недовольны, может, удастся совсем сорвать колдовские сеансы. Только как же нас мало!»
- Сколько мы к епархиальным властям взывали, просили о помощи, - заводится София. - Но почему они посчитали нашу борьбу с Казиновским вредной самодеятельностью!? - София в отчаянии подымает очи к небесам - Почему?!
В разговор встревает сестра по имени Людмила:
- Главная наша ошибка в том, что слишком уж мы возлагаем надежды на епархиальные власти. Ах, сейчас явится епископ и все нам организует. Надо надеяться на Бога, да на свои собственные силы. Ничего не бояться. Тогда к нам и светские власти начнут прислушиваться.
- Да не будут они к нам прислушиваться, они делают свои глобалистские дела, - гремит Михаил. - Понимаете, ни с вами, ни со мной тот же губернатор общаться не будет. А вот с епископом будет. Так что не скажите, от позиции епархиального начальства много чего в нашем городе зависит. Ведь почему колдуны так наш город полюбили, потому, что епархиальное начальство у нас не ведет миссионерскую деятельность. Если так и дальше будет продолжаться, то лет через двадцать от Православия в нашем городе ничего не останется.
- Ну, Михаил, это ты перегнул палку, - спокойно возражает Людмила. - Впрочем, так уже много раз в истории говорили, что Церковь Христова последние дни доживает. И что же, Господь всякий раз посрамлял говоривших...
Библиотека
- Архиереи земли русской последних времен так онечестивятся, что превзойдут своим нечестием архиереев земли греческой во дни Феодосия Юнейшего, императора. И для обличения этих архиереев, не верующих в догмат Воскресения, Господь воскресит нашего великого святого земли русской, Серафима Саровского... Вот так, батюшка, - добавил архимандрит Илларион и, отложив книгу в затасканном темно-зеленом переплете, посмотрел сквозь очки на отца Леонида. Кристально-синие глаза старенького архимандрита слегка слезились.
- Поэтому не должно тебя удивлять, - продолжил о.Илларион, - поведение епископа. Увы, таковы ныне большинство архиереев. Отступление идет по земле, отступление происходит в самом Храме Божьем. Придет время, когда, по слову нашего батюшки Лаврентия Черниговского, совсем нельзя будет в храмы ходить. Храмов будет много, а ходить туда будет нельзя. Но, думаю, время это еще не пришло. - Архимандрит улыбнулся слабыми старческими губами. - Так что, батюшка, молись Господу Богу, молись Царю Страстотерпцу и ничего не бойся. Молись и за своего владыку. И спокойно делай свое дело.
Илларион помолчал. Потом опять заговорил:
- Есть ли надежда у русского народа?.. Вот Господь прп. Серафимушке все будущее России открыл, а Мотовилов записал. Нынче такую книжку в Москве не найдешь. Прячут ее от народа епископы. Там дальше объясняется, в какое воскресение не верят наши архиереи. Они не верят в воскресение России, которое начнется после соборного покаяния русского народа перед убиенным Царем Страстотерпцем. А они, епископы, этого-то как раз и не хотят. Потому как тогда народу русскому Господь дарует царя, и царь наведет порядок в церкви. Оставит только честных, искренне верующих архиереев. Вот... Так что ничего не бойся, батюшка, делай свое дело. Противостой колдунам и еретикам. Смело свидетельствуй истину веры Православной. Занимайся своей Библиотекой. Придет время, придет... - Отец Илларион устало закрыл глаза и тихим голосом окончил: - Господь все расставит на свои места.
Как всегда, разговор с отцом Илларионом рассеял все страхи и сомнения. Отец Леонид вспомнил свой прошлый приезд к архимандриту. Было это полтора года назад...
Да, тогда отец Леонид в очень непростом положении находился. А всему виной его монархические взгляды. А наш епископ весьма настороженно и подозрительно относится ко всему слишком русскому, имперскому и монархическому. И тут, как снег на голову, отец Леонид, всем своим видом являющий разительный контраст с нашими епархиальными «униатами»! Те ведь не только Царя Мученика Николая Второго не почитают, но и самого Патриарха уже кое-где не поминают. Так что конфликт был неизбежен.
