Алисомания в «церковном дворике» или о «православном роке»

0
4620
Время на чтение 18 минут

«Я пою о тропе наверх,
А сам ухожу вниз».

Константин Кинчев «Камнепад»

«Православный рок» - явление, порождённое рок-музыкой и «рок-миссией». Что скрывается за сим абсурдным словосочетанием? Направление музыки, обладающее истинной духовностью, ведущее ко спасению? Нет,  данное понятие подразумевает творчество рок-исполнителей, обратившихся в Православие, однако продолжающих играть рок, под тем предлогом, что через своё занятие они доносят до слушателей веру во Христа. Назовём следующие имена: Константин Кинчев (группа «АлисА»), Юрий Шевчук (группа «ДДТ»), Роман Неумоев (группа «Инструкция по выживанию»). Настоящий разбор посвящён «Алисе», рок-группе, наиболее популярной в церковной среде.

Константин Евгеньевич Панфилов (Кинчев), лидер группы, преодолел труднейшие препятствия на своём пути к воцерковлению, был язычником и оккультистом, доходя порой до сатанизма. Кардинальные перемены во взглядах не могли не отразиться на творчестве, где-то в середине 90-х в песнях начинают появляться православные мотивы. Сейчас Кинчева представляют как автора православных и патриотических произведений, а возглавляемую им «Алису» - как уникальный феномен «русского рока», альтернативу нехристианским рок-группам. «Православного рокера» приводят как пример того, что рок можно обращать во благо, и, опираясь на это, требуют пересмотра отношения к рок-музыке вообще. Сцена, на которой выступает Константин Кинчев, нередко становится площадкой для«проповеди». На него возлагают надежды вплоть до приведения молодёжи в Церковь; называют миссионером, а его деятельность - проповедью.

Приведём отзывы «рок-миссионеров». Игумен Сергий (Рыбко): «Творчество Константина Кинчева - это настоящее православное искусство». «Его...вполне возможно и допустимо слушать православному человеку», - заключает о.игумен. Диакон Андрей Кураев открывает иную сторону «Алисы»: «Песни Кинчева - это протест против потребительства. Материализма. Банального примитивизма. Беспросветный оптимизм - вот их главный враг, я думаю». В своей апологии о. диакон доходит до того, что объявляет Кинчева «современным юродивым», но «юродивым не среди христиан». «Он юродствует среди рокеров (которые, в свою очередь, юродствуют среди обывателей (?! - А.Т))». Один батюшка (о. Николай Денщиков из Иркутстка) заявил, что молодёжь должна воспитываться на песнях рок-группы «АлисА».

Но неужели всё так идиллично и безупречно? Можно ли приспособить под себя среду, чей девиз «Секс, наркотики и рок-н-ролл»? Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы (Мф. 7:16)? «Православный рокер» - каково это? Убеждают: любая профессия хороша. Однако существуют такие профессии, как проститутка, вор-карманник, наркоторговец, наёмный убийца. От Бога ли они? И значит надо рассмотреть «православную» алисоманию несколько глубже.

Всевозможные дискуссии по теме, как правило, осложняются из-за причин, о которых не могу умолчать. Ситуация, возникшая в церковной среде, аномальна. Она аналогична ситуации, сложившейся в либеральной Европе, когда «дискриминируемые» группы (национальные, религиозные), получив «равные права», превратились в привилегированное и дискриминирующее властное лобби. У нас то же с рокерами (не в обиду последним). «Миссионеры» рок непросто легализовали, они его сакрализовали. Вокруг «Алисы» в православных кругах вообще сформировался культ. Кинчев априори всё делает правильно. Критика рок-музыки непременно означает, что миссия «страшит врагов Церкви». Замечания изнутри Церкви заглушаются согласованным хором поклонников рока, хиппи и т.п. маргинальных явлений; применяется широкий набор средств, чтобы заткнуть рот оппонентам. Глубокое и детальное обсуждение, к сожалению, встречается нечасто.

Итак, перед нами рок-группа, которую православным не просто рекомендуют, а рекламируют, навязывают, в особенности молодым. Мы должны серьёзно подойти к делу, ответственно проверить, насколько она православна. К тому же, «православный рок» ставит ряд вопросов и проблем.

В первую очередь неизбежно и неисправимо нарушение первой и второй заповедей со стороны фанатов рок-идола. Первая заповедь гласит: Слушай, Израиль, Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из Египта; да не будет у тебя богов, кроме Меня (Исх. 2:2-3). Вторая заповедь: Не сотвори себе кумира (Исх. 20:4). У «Алисы» помимо остальных фанатов есть фан-клуб «Армия Алисы», состоящий из алисоманов, которые веруют сначала в Константина Кинчева и его группу, потом - во всё остальное. И это не преувеличение. Поклонники покупают одежду, украшения с символикой и изображениями рок-группы, завешивают стены постерами, коллекционируют материалы, связанные с объектом поклонения, и так далее. Дай Бог, чтобы те из них, которые пришли в Церковь, потому что это сделал их кумир, вникли в Православие и расстались с «Алисой». Кинчев сам порой не в восторге: «А вообще,  идеология любого «неформального объединения» базируется на подменах истинных ценностей... И оголтелая алисомания - это ягода того же поля». Так зачем давать людям повод для вхождения в смертный грех?

