Русское национальное образование: взгляд из-за океана

Выступление на XIV Всемирном Русском Народном Соборе

Новости Москвы 
0
195
Время на чтение 6 минут

Ваше Святейшество!

Ваше Высоко и -Преосвященства! Всечестные отцы! Дамы и господа!

Уважаемые участники и гости Всемирного Русского Народного Собора!

Наш представительный форум поставил в повестку дня своей работы вопрос о воспитании и образовании гражданина будущей России. Таким образом, подчеркивается, что это - наш общий крест. Долг всех русских, живущих и в Отечестве, и за рубежом. Глобализация делает границы прозрачными. Но смешения религий и народов не происходит. Что Господь разделил, то человеку по своеволию не соединить. Да и что общего между светом и тьмой?! Затаив дыхание, весь мир ждет, чем закончится борьба за «нового нового русского». Ведь широка натура нашего народа. Амплитуда характера колеблется от пушкинского Ленского с его «плодами немецкой учености и вольнолюбивыми мечтами» до блоковского скифа «с раскосыми и жадными очами». Кого выберет себе в вожди «племя младое, незнакомое»? Святых и подвижников, строителей и защитников Руси или «грядущего вселенского хама». Исход этой гигантской битвы за будущее России - «сердце мира», как называют ее геополитики, зависит от того, что завоюет сердца и умы молодого поколения россиян.

Мой богатый жизненный опыт позволяет сравнивать русскую и зарубежную образовательные модели. А также делать выводы и прогнозы о ходе реформирования духовной и светской систем российского образования. Позвольте хотя бы кратко поделиться моими соображениями с вами, уважаемые соборяне.

После своей глубоко верующей семьи первые уроки воспитания и образования я получила в сербской гимназии. Там, в гимназии, мы изучали не только обязательные предметы по программе, но и язык, культуру, историю братской страны, давшей приют нашим родителям и нам. Затем я училась и закончила Мариинский Донской институт благородных девиц - южный филиал знаменитого Смольного института. Его вывезли вместе с преподавательским составом и всем имуществом из Новочеркасска в Сербию. Беженцы из России унесли с собой в рассеяние богатый педагогический опыт «царской школы». В институте мы жили на полном пансионе и ходили в единой форменной одежде. Помимо сложившейся еще на родине учебной программы в институте преподавался сербский язык и культура. Это было требованием министерства образования Сербии и хорошей для нас адаптацией к местным условиям. Но главным предметом, что особенно хочу подчеркнуть, и в русских, и в сербских учебных заведениях был для нас Закон Божий. Можно сказать, что весь день, шаг за шагом шел от молитвы до молитвы: подъем, институтский храм, общая трапеза, начало и окончание занятий, отход ко сну сопровождались молитвой. И первым предметом в моем аттестате, который я храню до сих пор, стоит Закон Божий. Именно так была выстроена иерархия ценностей в системе воспитания и обучения Царской России. По мере сил ее сохранили русские беженцы в европейских странах вплоть до Второй мировой войны. Такой подход позволял готовить настоящих русских людей из гимназистов, кадет, институток, многие из которых родились за границей и никогда не видели России. Нам присущи были и остаются такие человеческие качества, как глубокая вера в Бога, взаимовыручка, самодисциплина и благородство, источник которого один благой Господь (ср. Мф.19:17, Мр.10:18, Лк.18:19).

В эмиграции русская школа всегда теснейшим образом связана с храмом. Помню, во время войны у нас даже в лагере для перемещенных лиц оборудовали один из бараков под храм, а рядом открыли школу.

Светская же ветвь русской народной школы, которая в Империи находилась в исключительном ведении Министерства Народного Просвещения, после падения Самодержавия перестала существовать на родине и со временем затухла в странах беженского рассеяния. Дети и внуки русских беженцев и эмигрантов пошли в общеобразовательные школы и высшие учебные заведения стран проживания. И чтобы окончательно не потерять национальную и вероисповедную идентичность, посещали воскресно-приходские школы при православных или инославных церквях. Мои дочь и внучка обучались как в закрытых христианских школах, так и в государственных. Могу абсолютно точно заявить: западная светская государственная школа переживает глубочайший кризис. Из нее ушли молитва, уважение к старшим и друг к другу, дисциплина. Поэтому о состоянии, например, канадской муниципальной школы можно примерно судить по сериалу «Школа» на первом общероссийском канале. То, о чем только мечтает для российского школьника режиссер Гай Германика давно уже происходит с канадскими парнями и девушками. Зачем нам брать их за образец?! Чтобы окончательно развратить и погубить русскую молодежь?!

