Праздник Покрова Божией Матери - русский праздник. У нас в России уже более восьмисот лет празднуют его почти как двунадесятый. Он был установлен в середине XII века святым благоверным князем Андреем Боголюбским и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой Покров над Русской землей. Князь Андрей, узнав о том, что еще в начале X века св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой Покров над православными, воскликнул: «Не может такое великое событие остаться без празднования ему».
И вся Русская Православная Церковь, то есть весь русский православный народ, от иерархов до крестьян (христиан) согласились с ним. Тогда же на Руси построили первый в мире храм в честь Покрова Богородицы на реке Нерли, близ Владимира, доселе один из шедевров мировой архитектуры. И в день праздника, 14 октября, на протяжении множества столетий Землю Русскую обязательно, хоть ненадолго, покрывал чистый снежок. Люди в прежние времена не сомневались: Покров - значит снежок будет, Ильин день - значит обязательно дождик пойдет, - это не приметы какие-то, а знамения небесные милости Божией. И ныне, к счастью, такие знамения бывают. Но не всегда. Почему же вдруг во второй половине XII века русский народ почувствовал Покров Божией Матери над своей землей? Чтобы понять это, надо вспомнить историю.
XII век в нашей истории и смутен, и трагичен, и поучителен. Когда читаешь летописи того времени, перед глазами мелькают имена множества князей-рюриковичей, и все они без конца ссорятся и воюют друг с другом, и всем им как будто нет никакого дела до жизни народа, жизни и судьбы земли, управлять которой они призваны. Кажется, главное для большинства из них - сесть на великокняжеский Киевский престол, не стесняясь средствами, часто не имея на то законных прав или имея довольно сомнительные. Киев, мать городов русских, объединивший и просветивший Русь, вдруг сделался причиной ее разделения, яблоком раздора, вожделенным плодом, к которому тянется множество рук, не щадя ни своих братьев, ни своего народа. Но народ живет, он тоже, подобно своим правителям, в смятении и смуте: то за одного князя, то за другого. Одного поддержит, другого предаст.
И вот среди этой смуты, разлагающей собранное предками, появляется собирающий и созидающий благоверный князь Андрей Боголюбский. Он при поддержке народа сумел усмирить и смирить всех князей и тем прекратить разорение земли, сумел перенести духовный центр Руси, столицу ее, из залитого кровью Киева на северо-восток, во Владимиро-Суздальскую Русь, из которой позднее поднялась Русь Московская и Россия. Князь Андрей не уступал в величии деяний по укреплению Земли Русской ни своему великому деду Владимиру Мономаху, ни своему потомку святому благоверному князю Александру Невскому. И благодарность за великий подвиг строительства той земли, где мы с вами живем, должна подвигнуть нас вспомнить его деяния.
Отец Андрея Боголюбского, знаменитый Юрий Долгорукий, был младшим сыном великого князя Владимира Мономаха. Как младшему сыну, ему достался самый незавидный по тому времени удел - Ростово-Суздальский, отдаленный от цветущих южно-русских областей, заросший дремучими лесами, малонаселенный, с суровым климатом и неплодородными землями. Юрий Долгорукий, хоть изошел в историю как основатель Москвы*, не любил эти суровые северные земли. Сердце его прилежало южной Руси, все свои незаурядные силы он положил на то, чтобы добиться великого княжения в Киеве. Для его второго сына Андрея, наоборот, родной и любимой стала северная Русь, «белая», как ее называли в Киеве за обильный снежный покров, непривычный для киевлян. Здесь прошли детство и юность Андрея Боголюбского, здесь был простор, мир и тишина, которую любила его благочестивая душа. Боголюбским он назван был еще в детстве за свою любовь к молитве в тишине и одиночестве, за прилежание к церковным службам.
