Мы движемся по струнам сердец,
Считая ночи, днем.
Нас мало, но пока мы в пути
В нас горит открытым огнем
Rock-n-roll».
Константин Кинчев «Rock-n-roll»
В статье Алисомания в «церковном дворике» или о «православном роке» мы рассматривали «православный рок» на примере группы «Алиса».
На этот раз наш разговор – о самом явлении: его нынешнем состоянии и тенденциях, взгляде на него и аргументации оппонентов. Некоторых моментов, которые проговаривались в Алисомании…, мы касаться не будем, другие положения повторим, либо раскроем более подробно. О синтезе Христианства и рок-идеологии повторяться не будем, оставив в качестве напоминания эпиграф. Проведём обзор настоящего феномена с разных сторон.
«Православный рок» – понятие абсурдное, однако несёт определённый смысл. Оно подразумевает исполнителей, которые играют рок-музыку под предлогом донесения веры во Христа до своих слушателей, то есть из «миссионерских побуждений». В церковной среде данное явление получило поддержку и активную рекламу со стороны так называемых «рок-миссионеров».
Под словом «рок» мы подразумеваем конкретное культурное явление, имеющие свои характерные черты. В Викопедии даётся следующее определение рок-музыке: Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название многих направлений музыки…
Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию… (здесь и далее выделения жирным шрифтом в цитатах сделаны мной.- А.Т.)
Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений…
Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
Да, «рок бывает разный», но когда мы критикуем рок-музыку, то имеем в виду её суть, то, что делает рок роком. То есть дело не в том, как хотят представить это оппоненты, что мы сосредотачиваемся на абстрактном «плохом» роке, игнорируя абстрактный «хороший».
Утверждения, что рок-музыка – предельно расплывчатое или вовсе абстрактное понятие, – всего лишь способ замять дискуссию и далее исполнять, слушать и распространять всё, что хочется. Особенно впечатляют такие «перлы»: Даже не определили четко, что это такое (и не определят!). Однако у медали есть обратная сторона: если критики не знают, что критикуют, то и защитники не ведают, что защищают, раз предмет спора никогда не будет определён.
Вы заступаетесь за такой-то ансамбль, откуда Вам известно, что это рок? Вы ругаете Филиппа Киркорова, откуда уверенность, что это не рок? На самом деле, все прекрасно всё понимают и, конечно, смогут определить на слух, поэтому здесь перед нами обыкновенное лукавство. Те из защитников «рока», кто действительно не совсем осознают, о чём речь, – зачем они вообще участвуют в полемике, разве только, чтобы выставить свою некомпетентность на всеобщее обозрение.
Нужно четко различать следующее. Рокеры могут писать композиции в других музыкальных направлениях, это не будет роком. Иногда можно говорить об элементах рока, но это ещё не рок. Скажем, песни «Алисы»: «Рождество» и «Крещение», – часто приводимые в пример «православного рока», к рок-музыке отношения не имеют.
Тут встаёт закономерный вопрос: возможно ли при помощи рока отражать христианское мироощущение? Как, допустим, посредством «транса», разновидности клубной музыки, выразить душевное спокойствие и безмятежность, когда «транс» изначально создавался как музыка, вводящая в состояние транса без помощи наркотиков? Создатели рока также не преследовали задач христианской жизни, напротив – стремились освободиться от «оков» морали взрослых, обрести свой путь, отвергнув традиционные устои (в том числе религию), выпустить бурлящую энергию и так далее (Элвис Пресли, Битлз, Роллинг Стоунз и прочие). Как человек, пишущий танцевальную музыку, должен сознавать, что под его произведения будут танцевать, так рок-музыкант должен быть готов, что что-то в его музыке будет присутствовать по умолчанию, помимо его воли.
У «Алисы» есть песня «Изгой», посвященная Спасителю, но её музыкальная структура, музыка с незначительными изменениями взяты из песни Rammstein «Adios». О чём повествует оригинал? Он рассказывает о наркомане, погибшем от передозировки. Моменты бешеного драйва сопряжены с повествованием о действии наркотика, партия ведущей гитары – кульминация ощущений, после чего он открыл глаза, но не проснулся. Музыка раскрывает текст на чувственно-эмоциональном уровне, и на эту музыку «православным» рокером наложен своеобразный текст о Христе… Он приобретёт иное значение.
В припеве «Adios» наркоману возвещают о его гибели, без сожаления, торжествуя из-за смерти человека, жестоко и беспощадно. Таким же образом Кинчев описывает Спасителя в припеве «Изгоя», изображая Его разрушительным, не знающим милости, после чего он под риффы рычит «Из-гой!», подразумевая Господа. Такой же интонацией в другой песне Rammstein «Kokain» выделяется словосочетание «отец зеркал», обозначающее дьявола. Во втором случае всё понятно: присутствие дьявола вызывает ужас, – но когда разрушительность и атмосфера страха ассоциируются с Господом – это богохульство, это подмена.
