Разговор о Солженицыне

Часть 2. «В круге первом»

Протодиакон Владимир Василик 
0
21.08.2011 1205
Часть 1

По бурной реакции читателей на мою предыдущую статью, чувствуется, что разговор о Солженицыне требуется продолжать. И здесь поговорим о многом. О князе Курбском. Об атомной бомбе. Об измене и предательстве. И верности и чести.

Дорогие читатели, вы, наверное, догадались, что речь пойдет о достаточно посредственном романе Солженицына «В круге первом». По нему сравнительно недавно отсняли сериал. Посредственный даже с нынешней точки зрения. Ниже среднего по советским параметрам. Однако, демократическая пресса нарекла Солженицына новым Толстым. Значит, «В круге первом» нечто вроде «Войны и мира». В чем мораль этого романа?

В том, в частности, что «все животные равны, но некоторые животные равнее других». Что Северно-Американским Штатам позволено иметь ядерную бомбу, а нам не дозволено. Потому что СССР-де тирания, ведь во главе стоит тиран усатый. Сталин, то есть. А американцы - «ослы длинноухие», расслабившиеся мирные демократы, которые как ленивые, жирные коты позволяют советским разведчикам воровать у них атомную бомбу.

Но находится доблестный дипломат Иннокентий Володин, который, рискуя жизнью, пытается из автомата метро дозвониться, достучаться до «ослов длинноухих», пробить их сытое благодушие и осведомить их, что из их собственного дома воруют ядерное оружие: в Америке русский разведчик Юрий Коваль должен получить сверхсекретные чертежи бомбы. Однако, сего доблестного и, заметим, абсолютно добровольного, идейного осведомителя в свою очередь заваливает участник войны, так же идейный зэк Лев Рубин, который распознает неповторимые контуры его голоса благодаря трудам в области секретной телефонии.

А теперь вопрос - не о правде, а хотя бы о правдоподобии. Фактологическом. Бывает ли так на самом деле? И художественном: убедительно ли?

Любой мало-мальски разумный человек понимает, что в условиях сталинской России звонить в посольство, которое, несомненно, прослушивается - явная погибель. Немедленный арест после засечения номера. Да к тому же - со станции метро, где почти круглосуточно дежурит наряд милиции. Гораздо более безопасным было бы послать письмо. Написанное, скажем, левой рукой. И упакованное в перчатках. Чтобы и пальчики не оставить.

Ну да, возразите вы. А канун Рождества? А полный отдых посольства? А возможность попадания письма в МГБ и мимо адресата? А на это ответ прост. Кто такой Иннокентий Володин? Правильно, советник первого ранга. Профессиональный дипломат. Неужели у него не нашлось своих способов, своих каналов донести такую информацию до американцев? С которыми он профессионально работал? И далее, судя по роману, эта информация приходит к Володину перед его командировкой в США. Для чего? Для того, чтобы он воспользовался ей за рубежом. Все... И сюжет надуманный.

Но главное даже и не в этом. Действие происходит 25 декабря 1949 - 1 января 1950 гг. В годовщину сталинского семидесятилетия. А первое испытание советской ядерной бомбы произошло за полгода до этого - 25 августа 1949 г. В романе пропагандируется ядовитый миф о том, что бомбу мы украли у американцев, которые (подразумевается) ее изобрели. Целомудренно умалчивается о том, что американцы не сделали бы бомбу без выкачки лучших европейских мозгов, например Нильса Бора, которого в буквальном смысле слова похитили и вывозили в бомбовом отсеке бомбардировщика из Дании... Чтобы в случае чего сбросить вниз. Если немцы погонятся.

Кстати, об ослах длинноухих. И об их благодушии и о терроре. В случае «ядерного проекта» американцы не колебались действовать методами солженицыновского героя генерала Фомы Осколупова: «Обоих сукиных сынов и арестуем». Общеизвестна судьба несчастных физиков супругов Розенбергов: по простому подозрению в сотрудничестве с советской разведкой против невинных людей сфабриковали дело и посадили на электрический стул.

