«Какие у нас церковные проблемы?»

Глава из повести «Оглашенные»

0
206
Время на чтение 8 минут

 - Книгу сделать можно, - снисходительно говорит Михаил. - В России, сам понимаешь, гораздо больше возможностей с издательской деятельностью...

«Это я понимаю. Ты мне в прошлый приезд все это подробно объяснял. И признаюсь, даже рад, что именно в России больше возможностей с издательской деятельностью. Для таких, как я. Пишущих по-русски.

«Итак, Россия», - размышляю я, - «отчего б не дерзнуть? Кстати, оно даже и приятно будет, напечататься в России. На своей исторической Родине».

И я дерзнул. Стукнул (мысленно) кулаком по столу и заявил:

- Могу написать на тему «Богородичного Центра». Описать свое пребывание там.

- Старо, - махнул рукой Михаил, - борьба с сектами, 90-е годы. Вот если б... если б ты на примере «богородичников» показал наши церковные проблемы... О! Это было бы интересно. И главное, востребовано.

- На примере «богородичников? - Неуверенно переспрашиваю я. - Ну, можно попробовать.

«Какие у нас церковные проблемы? - Спрашиваю я себя мысленно. - (Даже думать в этом направлении страшно, не то, что писать)... Ну, например, наш архиерей.

Однако Михаил говорит, что он теперь к нашему владыке совершенно спокойно относиться.

А почему?

Да потому, что уже несколько лет Михаил уехал в Россию и работает в православном книгоиздательстве. В отделе сбыта. Потому и Россию исколесил вплоть до Урала. И таких владык насмотрелся, что наш - еще цветочки.

Хорошо, тогда может быть проблема в таких непокорных, радикальных батюшках, как отец Леонид?»

- Слушай, а что ты об отце Леониде думаешь? - Спрашиваю я Михаила. - Как-то печально у него противостояние с епископом закончилось.

- Отец Леонид, к сожалению, просчитался. - Серьёзно говорит Михаил. - Архиерей, что ему покровительствовал, оказался вовсе не таким уж непотопляемым. На его кафедру поставили вроде бы русофила, но, при этом такого либерала в смысле обновленчества и еще кое-чего, о чем я и говорить не стану... Ну, отец Леонид, понятно дело, этого снести не мог. Да и новый владыка не скрывал своих антипатий к нему, равно как и ко всем монархистам. Отец Леонид не стал дожидаться, сам подал прошение за штат и вернуться в родной город. Теперь он со своими преданными людьми служит в частном секторе в хате, которую переоборудовали под «катакомбную церковь». Надо сказать настроения среди его людей довольно упаднические - ИНН, конец света, мол, обложили нас со всех сторон: там антихристианский Запад, здесь оранжевая Украина, на Востоке путинская Россия, а в Церкви - митрополиты вероотступники-экуменисты... Одним словом, «сплошная апостасия», - закончил Михаил и двинулся на кухню заваривать чай.

- Как ты думаешь, отчего такие апокалипсические настроения? - Кричу я ему в след.

- Не знаю, - несется с кухни голос Михаила. - Как говаривал Гэндальф: вопросы, вопросы требуют ответов.

Михаил появляется с заварочным чайником в руке:

- Вообще-то, тут очень интересный момент, - продолжает он. - Я как раз в поезде на эту тему думал... вот, казалось бы, отец Леонид был прав в своем противостоянии епископу. А проиграл. А если взять историю нашей церкви, а? Сколько там похожих и гораздо более ярких моментов... Старообрядцы были по-своему правы? Очень правы! Дело же не в перстосложении было... Двуперстие - это так, знамя, зримое воплощение жизненной позиции. Они противились тому, что через церковные новшества в жизнь входил дух, который был очень соблазнителен. Вот представь себе, приходит завтра новый предстоятель церкви и говорит примерно так. «Вот что. С завтрашнего дня крестимся так, как весь цивилизованный мир - ладонью, а не щепотью. Календарь тоже свой устаревший отбрасываем. Кто не согласен - анафема! А кто станет болтать против правительства - про масонов да про Новый Мировой Порядок - в дурдома да лагеря!»

Михаил взволнованно махнул рукой и спросил меня:

- Тебе такое понравиться? Представь себя на их месте.

