Образовательные инновации: доживем ли до понедельника?

0
248
Время на чтение 5 минут

«Стартовал эксперимент в начальных школах. В деревне Разино Коми-Пермяцкого округа открылась начальная школа - учительский дом. Двое молодых супругов-педагогов живут в школе и ведут 11 предметов на двоих. Они же - за уборщика, кочегара, завхоза, завуча. Проект призван спасти систему начального образования на селе...». Так начинается материал Марии Орловой, вышедший 19 октября в «Российской газете». О том, как министерство образования «решает» проблемы образования на селе.

Автор материала удивляется тому, как ловко удается молодой учительнице одной рукой руководить одним классом (4-м), занимающимся чтением и между делом давать советы второклассникам, занимающимся письмом. «У учительницы Марины Ивановны два рабочих стола, две стопки тетрадей на проверку и две - учебников. Второклашки старательно выводят ручками "Хитрая лисица ловит мышей", а четвероклассники в это время читают рассказ "Зорькина песня". На следующем уроке задания меняются: те, кто писал, читают. И наоборот. Пока идет урок, директор школы Алексей Алексеевич работает кочегаром и возится с трубами теплоснабжения. Еще он преподает физкультуру и информатику. Когда закончатся занятия, Марина Ивановна поднимет стулья на парты и будет мыть полы... Алексей и Марина Симановы совсем молодые, им всего 22 и 24 года. Марина - педагог начальных классов, Алексей - технолог и программист. Они прошли конкурс, чтобы жить и работать в этой школе. Дверь из маленькой школьной столовой, где дети жуют бутерброды, ведет в их личную двухкомнатную квартиру...». «Я веду девять предметов в две смены. И я же, как завуч, должна планировать работу, организовывать учебный процесс, - говорит Марина... Учительский стаж у Марины - пять лет, у Алексея - два года. Вместо солидного опыта - энтузиазм...».

Идея такого «дома» была предложена краевым министерством образования: специалисты предложили создавать в селах, где нет школ, «учительские дома». Идею с азартом подхватили руководители Коми-Пермяцкого округа. Деревня Разино попала под эксперимент: школа здесь есть, но 1923 года постройки, деревянная. В районном управлении образования предположили, что в следующий раз старое аварийное здание образовательную лицензию уже не получит. Старшеклассники из Разино уже несколько лет ездят в соседнюю деревню. А маленькие с нынешнего учебного года занимаются в новом учительском доме: 15 ребят на все четыре класса, из трех деревень. Возможно, учительский дом станет одним из основных вариантов решения проблемы с начальным образованием в небольших малонаселенных деревнях. По статистике, число школ в Коми-Пермяцком округе за последние семь лет сократилось со 149 до 116. За это время новых школ в национальном округе построено только четыре. Причем четвертая школа и есть учительский дом. По краевой программе модернизации школьного образования в Прикамье школы закрываются или реорганизуются: из средней превращаются в начальную школу или школу-сад. Старшеклассников собирают в крупных школах. Однако строить "началку" в районе, где с трех деревень едва набирается 15 учеников, неэффективно. Чиновники посчитали: если на строительство учительского дома районный бюджет потратил 4,5 миллиона рублей, то на возведение настоящей начальной школы пришлось бы потратить около 150 миллионов - с учетом покупки школьного автобуса и ежедневного подвоза детей.

Статус их школы - негосударственное образовательное учреждение - позволяет многое. Например, учителя могут по-своему составлять учебный график, корректировать длину каникул... Естественно, не в ущерб школьной программе. Учитывая успешный старт первого учительского дома, власти в Коми-Пермяцком округе уже приняли решение строить следующий. Тоже в проблемной деревне».

