Метафизика ступора

0
1010
Время на чтение 5 минут

В истории народа, как и в истории отдельной личности, наступают моменты осознания самого себя, своего предназначения, своей судьбы. В такие мгновенья нации открывается неповторимый, присущий ей одной мир, и она замирает, ощупывая свое будущее, которое соткано из прошлого, беззащитная, как сбросившая кожу змея. Это вглядывание в реку минувшего в надежде увидеть свое всплывающее лицо, это необходимое осознание собственного бытия опасно – в очереди к солнцу цивилизации работают локтями, и молчание одной растворяется в гуле разноязычных голосов.

Мы переживаем нечто подобное. Перебесившиеся дети, мы застыли в растерянности, и происходящее - не слепок нашей нищеты, как нас пытаются уверить, но – оскудения сакрального. Отвергнув красных пастырей и слепых поводырей, сделавших имя на идеологических поставках в холодной войне, дремлющие в нас богоборчество и неизбывная жажда Бога ищут новые ориентиры, очертания, формы. Дух нации, как он представляется из истории и как его преломляет осколок каждого «я», витает над пустынными водами, ища островок, опору для созидания. А у бездны своя диалектика, свой философский подтекст: динамика предполагает статику, движение – покой. Россия переживает ныне возвращение к истокам, озираясь по сторонам, примеривает символы с чужого плеча, обнаруживая свою инаковость, свое одиночество. Мы другие. Но мы боимся быть другими. В любом из нас сидит цензор, оберегающий неполноценность, камертон, сверяющий пульс с чужеродными ритмами. Упреки в провинциализме веками заставляли нас жить с оглядкой – в эпоху французской моды, англомании или сна за железным занавесом, когда кухни пропитывались ароматом далеких кумирен, а каждая домохозяйка постигала экзистенциализм, пользуя рецепты от чужой болезни. Нет пророка в своем отечестве: иван плотников меркнет перед джоном карпентером. Современники Достоевского носились с тенью Шопенгауэра и отзвуками Ницше, мы верим откровениям Дерриды и Хайдеггера, полагая, что в их строках дремлет наше будущее. Но будущее, как и прошлое, у каждого свое, гуманитарная мысль прикована к этнической системе координат. Ловя гаснущее эхо, мы с беспощадным упрямством стесняемся себя и своих прозрений, не уставая искать ответы в лицемерной пестроте нобелевских речей, в прилизанных академизмом банальностях или вульгарности американизма. Обманчивая выгода настоящего несет забвение отечественной классики, искромсанные цитаты Толстого и каскад заокеанизмов - отцы американской демократии стали отчимами русской культуры. Под видом технократической неизбежности сиюминутность и пропаганда утверждают эстетику комиксов: реализм повержен болтовней шарлатанов из лавки постмодернизма, музыку вытеснил мюзикл. Кто побойчее и поталантливее ушли в духовную эмиграцию, добровольную ссылку, искреннее, экзальтированное попугайство, оставляя патриотическое поле ортодоксам, карающим именем традиции. Но доморощенность оскверняет не меньше продажного профессионализма, грубое прикосновение отторгается.