Прав был мудрейший Константин Петрович Победоносцев. Проведя реформу церковно-приходской школы, он по Верховной воле изъял дело народного образования из ведения чиновников Министерства Народного Просвещения. Обер-прокурор Святейшего Синода писал в 1895 году в Журнале Училищного Совета: «Нам нечего увлекаться тем, что на Западе, в просвещенных странах Европы, школа изъята из-под живого и непосредственного заведывания духовенством и что школьное обучение стало там вполне светским и обязательным. Плоды этого просвещения не настолько хороши, чтобы им можно было завидовать. На съездах немецких учителей и в серьезной педагогической литературе слышатся жалобы на нравственное «одичание» немецкого народа, среди которого быстро распространяется безверие и крайние социалистические и анархические учения. Республиканские школы Франции, из коих изгнано преподавание Закона Божия и вынесены иконы - плохой образец для нас. А между тем Германия и Франция стоят во главе европейского просвещения и по их следам идут все прочие государства, не исключая православных греков, румын, сербов и болгар, погибающих нравственно и материально под игом подражательного парламентаризма и либерального европейского просвещения». Анализ ситуации, данный К.П. Победоносцевым в конце XIX века, вполне актуален и для нашего времени.

Совсем иное положение на Западе, да и насколько я могу судить и Российской Федерации, с частными закрытыми школами, пансионами, колледжами с вероисповедными и национальными компонентами. Оно вполне подходит под характеристику, данную прозорливым К.П. Победоносцевым для российских условий конца позапрошлого века. Он утверждал со знанием дела: «Если иноверное население России: лютеране, католики, евреи и магометане достигают известных успехов в грамотности и культурном развитии, то этим они обязаны своему духовенству, которое, руководя начальным обучением, бдительно следит за религиозным воспитанием детей, с юных лет внедряет в души их горячую, фанатическую любовь и преданность своей религии и своим храмам».

В Торонто, например, где проживает моя семья, существует масса частных католических, иудейских, индуистских и других подобных школ. Ученики ходят на занятия в форме и в некоторых случаях придерживаются своих национальных традиций. Маленькие сикхи даже носят в школу небольшие традиционные кинжалы, совсем как российские кавказцы. Что уже стало предметом конфликтов и разбирательств. В еврейских школах различных толков обучение девочек и мальчиков ведется раздельно, что лично я всегда приветствовала и хотела, чтобы к нему вернулись и в России, хотя бы в виде эксперимента. Правда, в еврейских школах у учеников берут анализ крови. Если группа крови совпадает, то таким мальчикам и девочкам не рекомендуют даже дружить. Таким образом, заботятся о здоровье потомства. В Православной Церкви, как известно, запрещены родственные браки до третьей степени родства.

Хотя чиновники-атеисты в России и заграницей и пытаются загнать русскую школу в маргинальное гетто, путь самоизоляции для нас неприемлем. Подавляющее большинство граждан Российской Федерации считают себя русскими православными людьми. Сотни тысяч русских людей живут на всех континентах земли. Даже над Арктикой и Антарктикой вознеся русский православный крест. Хотя чиновники и изъяли пункты о национальности и вероисповедании из документов и анкет переписи населения, не будем унывать. Восстановление канонического общения двух ветвей единой Матери-Церкви и введение предмета Основы православной культуры в российских школах и высших учебных заведениях прорвало кольцо вражеской блокады вокруг дела образования и воспитания молодого русского человека. Как только под давлением международных юридических норм произойдет имплементация (т.е. внедрение) Болонского процесса в систему нашего духовного образования и чиновничество признает богословие равноправной сестрой светской академической науке, процесс реформирования русской национальной школы, от начальной до духовных академий, примет законченный вид и необратимый характер. Именно такая реформированная система воспитания и обучения даст нового молодого русского человека. Его с нетерпением ждут все народы земли: друзья - с надеждой, враги - со страхом. Он пойдет навстречу миру, по слову замечательного миссионера, отца Иоанна Восторгова с Крестом и Евангелием. На русскую молодежь вся надежда, что мiр (как вселенная) и мир (как покой) будет спасен и сохранен!

Благодарю за внимание.

Москва. Храм Христа Спасителя. 25 мая 2010 года

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Куликовская-Романова
«Подвижник благочестия, стяжавший обильные плоды благодати»
К 25-летию со дня прославления Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского («Босого»)
02.07.2019
«Под сенью Брасовских аллей»
О Великокняжеских Михайловских Днях на Брянщине 14-16 Июня
13.06.2019
Все статьи Ольга Куликовская-Романова
Новости Москвы
«Радуйся, Николае, великий Чудотворче»
Фоторепортаж Владимира Саяпина о праздновании дня памяти свт. Николая Чудотворца в храме на Берсеневке
23.05.2024
«Мы имеем великую святыню среди нас»
По словам Патриарха, за эти двадцать лет изменилось лицо Церкви
22.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новый комментарий от С. Югов
26.05.2024 12:46
В моей библиотеке две новых книги. Рекомендую
Новый комментарий от учитель
26.05.2024 12:10
Ко дню рождения Бродского
Новый комментарий от Фиалка
26.05.2024 10:46
Баптисты США сомневаются: а папа Франциск вообще католик или нет?
Новый комментарий от Александр Волков
26.05.2024 10:32
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от С. Югов
25.05.2024 21:19
«Пятая колонна» – тормоз России
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:17