Господь сказал фарисеям: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван (то есть: «дар Богу») то', чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили (Мк. 7:9-13). Чем лучше мы, когда отменяем основную заповедь ради «миссии»?

О. Сергий (Рыбко) фактически легализует музыкальный фанатизм: «Слепотствующий мир... почти всегда обвиняет святых в фанатизме. Подобно тому, как обвиняют в фанатизме, например, фанатов Алисы, но ведь фанаты- не фанатики, скорее фанатики, в своей ограниченности, - это обвинители».

На одной «проповеди» диакон Андрей Кураев обещал рокерам: «Если вы будете любить друг друга, то однажды вы сможете поговорить с Виктором Цоем. Лет через сто, сидя на облаке и свесив ножки, вы сможете друг друга называть по имени. Вы тогда вдоволь поговорите и с Юрием Шевчуком. И с Константином Кинчевым. И с Вячеславом Бутусовым». Комментарии, как говорится, излишни. Неужели Христианская проповедь любви к ближнему нуждается в том обосновании, что рок-фанат встретится в загробной жизни со своим кумиром?

В виду означенной проблемы нашей целью является незавзятая критика «Алисы», а анализ различных аспектов творческой деятельности группы, чтобы выяснить насколько она соответствует Православному христианству. Для удобства исследования творчества Константина Кинчева условно выделим сначала его «внешнюю» сторону (концерты, логотип, прочее), а затем «внутреннюю»(идеология).

Алиса«Чёрно-красный мой цвет, но он выбран, увы, немной» (песня «Воздух»). Встречает нас «АлисА» кроваво-тёмными тонами, в которых выполнены логотип и официальный сайт группы. Первая и последняя буквы «А» в названии коллектива рисуются в виде пентаграмм.

Перейдём к такому важному действу как рок-концерты. Здесь даже многие благосклонные к «Алисе» люди покачивают головами. Для описания происходящего там, расскажу о своей встрече с Кинчевым и его группой, ярко запечатлевшейся в моей памяти. Тогда я только начинал воцерковляться и ещё с удовольствием слушал рок-музыку.

Итак. Сцена, полумрак. Стоит мужчина с обнажённым торсом в коротких шортах и в сапогах. Ударник начинает отбивать откровенно шаманские ритмы, тот трясётся соответствующим образом, напоминая языческого жреца. Далее в ход вступают жесткие гитарные риффы, и наступает полный «отрыв». Настаёт черёд вокалиста в шортах, который что-то рычит в микрофон, слов почти не разобрать. Песня завершается возгласом «Мегазвезда!» Сие была запись концерта Константина Кинчева и группы «АлисА», клип на песню «Антихрист». Помню, у меня даже мысли не возникло, что это «православный рок», подумал об абсолютно противоположном. Или ещё видеоряд: Кинчев как бы в конвульсиях бьётся у микрофона, периодически выкрикивая «Мы - вместе!»; с того же выступления. Однако, как относится к этому сам православный музыкант?

Ответ получаем в песне «Иго любви»: «Я танцую в центре огня. Так раскаленный металл перерождается в крест». В начале песни «Танцевать» Кинчев как бы извиняется перед Творцом за сценическое поведение: «Как просто стать пеплом, танцуя в центре огня. Но, Боже, как радостно видеть зрачки дарящего залп... Я вырос на пепелище. Я ли в том виноват?»

Архимандрит Рафаил (Карелин) как-то в одном из ответов на вопросы высказал поразительную вещь, что человек, погружённый в рок-культуру, может воспринять Небо как ведьмин полёт на метле, либо как наркотическое отключение сознания. Это удивительно подтверждают следующие строки:

Здесь стены дарили лишь стены,
А асфальт - только асфальт,
И только крыши дарили мне небо,
Крыши учили меня танцевать.

Есть ли разница: смотреть на небо, стоя на асфальте, или делать то же, находясь на крыши? Думаю, нет. Чем мы выше от земли, тем мы ближе к Небу? Тем более нет.

Получается, «отрываться по полной программе» - это приближаться к Небу! После чего не удивительны следующие строки, которые смутят даже далёкого от Церкви человека.

Танцевать, когда падает снег,
Танцевать, когда падают птицы.
Танцевать, когда солнце в лицо,
Танцевать, когда траур на лицах.

Танцевать на пьяных столах,
Танцевать на могилах друзей,
Танцевать и не помнить, не помнить о ней,
Танцевать и молиться,

Танцевать всё теплей и теплей,
теплей и теплей,
теплей и теплей...

Происходящее в зале Кинчевым не просто одобряется. Вакханалия, совершающаяся на рок-концерте, расценивается в качестве коллективного катарсиса; слияние рок-музыкантов и аудитории в единое целое во всеобщем экстазе - это своего рода «духовный» прорыв. Песня «Стать песней»:

Фаера движением вверх!
Радостью пульсирует зал!
Мы, словно искры огня, вместе!
Только оставаться живым,
Фальшью не ослабить накал,
И уйти к началу начал Песней!

Однако несмотря на весь оптимизм Кинчева в данном отношении, ситуация на концертах «Алисы» оставляет желать лучшего. Там систематически происходят драки, зрители приносят с собой пиротехнику и активно применяют её во время выступлений, по окончании их толпа порой идёт сметать всё, что встанет на пути. Рассказ участника форума «Русской народной линии»: «У нас выносили с кинчевского концерта в Петров пост. Приплюсуем драки и одно убийство после концерта».