Заблудившиеся в дебрях политической фразеологии, мы не узнаем себя ни в холодной системе принудительного уравнения, ни в кривом зеркале демократии. Точно беспризорные дети, мы не смеем расписаться в сиротстве, продолжая искать потерянного родителя. Замурованные в самих себе, одинокие, несчастные, отверженные, мы жаждем диалога, признания мира, не получив, обиженно отворачиваемся, грозя ему. И это несет облегчение, мы бессильны против равнодушия, беззащитны против холодного безразличия и отстраненной вежливости. Наша замкнутость часто выплескивается сумасбродством, шутовством, кровью, трагедией. Мы трубим о самобытности, уникальности, а между тем лозунги своих революций заимствуем из второразрядных западных теорий, а наготу хозяйствования прикрываем фиговым листком чужих экономических школ. Эта раздвоенность, метания между безудержной ксенофобией и неуемным низкопоклонством идут от неведения своего места, мы чувствуем на себе влияние мира, но не видим обратной связи, смущенно подозревая ее незначительность. А этому противится наша мессианская закваска. Мы охотно кладем жизни миллионов соотечественников на алтарь Человечества, мы готовы наполнить собственной кровью копилку его исторического опыта, но обустраивать дом у нас опускаются руки. Мы – герои катастроф, призванные масштабными катаклизмами, блаженные, посетившие мир в роковые минуты. В иные – нас съедает тоска, томит скука, мы начинаем пить не для отваги действия, а чтобы забыться, спастись от жалкого прозябания. Мы становимся посмешищем, подтрунивая над своей медвежьей неуклюжестью, над бессмысленностью бытия, сравнивая свой образ с одним нам ведомым идеалом, завидуя другим его карикатурным воплощениям. Да, мы такие, какие есть, школяры, сдающие экзамен, доказывающие себе и миру право быть собой. Российская Империя рухнула под бременем народовольческого сарказма и косых взглядов либералов, СССР задохнулся от иронии и презрения к себе. Запертые в скорлупе надежд, в лабиринтах отчаяния, отрезанные от себя, несколько последних десятилетий мы жили в перевернутом мире: наше законопослушание воспитывалось на сценах бунта, стены правительственных зданий украшали картины революций. Похожее было у французов, с их термидорами и брюмерами, но отрезвление Ватерлоо пало у нас не на строителей оранжереи, а на ее питомцев. Оболганные и непонятые, мы загнали себя на обочину, в подземелье - благими намерениями устлана дорога в ад, встать с головы на ноги всегда болезненно.

Любое путешествие предполагает возвращение, восхождение к чужим мифам всегда одиссея. Достучаться до самих себя, вопрошать о своей сути, снова и снова допытываться об истоках, о безликом, едином начале – вот загадка российского сфинкса. Ухватившись за иллюзию ответа, точно за хвост жар-птицы, Россия рывками решала технологические, социальные задачи. И теперь, пока одна часть интеллигенции считает Россию недоразумением, культивируя неверие в ее способности, а другая горячо защищает право на существование, упиваясь растаявшим величием, несамостоятельной самостоятельностью и разглагольствуя на тему пресловутого русского характера, безмолвствующий народ медленно выбирает торную, одному ему ведомую тропинку. Ручеек российской витальности уперся в запруду и теперь скапливается, чтобы, прорвав, разлиться половодьем. Затерянные среди бескрайних равнин, отрезанные сушей, без организующего воодушевления мы впадаем в летаргию, вырождаясь в население. Без указующего перста, без отклика государства народ безропотно гибнет под скальпелем реформ, бьется в сетях невостребованности. Но в его недрах таится грозное, растительное самоощущение, невыраженная мощь, простодушная, движущая горы вера. Зная «зачем», он стерпит любое «как», коренящееся в нем самоотреченье всегда оплачивало проблеск истины. Разновидность иммунитета, эти качества сохранились у великороссов несмотря на их вытравливание под личиной интернационализма или десоветизации.

В центральных областях николаевской России не подозревали о существовании чего-то нерусского, неправославного, выходящего за пределы сказок, где иноверцев скрывала вывеска «басурман». «Победит тех царей наш царь?» - вопрошают гоголевские помещики, и это - глас вопиющих в пустыне. Сегодня бесконечно довлевшая география отступает, сужается, сближаются континенты, и мы с удивлением слышим русскую речь разбавленную разноплеменным хором. Пробив информационную крышу, нарушив привычную уединенность, страны непрошено гостят в нашем доме. И невольное сравнение с ними пробуждает самосознание куда больше бессмысленных толков о нашей непохожести, особости, исключительности.

Принято считать, что излишняя самопоглощенность мешает творить реальность, а навязчивая озабоченность национальной избранностью – признак лени и творческого бесплодия. Нам же, наоборот, всегда недоставало концентрации, пристального взгляда в себя, наша исключительность то высмеивалась, то замалчивалась, то забалтывалась. Мы исправно несли крест историообразующей нации, одинаково снося рукоплескания и проклятия и, быть может, впервые за долгие годы небеса отвели нам время на поиск себя. Оно необходимо нам, как воздух. И в этом наше коренное отличие от европейских позитивистов. Они думают, что к миру можно приспособиться, подчинить, переделать, мы – что его можно лишь искупить. Поэтому мы переживаем его боль глубже и острее, поэтому наши падения ужаснее, а взлеты головокружительнее.