И другое. Действительно, некоторые секреты, переданные советской разведке отчаянно смелым и честным физиком Клаусом Фуксом, сыграли свою роль в ускорении советского ядерного проекта. Но без своей собственной научной и технологической базы, наработанной к 1943 г. - году начала советского ядерного проекта - они были бы практически бесполезны. Почти все равно, что папуасам рассказывать о ядерной физике. Или предлагать Ивану Грозному полететь в космос. Создание советской ядерной бомбы было всенародным подвигом - страна, разрушенная войной, потерявшая 40% своего промышленного потенциала, сделала бомбу за тот же срок, что и сытые, не воевавшие на своей территории Северно-Американские Штаты, начавшие соответствующие разработки в 1939 году. И, в отличие от них, эту бомбу ни разу не применила в боевых условиях.

Солженицын пугает нас страшилками о тиране, который получит в свои руки сверхоружие. Показательно, однако, что в «Круге первом» нет трех японских слов - Хиросима, Нагасаки и хибакуся.

После войны была издана очень показательная брошюрка с документальными воспоминаниями экипажа бомбардировщика «Энола Гей», доставившего к Хиросиме первую атомную бомбу «Малыш». Что чувствовали эти двенадцать человек, когда увидели под собой город, превращенный ими в пепел?

СТИБОРИК. Прежде наш 509-й сводный авиаполк постоянно дразнили. Когда соседи досветла отправлялись на вылеты, они швыряли камни в наши бараки. Зато когда мы сбросили бомбу, все увидели, что и мы лихие парни.

ЛЮИС. До полета весь экипаж был проинструктирован. Тиббетс утверждал потом, будто бы он один был в курсе дела. Это чепуха: все знали.

ДЖЕППСОН. Примерно через полтора часа после взлета я спустился в бомбовый отсек. Там стояла приятная прохлада. Парсонсу и мне надо было поставить все на боевой взвод и снять предохранители. Я до сих пор храню их как сувениры. Потом снова можно было любоваться океаном. Каждый был занят своим делом. Кто-то напевал "Сентиментальное путешествие" - самую популярную песенку августа 1945 года.

ЛЮИС. Командир дремал. Иногда и я покидал свое кресло. Машину держал на курсе автопилот. Нашей основной целью была Хиросима, запасными Кокура и Нагасаки.

ВАН КИРК. Погода должна была решить, какой из этих городов нам предстояло избрать для бомбежки.

КЭРОН. Радист ждал сигнала от трех "сверхкрепостей", летевших впереди для метеоразведки. А мне из хвостового отсека были видны два "Б-29", сопровождавших нас сзади. Один из них должен был вести фотосъемку, а другой - доставить к месту взрыва измерительную аппаратуру.

ФЕРИБИ. Мы очень удачно, с первого захода, вышли на цель. Я видел ее издалека, так что моя задача была простой.

НЕЛЬСОН. Как только бомба отделилась, самолет развернулся градусов на 160 и резко пошел на снижение, чтобы набрать скорость. Все надели темные очки.

ДЖЕППСОН. Это ожидание было самым тревожным моментом полета. Я знал, что бомба будет падать 47 секунд, и начал считать в уме, но, когда дошел до 47, ничего не произошло. Потом я вспомнил, что ударной волне еще потребуется время, чтобы догнать нас, и как раз тут-то она и пришла.

ТИББЕТС. Самолет вдруг бросило вниз, он задребезжал, как железная крыша. Хвостовой стрелок видел, как ударная волна, словно сияние, приближалась к нам. Он не знал, что это такое. О приближении волны он предупредил нас сигналом. Самолет провалился еще больше, и мне показалось, что над нами взорвался зенитный снаряд.

КЭРОН. Я делал снимки. Это было захватывающее зрелище. Гриб пепельно-серого дыма с красной сердцевиной. Видно было, что там внутри все горит. Мне было приказано сосчитать пожары. Черт побери, я сразу же понял, что это немыслимо! Крутящаяся, кипящая мгла, похожая на лаву, закрыла город и растеклась в стороны к подножиям холмов.

