С каждым новым годом…

Слово 1969 года

Пастырская проповедь 
1 Евгений Х. 
1665
Время на чтение 13 минут

 

Ниже мы публикуем «Слово» (1969 г.) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906–1976).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том III. Джорданвилль, 1975.– С.7–14. (Репринт.)) подготовил  профессор А. Д. Каплин.

Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом. «Жирный» шрифт в тексте и курсив эпиграфов – авторские.

+ + +

 

С каждым новым годом…

 

 

«Се нова вся творю…» (Апок. 21, 5) 

«И видех небо ново, и землю нову»… (Апок. 21, 1).

 

 

 

 

 

Совсем разная психология у нас, христиан православных, и у людей «века сего», хотя бы иной раз и они называли себя «христианами» и даже «православными». Они упорно верят в какой-то «прогресс человечества», или в «Царство Божие на земле», в установление общего благоденствия и благополучия, когда самая смерть якобы будет побеждена, и люди будут жить на земле вечно и невозбранно всем наслаждаться – и все это, вопреки ежедневной окружающей нас мрачно-зловещей очевидности, говорящей совсем о другом, которая, казалось бы, должна была бы решительно разбивать всякого рода подобные фантастические иллюзии и праздные мечтания. Но они упрямо верят или хотят заставить себя верить, что человечество ожидает какой-то «золотой век», а потому так весело встречают каждый наступающий новый год, готовые праздновать его даже два раза: и по новому и по старому стилю.

Совершенно иначе относимся к наступлению нового года мы, христиане православные. Мы безоговорочно верим Слову Божию и святым отцам Церкви, а потому наступление нового года располагает нас не к веселию, а, наоборот – к серьезной молитвенной сосредоточенности.

Мы знаем, что с каждым новым годом каждый из нас приближается к своему неизбежному земному концу, за которым следует отчет перед Богом о своей земной жизни и так называемый «частный суд», а весь этот тленный мир в целом приближается к своему концу – концу века сего, и наступлению вечности, когда «времени уже не будет» (Апок.10,6).

Тогда совершится последний Страшный Суд над всем человеческим родом, когда каждый от своих дел или прославится или постыдится, и когда явится «новое небо» и «новая земля», на которых будет обитать правда (2 Петр. 3, 13).

Есть ли тут хоть малейший повод к тому разнузданному веселию с бокалами вина в руках и танцами, с которым обычно в наше время устраиваются так называемые «встречи нового года», в коих нередко принимают участие и серьезные как-будто бы сами по себе люди, теряющие вдруг на этих «встречах» всякую серьезность и становящиеся словно легкомысленными повесами?

Достойно ли это высокого христианского звания?

Ведь, кажется, для каждого подлинного христианина должно быть ясно, что единственная допустимая и приличная «встреча нового года» – это встреча его молитвою.

И это тем более, что для всякого еще здорового и непомраченного сознания с каждым новым годом становится все более и более ясным, что человечество идет не к «прогрессу», а наоборот – к «регрессу».

Ведь не в том же «прогресс», обещающий общее благоденствие и благополучие, что изобретены всевозможные необыкновенные машины и приборы и что скоро, быть может, люди смогут совершать полеты на луну и другие планеты?

Разве это дает благоденствие и благополучие, мир и духовное удовлетворение человеческой душе?

Отнюдь не «прогресс», а ужасающий религиозно-нравственный регресс, со всё большим и большим расшатыванием всех вековечных моральных устоев, коих не лишены были, кроме христианской, и другие религии, – вот чем ярко характеризуется современная жизнь людей!

И даже это необыкновенное оживление церковной интерконфессиональной жизни, никогда еще в истории человечества в таких широких масштабах не наблюдавшееся, не только не говорит о каком-то «прогрессе» и не внушает никаких надежд на «всеобщий мир», о котором так много сейчас кричат, и на лучшее светлое будущее, а наоборот – свидетельствует о полном упадке подлинной религиозной жизни – о том, что современным людям все стало безразлично, и никаких настоящих идеалов у них больше не остается. Все здесь сводится лишь к неискренним, слащавым, лицемерным, высокопарным словам, не имеющим под собою никакого действительного, существенного содержания.

Уже нет теперь настоящей веры, а только одна ее видимость, ни к чему человека не обязывающая, никакой ответственности на него не налагающая.

