Выпуск православного журнала «Благодатный Огонь» приостановлен

Зачистка информационного поля от любых возможностей несогласия с начавшимися церковными реформами

Проблемы церковной жизни 
0
2790
Время на чтение 10 минут

От редакции. По просьбе редакции журнала «Благодатный Огонь» мы публикуем это заявление, которое посвящено беспрецедентному событию - одному из старейших православных изданий отказано в получении грифа Синодального информационного отдела. Наверное, редакцию «БО» можно упрекнуть в излишней эмоциональности и резкости некоторых оценок. Впрочем, от редакции, попавшей под каток цензуры сложно требовать спокойствия и дипломатичности.

С.И.НосенкоРовно три года назад, в сентябре 2008 года, главный редактор журнала «Благодатный Огонь» Сергей Носенко указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «во внимание к усердным трудам и в связи с 10-летием выхода в свет православного журнала «Благодатный Огонь» был награжден высокой патриаршей наградой: орденом Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени».
Как отметил при вручении награды игумен Феофилакт (Безукладников), наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, «Святейший Патриарх Алексий постоянно старается отслеживать церковную печать, и награда эта вполне заслуженна: публикации журнала «Благодатный Огонь» всегда отличаются строгой церковностью и при этом выявляют подчас серьезные отклонения в современной интерпретации православного вероучения». Это была уже вторая высокая церковная награда, которой удостоился журнал «Благодатный Огонь» в лице его главного редактора, - ранее, в 2004 году, Сергей Носенко от имени Патриарха Алексия II был вручен орден прп. Сергия Радонежского. И этот факт, подчеркнул о.Феофилакт, свидетельствует о значимости данного периодического издания для многих священнослужителей Русской Православной Церкви.
В Православной Энциклопедии - фундаментальном издании Русской Православной Церкви - журналу «Благодатный Огонь» посвящена отдельная статья.
С тех пор прошло три года...

* * *
И вот 13 сентября 2011 года Синодальный информационный отдел РПЦ на своей коллегии принял следующее решение по православному журналу «Благодатный Огонь», выходящему в свет с 1998 года и свободно распространявшемуся до сих пор в храмах Русской Православной Церкви: «изданию «Благодатный огонь» отказать в выдаче грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом»».
Претензии к журналу «Благодатный Огонь», на основании которых «экспертный совет» СИНФО вынес отрицательное решение, сводятся к тому, что в каждом его номере есть материалы, содержащие критику явлений, квалифицируемых редакцией и авторами журнала как модернистские, обновленческие или экуменические, соответственно критикуются и лица, проповедующие эти заблуждения.
Кроме того, по мнению «экспертного совета», материалам журнала присуща «излишняя политизированность». Эта последняя претензия привела нашу редакцию в некоторое недоумение, поскольку до сих пор мы получали обвинения как раз в крайней «неполитизированности» и даже в «безыдеологичности».
Так неужели в нашей Церкви уже нет проявлений модернизма, экуменизма и обновленчества? Или вообще отсутствуют лица в священном сане, в ущерб Церкви разделяющие и проповедующие эти взгляды? Ведь именно эти лица, подчас сами того не ведая, вносят в Церковь «излишнюю политизированность».

Такие меры СИНФО нельзя расценивать иначе как карательные по отношению к свободе обсуждения актуальных проблем нашей церковной жизни. Тем не менее, они были вполне предсказуемы - наш журнал, базовым принципом информационной политики которого была и остается верность церковному Преданию, служил серьезным препятствием для осуществления «Перестройки» в Русской Православной Церкви. Заявленная открыто и сопровождаемая громкими фразами о «великих миссионерских проектах» и не менее «грандиозных миссионерских императивах», она по своим легко просчитываемым катастрофическим последствиям грозит оставить далеко позади перестройку горбачевскую, ибо касается уже самих основ нашей церковной жизни. Неудивительно, что для таких масштабных проектов требуется предварительная «зачистка» информационного пространства.
* * *

В неразрывной связи со сказанным следует рассматривать и то, что решение СИНФО по журналу «Благодатный Огонь» было принято именно в то время, когда в церковных СМИ началось открытое обсуждение проектов Межсоборного присутствия по важнейшим вопросам богослужебной практики Русской Православной Церкви, в частности, по вопросу упрощения и русификации церковнославянского языка: «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века» и «Проект научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде (1907-1917)».