В сатанинской и богохульной песни «Asche zu Asche» («Пепел к пеплу») того же Rammstein Христа подменяют демоном. Если поменять слова в песне, изменится ли суть? Не изменится, так как текст будет вещать об одном, а музыка, манера исполнения и прочее – о совершенно противоположном. Подмена станет тайной, что куда опаснее, и мы имеем в виду не отдельные произведения, а всю стилистику рока. Оппоненты же настойчиво уверяют, что ничего страшного не произойдёт.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: Какое преступление: переоблачать духовное, искажать его, давая ему смысл вещественный! Послушались бы они веления Божия «не воспевать песни Господней на реках Вавилонских» [1]. Какой в таком случае грех и соблазн подменять священное сатанинским! Кстати, слова святителя перечёркивают демагогический тезис о том, что надо рассказывать о Православии рокерам непременно «на их языке».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: Не могу не согласиться с этим! Искусства возвысились до высшей степени в изображении страстей и зла, но, повторяю твои слова, они вообще бледны и натянуты, когда они пытаются изобразить что-нибудь доброе, тем более Божественное. Мадонна Рафаэлева, это высочайшее произведение живописи, украшена очаровательным характером стыдливости. Когда является в девице стыдливость? Тогда, как она начнёт ощущать в себе назначение женщины. Стыдливость – завеса греха, а не сияние святыни [7].
Что же тогда говорить, когда образу Спасителя предают демонические черты, пусть сами того не осознавая! Мы ни в коем случае не называем рокеров сатанистами, но характеризуем их деятельность. Сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11:14), но подлинный дух проявляется всё равно. В литературе о сектах, оккультных орденах и тому подобном рассказывается, что явления бесов, замаскированных под какие-либо сущности, вызывает неимоверный страх, оцепенение, лишает сил.
У «Агаты Кристи» в альбоме «Майн Кайф», который представляет собой песни твердо стоящего на ногах русского православного человека [3], где располагаются песни со словами: И там в аду я всех найду… Отомщу, полечу и останусь в раю, присутствует песня «Странное рождество». В ней под тревожный аккомпанемент потусторонними голосами возносят: Иисус Христос, помилуй нас. Иисус Христос, Спаситель наш, помилуй нас, помилуй нас и не оставь нас в этот час.
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:11-12).
Когда Честер Бенингтон (группа «Linkin Park») в около-суицидальной песне «Given up», срывая голосовые связки, орёт на Бога: Освободи меня от моих страданий, то это ввергает верующего в шок. Но когда православные, играя нью-метал, таким же образом возносят хвалу или обращаются к Господу, то ставится вопрос об их вменяемости.
Нам заметят: «рычит», «орёт», «исполняет полукриком» – при чём здесь вообще рок-музыка? Как это «при чём»? Голос подстраивается под инструмент, что закономерно, а звучание в данном случае грубое, жёсткое, агрессивное. Не обманывайтесь: интонация выражает то, что передаёт звук. Если солист бьётся в истерике, то музыкальное сопровождение не остается в стороне.
Нам возразят: зачем брать подобные примеры, ведь существует «лёгкий рок». Верно. Однако, как красный цвет имеет множество оттенков, так и в роке есть направления, группы, где поток страстей едва заметен, а есть – где достигнута максимальная концентрация. Зачем играть с огнём?
Рок в качестве средства прославления Господа абсолютно непригоден.
Хорошо, кто-то согласится с нами: рок-музыка не подходит для сакральных тем, но ведь она – музыка протеста, её можно использовать по назначению: протестовать, но против внешнего зла и зла, которое внутри себя самого. Первый тезис уже рассматривался в моей предыдущей статье, второй – довольно интересен, на нём остановимся.
Песня Кинчева «Моя война» идеально подходит для анализа. Автор признаётся в заимствовании: Соглашусь… с тем, что риф «Войны» действительно похож на «Live Like A Man» Clawfinger. Знатоки говорят о большем влиянии Clawfinger на «Алису».
Теперь тексты. «АлисА» – «Моя война»:
Если свет, который во мне, – есть тьма,
То какова тогда тьма?
Я худое око без ночи и дня,
Сам себе позор и тюрьма.
Помыслами путан, пороками мят,
Перепачкан пеной молвы,
Я засохший корень, запекшийся яд
В стеблях перепрелой ботвы.
Зависть да крамола, похоть да лень,
Пеленают душу в тартар.
Я жевал покорно страстей дребедень,
Да глушил гордыни отвар.
Сколько не кривляйся, сколько не лги,
Чуриками вечность не взять,
Тухлые болота сжимают круги,
Хохотом заходится тать.