Это, во-первых, говорит о небогоугодности данного рода мероприятий, во-вторых, отчётливо показывает, на какие слова, действия, поведение провоцирует, в какие состояния вводит так называемый «православный» рок. Один разочаровавшийся в Кинчеве поклонник писал бывшему кумиру: «Меня всегда удивляло, что в своих песнях ты проповедуешь любовь, братство, добро, а после твоих концертов люди идут бить морды и стекла в магазинах».

Константин Кинчев«АлисА» здесь не исключение. После одного концерта на площади, где выступали «ДДТ», «Братья Карамазовы» и проповедовал дьякон А.Кураев, по словам очевидцев, было пьяное беснование.

Вернёмся к «Алисе». Чего скрывать, сам Кинчев, да и организаторы шоу-программы, в значительной мере провоцируют публику на разные безобразия. Своим экспрессивным одиозным поведением рок-музыкант ещё более разжигает страсти в пришедших на вакханалию людях, подаёт пример, как надо делать. Солист «Алисы» не брезгует «козой» и прочей рок-н-ролльной жестикуляцией, активно её употребляет, побуждая аудиторию к тому же. О. Андрей Кураев, защищая Кинчева, договорился до того, что, мол, «коза» может подразумевать чуть ли не силу Божию (!), так как рог (рога, что данный жест недвусмысленно обозначает) - символ силы. Действительно, «коза» символизировала силу... в магии шумерских народов. В мир рока внесена очередным солистом Black Sabbath Ронни Джеймсом Дио, погрязшем в оккультизме. У сатанистов данный знак служит символом их «веры». Так что данный жест имел и имеет явно демонический характер.

Во время выступлений группы применяется пиротехника; это накаляет атмосферу в зале. Зал готов ответить фонтаном огней. Масла в огонь могут смело подлить такие строки из ранее приводимых песен: «Как радостно видеть зрачки дарящего залп», «Фаера (на сленге: пиротехническое средство) движением вверх! Радостью пульсирует зал! Мы, словно искры огня, вместе!» Кинчев поёт о том, что желает видеть на концертах, фанаты с удовольствием исполняют ожидаемое.

Вот описание последнего на данный момент клипа «Алисы», взятое из одного обзора:

Константин Кинчев«Сюжет: группа «АлисА» исполняет песню «Власть» в условном подобии черного замка, вокруг которого раскинулась условная пустыня. Из оной на замок, готовясь к атаке, глядит пустыми глазницами условный враг -ровные бескрайние ряды безоружных скелетов с флагами. Группа бесстрашно играет на гитарах и танцует перед лицом полчища костей.

Главнокомандующий... запускает под землю маленький черепок, который делает подкоп к замку и вылезает где-то рядом с Кинчевым, начиная опутывать пятачок вокруг него колючими стеблями. Когда терновый забор достигает неба, К.К. поджигает его и ударом ноги (отчетливо вспомнилась игрушка «Duke Nukem») рассыпает оставшееся в прах. Армия скелетов отчего-то в этот момент не нападает, а поднимает руки и тоже рассыпается. Всё».

Чем это принципиально отличается от мистических и научно-фантастических бредней, наводнивших телеканалы?

Подведём итоги. По «внешней» стороне деятельности «АлисА» абсолютно ни чем не отличается от остальных рок-команд. Стандартный рокерский имидж, типичное поведение. Более того, данная группа в значительной степени развивает негативные моменты, свойственные рок-н-ролльному шаблону. Никакого юродства Христа ради ни среди людей, ни, тем более, среди рокеров нет, и все разговоры о нём, якобы присущем православным рок-исполнителям, - откровенные профанация и кощунство. Мы должны быть объективными, не надо оправдывать в «наших» то, что весьма справедливо порицаем в других.

Но нам кто-то возразит, что главное не форма, а содержание (хотя неподходящая форма искажает содержание). Вот «Гарри Поттер» -«добрая сказка с христианскими моментами», однако поклонники юного волшебника со всего света вступают в многочисленные фан-клубы, разучивают заклинания, пытаются овладеть волшебной палочкой и летать на мётлах (если говорить о плодах). «Матрица» же - «сугубо христианский фильм», правда, запрещённый к показу в мусульманских странах за проповедь сионизма. Не важно, что 80%кинокартины составляют бессмысленные драки, перестрелки, разрушительные погони(имеются в виду не все серии). Подумаешь, в начале второй части трилогии «дети Зиона (Сиона)» на собственной базе устраивают сексуальную оргию, кстати, в обстановке, очень напоминающей рок-концерт; подружку главного героя Нео кощунственно зовут Тринити (Троица). Теперь насколько философия фильма отстоит от Христианства. В конце второй части Нео попадает к Архитектору, сообщающему, что мир сейчас по счёту восемнадцатый, «избранный» (функции которого выполняет главный герой) - тоже; последний - необходимое условие для нового цикла мироздания. Победа Нео над его антиподом агентом Смитом одерживается слиянием с ним в схватке, приведшим к уничтожению обоих и наступлению эпохи свободы и благоденствия. После этого на любом выискивании параллелей с Христианством ставится жирная точка.