Как известно, журнал «Благодатный Огонь» видит главную свою задачу в сохранении чистоты православной веры и церковных богослужебных традиций: основной спецификой публикаций журнала «Благодатный Огонь» были как раз проблемы богослужения и полемика со все более нарастающими обновленческими тенденциями в нашей Церкви и их идеологами. Заявленные проекты Межсоборного присутствия о церковнославянском языке идут вразрез с богослужебными традициями Русской Православной Церкви, поэтому наш журнал уже посвятил им множество критических публикаций известных авторов - священников, специалистов-филологов, церковных публицистов. Отказ в выдаче грифа - это грубый способ пресечь свободное обсуждение проектов и не допустить ознакомления с полемикой вокруг них широких слоев православного народа: ведь подавляющее большинство верующих просто ничего не знает об этой готовящейся русификации богослужения! Ибо ни для кого не секрет, что до сих пор журнал «Благодатный Огонь» оставался практически единственным неангажированным печатным органом, смело поднимающим на своих страницах самые актуальные вопросы современной церковной жизни, ведущим острую внутрицерковную полемику и освещающим малоизвестные страницы церковной истории. Поэтому, с учетом начавшихся тревожных процессов в нашей Церкви, решение Синодального информационного отдела по нашему журналу можно рассматривать как знаковое: сознательный вызов и объявление начала войны со стороны высоких церковных чиновников всем противникам церковной Перестройки.
* * *
Журнал «Благодатный Огонь» за почти 14 лет существования занял свою уникальную нишу в спектре церковной периодики, завоевав интерес и любовь широкого круга православных читателей. Духовным попечителем журнала «Благодатный Огонь» является Богослужебная комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. На страницах «Благодатного Огня» русское духовенство и церковные публицисты всегда могли свободно высказывать свои мнения и обсуждать самые животрепещущие проблемы церковной действительности. В таком свободном обсуждении острых вопросов, волнующих огромное число православных верующих и связанных с возрождением Православия в нашем Отечестве, и должна была бы проявляться одна из сторон соборности, которая так необходима в настоящее время нашей Матери-Церкви и о которой беспрерывно говорит наше священноначалие.

Подобным решением Синодальный информационный отдел доказывает, что в новую церковную доктрину не вписывается свободное обсуждение насущных церковных проблем, ибо теперь уже становится абсолютно ясным, что идеологами «новой версии Православия» был выбран курс на окончательное искоренение остатков соборности в нашей Церкви. Информационная политика высоких церковных чиновников становится весьма прозрачной: тотальная зачистка информационного поля от любых возможностей выражения несогласия с начавшимися церковными реформами.
Это решение Синодального информационного отдела никак не красит идеологов новой церковной политики, вводящей цензуру по худшим образцам советского периода. Очень уж это напоминает те методы идеологического контроля Партии конца 1980-х годов, когда видным идеологом Перестройки членом Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлевым подавляющая часть печатных, телевизионных и радиовещательных СМИ была отдана в руки отъявленных либералов-русофобов и сторонников демонтажа государства. Они, в конце концов, и определили исход нового курса «демократизации советского общества»: произошла «крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века» - великое государство, завещанное нам многими поколениями наших предков, было разрушено.
* * *

Решение СИНФО по журналу «Благодатный Огонь» было принято с нарушением норм, записанных в «Регламенте присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»», составленным самим СИНФО.

