Соцветие Дагестан

Александр Костюнин 
0
28.09.2010 160

Путник, если ты обойдешь мой дом,

Град и гром на тебя, град и гром!

Гость, если будешь сакле моей не рад,

Гром и град на меня, гром и град!

Надпись на дверях

Завершилось моё странствие по Дагестану.

Я перебираю чётки, подаренные Керимханом, и вспоминаю... вспоминаю.

Каждое звено, каждая бусинка - ещё один аул, ещё одна гостеприимная сакля, ещё одна встреча на годекане. В облачении дервиша я объехал, обошёл все сорок два района. (Обветшавшее одеяние было ритуально сожжено во дворе Мугутдина за день до отъезда.)

У горцев есть пословица: «Из одного цветка и змея добывает свой яд, и пчела мёд».

Соцветие Дагестан - это духовное богатство и самобытность более тридцати народов, культур, это букет языков и конфессий... палитра природы.

На соцветии под названием Дагестан я кропотливо собирал мёд.

Если бы вы только знали, сколько мудрых людей повстречал я на своём пути, сколько песен, легенд, исповедальных хабаров услышал, сколько появилось у меня на родине Расула Гамзатова кунаков... И вдруг озарило: подобная поездка - чудо. Великое чудо, откровение и подарок.

Всевышнему баркала!

Прошла неделя, как я оставил своё сердце там, в горах, и чувство восторга потихоньку вытесняет грусть. Приехать в Страну Гор легко, покинуть её невозможно... Едва расставшись, скучаю по своим названным братьям, скучаю по Дагестану. (Впору об этом возвещать азаном, точно будун.)

Друзья, родственники не могут понять, принять, когда в качестве приветствия я, по привычке, произношу:

- Салам алейкум! (Мир Вашему дому!)

Прошла всего одна неделя, что же будет дальше?

Вспоминаю душевные встречи на годекане, горные извилистые тропы, холодные вершины, сперва такие недоступные, затем смирившиеся и покорённые.

И ещё: эту поездку я воспринимаю как поручение Свыше...

Если черпать информацию из СМИ, в Дагестане уже давно не осталось камня на камня. Когда только прибыл в Махачкалу (это было в самом начале поездки) супруга отзвонилась по телефону и с тревогой спросила: «Сильно ли разрушен город?»

Вернулся в Карелию, на свою малую родину, отправляю книги кунакам, работница почтового отделения связи интересуется: «Дагестан - это Россия?»

Степан полюбопытствовал: «А деньги там какие? Как у нас, так и у них?»

Да, несомненно, рассказать о Дагестане - моя миссия.

Рассказать всем, кому это интересно.

Для начала пооткровенничаю с женой: «В Махачкале разрушения случаются... разрушения ветхого фонда, потому как город строится и хорошеет на глазах». И в доказательство предъявлю фотоснимки.

Проведу разъяснительную работу в отделении связи и раскрою им великую тайну: «Дагестан несколько сотен лет находится в составе России».

Стёпе непременно покажу деньги, которые там в ходу...

Я извернусь убедить страждущих, что Дагестан, Пакистан и Афганистан - не одна и та же страна...

К этой работе, кажущейся неподъёмной, ответственной и одновременно увлекательной - уже приступил. Но торопливость в таких делах - помощник плохой. Как утверждает легендарный Шамиль из Хунзаха: «Аллах не любит спешки в важных делах!»

Сейчас я вам покажу только несколько ячеек будущих сот...

* * *

Основа каждого государства, любого общества, народа - семья. Это самая бесконечная, не проходящая ценность человечества. Но что мы видим? Страны, достигшие небывалых, бесспорных, невиданных-слыханных высот в построении демократии и экономики, в вопросах семьи почему-то оказываются отсталыми. Да, видимость есть. Лозунги красивые. Но по сути самой семьи-то нет. Права мужа - отдельно, права жены - отдельно, права ребёнка - отдельно. Не дай бог мать скажет: «Я тебя пожурю!» или «Отшлёпаю!» - ребёнка забирают в приют, а мать - в тюрьму. И считается, что это общество наилучшее. Цивилизованное.

