Мы переиздаем фрагмент из очерка «Самодержавие» Д.А.Хомякова (1841-1919) (См. подробнее о нем: К 90-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова).
Публикацию, специально для Русской Народной Линии, по изданию: Хомяков Д.А. (подп. Д. Х.). Самодержавие, опыт схематического построения этого понятия // Мирный труд.- 1906.- N8.- С.14-15, по правилам современной орфографии, с заменой (по техническим причинам) постраничных ссылок на концевые, подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Название дано составителем. Разрядка заменена курсивом.
+ + +
Когда человеком овладела любовь к земным благам, поздно, в большинстве случаев, убеждать его в том, что «нестяжание» гораздо удобнее и даже практичнее, чем «богатство», ибо первое дает «истинную свободу». Надо, чтобы человек переродился и тогда он сам переменит свои отношения к богатству, к политической игре, к исканию силы в том, что есть прах. Тоже и с народами: раз они утратили интересы и идеалы религиозно-бытовые, тотчас они пускаются в погоню за всем внешним и, главное, за устроением политически-усовершенствованных порядков [[1]]. Для их целей такое архаическое, как Самодержавие, орудие негодно главным образом потому, что выражаемое «по возможности» Самодержавием народное самосознание само утрачивается, благодаря обострению индивидуализма, разрушающего внутренне духовное единство. Но «порабощение» земным интересам (земного благоустроения) - это-то и есть истинная духовная слабость и человека, и народа. Потому нельзя не радоваться, если еще есть люди и народы, которые не поклонились Ваалу и продолжают жить другим, более высоким настроением [[2]]. Но, не отрицая полезности и желательности комфорта, стоять рядом с тем за нестяжание; или, считая необходимым обладать совершеннейшей по возможности государственной организацией и рядом с этим утверждать, что она всегда лучше усовершается, когда до нее мало кому дела, - едва ли логично.
Не даром мы сопоставили две похоти: богатства и властолюбия. Действительно, между ними есть связь, как между симптомами одной и той же болезни: они восполняют одна другую. Это - две разновидности одного начала порабощения духа князю века сего. Но у нас этого не сознают и само правительство поощряет развитие капитализма большого и малого, не понимая, что как только разовьется этот аппетит в народе, тотчас разовьется политиканство, которое в форме западно-конституционной, свило свое гнездо (уже) в среде наших капиталистов европейского пошиба. Напрасно смешивают у нас капитализм с благосостоянием, о котором должно действительно заботиться: почти что утрачено даже понятие о том, в чем оно заключается [[3]]. Среда капитализма у нас - это та, в которой успели свить себе гнездо и развиться понятия о благах цивилизации европейско-финикийского пошиба; и она уже вполне достойна стать на одну доску с остальной Европой и, конечно, уже поздно доказывать ей, что «скудость» лучше «избытка», что Самодержавие лучше конституционизма и что вера сильнее науки [[4]]. Надо желать того, чтобы перестали у нас работать в руку этой среде и чтобы поняли, что капитализм (т.е. поклонение силе вещественной) есть величайший враг и человечества вообще, и его исконной государственной формы, к счастью еще сохранившейся в России - Самодержавия.
1 Народ-простонародие почти везде мало занимается политикой. Но на Западе он не постоянно политиканствует лишь потому, что простому человеку некогда, по большей части, отниматься от дела самопропитания, но его идеал все-таки – власть. У нас кроме западной причины, отвлекающей от политики, есть другая – «пока» – нежелание властвовать вследствие понятия о власти, как о тяготе и повинности.
[2] В этом смысле употреблял К.С. Аксаков выражение «величавый», говоря в одном стихотворении о простом народе.
[3] «Кийждо в винограднике своем; и кийждо под смоковницей своей».
[4] Даже «Московские Ведомости» и те преблагодушно повторяют слова некоего профессора Озерова, перифраз на Евангелие: «ищите прежде знания и просвещения и остальное все приложится вам». 1903 г., № 65, ст. рабочего Слепова.