«Урок преодоления Смуты, урок созидания народного единства, урок вразумления народом элиты должен быть не только достоянием исторических судеб, этот урок, я в этом убежден, важен для нашего будущего» - подчеркнул о. Всеволод во вступительном слове. В обсуждении приняли участие священнослужители, видные представители научных кругов и общественности, руководители властных структур различного уровня из Москвы и регионов, исторически связанных с Народным ополчением 1611-1612 гг. На слушаниях в пленарном заседании также выступил известный публицист, постоянный автор Русской народной линии Сергей Скатов, давно и плодотворно работающий в данной тематике. Его доклад предлагаем вниманию наших читателей сегодня.
* * *
Пожарский, Минин, Гермоген,
или Спасенная Россия.
Слог дурен, темен, напыщен -
И тяжки словеса пустые.[1]
А.С.Пушкин
«...мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут»[2]
Н.М.Карамзин
«...такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы»[3].
П.А.Столыпин
Наши слушания посвящёны 400-летию преодоления Смуты на Руси, восстановления российской государственности. Тема в канун юбилейных торжеств актуальна чрезвычайно, и низкий поклон Общественной палате РФ за инициативу.
Смею, однако, заверить, что и мы, нижегородцы, на родине Кузьмы Минина «не дремлем».
Подготовку к празднованиям мы начали загодя, в 1998 г., когда в Н.Новгороде был создан общественный благотворительный Фонд Минина и Пожарского, главной задачей которого стало увековечивание памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг.
Мы изначально настаивали на переносе официального празднования народной победы 1612 г. с 7 ноября, как было установлено ельцинским Указом 1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России», на 4 ноября (в Православии традиционно - День Казанской иконы Божией Матери). В 1999 г. инициировали учреждение и начали отмечать два новых областных праздника: 21 мая - Дня памяти гражданина Минина (предполагаемая дата кончины национального героя); 4 ноября - Дня славы Нижегородского ополчения. С 2001 г. ежегодно проводим межрегиональную культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества» по маршруту ополченцев Минина и Пожарского. На протяжении многих лет, в том числе совместно с рядом столичных общественных организаций, таких как Нижегородское землячество в Москве, православно-патриотическое Движение «Народный Собор», Фонд постановки памятника Патриарху Гермогену в Москве и др., организуем научно-практические конференции, общественные слушания, крестные ходы, другие памятные мероприятия. Издаем литературу соответствующего содержания.
Одно из таких изданий вышло в свет буквально на днях - 2-хтомный сборник архивных материалов, летописных, литературных, научных источников под названием «Подвиг Нижегородского ополчения»[4]. Сборник поистине уникален. Многие материалы, в него вошедшие, десятилетиями не переиздавались или же публикуются впервые. В целом даётся объемная и, что важно, объективная картина событий 400-летней давности. Выпущен в нижегородском издательстве «Книги» при содействии областного правительства по заказу Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, который докладчик представляет.
При жизни митрополит Николай (Кутепов) окормлял деятельность Фонда Минина и Пожарского. Народной победе 1612 г. давал высочайшую оценку, а подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского приравнивал к деяниям святых благоверных Великих князей земли Русской Дмитрия Донского и Александра Невского. Владыки нам сегодня в жизни и работе очень не хватает.
Сделано, в общем, на совесть и многое. Но ситуация по стране следующая.
* * *
Опросы, проводимые в канун Дня народного единства - 4 ноября, свидетельствуют: граждане России в массе своей не знают, как правильно праздник называется, а молодые люди нередко полагают, что Минин с Пожарским освободили народ... от татаро-монгольского ига[5]! СМИ с тревогой, а порой злорадством констатируют, что День народного единства с трудом приживается в России. Пишут, что непонятна идеология нового праздника, его содержание, дискутируют на тему, что и зачем мы 4 ноября отмечаем.
Между тем, идеология Дня народного единства, как день, ясна.
