1. Сергей Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах / Птица-Слава, М., 2003
2. Анатолий Митяев. Книга будущих командиров. - М., 2008.
3. П.Н. Краснов. Суворов / Мы - русские, с нами Бог! Жизнь, слова и подвиги великого русского полководца А.В. Суворова. - М., 2009
Воспитание любви к Родине начинается в детстве. Наверное, по-настоящему преданным своей стране будет тот ребенок, которого не «учили» любить отечество, но растили в любви к Родине. Разница большая: это как учиться анлийскому языку или жить в англоязычной семье.
Впрочем, и образовательный предмет, и книга также могут нести и определенные тезисы, они могут быть выражены в конкретных словах (бабка испекла колобок, колобок встретил зайца) и основную мысль, идейный фон (не ушел бы колобок от дедушки и бабушки, тогда бы не погиб; не поймался бы на тщеславии - не съела бы его лиса и т.п.). «Идея» редко выражена словесно (разве что в баснях), ее надо «вытаскивать» из текста - этим занимаются школьники на уроках литературы, ученые в рамках лингвистического анализа. Но когда не проводится специальная, сознателььная работа, эта «идея» находит путь к сердцу читателя. Поэтому родители читают ребенку Священное Писание, хотя малыш не может осознать всей глубины евангельских сюжетов. Именно поэтому ответственные родители прежде, чем посадить ребенка смотреть мультик, дать в руки книгу сначала сами знакомятся с этим «учителем» - диском или текстом - с которым ребенок будет общаться, смеяться и плакать, переживать за героев и надеяться на хороший финал, у которого будет учиться жизни.
Я стараюсь читать детям книги сама. Это прививает любовь к чтению. Особенно люблю читать на ночь - дети успокаиваются, к концу чтения малыши засыпают, убаюканные маминым голосом. И когда я однажды наткнулась на книгу «Птица-слава» Сергея Алексеева - не раздумывая купила. Я в детстве читала его книги про русских полководцев под одеялом со свечкой (фонарика не нашлось), и помню, насколько это увлекательное чтение; пожалуй, вся дальнейшая информация, школьные уроки и историческая литература, о Петре, Суворове, Кутузове накладывалась на эти, созданные Алексеевым образы. Теперь и мои дети смогут в такой доступной форме познакомиться с этими великими людьми. Вот оно, патриотическое воспитание!
Мы начали с раздела «Рассказы о Суворове и русских солдатах». И вот первые слова первого рассказа первой главы этого раздела: «За непослушание императору Суворов был отстранен от армии» («Пакет»). Затем про Суворова говорится многое, все наверняка читали эти истории. И про любовь Суворова к солдатам, борьбу с мародерством, трусостью, про находчивость Суворова и его солдат. Только вот противопоставление Суворова императору и непослушание царю оказываются основными свойствами полководца (лингвистический анализ таким образом выявляет ключевые фразы текста). Рассказ об этом «непослушании» находится в середине книги («Пудра - не порох»), но почему-то именно с этого замечания Алексеев счет нужным начать повесть. Потом еще вспомнил, как Суворов обхитрил Императрицу, но это уже до кучи, как говориться.
У Алексеева Суворов противопоставлен не только царю, но и офицерам, генералам, князьям (рассказы «Мосты», «Говорун» и др.). «Генерал» вообще похоже на ругательное слово. Да и вообще складывается впечатление, что Суворов любит солдат не за что иное как превосходство - и нравственном, и в интеллектуальном плане - над офицерьем (специально для этого Алексеев даже вкладывает некотрые находчивые ответы офицеров (такими они были известны до Алексеева) в уста солдат - например, про путь до луны «в два солдатских перехода»).
После таких замечаний неудивительно, что красной нитью через книгу о Суворове (впрочем, и о Кутузове тоже) проходит борьба с помещиками. Нашлось здесь место не только отдельным идеологическим замечаниям, но и рассказам о зверствах помещиков над крестьянами («Кому как у господ живется»). Помещиком (как и генерал, ругательное слово, нельзя забывать!) был и... сам Суворов, этому странному обстоятельству посвящено целых четыре рассказа. Но если остальные крестьяне только и мечтают перестать «гнуть мужицкие спины ради бар и господской прихоти», то суворовские крестьяне готовы простить своему хозяину издевательсва, и то, что он «и граф, и князь», и «Барин, как есть барин!».
Мои дети просили читать еще и еще. Смешные рассказы, живая образная речь - все это, как и хороший мультик, делает героев Алексеева родными, близкими.
Какой образ Суворова предстает перед нами в творчестве Алексеева? Великий и смелый полководец и одновременно простой человек, честный, находчивый. В конфронтации с царями (он не любил их, они - его). Кроме императора, отрицательные, высмеянные герои здесь - генералы, помещики, баре, князья, офицеры, настоятель монастыря (впрочем, на «религию» Алексеев не наехал, солдаты и даже однажды Суворов - крестятся, и целый один раз Суворов произнес фразу «С Богом!»).