Демократические преобразования приводят к тому, что право личности становится выше прав общества. Великолепные достижения! Европа заплатила за них высокую цену - кровью. Но в итоге семьи-то нет! Европа как раз и вырождается лишь потому. (Подсчитано: если в семье один ребёнок, генофонд общества погибает через сто пятьдесят лет.) И они будут вынуждены вернуться назад и укреплять устои семьи. Или европейские народы растворятся и исчезнут совсем. Как утопический проект. Отомрут, как высохшая, неспособная к плодоношению ветвь яблони.

Совсем другое дело российский Восток. Сегодня в Дагестане слово старшего - авторитетней суда юридического. Решение родителей для детей - высший вердикт.

Да, в Дагестане несколько фривольно относятся к соблюдению законов, но здесь есть нечто более важное, чем законы. Здесь есть семейные и общественные ценности. Вековые традиции. Адаты.

Новый Президент Магомедсалам Магомедов стремится навести порядок в республике, искоренить взяточничество. Светские методы борьбы отторгаются джамаатом... Однако в Исламе существует неписаное правило: если мусульманин поклянётся на Коране и нарушит клятву, то Аллах покарает клятвоотступника и его близких. Причём не важно: верите вы в это или нет, проклятие действует даже на атеистов-кафиров. В беседе с Шейхом-устазом Саидом-Афанди из села Старый Чиркей я высказал идею: «Может, перестать выяснять, кто брал взятки, кто не брал. Пусть каждый чиновник в присутствии духовного лица поклянётся на Коране, что он не примет мзду с сегодняшнего дня». Саид-Афанди аль-Чиркави идею горячо поддержал. Спросите сами...

Не скрою, пользуясь редким случаем, я обратился к святому старцу с личной просьбой... Нет, я просил не золота и должностей, не жизни вечной...

- Помогите мне написать книгу о Дагестане лучшую!

Он обещал.

Адаты в Дагестане имеют огромную силу.

Горцы хорошо знают, как встречать гостей, как провожать. Что должно быть впереди, что сзади. Дети знают место своё, родители - своё, дедушки-бабушки - своё.

А вся Европа исступлённо гордится социальными отстойниками - «хоспис» именуются: «Полюбуйтесь, какой заботой мы окружили стариков!» В Америке информируют великовозрастных детей: «Ваша мать умерла. Какие будут распоряжения?» «Похороните её, расходы оплачу». И всё!

Всё, на что готовы дети.

Мне кажется, это страшно...

На Востоке избавляться от собственных родителей не принято. Это считается предательством и строго запрещено. Харам! Сын, который взял на себя этакий грех - проклят тухумом. Упрёк-вопрос: «Ях-намус?» - стеганёт по лицу больней плети.

В Европе всю процедуру погребения норовят обстряпать тихохонько: не дай Бог ненароком омрачить, потревожить соседей. Стараются, чтобы человек ушёл из жизни максимально незаметно.

В Дагестане всё личное отклдывают, идут хоронить.

В Дагестане другие ценности.

Майор погранвойск Игорь Сергеевич.

Отслужил в Дагестане двенадцать лет, получил повышение, переводится на новое место службы. В Выборг. На Российско-Финляндскую границу. Я присутствовал на щедрой отвальной... Познакомились: родом из Нижнего Новгорода, отец, мать, сестра...

Разговорились по душам:

- Не поверишь... Сижу в питерском ресторане с генералами... Принесли счёт. Каждый в уме прикидывает и расплачивается только за се-е-бя!.. Ума не приложу, как я буду жить с этими «урусами»?!

- Игорь, а сам-то ты кто?!

- Я-то... черножопый!!!