Вспоминая выше «миссионерские» эксперименты дьякона Кураева, не могу не скорбеть, прежде всего, о том, что христианская нравственность, оказывается, не является критерием, «устарела», раз отбрасывается в первую очередь при оценке подобных явлений («Поттер», «Матрица») как христианских. Иначе бы наш разговор об «Алисе» закончился на «внешней» стороне, но поскольку наши оппоненты усиленно настаивают, то рассмотрим и «внутреннюю» составляющую.

Каково идейное содержание песен «Алисы»? Чтобы не придираться к «мелочам», поставим принципиальный вопрос, который поможет определить творческую концепцию исполнителя. Итак, Константин Кинчев -«православный рокер». Он посредством рок-музыки передаёт православные идеи или облекает идеологию жанра в одежды Христианства? Что является главным стержнем творчества: Православие или рок? Ответ на этот вопрос расставит все точки над i.

Сначала расскажем о том, каковым было отношение Кинчева к своему занятию на оккультно-языческом этапе пути. Тогда это был род идолопоклонства, поскольку рок-н-ролл объявлялся стилем и одним из смыслов жизни. Рок-музыке посвящались оды: «Плохой рок-н-ролл», «Всё это рок-н-ролл», «Нет войне», к войне не имеющая никакого отношения, зато к року - самое непосредственное («Мой rock-n-roll, мой!»), и так далее - не говоря уже о том, в скольких песнях мелькало слово «рок», чьи название и тематика не были связаны с ним, с единственной целью воздать поклонение року. Что изменилось с тех пор?

Дадим ответить самому Кинчеву. Песня «Звезда по имени Рок»:

Любовь, да правда - заслон врагу,
Как маловерам урок,
Путь освещали мне, дураку,
Звездой по имени Рок!

Здесь рок-музыка объявляется особым орудием Божественного Промысла, ей приписывается свойство приводить людей к Богу. Далее:

Соль боли - верой за кровь!
Зов воли - мир да любовь!
Пульс ветра - ленты дорог!
Ток неба - звезда по имени Рок!

О каком небе поёт Кинчев?

Быть выше стада, но ниже тех,
Кому слуга господин,
И помнить - небо одно на всех,
А с небом ты не один.

Надо ли пояснять? Показательно, что несколько лет назад он спел противоположное, находясь на грани жизни и смерти благодаря рок-культуре. Песня «Чёрная метка»:

Сколько было тех, кто шагнул за дверь
На моих глазах. Где они теперь?
Где они теперь, в ком оставил зверь
Свою чёрную метку - Rock.

Однако вернёмся назад. Несколько иные мотивы звучат в песне «Rock-n-roll крест» (чего стоит название!). Тут попытка соединить Православие с приверженностью к року в неком синтезе. Характерный момент: «Смотреть вокруг и видеть луч за черной гарью, за бетоном туч... Смотри - нас снова в центр луча вплетает R-n-R -крест». В песне «Rock-n-roll - это не работа» озвучивается мысль, что занятие рок-музыкой - до конца жизни: «Это всё надолго, это навсегда». То есть здесь Христианство и рок рассматриваются как равноценные вещи, предпочтение не оказывается ни тому, ни другому. Или всё-так и оказывается?

Мы движемся по струнам сердец,
Считая ночи, днем.
Нас мало, но пока мы в пути
В нас горит открытым огнем
Rock-n-roll.

«Горит открытым огнём» не любовь к Богу и людям, а всецелая преданность своему идолу. У рокеров независимо от того, кто из них какие группы любит, какие - ненавидит, какие направления приемлет, а какие -нет, есть один непререкаемый авторитет, без коего немыслима жизнь, - рок. Знаю по себе и многим другим, порвавшим с Божией помощью с настоящей страстью, и до сих пор могу наблюдать у тех, которые продолжают этим увлекаться. К сожалению, Константин Кинчев попадает под общее правило, и его попытки примирить Православие и этот культ оборачиваются интеграцией Христианства в рок-идеологию(то же практикуют деятели «рок-миссионерства»). Это имеет определяющее значение, отражается, прежде всего, на характере протеста и понимании свободы.

Бунт.

У группы немало песен на злободневную тематику; многие другие содержат бунтарский подтекст. Однако этот протест никоим образом не укладывается в рамки христианской нравственности. Неумеренный пафос, эпатаж, самопревозношение, вырывающаяся наружу агрессия. Это обретает иногда отчётливые формы: «А мне по барабану вся эта муть, я не червонец, чтобы нравиться всем!»(песня «По барабану»); «Наше дело - воля острых углов, мы, вообще, такие, какие есть» (песня «Вот так»); «Мои песни для мертвых - облом, я пол века мешаю им спать» (песня «Всё, что я хочу»).

Протестует «АлисА» по правилам и вполне в духе рока, что не выдерживает никакой критики со стороны Православия.

Песни, написанные до серьёзного обращения к вере, в пору оккультно-языческих блужданий, Кинчев продолжает активно исполнять на концертах. К ним относятся все указанные выше «дохристианские» произведения, песня «Шабаш», где воспевается сатанинский ритуал в качестве поминания Башлачёва, песня «Красное на чёрном» («И в груди хохотали костры и несли к небесам по радуге слез, как смиренье - глаза Заратустры, как пощечина -Христос!») и многое тому подобное. Песня «Смутные дни»:

Завтрашний день будет потом.
Всё, что нам нужно, нам нужно сейчас.
Время горит ясным огнем,
Остановите нас...

