Уже три недели православный Рунет на все лады обсуждает обращение группы клириков и мирян из Молдавии на имя Святейшего Патриарха Кирилла. Озаглавлено оно вызывающе - «Открытое письмо группы клириков и мирян об экуменических деяниях Патриарха Кирилла». Из самого названия ясен его скандально-обличительный характер. Мы получили текст письма вскоре после публикации, однако не торопились реагировать, ожидая официальной реакции. Увы, прошло три недели, а никакой реакции официальных представителей Церкви нет. Повторяется история с публикацией воззвания бывшего Чукотского епископа Диомида, когда на сайтах радикалов шло бурное обсуждение, а наш официоз молчал.
Итак, 25 мая в Кишиневе в зале Союза писателей состоялось собрание сторонников Общества Блаженной Матроны Московской. По результатам собрания многочисленная группа священнослужителей и мирян подписала обращение к Предстоятелю Русской Православной Церкви. Его текст был опубликован на сайте Общества Блаженной Матроны Московской, однако, как сообщают инициаторы письма, сайт к концу дня был заблокирован. Видимо, авторы письма готовились к этому сценарию, а может быть и сами организовали историю с блокировкой сайта (сейчас сайт функционирует, хотя несколько дней, действительно, был не доступен), но обращение было продублировано на нескольких ресурсах, в том числе на сайте «Информ-Религия» и информационно-аналитическом портале «Наша Молдова». Из известных российских ресурсов письмо опубликовал через пару дней, насколько нам известно, только Портал-Кредо.Ру.
Вот текст этого обращения (стилистика сохранена, кое-где только поставлены запятые):
«Ваше Святейшество!
С достоинством к Первосветительскому сану, с болью в сердце, обращаемся к Вам, мы, православные верующие Молдовы. На протяжении года мы ожидали, что Ваши действия пойдут по руслу святоотеческих преданий и Вы поведете вверенную Вам Богом паству по спасительному пути. Но, к сожалению этого не произошло, участие РПЦ МП в экуменическом движении за последний год заметно активизировалось. Вы стали политическим лидером, а не печальником Земли Русской. Ваши встречи в верхах, на всевозвожных конференциях, на международных религиозных саммитах преследуют другую, чуждую православному народу цель, которую Вы выразили еще будучи митрополитом, в 1991 году, на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре. Тогда, обозначив роль ВСЦ, Вы сказали: «Всемирный Совет Церквей является нашим общим домом, и тот факт, что православные воспринимают его как свой дом и хотят чтобы этот дом был колыбелью единой церкви, подтверждает особую ответственность православных за судьбу ВСЦ» и посоветовали при этом участникам «взять с собой и понести к себе, донести до своего народа» то, что происходило на ассамблее. Ваше тогдашнее утверждение прозвучало в полном созвучии с миссией ВСЦ, которая призывает «созидать видимое единство Церкви Христовой в единой вере и едином евхаристическом общении». Таким образом, и Ваши нынешние действия и высказывания являются плодом участия Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и претворяют в жизнь провозглашенный Вами тогда принцип, цель которого - создание единой церкви, в нашем понимании церкви антихриста.
Ваше Святейшество!
Мы, нижеподписавшееся православные верующие, являясь и оставаясь членами Русской Православной Церкви, заявляем, что отмежевываемся от всех Ваших высказываний на религиозных международных ассамблеях, встречах и саммитах в Канберре, Ереване, Москве, Баку и т.д. и от всех предпринимаемых Вами в последнее время шагов нарушающих каноны Святой Православной Церкви.
Мы свидетельствуем, что Вы нас не представляете, и все Ваши утверждения на международных встречах не представляют всю полноту Русской Православной Церкви, а являются Вашим личным мнением и тех которые его разделяют.
Поэтому, не желая быть соучастниками в делах тьмы, в созидании «единой церкви», мы требуем:
1. Выхода Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей;
2. Прекращения деяний и высказываний, нарушающих каноны Святой Православной Церкви Вами и другими иерархами Церкви и Вашего личного покаяния.
Также свидетельствуем, что все те архиереи и священники, которые не поднимают своего голоса в защиту Матери-Церкви от лукавых действий вовлекающих Ее в ересь экуменизма, ведущую в путь погибели, сами являются поборниками этой ереси и ее соучастниками, ибо молчанием предается Бог».