Здесь я не буду разбирать, какова «правда» о Суворове, каким был этот исторический деятель на самом деле. Я только рассматриваю детские книги о великом полководце. Тем не менее, на мой некомпетентный взгляд, налицо как использование реальных фактов, так и их передергивание, нарочито расставленные акценты борьбы «правящего класса» и «угнетенного народа» и т.п. атрибуты марксистско-ленинской пропаганды.
Я бы не хотела, чтобы мои дети с детства знакомились - да еще из моих уст! - с такой агитпроповской продукцией. Тем более что высочайшее мастерство автора, его удивительный язык делают такую пропаганду серьезной...
Я занялась поиском других детских книг про Суворова. Планка высока - автор должен писать не хуже Алексеева. Мой старший сын очень любит легендарную «Книгу будущих командиров» Анатолия Митяева, переизданную в 2008 году (по-моему, исправленную). Но это другой формат, книга не для «малышей». Хотя, надо сказать, Митяев также легко заинтересовывает даже младшего школьника, и вполне живым языком повествует о стратегии, тактике и других специфически военных вещах. При этом постоянно обращается к читателю, приводит параллели из обычной мальчишечьей жизни... Но посмотрим, что Митяев говорит о Суворове с точки зрения упомянутых выше проблем. Ссылки на Ленина (с. 169) и Энгельса (с. 174) погоды не делают, их мало и они не «идеологические» (хотя, по-моему, приводить здесь цитаты из Ленина как авторитетного источника то же самое, что привести в подобной детской книге цитату из Гитлера, или, например, Розенберга - они ведь писали об искусстве...). Так же умеючи, как Алексеев, Митяев «правильными», фоновыми замечаниями сталкивает Суворова с «монархами». По Митяеву, полководец с царями «не считался», не делая при этом «исключения» и «для собственных монархов». Интересно, что Митяев приводит такой эпизод: однажды Суворов, не обращая внимание на высадку вражеского десанта, «отправился с офицерами в церковь». Почему герой, о религиозности которого Митяев до этого не упоминал, вдруг пошел «к обедне»? Митяев считает необходимым пояснить: «Поведение полководца объяснялось просто: десант нужно было уничножить, а не отбить» (с. 167) - то есть поход в церковь был хитрым тактическим ходом.
Эти два - только два, и таких небольших, мимоходом сделанных - замечания согласуются с образом Суворова, созданным Алексеевым. В общем и целом повествование Митяева - чрезвычайно информативное, увлекательное (для мальчиков-подростков), и это, конечно, не насквозь идеологические байки для малышей Алексеева.
Но все-таки «Книга будущих командиров» - весьма специфическая, и для чтения всей семьей, для знакомства с Суворовым маленьких детей не совсем подходит. И вдруг я наталкиваюсь на книгу о Суворове, в котрой собрано несколько произведений о великом полководце. И начинается она с повести П.Н.Краснова (того самого, он, как выясняется, не только казачьим атаманом был, но и писателем) «Суворов», вышедшей в 1900 году. Уже в магазине я неожиданно для себя «проглотила» несколько страниц - настолько интересно написана книга, настолько отличается Суворов Алексеева и Митяева от Суворова Краснова. В повести Краснова все преимущества книги Алексеева перед книгой Митяева: казачий атаман создал именно художественное произведение, в которое также вставил немало «баек». При этом как у Митяева, в отличие от Алексеева, повесть Краснова содержит много фактического материала, описание битв со «знанием дела».
Но посмотрим теперь отличия. Если Алексеев начал с «непослушания императору», то Краснов начинает рассказывать о военной службе Суворова с описания встречи молодого Суворова-часового и имератрицы Елизаветы Петровны, в помять о которой царица подарила юноше рубль. «Рубль этот Суворов хранил всю свою жизнь».
Немного по-другому сказать, о чем-то умолчать, расставить иначе акценты - и вот получается совсем другой герой. Хотя позже Краснов также вспомнит о неприязни Суворова к прусским обычаям, введенныи императором Павлом, о ссылке в Кончанское после того, как героя «оклеветали в глазах молодого императора», но он рассказывает и о том, что напрочь «забыли» даже упомянуть и Алексеев и Митяев. Об участии Суворова в усмирении Пугачевского бунта и проявленном здесь усердии героя, об усмирении восставших поляков в 1794 г. (здесь русские войска выступали под командованием героя) - с такими эпизодами сложно было бы посчитать Суворова несогласным с «царским строем», эдаким скрытым анти-монархистом. Конечно, Краснов вспоминает и призыв Суворова к солдатам «умирать» за «матушку-царицу», говорит о том, что ведет бой из послушания государыне. Также Краснов не забыл, что хоть не наравились Суворову введенные Павлом новые порядки, но по возвращении из ссылки «в должность» (вернее, с немедленным повышением), «Суворов просил разрешения государя кое-что изменить в войсках на старый лад», и государь позволил. Алексеев и Митяев опустили подробности, Краснов их указал, и вот, вместо враждебности мы видим всего лишь разные взгляды разных людей, видим готовность царя идти на уступки, вместо традиционной косности и самодурства монархов...
