Очень важно сказать о том, что писали о западном христианстве, имеется в виду латинство или католицизм, наши отечественные подвижники благочестия. Возьмем временные рамки: вторая половина 19-го - начало 20-го столетия.
Начнем с прп. Амвросия Оптинского, что он говорил о католичестве? «Римская Церковь давно уклонилась в ересь и нововведения». Прп. Амвросий подчеркивал, что хотя Латинская церковь численно и превосходит Православную Церковь, но уклонилась от Истины, уклонилась в ересь. Католическая церковь - мощная организация, мощная организационная структура. Латинское слово «ордо» (ordo), означающее организационную мощь, затуманивает наши глаза, прельщает. Оно производило сильное впечатление на видного экуменического деятеля митрополита Никодима (Ротова). Тогда наша Церковь была в гонениях, все было очень ограничено, находилось в стесненном положении, а на Западе процветала просветительская, социальная деятельность, хотя службы у католиков были усеченные, краткие. И все же не в пользу нашей Церкви было, когда в каком-нибудь сельском храме служит не очень грамотный батюшка, который к тому же бывает иногда пьяненьким и неопрятным. Контраст с огромными католическими соборами, органной музыкой, пышными процессиями. Но такой контраст был чисто визуальным и чисто внешне смущал некоторых людей.
А вот высказывания свт. Филарета Дроздова. Наши экуменисты и филокатолики цепляются за труды раннего Филарета, который говорил так: «Ни одну церковь, которая не отвергает истину о Боге, во плоти пришедшем, я не дерзаю назвать еретической». Но более поздний, более мудрый свт. Филарет говорил иначе. Когда он слышал о разделении Церкви на Восточную и Западную, то подчеркивал, что нужно говорить не о разделении Церкви. Церковь не может разделиться, она - Тело Христово, Глава ее - Христос. Правильно говорить об отделении от Соборной и Апостольской Церкви Западной. Двух церквей быть не может. И произошло то, что Западная церковь, Римская, отошла от истины, порвала связь с Церковью Вселенской. Вселенская Церковь Православная сохранилась во всей своей благодатной полноте и осталась Единой Церковью.
Как известно это печальное событие - отделение Западной церкви от Церкви Вселенской, произошло в XI столетии, в 1054 году. «Горестное и плачевное событие», - говорит митрополит Филарет. Но нужно вещи называть своими именами.
Особенно резкая критика звучит в устах свт. Игнатия Брянчанинова. Не случайно наши западники, экуменисты противились канонизации этого святителя (канонизирован в 80-х годах прошлого столетия). Еп. Игнатий называл католиков папистами, т.к. они особенно почитали папу. Он писал: «По причине их ужасных заблуждений, благодать Божия отступила от папистов. Сатана - изобретатель папизма и они ему преданы. Никакая ересь не выражает так гордыни, как эта ересь папизма, когда вместо Христа в центре ставится папа».
Перейдем к свт. Феофану Затворнику (в нашем храме есть икона Святителя с частицей его святых мощей). В своих «Письмах о христианской жизни» он касается широкого спектра вопросов, волновавших его современников. Святитель говорит, что формально нигде не оспаривается, что Римская церковь имеет апостольское происхождение, что она была основана апостолами. Можно даже допустить, что она чисто механически сохранила апостольское преемство, т.е. цепь рукоположений от апостола Петра не прерывалась. Многие оспаривают, что именно он основал Римскую церковь. Католики же говорят, что ап. Петр 25 лет был римским епископом и что его мощи находятся в крипте главного храма католиков в соборе св. апостола Петра. Можно допустить, что непрерывная цепь рукоположений у католиков сохранилась, хотя была путаница в средние века - папы, антипапы. Но как будто чисто внешне эта цепь сохранилась. Вот и говорят наши экуменисты: видите, у протестантов апостольское преемство прервалось, а у католиков оно сохранилось. Еще они говорят: «Христос - это Солнце. Есть солнечная система, в которой разные космические тела. И вот наиболее приближены к этому Солнцу (Солнцем Правды называют Христа) Православие и католичество, остальные, допустим, протестанты, удалены дальше, другие удалены еще дальше, но все находятся в одной солнечной системе». «Латинская церковь - по словам Святителя, - отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех, - страсть ковать новые догматы по своему смышлению и своеволию». У католиков есть так называемая теория догматического развития. В чем ее суть? Они говорят следующее: Христос принес Истину. Его учение можно уподобить зерну, посеянному в почве. Из этого зерна вырастает большое дерево; оно растет, разрастается. Так же из первоначальной суммы догматов, вероучительных положений, постепенно в процессе истории вырастает дерево. Церковь как бы выявляет из этого зерна целое дерево, поэтому появляются у них новые догматы: о непорочном зачатии Девы Марии и т.д. А православная концепция иная. Мы опираемся на слова Христа, Который сказал: «Я всю Истину возвестил вам», т.е. мы говорим, что полнота есть изначально, ни прибавить, ни убавить мы не можем. Как сказано в Писании: «Даже если ангел будет благовествовать нечто иное, да будет анафема». Можем только уяснять, усваивать, но не прибавлять. Поэтому свт. Феофан Затворник называет страстью, главным грехом латинян - ковать новые догматы по своему смышлению и своеволию. Они считают, что это обогащение и совершенствование Церкви. В действительности, по словам Феофана, это порча Церкви, и порча очень существенная, и в качестве примера приводит прибавку в Символ Веры - «филиокве» (по латыни - «и от Сына»). Этой прибавкой, говорит Святитель, повреждается догмат о Пресвятой Троице. В чем повреждается? Мы исповедуем в Символе Веры: «...и в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго, иже от Отца исходящаго». Один источник в Божестве - Отец. В католическом учении - от Отца и Сына исходит Дух Святой. Получается субординация, т.е. неравенство Лиц Святой Троицы. Дух Святой оказывается в подчиненном положении. Мы же исповедуем равночестность Лиц Святой Троицы. Высокие материи, но в этом суть повреждения догмата о Пресвятой Троице у католиков. Прибавка филиокве вносит это повреждение.