Письмо, как сообщают его подписанты, направлено в адрес Св. Синода Русской Православной Церкви. Позже были опубликованы имена клириков и мирян, подписавших обращение. Среди них игумен, иеромонах, иеродиакон, 13 протоиереев, 7 иереев, диакон, двое монашествующих и 349 прихожан. Затем в интернете был развернут сбор подписей под обращением на сайте www.OnlinePetition.ru. К 14 июня было собрано более 360 подписей. Впрочем, цена этих подписей невелика, ибо сбор проводится неквалифицированно, о чем свидетельствуют такие подписанты, как: Кай Врагнародов православный сатанист-нигрогностик; Новодворская Валерия Ильинична; дважды Фролов Кирилл Александрович, председатель Ассоциации Православных Экспертов (один раз с припиской: Карфаген миссиофобии должен быть разрушен!); Аввакум, раскольник-рецидивист... Хотя есть там подписи и вполне реальных людей, разделяющих идеи молдавского воззвания. В любом случае, несколько сотен верующих совершили антипатриарший демарш. И это серьезно!
Письмо молдавских клириков и мирян - грустное и тревожное явление на фоне тех процессов, которые происходят в Русской Православной Церкви и в мировом Православии. Грустное - поскольку в очередной раз показывает скудость трезвомыслия у искренних поборников чистоты веры, тревожное - поскольку в очередной раз мы видим, как православных весьма успешно используют в своих интересах враждебные Русской Церкви силы.
Конечно, в первую очередь бросается в глаза тон письма. Он - нарочито вызывающий, не предполагающий мирного сценария решения проблемы. Такие выражения, как «Вы нас не представляете», «мы требуем Вашего личного покаяния», обращенные к Предстоятелю Церкви, означают, что его авторы готовы идти на разрыв. Это весьма прискорбно, ибо известно, что подписавшие письмо клирики являются искренними борцами за чистоту православной веры. Насколько нам известно, именно их исповедническими действиями была демонтирована менора, установленная кишиневской иудейской общиной демонстративно в центре столицы Молдавии у памятника св. королю Стефану Великому. Инициаторы письма были главными организаторами международной православной конференции «Исповедание веры между любовью и толерантностью», которая прошла 8 февраля с.г. в Кишиневе. И все это делалось на строгой церковной основе. Но тут, увы, трезвомыслие этим людям изменило, что весьма прискорбно...
Очевидно, что этим письмом его авторы поставили в очень сложное положение митрополита Кишиневского и всей Молдавии Владимира (Кантаряна). Можно сказать даже точнее - они «подставили» своего владыку. А ведь именно благодаря его твердой позиции им удалось выстоять в истории с демонтажем меноры, без его благословения не состоялась бы важная конференция, посвященная губительной идеологии толерантности. Очевидно, что теперь всякие проходимцы начнут кампанию против митрополита Владимира, типа «как допустил», «куда смотрел», «на своем ли он месте» и т.п.
Обстоятельства публикации обращения и политическая ситуация в Молдавии заставляют предположить, что здесь, как и в случае с воззваниями бывшего епископа Диомида, не обошлось без внешних влияний. В самом деле, обращение написано столь вызывающе, что единственным выходом для церковной власти очевидно станут прещения в отношении его подписантов. Да и сами молдавские клирики писали письмо, вряд ли всерьез рассчитывая, что Патриарх Кирилл в результате публично покается (непонятно, кстати, в чем), а их наградит митрами и крестами за ревность в исповедании веры. Сомнительно также, что они писали письмо из-за любви к наказаниям. При этом логично предположить, что если не все, то большинство из подписантов думали о возможных последствиях своего шага. Значит, напрашивается единственный вывод: после неизбежных прещений от канонической власти (запреты в служении, снятие с должностей и пр.) те, кто с этим не смирится, намереваются уйти из Русской Православной Церкви.