В полном соответствии с п. 2.4 Регламента, редакция нашего журнала 3 мая 2011 года предоставила в Синодальный информационный отдел 3 последних номера издания (по 2 экземпляра) и ожидала решения отдела, наивно уповая на п. 2.5. Регламента, гласящего: «Срок рассмотрения заявления и материалов в СИНФО не более 30 календарных дней». По истечении 30 календарных дней СИНФО попросил редакцию предоставить ещё и pdf-версии последних 3-х номеров «Благодатного Огня», что было тут же нами выполнено, хотя в регламенте этого не требуется. По истечении 1,5 месяцев от редакции попросили предоставить и все другие номера журнала. И эту просьбу, противоречащую Регламенту СИНФО, наша редакция выполнила: в отдел были доставлены 14 последних номеров «Благодатного Огня» вместо 3-х, указанных в Регламенте. И вот, наконец, 13 сентября 2011 года решение по нашему журналу было принято...

Как сказано в п. 1.3. Регламента присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», «гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений».

В то время, как цензоры запрещают журнал «Благодатный огонь», не нарушивший в своих публикациях ни одно из оговоренных в Регламенте условий, дается полная свобода для изданий, которые проповедуют свои частные мнения, резко противоречащие позиции Церкви и даже православному вероучению. Причем даже таких изданий, которые имеют статус официального печатного органа нашей Церкви: «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник» (ответственный редактор - С.Чапнин) неоднократно публиковали на своих страницах весьма сомнительные с православной точки зрения статьи.

Или другой пример. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно дал благословение на распространение во всех православных храмах трудов протоиерея Александра Меня. Однако тем, кто их читает, следует знать, что в книгах покойного протоиерея Александра Меня, издающихся огромными тиражами, много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры (см., например, http://www.blagogon.ru/biblio/25/). Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия - католического и протестантского.
Характерно и то, что решению Синодального информационного отдела по журналу «Благодатный Огонь» предшествовало другое решение этого же органа: газета «Кифа», издаваемая «Сретенско-Преображенским братством» священника-обновленца Георгия Кочеткова, получила гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (№ 81 от 3 мая 2011 года). Поскольку взгляды священника Г.Кочеткова, возглавляющего это «братство», были признаны авторитетными пастырями Русской Православной Церкви неправославными (из Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова: «вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами». http://www.blagogon.ru/biblio/150/), решение СИНФО по газете «Кифа» иначе как вопиющим назвать нельзя. Теперь кочетковский листок может беспрепятственно продаваться во всех православных храмах, способствуя проповеди «протестантизма восточного обряда» и форматируя в соответствующем духе сознание православных верующих.

Таким образом, политика церковной цензуры на сегодня такова: дать полную свободу слова неообновленческим реформаторам и церковным либеральным группировкам, глумящимся над мнением церковного консервативного большинства. Вместе с тем та же церковная цензура запрещает те печатные СМИ, которые являются голосом церковного большинства и отстаивают на своих страницах чистоту православного вероучения и Священное Предание Церкви.

* * *

Неполучение грифа Синодального информационного отдела для православного издания имеет, кроме всего прочего, и немалый социальный аспект. В редакции любого православного издания трудится коллектив людей (наборщицы, редактора, верстальщики, корректоры, экспедиторы, бухгалтеры, шоферы, корреспонденты, фотографы и т.д). Так как изданию без грифа отказывается в праве продаваться в православных храмах, то всем сотрудникам придется остаться без работы и зарплаты.

Редакция журнала «Благодатный Огонь» благодарит всех сотрудников и приносит свои извинения всем, кто помогал своей добросовестной работой выпускать журнал. Мы обращаемся ко всем, кто теперь, по вине Синодального информационного отдела и в угоду его весьма пристрастным идеологическим принципам, потерял работу и тем самым ухудшил социальное положение свое и своих семей: простите нас, братья и сестры! Мы надеемся, что ваши обиды не будут направлены на нашу Матерь-Церковь.

* * *

Журнал "Благодатный Огонь"В данной ситуации мы вынуждены приостановить выпуск журнала «Благодатный Огонь», повинуясь словам Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года: «Один из аспектов работы СИНФО - исполнение решения Священного Синода о присвоении СМИ грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом». Напомню, что с 1 сентября 2011 года лишь обладатели этого грифа могут претендовать на доступ в церковную систему распространения».