Краснобаи глотки драли
Искушали не видеть в небе огня,
Совесть спесью растлевали,
Подстрекали превозносить свое я.
Жизнь. Смерть.
Моя война.
Clawfinger – «The biggest and the best» (перевод Москвитина Константина (г. Волгоград) с небольшой корректировкой в припеве):
Никто не совершенен, но я – почти.
И я здесь, чтобы много чего вам сказать.
Думаю, лучше вам послушать, потому что я знаю, кто вы.
Вам надо пресмыкаться передо мной, как перед суперзвездой,
Потому что я больше, чем просто человек,
Я – дар для всех вас.
И я здесь, чтобы удостовериться, что это до вас дошло.
Интересно, вы действительно настолько тупы, как кажетесь?
Или вы достаточно умны для чтения правил в моей книге?
Надеюсь, вы понимаете, что моё знание делает меня равным богу или королю,
Потому что я одарён магической силой.
И я не сказал бы, что многого прошу.
Всё, что вам нужно делать – это упасть на колени и молиться,
И тогда я обещаю, вы будете спасены на этом пути.
Но вы никогда не будете подобным мне, так что не тратьте время,
На троне я, и моё место рядом с богами.
Что плохого в самообладании?
Никто не хочет быть вторым.
У меня есть дар и я знаю, что благословлён,
И я собираюсь вырвать это из своей груди.
Я больше всех, лучше всех, лучше, чем остальные, лучше, чем остальные.
Чистейший сатанизм! Казалось, что может быть общего? Однако….
Голос Кинчева напряжённый, нервный. Манера исполнения – агрессивная (агрессия чувствуется и в тексте). Отрывок «Краснобаи глотки драли…» вообще исполняется криком. Выплеск негативных эмоций праведным гневом не является. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св. апостола Иакова, правды Божией не соделывает [4]. Такие песни должны бы выражать раскаяние, плач о грехах, негодование на себя. Но здесь «музыка» в определённом ритме бьёт по нервам, раздражая нервную систему и стимулируя агрессию. В припеве поочередно рычат: «жизнь, «смерть»"; между чем более человеческой интонацией произносится: «моя война». Но это не борение человека, выбирающего между жизнью и смертью, а раздумья палача, решающего участь жертвы. В конце побеждает жизнь, но какая «жизнь», и что за победа?
Всё это эстетическое уродство и практическая беспомощность, сочетание несочетаемого. Хотя исполнитель не думает петь: «Я больше всех, лучше всех», он подаёт себя именно в этом ключе, потому что нельзя в одинаковой манере превозноситься над всем и бороться с гордыней.
Рок рассчитан на другую борьбу: «борьбу» Клофингера или ту, в результате которой заканчивают жизнь самоубийством.
Вообще, складывается впечатление, что «православных рокеров» больше волнуют музыкальные эксперименты, освоение в роке того, что было до них, чем донесение содержания в адекватной форме.
Вот слова участника форума «миссионерского портала диакона Андрея Кураева»: До меня не доходит смысл! Это попытка втиснуть церковно-славянский текст в риффы Black Sabbath… В этих песнях энергичная музыка, но она уже не звучит авангардно, ибо подобным рифам не один десяток лет. Все это придумано ещё Black Sabbath. Вот истоки музыки Кинчева; здесь рамки, в которых действует поэт и музыкант, притом не только музыкальные, но идеологические и духовные. Ведь идеологическая и духовная составляющие воплощались в музыке сатанистов «Чёрной субботы», поскольку дух творит себе формы.
Заглянем на концерты, где демонический дух реализуется в полной мере.
Песни о Боге, о родине должны пробуждать благоговение, трепет, благодарение, заставлять задуматься. Однако, вот реакция зала на «православные» рок-песни: Изгой (Изгой, 2005) – тут уж и те, кто сидел, повскакивали; фанаты орали, топали, сотрясая трибуны. Это как, нормально, когда люди предаются неистовству, под песни о благочестии? В этой связи справедливы слова архимандрита Рафаила (Карелина), что так называемая «православная рок-музыка» – это та же вакханалия, где возглас «Эвое, Эрос» заменен словами «Браво Тебе, Иисус». По-моему мнению, так называемый «православный рок» скрывает под благочестивыми афишами свою языческо-демоническую сущность. Скрытая и замаскированная ложь опаснее явной и открытой.
Наши оппоненты придумали отговорку: музыка вовсе не при чём, виной тому люди, которые приходят на рок-концерты. Симфонический концерт тоже посещают «разные люди», но поведение там разительно иное, нежели на рок-вакханалиях: никто не дёргается и не скачет, не трясёт головой, сжимая «козу», никаких диких плясок и так далее, – потому что перечисленное непотребство органично сочетается не с симфонической музыкой, а именно с роком. Музыкальная оргия вдохновляет на бесчинства, на рок-выступления за тем и идут, чтобы «оторваться». Атмосфера рок-концерта подразумевает вседозволенность, так что контраргументы оппонентов предельно наивны и далеки от действительности.