Самый интересный вопрос: куда? Очевидно, что в Бессарабскую митрополию им будет уходить несподручно, поскольку экуменические тенденции в Румынской Православной Церкви куда более очевидны, чем в нашей. Любопытно, что на одном из «ревнительских» сайтов, где было опубликовано обращение, с гордостью сообщалось, что подписанты получили благословение от известного румынского старца. Интересно, почему румынский старец не благословляет такое письмо в адрес своего Патриарха? Ведь Румынская Церковь так далеко продвинулась в деле экуменизма и модернизма, что там уже служатся совместные богослужения с Папой и другими христианскими лидерами, которые для православного сознания находятся вне Церкви.
Таким образом, можно предположить, что клирики, подписавшие письмо, если они не покаются и не откажутся от своего обращения, о чем пока не слышно, уйдут в какой-нибудь раскол.
Расколов в Православии сейчас много, но практика показывает, что уходящие в раскол группы не стремятся примкнуть к кому-то, но создают свою «самую истинную православную церковь». Поэтому можно предположить, что молдавские диссиденты попытаются создать что-то типа «Истинной православной молдавской церкви». И тут уместно напомнить, что минувшей осенью к власти в Молдавии пришли либеральные прозападные силы, открыто взявшие курс на интеграцию в Европу и на свертывание отношений с Россией. При этом нынешние власти, как и на Украине в недавнем прошлом, сочетают в своей идеологии либерализм (западничество) и национализм, густо замешанный на русофобии. А значит, им ненавистен сам факт того, что главной Церковью страны является Молдавская митрополия Русской Православной Церкви. А это в свою очередь значит, что нынешний молдавский истеблишмент наверняка будет стремиться реализовать у себя украинский сценарий времен Ющенко: «независимой державе свою церковь». Но где ее взять эту «свою немосковскую церковь»? И тут весьма кстати может оказаться демарш «молдавских ревнителей».
Конечно, нет никаких оснований подозревать авторов письма в сговоре с прозападными властями Молдавии. Здесь, скорее всего, имеет место совпадение интересов, а потому говорить уместно о том, что аналитики любят называть «управлением по тенденциям». Поэтому нельзя исключать, что недовольство молдавских клириков ловко используют нынешние антироссийские власти Молдавии. Задача-минимум - расколоть единство Русской Православной Церкви в Молдавии, задача-максимум - создать свою псевдоавтокефальную церковь, наподобие филаретовской на Украине.
И тут мы видим удивительное совпадение интересов антироссийских сил в Молдавии и наших московских неообновленцев, которые уже не раз открыто заявляли, что они хотят организовать «маленький раскольчик» в Церкви, чтобы загнать туда всех традиционалистов, мешающих им проводить «перестройку в Церкви», внедрять «передовые технологии миссионерства». Поскольку консерваторов в Русской Православной Церкви оказалось очень много, одним «раскольчиком» дело ограничиться не может. Отсюда все эти шизофренические завывания о «криптодиомидовском подполье» в Церкви.
Все это очень напоминает те технологии, которое использовало в 30-е годы прошлого века НКВД в деле создания виртуальных заговоров. Вот свежий пример, энкаведешных технологий, которые используют духовные наследники Ягоды, Ежова и Берии. На него обратили мое внимание коллеги. Неутомимый Кирилл Фролов уже откликнулся на молдавское обращение репликой в своем ЖЖ. Сама по себе она малоинтересна, поскольку там повторяется обычный набор пустопорожних фроловских заклинаний. А вот короткая переписка с его единомышленником иркутским дьяконом Белоусом весьма любопытна. Этот дьякон в духе «находчивых» следователей НКВД обратил внимание Фролова, что молдавское воззвание появилось вскоре после заявления епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима против экуменизма. И как сразу оживился главный «православный эксперт»! Тут же следует команда дьякону: «Жду от вас записку по этому поводу». Весьма вероятно, что фролеры сейчас попытаются создать из молдавского обращения проект «Диомид-2», приклеив епископа Питирима к молдавскому воззванию. Предварительная артподготовка, как видим, уже началась нападками на Сыктывкарского владыку.