Да, на Востоке не всё идеально. Было бы просто неумно идеализировать Восток. Если существуют какие-то успехи, преимущества, то, разумеется, должно чего-то и не хватать. То же самое в Европе с Америкой, где достигнут пик социально-экономических преобразований. Но как раз в силу законов физики-математики, по закону сообщающихся сосудов, где-то густо - где-то пусто. Закон компенсации гласит: «Если одна нога короче, вторая обязательно длиннее!» И я думаю, что знаю: чего не хватает там...

Там нет искренности.

Там нет душевной теплоты, какую встретил в Дагестане.

Там и богатство - не баракат.

Там все, улыбаясь, интересуются: «How are you?» Но не дай Бог, ты остановишься и начнёшь рассказывать, как именно ты «хаваешь»... Мало того, никто слушать не будет, все сочтут: «Сумасшедший!»

К сожалению, существует аксиома: цивилизация убивает открытость и теплоту. Чем больше мы стремимся к цивилизации, чем больше тратим усилий, достигая блага её, тем сильнее теряем Человека в себе. Сейчас-то я точно знаю: самые искренние люди живут в горах. В горской сакле нет «джакузи», удобства - на улице, но зато теплее, искреннее на свете людей не сыскать.

Это истинная правда!

Это так.

Родину не выбирают. Моя малая родина - Карелия, вера - православная. Но это не должно мешать слышать других людей, другие народы. Как говорит Гамзат из селения Леваши: «Я привык спать на левом боку, но тот, кто спит на спине, мне не враг!»

Сегодня произошло смещение понятий. Когда говорят о диалоге цивилизаций, то в реальности одна цивилизация пытается якобы понять другую. Не нужно понимать! Вникать нужно, изучать нужно. Любить надо её!

Прошла неделя, как уехал из Дагестана...

И тоска, вселенская тоска... охватывает, когда понимаю, что с людьми, ставшими мне дорогими, не смогу увидеться, когда захочу.

Они запали в душу мою и заняли там особое место:

Мугутдин из Дербента, Майрудин из села Касумкент, Демир из села Ахты, Керимхан из Докузпаринского района, Камиль и Али из Хивского района, Масан из Кураха, Рашид из села Кули, Юсуп из Кумуха, легендарный Шамиль из Хунзаха, Гапар из села Хебда, Магомед из села Генух, Мухтар из Казбековского района, Мурад из Терекли-Мектеб, Магомед из Кизилюрта, Сайгидпаша из Хасавюрта, Гамзат и Арслан из села Леваши, Сабир из Дербента...

Это те соцветия Страны языков, которые даровали мне нектар.

Нектар своих мыслей, чувств... нектар слов.

Остаётся теперь превратить его в мёд и вернуть людям.

Нафс!

г. Петрозаводск, Карелия

28 сентября 2010 года

Первая публикация и фото:

http://kostjunin.ru/events.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

33. Re: Соцветие Дагестан

И вообще, давайте не будем обобщать по плохим качествам. Мы не имеем на это никакого права. Все мы не красавцы.

lucia / 02.10.2010 14:49

32. 31. Елена KN

Точно, а не спихивать все в кучу, как это с пафосом делает в обсуждении той же статьи главный редактор РЛ Сергей Григорьев (см. его сайт). Давайте все-таки помнить, КАК повели себя дагестанцы, когда к ним вторглись чеченские банды. Чеченцы пришли, как освободители, предлагали вместе идти джихадом против России. В руководстве России - паника, Степашин уже предрекает: все, Северный Кавказ мы уже потеряли. Огромная мощная российская армия бездействует. И вот тогда в Махачкале начинают раздавать оружие ополченцам, простым дагестанцам: аварцам, даргинцам, кумыкам, лакцам... Они-то и приняли на себя первый удар басаевских бандитов, и многие ополченцы жизни свои отдали за Дагестан и Россию. Трудно сказать, чтобы было, не сделай тогда народ Дагестана такого однозначного и твердого выбора.Другое дело, что сейчас в среду дагестанской молодежи все больше проникает ваххабизм, а противопоставить ему нечего: отец Даниил Сысоев(Царство ему Небесное!), лично крестивший несколько дагестанцев, один ведь такой был герой ... Но, в любом случае, давайте будем мудрее, а то в порыве ура-патриотизьма можно много глупостей натворить.

