Вопрос: Ваше Преосвященство, недавно на нашем сайте были опубликованы Ваши слова, направленные на обличение экуменизма. Публикация этих небольших заметок вызвала в интернете крайне агрессивную реакцию со стороны некоторых лиц. Как Вы считаете, с чем это связано?
Диаволу ненавистно обличение. Агрессия и злоба это его оружие. Все эти клеветники, пишущие в интернете всякие гадости и небылицы про нашу Епархию, творят его волю, ибо не ведают, что творят. Слава Богу, что помимо такой реакции есть реакция и прямо противоположная – многие люди пишут мне и выражают поддержку и солидарность.
Вопрос: Почему же организация ночных служб в Свято-Стефановском кафедральном соборе вызвала такое, не побоюсь этого слова, беснование у некоторых «православных экспертов»?
Здесь уже сам вопрос содержит в себе ответ – иначе как бесовскими нападениями все это, и назвать нельзя. Ведь, что произошло, по сути? Основной храм Республики перешел на круглосуточный график работы. У прихожан появилась возможность в любое время дня и ночи прийти в Храм, помолиться Богу. Это очень важно. Представьте себе, что у человека ночью случилась беда. Куда пойти? В магазин за водкой? Ведь многие наши храмы, к моему великому сожалению, мало доступны для прихожан. Таинство исповеди проводится раз в неделю по субботам. Дошло уже до того, что некоторые люди считают исповедь всего лишь как бы составной частью Таинства Причастия. Отчасти это так и есть – исповедь является необходимым условием для принятия Святых Христовых Тайн, но она может быть совершена и без причастия, для облегчения души и отпущения грехов. Мы же, предоставили людям возможность прийти в Храм, поучаствовать в Богослужении, исповедаться, если душа этого просит, обратиться к священнослужителю за советом и поддержкой в любое время дня и ночи. Ведь многие днем работают. Необходимость каждый день думать о хлебе насущном, лишает людей возможности пойти в храм. И это тоже является инструментов отторжения людей от Бога. А мы устранили это препятствие – естественно это не могло не вызвать нападки бесовских сил. Сколько гадости и клеветы было вылито на Епархию по этому поводу! Для меня это является лишним подтверждением того, что дело было сделано хорошее и нужное.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать то, что после этих публикаций и последовавшей за этим полемики в прессе, многие пытаются проводить параллели между Вами и бывшим епископом Диомидом (Дзюбаном)?
Это не более чем провокация. Видимо есть определенные круги, которым на данном историческом этапе нужен новый Диомид. Но эти надежды не только напрасны, но и нелепы. Я всегда был и остаюсь верным чадом Русской Православной Церкви, в которую я пришел в юном возрасте, и явственно ощутив присутствующую в ней, и только ей свойственную благодать, никогда не сверну с пути послушания Матери-Церкви, хотя и не могу скрыть того, что действия некоторых церковных политиков внушают мне печаль. Но я верую – Церковь выстоит, Россия воскреснет, по молитвам множества святых мучеников и исповедников, проливших свою праведную кровь во имя чистоты Православной Веры!
Вопрос: А правда ли то, что на Соборе Вы оказали поддержку епископу Диомиду и выступили в его защиту?
Да, правда, но здесь важно понимать то, что я оказал поддержку Диомиду не в его заблуждениях, а просто попытался морально поддержать всеми гонимого, несчастного человека. У меня сложилось впечатление, что он стал жертвой обстоятельств. Его попросту использовали. И когда на него посыпались бесчисленные оскорбления, то не нашлось никого, готового проявить сочувствие. Причем подавал я свой голос, прекрасно понимая, что он ничего не изменит в сложившейся ситуации и попросту утонет в потоке «праведного возмущения». Да, Диомид был неправ, но зачем же было так яростно травить его? Как говорит наш Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Когда истину начинают доказывать с пеной у рта – она перестает быть истиной».
Вопрос: Владыка, ни для кого из православных пользователей интернета в нашей Республике, не является секретом то, что Вы ведете миссионерскую деятельность в интернете, в т.ч. являетесь активным пользователем социальной сети «ВКонтакте». Многие, видя в Ваших друзьях, на этом ресурсе, маргинальных личностей, приходят в недоумение - как такие люди могут быть друзьями православному Епископу?
Все эти люди - мои дети. А дети бывают разные и не всегда они радуют родителей. Родители могут быть недовольны детьми, но это не означает, что они должны отказаться от них. Во враче, как известно, нуждаются не здоровые, а больные. И свой пастырский долг я вижу в том, что бы не гнушаться такими людьми, а способствовать обращению их к Вере. И я вижу, что многие обращаются. Даже содержимое страничек «ВКонтакте» начинает меняться к лучшему. Непонятные картинки заменяются на православные иконы, цитаты из Ницше и песен рок-групп, на изречения из Святого Писания. Верю, что и в душе этого человека происходит тоже самое.
Вопрос: Что Вы, вообще, думаете об интернете и массовом увлечении социальными сетями? Не могут ли подобные увлечения интернетом, даже православным, отвлечь от выполнения христианином его прямых обязанностей? Ведь пойти в храм сложнее чем включить компьютер?