Свт. Феофан Затворник говорил, что все эти учения есть измышления человеческие. Он приводит такое сравнение: вот мы видим здание с пристройками. Если эти пристройки не соответствуют основному зданию ни по стилю, ни по использованному строительному материалу, они будут в целом диссонировать с архитектурой этого здания. Так вот и эти новые учения Западной церкви являются инородными телами, как пристройки к зданию. Еще одна аналогия: есть чистое вино, и всякие примеси к нему нарушают чистоту, цельность этого вина. Такое интересное сравнение, из которого можно сделать вывод: как такими пристройками портится здание, а примесями - вино, так и эти учения латинские повредили, испортили Святую Веру, апостолами святыми переданную.
Особенно разрушителен догмат о непогрешимости римских пап. «Уж не знаю, что и думать об этой церкви, после этого догмата», - говорит свт. Феофан Затворник. Как известно, он был принят на 1-ом Ватиканском соборе в 1870 г. Свт. Феофан, стало быть, был современником собора, принявшего этот догмат. Конечно, он возник не на пустом месте. Столетиями накапливался материал к этому учению о папской непогрешимости, сформулирован же он был и включен в систему вероучения в 1870 г. на Первом Ватиканском соборе.
Поговорим теперь о том, как смотрел на католиков св. прав. Иоанн Кронштадский. «Кто прибавит «и от Сына»,- говорит он,- в нашу веру о Духе Святом, от Отца исходящем, тот будет еретиком, не православным». Далее утверждает о. Иоанн, что в Священном Писании нигде нет ни одного слова о вечном исхождении Духа Святаго и от Сына. Онтологическое свойство (природное, изначальное, отличительное) Духа Святаго - Его вечное исхождение от Отца. Когда мы читаем в Писании слова Иисуса Христа, Сына Божия: «...пошлю Духа Святаго вам», католики цепляются за это: видите, сказано, что и от Сына, Сын посылает Духа Святаго. Мы так это объясняем: здесь говорится о временном посольстве, а не об онтологическом вечном свойстве Духа Святаго. В этом разница. Дальше паписты, по словам о. Иоанна, признав главою Церкви папу, возвели его на престол вместо Иисуса Христа. Папу обоготворили, а Иисуса Христа поставили на задний план. Сделали папу наместником Христа, якобы непогрешимого папу. «Вы посмотрите, - восклицает о. Иоанн Кронштадтский, - сколько заблуждений допущено в папской (не Христовой) вере, страшных заблуждений, богохульных. Если вы на это посмотрите, то с негодованием и ужасом отвернетесь от нее». «Будто папа непогрешим! - с возмущением и негодованием восклицает о. Иоанн. - О гордость человеческая! О гордость сатанинская! Нелепо и ни с чем не сообразно так утверждать!»
Вот видите, закономерность заблуждений такова, что, одна ложь влечет за собой другую. Об этом пишет и прп. Амвросий Оптинский: одна новизна другую порождает, и все это находится в противоречии с Евангелием. В заключение приведу слова свт. Игнатия Брянчанинова о догмате папской непогрешимости: «Он у латинян, как божество, идол; даже отречение от Христа у них является меньшим грехом, чем отречение от папы».
Перекинем мостик к современности. Один католический богослов откровенничал, что сейчас их тактика такова: они попытаются изменить формулировки своих новейших догматов, показав православным профанам, что они якобы отошли от своих заблуждений. На самом же деле, те же самые вещи будут выражаться другими словами. Вот на чем рассчитывают улавливать доверчивые души! Уже сейчас некоторые священники говорят, вот, мол, пришел новый папа, он традиционалист, он консерватор, не то, что был Иоанн Павел Второй. Получается подтекст, что с этим папой как бы можно иметь дело. Мол, есть общие задачи перед лицом атеизма, вызовов времени, когда необходимо сплотиться всем христианам. Но это по сути начальная стадия того же экуменизма, а дальше неизбежен переход в вероучительную плоскость.
Одним словом, подводя итог, можно сделать далеко неутешительный прогноз. Конечно же будет набирать силу экуменизм, процесс сближения с католиками. Я раньше не совсем понимал до конца, в чем суть концепции латинян, вернее наших экуменистов, в чем они видят свою задачу? Есть стремление к объединению всего христианского мира. Тогда, вокруг чего? Должен быть такой общий минимум, который все разделяют - это условие членства во Всемирном Совете церквей.
Потом я понял, что по сути, у наших экуменистов в центре, конечно, Ватикан, римский папа. Папа, в их понятии, центр христианства, фундамент, вокруг которого всем должно объединяться. Вот такая модель. При более тщательном анализе я понял, что экуменическая концепция опирается прежде всего на папизм.
Вопрос о визите папы в Россию, похоже, что решен в принципе. Это вопрос, как недавно было сказано, «астрономический», «каждый день нас приближает к нему» (так и хочется сказать о некоторых: «этот день они приближали, как могли»). В отличии от Киева, где папа проехал по пустынным улицам, а вход в Киево-Печерскую Лавру и в Софийский собор был заблокирован, у нас будет всё иначе. Наверняка, десятки тысяч полицейских и омоновцев перекроют всё и вся, и программа пребывания папы в Россию будет полностью реализована.
Будущее очень тревожно, можно ожидать существенных осложнений.