ШУМАРД. Все в этом облаке было смертью. Вместе с дымом вверх летели какие-то черные обломки. Один из нас сказал: "Это души японцев возносятся на небо".

БЕСЕР. Да, в городе пылало все, что только могло гореть. "Ребята, вы только что сбросили первую в истории атомную бомбу!" - раздался в шлемофонах голос полковника Тиббетса. Я записывал все на пленку, но потом кто-то упрятал все эти записи под замок.

КЭРОН. На обратном пути командир спросил меня, что я думаю о полете. "Это похлестче, чем за четверть доллара съехать на собственном заду с горы в парке Кони-айленд",- пошутил я. "Тогда я соберу с вас по четвертаку, когда мы сядем!" - засмеялся полковник. "Придется подождать до получки!" - ответили мы хором.

ВАН КИРК. Главная мысль была, конечно, о себе: поскорее выбраться из всего этого и вернуться целым.

ФЕРИБИ. Капитан первого ранга Парсонс и я должны были составить рапорт, чтобы послать его президенту через Гуам.

ТИББЕТС. Никакие условные выражения, о которых было договорено, не годились, и мы решили передать телеграмму открытым текстом. Я не помню ее дословно, но там говорилось, что результаты бомбежки превосходят все ожидания.

Кажется, здесь все ясно. Обыкновенный фашизм, еще более страшный в своей пошлости.

А вот, что увидели первые очевидцы с земли. Вот репортаж Бирта Брэтчета, побывавшего в Хиросиме в сентябре 1945 г.: «Утром 3 сентября Бэрчетт сошел с поезда в Хиросиме, став первым иностранным корреспондентом, который увидел этот город после атомного взрыва. Вместе с японским журналистом Накамурой из телеграфного агентства Киодо Цусин Бэрчетт обошел бескрайнее красноватое пепелище, побывал на уличных пунктах первой помощи. И там же, среди развалин и стонов, отстучал на машинке свой репортаж, озаглавленный: "Я пишу об этом, чтобы предостеречь мир..."

"...Почти через месяц после того, как первая атомная бомба разрушила Хиросиму, в городе продолжают умирать люди - загадочно и ужасно. Горожане, не пострадавшие в день катастрофы, погибают от неизвестной болезни, которую я не могу назвать иначе, как атомной чумой. Без всякой видимой причины их здоровье начинает ухудшаться. У них выпадают волосы, на теле появляются пятна, начинается кровотечение из ушей, носа и рта. Хиросима,- писал Бэрчетт,- не похожа на город, пострадавший от обычной бомбежки. Впечатление такое, будто по улице прошел гигантский каток, раздавив все живое. На этом первом живом полигоне, где была испытана сила атомной бомбы, я увидел невыразимое словами, кошмарное опустошение, какого я не встречал нигде за четыре года войны". [1]

Вот, что ждало бы нас, если бы не советский урановый проект. Безусловно, преступления, совершенные при Сталине страшны и прежде всего - гонения на Церковь, ссылки и расстрелы священнослужителей и мирян, коллективизация, всероссийский (а не только украинский) голодомор, которые надломили народную жизнь. Однако, не будем забывать, что сейчас мы живем плодами сталинско-брежневской индустриализации, немыслимой без коллективизации, (тот же нефтегазовый комплекс, например) и если сейчас государство Российское независимо и пока неуязвимо для внешней агрессии, если на наших просторах не повторяется трагедия Югославии и Ирака, то это - во многом благодаря ВПК и ракетно-ядерному щиту, заложенному при Сталине. И если нас после войны не сожгли в ядерном огне американцы, как Хиросиму и Нагасаки, то в определенной мере мы обязаны этим Сталину как инициатору ядерного проекта.