Еще в 1151 году, в разгар отчаянных попыток Юрия Долгорукого во что бы то ни стало овладеть Киевским престолом, Андрей мудро говорит отцу: «Нам здесь, батюшка, делать нечего. Пойдем за тепло», - то есть в свои Ростово-Суздальские земли. Но Юрий Долгорукий в 1155 году все-таки добивается Киевского великокняжеского престола. Своему любимому сыну Андрею он дает в удел близкий к Киеву Вышгород, чтобы в случае его смерти тот мог беспрепятственно занять киевский престол. Однако Андрей Боголюбский в том 1155 году тайно, ничего не сказав отцу, уходит из Вышгорода в Суздальские земли. Киевский престол ему не нужен**
Главное богатство, которое увозил князь из Руси Киевской, из Вышгородского монастыря, в Русь Суздальскую - чудотворный образ Божией Матери, писанный по преданию евангелистом Лукой. Этот образ позднее назовут Владимирской иконой Божией Матери, и он станет одной из самых почитаемых наших святынь на все времена. По свидетельству вышгородских монахов, икона трижды сама покидала свое место, и это утвердило князя в его решении вернуться на север и там начать строительство нового мощного государства, чтобы не погибла Русь вместе с разлагающимся и гибнущим Киевом. Для совершения этого великого дела не богатая казна нужна была, но благословение Божие и великая святыня, которая привлечет к себе лучшее, что есть в народе. Молодой князь понимал, что, прежде чем перенести на север политический и экономический центр, надо было перенести туда центр духовный.
Обоз уже миновал Владимир и двигался к Ростову, где, по человеческому разумению, удобнее всего было основать новую столицу, потому что Ростов тогда был самым крупным городом на северо-востоке, с кафедральным собором и церквями. Вдруг, в десяти верстах от Владимира, кони, везшие киот с чудотворной иконой, остановились, и князю явилась Сама Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела взятый из Вышгорода образ не везти в Ростов, а поставить по Владимире. А на месте Ее чудесного явления построить храм и монастырь.
Эти повеления имели судьбоносное значение в истории русского государства. Поставить икону во Владимире - это благословение новой столицы, прямое указание, что ей быть здесь, в этом маленьком поселении, пригороде Суздаля. Строить монастыри и храмы - это указание пути, которым укрепится и объединится народ в своем национальном достоинстве. Все это призвано было служить не только современным Андрею Боголюбскому целям.
Божия Матерь знала, какая великая беда грозит Руси в недалеком будущем. Ее повеления князю Андрею указывали единственно верный путь сохранения русского народа как носителя веры православной в годы монгольского ига, путь, дававший в будущем возможность возрождения Русского государства. Не будем забывать, что все остальные народы, вошедшие в состав Золотой орды, вскоре ассимилировались с монголами и стали называться татарами. На средневековых картах Европы наши русские земли называются «Тартария», и все населявшие их - тартарами. Само название «Русь» и «русские» как бы исчезло. Многое исчезло с лица земли: Древний Египет, Вавилон, Ассирия, даже Древний Рим и Византия. А вот Древняя Русь возродилась и стала Великой Россией. И все потому, что по велению Царицы Небесной князь Андрей прочно заложил духовные основы Русского государства.
Благоверный князь Андрей исполнил все, завещанное Царицей Небесной. Во Владимире он построил великолепный Успенский собор, образцом для которого был Успенский собор в Киево-Печерской Лавре. На месте явления Божией Матери построил каменный монастырь, а рядом с ним княжеские палаты. Вскоре это место стало называться Боголюбово.
Андрей Боголюбский имел полное право сказать о себе: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал».
Всего через двадцать лет Владимир стал столицей, а Киев - разоренной провинцией, куда великий князь Андрей ставил князей по своей воле, так же как и в другие города, - без войн, росчерком пера. Это он показал путь собирания Руси московским князьям. По сути, он был первым русским монархом, милостью Божией. Такой монарх прекращает междоусобные войны, укрепляет государство. И потому темные силы жестоко убили его в ночь с 17 на 18 июля, когда был убит и последний Российский император.
Но ко дню гибели св.князя Андрея по всей северо-восточной Руси уже стояли храмы и монастыри. И, главное, русские люди со времен Андрея Боголюбского и доселе верят: держит Матерь Божия Свой Покров над Русской Землею.
*Собственно, Юрий Долгорукий устроил на месте Москвы только Царское село, а город Москву построил именно Андрей Боголюбский. См. И. Забелин «История города Москвы».
** Не принесло желанного счастья добытое кровью великое княжение и Юрию Долгорукому. Всего через два года он умирает. Ненавидевший его народ разграбил дворец и сельский княжеский дом. Не хотели, чтобы и тело его лежало в Киеве, погребли вне города. Обо всем этом Андрей Боголюбский узнает нескоро. Он уже далеко, занят строительством своей новой столицы - Владимира.