На сайте правительства России за подписью Владимира Путина опубликована «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» (формат Word).
Наибольшее внимание в документе, привлекает серьезное внеадминистративное усиление власти полпреда президента в округе, а так же планы правительства по возврату на Северный Кавказ русского населения и трудоустройства за его пределами, в других регионах России северокавказских безработных. Последнее, еще на стадии разработки проекта, вызвало немало беспокойства так, что Александру Хлопонину, пришлось опровергать слухи о массовом переселении кавказцев в Центральную Россию.
Общая логика появления этого документа ясна: экономика, социальная сфера и криминогенная ситуации в округе - худшие в стране. Безработица в отдельных его субъектах зашкаливает за 50 процентов трудоспособного населения. Бюджеты всех северокавказских регионов кроме Ставропольского края формируются из средств федерального бюджета не менее чем на половину, а в Чечне и Ингушетии на 91 процент. Налогов же в округе собирается лишь 1,18 процента от всех российских. При этом 55 процентов всей «экономики» округа это сектор госуправления и сфера социальных и коммунальных услуг, т.е., по большому, те же самые средства, поступающие из федерального бюджета. Республики Северного Кавказа давно и плотно сидят на иждивении у всей остальной страны, являясь к тому же рассадником сепаратизма и терроризма. Понятно, что со всей этой головной болью надо что то делать.
Ранее, в этой же логике было создание самого Северо-Кавказского ФО с назначением в него полпредом с широкими полномочиями Александра Хлопонина. Аппарат полпреда проект Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа и подготовил.
Сто страниц Стратегии
Документ состоит из ста с небольшим страниц и на первых же из них отмечается, что: «... «безвозмездные поступления» из федерального бюджета, ставшие основным источником доходов северокавказских республик, работают неэффективно». Настолько неэффективно, что «не удается обнаружить корреляцию между объемами выделяемых региону средств и темпами экономического роста». Поэтому «простыми решениями» - закачкой денег - проблем Северного Кавказа не решить.
В Стратегии предусмотрены три возможных сценария развития Северного Кавказа: инерционный, базовый и оптимальный. Предлагается, естественно, реализовать оптимальный сценарий, в результате чего ВВП округа должен, как заявляется, увеличиться более чем вдвое, разовьется малый и средний бизнес, а регион интегрируется в российский и мировой рынок.
Этапов реализации Стратегии два: в 2010-2012 гг. предполагается начать приоритетные проекты и улучшить инвестиционный климат, а на 2013-2025 гг. запланирована фаза активного роста.
Понимая, что без обеспечения безопасности в регионе любые стратегии развития так и останутся благопожеланиями на бумаге, разработчики в базовом сценарии планируют достичь желаемой безопасности за 5-10 лет, при этом какими средствами эта безопасность будет достигнута и сколько на это потребуется в предпочтительном оптимальном сценарии, никак не оговаривается.
Исходя из реальной оценки ситуации, делается вывод, что регион и в будущем останется преимущественно аграрным. В этой связи перспективными отраслями являются легкая и пищевая промышленность, ориентированные на переработку продуктов местного сельского хозяйства, а также развитие туризма: лечебно-оздоровительного (Ставрополь, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Серноводск), горного (Архыз, Приэльбрусье, Матлас, Мамисон, Ведучи), пляжного (Каспийское побережье).
Так же предлагается развивать инфраструктуру и строить дороги, в т.ч. ведущие в государства Закавказья и Ближнего Востока. На Каспийском побережье, от Махачкалы до Дербента, строить морские вокзалы и портопункты. Развивать производство наномикротехнологий (!?) в Северной Осетии и автомобилестроение в Карачаево-Черкессии и Чечне. В числе первоочередных проектов для Чечни значатся восстановление Грозного и строительство нефтеперерабатывающего завода.
В планы развития включен список более ста объектов и отраслей, сформированный по итогам личных поездок Хлопонина по региону.
По результатам реализации Стратегии, ее авторы ожидают, что Северный Кавказ станет: ведущим центром лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма в России и СНГ, крупным поставщиком экологически чистых продуктов питания, развитым транспортным узлом, связывающим Россию со странами Средиземноморья и Закавказья, и главное - привлекательной территорией для постоянного проживания.