Но если бы все эти «экуменические конференции», «съезды», «совещания», «симпозиумы» были бы просто пустым времяпрепровождением, своеобразным для собирающихся на них развлечением, со взаимным щекотанием тщеславия и самолюбия, это было бы еще полбеды.

За всем этим кроется, однако, нечто гораздо худшее.

Цель всего этого современного, столь модного ныне движения, «кем-то» поставленная и планомерно-проводимая – влить в души полный религиозный индифферентизм – безразличие к истине – убить любовь к той истине, которую пришел свидетельствовать на землю, по Его собственным словам, наш Господь и Спаситель (Иоан. 18, 37), к той истине, которую так самоотверженно, ничего не боясь, проповедовали по всему миру святые Апостолы, за которую умирали святые мученики, за которую так решительно и безкомпромиссно боролись с еретиками и лжеучителями святые отцы Церкви.

И вот теперь-то, на ХХ-ом столетии христианской эры, у всех вдруг впервые «открылись глаза», и оказалось, что, собственно-то, «истины никакой нет» и «не за что было бороться, страдать и умирать», а надо просто всем «забыть все свои прежние разногласия» и… объединиться.

Действительно – необыкновенный «прогресс», до которого в течение стольких столетий не доходили наши предки, среди коих было столько подлинно-благочестивых христиан, каких теперь мы уже не видим!

И вот идет это «объединение», радующее многих наивных людей, которые не понимают, что под этим скрывается, в сущности, ниспровержение христианства и уничтожение всякой веры, всякой религии вообще.

Безобразнее и кощунственнее всего, это то, что это «объединение» идет под разными благовидными евангельскими лозунгами, криво и лукаво, по-сектантски, толкуемыми: пускаются в ход библейские изречения, имеющие совершенно другой смысл и значение.

Вот пример! Усиленно-проводимая этим «движением» полная модернизация христианства идет сейчас под лозунгом изречения Господа-Вседержителя: се нова вся творю, то есть: се творю все новое (Апок. 21, 5).

Но ведь из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет о новотворении Богом мира, после конца этого временного тленного мира, который, как ясно предрекает это Слово Божие, будет весь уничтожен огнем (2 Петр. 3, 10–12), и на место которого явится «новое небо» и «новая земля», а вовсе – не о каком-то преступном «обновленчестве», которое так настойчиво теперь пропагандируют современные вожди «экуменизма», среди коих имеются даже православные иерархи и весьма высокого ранга.

Но им все нипочем.

Они лишь упорно выполняют поставленное им «кем-то» задание разрушения христианства, а для этого – все средства хороши, и особенно старые, испытанные – ложь и передергивание даже священных текстов, благо, что массы теперь так невежественны и ничего в правильном понимании текстов Священного Писания не смыслят.

Настоящий, планомерно-организованный поход на Христианство, с оставлением одной лишь внешней видимости его – вот, чем более всего характеризуется современный хваленый «прогресс» человечества!

А что сказать нам о современной нравственности, основы которой расшатаны, кажется, до самых последних пределов? Ведь все то, что еще совсем недавно считалось неприличным и недопустимым, на наших глазах буквально, вдруг стало вполне для всех приемлемым и даже модным, не допускающим никаких протестов и возражений. Пощадим слух наших читателей и умолчим здесь о том, о чем и говорить и писать неприлично и что теперь, тем не менее, открыто и невозбранно повсюду делается.

Самое циничное безстыдство стало какой-то «доблестью» нашего «прогрессивного» двадцатого века!

А возражать против этого – значит, прослыть каким-то «мракобесом», «отсталым человеком».

И с каждым новым годом это падение нравственности, это ужасающее безстыдство все расширяется и завоевывает себе все большие и большие «права гражданства», а возражающих и протестующих становится все меньше и меньше.

Неужели и в этом можно видеть «прогресс», ведущий человечество к общему благополучию и благоденствию?

Не свидетельствует ли нам мировая история наоборот – что падение нравственности влекло всегда за собой не благоденствие, а разложение и гибель. Достаточно вспомнить древний Рим в предхристианскую эпоху. А то, что делается теперь, едва ли не многим хуже того, что было тогда. Ведь то были язычники, не знавшие истинного Бога, а теперь все это делают «христиане». А кому много дано, с того больше и спросится.