Настоящие мероприятия почему-то считают наилучшим средством привлечения молодёжи в Церковь. Участие в них в любом качестве для многих уже не является грехом, однако Предание учит по-другому.
Святитель Иоанн Златоуст восклицал в «Слове против зрелищ»: Я предупреждаю, если кто после этого увещевания и наставления пойдёт на нечестивые и гибельные зрелища, того я… не сделаю причастником Таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе. Как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я.
Согласно 51-му правилу Шестого Вселенского Собора, нужно, совершенно упразднить так называемых смехотворцев и их зрелища, и зрелища звериные и плясания на позорище.
Образ исполнителя порой говорит сам за себя, что подмечают и поклонники: Потрясающий контраст, когда после рыка и царствования над всей сценой в демоническом обличье, Кинчев вдруг мило улыбнулся и старомодно и галантно приложил руку к сердцу… в танцпартере много файеров, Кинчев летает по сцене как дух возмущенья и мятежа; электричество в воздухе – ощутимые нервные искры, растущее напряжение. Один журналист выразил недоумение, обращаясь к Кинчеву: Любого православного батюшку на вашем концерте удар бы хватил. Вы же на сцене – настоящий Воланд.
Сие не случайность, не неудачно подобранный костюм и не халатно выбранный сценический образ, это необходимое условие для целостности зрелища; естественное дополнение к музыке и подаче материала, что осознаётся исполнителем: А выгляжу я так, как выгляжу… Надо, чтоб была гармония – между словом, музыкой, театром, светом. Вот я этим и занимаюсь. Внешний антураж в той или иной степени отражает то, что представляет собой музыка, которая, следовательно, не является христианской, и никакие тексты исправить это не в состоянии. Мы, однако, не хотим обвинять Константина Кинчева в сознательной демонизации Православного Христианства. Рок-музыкант, похоже, сам не понимает всей подоплёки:
- Как совместить ваше изображение в виде врубелевского демона на обложке альбома с утверждением, что изгой – это Христос?
- Есть некое по этому поводу смущение у меня. Песня «Изгой» о Спасителе. Альбом «Изгой» о всех тех, кто сделал осознанный выбор, пытаясь строить свою жизнь по образу и подобию Спасителя. Я из таких и поэтому дерзнул появиться так на обложке.
Такой ответ не может удовлетворять, зато становится понятным источник вдохновения для «Алисы».
Вот мнение независимых экспертов: Живой концерт дал понять, как Константин Кинчев мыслит доносить свои просветленные сочинения до публики. Оказалось, что при помощи очень агрессивного, или, выражаясь в подходящих ситуации терминах, бесовского, хард-рока?- это отчасти Элис Купер, отчасти Мэрилин Мэнсон, а отчасти Rammstein. Да и сам Кинчев – татуированный до плеч, в тяжелых ботинках и кожаной юбке?- впечатление производит довольно устрашающее. В смысле музыки и общего антуража это именно такой концерт, какие обычно пикетируют прихожане Московской патриархии.
Идеальный пример сущности «православного рока» представляет клип «Алисы» на песню «На пороге неба». Он замечателен тем, что является нарезкой кадров из неоязыческого фильма «Волкодав», с кровавыми побоищами и бесовщиной. «АлисА» играет в неком культовом месте, похожем на капище, за струями пламени. Кинчев выглядит и двигается яко шаман. Видео начинается словами: Во времена, когда боги жили среди людей, а люди по силе и могуществу пытались сравняться с богами...
Это немало удивляет и побуждает задать участникам группы, как православным, соответствующие вопросы.
Как сие действо сочетается со строками песни: На пороге неба верным ставят кресты, так им легче дышать? Превосходно! Текст отодвигается на второй план, музыка же, манера исполнения не просто органично сочетаются с баталиями и прочим, а создают тёмно-мистическую атмосферу, в которой картинка приобретает нужный эмоциональный фон. Этому способствуют звуковые эффекты, демонстрирующие мистические переживания, испытываемые кошмарной ночью. Вокал Кинчева в куплетах напоминает завывания шамана во время камлания, в припеве – крик, исполненный одновременно ярости и отчаяния.
Конечно, найдутся те, которые будут огульно отрицать очевидное, безапелляционно заявляя, что во всём или почти во всём, что делает их кумир, нет греха. Их позиция основывается на установке, что «идол», которого они возвели, безупречен; с него положено сдувать пылинки. Надеемся, они пересмотрят свой взгляд.