Стратегия реализации Стратегии
Так как разработчики Стратегии, видимо, не питают иллюзий насчет судьбы выделяемых государством средств попади они в руки северокавказских чиновников, предусмотрено создание «Института развития» в форме акционерного общества со 100-процентным участием госкорпорации «Внешэкономбанк», через который и пойдет финансирование проектов им же на конкурсной основе и отобранных. Руководить этим монстром будет естественно полпред президента, т.е. Александр Хлопонин.
Вторая цель создания этой мегаструктуры, видимо, состоит в усилении власти полпреда в республиках, что на языке чиновников было названо «повышением эффективности государственного управления, в том числе через создание новых механизмов, которые обеспечат достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля». Для того что бы повышать, управлять и контролировать было легче в каждом из субъектов Северного Кавказа будут созданы соответствующие случаю филиалы и подразделения.
В рамках этого же «Института развития» для борьбы с безработицей будет учреждено Агентство по трудовой миграции. Интересно, что это Агентство, среди прочего, должно частично вытеснить из России гастарбайтеров и занять до 10 процентов рынка иностранной рабочей силы (около 250 тыс. человек).
В целом для улучшения социального климата Агентству потребуется организовать ежегодные размеры трудовой миграции за пределы Северного Кавказа в 30-40 тыс. человек, с постоянным проживанием за пределами северокавказского региона либо работой вахтовым методом. При этом не понятно, включает ли эта цифра и членов семей трудоустраиваемых, или число переселенцев будет ежегодно превышать заявленные 30-40 тысяч в несколько раз. Сейчас за пределы Северо-Кавказского округа ежегодно мигрирует около 12 тысяч человек, плюс еще 5,5 тысяч переселенцев из северокавказских республик в эту цифру не входят т.к. оседают внутри Северного Кавказа на Ставрополье. В приеме мигрантов планируется задействовать десятки регионов России.
Видимо на опыте Ставрополья разработчики видели, что далеко не всех может обрадовать перспектива ежегодного переселения в русские регионы десятков тысяч безработных кавказцев и членов их семей. Поэтому отдельно оговаривается возможность заключения Агентством по миграции договоров с трудоустраиваемыми об их обязательном возвращении в свой регион по истечении срока контракта. Однако, как это может быть реализовано на практике, в отношении граждан России любой национальности, свободных в своем перемещении по всей территории страны, не совсем понятно. Не ясно кто и как может помешать устроившемуся благодаря этому Агентству, например в Урюпинске, мигранту, обладателю российского паспорта, остаться там и после истечения контракта.
Русский вопрос в кавказских реалиях
Интересно, что отток русского населения из северокавказских республик открыто признается в документе одной из главных причин дестабилизирующих ситуацию. А привлечение для постоянного проживания русского населения из других регионов России и русскоязычного населения из государств СНГ признается одной из первоочередных задач Стратегии развития Северного Кавказа. Причем, речь идет не только о переселении на Кавказ высококвалифицированных специалистов.
Впервые в истории постсоветской России, ставится задача социально-экономического развития мест компактного проживания русского населения, включая реализацию инвестиционных проектов, а также создание инфраструктуры русской культуры на Северном Кавказе (строительство культурных центров, поддержка творческих коллективов, библиотек русской литературы, историко-краеведческих музеев и пр.).
Для поддержки возвращения русского населения на Кавказ планируется обеспечение переселенцев жильем, компенсация проезда и трудоустройство. Более того, в планы разработчиков документа входит создание социальных преференций для русского населения (как некогда представителям советских нацменьшинств), в том числе в сфере образования и науки, выделение для местной русской молодежи квот на бюджетные отделения республиканских вузов, предоставление возможностей для государственной и муниципальной службы, особенно в местах их компактного проживания.
Возвращение русских в республики Северного Кавказа, по мысли авторов, должно благотворно сказаться не только на экономике региона, но и на развитии культуры кавказских народов. Для справки, сейчас, даже с учетом относительно благополучных Ставропольского края и Северной Осетии, только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры Северо-Кавказского округа, имеют высшее профессиональное образование - что, в значительной степени результат оттока русских специалистов.