Каждый из нас верен земле,
В каждом живет звезда, чтобы вспыхнуть в свой час.
Небо горит, мы танцуем в огне.
Остановите нас.

Это даже не воинствующее безбожие, а откровенный сатанизм. Затем такое распевать православному Кинчеву?

Итак, мы имеем чудовищный сплав идеологии рока и Православия («рок-Православие»), культивирование рок-музыки, прямо-таки языческое отношение к концертному действу, прежний сатанизм, от которого не собираются отказываться. Перед нами анти-православная идеология, поскольку маскирует под Христианство совершенно чуждые идеи.

При всём уважении к Константину Кинчеву как к личности за его положительные качества, за трудный путь, который он прошёл, мы не можем назвать его творчество православным по очень веским причинам. Убедительно просим его почитателей не заниматься самообманом; «АлисА» не православная рок-группа.

Возможны ли они вообще?

Да, у Кинчева есть произведения, текстуально вполне приемлемые для православного человека. Но, во-первых, как это сочетается со всем тем антихристианским антуражем, о котором мы вкратце рассказали? И, во-вторых, песня - это не только слова, это ещё и музыка, и манера исполнения, и подача материала. Здесь в качестве готовой формы применяется рок. Что получается? Часто в доказательство того, что рок-музыка не вся такая плохая приводят текст песни «Православные» группы «АлисА», но, если её прослушать, возникнут серьёзные недоумения и чувство несуразицы, ибо напористые недобрые возгласы «Мы - православные! Е!» под довольно агрессивный аккомпанемент звучит, мягко говоря, странно. Блаженный Августин писал: Каждому из наших душевных движений присущи и только ему одному свойственны определённые модуляции в голосе говорящего и поющего, и они, в силу какого-то тайного сродства, эти чувства вызывают. Интонации Кинчева отнюдь не вызывают добродетельные чувства, но пробуждают им противоположные.

Неподходящая форма профанирует и непоправимо искажает содержание.

Патриотические песни «Алисы» большей частью только патриотические: Православие там либо упоминается в контексте описания культурно-исторической среды, либо сведено к обрядовой стороне, либо отсутствует как таковое. Они к русской культуре не имеют никакого отношения, поскольку порождены культурой афроамериканской и заимствуют готовые формы из современной массовой культуры. Напрасно искать в рок-музыке национальные мотивы, разве только в виде случайных осколков.

Выразительные средства рок-музыки пригодны для целей, обратных намерениям Кинчева, ориентированы не на подъём наверх, а нападение в бездну (вседозволенность, распущенность, разврат, ненависть, отчаяние, безысходность), что столь органично для неправославных рок-групп. Кинчев делает по сути то же самое. Вспомним песню «Чёрный», где поэт и музыкант выступает против нового мирового порядка. Тут текст, переступающий грани приличий, подаётся посредством провокационно-издевательских, запугивающих интонаций и убийственного рыка в духе Тилля Тиндеманна (солист Rammstein) и накладывается на музыку дикой сексуальной оргии, стилизованную под Nine Inch Nails. Получается парадокс: аморальная борьба с аморализмом и безнравственные призывы к нравственности. О духовных реалиях поётся в том же духе; максимум, что удаётся здесь Кинчеву, используя выразительные средства рок-музыки, - это передавать «возвышенно»-эйфорические состояния, но подобная экзальтация чужда христианскому духу. Архимандрит Рафаил (Карелин) писал: В некоторых случаях рок вызывает смутные, мистическо-оккультные переживания, приводит к фантастическим представлениям о христианстве... Воспаленное воображения и неуправимые эмоции - это область страстей, куда проникает не благодать, а демонический дух. Демонизм, свойственный рок-музыке, топит, даже, скажем, переворачивает любое доброе содержание. Отсюда «православный рок»- не столько профанация и кощунство, сколько демонизм, прикрытый псевдо-православной лирикой.

Мы не обвиняем Константина Кинчева в умышленном совращении слушателей, в сознательном преподнесении им отравленной пищи, но кошмар и уродство, которые мы имели возможность обозревать, красноречиво свидетельствуют, к чему приводят игры с демонической стихией рока. Рок - это не нож, которым «можно зарезать, а можно порезать хлеб», не «голая форма», как утверждает Кинчев, это целостная система, и те, кто связывают себя с ней неизбежно скатываются вниз. Впрочем, как мы видели, демонизм у «Алисы» проявляется не только в музыке.

К сожалению, мы не можем согласиться даже с тем, что пользой от «православного рока» является переход на него поклонников сатанистских рок-команд. На наш взгляд, следует настаивать на полном отказе отрок-музыки. В случае с «православными» коллективами у них отобьётся очень надолго (если не навсегда) стимул бросать рок-музыку, вдобавок им прививается восприятие Православия на чувственно-эмоциональном уровне в извращённом и демонизированном виде.