Но Солженицын как раз сохранение СССР и считает преступлением. Для него это тюрьма во главе с людоедом. Вот ключевая цитата: «Кто прав, кто виноват? Кто это может сказать? - Да я тебе скажу! - с готовностью отозвался просветлевший Спиридон, с такой готовностью, будто спрашивали его, какой дежурняк заступит дежурить с утра. - Я тебе скажу: волкодав - прав, а людоед - нет! - Как-как-как? - задохнулся Нержин от простоты и силы решения.- Вот так, - с жестокой уверенностью повторил Спиридон, весь обернувшись к Нержину: - [Волкодав прав, а людоед - нет]. И, приклонившись, горячо дохнул из-под усов в лицо Нержину:

- Если бы мне, Глеба, сказали сейчас: вот летит такой самолёт, на ем бомба атомная. Хочешь, тебя тут как собаку похоронит под лестницей, и семью твою перекроет, и ещё мильён людей, но с вами - Отца Усатого и всё заведение их с корнем, чтоб не было больше, чтоб не страдал народ по лагерях, по колхозах, по лесхозах?

Спиридон напрягся, подпирая крутыми плечами уже словно падающую на него лестницу, и вместе с ней крышу, и всю Москву. - Я, Глеба, поверишь? нет больше терпежу! терпежу - не осталось! я бы сказал, - он вывернул голову к самолёту: - А ну! ну! кидай! Рушь!! Лицо Спиридона было перекошено усталостью и мукой. На красноватые нижние веки из невидящих глаз наплыло по слезе.

Ну да, чтобы не страдал. Гильотина, как средство от головной боли... И кто на самом деле людоед? Может все-таки Трумэн и экипаж «Энолы Гэй»?

Когда я читал «В круге первом», то не мог отделаться от ощущения, что это все я слышал. В поэтической форме. Из прекрасного эмигрантского далека.

«Россия тридцать лет живет в тюрьме.

На Соловках или на Колыме.

И лишь на Колыме и Соловках

Россия та, что будет жить в веках.

Все остальное - планетарный ад:

Проклятый Кремль, безумный Сталинград.

Они достойны только одного -

Огня, испепелящего его».

Это - стихи Георгия Иванова, написанные в 1949 году, «замечательного русского патриота», по словам прот.Георгия Митрофанова. Об этих стихах метко высказался профессор Алексей Светозарский: «Чего же ожидать от сего славного сына Серебряного века? Мечи картонные и кровь для них, особенно чужая, - "клюквенный сок", в том числе и та, что лилась под Сталинградом. Ну а то, что и Кремль, и Сталинград достойны "испепеляющего" огня, то в этом "патриот" сам благополучно пересидевший и войну, и оккупацию в тихом французском захолустье был, увы, не одинок в своем желании. Об "очищающем" огне ядерной войны говорилось в Пасхальном послании 1948 года Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Было такое слово. Но, к счастью, не дело. Кстати, может быть, этим посланием и навеяны эти вирши "одного из самых выдающихся поэтов русского зарубежья"? Кто знает?».

Заметим, кстати, что в 1949 году (год написания этого стихотворения) слова об испепеляющем огне опирались на солидный военный фундамент - сто атомных бомб США, готовых обрушиться на СССР. Так что данная риторика не столь безобидна, как кажется.

То, что Солженицын зависим от зарубежных концепций - не новость. Но страшно, что он вольно или невольно информационно обслуживал возможное ядерное нападение на СССР.

А с художественной точки зрения неубедителен его главный герой Иннокентий Володин. Герой, готовый идти торпедой на сталинский линкор. А кто он на самом деле?

«Государственный советник второго ранга, что значило подполковник дипломатической службы, высокий, узкий, не в мундире, а в костюме скользящей ткани, Володин казался скорее состоятельным молодым бездельником, чем ответственным служащим министерства иностранных дел.» Он был из тех, кто уберегся от мобилизации и войны своим высоким положением. «Советский Союз отступал, наступал, голодал, а они веселились на пляжах, за границей». Это - рыхлый, изнеженный, неумелый человек. И он с его опытом идет на такой подвиг? Ведь Солженицын в «Архипелаге» справедливо замечает, что подвиг и стойкость в испытаниях зависит от жизненного костяка. У Володина он никакой.