«Православный рок» – это демонизм, упакованный в обёртку, причём даже не православную, в «рок-православную». Того, что приведено в качестве аргументов, поклонники «православного» рока либо в упор не видят, либо прикидываются, будто не понимают, будто сие не имеет под собой духовного подтекста, хотя, скажем, черты шаманизма здесь очевидны для любого объективно-настроенного человека. Впрочем, «православный рок» невозможен так же, как «православный джаз», «православный реп» или «православное диско».
Таков общий фон, на котором происходит смешение Православия с роком.
С одной стороны, Кинчев утверждает: Не существует ни христианского рока, ни сатанинского рока. Рок — это голая форма, которую личность… наполняет содержанием, с другой стороны, поёт, перифразируя Виктора Цоя: Ток неба – звезда по имени Рок. «Ток неба» – здесь явно небесная благодать, исходящая через рок, что равносильно сакрализации рок-музыки.
С одной стороны, Кинчев утверждает, что рок-музыкант – всего лишь творческая профессия, с другой – поёт: Смотри – нас снова в центр луча вплетает R-n-R -крест. Тем самым, профессия рок-музыканта выделяется в качестве чего-то сакрального по своей сути.
Данная ситуация типична для рок-культуры. Культуролог Екатерина Дайс в своём исследовании «русского рока» замечает: При этом явного предпочтения не отдается никому: в русском роке можно молиться любым богам, главное при этом — воздавать почести императору, то есть року. Рок для русских рокеров — это больше чем слово, больше чем сфера деятельности. Достаточно посмотреть только, сколько песен внутри этого направления посвящено рок-н-роллу. И во многих из этих песен русский рок выступает как нечто большее, чем рок.
Что касается новой волны «православных рокеров», то тут ситуация не лучше (если не хуже). На мою статью Демоническая музыка как путь к лже-православию ответили рокеры и другие неформалы Тольятти: Возомнив себя проповедниками и учителями, эти «товарищи» (я и Р. Вершилло.– А.Т.) начали советовать всей православной пастве, какую музыку можно слушать, а какую – нельзя. Впрочем, именно этого ни я, ни Р. Вершилло не делали, сие результат болезненного восприятия авторов. Однако в конце они заявляют: Мы же вкупе с настоящими Православными людьми будем и далее слушать рок в лучших его проявлениях и особо – Русский. То есть, отныне настоящий православный – тот, который слушает рок-музыку.
Критикам рока уготована незавидная участь: Тогда и Господь по милости Его пошлет нам и Государя и Помазанника Божьего. Таковых же, как Вы, не возьмут тогда даже конюхами при дворе, ибо и там пользы от Вас будет явно не много, - и наказание в вечности: А вот Вас за осуждение и не желание понять ближних (то есть за критику рок-музыки.– А.Т.) Бог не помилует!
Рокеры яростно, непримиримо, не останавливаясь порой ни перед чем, защищают рок-музыку от любых нападок, что видно по их многочисленным публикациям. Непонятно, какой свет Православия они несут в рок-среду, но рок-культуру в Церковь вносят определенно.
Рокеры, принявшие Православие, вовсе не собираются отказываться от прежнего творчества, которое, разумеется, «не совсем православное». Если раньше Кинчев как-то отбирал старые песни, то сейчас исполняется почти всё. Придя на концерт «Алисы», можно услышать: Дух огня, начни игру, нам не начать без тебя! В алых языках ритуального танца закружи гостей (песня «Театр теней»); Шабаш! Солнце с рассвета в седле, кони храпят, да жрут удила. Пламя таится в угле, небу – костры, ветру – зола (песня «Шабаш»); Каждый из нас верен земле, в каждом живет звезда, чтобы вспыхнуть в свой час. Небо горит, мы танцуем в огне. Остановите нас (песня «Смутные дни»); Какое тут солнце? Какой Христос?! Когда кончаешь на [нецензурное слово]-луне! (песня «Новая кровь»). Понятно, что группа с таким репертуаром никак не является православной.
Вячеслав Бутусов (группа «Ю-Питер») для живых выступлений берёт многое из репертуара «Наутилуса Помпилиуса», песни которого, мягко говоря, далеки от Православия. Например, «христианская» песня «Прогулки по воде», оккультный смысл которой заключается в том, что посредством самоистязания человек приобретает сверхъестественные способности; суицидально-депрессивная «Я хочу быть с тобой» («Я брал острую бритву и правил себя») или «Князь тишины» («Растоптал бы меня, растоптал моментально… мой князь – Князь тишины»). Последняя – вообще без комментариев.