Обратная сторона медали: «православный рок» становится началом погружения в рок-культуру для многих православных христиан, не сталкивавшихся с ней прежде. Даже отбросив наркотическое воздействие рок-музыки, наивно полагать, что их интересы ограничатся «православными рокерами»; рано или поздно захочется разнообразия. Led Zeppelin, пропагандирующих разгульный образ жизни, разврат, наркотики, язычество и оккультизм, не гнушающихся кощунствами и заигрываниями с сатанизмом? Розенкрейцеров Rammstein, воспевающих сексуальные насилие и извращения, маниакальную шизофрению, занимающихся богоборчеством, доходящим до сатанизма? Или сами начнут поиск, отринув руководство со стороны православных ценителей рока? Волей или неволей «православные рокеры» вдохновляют слушающих их нырять в адский водоворот.

Напоследок несколько слов. Протодьякон А. Кураев любит сетовать, что православные не понимают «многоязычия проповеди», но неужели о. Андрей считает современную молодёжь дегенератами или сатанистами(последние концерты «Алисы» уже напоминают «чёрные мессы»)? В доказательство того, что это не так, приведу случай из жизни. Парни и девушки, в числе которых я, находились в кабинете  разговаривали, обсуждалась рок-музыка, разговор перешёл на Константина Кинчева и его группу. У одного собеседника на ноутбуке оказалась запись совместного выступления «Арии», «Алисы» и «ДДТ», исполнявших песню первой «Воля и разум». Стали смотреть, Константин Кинчев привлёк внимание своим неадекватным поведением. Собеседники были знакомы с его творчеством. Я сообщил, что «Алису» считают христианским роком, все были ошарашены. Далёкие от Церкви люди прекрасно поняли: Православие не может быть таким! Если бы я продолжил, сказав, что с «Алисой» сотрудничает некоторые православные священнослужители, то не дал бы никаких гарантий, что они когда-либо переступят порог храма.

Нынешнее молодое поколение не деградировало безвозвратно, потому поймёт нормальную и нормативную проповедь, произнесённую не на рок-камлании и не льстящую аудитории.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Re: Алисомания в «церковном дворике» или о «православном роке»

А насчет "козы" был уже курьез. Вот разъснения - http://tver.eparhia.ru/sobyt/news_ep/?ID=2795
1datr / 28.08.2011, 16:57

9. завершительное

Антон, мы высказали позиции. Боюсь, увязнем. Простите, если обидел словом неосторожным. Мне тоже уже не по душе символика Алисы и рок в целом. Уже и не слушаю. Но в свое время Костя был мне нужен и здорово помогал - спасибо ему. В любом случае, отвечать не буду - не полезно. Всего Вам доброго.
С. Шараков / 12.08.2010, 15:09

8. Артуру

Артур, так и все художественное требует комментария:)
С. Шараков / 12.08.2010, 15:06

7. Ивану Прокофьеву

Иван, говорить о системе не соввсем точно. Армия - система. Против нее Кинчев не выступает. Это либеральный такой подход - против системы вообще. Но то, что это не вершина творчества Кинчева - это точно. Но это нормално. Вершина после крещения был альбом СПЧТД. Потом наступает спад. Человека творческого так болтает.... Классиков наших трясло...что уж тут... всякий барьер берется путем преодоления кризисов. В последних альбомах есть этот кризис. А вообще, конечено, важно почувтсвовать враждебность ко всей этой атрибутике. Все же сочетание красного и черного - это цвета нечистой силы. Будем надеяться на лучшее.
С. Шараков / 12.08.2010, 15:05

6. Автору статьи

1. У меня другие сведения и другое понимание. Но это не суть в данном случае. И Вуду ведь антихристианская вещь. И что меняется? 2. Согласен, Концепция не Предание. И все же - любой стиль может выражать христианскую веру. Вопрос: насколько полно может выражать тот или иной стиль. Если Вы не согласны, привидите какие-ниьудь аргументы. Как-то Вы должны объяснить, что в "сатанинскокм" роке есть такие строки, что я привел. 3. Не рецензировал Вашу статью. Между рецензией и рецензионным пропасть. Это была просто реплика в жанре рецензии. 4. Дело вовсе не в том, какая там духовность в конкретной песне (по мне, так веет демонизмом; но - демонизмом, а не сатанизмом). Моя претензия к подходу к текстам: берется строфа из стихотворения и нагружается смыслом - так нельзя делать - нечестно. 5. Вот этого я от Вас и ждал!!! Что, проняло? Сразу про полноту картины заговорили:)))))))) вот так оно и есть, пока нас не касается. А чо же Вы такую картину в статье нарисовали? отделались парой предложений, мол, ну, есть там что-то слушабельное и христианское. А Вы подумали, что Вас будут читать люди, далекие от рока? И что они после Вашей статьи будут думать о Кинчеве? Вы задумывались над словами, которые используете? Ведь сатанизм - это сознательное служение сатане. Вы готовы повторить это слово применительно к любому периоду Кинчева? Вот когда Костя будет проходить мытарства, как и все мы, знаете, с какой стороны юудут Ваши слова исходить? Мне кажется, есть над чем заудматься... 6. Так это Вам непонятно, для Вас этот язык изломан! Ничего не нахожу здесь непонятного и изломанного. Рифма спесь-взвесь очень удачная. Злоба и спесь делают человека слабым, воля становится именно взвесью, прелой взвесью. И таких людей просто выкидывает из жизни, из полноты жизни - половодья. такова жизнь без креста. Сказано сильно, точно, сочно и емко. Родина - это традиция, культура. К ним и обращается Костя. Вот если бы в песне к Богу обращался - что бы это было? Шут - человек искусства. Ведь не о себе только пишет. Что же, один кинчев с монахами и солдатами родину охраняет? По Вашей трактовке идиот какой-то получается. В шутовстве есть момент игры, что и есть зерно искусства светского. игра хоть у Пушкина, хоть у Кинчева. Уровни разные, но суть одна: откройте любую эстетику и прочитайте про игру - важнейшая категория. 7. причина неприятия понятна в принципе: Вам рок не нравится, в частности, Кинчев. А вот кокнретика неприятия непонятна. сейчас забью в поисковик Ваше имя и попытаюсь что-то узнать:)
С. Шараков / 12.08.2010, 11:42