Ерусалимецъ / 02.10.2010 10:43

31. Re: Соцветие Дагестан

При любом раскладе в будущем, лучше бы Сев.Кавказ "различать"... А то, после 90-х чеченцы, нормально относящиеся к России, из Чечни куда-то делись. Остальные урок усвоят.

Елена KN / 02.10.2010 08:43

30. Ерусалимецъ

Я думала. Вы говорите о тех, кто бегал по улице с лозунгами. Нет, я училась в Университете.

lucia / 01.10.2010 15:16

29. ещё про учебу

У нас, помню, мелькнули несколько кавказских физиономий, но не далее первого курса... и куда-то подевались. Учеба была напряженной, требовались извилины, после окончания синекура не светила, а такого явления как взятки, в наши студенческие 80-86 (институт тот же, что у пользователя "Коля") в обозримом пространстве не наблюдалось. Для кавказоидов подобные условия невыносимы (что подтверждают и люди, учившиеся ещё в 50-х). Но это сейчас понятно, а в то время данная тема никого особенно не интересовала. К тому же, как заметил Ерусалимецъ, незыблемость братской семьи советских народов казалась аксиомой. В самом деле, зачем кавказским народам и племенам делать что-то плохое русскому народу? Ну а если что, на всяких дураков, буде такие появятся, есть же могучее КГБ. Какими же мы были в этом вопросе простаками, причем теоретически. И вот сегодня все стало как-то очень странно; с ног на голову, можно сказать, перевернулось. Например, получить какую-либо пищу я могу практически только из руки кавказца, оплатив при этом и его тоже пищу. На всё съедобное в России эти люди наложили свою руку. Говорят - за грехи нам.

тов.Сухов / 01.10.2010 12:32

28. Лючии

Какое отребье? Мы все тогда выпивали, по крайней мере, все, кто в общагах жил: русские, дагестанцы, чеченцы, евреи,украинцы, кабардинцы, таджики... Сохранялись еще остатки советского братства. Я просто думал найти общих знакомых: я в Герценовском учился, на истфаке, а вышеупомянутый Закир был моим соседом по комнате, лучшим другом и "собутыльником".

Ерусалимецъ / 01.10.2010 11:38

27. Re: Соцветие Дагестан

Кстати. тот дагестанец и чеченец были монархистами. А вот многочисленные украинцы, что учились у нас - те. конечно, подленько презирали и Россию и ее царей, а на вопрос. зачем здесь учатся только щурились.

lucia / 01.10.2010 10:22

26. Ерусалимецъ

Я не так веселилась. как Вы описали. Так что знакомых среди такого отребья не имелось. Как звали не помню. У нас на курсе было 150 человек.