Глеб Самойлов («Агата Кристи») комментирует творческий путь группы: Я думаю, что «Агата Кристи» всегда пыталась рассказать людям сказку… Но если до альбома «Ураган» мы были достаточно веселы, бодры и злы, то потом наступил перелом… И «Агата Кристи» после этого перелома в альбомах «Ураган», «Чудеса», «Майн Кайф» учит… неприятию мира сего. Только каким образом описание ощущений от употребления наркотиков и их пропаганда, сексуальные извращения, суицидальные и сатанинские мотивы, богохульство, ужасы декаданса входят в категорию «сказок» и, особенно, учат неприятию мира сего, остаётся за гранью понимания. Зато поклонникам это «понятно», они взяли интервью на вооружение и цитируют его в подходящих ситуациях.
Вообще, поклонники категорически отрицают принадлежность каких бы то ни было творений своего кумира к язычеству, сатанизму или прочему непотребству. Они заводят демагогию о вольной трактовке произведений, о том, что критики «не спросили у автора, какой он вкладывал смысл» и тому подобное. Действительно, то, что хотел сказать автор, мы знать не можем, но что автор сказал, мы можем постигать, анализировать и делать выводы. Как писал св. Григорий Нисский: В чем же наша неправда, если, как люди, по сказанному догадываемся о смысле, не имея никакого понятия о сокровенном в сердце? Богу принадлежит и незримое видеть, и черты ни коим образом не постигаемого рассматривать, и познавать несходство в невидимом; а мы судим единственно по тому, что слышим.
Перед нами ситуация, когда ни автор, ни поклонники не понимают (или не хотят понимать?) настоящего смысла произведений. Хотя возможно, всё гораздо проще: и тем и другим нравится это исполнять и слушать, каковое желание оправдывается любой ценой. Спорить тут, по сути, бессмысленно, поскольку исходные установки оппонентов таковы: смысл произведений не может быть неприемлемым, потому что не может.
Выше цитировался отрывок из «Шабаша»: Шабаш! Солнце с рассвета в седле, кони храпят, да жрут удила. Пламя таится в угле, небу – костры, ветру – зола. Один православный любитель «Алисы» возразил против того, что песня несёт сатанинскую нагрузку: При языческой образности, смысл, по моему мнению, правильный. Солнце, даже обросшее языческими образами, продолжает оставаться символом правды. «Небу костры» – то есть Небу почитание. Вспомним костер в помин Лысой горы. «Ветру зола» – то есть людской молве должна достаться только зола. Общий смысл фразы (по моему мнению) – главное Небу, второстепенное земным вещам. Оказывается, язычество – это замаскированное христианство. Сатанинские вакханалии, шабаш – форма поклонения Богу. Жертвоприношения («Белые снега сверкали кровью Солнцеприношения») – так же. Более того, всё это, якобы, имеет под собой христианский подтекст. Написанное не суть личные убеждения написавшего; это пример, до чего можно довести называние чёрного белым, в данном случае – до оправдания и христианизации язычества. Таким образом, незаметно стирается грань между истиной и ложью, добром и злом, добродетелью и грехом.
Следует отдать должное Кинчеву. В отличие от своих поклонников он трезво смотрит на вещи: Творчество – это результат мировозрения, соответственно, будучи не крещеным, я писал песни языческие, с прославлением земных стихий (солнце, ветер, луна и т.д.), но и будучи нехристем, я не позволял себе кощунственных слов в адрес Церкви Христовой. Просто образы были расплывчаты, а мысли туманны. Несмотря на это, большинство песен раннего периода я до сих пор люблю и исполняю.
Нельзя ожидать, чтобы человек, принявший Православие, сразу отбросил все заблуждения, греховные увлечения и страсти. Соответственно в своём творчестве он не будет безупречен, хоть станет пытаться выражать «христианские мотивы». Наши оппоненты мыслят иначе: с момента заявления рокера о своей принадлежности к Православию его творчество автоматически становится православным.
Возьмём «алисовскую» песню «Пасынок звёзд» с альбома «Для тех, кто свалился с Луны», вышедшего год спустя после крещения Константина Кинчева и написанного по его признанию под действием наркотиков. Ниже её текст, его пояснение и пример стандартной реакции поклонников:
От земли имя принять и оставить дом,
До небес ладить костры по седым ручьям,
Ворожить словом грозу и услышать гром,
Да глядеть солнцу в лицо, как в глаза друзьям.
По ночам бредить луной да перечить сну,
На заре выплеснуть боль алым облакам,
По земле песней лететь от окна к окну,
И упасть чёрной звездой к твоим ногам.
А к утру выпадет снег, и закружит день,
Отпоёт вьюга-гроза по сугробам лет,
И из гнёзд пасынка звезд позовёт метель,
От земли имя принять, да зажечь к весне рассвет.
Да охранит тебя Солнце от мутных зрачков!
Да охранит тебя Солнце от грязного рта!
Да охранит тебя Солнце от черных присяг!
Да оделит тебя Солнце глазами любви!