В заключение, мы выражаем огромную благодарность уважаемому Председателю Синодального информационного отдела Владимиру Романовичу Легойде и коллегии экспертов СИНФО, потратившим более четырех месяцев на кропотливую работу по изучению содержания статей нашего журнала и доказавшим в результате - не только свою полную профессиональную непригодность, но и крайнюю неэффективность всего Синодального отдела как чисто Идеологического Отдела Цензуры и Пропаганды, не имеющего ничего общего с интересами Православия.

В надежде на наступление более благоприятных времен для нашей Церкви,
редакция православного журнала «Благодатный Огонь»

Все вышедшие номера журнала «Благодатный Огонь» (№№ 1-20) желающие могут приобрести в редакции.
Справки по телефону: 8-916-176-80-06.


Журнал «Благодатный Огонь»

 http://www.blagogon.ru/digest/233/ 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

134. Швецову.

Нет, не звезда. У меня здесь нет никаких личных интересов. И в отличие от вас, мне деньги не платят.
М.Яблоков / 01.10.2011, 08:41

133. 132. М.Яблокову

Ну, просветил, просветил... Михаэль сияющий. Звезда РНЛ.
С. Швецов / 01.10.2011, 06:08

132. Швецову.

Не тупите, Швецов. Вам просто сказать нечего... вся ваша дешевая демагогия просто сводится на нет. Res publica - дело народа, δημοκρατία - власть народа.
М.Яблоков / 01.10.2011, 03:27

131. Яблокову

Миша, прежде чем лезть в разговор, научитесь не путать демократию с республикой.
С. Швецов / 30.09.2011, 20:02

130. Швецову.

Снова вы свою демагогию разводите? ) Монархия была некоторым отступлением лишь только по отношению к теократии. А отнюдь не сама по себе. "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними"(1Цар.8,7). Вы что, теократию что ли предлагаете? ) Ясно, что нет. А что вы предлагаете? - Вы предлагаете демократию... что по отношению к не только к теократии, но даже по отношению к монархии является сатанизмом. Воцерковлению подлежит только монархия как симфония властей. Никакая демократия воцерковлению не подлежит, и никакой симфонии с президентом быть не может.
М.Яблоков / 30.09.2011, 16:43

129. 128. В.Семенко

Минуточку, Владимир Петрович, это откуда мы знаем из Писания, что Сам Бог учредил монархию? Сам Бог учредил монархию в Израиле, но - "...поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" 1-я Царств 8-5, и "Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.." 1-я Царств 8-19,20 Иными словами, Израиль требовал царя, как у язычников, и установление монархии в Израиле было очевидным актом апостасии и божиим попущением. Таковым можно считать и установление советской власти в России, но считать советскую власть богоданной... Но, повторяю - любую форму власти можно воцерковить, ибо нет власти не от Бога.
С. Швецов / 30.09.2011, 14:28

128. Швецов 126

Я всего лишь хотел сказать, что вопросы типа "чем обусловлена или чем оправдана богоустановленность монархии" неправомерны, поскольку богоустановленность монархии - просто факт священной истории. Мы знаем из Писания, что Сам Бог учредил монархию. А демократия, как говорят ОСК РПЦ - дело рук человеческих. Стало быть демократы-антимонархисты подменяют дело Божие (ну или промыслительное, богочеловеческое, поскольку Бог дарует царя по просьбе людей) чисто человеческим произволением. В первом случае имеет место соработничество Бога и человека, во втором - чисто человеческий произвол.
В.Семенко / 30.09.2011, 12:17