Не дождавшись моего ответа, Михаил продолжил:

- А посмотри на восемнадцатый век! Это же тихий ужас! Русские крестьяне из грамотных работяг превращены в быдло. Дворяне из служилого сословия, заработавшего себе право на свои льготы кровью своих предков и своей собственной, превратились в паразитов, угнетавших рабов-крепостных. А синодальная церковь помалкивала. «Владычки» пописывали дрянные стишки на латыни, норовя попасть в «свет», а приходские батюшки были таким же быдлом, как и работяги. Как на все это должны были смотреть староверы?! Как?!. Будь я на их месте, я бы тоже презирал «никониан».

- Раз все так уж плохо, то почему ты сейчас не перейдёшь в старообрядчество? Разве тебя жена не просит об этом?

Жена Михаила была духовным чадом одного из высокопоставленных старообрядческих архиереев.

- Нет, я не стал бы делать этого, а она, она умная, не просит..

Отхлебнули чаю, Михаил промолвил:

- Староверы попали в старую ловушку под названием «фарисейство». В современном русском языке понятием «фарисейство» ошибочно определяют то, что должно называться лицемерием. Лицемер делает одно, а думает - другое. Фарисеи - исторические иудейские фарисеи - такими не были. Не были они лицемерами. Они действительно неукоснительно исполняли свой закон. И гордились этим. Ты никогда не ловил себя на том, что, глядя на «мирских» людей, в душе благодаришь Бога за то, что ты не такой, как они, ты православный. Православный, а не какой-то там еретик, или материалист! Не как они, «мирские», Бога не знающие! Понимаешь, в чем ловушка?! Нет, я вроде бы не превозношусь, не говорю про себя, что я - лучше, благодаря себе самому, но, все-таки, не забываю о том, что я не такой. Не забываю, понимаешь?! И вот эта самая память о том, что Господь сподобил меня быть лучше другого - в духовном плане - вот это и есть фарисейство. А дальше - больше. Дальше, по мере отдаления от дыхания Духа Святого нарастает скорлупа, а вскоре уже кроме скорлупы ничего и не остается. Человек уже перестает понимать: в чем смысл христианства? Человек начинает думать, что смысл христианского подвига - сохранить в неприкосновенности тот уклад, который - волшебным образом - гарантирует спасение.

- Впрочем, как можно винить в чем-то людей былых столетий, когда простая и ясная формула, выражающая суть христианского подвига, сформулированная преподобным Серафимом, вошла в сознание церковное только лишь в ХХ веке. Кровь новомученников ХХ века и стала фундаментом возрождения Русской Церкви. Лекарством от превращения Церкви в музейный экспонат.

- ?

- «Радость моя, стяжи Дух Мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

- А как насчет наших современных борцов с кодами? Можно их считать фарисеями? - Спросил я.

- Нет, я не считаю борцов с кодами фарисеями. То есть, всех, без исключения. Но я знаю, что закрытые сообщества могут взращивать в людях именно такие психологические качества, которые позволяют лукавому улавливать душу человека в ловушку фарисейства.

- А насчет отца Леонида? Вот ты говоришь, что он немного замкнулся со своими людьми. И как на твой взгляд, есть там фарисейство?

Молчание. Видно, как осторожно подбирает слова Михаил.

- Я отца Леонида не считаю фарисеем. Я его даже не считаю младостарцем, хотя... раньше считал. Сейчас, когда я пожил околоцерковной жизнью столько лет и насмотрелся на настоящих младостарцев, я уже совсем иначе стал относится к отцу Леониду.

- Да, он резок, - продолжил Михаил. - Но он никогда не умаляет свободы воли человека. Он никогда не скажет: «Делай то-то и то-то. Я сказал!» Но он скажет так: «Если хочешь избавиться от этой страсти, то руби корень. А корень заключается в том-то и том-то. Хочешь подрубить корень - делай так-то и так-то». Он ведет себя как хирург, а не как колдун.

Михаил уже возлежит на своем диванчике с чашкой чая в руке. В этот момент он больше всего напоминает дореволюционного русского купца, что провернул удачную сделку и теперь, вот, не прочь и пофилософствовать, поблагодушествовать за чашечкой чая:

- Ты знаешь, честно говоря, я не знаю ответа на вопрос: почему с отцом Леонидом так получилось? А заниматься пустословием не хочу. Может быть, придет время, и мы все узнаем, может, оно не придет. Может, не полезно нам этого знать. Или, вдруг, тебе что либо откроется в процессе творчества... Не знаю.

