Печальные судьбы современного юношества

0
954
Время на чтение 6 минут

          К Неделе 20-й по Пятидесятнице мы публикуем одно из «Слов» (1974 г.) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976).

          Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том IV. Джорданвилль, 1976.- С.239-243. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин.         «Жирный» шрифт в тексте - авторский.

+ + +

  «И приступль (Иисус) рече: юноше,  тебе глаголю, востани. И седе мертвый  и начат глаголати».

(Лк.7,15)

Архиепископ Аверкий (Таушев)В таких словах евангельское чтение 20-ой недели по Пятидесятнице повествует нам о великом чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос, воскресив умершего сына бедной Наинской вдовы. Размышляя над этим евангельским чтением, св. Василий Великий поставил себе вопрос: «Что так рано привело этого юношу к могиле?» А св. Амвросий Медиоланский указывает, что имеются четыре «гробоносца», которые несут тела молодых людей к могиле. Это, по его словам: 1) излишества в пище и питии, 2) распутство, 3) непослушание родителям и 4) необузданная гневливость.

Как это особенно справедливо по отношению к нашему переживаемому нами времени, когда эти греховные наклонности не только не пресекаются в молодых людях, а как-будто нарочно культивируются, поощряются и развиваются. И есть много оснований полагать, что это делается именно нарочно, даже по особой специально-составленной программе! Всячески развращать молодое поколение - это теперь как бы ставится кем-то для себя задачей! Ведь ни для кого теперь не тайна, и это начинает уже многих смущать и возмущать, что современные школы с их учителями не только не воспитывают детей, а вполне определенно и систематически их развращают. Достаточно упомянуть, в подтверждение этого, о так называемом «сексуальном воспитании». Кому это нужно, кроме тех, кто именно ставит себе задачей уже в самые ранние годы детства и юности отравить сознание детей ядом нецеломудрия и распутства? Да и все вообще направление современного воспитания, как и пример старшего поколения и вся окружающая ребенка среда в настоящее время лишь способствуют развитию в детях вышеупомянутых губительных страстей, этой смертоносной заразы, которая духовно умерщвляя их души, нередко уготовляет им и преждевременную телесную смерть. И мы теперь, буквально на каждом шагу, сталкиваемся с живыми примерами такой духовной и одновременно телесной смерти, нередко даже среди наших более или менее близких знакомых, а особенно много читаем о таких многочисленных печальных случаях в периодической прессе, причем даже самое чтение об этом невольно внушает ужас и отвращение. И, конечно, нельзя в этом не обвинять, в первую очередь, современную безрелигиозную, безбожную систему воспитания, явно ведущую к развитию в детях всех этих пагубных страстей: и неумеренности в пищи и питии, к чему в последнее время присоединилась еще страшная эпидемия наркомании, и распутства, доходящего, кажется, уже до крайних пределов, и непослушания родителям и необузданной злобной гневливости, не останавливающейся даже перед убийствами.

Но что делают сами наши родители, дабы спасти своих детей от духовной и преждевременной телесной смерти?

Увы! мало кто из современных родителей заботится по-настоящему о достодолжном, христианском воспитании своих детей. Или просто небрегут о нем, предпочитая, что гораздо легче, просто «плыть по течению», или сами настолько увлекаются современными модными веяниями и идеями, что предоставляют детям во всем следовать примерам современного развращенного века, дабы дети их ничем не выделялись среди всей остальной молодежи. И не думают даже о том, что их самих, быть может, в наказание за их легкомыслие, ожидает «плач и рыдание и вопль мног».

В самом деле. Разве безсмысленная и безалаберная кормежка, нездоровые лакомства и напитки, удовлетворение всех капризов ребенка и в пище и питии - разве все это не развивает в будущем юноше или девушке прихотливость и невоздержность?

А стремление многих родителей с самых ранних лет приучать детей более к светским развлечениям и увеселениям, нежели к храму Божию, постоянное хождение по кинематографам, театрам, циркам, балам и вечеринкам, разодевание по последней моде подростков, нескромные шутки и праздные, нередко сальные разговоры - разве все это не влечет ребенка уже с ранних лет к грехам против целомудрия, с тем, чтобы постепенно, с достижением зрелого возраста, ввергнуть в самую пучину моральной грязи и распутства? Особенно часто некоторые неразумные матери, руководимые нездоровым женским инстинктом, морально портят своих еще вполне чистых нравственно дочерей, заставляя их следовать современной, более чем неприличной уже, моде, одеваться (чтобы не сказать: раздеваться!) и вести себя нескромно в обществе, угождая современным развращенным вкусам и настроениям.

