Уважаемое собрание, всечестные отцы, братья и сёстры!
Мне, русскому человеку, которому выпала честь писать о великом Сибирском пастыре митрополите Филофее, не даёт покоя один, крайне важный вопрос. Что означало собой это уникальное, а для Сибири так и вовсе выдающееся событие, каковым является обретение святых мощей святителя Филофея Лещинского?
Что это? Для чего нам было послано такое необычайное явление? Ведь всё это как-то относится к нам, я бы сказал даже, конкретно к нам - к людям, живущим в это тревожнейшее для России время начала XXI века. И что всё это знаменует в отношении всей Сибири?
Мы же понимаем, что обретение мощей имеет и некий сакральный подтекст, что это не просто какое-то неординарное происшествие, то есть, не какое-то там археологическое открытие или редкостная находка, что это не только повод к радости, который, увы, для многих из нас, становится потом формальной отметкой в церковном календаре. Вдруг обретаются, казалось бы, навсегда утерянные для России святые мощи, а вместе с тем, с новой силой вспыхивает имя самого великого миссионера и просветителя, вспыхивает не когда-нибудь, а именно в этот наш слишком уж затянувшийся период русской духовной смуты. И разве такое событие не следует воспринимать как своеобразный и совершенно недвусмысленный знак перста Божия. А как иначе?
Я тут как-то задумался, пытаясь определить для себя главное качество человека. Понятно, что самое ценное в человеке, вернее сказать - безценное, это, разумеется, образ Божий. А вот какое в нас главнейшее качество? Ум? Честь? Совесть? Милосердие? Смирение? Доброта?.. Кажется, всё перебрал, и ни на чём не мог утвердительно остановиться. Но совершенно неожиданно пришёл к выводу, что самое главное качество человека - память. Память! Ну, кто мы без памяти? Мы не знаем не имени своего, ни родителей, ни предков... Мы не знаем своей истории, не знаем, не ведаем Бога, а значит, живём вне Истины, вне высшей правды о человеке. Вот это как раз то, что с нами проделывали на протяжении почти всего XX века, и до сих пор стараются если уж не стереть нашу память, то хотя бы замутить, зачернить, исковеркать её до бессмыслицы, до абсурда. Именно для этого нам всё время подсовывают, так называемые «демократические ценности» и прочие «гуманизмы», которые размывают основы морали и нравственности, укоренённые в народной памяти, а в случае России, укоренённые в первую очередь в христианстве.
Мне могут возразить, мол, в последнее время как никогда ощущается взаимодействие Церкви и государства, представители власти стоят на службах со свечками, умело кланяются и так далее. Но я уже взрослый человек, вы мне дела покажите.
А дела, творимые в государстве, свидетельствуют об обратном.
Продолжается духовное растление нации. Продолжается разламывание русского географического пространства, оплаченного кровью и потом наших безчисленных православных предков. Продолжается культурный кризис, выпуск необразованной молодёжи, не знающих, что такое Россия и на чём она держится, не способных постоять за себя. Продолжается разрушение семьи, несмотря на какие-то формальные поддержки властей, но что они значат, когда ежеминутно и ежечасно - с утра до ночи - транслируются потоки измен, насилия, похоти... Да о чём говорить, если на наши с вами деньги в России ежегодно убивают миллионы младенцев посредством официально разрешённых абортов! Мы что, не видим, чем это аукнулось нам, и ещё аукнется, без всякого сомнения.
Беда накрыла Россию, а у нас всё празднуют, всё гогочут...
Настоящий разгул беспамятства.
Общемировая ситуация, отягощённая глобальным экономическим и экологическим кризисом, вынуждает мировые силы искать новые перспективные спасительные пространства. К Сибири сейчас самое пристальное внимание. Здесь средоточие колоссальных резервов развития и выживаемости. Но здесь же - критическая духовная и демографическая обстановка. Духовная - из-за недальновидной политики властей, допускающих едва ли не повсеместное возрождение национальных языческих культов, а также обилие сект и антихристианской деятельности, а ко всему - нехватка миссионерских кадров, и проблемы с собственно миссионерской практикой и подходами. Демографическая - из-за уменьшения численности русских жителей, и тихого ползучего замещения их не коренными народностями России, но представителями иных государств. И вот, в этой самой замети, посреди всех этих трудностей и обстоятельств, нам являются мощи святого подвижника, неутомимого сибирского пастыря-миссионера святителя Филофея Лещинского. Господь указует нам на это славное имя, словно возвращая нам память о том, как действовал сей великий просветитель Сибири, и как надо сегодня действовать, дабы не дошло дело до худшего и катастрофического.
