Из истории церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери села Караваево Казанского уезда Казанской губернии

0
593
Время на чтение 6 минут

В 1907 г. в селе Караваево Каймарской волости Казанского уезда одноименной губернии (название которому, по преданию, дал сам Е.И.Пугачев) произошло долгожданное событие – здесь появилась своя церковь – во имя Смоленской иконы Божией Матери. Однако, к сожалению, как и большинству православных храмов Казанской епархии, ей была предначертана печальная участь.

Церковь в селе Караваево. 1930-е гг.В советское время Караваево вошло в городскую черту Казани. А в начале 1930-х гг. Смоленская церковь, вместе со всем бывшим селом, превратившимся в «поселок», попала в бурный водоворот возводящегося на окраине Казани «авиастроя» и была «перестроена» под столовую. Окончательное ее разрушение оказалось уже «делом техники». Как отмечается в изданном в 2005 г. «Путеводителе по храмам и монастырям города Казани», в 1950-е гг. церковь была уничтожена, и сейчас на ее месте находится остановка «Караваево» девятого маршрута трамвая.

Современное Караваево – это «заводской угол» Авиастроительного района, весьма неблагополучный в социальном отношении. И о существовании здесь когда-то храма Божьего давно уже ничего не напоминает. Тем не менее, остается надежда, что и в этих местах когда-нибудь вновь затеплится церковно-приходская жизнь. Возможно, этому в какой-то мере будет способствовать восстановление исторической памяти о церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери и ее приходе.

В Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ), в числе прочих, сохранилась «Ведомость о церкви Казанской Епархии, Казанского уезда, села Караваева, во имя Смоленския Божией Матери за 1909 год», которая дает определенное представление о первых годах существования храма и составе его причта.

Известно, что Смоленская церковь была построена в 1907 г. на средства прихожан и частные пожертвования. 27 января 1908 г., по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д.И.Самбикина), в ней был освящен престол «во имя Смоленския иконы Божией Матери» (празднование которой совершалось 28 июля). В церкви имелось два придела: справа – во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца (память совершалась 6 декабря и 9 мая) и слева – во имя Святителя Гурия, Казанского Чудотворца (память совершалась 5 декабря и 20 июня). Утварью церковь была снабжена, как тогда писали, «достаточно».

Храм был каменным, «с таковою же в одной связи колокольнею», теплым, обнесенным каменной оградой с деревянной решеткой. Справа «под колокольнею» помещалась церковная сторожка. Священник и псаломщик проживали в деревянных церковных домах, выстроенных «на свой счет прихожанами».

Хотя, по состоянию на 1909 г., приход еще не был официально открыт, с января 1908 г. в церкви имелся свой самостоятельный причт, состоящий из двух человек – священника и псаломщика. Об отведении церковно-причтовой земли изначально не позаботились, содержание причта обеспечивалось денежным содержанием от прихожан, поступавшим путем сбора средств в сумме 87 копеек с каждой «надельной души» (всего же таких душ было 576). Учитывая, что жалованья от казны причт не получал, его содержание выходило достаточно скудным.

В приход входило только само село Караваево, в котором тогда имелось 269 дворов (в 204-х проживали крестьяне, в 63-х – военные и в 2-х – духовные лица). Всего в селе жил 1671 человек (872 женщины и 799 мужчин), в том числе: 1361 человек принадлежал к крестьянскому сословию, 301 – к «военным» и 9 – к духовному сословию (все – русские).

Ближайшие церкви находились в селах: Сухая Река – в полутора верстах от Караваево, Борисоглебское – в трех верстах, Кадышево и Савиново – в четырех верстах. От Казанской духовной консистории, располагавшейся в Кремле, Смоленская церковь отстояла на семь верст, а от местного благочинного – на все тридцать пять.

Церковно-приходское попечительство действовало здесь с 1908 г. (его председателем состоял крестьянин села Караваево Прокопий Алексеевич Дикунов). Судя по всему, местные жители весьма заботились о своем храме: так, за первый год деятельности попечительства в него поступило 125 рублей 95 копеек «дохода по кружкам» и 250 рублей «ассигновки от прихожан» на покраску церкви. Церковным старостой на первое трехлетие был избран «отставной старший унтер-офицер села Караваева» Павел Иванович Кудрявцев, а представителями прихожан состояли местные крестьяне Василий Алексеевич Сапаров и Андрей Иванович Глухов.

