Ровно год назад было обнародовано сообщение, что России удалось устранить почти все препятствия к вступлению России в ВТО. До этого Россия вела длительные и сложные переговоры с США «Мы понимаем, что вступление в ВТО будет следующим серьезным шагом к либерализации и большой эффективности российской экономики, увеличению торгового оборота», - подчеркнул тогдашний глава Минфина Кудрин. Как радостно сообщали многие российские СМИ, 10 октября Грузия «великодушно» согласилась на вступление России во Всемирную торговую организацию. Об этом лично заявил замминистра иностранных дел Грузии. И вот свершилось! Россия на пороге вступления в ВТО!
Анализируя происходящее, можно с уверенностью сказать, что за этими событиями стоит осознанное стремление российской правящей верхушки втянуться во всемирный процесс глобализации.
О глобализации было написано масса статей и высказано множество слов, положительных и отрицательных, однако исходя из вышеупомянутых заявлений ясно, что мало кто из наших лидеров отдает себе до конца отчет, каковы будут последствия для России, если она все-таки будет втянута в мировой процесс политико-экономической интеграции.
Хотелось бы привести реакцию на эту актуальную тему главы администрации города Краснодара Н. В. Приза: «Отечественный производитель не готов еще к экспансии на внутренний рынок импортных товаров. На рынке появятся сильные европейские предприятия-конкуренты, способные подорвать поступательное развитие нашей экономики. Элементарные расчеты показывают, что около половины населения в результате спровоцированного вступлением в ВТО банкротства промышленных и сельскохозяйственных предприятий, потеряют место работы, а значит, и источник существования». Это говорит руководитель одного из передовых сельскохозяйственных регионов страны.
Читая разного рода полемику о вступлении России в ВТО невольно задаешься вопросом: а почему, собственно, Россия должна вступать в это многонациональное сообщество и непременно теперь, когда в преддверии выборов накал страстей в России достигает своего апогея?
ВТО, это что, очередная магическая палочка-выручалочка или палица, которой отведена роль перебить навсегда хребет отечественной экономики? Те, кто ратует за скорейшее вступление, пытаются убедить всех, что промедление для России смерти подобно. При ближайшем рассмотрении четко видно, что никаких веских экономических или даже политических причин для вступления в всемирные торговые ряды нет, и уж точно никакой свободы не будет, а лишь одни ограничения. Да и торговать то России, согласно мнению многих экономических экспертов, за исключением нефти и газа, пока что нечем.
Регулярные отказы принять Россию, как экономически малоразвитую страну, в ряды ВТО явно уязвляют тщеславие некоторых руководителей и воспринимаются ими, как поражение. То ли этим политикам стыдно за себя, то ли за всю страну сразу, но они явно не могут снести унижения столь долгого отказа. И за наигранным патриотизмом отчетливо видится российский комплекс неполноценности.
Можно только догадываться откуда взялся этот комплекс, нашедший свое выражение в страстной любви ко всему иностранному. Не тогда ли, когда славяне пригласили варягов Русью править, и первые царствующие особы были скандинавского происхождения? Или от реформ Петра Великого?
Непохоже, если учесть, что и петровкие реформы натолкнулись на сопротивление (иначе зачем принуждение?), и даже когда европеизация уже состоялась, в России, среди весьма образованных, знавших по нескольку иностранных языков дворян, возникли патриотические и консервативные идеи среди таких историков, как Болтин, князь Щербатов, Карамзин, веяния, которые иначе как антизападными не назовешь. При этом их усилия по возрождению интереса к древнерусской культуре поддерживала сама императрица Екатерина Великая. (Но интересно также, что первые русские консерваторы никогда не предлагали вновь всем отращивать бороды и ходить в одежде допетровских времен, как это делали много позже иные рьяные славянофилы.)
А любовь ко всему иностранному продолжала владеть сердцами русских интеллигентов. Можно только гадать, откуда бралась такая любовь, но она оставалась и остается до сих пор неизменной частью души у нашей прозападно настроенной интеллектуальной «элиты».