Но всё это адресовано и властям. Я не случайно поднимаю эти две величины: власть и Церковь. Судьба России всегда зависела, и будет зависеть от результата их взаимоотношений. Но основным определяющим фактором будет то, насколько эти взаимоотношения соответствуют воли Божией о России. В начале XVIII века, во времена Петра Великого и святителя Филофея, эти взаимоотношения, по большому счёту, можно сказать, не противоречили пути, намеченному Всевышним.
Кстати, не так уж сложно понять волю Божию, по крайней мере, в общем и главном, - спросите любого православного человека. Но что делать, когда власти не следуют воле Божьей? Когда нам - под любым соусом, в любой обёртке - навязывают то, что противно, то есть, явно противоречит Божественному устроению и предназначению России? Ведь ясно же, что, так называемая, демократия и христианство несовместимы ни по каким параметрам, ибо, так называемая, демократия базируется на том, что ставит человеческое выше Божественного, и служит оправданием всякого греха и пороков, в том числе, самых постыдных.
Счастье, когда государственная воля сливается с волей Божьей.
Успех миссии свт.Филофея - в немалой степени - в глубоко провидческом, стратегическом плане Петра, нацеленного на расширение русского пространства, на духовное освоение всей великой Сибири, как гигантского плацдарма развития, на включение её в орбиту Руси единственно верным и освящённым свыше путём: путём христианской проповеди среди сибирских народов, пребывавших во тьме язычества и шаманских культов. И Филофей - как миссионер, был, безусловно, проводником этой осмысленной государственной политики, что отвечало и его внутреннему горению.
Здесь уместно было бы напомнить тем, кто под флагом возрождения национальных культур, пытаются возродить именно языческие традиции, во всяком случае, не препятствуют этому. Помните, что в те, не столь отдалённые времена, подавленные страхом перед языческими божками остяки, вогулы, тунгусы, ненцы, якуты вели примитивный до скудости образ жизни, представляя собой разрозненные, бесправные племена, и находились под жёстким гнётом сибирских ханов, по понятным причинам, заинтересованных в их невежестве.
Русская православная миссия, а она включала не только священнослужителей и миссионеров-подвижников, но и служивых казаков, и чиновных людей, и простых крестьян, положила конец угнетению сибирских племён, предоставив им равные условия для развития.
Русь-Россия смогла получить свои громадные территории исключительно во исполнение своей христианской миссии. Правда, теперь можно услышать мнение, что те времена - это всё уже давняя, затянутая дымом история, что каждое время решает свои задачи, что в данный момент требуются другие подходы, в том числе, другая национальная политика; тут и там - к месту и не к месту - всё подсовывают пресловутую «толерантность». Вы только представьте себе толерантность христианской проповеди... Озаботься этой самой толерантностью святитель Филофей, и вся его миссия завершилась бы полнейшим крахом. Да, попросту, была бы и невозможна.
Вклад святителя Филофея в просвещение и духовное окормление Сибири поистине неоценим.
Его опыт сейчас, как никогда актуален.
Его отличительный стиль - любовь и бесстрашие.
Для любви нет преград, нет страха. Он любил этих детей Сибири. Он заступался за них перед любым начальством. За его любовью и бесстрашием стояла Божия Правда, которую он нёс этим людям. И они полюбили его. А любовь открыла дорогу к вере, и они приняли её своим сердцем, и их сыновья были преданы ей, и завещали её своим потомкам.
Благодаря этому сибирские племена влились в общую семью народов России, став её полноправными гражданами.
Времена действительно изменились, но русская миссия - неизменна!
Человечество хочет жить. Вопрос: ради чего? И тут уж каждая нация ищет свои ответы. Русский ответ, утверждённый - подобно тому, как утверждаются столпами своды - святыми трудами и жизнями Александра Невского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, великих подвижников и святителей, в числе которых и имя Филофея Лещинского, имена лучших дочерей и сынов Отечества, этот русский ответ непреложен и не отменим:
Россия - страна Божьей Правды, справедливости, и братства народов.
Миссия русских - нести миру свет Евангелия, и в первую очередь - народам, живущим с ними на едином, совместном геопространстве. Поэтому, изучая миссионерский опыт святителя Филофея, мы должны говорить о необходимости нового осмысления христианского просвещения, с учётом реалий современного мира, в котором неизменна главная Правда: правда о Боге и человеке, - ради сохранения жизни, ради самих себя и будущих поколений, но больше - ради Любви, ради того, чтобы жила и светила миру наша Россия!