Перед нами отображение языческого мироощущения. Лирический герой живёт в окружении стихий, взаимодействуя с ними, сливаясь с ними воедино. Каждое состояние его души, каждое его действие связано с тем или иным явлением природы и – наоборот. Более того, упоминается ворожба как средство воздействия на природу. При прослушивании можно выделить некий дуализм: о дне поётся под акустический аккомпанемент, о ночи – под «электрическое» темное звучание. Предположительно, для персонажа существуют два полюса, к которым он поочерёдно примыкает. Далее в сопровождении православного (!) хора Кинчев возносит молитву Солнцу. Ясное дело, что песня – откровенно языческая.
Однако наши оппоненты возразят. Их шаблонный ответ таков: Солнце символизирует Бога, а всё остальное – лишь воспевание природы, «романтика»… Так посредством насилия над содержанием текст подводится под нужные схемы.
С образом Солнца тоже всё отнюдь не просто. Кинчев объяснял: Солнце — это всё: начало жизни, свет, тепло, все собирательно. Не было конкретно поклонения Солнцу как некому богу, но потом, в принципе аллегорически, можно создать облик Творца и назвать это солнцем. Поэтому это более широкий образ. То есть раньше образу предавали пантеистический характер.
Порой попадается стилизация под Православие. Группа «Агата Кристи», песня «Весёлый Мир»:
Вот не повезло:
Ты упала в мир.
До твоей звезды-ды-ды-ды
Миллионы миль.
Миллионы миль,
А этот мир чужой,
Это мир людей,
Притворись своей!
И всё получится,
И всё завертится,
Сначала весело,
Потом повесишься.
И всё завертится,
Петля закрутится,
Сначала стерпится,
Потом полюбится!
Велик соблазн сказать о наличии христианского подтекста, что поется о мире сем. Однако предлагается ли выход из положения? – Выхода нет, зато утверждается образ жизни, противный твоим принципам и целям, приносящий нестерпимые мучения. Жить есть страдание, во вполне буддистском смысле. По учению же Православной Церкви, все святые страдали потому, что они шли путём Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклевётан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. «В мире скорбны будете». И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут,- как учил преп. Никон (Беляев) [5].
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши подозрения, надо смотреть, с какой позиции обращается автор:
Там, где мы летим,
Дышим свой эфир:
Нам-то ничего,
А ты упала в мир.
«Они» вне мира, вне скорбей – в нирване, где исчезают устремления, мысли и чувства.
Песня – вполне буддийская.
Как же воспринимают её апологеты рока? Денис Ступников сочиняет: В песне «Агаты Кристи» «Весёлый Мiр» без обиняков летит намек о губительной привязанности к земным удовольствиям: «сначала весело, потом – повесишься». Здесь же утверждается приоритет христианского брака, основанного не на плотском влечении, а способности «носить бремена друг друга»: «Сначала стерпится – потом полюбится«.
О целостном восприятии текста говорить не приходится, и по очень простой причине: слова песни произвольно подгоняются под свои мысли, под определённую концепцию. В данном случае автор стремится показать, что «русскому року» свойственная борьба со страстями; «Весёлый мир» же – пример того, как каждой притягательной страсти найдён её неприглядный противовес.
В шуме рок-музыки и рок-миссионерства незамеченными проходят опасные вещи. Песню «Пророк» Валерия Кипелова (группа «Кипелов»), бывшего вокалиста группы «Ария», воспринимают как содержащую библейские мотивы. Однако Кипелов, отвечая на вызванные ей смущения, раскрывает её суть: За прообраз был взят Нострадамус. Он же пострадал при жизни, несладко пришлось его семье, близким. Это крест, который он нёс. Отсюда мотив: отпусти меня, я не хочу этого, хочу быть нормальным живым человеком. Песня о личной трагедии. По религиозным убеждениям Кипелов человек верующий, но не ортодокс[6], иными словами, верит, но имеет собственные взгляды на веру.
Все эти похожести и подделки под Православие, как правило, воспринимаются без элементарного анализа.
Нас настойчиво уверяют, что рокеры покаялись, изменили тексты и свидетельствуют о вере своей творческой деятельностью. Однако покаяние есть изменение ума, образа мыслей, а они, по сути, занимаются тем же самым, что и в дохристианской своей жизни. Что за проповедь, когда рок-исполнитель наряду с «православными» песнями вызывает «духа огня», молится «солнцу» и признаётся в преданности «князю тишины»? Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор. 6:14-16).
Какое же восприятие Православия прививается поклонникам «православными рокерами»? – Масс-культурное, гедоническое, извращённое и демонизированное восприятие Православия.