Праздник светский, учрежден в честь народной победы 1612 г. в соответствии с вековой традицией - по Дню Казанской иконы Божией Матери, который, в свою очередь, обязан царскому установлению 1649 г. Призывает к народному единству, которого так нам сегодня не хватает. Именно единство явило собой ополчение Минина и Пожарского, многонациональное по составу. Явило, добавим, в период иноземной оккупации, внутреннего раздора, затяжной гражданской войны.
И так ли нов «новый» праздник, как утверждают? Впервые День народного единства мы отметили 4 ноября 2005 г., но учрежден был Госдумой РФ еще осенью 2004 г. по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Другими словами: семь лет, с учетом современных информационных технологий, - срок более чем достаточный, чтобы разъяснить народу прописные, вроде бы, истины.
Однако по сей день в России - ни одного полноценного музея Народного ополчения 1611-1612 гг., музеев Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, а лишь кое-где скромные экспозиции, не говоря о других, менее известных и прославленных героях Смутной поры.
В школьных учебниках о народной победе 400-летней давности - несколько абзацев.
Былые исторические, литературные источники переиздаются редко, а если переиздаются, то тиражами, на массы не рассчитанными. Новейших научных изысканий крайне мало, и входят они в оборот с превеликим трудом, годами ожидая публикации в изданиях для узкого круга специалистов-историков.
При этом либеральными издательствами, СМИ массово тиражируются «материалы», «исследования», претендующие на сенсационность и бросающие тень на светлые образы руководителей ополчения. В трактовке событий, исторических личностей одна «сенсация» противоречит другой. что вносит еще большую смуту в умы и души людей.
Так, по мнению одних авторов, всем в ополчении заправлял Кузьма Минин, который подавлял «слабохарактерного» воеводу Дмитрия Пожарского, в решениях и делах был столь изворотлив и крут, что, пополняя ополченческую казну, торговал людьми (в буквальном смысле трактуя призыв земского старосты «жен и детей закладывать»). Другие, наоборот, уверяют, что заправлял как раз Дмитрий Пожарский, и стратегической целью князя было - узурпировать российский престол!
Хватает и помпезной трескотни, которая ничего, кроме раздражения и зевоты, не вызывает. «Пожарский, Минин, Гермоген,//или Спасенная Россия.//Слог дурен, темен, напыщен -//И тяжки словеса пустые», - в эпиграмме на «сочинение» такого рода в лицейские годы писал А.С.Пушкин.
В итоге потомки не ведают, как правильно величать Кузьму Минина, народного героя! «Козьма Минин», «Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев Сухорукий», «Минин, Захарьев Сухорук, Кузьма Минич», «Косьма Минич Захарьев-Сухорук» и т.д, и т.п. Хотя при жизни героя звали исключительно «Кузьма Минин»[6]. Причем, фамилию, заслужив дворянство (посадским фамилия не полагалась), он получил по имени отца, Мины, по отцу же получил отчество - Минич. Таким образом, героя звали «Кузьма Минич Минин» - остальное «приписали» доброхоты много позже деяний и кончины героя[7].
Кстати говоря: в соответствии с последними научными данными, и к Балахне Кузьма Минин отношения не имеет (балахнинские Минины, как недавно установили ученые, - однофамильцы героя). И, разумеется, никакой Минин не татарин, пусть и крещеный[8], а доподлинно русский из семьи, имеющей глубокие православные корни[9].
7-ми лет не хватило на элементарное - снять и показать народу простенький телесериал, где, как минимум, в доходчивой форме ему, народу, растолковать, что и почему на Руси 400 лет назад делалось. Правда, был заказ Федерального агентства по культуре и кинематографии во главе с М.Швыдким: десятки миллионов бюджетных рублей ухнули на маловразумительную «художественную» киноленту «1612». За сей «шедевр» сценаристу Арифу Алиеву и режиссеру Владимиру Хотиненко, должно быть, стыдно.