Кроме того, «для предотвращения формирования в северокавказской ученической среде устойчивых негативных этнических стереотипов», ставится задача «укрепления общероссийской гражданской идентичности, унификация, в т.ч. ревизия учебного процесса в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Обеспечение единых подходов к преподаванию отечественной истории».
Общие выводы
Если отбросить словесную мишуру бюрократических документов и попытаться коротко обобщить, что планируется правительством сделать на северокавказском направлении, в гражданской его части, то получится вот какая картина.
Беспокойный и депрессивный Северный Кавказ пытаются оформить, по подобию некогда существовавшей Горской республики, в отдельный суперрегион. В котором останутся республики для удовлетворения амбиций титульных наций, но будет создана сильная (насколько сильная говорить рано) наднациональная власть, некая надреспубликанская крыша.
Ставропольский край, выламывающийся из массы национальных республик, включен в состав Северо-Кавказского федерального округа сознательно, дабы размыть его нерусскость, разместить именно на его «нейтральной» территории руководящие органы региона, сделать так, чтобы органы эти оставались преимущественно русскими.
Так как, очевидно, что чисто силовой сценарий, не решит проблемы подавления терроризма и сепаратизма, делается попытка применить комплекс иных мер, экономического, социального, культурного, этнического и даже демографического характера.
Для поднятия экономики региона и улучшения жизни населения, строятся планы создания некоего мощной структуры - «Института развития» во главе с полпредом президента - которая не даст разворовать выделяемые государством средства, возьмет на себя всю модернизацию экономики, а так же управление трудовыми ресурсами и миграционными процессами. Кроме того этот «мегатрест» будет использован как ресурс для укрепления власти полпреда и как рычаг для давления на местные элиты и общей модерации.
Понимая опасность мононационального оформления квазигосударственных образований на Северном Кавказе, власть делает ставку на привлечение русского элемента в управленческие и экономические структуры республик. Для этого готовы (по крайней мере на словах) применить старый советский способ выделения национальных квот (но уже для русских) во всех значимых общественных институтах Северного Кавказа.
С целью снять социальное напряжение, решить острую проблему безработицы, а возможно и с целью избавления от излишне беспокойной массы кавказской молодежи, ее цивилизованно и взаимовыгодно собираются вытолкнуть за пределы Северного Кавказа. Что должно послужить в т.ч. и ее «окультуриванию», прививке российских стандартов поведения, стереотипов и идентичности. Что полезно и в случае возвращения мигрантов со временем домой.
С издержками, которые неизбежно возникнут в русских регионах в связи с новой волной переселенцев, видимо, готовы мириться. Возможно, считают, что произойдет всего лишь замена одних нерусских гастарбайтеров (таджиков и узбеков) на других. И это, конечно, ошибочное предположение, т.к. кавказцы не склонны занимать те же ниши, что и среднеазиаты, и очень быстро перетекут из производства в сферу обслуживания, мелкий и средний бизнес, отчасти криминалитет. Так же, возможно, считают, что возникающие с миграцией межнациональные проблемы хоть и неприятны, но носят краткосрочный характер. Так как кавказцы все же малочисленны и в общей массе не смогут вдали от своих регионов создать чрезмерно влиятельные и, в долгосрочном плане, устойчиво-агрессивные диаспоры, а ассимиляционные процессы в русской среде идут быстро, межнациональные противоречия сглаживают максимум во втором поколении.
Как далеко готова зайти власть в реализации своих целей на Северном Кавказе, будет ли этим планам противодействие или все произойдет полюбовно, насколько серьезны будут усилия и каков будет результат, покажет время. Сейчас же можно сказать, что появление на Северном Кавказе молодого, энергичного, имеющего административный опыт «генерал-губернатора» Александра Хлопонина, похоже, может пойти на пользу и региону и России, а его ставка на преодоление всевозростающего отчуждения Северного Кавказа, попытка органично срастить его и остальную Россию, имеет только одну альтернативу - медленно, но неуклонно наростающее напряжение, война и неизбежное отделение Северного Кавказа. Со всеми вытекающими последствиями - геополитической катастрофой, потоком беженцев всех национальностей и цепной реакцией сепаратизма в остальных частях России.
4. njd/ Ce[jde
3. Тов. Сухову 20
2. Дмитриеву Павлу Ивановичу
1. oniks