5. Ивану Прокофьеву

Иван, критерий искренний-искусственный субъективен: то, что одному кажется искренностью, другому - фальшью. Все эти критерий относятся как раз к категории вкуса. Вкус появился в западноевропейской эстетике - давайте махнем на него рукой. Рок-культура в России, унаследовала толко антураж. А свое - это доминирование слова. Вот на слово и надо смотреть и по этому критерию судить. Гнилое слово или здоровое. Теперь по этой песне. смысл ее прост и банален. Точечные функции, алгоритм, фаза, сверстанная схема, отчетные границы - это мир современных деловых людей: бесчисленных менеджеров, клерков, банкиров, компьютерщиков и проч. Это солвременное язычество. Как раньше патриарх седой чертил тростью число, так и нынешний постязыческий мир основан на числе - все, предполагается, можно исчислить и подсчитатть. Лирический герой призывает выйти из этого мира путем перечитвывания книг. Он верит, чо если люди перечитают умные и добрые книги, то они выйдут из этой кутерьмы, где лиц не видно, где личность не нужна, где востребован человек-функция. Жизнь нельзя уложить в схемы. В общем, в стиле антиутопий.
С. Шараков / 12.08.2010, 11:03

4. Автору статьи

1. Не сравнивал нигде никакие образцы. Сказал простую вещь: у художника не сразу и не всегда его вера "идет" в образы. И причем здесь культура и субкультура? Это духовный закон, которой действует в любом человеке. 2. Рок - это музыкльная форма. Конечно, всякая форма несет в себе идею и появляется в качестве выражения идеи. Но выражение надо понимать энергийно - всякая форма суть интерпретация идеи. Давайте об идеях: рок появился в африканской среде в качестве бунта против белых (религия Вуду - читал недавно где-то, может, на РНЛ). И где у Кости бунт против белых? "ЖиР сеРдец - Разве это начало нового дня"? Это бунт, если хотите, против мещанства и обывательства.Опять же, форма только и сохранена. А если Вы заглянете в социальную Концепцию нашей Церкви, то увидите, что любой стиль может воплощать христианское начало. И роман, и многие другие жанры также изначально несли и несут на себе какие-то идеи. Скажем, тот же роман в современном егг ивде появился в Западной Европе в эпоху Возрождения и обозначил появление индивидуализма, антропоцентризма, духовные основания которых как раз связаны с сатнизмом и антихристианством. Это Вам не Вуду. Так что нельзя так ставить вопрос - неграмотно.Вы используете выражение Контркультура. Какой культуре противостоит Кинчев, кстати? 3. Нет, вкусовщиной я понимаю неприятие одного автора и выбор другого по непонятным критериям. Если бы так о Косте написал монах, я бы понял монаха. А когда в пику Алисе преподносится кантри с его сомнительными ценностями - это и есть вкусовщина. Страшен не Карамазов Иван, страшна семипудовая купчиха, а кантри - это и есть купчиха. 4. Где Вы нашли у меня интепретацию "Танцевать" в христианском ключе? Духовное и земное - эти понятия есть не только в христианстве. У меня рядом с Купиной ад поставлен - религиозная основа песни непонятна. Знаете ли вещи, попадая в художественное пространство, нагружаются новыми смыслами - зацветают мифом. Не будете же Вы отказывать Кинчеву в способности писать стихи и создавать образы? Поэтоиу - стихи надо читать по законам стихов. Это первое требование: найти основы художественного мира данного произведения. Прочитать, а потом делать выводы. И что это за выражение "глубокие христианские созерцательные мотивы"? Это разве что у святителя Григория Богослова в его стихаха можно найти. Но даже у Пушкина Вы не найдете таких мотивов. Опять же, где Вы у меня нашли призыв к православным слушать Алису? Никому и ничего произведения Кинчева не должны. И что за подход: творчество до Крещения - после Крещения. Это формально и неправильно. "А на Кресте не спекается кровь. И гвозди так и и не смогли заржаветь. И как эпилог все таже любовь. И как пролог все та же смерть" В каком году написано? И что здесь нехристианского? Опять же, есть такая духовная закономерность: к чему человек приходит, проявляется раньше. У того же Пушкина раннего, языческого, демонического периода есть вполне христианские стихи, которые он мог бы написать зрелым. И этой закономрености подчиняются все люди и все даже художники. 5. Вызывает так вызывает... у меня вызывает другие чувстсва и смыслы. Важно, чтобы высказывающийся свои тезисы аргументировал. Крутояр да лесная река Помнят дым становых костровищ. Как столбили одно на века, Да гнушались поденщины тыщ. Знали сладкой полынь-лебеду, Словно зори, перечили снам. Вероломных учили по льду, Да секли кочевых по полям. Звездопад, да рокот зарниц. Грозы седлают коней, Но над землей тихо льется покой Монастырей. А поверх седых облаков Синь соколиная высь. Здесь, под покровом небес Мы родились. Через дожди, через вату туч Льются на землю твои лучи, Так свистопляс городов Милует трепет свечи. Так сквозь асфальт колосится жизнь, Так сквозь столетия звенит Завет! Там, где кончается мир, Начинается Свет. То посулом, то накатом, То террором Халифата Распалялась хищная порода. Рвали в клочья мир разрухой, Но держалась силой Духа Вера непокорного народа! След оленя лижет мороз, Гонит добычу весь день, Но стужу держит в узде Дым деревень. Намела сугробов пурга Дочь белозубой зимы. Здесь, в окоеме снегов Выросли мы. След звезды пылит по дорогам, На душе покой и тихая грусть. Испокон веков граничит с Богом Моя Светлая Русь. И пойти по земле, как весною вода, Паче снега гореть белого, Тормошить горемык, поднимать города, Вот такое дано дело нам. Не затруднит Вас указать, где здесь искусственность и схематичнось, нагромождение и туманный стиль изложения?
С. Шараков / 12.08.2010, 04:41