Стыдно должно быть всем нам - за картину в канун 400-летия народной победы в целом!
* * *
В чем дело? Быть может, мы «...излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве...», как писал Н.М.Карамзин, поездив «по Европам»? Или опасаемся, по примеру телеведущего В.Познера, как бы не обидеть поляков? Что ж, обратимся к европейскому опыту.
Возьмем Францию. «Как с писаной торбой», здесь носятся с Жанной д’Арк. Не счесть стихов и романов, ей посвященных, документальных и художественных кинолент, живописных, скульптурных работ... Пусть с запозданием, в 1920 г., то есть спустя пять столетий после деяний и мученической кончины, католической церковью причислена к лику святых. Жанна д’Арк, Орлеанская Девственница, - во Франции это более чем героиня. Она, выражаясь современным языком, - общенациональный бренд, непреходящее достояние народа и государства.Весной 2011 г. официальная делегация Нижегородской области побывала в Орлеане. По обмену опытом. «Целью поездки, - сообщила пресс-служба губернатора и областного правительства, - стало участие в празднике в честь национальной героини Франции Жанны д`Арк и проведение переговоров с французскими коллегами по вопросам организации подобных праздников», поскольку «в Нижегородской области осенью 2011 г. планируется организовать праздничные мероприятия в память о 400-летней годовщине патриотического воззвания Кузьмы Минина». Здесь с 29 апреля по 8 мая 2011 г. прошли торжества, посвященные 582-й годовщине снятия осады Орлеана. Торжества проводятся ежегодно, привлекая со всего мира десятки тысяч туристов, гостей. Программа включает в себя службу в кафедральном соборе, военный парад, выступления официальных лиц, лазерное шоу: сюжеты истории Столетней войны, жизни и подвига Жанны д`Арк проецируются на стены кафедрального собора в ночь с 7 на 8 мая... Итогом поездки стал телефильм «Кузьма Минин и Жанна д'Арк: аналогии», снятый нижегородскими журналистами и показанный по местному телевидению[10].
Спору нет: аналогии в судьбах русского героя и французской героини напрашиваются сами собой. Стоит, однако, заметить, что в духовом плане подвиг Кузьмы Минина несравненно выше! Дело в том, что англичане и французы, католики по вероисповеданию, сто лет сражались друг с другом, в конечном счете, за власть. В то время как православной по духу России со стороны католического Запада грозила ватиканская уния, а значит, потеря традиционной Веры, национальных ориентиров и опор.
Телефильмом, правда, и ограничилось: отдельных торжеств в Н.Новгороде в честь великого земляка Кузьмы Минина осенью 2011 г. не случилось. В принципе, «промолчала» вся Россия.
Единственным мероприятием, достойным упоминания, был крестный ход, посвященный 400-летию воззваний народу священномученика Патриарха Московского и всея Руси Гермогена и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, началу формирования Народного ополчения. Проводился по инициативе Фонда постановки памятника Патриарху Гермогену в Москве и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 21 по 23 сентября с.г. маршрутом ополчения Минина и Пожарского (автобусами, пешим порядком) от Н.Новгорода до Москвы. Нижегородская православная общественность в подготовке и проведении крестного хода приняла посильное участие
* * *
Что касается «исторических обид»... Тех же французов нисколько не смущает, что войскам Жанны д'Арк противостояли англичане.
Не смущает и нас французское мнение, когда ежегодно с триумфом празднуем годовщину Бородинского сражения. Нечто готовится и на 2012 г., когда предстоит 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 г. Что конкретно готовится, мы в деталях не знаем, но в этих целях издан специальный Указ Президента РФ, выделены федеральные средства. А появился Указ в 2007 г., с тех пор неоднократно дополнялся, совершенствовался, претерпев целых семь редакций!
Аналогичный Указ Д.Медведев подписал весной этого года по поводу 1150-летия зарождения российской государственности[11].