А впрочем, в образе Володина есть известная правда жизни. Сытое безделье подвигло декабристов на их мятеж 14 декабря против благодетеля-царя. Оно же подвигало детей номенклатуры выходить на профашистские демонстрации в начале восьмидесятых. Но тогда какова цена этому подвигу?

В «Круге первом» для Володина появляется удачный эпитет. Князь Курбский. Готовый восстать против тирана Грозного. Только Курбский несостоявшийся. И в этом - суть конфликта. Знатный предатель, переметчик, идущий против державца Земли Русской. И, объективно, против своей Родины. Готовый участвовать в ее сожжении ядерным огнем. На почве слепой ненависти к своему благодетелю и отцу, пусть временами суровому и жестокому.

И, напоследок еще одно. Иннокентий участвует в предательстве. Не только Российской Державы в целом. В его звонке - судьба разведчика Юрия Коваля и его американских помощников, которых он готов посадить на электрический стул. Ради своей мечты и ненависти. И Солженицын воспевает Иудин грех.

Ведал ли он что творил? И кто ему в этом помогал? Об этом - следующие публикации.

Примечание:

1 - Всеволод Овчинников. Горячий пепел. М., 1987. С. 142.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

167. Re: Разговор о Солженицыне

Корректно будет сказать вместо : в СССР жрать было нечего - в СССР жрать может и было, но жрать это не давали. сказки об изобилии можете рассказывать марсианам.

дезинфектор / 31.08.2011 07:14

166. диакону Владимиру Василику

Да,СССР импортировал зерно. Кормовое. Для прокорма скота.

Эту сказочку в СССР рассказывали штатные пропагандисты на политинформациях. На самом деле СССР импортировал высококачественное зерно с высоким содержанием клейковины, необходимое для промышленного производства хлеба и макарон. То есть основная первичная еда советского человека - хлеб и макароны, были после 1965 года сделаны из импорного зерна.

Субъект / 30.08.2011 21:04

165. Алексею Карамазову

А Вы вправду верите,что про СССР "жрать было нечего"?

Мы знаем как там было, так как мы там жили. На пике своего развития в 1970-е СССР не мог произвести достаточно самой элементарной необходимой еды для своего населения: хлеба, молока, мяса. Хлеб после 1965 импортировался, поэтому хлеба и плоховатых макарон было в достатке в 1970-1980 годы, но мяса и молочных продуктов не хватало: в большинстве городов России мяса и сливочногом масла в свободной продаже не было годами. Не говоря уже о фруктах, например.

Субъект / 30.08.2011 19:04

164. в ответ на комм. 150 и 126, Алехандро и В.Василик

Открою вам большую тайну. Зерно кушают не только люди, но и скот, который затем забивается и из него делают колбаску и другие приятные для многих людей продукты.

Да,СССР импортировал зерно. Кормовое. Для прокорма скота.

Открою и я вам тайну. СССР был мировым лидером по импорту высокосортного пищевого зерна. При чем здесь фуражное зерно - Бог весть. Про обеспечение себя собственными силами - тоже загнули. Во-первых, если закупаем даже кормовое зерно - значит, уже нет любимой вами автаркии. Во-вторых, куда отнести болгарские овощи, венгерских кур, вьетнамский рис и многое, многое другое, закупавшееся за рубежом?