Судите сами: можете ли вы представить себе святых, прославленных делами Христианской проповеди, нарядившимися в демонопоклонников, говорящими с аудиторией на языке дионисийских мистерий и совместно с этим исполняющими всякое непотребство и бесовщину? Дикость какая-то! Святой на рок-концерте – это невообразимо! Называть рокеров, этих, по сути, несчастных людей, проповедниками и миссионерами – такая же нелепость и дикость. «Рок-миссионеры», оправдывая такой кошмар, наглым образом обманывают себя, рокеров и Церковь.
Апостолы и все святые ни в чем не повреждали слова Божия, как многие, но проповедовали искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе (2 Кор. 2:17). Вот истинное основание миссии!
В настоящее время в богемной среде пошла мода на Православие. Если в случае с Константином Кинчевым мы можем говорить о его благих намерениях, но вопиюще извращённом их воплощении в жизнь, то о всех рокерах, ставших позиционировать себя православными, мы такого утверждать не можем. Возможно, они подались модному веянью или просто-напросто поняли, как гарантировано заработать лишние деньги, получив дополнительную аудиторию слушателей, бесплатный пиар со стороны деятелей рок-миссии и их защиту от любой критики. Даже репертуар не нужно менять, любому тексту православные поклонники найдут «христианское осмысление» и с пеной у рта будут защищать от любой критики.
Некоторые считают «православных рокеров» «партизанами на территории врага», своего рода диверсантами внутри антихристианской субкультуры. Такое видение возникает из-за недостаточного ознакомления с ситуацией. «Партизаны на территории врага» не считают за врагов своих коллег по цеху, что бы они ни сочиняли и ни исполняли. С ними имеются совместные проекты и совершаются концертные туры.
Давайте посмотрим горькой правде в глаза: «православный рок» предназначен для православных, которые не хотят бросить слушать рок-музыку, и исполняется православными, которые не хотят перестать её играть.
Участник «старого» форума о.А. Кураева прямо и честно пишет об этом: Рок должен быть роком, а христианство христианством. Часто самообманываются, говоря, что это мол для того, чтобы слушающие такую музыку могли придти к Вере, надо использовать рок. А на самом деле, сами же, кто пришёл к Вере, только их и слушает. Тут уже скорее «наш ответ Чемберлену», мы тоже так можем играть, как эти нехристи. Больше для самоутверждения. Я считаю что это не проповедь. А профанация. Рок мне нравится, но я не приемлю все эти «рок-метал-христиан-направления». Это две сущности, рок, и духовная жизнь. Часто одно другому противодействует.
В конечном итоге всё это может привести к созданию «православного» культурного гетто, альтернативной массовой культуры, рафинированной поп-культуры, где все позволено во имя «миссии».
Здесь мы, к несчастью, повторяем чужой опыт. Протестанты, особенно – радикальные, новые протестантские движения, которые появились в XX веке, поступают очень просто. Они создают альтернативную религиозную музыкальную культуру. У них есть… пять круглосуточных музыкальных каналов. У них есть вроде бы обычный рэп, но все про Бога поют. Так же есть и попса, но во всех песнях – Иисус Христос. Вместо «жвачки» массовой культуры они противопоставляют свою «жвачку». И таким образом, получается своеобразное музыкальное христианское гетто. «Я могу быть как все, я могу слушать такую же музыку, но у меня все про Бога. Я нормальный, правильный. Наркотики не употребляю»,- рассказывает журналист Денис Маханько. Кстати, и в России уже начинают звучать голоса в поддержку «рэп-проповеди» и поступает информация о «православном рэпе». Во что при такой «свободе творчества» превратится Православие?
Представители протестантизма и других деноминаций давно вовсю играют «христианские» экстремальные направления «металла», но и мы навёрстываем упущенное. Например, «православная» группа «Морена» (имя славянской богини смерти), где «вокалист» в натуральном смысле рычит «глубокомысленные» тексты под мешанину звуков, молотящую по голове со страшной силой.
Несмотря на единичные просветы: применение санкций Священноначалием по отношению к создателям одиозного проекта «Экзорцист», где на музыку а-ля Rammstein накладываются молитвы, и официальный сайт которого оформлен согласно сатанистской или около-сатанистской эстетике и наполнен фотографиями полуобнажённых девиц и видеоматериалами, показывающими отчитку бесноватых, – ситуация оставляет желать лучшего.
Это повод для того, чтобы русские православные люди вспомнили о той великой Святыне, которая вверена им – о Святом Православии. Милость Божия близка к каждому из нас!
Примечания:
[1] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова Том IV. М.: Паломникъ, 2002. С. 518
[2] Там же. С. 505
[3] http://agata.int.ru/index/0-139
[4] Великий старец Амвросий Оптинский. Житие Наставления Молитвы. Православная народная книга. С. 72
[5] Советы оптинских старцев. Свято-Троицкая Православная миссия. С. 32
[6] http://www.kipelov.ru/answers.html?page=answers&id=
1. Re: Ещё раз о «православном роке»