Со стороны мы производим впечатление маятника, сбившегося с такта и теперь бессильно болтающегося то туда, то сюда. Кажется, что мы топчемся на месте, пораженные оцепенением, параличом воли. Но это не так. Мы движемся, преодолевая самый трудный путь – путь к себе. Отряхивая прах советского ковчега, Россия вырабатывает новую философию, новое кредо, чтобы со своим лицом войти в цивилизацию фарисеев, где национальную пестроту прикрывают обманчивые зовы экономической глобализации и миф об унификации мира. В этом тайный смысл происходящего, из осмысления поражения рождается стратегия победы.

Мы такие, какие есть. Надо пройти через самоуничижение и гордыню, через вселенские замашки и жгучий стыд, через самобичевание и ниспровержение, чтобы прийти к этой формуле.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Очень хорошо написано, но не учитывается главное

Написано очень хорошо, тонко, образно. Но, к сожалению, анализ того, что происходит с Россией, неполный, только на душевном уровне (т.е., на уровне ума, сердца и воли). Главная – духовная составляющая всего совершающегося не учитывается. Все, что случается с нами во внешней жизни – лишь отражение того, что происходит в жизни духовной. Причем, отражение, неполное, как на выцветшей фотографии. Можно дать прекрасное описание того, как выглядит человек на фотографии, но это еще не будет описанием самого человека, тем более – его сущности. Поэтому, проанализировать ситуацию в России нельзя без глубокого понимания духовных причин всего происходящего, твердой веры в промысел Божий о нашей стране и упования на Его помощь и милосердие. Но, как талантливый художник, автор сердцем все тонко прочувствовал и сумел передать, как мы «точно беспризорные дети, … не смеем расписаться в сиротстве, продолжая искать потерянного родителя». Только мы не случайно потерялись, а сами ушли от своего Родителя «на страну далече» и «расточили имение свое, живя блудно». (Лк.15.13). И теперь питаемся духовными «свиными рожками» (Лк.15.16). Но, все-таки, ищем свой Путь, и это многие сердцем чувствуют. В душевном смысле это – путь к себе, к национальному самосознанию, а в духовном смысле – путь к Отцу Небесному.
Громова Людмила / 26.07.2011, 07:21

18. 16. Бондарев Игорь :

"...сон циклопа - теперешнее состояние постмодернизма..." Постмодернизм - состояние. Состояние состояния? Начинать все сначала? Дальше - не к моему убожеству. Впрочем,понимаю, что смиреннословие - не смиренномудрие, которое есть начало и конец...
К.Олег / 17.07.2011, 22:26

17. 15К.Олег

Понимание постмодернизма как "ничто" - вполне допустимо.Например - ризома. Но,постмодернизм еще не сформировался окончательно.Это широко известно. Полагаю,что целостный постмодернизм ,в своем законченном виде - опровергнет его нынешнее состояние ,его дискурс.Это как новеллы О.Генри - все осмысливается при окончании текста.И - переосмысливается неожиданно. Так же в древнегреческой мифологии ,Одиссей назвался циклопу именем "Никто",и это спасло его и спутников - из пещеры циклопа,а сам циклоп ,как известно,был ослеплен во сне.То есть если рассматривать постмодернизм как циклопа,то сон циклопа - нынешнее состояние постмодернизма.Грядут события... Одиссей же тот самый человек,лук которого безуспешно пытались согнуть женихи,а он согнул,и перебил из него женихов. Опять же ,здесь можно увидеть как завершение философии постмодернизма.Или - приход Путина В.В. в 2012.А может и то ,и то . А может ,вообще - только миф.Миф - правдив,правда - мифологична(чувствуете аромат софистики?специально для Вас.Шутка.) Начало же постмодернизма можно увидеть везде в философии во все времена(если постараться и захотеть) Например,грехопадение описывается постмодернизмом(конечно только в герменевтике книги Бытия). А про материю ... это "естественная" антиномия для ума.То есть вопрос веры! Попробуйте ответить на вопрос о постмодернизме так: Почему Одиссей выколол циклопу глаз когда он спал,если считать,что сон циклопа - теперешнее состояние постмодернизма(не путать ,в данном месте,сущность постмодернизма с именем Одиссия "Никто").Подсказка в другом мифе- Одиссей в рубище нищего у себя дома,среди безумства женихов,никем не узнанный.
Бондарев Игорь / 17.07.2011, 20:20