Артемий / 30.08.2011 14:11

163. об обстоятельствах времени

преподобноый Варсонофийя (Плеханков): «Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет же душу покой мира и радования — внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его.» «Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу — лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случая в жизни, все творится по воле Создателя.» преподобный Макарй (Иванов): «Люди большею частию желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастие человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа , а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение , потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и мнози суть ходящие им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата вводят в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). Итак, по любви своей к нам Господь , провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную.» Преподобноый Амвросий (Гренков): «Главное средство ко спасению — претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в “Деяниях апостольских”: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”... Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: “друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов”. Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть “так исполните Закон Христов”. Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной. ...Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание — именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что “многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное”, и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа : “аще хощещи внити в живот, соблюди заповеди”. А главные заповеди Господни: “не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустится вам”. Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.» «Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии, в другом месте, читаем и следующее: аще хощеши совершен быти, продаждь имение и даждь нищим (Мф. 19, 21) и проч. Святой Исаак Сирин на основании этих слов пишет: «можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенстве, - которые совершенно посвящают себя Богу, оставляя мир». При этом вникни в слова Господа : аще хощеши внити в живот; аще хощеши совершен быти (Мф. 19, 17, 21) и увидишь, что нигде Господь не хощет неволею понуждать человека , а везде представляет благому нашему произволению, и чрез собственное произволение люди бывают добры или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника, при развратных его сыновьях, и сохранил себя, и был великим пророком. А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицем Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять сребреников… [2, т.2, с. 395 – 396].» Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): «Условия, которыми окружил нас Господь , — это первая ступень в Царствие Небесное, это единственный для нас путь спасения . Эти условия переменятся тотчас же, как мы их используем, обративши горечь обид, оскорблений, болезней и трудов в золото терпения, безгневия и кротости... Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает нам людей , обстоятельства , дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания, и этим ежечасно противимся воле Божией о себе. В течение всей нашей жизни Господь помогает нам, посылая тех или иных людей , те или иные обстоятельства .» «Многие люди настолько зациклены на внешних, иногда и в самом деле «пустячных», обстоятельствах , что вся их жизнь превращается в непрерывную погоню за чем-то заведомо недостижимым. Они все время ждут «лучших времен»: вместо того, чтобы насладиться нынешним днем и нынешним часом, — часом, когда Господь рядом, потому что Он всегда рядом с нами, — эти люди живут иллюзорными надеждами на лучшее будущее.» Приведённые выше высказывания, вполне согласные между собою и со святоотеческой традицией, противоречат тезисам о «пагубности богоборческого строя». Обвиняя «совок» в том, что он, якобы, не допускал людей до храма, мы пытаемся снять с себя ответственность за свои поступки, обвинить в своих грехах других людей и внешние обстоятельства. Вместо промыслительной помощи Господа они видят вред. Вместо благодарности Богу – хаяние истории своего народа. Вместо любви – ненависть. Внешние обстоятельства жизни человека ( и народа) в любую эпоху – это и есть помощь Господа. Это и есть то единственно возможное внешнее условие нашего спасения, наилучшим образом соответствующее ему. Приложи к этому внешнему условию своё усилие и спасёшься. Не приложишь – и не спасёшься, и условия не улучшатся. «Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному.» Не хаять надо «совок», а благодарить за него Господа. А плакать о том, что, дескать, можно было бы и получше нам иметь условия (помягче власть и повозвышанней окружающих и побольше и повкуснее еды и поинтереснее зрелища и чтобы колхозов не было) – это нежелание видеть свою собственную мерзость (пред Господом) и хула на Господа. Значит, народу нашему необходимо было прожить такой период. Господь лучше нас знает, что и когда нам нужно. Слава Богу за всё!

162. С разрешения РНЛ...я буду этот камент добавлять в нужные темы. (и дополнять)

Скажите...кто моложе меня. А Вы вправду верите,что про СССР "жрать было нечего"? И всё было плохо? И как мы тогда выжили? И как тогда "эта страна" держалась? И как тогда мы (к примеру...лишь одному) МИГ 31 сделали? И помните (если веруете) о том,что "

«Аз есмь Лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит и плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5)