127. Семенко. О Монархии и Республике

Любопытный текст. Когда-то я писал по нему диплом. В нежном еще возрасте. Почти все забыл, надо признаться. Ну, давайте возьмем все эти знаменитые 20 оппозиций: Монархическое правосознание - республиканское правосознание 1. олицетворение власти и государства-народа - растворение личного начала и власти в коллективе 2. культ ранга - культ равенства 3. мистическое созерцание верховной власти - утилитарно-рассудочное восприятие власти 4. приятие судьбы и природы, ведомых Провидением - человеческое изволение выше судьбы и природы 5. государство есть семья (патриархальность и фамилиарность) - государство есть свободный равный конгломерат, уравнительное всесмешение 6. пафос доверия к главе государства - пафос гарантии против главы государства 7. пафос верности - пафос избрания угодного 8. центростремительность - центробежность 9. тяга к интегрирующей аккумуляции - тяга к дифференцированной дискретности, атомизму 10. культ чести - культ независимости 11. заслуги служения - культ личного успеха, карьеры 12. стихия солидарности - стихия конкуренции 13. органическое восприятие государственности - механическое восприятие государственности 14. культ традиции - культ новаторства 15. аскеза политической силы суждения - притязательность политической силы суждения 16. культ дисциплины, армия - личное согласие, инициатива, добровольчество 17. гетерономия, авторитет - автономия, отвержение авторитетов 18. пафос закона, законности - пафос договора, договорности 19. субординация, назначение - координация, выборы 20. государство есть учреждение - государство есть корпорация. Ну как? Положа руку на сердце, много Вы находите в себе и прочих профессиональных монархистах нарисованного Ильиным монархического правосознания, без которого - по Ильину - монархия невозможна? Которым из двух указанных рядов принципов определяется ваше (мн.число) поведение даже в церкви, не говоря уже о государстве нынешнем? Существует ли хоть единое основание считать, что у людей, привыкших к пафосу гарантий против главы госудаства/церкви/цеха, немедленно возникнет доверие к таковому, особенно если он придет к власти верхом на "пафосе избрания угодного", т.е. на республиканском пафосе? Что, притязательность политической силы суждения немедленно пропадет? С теми монархистами, что у нас есть, Владимир Петрович, у монархии в России нет ни единого шанса на восстановление, кто бы о том не пророчил. Спасибо, что напомнили подзабытую сказку...
С. Швецов / 29.09.2011, 19:26

126. 119. В.Семенко

Забавно, Владимир Петрович. Начали Вы с того, что обвинили меня в ограничении Предания первыми тремя веками. А закончили тем, что про демократию нет в Библии. Парадоксальным образом ваша аргументация вывернулась наизнанку, не находите?
С. Швецов / 29.09.2011, 18:37

125. Re: Выпуск православного журнала «Благодатный Огонь» приостановлен

Православный журнал "Благодатный Огонь" теперь не может распространяться в храмах. А что же может? Вот яркая зарисовка с натуры: «Просто прекрасная церковная лавка в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (на б.Ордынке - С.б.). Такой лавки я нигде не видывал, ни у злого Кучера в Боголюбове, ни у нас, "сысоевцев" в храме ап. Фомы, нигде, короче говоря. Что я имею в виду. На полках 95% - я не преувеличиваю - книги одного автора - настоятеля храма. Возможно, было Евангелие, но я его не заметил. Библии точно не было - ее я бы заметил. Остальные 5% или менее составляет книга мамы настоятеля с эпиграфом "посвящается моему сыну". Это я к чему? Неплохая иллюстрация к тому, как видит нонешний церковный истеблишмент будущее медиапространство Церкви. Нам будет предоставлена возможность выбора: приобретать книги одного автора или книгу мамы этого автора, посвященную этому автору. Собсно, процесс пошел: книгоиздательскую деятельность зарегулировали так, что свободное творчество, фактически, уничтожено - пробиться через грифы издательского совета практически невозможно. "Как бы не запрещают" "Благодатный огонь" (к которому есть вопросы, но это лучше, чем "Татьянин день" или "Правмир" или тому подобное бабье чтиво), фактически лишая его легитимности, на основании "противоречия официальной позиции священноначалия Русской Православной Церкви". Очень скоро православная литература и публицистика будет являть собой выжженное поле, автору просто не на что будет жить и он перестанет быть автором (или перейдет в разряд бабьего чтива и будет писать про джинсы и постную еду)». http://gyaur.livejournal.com/202020.html#comments
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 22:24
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 21:44
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23