- Да, - задумчиво говорю я, - все несколько сложнее. Даже не знаю о чем писать. У «богородичников» как-то все проще: один великий младостарец и вокруг него толпа ревнителей не по разуму... Кстати, «богородичники». Вот еще один яркий исторический пример! Я их называю «катакомбники», ну, скажем, радикальное крыло ИПЦ. Те, кто категорически не признал декларацию митрополита Сергия. Те, кто до сих пор в глубочайшей оппозиции по отношению к Московскому Патриархату. Но что в итоге? Критикуя нашу Церковь, даже ненавидя Ее, «катакомбники» незаметно выродились почти в секту. В душное диссидентское подполье, подвал. Вместо спасения души - борьба с Московским Патриархатом. Вон, того же Береславского и всю будущую верхушку Богородичного Центра они рукоположили! То есть, для рукоположения достаточно было того, что эти люди так же ненавидели Московский Патриархат.

- «Катакомбники», - задумчиво произносит Михаил. - Темный лес. И вообще вся эта церковная история 20-30-х гг. - каждый по-своему прав. Тут еще разбираться и разбираться. Надо ли было идти в холопы большевикам ради спасения собратьев, или стоять в оппозиции до конца? Бог весть. Не за свою же шкуру трясся митр. Сергий. Поставь себя на его место? Не ты сам погибнешь, а сотни и тысячи семей подвергнутся страданиям по твоей милости. Не знаю. Не советую тебе трогать эту тему.

- Так здесь же тематическая связь между «богородичниками» и Церковью! - возразил я.

- Ну и что? - Спокойно ответил вопросом Михаил. - Ты, вот, что... Ты возьми какой-нибудь простенький сюжет, ну, не знаю, что-то такое, приключенческое. Но так,  что даже если речь будет только о «богородичниках», читатель ясно увидел параллели с нашими церковными проблемами. - Михаил задумался. - Только не переборщи и фантастики не надо, - тихо сказал он.

- Послушай, - нетерпеливо перебиваю я Михаила. - Все это я знаю. Не переживай. Во-первых, я еще ничего не написал, во-вторых, если и напишу, буду очень осторожен, так как по природе осторожный человек. Мне сейчас даже думать страшно на тему церковных проблем. И, в-третьих, я еще возможно и не на борту церковного корабля. Ведь я очень плохой христианин.

- Можно сказать, я хороший, - ответил Михаил зевая и вытягиваясь в полный рост на диване (аудиенция окончена, у Михаила послеобеденный сон).

- Спасибо за чай, - сказал я вставая. - Да, последний вопрос: ты-то сам, надолго в родные пенаты?

- Надолго, - ответил Михаил. - На целых полтора жарких южных месяца. Надеюсь, обстоятельства дадут мне вволю покупаться, позагорать, поесть фруктов. Да и про Сербию надо кое-что наваять. Дома не дают сосредоточится, а тут... условия лучше не придумаешь. И потом - не такой уж эгоист. Чем лучше отдохну, тем больше сил будет на добывание дензнаков на прокорм семейства.

«Это хорошо, - думаю я. - Тогда я успею хоть что-то сделать, в плане книги».

Возвращаюсь домой в приподнятом настроении. Воображаю себя на собственной пресс-конференции, этаким скромным гордецом:

«Ну, что Вы, Бог дал, Бог взял. Оно все чужое, весь мой скромный талант и... т.д. и т.п.».

Ну а общая тема конференции примерно такая: какие у нас церковные проблемы?

Приехав домой заварил кофе, и самым умным видом сел писать. Просидев час в тупом ступоре, понял, что не могу написать и строчки. Просто не знаю с чего начать и как, начав продолжить! Заварил кофе еще и еще час просидел в тупом ступоре. Позже заварил крепчайший чай, тот же результат: никакой ясности в голове, зато в животе тягучая муть. Подумалось даже о легких наркотиках, марихуане.

«Сейчас бы «дать пятку» и точно б озарение творческое посетило».

Увы, я уже много лет не курю траву. Да и кощунственно как-то начинать книгу о церковных проблемах с «косяка».

Так я и просидел до глубокого вечера. Безрезультатно. На белом и чистом листке бумаги осталась только заглавная надпись, «Какие у нас церковные проблемы?» Надпись повторялась раз десять. А в компьютере остался совершенно пустой файл с точно таким же заглавием. И все.

 Окончание следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Владимирович Булычев
Апельсиновый поп
Фрагмент повести «Оглашенные»
07.02.2012
Русские на Украине. Церковь вне политики
Главы из повести В.Булычева «Оглашенные»
19.01.2012
Русские на Украине. Единодушный разнобой
Главы из повести «Оглашенные»
09.01.2012
Без отцов против Папы
Главы из повести «Оглашенные»
29.12.2011
Все статьи Вадим Владимирович Булычев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14