А разгораться он стал еще в старые мирные времена второй половины 90-х, в первые годы служения отца Леонида. Батюшка тогда только что познакомился с Михаилом. Знакомство привело к идее издания приходской газеты. Сказано - сделано. Взяли благословение у архиерея. Сделали пробный номер. На обложку газеты поместили двуглавого орла. Принесли первый номер владыке, тот, увидев орла пришел в ужас:
- Что за имперская пропаганда, что за великорусский шовинизм?!
И тут же закрыл газету. А спустя некоторое время снял с отца Леонида иерейский крест, за излишне монархические симпатии. Потом крест вернул, но послал его на дальний приход. А едва он там обжился, вернул в город. И как бы совсем забыл о нем. Несколько месяцев неопределенности. Вдруг владыка вызывает отца Леонида к себе и говорит:
- Оставляю Вас, батюшка, в городе, даю приход в пригородном селе, благословляю всю Вашу деятельность, и более того, даю Вам в помощники отца Дмитрия.
О.Дмитрий на тот момент находился в опале и был под временным запрещением.
- Вы там послужите с ним, поисповедуйте его и... одна только просьба к Вам, Вы нам обязательно докладывайте, что он там говорит. Может он в прелести? Нет ли у него каких-то таких, не православных мыслей?
Намек ясен.
Тут отец Леонид приуныл уже по-настоящему.
«Это что ж получается, епископ меня подталкивает к тому, чтоб я нарушал тайну исповеди. Чтобы «сдавал» человека. Такого же попа, как и я!!!»
А владыка чуть ли не каждый вечер ему звонит, или к себе вызывает:
- Почему не докладываете, батюшка, почему молчите? Не стесняйтесь, звоните в любое время...
Тот отнекивается, как может, но постоянно отнекиваться ведь невозможно. И отец Леонид впал в такое уныние - хоть самому крест с себя снимай!
Весь окружающий его привычный быт стал казаться таким зыбким, таким нереальным и обманным. Реальными были лишь звонки и вызовы епископа:
- Почему не звоните, что скрываете?
Отец Леонид чувствовал себя деревом, которому никак не дают врасти корнями в почву. Начать спокойно служить, что-то делать, проповедовать. Наконец, отец Леонид всерьез задумался о переходе в Зарубежную Церковь. Но прежде решил посоветоваться со своим духовником, архимандритом Илларионом.
Архимандрит Илларион служил в соседней епархии, где архиереем как раз приветствовались именно монархические и патриотические идеи. Архимандрит идею перехода к «зарубежникам» не одобрил. Сказал, чтобы ничего не боялся, спокойно себе служил Богу, а на все вопросы владыки отвечал: слава Богу за все.
Домой, от своего духовника отец Леонид возвращался в светлом, солнечном настроении. Рассеялись все страхи и сомнения. Он как бы очнулся от наваждения. Мир снова стал зримым, весомым, реальным. Главное, он теперь знал, не просто знал, а ясно видел, что надо делать!
«Итак, нужно создать некий центр», размышлял отец Леонид, «вокруг которого можно бы было объединить всех неравнодушных к судьбе Церкви людей»...
Так родилась идея миссионерского центра, прозванного среди своих «Библиотекой».
Библиотека стала местом, куда можно спокойно, после службы в храме, прийти пообщаться, попить чайку, обменяться книгами. Книг в Библиотеке много (почему и назвали миссионерский центр отца Леонида Библиотекой). Есть и совместная молитва; служатся молебны, читаются акафисты.
А если кто начинает строго вопрошать:
- Кто это вас тут благословил собираться, молиться и чаи распивать?
Так ему отвечали словами приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «На дело воссоздания Святой Руси никакого специального благословения не требуется, вы и так имеете его внутри себя». Вот так-то вот.