Господь сказал: «без меня не можете творите ничесоже…» и по словам старца о. Иоанна (Крестьянкина) и компьютер и интернет изобретены человеком не без Господа. Другое дело, что один человек использует эти железки для того, что бы служить Богу и Церкви, а другой занимается всякой мерзостью. Это вопрос выбора. С другой стороны интернет переполнен всякой нечистотой. Ужасает обилие порнографии. Заметьте бесплатной! В других странах для доступа к этим ресурсам всякого рода извращенцы вынуждены платить деньги и не малые. Вообще, как известно, ничего бесплатного не бывает. Даже сыра в мышеловке. Сыр куплен человеком и положен в мышеловку как приманка для глупой и жадной мыши, которая, в свою очередь, расплатится своей жизнью. Вряд ли люди, занимающиеся распространением бесплатной порнографии, делают это из «любви к искусству» в свободное от основной работы время. Кто-то оплачивает их «труд», а кому это выгодно – догадаться не сложно. Как и многое другое это направлено на разрушение моральных устоев русского народа. Взять, например, Китай. В этой стране организована беспрецедентная система интернет безопасности, известная как проект «Золотой Щит» иначе «Великая Китайская Электронная Стена», созданная для того, что бы оградить население этой страны от порнографии и прочей заразы. То есть для Китая информационная безопасность – вопрос стратегический. У нас же мы пока наблюдаем нечто, совсем противоположное. Нельзя одновременно создавать телепрограммы типа «Дома-2», показывать в телеэфире совершенно аморальных людей, как пример для подражания, развивать в людях стремление к обогащению любыми средствами, показывать фильмы пропагандирующие чуждые нам ценности, насилие, жестокость, половую распущенность и при этом говорить о борьбе за нравственность подрастающего поколения.
Что же касается Православного интернета, раз есть вся эта мерзость, то в противовес ей, Православная Церковь обязана присутствовать во всемирной паутине, и по мере сил, с любовью и терпением вести проповедь Слова Божия и пытаться оградить наших детей от душепагубного влияния, звать их к Богу. И если в результате этой деятельности, будет спасена хоть одна душа человеческая, то наш труд не пропал даром. Безусловно, человеку воцерковленному и всерьез верующему это все уже не нужно. Он должен стоять выше этого. Но если человек придет к Богу через интернет, то в этом нет ничего плохого. Глядишь потом, и откажется от ненужных железок, почувствовав на себе действие благодати Божией, обильно изливаемой в Православной Церкви. Поверьте мне, я вижу людей приходящих к вере через интернет. Если человек искренне ищет Истину, то с Божией помощью он найдет ее и в интернете, ибо «дух дышит, где хочет», и наш долг помочь такому человеку.
Вопрос: Владыка, как сейчас обстоят дела в Епархии?
Слава Богу за все! На сегодняшний день в Епархии насчитывается 352 храма с молитвенными домами, в среднем на 2000 человек населения приходится один храм. Это хорошие показатели. Нужно учитывать, что Республика Коми отличается от центральных областей России. У нас большие расстояния между населенными пунктами и зачастую людям тяжело добраться до храма. Поэтому я вижу нашу задачу в создании пусть и небольших храмов, но в каждом населенном пункте. Несмотря на это у нас предъявляются большие требования к уровню образования священников. Епархия имеет свое духовное училище. Среди наших священнослужителей двое докторов и четверо кандидатов наук. Более 60% священников имеют высшее образование.
Епархия проводит большую социальную работу. На базе архиерейских дач в п.Визябоже, Корткеросского района Республики и в п.Капустино Краснодарского края действуют детские оздоровительные лагеря, где проводят летний отдых дети из нашей Республики. При наших монастырях живут и воспитываются дети-сироты. Двое из них Александр и Алексей из Троице-Стефано-Ульяновского монастыря два года жили у меня дома, поскольку им было необходимо провести коррекцию речи, а это было возможно только в республиканской столице. Они меня даже папой называли. Сейчас они вернулись в Троице-Стефано-Ульянов монастырь, который стал их домом. Учатся в местной школе и учатся хорошо.
Я очень люблю детей. Часто сам совершаю Таинство Крещения и делаю это с удовольствием и любовью. Устраиваю детские праздники в Доме епископа, который служит, не только местом моего жительства, но в нем регулярно проводятся различные мероприятия, концерты, все это проходит в очень теплой и радостной душевной атмосфере. Не только протестанты, но и мы - православные люди способны радоваться и душевно общаться за чашкой чая. Только в отличие от протестантов, мы имеем не только душевное общение, но и духовную жизнь. Мы имеем Таинство Евхаристии, в котором наша поврежденная человеческая природа получает исцеление от самого Господа через принятие Святых Христовых Тайн. Поэтому обращаюсь к молодым людям – приходите к нам пообщаться. Объявления о предстоящих праздниках регулярно публикуются на епархиальном сайте.
У нас организована раздача бесплатного питания малоимущим людям, на подворье Кылтовского монастыря в Сыктывкаре, а также в Ухте и Воркуте.
Но конечно есть и трудности. Например, бедственное состояние кровли в Свято-Стефановском кафедральном соборе. Нам крайне необходимы кровельная медь, доски, стропила. Мы с благодарностью примем не только финансовые пожертвования, но и помощь строительными материалами, продуктами питания, и будем всегда рады людям, желающим потрудится во Славу Божию и во спасение своей души на восстановлении храмов нашей епархии.
Божие благословение да будет со всеми вами!
Впервые опубликовано на сайте Сыктывкарской и Воркутинской епархии