А непослушание родителям, непочтение к старшим? Ведь это стало уже настоящей болезнью времени. И никто из родителей или старших, по большей части, не смеет не только наказывать, но даже сделать замечания подросткам и молодым людям, ибо ему угрожает опасность нарваться на дерзость, оскорбление и даже физическое действие, вплоть до убийства, о чем мы читаем в прессе не мало подобных случаев.

А безудержная гневливость, раздражительность и самоволие? Ведь это просто вошло в обычай, в какую-то моду, и многие родители даже не находят нужным решительно и в корне пресекать эту язву. Здесь, в США, дети, недовольные обращением с ними их родителей, имеют даже чудовищное право жаловаться на них в полицию, и тогда уже не строптивых и распущенных детей наказывают, а их родителей, подвергая их уголовной ответственности за «плохое обращение» с детьми - фактически же только за то, что они хотели спасти детей от духовной гибели и, может быть, и преждевременной телесной смерти, заботясь о пресечении возникающих в них порочных навыков и преступных замашек и стремлений.

Некоторые неразумные родители как-то не хотят понять, что безчисленные уступки и поблажки всем прихотям и капризам ребенка, по ложной любви к нему, делают его несноснейшим и несчастнейшим существом, которое и себе и другим людям в тягость, а иногда - воспитывают в нем будущего преступника, который для достижения своих личных эгоистических целей не останавливается ни перед каким самым страшным злодеянием.

Больно и скорбно смотреть на нашу русскую зарубежную молодежь, которая, за малыми счастливыми исключениями, «плывет по течению» современной жизни, подготовляя тем самым себе горькую участь.

Но особенно горько и больно видеть таких родителей, воспитателей и руководителей молодежи, которые не находят в этом ничего дурного, а считают такое настроение и поведение вполне естественным, не находя даже нужным его пресекать и исправлять, прибегая, в случаях необходимости, и к суровым мерам.

Однако, для того, чтобы разумно воспитать чад своих, родители прежде всего сами должны давать детям пример послушания заповедям Божиим и Святой Церкви Христовой. Всем известно, как велика у детей склонность к подражанию, а потому они легко усваивают себе все и заражаются всем тем дурным, что видят у взрослых и, в первую очередь, у своих родителей и воспитателей. О, как бдительны должны быть родители и воспитатели к самим себе, дабы дурным примером не дать соблазна чадам своим и не погубить их. Они всегда должны стараться о том, чтобы авторитет их высоко стоял перед детьми, а если дети, обычно всегда чуткие, восприимчивые и наблюдательные, заметят у родителей своих и воспитателей расхождение между делом и словом, - то нет хуже! Пусть тогда родители пеняют на самих себя, если дети их невоспитанны, грубы и непослушны.

Каков же единственно-правильный путь воспитания и как спасти детей от преждевременной смерти - и душевной и телесной?

Путь этот - один, вечный и неизменный - это путь евангельского воспитания, путь теснейшего приближения детей ко Христу и Его Святой Церкви, как Он Сам сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19, 14).

И не надо бояться разумного церковного воспитания! Это вовсе не значит делать детей монахами, чего многие в наше время как-то суеверно боятся. Это только значит - сделать детей вполне здоровыми душевно и телесно, предостеречь их от многих губительных ошибок в жизни, спасти их от неизбежно ожидающей их, в противном случае, горькой участи и обезпечить им долгую, спокойную и действительно, по настоящему, счастливую жизнь.

Но такое воспитание необходимо начинать с самого нежного возраста раннего детства, принося и приводя детей в храм Божий и часто причащая их Святых Христовых Таин, когда души их еще не развращены соприкосновением со злом мира сего. Сердец их коснется тогда благодать Божия, всегда почивающая в чистых сердцах, которая и будет потом руководить ими всю жизнь.

Такое разумное христианское воспитание и было у нас в старину на Святой Руси, пока не явился к нам тлетворный дух нравственно-разлагавшегося Запада, который все у нас отравил и осквернил своим зловонным дыханием. А опыт последних лет особенно ярко показал, что на безбожии и безнравственности невозможно построить не только личную, семейную, общественную, но и государственную жизнь.

Без Бога ничто не может быть прочным - все это дом, построенный на песке. Все то рано или поздно рухнет, что не построено на единственно-верном, надежном и прочном фундаменте - на твердом камени, который есть Христос Господь! Так и дело воспитания нашей молодежи! - Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Печальные судьбы современного юношества

Что же до США, культ создания еды там имеет исключительно глубокие корни, и рассматривать его надо с разных сторон

Ой, а вот это интересно, можно подробнее? Просто, как мне кажется, именно в СССР был культ еды, приготовления еды, употребления, принудительного кормления и т.д.
Еленка / 30.10.2011, 20:33