16. 12. Бондарев Игорь :

Вы уж извините, совсем забыл ,что Вам написал(так Вы мне близки). Нынче вашего брата на каждой остановке(клике мышкой) - пруд пруди. Правда - извините! "Интересно Ваше мнение о возможности инверсионно - трансгрессивной деконструкции терминологии постмодернизма,или инверсии терминологии материализма." Так вот. Постмодернизм, будучи ничем не наполненным, то есть наполненным пустотой, имеет и соответствующую терминологию. Также не имеющей бытия. Деконструкция того, что не было сконструировано - видимость работы. Открою Вам сразу две(!) тайны. Начало постмодернизма можно искать(или видеть) уже в 14-м веке на Западе. Попробуйте. Вторая тайна. Материализм - это индивидуализм. Простите, это первая тайна. Индивидуализм перековал человека в симулякра.(алхимия) Последний, будучи копией несуществующего, шагает по форумам. p.s. Эти тайны только по виду страшны и неприступны. Попробуй, человече!
К.Олег / 17.07.2011, 15:01

15. 13. Бондарев Игорь :

Я в этот раз не стану иронизировать. Попрошу только Вас помнить о том, что мир воображения и фантазий - нечто несуществующее. Не создано Творцом. Не имеет бытия. "Интересно Ваше мнение о возможности инверсионно - трансгрессивной деконструкции терминологии постмодернизма,или инверсии терминологии материализма. Только ,по возможности,без эмоций.Желательно - по существу." Я верю, и надеюсь, что Вы поймете когда нибудь, что "по существу" - невозможно. "Существа" нет.
К.Олег / 17.07.2011, 13:42

14. 11 К.ОЛЕГ

Впрочем,меня более интересует,Ваше понимание семантики ранее показанного текста к подлинному тексту. Это было выполнено в ответ на Вашу просьбу "выстрелить " по деизму! С уважением!
Бондарев Игорь / 17.07.2011, 11:19

13. 11 К.Олег

Да,ошибаюсь .Спасибо ,что подметили главные ошибки. Интересно Ваше мнение о возможности инверсионно - трансгрессивной деконструкции терминологии постмодернизма,или инверсии терминологии материализма. Только ,по возможности,без эмоций.Желательно - по существу. С уважением!
Бондарев Игорь / 17.07.2011, 09:48

12. 7. Бондарев Игорь :

"Представим себе ,что мы являемся формальными свидетелями сотворения Мира." "Если дадим ,в своем воображении... " "И в конце третьей минуты ,мы бы увидели уже стоящих мужчину и женщину.." Так сразу бы и сказал. Поговори там (в своем воображении) с Сифом, че ето он отца ослушался... потом расскажешь.
К.Олег / 17.07.2011, 07:46

11. Re: Метафизика ступора

Отряхивая прах <...> ковчега

Непростительно. В такия фразах и раскрывается уровень редакторской и писательской квалификации "современного творца".

10. Петровичу

дорогой ты наш эмигрант. А я думаю, лучше бы автор псалтирь почитал, может бы и вспомнил золотое правило "Можешь не писать - не пиши".

Еще было бы лучше, если бы это золотое правило не забывал автор комментария. Сто раз уже тут говорилось, что не эмигрант автор, не эмигрант. Москвич.
Ольга / 16.07.2011, 17:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Васильевич Зорин
Дети больного гиганта
О бурлящем этносе России
14.02.2012
Русская литература: быть или не быть
Беседа писателей Ивана Зорина и Светланы Замлеловой
21.08.2011
Все статьи Иван Васильевич Зорин
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59