" Напомню: это изделие системное,интегральное,всей "этой страны"! На всём "конвеере" должна быть "жратва". Даже у асфальтоукладчиков. А может либерасты Вам врут? А Вы знаете,что один из авторов РНЛ командовал кораблём,кторый мог разнести своим боезапасом в клочья...так сказать маленькую страну. : http://www.youtube.com/watch?v=VtreAn3Pfjo http://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BC%D0%B8%D0%B3+31&aq=0 А Вы знаете о том, что стойкие к помехам и дешифрованию цифровые линии передачи данных - были придуманы и сделаны впервые в "этой стране"? И Аналог той,что на МИГ 31 - был повторен лишь недавно (примерно год назад.такой был у "этой страны" задел). А о том,что система "свой-чужой" - наше изобретение,"этой страны"? Эта Ваша США...отстаёт. Очень. P.S. Если Вы поверите,что при "СССР" всё было ТАК плохо - Вы жертва информационной войны. Приглядитесь...кто её развязывает. Кончайте бухать в подъезде и сидеть в инторнетах... Вас ждут великие дела: http://www.strizhi.info/ и опасные: http://www.youtube.com/watch?v=79fmIX1qJ-8 И опасные+отважные: http://www.youtube.com/watch?v=3hY07OVO6N4 http://www.youtube.com/watch?v=7Ke4cOkKI5E http://www.youtube.com/watch?v=hU9N0CzNsWw Наши деды делали так: http://www.youtube.com/watch?v=fAicaMG1ZZ8 http://www.youtube.com/watch?v=vxyBhSd89a0

161. Re: Разговор о Солженицыне

а вот я очень люблю Достоевского. а Карамазовых было несколько, так вот Вы похожи не на Алешу.

Ну! Ролле,смелее! На кого я похож? Сразу отдаю Вам и Вашим соратникам лавры:http://img-fotki.yandex.ru/get/5305/andre-kuzmi.1/0_5f2a4_982d599a_L.jpg Идите в любой храм - примут!

160. Re: Разговор о Солженицыне

а вот я очень люблю Достоевского. а Карамазовых было несколько, так вот Вы похожи не на Алешу.

Вы неимоверно совестливы,рукопожаты и живёте не по лжи. Как Смердяков. А я как кто? Только просьба подтверждать сюжетную линию. Смердяков не любил (то тайно,то явно) "эту страну".Жду. P.S. Для совсем...того...Алексей я! Паспорт чтоль предЪявить?

159. СССР не мог самого себя прокормить

А без мяса, молока и прочих необходимых продуктов - вряд ли.

В СССР в течение всего времени его существования не хватало именно необходимых продуктов. В той или иной форме нормированное распределение всегда существовало, и всегда очереди именно за необходимыми продуктами. Например, в 1980 даже такой простейший русский продукт как гречка выдавался в Московской области по "заказам" (стыдливое название нормированного распределяния) многодетным семьям, так как в свободной продаже гречки не было.

Субъект / 29.08.2011 16:01

158. на №156

=Даешь секс, наркотики и рок-н-ролл= Когда они запрещены, они становятся предметом вожделения в куда большей степени.

Мы уже поняли, что идеал человека для Вас - опарыши. Зачем твердить об этом в каждом комментарии?

Загрузка...
Протодиакон Владимир Василик
«Азербайджанцы в России считают себя свободными от закона?»
Обращение азербайджанских парламентариев к Владимиру Путину в связи с освобождением из-под стражи инспектора ГИБДД Александра Гусева провоцирует столкновение на национальной почве
08.06.2021
«Это ростовщичество вавилонского уровня»
Необходимо добиться законодательного запрета и законодательного осуждения деятельности микрофинансовых организаций
05.06.2021
Добрый пастырь и глубокий учёный
Настоятелю Петропавловского собора архимандриту Александру (Фёдорову) - 60 лет!
28.05.2021
Добрый воин Христов
Протоиерею Димитрию Василенкову – 50!
24.05.2021
«Нарциссизм Фанара превосходит все возможные пределы»
Константинопольский патриархат допустил возможность второбрачия для священников
20.05.2021
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Путин посоветовал Байдену убраться с Русской Земли
Новый комментарий от Мария Титенич
17.06.2021 20:21
Встреча Путина и Байдена
Новый комментарий от Георгий Н.
17.06.2021 19:03
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от Советский недобиток
17.06.2021 17:36
Коронавирус всё-таки создан США?
Новый комментарий от Наблюдатель
17.06.2021 14:43
За кулисами переговоров Путина и Байдена
Новый комментарий от Сант
17.06.2021 08:20
«Деградация молодежи налицо»
Новый комментарий от Silvio63
16.06.2021 18:30