3. Re: Печальные судьбы современного юношества

Немного удивила и расстановка акцентов. Судите сами. 1.Увы! мало кто из современных родителей заботится по-настоящему о достодолжном, христианском воспитании своих детей. Мало кто - это сколько? 1 семья из 10? 3? 5? Если автор пишет о США и других дальних странах, то интересно знать, о каких именно, и на основании каких наблюдений он пришел к подобным выводам? Что же до России, то у нас вроде как якобы от 50 до 90% православных; но то мнимые православные, действительных же едва ли 10%. 2.В самом деле. Разве безсмысленная и безалаберная кормежка, нездоровые лакомства и напитки, удовлетворение всех капризов ребенка и в пище и питии - разве все это не развивает в будущем юноше или девушке прихотливость и невоздержность? Бессмысленная кормежка - это такой интересный термин. В работах самых разных публицистов можно встретить выражения вроде "дети, выросшие в 1960-ые, есть первые сытые дети в истории страны". Стоит ли удивляться, что люди просто хотят наесться и накормить своих детей (особенно после воспоминаний о пустых потолках конца 1980-ых и настоящем недоедании 1990-ых)? Что же до США, культ создания еды там имеет исключительно глубокие корни, и рассматривать его надо с разных сторон. 3.А стремление многих родителей с самых ранних лет приучать детей более к светским развлечениям и увеселениям, нежели к храму Божию, постоянное хождение по кинематографам, театрам, циркам, балам и вечеринкам, разодевание по последней моде подростков, нескромные шутки и праздные, нередко сальные разговоры - разве все это не влечет ребенка уже с ранних лет к грехам против целомудрия, с тем, чтобы постепенно, с достижением зрелого возраста, ввергнуть в самую пучину моральной грязи и распутства? Следует четко отличать художественные школы, театральные кружки, танцевальные вечера от маразма. Красивая одежда вместо рубищ - это хорошо; знакомство с искусством - это хорошо; детское творчество - это хорошо; жизнь подростков, полная радостей и впечатлений, - это хорошо. Разве же нет? Речь, конечно, о нормальных радостях, а не наркотическом угаре. Ни конкурсы шуток, ни вечеринки, ни посещение кино, ни изучение каталогов коллекций одежды к разврату не ведет. 4.Особенно часто некоторые неразумные матери, руководимые нездоровым женским инстинктом, морально портят своих еще вполне чистых нравственно дочерей, заставляя их следовать современной, более чем неприличной уже, моде, одеваться (чтобы не сказать: раздеваться!) и вести себя нескромно в обществе, угождая современным развращенным вкусам и настроениям. Строго говоря, традиционно наблюдается абсолютно обратная картина. Матери просят не пользоваться кричащей косметикой, выбирают более скромные фасоны, стараются контролировать поведение детей, лимитировать посещение разных развлекательных заведений, нередко даже участвуют в редактировании музыкальных и литературных вкусов. 5.Здесь, в США, дети, недовольные обращением с ними их родителей, имеют даже чудовищное право жаловаться на них в полицию, и тогда уже не строптивых и распущенных детей наказывают, а их родителей, подвергая их уголовной ответственности за «плохое обращение» с детьми - фактически же только за то, что они хотели спасти детей от духовной гибели и, может быть, и преждевременной телесной смерти, заботясь о пресечении возникающих в них порочных навыков и преступных замашек и стремлений. Надо взглянуть и на другую сторону медали. Это помогает спасти детей, реально страдающих от побоев, например, отсутствия еды, приобщения к алкоголю.
рудовский / 29.10.2011, 12:14

2. Re: Печальные судьбы современного юношества

Если честно, удивило количество ошибок в тексте. Неужто может архиепископ писать столь безграмотно? Его ли эта рука в действительности? В действительности судьба тех, кому сейчас 10, 15, 20, не столь печальна, как может показаться. У них тоже есть мечты; у них тоже есть желание трудиться; у них тоже есть пытливый ум.
рудовский / 29.10.2011, 11:57

1. Re: Печальные судьбы современного юношества

"Детей надо баловать.Тогда из них вырастают настоящие разбойники". Г.Х.Андерсен. "Снежная Королева".
Писарь / 29.10.2011, 10:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Духовная слепота и большевизм наших дней
Актуальное слово архиепископа Аверкия (Таушева) в Рождество Христово 1957 года
19.01.2023
Дух антихристов и предтечи антихриста
К 45-летию со дня кончины
13.04.2021
С каждым новым годом…
Слово 1969 года
30.12.2020
Мiр безумствует
Ко дню памяти
13.04.2020
Все статьи Архиепископ Аверкий (Таушев)
Последние комментарии
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
08.11.2024 12:50
Кощунство не пресечено!
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 12:26
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Фромназарет
08.11.2024 11:16
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от seaduck
08.11.2024 11:13
День народного единства или день единства народов?
Новый комментарий от Человек
08.11.2024 10:47
Украина: здоровый рвотный рефлекс как условие выхода из «цирка уродов»
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 10:39
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 10:38