В Библиотеку меня привел Михаил, мой старый знакомый, еще по рок-н-ролльным временам. Атмосфера, царящая в неформальном миссионерском центре отца Леонида, мне понравилась. Я тогда, по привычке, все с «Богородичным Центром» сравнивал (в котором побывал во второй половине 90-х) - там несвобода, полный тоталитаризм, что скажет Береславский, то все и повторяют. Здесь же, напротив, свободный богословский диспут за чашечкой чая. Кстати, одна из любимейших тем богословских диспутов - о свободе воли. Сам отец Леонид произвел на меня впечатление аскета и молитвенника: высокий, худой, с очень длинными русыми волосами и длинной рыжеватой бородой. С худощавым вытянутым лицом, большим прямым носом, яркими светло-голубыми глазами со стальным отливом и тонкими и длинными музыкальными пальцами...
Итак, Библиотека состоялась. Очень скоро о ней заговорили в епархиальном управлении, мол, отец Леонид создал вокруг себя какую-то Библиотеку. И в ней, в этой Библиотеке, собираются личности, критически относящиеся к епархиальным властям. А еще отец Леонид зачастил в соседнюю епархию, ту самую, где приветствуются все эти новомодные монархические и имперские веяния. Он, видите ли, чадо популярного ныне архимандрита Иллариона. Но это полбеды. Отец Леонид стал общаться с тамошним архиереем, членом священного синода! Жалуется ему на нашего владыку! Заговорщик, одним словом. И вообще, все они там заговорщики, вся эта Библиотека...
С легкой руки секретаря епархии отца Леонида и его людей стали называть не иначе, как «заговорщиками».
Но архиерею было не до опального батюшки. Еще тогда, когда отец Леонид вернулся от Иллариона и стал создавать Библиотеку, владыка вдруг самым странным образом забыл о его существовании. И звонки прекратились, и вызовы. Но вот грянул гром!
В Киев собирается этим летом папа римский. По приглашению украинских властей. Естественно, верующие недовольны. Само собой, власть, по уже отработанной схеме, оказывает давление на Церковь, на епископов. А тут отец Леонид вместе со своими людьми по всей епархии листовки распространяют. Призывают ехать в Киев на антипапистские крестные ходы. Будоражат и без того взбудораженное церковное общество, отвлекают от молитвы. После этих листовок епархиальная власть вынуждена со властью светской неприятную беседу вести. Только с листовками разобрались, тут другая «головная боль» - приезд Казиновского, одного из всемирно известных «целителей». Гастроли его запланированы на середину июня. И люди отца Леонида, кстати, впервые в новейшей истории нашего города, решились организовать молитвенный пикет против колдуна. С целью сорвать его сеансы. А на сеансах-то ведь наверняка будет кто-то из областного и городского начальства! Опять «головная боль» епархии.
«Заговорщики» собрались за день до начала сеансов Казиновского. Собрались в Библиотеке, все свои, так сказать, «внутренний круг». Взвесили возможности.
Итак, епархиальные власти отказались поддерживать молитвенный пикет против колдуна, мол, «все это - политика». Отказались даже отслужить молебен против нечистой силы в кафедральном соборе. Более того, епархиальные власти намекнули священнослужителям, что за участие в нашем молитвенном противостоянии у них могут возникнуть проблемы. Поэтому, решили подстраховаться: отец Леонид в стоянии возле театра принимать участия не будет. Только в самом начале отслужит молебен внутри театра. Освятит сцену, с которой маг будет выступать.
Проблема с освящением, вернее, с тем, как проникнуть на сцену театра разрешилась сама собой. Один из прихожан отца Леонида работает в этом самом театре. Он пообещал все организовать. И организовал! Освятили!
Это была первая победа, ибо мы знали, что со сцены, освященной церковным богослужением, колдовать будет уже несколько труднее.
(Продолжение следует)
3. Re: Оглашенные. Главы из повести
2. Ответ на 1., иерей Борис Пасюк :
1. Re: Оглашенные. Главы из повести