Все вообще понятия о добре и зле в наше время как-то странно смешались. Многие теперь, без всякого зазрения совести, «черное» называют «белым», а «белое» – «черным». Зло необыкновенно искусно, как никогда прежде, научилось прикрывать себя личиной добра.

Вот, например! Христианская вера всегда нас учила и учит, что только ради Христа и во Имя Христа делаемое добро есть действительное, истинное добро, ибо есть добро только показное, творимое ради какой-либо выгоды или корысти. Если усиленно говорят о ком-либо, что «он делает много добра», то это еще совсем не значить, что он – действительно добрый человек, ибо, как учит нас вера наша и как самый опыт жизни показывает, творить добро можно и со злой целью, и это, конечно, уже не будет истинное добро, а только внешняя видимость добра. И от такого «добра» надо бежать, спасая свою душу.

И как много сейчас творится такого «добра», за коим кроется какой-нибудь корыстный расчет! А люди этого не замечают или не хотят замечать, и даже весьма падки бывают на такое «добро»: «лишь бы давали мне деньги, а почему, с какой целью дают, не все ли равно: «деньги не пахнут!»

Правда, и в прежние времена все это бывало, но никогда – в таких огромных масштабах и так часто, как теперь, когда буквально все покупается за деньги.

Прежде широко было распространено рабство телесное, а теперь его сменило собой гораздо более худшее – рабство духовное. И люди сами себя добровольно продают в это рабство, обезличивая себя и отрекаясь от всего святого… за деньги или вообще за какие-нибудь земные блага.

Были времена, когда люди готовы были за Имя Христово идти на самые страшные муки и даже на смерть. А теперь, когда их никто больше за Христа не преследует, не мучит и не убивает, они нередко сами продают Христа, прельстившись теми или иными земными благами. И вот это мнимое добро, делателей которого ныне немало, часто делается теперь именно с этой целью – отвратить людей от Христа, ввергнув их в духовное рабство.

С каждым новым годом и в этом отношении мы видим все более и более растущий «прогресс», причем, что особенно страшно: продают Христа не только рядовые «христиане», но и христианские священнослужители, вплоть до носителей высокого иерархического сана.

Но что ужаснее всего – это то, что с каждым новым годом, как свидетельствует пресса и сама окружающая нас жизнь, нравственное чувство людей все более и более притупляется, и они начинают примиряться со всеми самыми дикими и безобразными явлениями современной модернизированной жизни, от которых еще совсем недавно здоровое нравственное чувство с негодованием и омерзением отворачивалось и их решительно осуждало. Тоже «прогресс»!

Так, на наших глазах, идет постепенная, но в последнее время ставшая весьма напряженной, моральная подготовка людей к принятию антихриста – к легкому безболезненному его воцарению.

Вот, о чем должен напоминать нам каждый вновь наступающий новый год!

Но напоминает он нам и еще о чем-то, самом для нас важном, от чего зависит жизнь наша в вечности.

С каждым новым годом приближается расплата за все злые дела тех из нас, кои любят только ветрено и легкомысленно проводить время, «прожигая жизнь», стремятся весело и безпечно растрачивать драгоценное время, данное нам для подготовки к вечности, и убаюкивают себя уверением, что еще далеко до «конца» и наивной надеждой на какой-то призрачный «прогресс», якобы ожидающий нас на земле.

Нравится ли это кому-нибудь или не нравится, но Слово Божие совершенно ясно и недвусмысленно нас об этом предупреждает и предостерегает: 

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще. – Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Апок. 22, 11–12).

С новым годом, приветствуем вас, бpaтие … и «с новым счастьем», как говаривали в старину, которое – будем это помнить! – доступно только тем, кто познают и глубоко прочувствуют суету и тщету всего земного и искренно обратят свои мысленные взоры к небу, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Фил. 3, 20), Который откроет нам «новое небо» и «новую землю», когда и будет «все новое» (Апок. 21, 5). – Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Все статьи Архиепископ Аверкий (Таушев)
Пастырская проповедь
Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие
Евангелие пятницы (Мк, 41 зач., 9, 33—41)
27.12.2024
«Если вам скучно живется, значит, у вас нет веры»
Ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку, как воздух
26.12.2024
Искушение учеников Христовых всех времен
Евангелие четверга (Мк, 39 зач., 9, 10—16)
26.12.2024
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
27.12.2024 16:45
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.12.2024 16:33
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:07
Важные решения Священного Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:04
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:01
Добрый пастырь земли Иркутской
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 15:36