Помимо этого, существует президентский Указ «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 г. Этим Указом кабинету министров предписывается «образовать оргкомитет по подготовке и проведению празднования», разработать и утвердить «план основных мероприятий».
Однако факт остается фактом: в отношении 400-летия победы ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского подобного Указа нет! Хотя юбилей идет (должен, во всяком случае, идти) полным ходом! И необходимо уже сейчас издавать книги, снимать кино, восстанавливать памятники истории и культуры, закладывать и открывать новые памятники, музеи, мемориалы, приводить в порядок объекты инфраструктуры в местах, где 400 лет назад прошли ополченцы Минина и Пожарского...
«Вопрос» отдан на откуп регионам. А они, во-первых, административно разобщены. Во-вторых, бюджеты их не резиновые. И, в-третьих, не все и везде ответственны в той мере, что регионы, исторически связанные с ополчением 1611-1612 гг.
При таком подходе праздничные мероприятия в большинстве мест сведутся к одному Дню народного единства, а значит, к рядовым заседаниям и банкетам, концертам на площадях, ни к чему не обязывающим шествиям под разномастными знаменами и транспарантами - если, конечно, погода позволит. Но все это на 4 ноября и без того дежурно проводится! И выглядеть в юбилейный год будет нелепо, особенно в сравнении с размахом других юбилейных торжеств, выпавших на 2012 г.
Посудите сами. На памятник реформатору П.Столыпину в столице по «команде» Кремля скинулись всем олигархическим «мiром», и место подыскано - «престижней» не бывает. В то время как на памятник Патриарху Гермогену в Москве «с мiру по нитке» собирает упомянутый выше общественный Фонд. 400-летие мученической кончины Патриарха-героя не за горами, но где памятник Гермогену будет установлен? И будет ли установлен вообще?
В самом центре Москвы - просторный Кутузовский проспект, а улица Дмитрия Пожарского «о 6 домах» - где-то на окраине в Химках. Улицы Кузьмы Минина в Москве нет. И там же, на Кутузовском, музей-панорама Бородинского сражения, после которого «Москва, спаленная пожаром», была «французу отдана». Но - ни одного музея Народного ополчения, его героев, благодаря которым столица от иноземца в 1612 г. была освобождена... И это - в Москве, которая испокон веков служит примером другим так называемым периферийным регионам! Что же говорить о «периферийных»?
* * *
А потому первостепенная задача наших слушаний: найти слова, аргументы, чтобы убедить Президента России, премьер-министра страны в необходимости президентского Указа, Всероссийского - на правительственном уровне - оргкомитета, которые бы придали должный статус торжествам, связанным с юбилеем народной победы 1612 г.
Вторая не менее важная задача: создать наш собственный - общественный Всероссийский оргкомитет (или совет), который взял бы на себя связующие функции между общественностью и властями «в центре» и «на местах», экспертную роль в оценке тех или иных проектов, предлагаемых в рамках торжеств. Подобная общественная структура крайне необходима, и попытки ее создать ранее предпринимались. В частности, на протяжении последних лет работой по консолидации общественных сил в этом направлении активно занимался депутат Госдумы РФ от Нижегородской области, председатель Правления Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, председатель Попечительского совета Фонда Минина и Пожарского А.А.Козерадский.
* * *
По-моему глубокому убеждению, предстоящий юбилей ставит определенные задачи и перед Русской Православной Церковью.
Например, значительным явлением мог бы стать крестный ход из Н.Новгорода до Москвы. Выйти предлагается в начале сентября по пути ополченцев Минина и Пожарского и 4 ноября, на День Казанской иконы Божией Матери, войти в Москву. Вношу это предложение от имени нижегородцев - православных верующих. Однако в одиночку нам со столь масштабной задачей не справиться. В связи с чем предлагается уже сейчас создать при Патриархии рабочую группу, в которую бы вошли и представители регионов.
