itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Капитализм, т.е. поклонение силе вещественной, есть величайший враг и человечества вообще, и Самодержавия

Консервативная классика 
0
297
Время на чтение 3 минуты

Мы переиздаем фрагмент из очерка «Самодержавие» Д.А.Хомякова (1841-1919) (См. подробнее о нем: К 90-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова).

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, по изданию: Хомяков Д.А. (подп. Д. Х.). Самодержавие, опыт схематического построения этого понятия // Мирный труд.- 1906.- N8.- С.14-15, по правилам современной орфографии, с заменой (по техническим причинам) постраничных ссылок на концевые, подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Название дано составителем. Разрядка заменена курсивом.

+ + +

Когда человеком овладела любовь к земным благам, поздно, в большинстве случаев, убеждать его в том, что «нестяжание» гораздо удобнее и даже практичнее, чем «богатство», ибо первое дает «истинную свободу». Надо, чтобы человек переродился и тогда он сам переменит свои отношения к богатству, к политической игре, к исканию силы в том, что есть прах. Тоже и с народами: раз они утратили интересы и идеалы религиозно-бытовые, тотчас они пускаются в погоню за всем внешним и, главное, за устроением политически-усовершенствованных порядков [[1]]. Для их целей такое архаическое, как Самодержавие, орудие негодно главным образом потому, что выражаемое «по возможности» Самодержавием народное самосознание само утрачивается, благодаря обострению индивидуализма, разрушающего внутренне духовное единство. Но «порабощение» земным интересам (земного благоустроения) - это-то и есть истинная духовная слабость и человека, и народа. Потому нельзя не радоваться, если еще есть люди и народы, которые не поклонились Ваалу и продолжают жить другим, более высоким настроением [[2]]. Но, не отрицая полезности и желательности комфорта, стоять рядом с тем за нестяжание; или, считая необходимым обладать совершеннейшей по возможности государственной организацией и рядом с этим утверждать, что она всегда лучше усовершается, когда до нее мало кому дела, - едва ли логично.

Не даром мы сопоставили две похоти: богатства и властолюбия. Действительно, между ними есть связь, как между симптомами одной и той же болезни: они восполняют одна другую. Это - две разновидности одного начала порабощения духа князю века сего. Но у нас этого не сознают и само правительство поощряет развитие капитализма большого и малого, не понимая, что как только разовьется этот аппетит в народе, тотчас разовьется политиканство, которое в форме западно-конституционной, свило свое гнездо (уже) в среде наших капиталистов европейского пошиба. Напрасно смешивают у нас капитализм с благосостоянием, о котором должно действительно заботиться: почти что утрачено даже понятие о том, в чем оно заключается [[3]]. Среда капитализма у нас - это та, в которой успели свить себе гнездо и развиться понятия о благах цивилизации европейско-финикийского пошиба; и она уже вполне достойна стать на одну доску с остальной Европой и, конечно, уже поздно доказывать ей, что «скудость» лучше «избытка», что Самодержавие лучше конституционизма и что вера сильнее науки [[4]]. Надо желать того, чтобы перестали у нас работать в руку этой среде и чтобы поняли, что капитализм (т.е. поклонение силе вещественной) есть величайший враг и человечества вообще, и его исконной государственной формы, к счастью еще сохранившейся в России - Самодержавия.

Сноски

1 Народ-простонародие почти везде мало занимается полити­кой. Но на Западе он не постоянно политиканствует лишь потому, что простому человеку некогда, по большей части, отниматься от дела самопропитания, но его идеал все-таки – власть. У нас кроме западной причины, отвлекающей от политики, есть другая – «пока» – нежелание властвовать вследствие понятия о власти, как о тяготе и повинности.

[2] В этом смысле употреблял К.С. Аксаков выражение «ве­личавый», говоря в одном стихотворении о простом народе.

[3] «Кийждо в винограднике своем; и кийждо под смоковни­цей своей».

[4] Даже «Московские Ведомости» и те преблагодушно повторяют слова некоего профессора Озерова, перифраз на Евангелие: «ищите прежде знания и просвещения и остальное все приложится вам». 1903 г., № 65, ст. рабочего Слепова.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Дмитрий Хомяков
Народность: с «живой» точки зрения и «отрицательной»
Ко дню памяти православного мыслителя
15.03.2013
Граф Л.Н. Толстой
Предисловие к рассказам Мопасана
19.11.2012
Все статьи Дмитрий Хомяков
Консервативная классика
Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей»
Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода
09.11.2022
«Я знаю, что делать!»
Заметки о книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»
09.11.2022
«За нами Бог, за нами правота дела»
Взгляд на русское государственное мировоззрение в трудах священномученика Иоанна (Восторгова)
03.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Туляк
05.12.2022 13:43
«Мы – русские. Какой восторг!»
Новый комментарий от Валерий
05.12.2022 11:03
Глубокий аналитик – скромный, патриотичный и бесстрашный
Новый комментарий от Дмитриев
05.12.2022 10:13
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
05.12.2022 10:07
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
05.12.2022 08:51