А еще книга Краснова пронизана темой горячей веры Суворова в Бога. По Краснову, Суворов готовился к битве так: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра - победа либо славная смерть». Краснов, также как Алексеев и Митяев обильно цитирует суворовскую «Науку побеждать». И снова знакомая картина: Краснов приводит и те слова героя, которые вспомнили советские авторы, но также обильно цитирует и ни разу не упомянутые ими. Например, такие: «Умирай за дом Богородицы! За Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит»... А вот наказ Суворова солдатам из той же «Науки побеждать»: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву, молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал». (Кстати, сквозная мысль Алексеева - что истинный «генерал» - простой народ и солдаты...). Также Краснов рассказывает, как Суворов в Кончанском сам учил детей крестьян и слуг церковному пению (Алексеев вспомнил только про географию и грамоту), читал на клиросе и пел со своим хором, и даже просил разрешения у государя принять монашество.
Конечно же, Краснов нисколько не меньше Алексеева живописует теплые отношения Суворова с солдатами, любовь к ним, аскетическую и простую жизнь героя. Суворов у Краснова получается такой же, как у Алексеева, только противопоставленный не начальникам и знати как таковой, но «порокам» и «страстям»: тщеславию, чинопоклонничеству, любви к роскоши и излишествам. Также одной из основных отличительных черт Суворова оказывается то, что это был действительно верующий (и стоит уточнить - церковный) человек, и преданный Государю верный сын Отечества...
Повесть Краснова мы читали как раз на ночь. Дети просили продолжения, и вместо одной мы читали по две, по три главы. И малышам, и старшим было просто интересно слушать, а я все думала - насколько легко исказить образ героя, даже не прибегая к откровенной лжи... Неплохая иллюстрация того, как именно и другие исторические образы были кастрированы советским образованием - с помощью таких вот писателей, школьных учебников, преподавателей школ и вузов. И если образцы топорных работ такого рода быстро канули в Лету (все-таки мало кто сегодня подсунет ребенку агитку против попов... впрочем, кляузы на царей в ходу...), лучше всего сохранились «тихие» агитки, где идеологические моменты поданы между делом и как нечто само собой разумеющееся. Без фанатизма, как говориться.
Пушкин и Лермонтов, Суворов и Кутузов, все более-менее «положительные» герои становились безбожниками и «пра-»революционерами. Либо, если уж точно реальный герой был «за Бога и за царя», его «делали» верующим формально (или «по-народному», что-то вроде милого крестьянского суеверия из-за отсутствия настоящей научности) и не поддерживающими царя, причем обязательно, конечно, царя как такового.
Книга, как и мультфильм, это не развлечение. Это учебник, который чему-то научит наших детей. Чему? Совпадают ли цели и задачи автора с нашими? Насколько совпадают? Не противоречат ли? И Алексеев, и Митяев, и Краснов рассказывают про Суворова. Да еще хорошо и интересно рассказывают. Рассказывают на основании исторического материала - а это обучение истории, вообще отлично. Будят в ребенке любовь к своей стране - тоже то, что надо. Как простота, умеренность и целеустремленность Суворова помогали ему одерживать победу над собой и над врагами... Но цель Алексеева также, как видно, заодно показать, какие цари недоумки, конфронтацию царя как такового и великого человека как такового; показать конфронтацию «верхов» и «низов», угнетение крестьян крепостничеством и т.п. Задачи Краснова в этом плане другие - показать, как исполняя царскую волю Суворов защищал интересы Родины, в том числе боролся с восстаниями против монархов, как его вера в Бога укрепляла дух полководца и его солдат, помогала одерживать победы. И здесь каждый может выбрать то, что ему нужно. Что именно он хочет воспитать в своем ребенке. И, похоже, обе эти книги читать ребенку не имеет смысла. Разве что родители хотят заварить кашу в детской голове, а в худшем случае довести до шизофрении...
«Книгу будущих командиров» я оставила, как непревзойденный учебник для мальчишек, мечтающих защищать свою Родину. Книгу Сергея Алексеева тоже. Как памятник эпохи, образец агитпроповской продукции весьма недурного качества. Ведь даже книги, созданные фашистами, не подвергают показательным сожжениям, как это делали те же самые фашисты, а оставляют «для истории». Все-таки, уникальное наследие. Если встретится мне человек, воспитывающий своих детей в любви к Советам, на идеалах революции, почитании традиции цареубийства и богоборчества - отдам книгу Алексеева такому человеку. («Советский» патриотизм, в отличие от «русского» или, скажем, «французского», основан на любви к строю, а не к Родине, это следует, как считал И.Ильин, из названия). Его дети, воспитанные коммунистом, ничего не потеряют, а приобретут многое - узнают и полюбят созданный Алексеевым образ Суворова. А мои дети будут читать Краснова, впрочем, как и многих других авторов, дореволюционных, советских, современных, русских и зарубежных. И я надеюсь, что для них любовь к Родине будет неотделима от любви к Богу, верности Богом данной власти,стремлении к истине. А это, я уверена, зависит все-таки не только от книг, но от образования в целом, и в первую очередь - от того, какой жизнью будет жить вся семья.
Анна Сапрыкина, главный редактор сайта Родитель.инфо (www.roditel.info)