И, конечно, вопрос вопросов, - о необходимости канонизации, церковном прославлении народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Это мнение среди православных верующих звучало в былые времена. Особенно настоятельно - столетие назад, сразу за прославлением священномученика Патриарха Гермогена в 1913 г., на 300-летие Династии Романовых. Однако обрушившиеся на Россию Первая мировая война, эпоха «революционных перемен» помешали задуманному. Звучит это мнение и сегодня.
В последнее десятилетие были неоднократные обращения верующих к иерархам на местах, в Патриархию. Тема регулярно находит отражение в церковных печатных и электронных СМИ, причем вопросу дается подробное, с точек зрения исторических реалий и православного канона, обоснование[12].
Разумеется, вопрос канонизации, причисления к лику святых в Русской Православной Церкви очень непростой. И вопрос этот - сугубо церковный. Но если бы это случилось, если бы народные герои, веками чтимые народом (потому и НАРОДНЫЕ!), были прославлены и родной Церковью, стало бы это актом огромной не только церковной, но и общенациональной значимости!
* * *
И последнее.
Митинги, шествия с транспарантами - это хорошо. Но приоритетом в канун знаменательного юбилея для всех нас, и общественности, и властных структур, должно стать ПРОСВЕЩЕНИЕ народа. Цель должна быть поставлена четко - преодоление информационного вакуума, сложившегося в правдивом толковании событий Смутного времени. Народу надо ОБЪЯСНИТЬ! Народу надо ПОНЯТЬ!
Речь - о «национальных задачах», о которых, по меткому выражению столь чтимого либералами Петра Столыпина, народы иногда «забывают...; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы».
С.В.Скатов, зам. директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), координатор Движения «Народный Собор»
[1] Эпиграмма на поэму С.А.Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия» (1807). Датируется 1814 - май 1817 г.г.
[2] «О любви к Отечеству и народной гордости», впервые опубликовано в «Вестнике Европы», 1802, № 4.
[3] Из речи П.А.Столыпина на заседании Государственной Думы 5 мая 1908 г.
[4] Подвиг Нижегородского ополчения. В двух томах – Н.Новгород, изд-во «Книги» по заказу Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), 2011. – 624 с., 672 стр., 2000 экз..
[5] Нижегородцы, увы, не исключение: не так давно на местном ток-шоу («В городе N», ННТВ), посвященном предстоящему юбилею победы 1612 г., юноша уверял, что ополченцы Минина и Пожарского избавили Россию от татаро-монгол.
[6] Упомянем хотя бы царскую грамоту «О пожаловании… Кузьму Минина в… думные дворяне».
[7] Прозвище «Сухорук», «Сухорукий» К.Минин получил от летописцев (хронографов), творивших через десятилетия после кончины героя. Козьмой стали именовать с середины XVII в., когда в обиход в царском кругу стала входить греческая, византийская «мода», итогом коей стала церковная реформа Патриарха Никона. А псевдониму «Кузьма Захарьев сын Минина Сухорука» обязан известному писателю Мельникову-Печерскому, представившему для публикации в столичном журнале «Москвитянин» подложную купчую (№8 за 1852 г.).
[8] См. в интернет-сети мою работу «Историю знать надо! По поводу утверждения премьер-министра России о якобы татарском происхождении Кузьмы Минина»
[9] См. Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195. Сиротин С. В. Братья и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд. Труды участников международной научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (24-25 октября 2008 г.). – Нижний Новгород: Редакционно-издательский отдел Центрального архива Нижегородской области, 2010. – 552 с., ил.
[10] Найти фильм можно здесь – http://www.government-nnov.ru/?id=89908
[12] См. в интернет-сети мою работу «Прославление К.Минина и Д.Пожарского в свете православного канона, русского летописания и историографии Смутного времени». См. также: Алексей Лихачев, кандидат богословия, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (г. Южа Ивановской области). К идее церковной канонизации «болярина Косьмы», князя Дмитрия Михайловича Пожарского.