Говоря о молдавском обращении, было бы несправедливо не отметить, что оно возникло не на пустом месте. Оно отражает реальную тревогу многих верующих участившимися в последнее время контактами с Ватиканом и активизировавшимися выступлениями неообновленцев, которые без зазрения совести вещают о необходимости «модернизации и перестройки» Церкви. В обращении, правда, речь идет об экуменизме. А в строгом смысле слова под экуменизмом подразумевается участие Православных Церквей в деятельности Всемирного совета церквей, который создан протестантскими деноминациями. Именно лидеры ВСЦ сформулировали «ересь ересей», когда заявили о необходимости создания единой церкви. Католическая же церковь в ВСЦ не входит, никакой новой церкви создавать не собирается, а стремится только подчинить власти Папы Римского протестантские сообщества и Православные Церкви (путем унии). Однако в народном сознании под экуменизмом подразумевается всякое отступление от чистоты православной веры. И авторы письма, наверное, имели в виду именно угрозу филокатоличества и неообновленчества.
И неудивительно, ведь целый ряд последних высказываний нашего «министра иностранных дел» митрополита Илариона (Алфеева) вызывает смущение у очень многих верующих, о чем приходится слышать и там и сям. Мы, конечно, понимаем, что нашему Священноначалию приходится учитывать мнение государственной власти, которая сейчас активно выстраивает некую конфигурацию пророссийских сил в Европе. И, видимо, какая-то важная роль в этой конфигурации отводится Ватикану. Иначе не объяснить, с чего это вдруг у нас начались такие шашни с Римским Понтификом. При этом власти, видимо, активно вовлекают Церковь в содействие решению внешнеполитических задач государства. По обыкновению извлекать уроки из истории наши политики не хотят, считая себя умнее своих предшественников. О последствиях для Российских Государей и советских лидеров, которые проводили политику улучшения отношений с Ватиканом, не так давно шла речь в материале РНЛ «Дмитрий Медведев через два года собрался в отставку».
И вот тут могла бы сказать свое веское слово Церковь, напомнив, что игры с Ватиканом небезопасны. Предостеречь политиков, как бы они не заигрались. Ведь именно Священноначалие должно опасаться процессов сближения с Ватиканом, ибо это неизбежно создаст проблемы прежде всего для нашей Церкви. Если такая политика будет продолжаться, молдавское обращение вполне может стать первой ласточкой серьезных нестроений в Церкви.
Что же касается самих авторов письма, то, судя по всему, они не понимают, чего добиваются. Прежде всего они не понимают такой простой вещи, что реализация их требования - выхода Русской Православной Церкви из протестантского Всемирного совета церквей - приведет РПЦ в лапы Ватикана. Этого ли хотят «молдавские ревнители»? Словом, составители письма против Патриарха Кирилла на деле подыгрывают филокатолическому лобби в нашей Церкви. Ведь о выходе РПЦ из ВСЦ наверняка мечтает и Папа Римский. Не маячат ли за спиною «молдавских ревнителей» вездесущие иезуиты?
Могут сказать: какая нам разница, ведь и католицизм, и протестантизм - ересь. Но разница все-таки есть. Об этом нам могут рассказать православные сербы, у них еще свежа память о геноциде православных, который осуществляли католики в годы Второй мировой войны, да и совсем недавно в годы гражданской войны после распада Югославии.
Каков же наименее болезненный выход из сложившегося положения? Думаю, все, кому небезразлична эта ситуация должны обратиться к священнослужителям и мирянам, написавшим скандальное письмо Патриарху, с увещеванием, с призывом одуматься. Дорогие отцы, братья и сестры, остановитесь и подумайте кому на руку ваше письмо. Дезавуируйте, пока не поздно, ваше обращение к Святейшему, испросите у Патриарха Кирилла и митрополита Кишиневского Владимира прощения за необдуманный поступок. Не ослабляйте Русскую Церковь еще одним расколом.
Молдавский соблазн должен быть преодолен. Преодолен во имя единства Церкви. Давайте вспомним, какою ценой было сохранено единство Русской Церкви в страшные годы богоборческих гонений, когда обновленцы уже, казалось, захватили все рычаги управления. Давайте помолимся, каждый в меру сил, о единстве нашей Матери-Церкви. Новомученики и Исповедники Молдавские, Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас!
28. 126. oniks : гавному на "Линии"- Анатолию Степанову(124)
27. 119. Александр Турик : Кто большевик?
26. 116. oniks : вопрос Анатолию Степанову
25. 100. Natalie
24. 101. Филимонов
23. oniks98
22. Пименову
21. oniks- 83
20. Пименову- 86
19. К.Олегу-90