В приходе действовала церковно-приходская школа, открытая еще в 1897 г. и помещавшаяся в собственном деревянном здании «на обывательской земле». По состоянию на 1909 г., учительницами в ней состояли: Анастасия Владимировна Максимова («из дворян, домашнего образования») и Елена Степановна Выборнова (дочь псаломщика, окончившая курс в Казанском епархиальном училище). В то время в школе, содержавшейся «на средства местного Уездного Отделения», обучались 83 ребенка (65 мальчиков и 18 девочек).

При церкви имелась достаточно быстро пополнявшаяся библиотека, в которой, помимо богослужебных и «периодически поступающих» книг, можно было найти и духовную периодику (например, журналы «Церковные Ведомости», «Известия по Казанской Епархии» и «Русский Паломник»).

Первым настоятелем церкви являлся священник Иоанн Григорьевич Черепнин, которому в 1909 г. было тридцать семь лет. Известно, что он родился в селе Емельяново Лаишевского уезда Казанской губернии в семье священника. Обучался в Казанской духовной семинарии, из третьего класса которой, «по прошению», был уволен в 1890 г.

28 мая 1892 г. И.Г.Черепнин был определен исправляющим должность псаломщика в село Парат (Параты) Казанского уезда, 14 августа 1894 г. – утвержден там же штатным псаломщиком с посвящением в стихарь. 18 февраля 1896 г. он был рукоположен в дьякона, а 1 декабря 1902 г., по сдаче установленного священнического экзамена, во священника – к Петропавловской церкви села Кузнецово Козмодемьянского уезда. С 13 сентября 1899 г. по 1 декабря 1902 г. И.Г.Черепнин являлся также законоучителем в Бизюргубской земской школе и с января по 10 августа 1903 г. – в Кузнецовской церковно-приходской школе.

10 августа 1903 г., по распоряжению епархиального начальства, он был перемещен на четвертое священническое место в село Шихазаново (Шихазаны) Цивильского уезда, и, наконец, 10 января 1908 г., согласно прошению, «на нештатную вакансию» в село Караваево Казанского уезда. Кроме этого, с 1906 г. И.Г.Черепнин состоял законоучителем «Асдевинской», а с 1908 г. – Караваевской церковно-приходских школ.

Он был женат на Ольге Александровне Черепниной (возраст, по состоянию на 1909 г., 35 лет) и имел трех детей: Григория (11 лет), Нину (5 лет) и Евгения (2 лет).

Однако служил И.Г.Черепнин в Смоленской церкви недолго. 9 июля 1910 г. он скончался в возрасте тридцати восьми лет, а 26 июля того же года на его место из села Ронги Царевококшайского уезда был перемещен священник Симеон Петропавловский.

Известно также, что в 1909 – 1910 гг. псаломщиком в церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери являлся Александр Васильевич Сперанский, которому в то время было 28 лет. Родился он в селе Пичкасы Чистопольского уезда, в семье священника. В 1899 г. окончил курс в Казанском духовном училище, после чего – 30 октября означенного года – был определен псаломщиком к Казанско-Богородицкой церкви села Корноухово Свияжского уезда. В 1907 г. епископом Чебоксарским Михаилом (М.А.Богдановым) А.В.Сперанский был посвящен в стихарь, а 7 июля 1909 г. им же перемещен к Смоленской церкви в село Караваево. А.В.Сперанский был женат на Римме Алексеевне Сперанской и имел к тому времени двух детей: Елизавету (6 лет) и Зою (3 лет). В 1910 г. он был перемещен в село Воскресенское Казанского уезда, а на его место поставлен тамошний псаломщик.

Весьма любопытной представляется статистика, приведенная в вышеуказанной «Ведомости…»: «В течение года, – говорится в ней, – причтом отправлено Богослужений: всенощных бдений 83, вечерен 50, утрен 58, часов великопостных 17, литургий 133, и совершено крещений младенцев 82, браков 18 и погребений 76».

Безусловно, все это лишь отдельные «штрихи» – малая часть истории Смоленской церкви, которая, как и история многих других «забытых» храмов и монастырей Казанской епархии, нуждается в дальнейшем изучении и обобщении.

Источники и литература:

НА РТ. Ф. 4. Оп. 141. Д. 24. Л.л. 625 – 630 об.

Путеводитель по храмам и монастырям города Казани/ Сост. Г.В.Фролов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – С. 75.

Тезисы сообщения, представленные на XI ежегодную научно-практическую конференцию «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (г. Казань, 5 – 6 ноября 2011 года)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Будьте внимательны!

Дорогие братья и сестры, напоминаем, что с 00.00 часов 28 ноября форум РНЛ закрывается: http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/11/26/vnimaniyu_avtorov_i_chitatelej_rnl/ Надеемся на понимание.
/ 27.11.2011, 21:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28