Можно отчасти понять их желание помочь России сбросить с себя ненавистное наследие советской власти и стать частью цивилизованного мира. Но при более пристальном рассмотрении «ненавистного» прошлого становится очевидным, что многое из того, что современные либералы заклеймили как позорное наследие (культура, медицина, образование, наука) не так уж позорно и не так уж лишено смысла, особенно учитывая, что Россия, как это утверждали и первые русские консерваторы, и славянофилы, и даже иные марксисты, по существу не может никогда быть переделана в подобие Европы или Америки, и не потому что не хочется, а в силу органических причин исторического, демографического и культурного характера.
Не может - если только не применять методы воздействия, подобные петровским или большевистским. А тогда, при таких методах - зачем вообще ломиться в Европу? Ведь «варварские методы борьбы против варварства» - ленинское выражение - есть по существу отрицание самих тех принципов (назовем их «демократическими»), ради которых и городится ныне европейский огород. Однако невзирая на этот исторический опыт молодые, рьяные до всяких реформ правители с подачи их молодых не менее рьяных советников думают, что у них то как раз получится.
И почему бы этим реформаторам не взять то хорошее, что было сделано при советской власти (а сейчас уже несомненно, что хорошего было не так уж и мало), и попробовать совместить это хорошее с другим хорошим - западным? С частным предпринимательством, например - таким, с которого и в Европе начинался капитализм - с упорным каждодневным трудом и умеренной прибылью.
И что собственно сейчас пытаются копировать российские либералы у Запада? «Рыночные принципы», которые уже ввергли миллионы людей в нищету? На Западе эти принципы сейчас срочно пересматриваются в связи с провалом свободной, нерегулируемой экономики, особенно финансового сектора, а у нас всё идет как ни в чём не бывало. Понятно, что многие продолжают на этом богатеть - но не пора ли задуматься, как жить дальше, пока еще не поздно, пока вся страна не окажется за гранью нищеты?
Общеизвестно, что в США в связи с разразившимся финансовым крисизом в 2008 году обанкротились 11 крупнейших банков. Тогда, исходя из сложившейся ситуации, правительство приняло решение о национализации ведущих ипотечных агентств США - Fannie Mae и Freddie Mac. Компании, объем портфеля которых превышает 5,4 триллиона долларов. И по сей день в США идет национализация финансового сектора. По информационным данным американских СМИ, это только начало. Интересно отметить, что опыт построения развитого социализма в Советском Союзе не прошел для ведущих капиталистических стран даром. Они поняли принцип государственного правления и воспользовались им как одним из способов спасения экономики страны.
А в Норвегии, если говорить об Европе, уже давно государство играет руководящую роль в экономике. В результате эта страна занимает одно из первых мест в мире по уровню жизни и росту ВВП на душу населения, обогнав Швецию и Германию. Только в России почему-то упорно держатся за скомпрометированную модель «невмешательства» - невзирая на повсеместную вопиющую криминализацию и коррупцию, полностью игнорируя логику и здравый смысл. Стремление модернизаторов ко вступлению России в ВТО вопреки воле большинства говорит, в лучшем случае, о непонимании нынешнего положении дел в российской экономике, а в худшем, о пренебрежении национальными интересами собственного народа.
Зачем России ВТО? Чтобы расточить и растерять свои богатства в ответ на международное признание теми, кто прекрасно понимает с кем имеет дело и умеет правильно и главное, вовремя льстить, а в худшем случае, гадить? Не лучше ли использовать свои богатства и ресурсы на нужды своей страны и своих соотечественников?
Да, приглашать настоящих специалистов, но не нами «правити», а стать равноправными партнерами с пользой прежде всего для России. Стремление попасть в ВТО. Что это? Духовная незрелость или национальная особенность российской либеральной интеллигенции? Похоже, что и то и другое. Россия с ее экономическими ресурсами вполне могла бы прокормить не одну страну и не в ущерб своим гражданам, как это было в советские времена, а обеспечивая, прежде всего, себя всем необходимым по западным нормам и стандартам жизни.
Возможно ли такое для России? Возможно, если захотим. А всем кто не согласны, кто еще страдает болезнью отсутствия своей национальной идентичности, кто не любит Россию и готов распродать всё ее достояние с целью ли личного обогощения или благорасположения к себе Запада, можно предложить устроить свою жизнь там. Так ведь не поедут! Разве можно оставить такое доходное место?! Похоже, что так и будут сидеть на двух стульях эти новые русские, не поняв до конца, что значит быть своими в своей собственной стране. А как хотелось, чтобы такое прозрение у них наступило и желательно поскорее!
Лидия Березина, социолог