Автор материала рассказывает обо всем этом, конечно, как о позитивном явлении. Однако, когда читаешь, невольно думаешь: это же очередной откат от профессионализма в школе и падение качества обучения! Ведь учитель начальных классов и так в силу специфики «многостаночник» - и русский, и чтение, и математика и другие предметы надо вести. Это сложно. Однако, на все это еще накладывается многочисленность коллектива учащихся, разность возрастов, разные виды и разная сложность заданий, которые они выполняют. Когда делаешь несколько дел одновременно (если такое вообще возможно), то качество проделанной работы автоматически падает. Это же очевидно. Тот, кто имеет хоть какое-то представление о школе знает - даже на одном уроке по одному предмету достаточно сложно организовать коллектив, поддерживать дисциплину и одновременно учить детей предмету. Дети отвлекаются, переспрашивают, путаются, балуются. А тут получается что-то странное: ученики из второго класса по очереди рассказывают стихи у доски, а ребята из 4-го класса изо всех сил стараются сосредоточиться на упражнении по русскому языку или ломают голову над математической задачей. Вряд ли звонкоголосые, путающиеся и посмеивающиеся второклашки поспособствуют успешной работе четвероклашек. А как учительница объясняет новый материал? Поворачивается к одному ряду и рассказывает о правописании «жи-ши», а потом поворачивается к другому ряду и повторяет с ними таблицу умножения, а первому ряду велит заткнуть уши и повторять правило по учебнику? Очевидно же, что никакого серьезного, эффективного обучения при таком винегрете не может происходить. Так, кое-как что-нибудь с пятого на десятое. Может данную ситуацию действительно смягчает то, что детей всего 9, а молодые учителя полны энтузиазма. И то неизвестно еще - что выйдет. Ну а если такой опыт станут повторять учителя менее молодые, менее задорные и детей будет не 9, а 12-15? Или строительство «учительских домов» как бы дает понять данной деревне - что дальше размножаться не следует, количество детей в «учдоме» ограничено? И местным чиновникам хорошо - и на строительстве школы сэкономят, а там - и на строительстве клубов, дорог, больниц, ФАПов и т.п. Много народу - много проблем, и наоборот.

Очевидным образом от таких «инноваций» падает качество обучения, а одновременно будет падать и квалифицированность специалиста - учителя. Зачем зубрить в вузе высшую математику, английский и прочее, если в итоге надо идти в «учдом», где нужны не столько знания, сколько сноровка: там успеть, сям успеть, еще и уголь покидать, и полы помыть и обед приготовить. В такой кутерьме и самой учительнице не мудрено забыть: сколько будет пятью шесть. Да и зачем в вузе ради этого учиться - училища хватит. Однако, чиновники делают вид, что не понимают всего этого. «Инновационная форма», «улучшение, модернизация» - и все тут. И конечно, прикрываются благими намерениями: мол, так мы село спасаем. Нет, чтобы нормальную школу построить, там же нормальную больницу, нормальный роддом, возродить сельхозпредприятие какое-нибудь. Так нет - во имя модернизации происходит закрытие школ, смена их статуса, замена нормальной школы каким-нибудь «домом» и прочие «инновации». А Николай Карпушин, министр образования Пермского края похваливает: «Учительский дом - инновационная форма организации образовательного процесса... При разреженном населении края, при небольшом количестве детей младшего школьного возраста этот проект выгоден для Пермского края. Возможно, такой вариант подойдет и для более освоенных территорий. Но, чтобы оценить эффективность проекта, нужно подождать три-четыре года...». Да, подождем. Как раз тут и ФЗ-83 подоспеет, начнет повсеместно применяться. Возможно посещение какого-нибудь «учдома» - это будет единственное образование, которое они смогут получить. Слава модернизации и инновации!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Образовательные инновации: доживем ли до понедельника?

"...Во ИМЯ МОДЕРНИЗАЦИИ происходит закрытие школ, смена их статуса, замена нормальной школы каким-нибудь «домом» и прочие «инновации»". Еще в 60-х годах поэт Андрей Вознесенский, как будто предвидя все эти "инны", очень метко писал: Мир - не хлам для аукциона. Я Андрей, а не имярек! Все прогрессы реакционны Если рушится Человек!
Александр А.Б. / 20.10.2010, 10:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерия Тополева
Кого судить за жестокое обращение с людьми?
По следам очередной передачи «Пусть говорят» об отнятии ребенка
20.09.2010
Все статьи Валерия Тополева
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06