lucia / 01.10.2010 10:18

25. В опровержение п.20

\ Сколько сил и средств было вбухано в формирование на пустом месте "национальных культур"! \Филимонов Да, приходится в воспитание человека "вбухивать" и силы, и деньги и много еще чего. Если сожалеть о человеке, а не о деньгах... Вообще, очень трогательно вот это: "вбухивать силы и средства" , лучше бы и Кудрин не сказал. Про "пустое место" - это без комментариев. \ Нельзя любить "народ", можно и нужно любить людей, а не названия их сообществ. Как мы прекрасно знаем, некоторые "национальности" изобретены коммунистами... \ Да, теперь крайности другие - общечеловека конструируем. Получается, народов как бы нет, есть отдельный человек. Но, это еще пока только желание, цель глобализации, но не факт. Национальность не имеет значения для оценки человека, хорош он или плох; а для понимния человека большое значение имеет. Как любить-то будете, если особенностей не понимаете? \ Так эта графа "национальность" ...и сделала возможным распад СССР \ Ладно, народов не существует, это мираж, выдумки коммунистов и пр. А СССР что тогда разрушило - графа в анкете? Есть и другие мысли (Длинная цитата ,чтобы не тратить больше время на споры с представлениями, которые уже "молью поедены"): " Вплоть до конца 80-х годов история нашей страны совершалась в основном как социальная история. Сегодня она явно приобретает черты истории народов. На мой взгляд, начиная со второй половины 80-х годов, на всей территории бывшего Советского Союза идет этническая революция. «Артельный» способ жизни в едином многонациональном государстве был обусловлен определенными конструктивными особенностями Российской Империи, а до известного времени и СССР. Как известно, у нас практически все национальные группы имели исторически сложившуюся территорию, на которой они могли развиваться как этносы. Ситуация стала коренным образом меняться примерно с середины 50-х годов. Динамическое развитие экономики, рост благосостояния, усовершенствование транспортной техники привели в непосредственное соприкосновение этнические массы с весьма разной культурой и укладами жизни. Возникли мощнейшие миграционные потоки, направление которых определялось отнюдь не этнокультурными границами. Эти потоки перемешивали этносы в самой их толще. Ин- тенсивность процесса быстро нарастала, значительно перекрывая возможности взаимной адаптации. Несовпадение реальных процессов с представлениями о том, как этим процес- сам следовало бы идти, вызывает раздражение у политиков, свято верящих в универсальность западной концепции «прогресса». Раздражение это сродни той реакции на сопротивление, которая характерна для утопического сознания: если общество не хочет подчиняться предписаниям Разума, то... тем хуже для общества! " (Андреев А. Этническая революция...)

Елена KN / 01.10.2010 07:16

24. 23. Провинциал

Уточнение… я не зачеркивала весь советский опыт жестоким словом «утопия». Неприменим он в одном: Если собираются в эту «семью народов» по непонятно- какому признаку, все подряд (не в упрек нашему прошлому будет сказано). Это гарантирует хаос и развал в дальнейшем. Сразу оговорюсь, не могу принять «принцип крови» как основу государства и взаимоотношений с людьми. Объединяются те, кто может исторически спокойно уживаться вместе, не разрушая общее государство. То, что называется «общая историческая судьба». Вот, для такой «семьи», не раздираемой противоречиями, применим и ценен советский опыт, о котором пишет Русский Сталинист. Культурно-национальное развитие каждого народа (язык, литература, искусство) и патриотизм общей Родины, общего дома, свободные взаимоотношения между людьми, без копания в национальном вопросе (без излишних опасений и подозрений, которые в семье и неуместны). «Присоединение (неприсоединение) того или иного народа к формирующейся интегральной структуре, скорее всего, будет определяться совершенно индивидуально. Решающее значение при этом будет играть, по-видимому, не столько однородность, сколько взаимная совместимость народов, различающихся по своим этнокультурным корням и традициям.» (Андреев Андрей. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства).

Елена KN / 30.09.2010 16:13
Загрузка...
Александр Костюнин
Вешки
Поморские заметки
02.11.2013
Я числюсь по России!
О международном литературном конкурсе «Купель» и не только...
04.06.2012
Завет Мастера
Памяти Вячеслава Тихонова
10.12.2009
Все статьи Александр Костюнин
Последние комментарии
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от грешник Вова
02.08.2021 17:46
Национальность всё ещё вне закона?
Новый комментарий от Полтораки
02.08.2021 17:34
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
02.08.2021 17:28
«Украина превратилась в сырьевой придаток Европы»
Новый комментарий от АБС
02.08.2021 15:59
Православная общественность Владивостока встревожена
Новый комментарий от Советский недобиток
02.08.2021 13:43
Пьяные, злые и порочные
Новый комментарий от Наблюдатель
02.08.2021 12:02
Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви
Новый комментарий от Игорь
02.08.2021 11:42