3. Роману Т.

Спасибо за уточнения. Совершеннно верно, христианские образы присутствуют и до крещения Кинчева. И в более ранних альбомах, чем Солнцеворот. И в Шестом Лесничем, и в Шабаше и даже в Блок Ада. Но выражением христианского мировоззрения эо назвать еще нельзя. а вот в СПЧТД выражено именно христианское мировооззрение. 2. Спасибо за крыши:)
С. Шараков / 11.08.2010, 15:38

2. рецензионное

Обсуждение статьи может вестись по нескольким направлениям: можно спорить об истине, то есть, в данном случае, о предмете полемики; можно - об аргументах, в данном случае, о самой статье. 1. Невозможно вести спор об истине, так как статья не отвечает важным требоваваниям, о которых ниже. 2. Поэтому - о статье. 3. Всякая работа ценится по тому, какую задачу ставит себе автор - понять что-то или выразить свою точку зрения. Здесь - второе: весь материал статьи подверстан под негативное отношение автора к Кинчеву и року. Доказательств данного тезиса статья предоставляет много. Приведу самый яркий пример: автор надергивает цитаты из текстов Кости, игнорируя принцип историзма, принцип порядочности, принцип объективности,принцип компетентности, принцип честности и т. д. Ведь надо знать, что хотя Крещение и состоялось в 1992 году, полкнокровные христианские образы появляются в творчестве Алисы толко в альбоме "Сейчас позднее, чем ты думаешь" - в 2003 году. Нужно было десять лет, чтобы вера начала выражаться в творчестве. Это нормально. Через это шли и русские писатели. У того же Достоевского вера вполне выразилась только с написанием "Преступления и Наказания", хотя христианином он был уже с момента появления "Бедных людей". И сколько стоят примеры антихристианства, сатанизма Кости? 4. Принцип объективности нарушен волюнтаристической постановкой вопроса: что главное "православный" или "рок" у Кичнева. Нельзя так ставить вопрос по одной простой причине - Костя никогда так не называл свое творчество и никогда не занимался православным роком. Так и в принципе нельзя ставить вопрос. Что главное у Пушкина: роман или Православие? А у Свиридова: симфония или Православие? 5. Принцип компетентности. Автор не умеет читать. Так, к примеру, только улыбку может вызвать герменевтика еткста "Танцевать". "В начале песни «Танцевать» Кинчев как бы извиняется перед Творцом за сценическое поведение: «Как просто стать пеплом, танцуя в центре огня". Это автор... В песне мотив тления-пепла, земли связан с тварным - на зммле все сгорает. Мотив горения-несгорания связан, неба связан с духовным началом. Неопалимая Купина, неугасимый пламень ада. Земля говрит - сгоришь, а небо велит - гори. Про крыши... это же образ!!! Крыша соприкасается с небом, будучи возвышением, а стены и асфальт - нет: стены - понятно; асфальт распластан по земле, стелется по ней (вспоминаетля автору образ?). Не надо никуда лезть:) Костя не лазит по крышам:) И - самое главное. Танцевать - это образ, не пляска:) Танцевать в огне - принимать огонь в себя, стать частью огня. Танцевать на могилах означает не падать духом - со смертю ничего не заканчивается. Танцевать на столах - это старый образ из раннего творчества, который суть вызов празднику обывателей. Не значит же же, что Кинчев танцует или призыввает танцевать на столе:) По изоморфности построенного образа в песне "Танцевать" христианской образности можно говорить - здесь есть предмет для обсуждения. Но так как читает автор тексты Кинчева.... 6. Писать можно много.... но ход мысли должен быть понятен. Хуже всего, когда под защиой Православия вытсупает простая вкусовщина.
С. Шараков / 11.08.2010, 07:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Тарасюков
Все статьи Антон Тарасюков
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
23.11.2024 01:26
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00